М.а. шолохов “тихий дон”: описание, герои, анализ романа

Анализ романа “Тихий Дон” Шолохова

Михаил Шолохов создал не просто роман, а роман-эпопею под названием “Тихий Дон”, и это произведение, которое включило в себя четыре тома, стало центральным в творческой биографии Михаила Шолохова. Коротко говоря, в романе описывается судьба донского казачества. Сейчас мы сделаем краткий анализ романа “Тихий Дон” и обсудим отдельно образ Григория Мелехова, главного героя произведения.

Шолохов рисует жизнь обычной семьи казаков, и на фоне их судеб изображается донское казачество и его трагедия. Семья Мелеховых живет на хуторе под названием Татарский, и мы видим следующих ключевых персонажей:

  • Глава семьи – старший урядник Пантелей Прокофьевич
  • Жена его Василиса Ильинична
  • Старший сын Петр и жена Дарья
  • Младший сын Григорий и жена Наталья (вторая жена Аскинья)
  • Единственная дочь Дуняша

Выше приведены далеко не все персонажи произведения, а лишь некоторые главные герои, без обсуждения которых невозможно сделать анализ романа “Тихий Дон”. В первую очередь в этой статье мы сосредоточимся на обсуждении образа Григория Мелехова.

Первая книга романа “Тихий Дон”, анализ которого мы сейчас проводим, повествует о том, какая была казачья жизнь в те времена. Встречается много подробностей быта казаков, их особенности, ценности и принципы. Причём, Шолохов не приукрашивает и не идеализирует, проявляя объективность в отношении строгих порядков и разумных правил.

И вот привычная жизнь нарушена, потому что наступает Первая мировая война, прокатилась революция и началась Гражданская война.

Эти печальные события вносят полный дисбаланс в гармоничный быт казаков, всё наполняется жестокостью, насилием и ненавистью – теми понятиями, которые буквально вселяются в сердца людей.

Хотя Шолохов рисует семью Мелеховых, на ее образце видна судьба других людей, которые оказались в безысходности – вся тяжесть войны легла на их плечи.

Пантелей Прокофьевич заражается тифом и умирает, его жена Василиса Ильинична тоже. Петр убит красными комиссарами, а его жена Дарья решает свести счёты с жизнью из-за того, что у нее “плохая болезнь”. Погибла и жена младшего сына Григория. Выживает только лишь Григорий Мелехов и его сын Михаил, а также сестра Дуня, вышедшая замуж за человека, который убил её старшего брата.

Важные детали анализа “Тихий дон”

Анализ романа “Тихий Дон” подразумевает важную деталь – Михаил Шолохов, показав драматическую судьбу донских казаков, очень тонко и с высокой гармонией увязал исторические детали с документальным подтверждением и привнес художественный вымысел.

Ведь сам автор родился и вырос на берегу Дона, поэтому он на своей жизни глубоко прочувствовал те проблемы, с которыми столкнулось казачество, живущее многие годы в тех местах.

Казак умел совмещать жизнь земледельца, воина и семьянина, поскольку своё поле и дом нужно было защищать от набегов со стороны татар.

Ввиду вышесказанного становится понятно, что творилось внутри Григория Мелехова на протяжении всей его жизни. Он постоянно вёл внутреннюю борьбу интересов собственника и обычного трудолюбивого работника.

Для казака свобода превыше всего, поэтому Мелехов с одной стороны готов был оказать поддержку власти красных, но с другой стороны он не мог отдать свою землю, за которую боролся, и именно это побудило его поддержать, всё-таки, белых.

Образ Григория Мелехова в романе

Главный герой романа “Тихий Дон” казак Григорий Мелехов раскрывается перед читателем особенно широко. Это вполне логично, ведь именно на примере этого персонажа Михаил Шолохов показывает всё донское казачество – его трудную судьбу.

Что наиболее ярко видно в образе Григория Мелехова при анализе романа “Тихий Дон”? Например, что обычный казак не хочет и не может без душевных терзаний оставить свой привычный уклад, то что он привык делать каждый день.

И пусть такая жизнь изнуряет казака, потому что подразумевает большой труд, но зато он чувствует себя близким к родной земле. Даже когда по принуждению власти казакам пришлось оставить всё это, душа таких перемен не приняла.

Начиная читать роман, читатель видит образ Григория Мелехова таким: это казак, который твердо стоит на своей земле, он привык к труду и должен стать хорошим семьянином. Но внутри Григория взрывной характер и малоопытность, он делает много ошибок.

Бросив законную супругу Наталью, Мелехов развивает чувства к замужней соседке Аксинье Астаховой и уходит к ней. Аксинья тоже изменяет своему мужу Степану, таким образом Григорий и Аксинья уезжают из Татарского, нанявшись на службу к одному помещику.

Дальше судьба немилосердно обходится к Григорием. Даже не делая глубокий анализ романа “Тихий Дон”, очевидно, что Григорий мечется по жизни в поисках верного решения.

После всей грязи, которой он насмотрелся во время Гражданской войны, Мелехов не понимает, что делать: кто прав, что будет дальше…

В конце концов, образ Григория Мелехова вырисовывается окончательно – он приезжает домой, где остался жив его сын Михаил и сестра Дуняша, правда, она стала женой Михаила Кошевого, а это кровный враг Григория.

Стоит завершить анализ романа “Тихий Дон” таким выводом: Григорий явился неким воплощением не только казачества, но и русских людей в целом, тех, кто испытал на себе всю тяжесть революции и Гражданской войны.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-tihiy-don-sholohova

Анализ романа Тихий Дон, Шолохова

Шолохов – автор многих произведений, но его главной работой все же является роман-эпопея Тихий Дон. Роман состоит из четырех томов. Это масштабный труд, который рассказывает о жизни казаков в начале XX века.

Вопреки всем сложностям, цензуре с ее жесткими рамками и запретами, Шолохову удалось показать жизнь казачества в переломные годы, а мы получили возможность сделать краткий анализ Тихого Дона.

Прочитав произведение, мы увидели картину прошлых лет и познакомились с казачеством.

Писатель описывает события большого промежутка времени, где читатель знакомится с жизнью героев до начала Первой Мировой, в годы войны и в годы становления Советской власти.

В центре внимания обычная казачья семья Мелеховых. Старший Мелехов – Пантелей, его жена Василиса, два сына Петр и Григорий, да дочь Дуня. С помощью описания судьбы этой семьи, автор показал донское казачество, с трагедией, которая нагрянула и перевернула всю их размеренную жизнь. Начинается роман описанием жизни казаков, их быта, затрагивается и тема любви.

Все идет своим чередом, герои женятся, ищут любви на стороне, занимаются земледелием. И вот Первая мировая, которая изменила жизнь казачества, а дальше революция и гражданская война. Гармония в жизни казаков нарушена, вокруг царит жестокость, люди начинают делиться на красных и белых. Рушатся судьбы, гибнут люди, испытывают проблемы и персонажи романа Тихий Дон.

Так, умирает от тифа отец, и уходит из жизни мать Григория Мелехова. Задолго до смерти отца, убивают старшего брата Петра. Умерла от неудачного аборта и жена Григория, а в конце романа погибает и его любовница Аксинья, которую тот считал своей второй женой. Жена Петра также погибла, бросившись в воду Дона.

Решилась на самоубийство и Дарья, так как не могла жить с мыслью о неизлечимой болезни, что забирает ее молодость и красоту.

В конце романа мы узнаем, что в живых остались Дуняша – сестра Гришки Мелехова, сам Григорий, да его сын Михаил. Роман очень интересный и его стоит прочитать полностью.

История создания романа

Еще в середине двадцатых годов у Шолохова появляется идея создать роман о казаках, показав их жизнь в годы революции. Однако, начав писать произведение, стало понятно, одной книгой будет невозможно передать все мысли об этом сложном времени.

Так и стал создаваться Тихий Дон, над которым писатель активно работал с 1926 года по 1939. В процессе творческой работы, Шолохову пришлось сталкиваться с разными трудностями, приходится дорабатывать, дополнять и изменять уже написанный материал.

Во время создания своего произведения, Шолохову пришлось изучить много исторических документов и фактов, пересматривая архивы, путешествуя и разговаривая с очевидцами.

Проблематика и герои

В Тихом Доне Шолохов поднял серьезные проблемы, среди которых основная – человек в годы войны и в революционное время. Роман показывает состояние людей во времена, когда приходилось придерживаться одной из сторон, решив кто твой враг.

Здесь автор задействовал более ста пятидесяти персонажей, выделив среди них главных героев. Как мы уже говорили, это семья Мелеховых. Коме того, из могочисленных персонажей стоит выделить их соседей: Митьку Коршунова, и семью Астаховых.

Сюжет и композиция романа

Сюжет и композиция романа построена так, чтобы показать читателям всю жизнь казаков, которые оказались перед нелегким выбором. Мы видим их внутреннее состояние, когда возвращаясь с войны, люди узнают, что дома их ждет все та же война. Противостояние с большевиками. Противостояние с офицерами.

И после многочисленных потерь, метаний из стороны в сторону, казачеству пришлось принять Советскую власть и пути назад уже не было.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-romana-tixij-don-sholoxova.html

Анализ романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”

М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к понима­нию объективного хода истории.

В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей. Шолохов показал, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря, заставив чи­тателей взглянуть на события глазами их участников.

«Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», — писал Шолохов.

Сочетание массовых сцен, в которых дается коллек­тивный портрет определенного социального слоя, группы в тот или иной конкретный исторический период, с изо­бражением судеб отдельных людей, с социально-истори­ческими экскурсами, величавыми картинами природы, на­сыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона» (1928— 1940).

Массовые сцены, множество второстепенных и эпизо­дических персонажей, исторические и военно-политичес­кие отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц.

Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивос­ти исторического развития и поразительно емки по содер­жанию.

Исторически значительные события, которые дают возможность писателю раскрыть закономерности общест­венного развития, являются сюжетными и композицион­ными узлами произведения. Исторический процесс пред­стает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы.

Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями при­роды. Революция захватила все стороны народной жизни — от общественных до семейно-бытовых, личных.

Шолохов показывает народ и в борьбе, и в личной жизни. Эти два плана повествования проникают друг в друга.

Шолохов свободно применяет переносы действия: из ку­реня Мелеховых на станичную площадь, с Дона на фронты империалистической войны, в Петроград, Москву, снова на Дон, в хутор Татарский, в семейный круг Мелеховых.

Героями романа стали простые крестьяне-труженики. Сила их характеров, бурная жизнь чувств, неистощимое богатство человеческого духа проявляются  в трудовой жизни.

В своем произведении автор поднимает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об историчес­кой необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические кон­фликты.

Поэтический мир Шолохова — мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты своей жизни, общества, истории.

Частная жизнь эпического героя и есть сама история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно — отнюдь не частный факт биографии Григория Мелехова.

Его жизнь представ­ляет интерес как раз тем, что он повторяет метания дон­ского казачества, являясь частью живой, творимой исто­рии. Даже сугубо личное — любовь к замужней Аксинье — выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали.

Если среди других эпических героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает в себе родовые черты казачества.

«Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» — две основные добродетели, создающие одновременно воина и земледельца. Ими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, — своеволие, незави­симость в поступках и поисках истины.

Поразительна сила, с которой Григорий воспринимает действительность. Замечательна быстрота ответного воз­действия Григория на мир. Это самое пленительное в его образе. Ему он обязан самыми благородными поступками своей жизни.

В бою, преследуемый австрийцами, он вне­запно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя поле­вым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного. Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, бросив свою белую дивизию, чтобы «выру­чить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алек­сеевича, убийц его брата Петра.

Ему присуще чувство неудовлетворенности собой. «Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал… — признается он Прохору. — Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное. У них, у обоих, свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…

» Воюя, он не ищет личных выгод и боится лишь одного — погре­шить против правды. Стараясь отыскать эту правду, он зорко всматривается в окружающий мир.

Григорий все время оказывается перед необходимос­тью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия.

Григорий стремится постиг­нуть смысл жизни, историческую правду времени. Обще­народное и — «свое», казачье; правда, существующая для всех, или – у каждого «своя правда, своя борозда» — вот вопросы, которые мучительно, неотступно встают перед героем романа.

Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых повествует Шолохов в 6-й части «Ти­хого Дона», осложняли судьбу Мелехова, донского казаче­ства, затрудняли выбор верного пути.

Григорий отринул старый мир, но правды новой дей­ствительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страдани­ях, он не понял, не поверил ей и в конце концов оказался на историческом распутье.

В напряженной обстановке бе­логвардейских мятежей и кулацких восстаний Григорий Мелехов не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Напротив, смертельная опасность угро­жает ему при аресте, и, в первый раз проявляя малодушие, Григорий спасает свою жизнь.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "моя школа"

Предупрежденный сестрой, он скрывается и затем, захваченный бандитами в лесу, принужден остаться в банде Фомина. Правды там он тоже не нашел.

Его бегство с Аксиньей — последняя попытка найти свое жизненное счастье. Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире. Смерть Аксиньи — высшая точка страда­ний Григория.

Трагическая тема романа достигает здесь небывалой высоты. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражения, ни звуки старинной каза­чьей песни.

Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию.

Образ Григория Мелехова — открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств.

Драматическая борь­ба социальных симпатий и антипатий в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытывал в поле за плугом; не поколебленное годами чувство к Аксинье и холодность к Наташе, а затем любовь к ней, матери его детей; отцовская привязанность к детям — все это откры­вает новые и новые черты в характере Мелехова, создает образ, покоряющий правдой. Эта объемность психологи­ческого анализа — одна из характерных сторон художест­венного мастерства Шолохова.

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение.

Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать неотвра­тимое будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна.

Это хорошо понимают герои Шолохова, умею­щие слушать шум леса и любоваться созвездиями. В труд­ные минуты они припадают к земле, ищут забвения у нее.

Человек, общество, природа для писателя проявления вечнотворящего движения жизни. Картина жизни неполна, если исключается хоть один из этих элементов. Тончайший поэт, улавливающий самое затаенное движение мысли, чувства, мгновенную смену их, Шолохов всегда стремился к пониманию и объяснению судьбы человеческой.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/503-roman-ma-sholohova-tihiy-don.html

Анализ эпопеи «Тихий Дон»

Рождение романа-эпопеи социалистического реализма связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение.

Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов, Великая Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства новой жизни вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата.

Характерно, что зачинатели литературы социалистического реализма в 20-е годы почти одновременно стали работать над эпиче­скими произведениями: А. М. Горький — над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой — над эпопеей «Хождение по мукам», А. А. Фадеев — над «Последним из удэгэ», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».

Создатели эпических полотен в советской литературе опирались на традиции русских классиков, на такие про­изведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.

Однако авторы эпопей социалистического реализма были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории советской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал М. Шолохов его созданию. Роман получил высокую оценку критики и читателей у нас в стра­не и за рубежом. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

Восторженно ото­звался о романе А.

Толстой: «Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов… В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества… по языку, сердечности, человечности, пластичности — произ­ведение общерусское, национальное, народное».

Высоко оценил роман А. В. Луначарский: «Роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явле­ния русской литературы всех времен… шолоховский роман читается с захватывающим интересом и является ценным вкладом в литературу о массах».

«Тихий Дон» получил широкую известность за рубе­жом. Он переведен на многие языки мира. Его читают и пишут о нем в Европе, Азии и Америке.

События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, М.

Шолохов основное внимание уделил изображению ка­зачества, но в романе дана широкая панорама жизни и борьбы всего народа. В произведении тесно соединяются достоверность изображения и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и ста­ниц Донского края.

Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников со­бытий: это коммунисты — Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков.

В то же время вымышлены основ­ные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

Исконные жители Донского края теряются в догадках, какой хутор назван этим именем: некоторые говорят — Кружилин, иные — Калиновский, а вешенцы считают, что крутой спуск от Татарского к Дону находится в Базках.

В изображении народа писатель выступает непревзой­денным мастером художественного слова, умело используя тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают не только главные герои, но и эпизодические персонажи.

Пейзажные зарисовки свидетельствуют о стра­стной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идей­но-художественные функции: помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходя­щим событиям.

Умело использованы произведения на­родного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народ­ного творчества, особенно песни, раскрывают философ­скую глубину эпопеи.

Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

Всем содержанием романа-эпопеи М. Шолохов развен­чал традиционное представление о казачестве как об одно­родной массе, как о сплошь реакционной силе, на которую опиралось самодержавие.

Мелеховы, Астаховы, Кошевые — все это труженики- хлеборобы. А Коршуновы — уже зажиточное, «справное» семейство. Особое место в жизни хутора занимал Мохов, торговец, Имевший капитал в банке и державший бедняков хутора в ‘постоянной зависимости.

Казачество раскрывается в эпопее многогранно — в быту, в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, участвуя в исторических событиях.

Первая мировая война изображается М. Шолоховым как страшное народное бедствие. Писатель с большим мастерством рисует ужасы войны, страшные картины мас­совой гибели людей на поле боя.

Мировая война усилила социальные разногласия меж­ду офицерами и солдатами, углубила пропасть между ними и способствовала пробуждению революционного сознания у рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели.

Боль­шевик Гаранжа разбивает самые высокие авторитеты в представлении Григория Мелехова: «Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею… удавка… Служи, казак, служи! Ще один хрэст заробишь, гарный, дубовый…»

Большевик Бунчук открыто говорит господам-офице­рам о том, что война должна закончиться новой револю­цией: «Русско-японская война породила революцию тыся­ча девятьсот пятого года,— эта война завершится новой революцией. И не только революцией, но и гражданской войной».

Офицеры Листницкий, Калмыков, монархисты по убеж­дениям, признают, что солдаты-фронтовики разделяют взгляды Бунчука.

В «Тихом Доне» М. Шолохов проследил, как посте­пенно зрела революционная мысль в широких слоях каза­чества. Казаки устали от войны, мечтают об ее окончании.

После свержения самодержавия казаки поняли, что Временное правительство защищает интересы помещиков и капиталистов. Они отказываются ехать в Петроград «для подавления начинающихся беспорядков».

Идеи Ленина овладевают массами, и сам Ленин вызы­вает горячую симпатию народа. О нем складываются легенды.

Казаки, которым царизм внушал, что они особое сословие, внушал презрение и к русским, и к украинцам, считают Ленина своим, а когда Бунчук поясняет им: «Ленин русский», казак Чикамасов горячо говорит: «Нет, браток! Ты, видать, плохо об нем знаешь. Знаешь, каких он кровей? Наших.

Сам из донских казаков, родом из Саль- ского округа, станицы Великокняжеской,— понял? Слу­жит батарейцем, гутарют. И личность у него подходя­щая — как у низовских казаков: скулья здоровые и опять же глаза».

Новым этапом в жизни широких народных масс стали события Великой Октябрьской социалистической револю­ции. М. Шолохов не допустил ни малейшей идеализации казачества. Он показал, что в сознании казаков сословные предрассудки пустили глубокие корни, и революция не смогла их сразу до конца уничтожить. Казаки сперва не разобрались в исторических событиях, совершили немало непоправимых ошибок.

Одним из центральных эпизодов романа стала распра­ва с экспедицией Подтелкова и Верхне-Донское восстание.

Это восстание осмысляется М. Шолоховым как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Не­смотря на широкий размах мятежа, писатель показал его обреченность. Люди видели бессмысленность борьбы с со­ветской властью. Чувство обреченности способствовало моральному разложению среди восставших: процветало пьянство, разврат, мародерство.

Участники восстания, понимая пагубность своего дела, злобствуют, уничтожают коммунистов. Приговором восставшим звучат страстные слова Ивана Алексеевича Котлярова: «…хотя нас и уколотят, но ить советскую власть колом не убьешь!»

Победа большевиков становится очевидной. Писатель показал, что революция пробудила в народе чувство чело­веческого достоинства. Казаки уже не могут мириться с барским пренебрежением к ним офицеров: «…господам генералам надо бы вот о чем подумать: народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился! А они все старым аршином меряют. А аршин того и гляди слома­ется…»

Не принимают казаки и интервентов. Выражая мысль народа, Григорий Мелехов советует англичанам ехать к себе домой, уверяя, что во всех событиях, происходящих на родной земле, народ разберется сам, без помощи иностранцев.

Несмотря на то, что после разгрома Добровольческой армии и повстанцев основная часть казачества приняла советскую власть, гражданская война на Дону еще не закончилась. Казачья верхушка не смирилась с победой народа. Стали организовываться белые банды, расправ­лявшиеся с представителями советской власти в хуторах и станицах.

В «Тихом Доне» описаны действия банды Фомина. Писатель показывает антинародную сущность бандитов, полностью опустившихся и разложившихся, грабящих и убивающих своих земляков. Бесславный конец банды за­кономерен.

Шолохов с большой художественной полнотой и убеди­тельностью показал роль коммунистов в становлении революционного сознания народа.

В коммунистах писа­тель выделяет лучшие, героические черты народного ха­рактера, и они воспринимаются как герои времени.

Образы коммунистов в «Тихом Доне» глубже, жизненно убедитель­ней, многогранней, чем в рассказах. Значительно расши­рен исторический диапазон их действий.

Коммунисты являются активными участниками всех событий, изображенных в романе. Вместе с рабочими Штокманом и Бунчуком ведут агитацию украинец-коваль Гаранжа, казаки Подтелков и Лагутин, Котляров и Коше­вой.

Характеры одних даны уже сформировавшимися и раскрываются в непосредственном общении с массами, в революционной деятельности среди народа (Штокман, Бунчук, Подтелков, Гаранжа), другие показаны в про­цессе их становления под воздействием коммунистов стар­шего поколения, имевших большой опыт в пропагандистской деятельности (Котляров, Кошевой).

В 10-е годы, в период революционного подъема, партия посылает в казачий хутор Татарский коммуниста Штокмана для пропаганды революционных идей. Это первый коммунист, с которым встречаются читатели.

Для Котлярова и Валета ІИтокман — учитель, большой человек, способный «расшифровать» события. Настойчивый и терпеливый агитатор-большевик, он и в своих учениках воспитывает эти же качества. Он учит Котлярова осторожности, вдумчивости, требует знания обстановки, указывает на особенность психологии казака.

Вторично в хуторе Татарском Штокман появляется уже после Октября, в момент напряженной классовой борьбы перед самым началом Верхне-Донского восстания.

Штокман не смог предотвратить восстание в Сердобском полку, происшедшее вследствие предательства бывшего белого офицера Вороновского.

Он умирает как герой, с пламенными словами правды, обращенными к обманутым красноармейцам: «Мы — коммунисты — всю жизнь… всю кровь свою… капля по капле… отдавали делу служения рабочему классу… угнетенному крестьянству… Мы привыкли бесстрашно глядеть смерти в глаза!..

— Вас ввели в заблуждение!.. Предатели… они заработают себе прощение, новые офицерские чины… Но коммунизм будет жить!.. Товарищи!.. Опомнитесь!..»

Многогранно раскрывает писатель образ Бунчука. Он рисует его не только в борьбе, в политической деятельности, но и в личной жизни. Прекрасно передано чувство Бунчука к Анне, ставшей его товарищем по борьбе и единомышленницей.

Погибает Бунчук вместе с экспедицией Подтелкова на боевом посту, как солдат революции.

Если Штокман и Бунчук— вымышленные образы, типизирующие лучшие качества народных вожаков, то Федор Подтелков — реальное лицо, герой гражданской войны.

Подтелков показан уже сформировавшимся большевиком, стойким и убежденным. Он один из организаторов советской власти на Дону, вместе с Кривошлыковым организует военную экспедицию для борьбы с контрреволюцией. Но слишком были силы неравны. Казачья верхушка,
возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась с экспедицией.

Даже перед казнью Подтелков и Кривошлыков думают о своих товарищах. Подтелков погибает, как и Штокман, бросая слова правды собравшимся людям: «Темные вы… слепые! Слепцы вы! Заманули вас офицерья, заставили кровных братов убивать!.. Советская власть установится по всей России».

Коммунисты в «Тихом Доне» даже своей смертью утверждают бессмертие и победу идей Ленина в жизни народа и всей страны.

Рисуя типические характеры, писатель не только глубо­ко проникает в жизнь, но и будит мысль, зовет вперед, в будущее.

Образы-типы в романе даны не статично, а в движении. Шолохов показывает, в какой ожесточенной борьбе, в ка­ком напряжении духовных сил изменялось сознание крестьянина-собственника, как он проникался сознанием революционных идей, как изживал предрассудки прош­лого.

Описывая казачьи семьи, писатель показал, какие разные характеры формировались в отдельных семьях. Часто Шолохов использует художественный принцип кон­траста.

Так, совсем разные люди Григорий и Петр Мелеховы. Старший, Петр, был спокойным, уравновешенным, но не­далеким человеком.

Он не мог принять революционную правду, сражается на стороне белых и погибает в годы гражданской войны от пули Мишки Кошевого. Его брат Григорий весь в поисках своего места в жизни.

Он может совершить неожиданные, противоречащие нравственному казачьему укладу поступки, в годы гражданской войны мечется между красными и белыми.

Разные характеры и в семье Коршуновых. «Справной», зажиточный хозяин Мирон Григорьевич растил своих де­тей в трудах и заботах. Трудолюбивая, верная в любви, Наталья унаследовала лучшие традиции семьи, а ее брат, Митька, был противоположностью ей.

Ловкий, хитрый, жестокий, он всегда стремился к легкой жизни. У него не было ни моральных устоев, ни совести, ни чести. В годы гражданской войны Митька стал карателем, палачом и «казнителем».

Читайте также:  Озеро накуру – мир розовых фламинго

Вместе с карателями зверски уничтожил семью Кошевых, и за это ему отказывают от дома Пантелей Прокофьевич и Ильинична, не желая иметь никаких дел с «супостатом».

В эпопее проходят многие представители служивого казачества. И для каждого из них художник находит свои отличительные качества, свои черты, благодаря которым они надолго запоминаются. Это и Христоня, и Прохор 5ыков, и Валет.

Производит большое впечатление образ казака Лиховидова, который во время мировой войны при виде множества погибших солдат во время очередного боя, потрясенный, сходит с ума и громко распевает казачью песню про «Сову Куприяновну».

События первой мировой войны Шолохов изображает с позиций художника-гуманиста и осуждает царское правительство за бессмысленные жертвы на войне.

Среди галереи народных характеров в эпопее наиболее притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачьей массы явля­йся Григорий Мелехов.

Источник: http://waldorf.in.ua/analiz-epopei-tixij-don/

Анализ романа “Тихий Дон”

Полемика вокруг авторства романа. Аргументы, предложенные Солженицыным показывают нам, что автор романа “Тихий Дон” – не Шолохов, а аргументы В. Кожинова показали, что автор – Шолохов. Краткая справка из истории казачества.

Роман-эпопея “Тихий Дон” охватывает период с мая 1912 года по март 1922 года. Действие 1-й книги заканчивается в ноябре 1914 года; 1-я книга описывает жизнь на Дону в последние несколько лет перед Первой мировой войной. 2-я книга – период с октября 1916 года по май 1918 года (первая, неудачная попытка установления Советской власти на Дону).

3-я книга посвящена Верхнедонскому восстанию 1919 года – за Советскую власть без коммунистов. Борьбе с политикой “расказачивания” посвящена в основном и 4-я книга. В романе прослеживаются судьбы отдельных семей, людей на фоне трагических событий в истории нашей родины – Первой мировой и гражданской войны.

Своеобразие жанра романа-эпопеи заключается в том, что судьбы отдельных личностей рассматриваются в контексте исторического процесса, охваченного очень полно. Затрагиваются также такие темы, как история казачества и участие казачества в революции. Изображение войны в романе.

Гражданское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии. Финальная сцена романа. в которой проявляется авторское отношение к войне.28. 

Григорий Мелехов – незаурядная личность. Он смел, честен, способен к состраданию и любви.

Несмотря на то, что смутное военное время часто подталкивает людей к совершению поступков, которые были бы немыслимы для них в мирное время. Григорий ни разу не совершил подлость.

Мелехов не чувствует призвания к военному делу, он создан для труда на земле. Трагедия Григория в том, что он не сумел найти “своей” правды; ни белые, ни красные не были ему близки. 

Григорий и Аксинья. Эта любовь стала трагедией для семей обоих героев и обернулась трагедией для них самих. Чувство их было очень сильным, пугающим: “…

они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан – узелок развяжет”. Аксинья – символ страсти, беспредельной любви, вся ее жизнь – в Григории, у нее нет ни детей, ни родни.

Наталья же символизирует идею дома, семьи; она верна, преданна любимому и детям. Григорий любил обеих женщин; однако любовь к Аксинье была сильнее самого Григория, в этом чувстве было что-то роковое и разрушительное.

После гибели Аксиньи, когда случилось “самое страшное, что только могло случиться в его жизни”, Григорий возвращается в отчий дом, и круг замыкается. Григорий стоит на родной землей у дома своего отца, с сыном на руках (прошлое, настоящее и будущее) – цикл жизни продолжается.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/08/blog-post_2938.html

Русский язык и литература. Литература

В 1925 году, после выхода “Донских рассказов”, Шолохова волнует замысел большого романа из жизни казачества, его роль в революции.

“Начал я писать роман в 1825 году, -рассказывал впоследствии писатель. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград. Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса.!”2

Было написано около четырех листов романа, который получил название “Донщина”. Шолохова не удовлетворило написанное: он понимал, что рядовой читатель не поймет, почему донские казаки приняли участие в “подавлении революции”.

Чтобы ввести читателя в дореволюционную жизнь казаков, Шолохов решил начать действие с 1912 года. Изменение замысла привело писателя к работе над более широким романом-эпопеей “Тихий Дон”, начатым в 1926 году и охватившим события десяти лет исторического развития- с 1912 по 1922 годы.

Работа над романом заняла 15 лет. Он вышел в окончательном варианте в 1940 году.

Работа писателя над I и II книгами “Тихого Дона” протекала быстро, но напряженно.

Много сил отдает писатель собиранию материала: это и воспоминания живых участников исторических событий, это и кропотливое изучение специальной военной литературы, разборка военных операций, мемуаров, ознакомление с зарубежными, даже белогвардейскими источниками”.1

Первая книга “Тихого Дона” была закончена в 1927 году. События в этой книге доведены до ноября 1914 года и печатались в журнале “Октябрь”. Вторая книга была написана в 1928 году и тоже печаталась в “Октябре” (май-октябрь). Во вторую книгу писатель включил главы из “Донщины”, где изображалось участие казачества в походе Корнилова на Петроград.

Здесь охвачены события с октября 1916 года по май 1918 года. Отзывы на публикацию первых двух книг были в основном положительные. Рапповская критика, высказывая высокое мнение о “Тихом Доне” как произведении искусства, была более сдержанной в политической оценке. Наклеивались такие ярлыки, как “колеблющийся середняк”, “проводник кулацкой идеологии”.

Недостаток I- й книги критика видела в идеализации жизни реакционных и зажиточных казаков, проводилась прямая параллель между писателем и его героем. Рапповская критика отказывалась отнести “Тихий Дон” в разряд пролетарской литературы, называя его произведением крестьянской литературы. Печатание III-й книги шло с большим трудом.

Журналы отказывались печатать книгу, ссылаясь на то, что Шолохов якобы исказил картину Вешенского восстания. Писателя обвинили в прокулацких настроениях.

В письме к Горькому писатель сообщал, что некоторые из “ортодоксальных” руководителей Раппа обвинили его в оправдании Верхнедонского восстания, так как он написал об ущемлении казаков красными.

Он утверждал, что в его описании репрессивных действий красных нет преувеличения.

Наоборот, он сознательно упустил некоторые факты, послужившие непосредственной причиной восстания: это бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков, расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков в течение 6 дней достигло солидной цифры – 400 с лишним человек”1.

Только вмешательство таких писателей, как Горький, Серафимович решило судьбу III-й книги. Четвертая книга “Тихого Дона” создавалась в течение длительного времени: она была завершена в 1939 году, а в 1940- опубликована.

Трудности в завершении романа были связаны с тем, что писатель искал правдивый для своего героя конец. В отличие от критиков, требовавших благополучного исхода судьбы Григория Мелехова, писатель предупреждал, что финал будет трагическим.

Уже в эпиграфе, предпосланном роману, -“Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами. А засеяна славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами”, – раскрыт весь драматизм судьбы народной в истории.

Новизна романа “Тихий Дон”, сразу по выходе вызвавшем широкую дискуссию, состояла в масштабности и глубине показа судьбы казачества, жизнь которого оказалась взломанной и перепаханной необратимыми революционными переворотами.

Источник: http://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/book/view.php?id=12103&chapterid=98

Тихий Дон, сюжет, основные персонажи

Вернувшись в станицу, Шолохов приступает к последней части романа. Её первая сохранившаяся рукописная страница помечена «17 декабря 1938 г.» Уже 1 января 1939-го, отправленная по телеграфу из Вёшенской в Москву, 1-я глава 8-й части публикуется в «Известиях».

В конце января Шолохов избирается действительным членом Академии наук СССР и награждается орденом Ленина. Через год, в конце декабря 1939 года, он заканчивает восьмую часть.

Она публикуется во 2—3 сдвоенном номере «Нового мира» за 1940 год и переиздаётся в 4—5 номере «Роман-газеты». В 1939—1940 гг. в Ростиздате выходит первое полное издание романа в четырёх книгах. Весной 1941-го ГИХЛ выпускает однотомное издание всего романа.

15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» М. А. Шолохов награждается Сталинской премией в области литературы и искусства.

Сюжет

Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами.

В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы.

От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.

Главный герой книги Григорий Мелехов — донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни.

Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или с белыми.

Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться.

Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.

В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному оставшемуся из всей семьи Мелеховых сыну и к родной земле.

Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX века: обряды и традиции, характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской.

Основные персонажи

  • Григорий Мелехов — казак станицы Вёшенской, 1892 г. р.
  • Пётр Мелехов — его старший брат
  • Дуняшка — их младшая сестра
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов — их отец, старший урядник
  • Василиса Ильинична — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки
  • Дарья Мелехова — жена Петра
  • Степан Астахов — сосед Мелеховых
  • Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) — законная жена Григория
  • Дмитрий Коршунов — её старший брат, в начале событий лучший друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов — богатый казак, их отец
  • дед Гришака — отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой — бедный казак, ровесник и друг, впоследсвии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) — «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Адеевич Синилин по прозвищу «Брех» — старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) — казаки хутора Татарского
  • Сергей Платонович Мохов — иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир — его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» — компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров — казак, машинист моховской мельницы
  • Валет — иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка — молодой веселый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян — кучер Мохова
  • Евгений Листницкий — казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий — его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • дед Сашка — конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
  • студенты Боярышкин и Тимофей
  • Штокман Иосиф Давыдович — слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков — смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» — суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков — казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
  • Илья Бунчук — новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко — еврейка из Ростова-на-Дону, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Крутогоров, Геворкянц — пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова — жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин — штабс-капитан, помощник Фомина

Источник: http://www.cultin.ru/books-tikhijj-don-p5

Характер Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Вромане «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, ис­токов ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представите­лей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

В самом начале романа Шолохов описывает исто­рию семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кам­пании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается харак­тер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «…

в отца попер: на полголо­вы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых про­резях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей ко­жей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.

С первых же страниц Григорий изображается в по­вседневной крестьянской жизни. Он, как и все на ху­торе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах кре­стьянского труда.

Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию.

Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».

Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.

Григорий — человек сильных страстей, решитель­ных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья.

Читайте также:  Зима в музыкальных шедеврах

Жесто­ко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побо­явшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути.

Женитьба на не­любимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавше­го ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой.

Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину поро­ду выродился, истованный черкесюка!» — восклица­ет до смерти перепуганный Петр.

Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно гово­рит он жене.

Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невоз­можность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в от­рыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выгля­дел старше своих лет»,— говорит автор.

В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избие­ния им Листницкого младшего. Невзирая на положе­ние Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Меле­хов не боится наказания за свой поступок.

Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собствен­ного достоинства. В нем его сила, и она способна ока­зать влияние на других людей, независимо от их чина и положения.

В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.

Герой готов вступиться не только за свое, но и за чу­жое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Первая мировая война подхватила судьбу Григо­рия и закрутила ее в вихре бурных исторических со­бытий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офи­цера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, кото­рый мечтает его убить. Григорий показан мужест­венным, умелым воином.

Но все же убийство челове­ка глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря чело­века и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -… уморился душой…

Будто под мель­ничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что про­ливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталки­вают Мелехова со многими людьми, имеющими прин­ципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.

Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внима­тельно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.

Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомне­ния. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде цен­ностях, таких, как царь и казачий воинский долг.

«Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заяв­ляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория.

Эти сомнения положили начало трагиче­скому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.

Характер Григория Мелехова — характер поисти­не удивительный, поистине народный.

Анализ романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”

М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к понима­нию объективного хода истории.

В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей. Шолохов показал, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря, заставив чи­тателей взглянуть на события глазами их участников.

«Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», — писал Шолохов.

Сочетание массовых сцен, в которых дается коллек­тивный портрет определенного социального слоя, группы в тот или иной конкретный исторический период, с изо­бражением судеб отдельных людей, с социально-истори­ческими экскурсами, величавыми картинами природы, на­сыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона» (1928— 1940).

Массовые сцены, множество второстепенных и эпизо­дических персонажей, исторические и военно-политичес­кие отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц.

Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивос­ти исторического развития и поразительно емки по содер­жанию.

Исторически значительные события, которые дают возможность писателю раскрыть закономерности общест­венного развития, являются сюжетными и композицион­ными узлами произведения. Исторический процесс пред­стает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы.

Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями при­роды. Революция захватила все стороны народной жизни — от общественных до семейно-бытовых, личных.

Шолохов показывает народ и в борьбе, и в личной жизни. Эти два плана повествования проникают друг в друга.

Шолохов свободно применяет переносы действия: из ку­реня Мелеховых на станичную площадь, с Дона на фронты империалистической войны, в Петроград, Москву, снова на Дон, в хутор Татарский, в семейный круг Мелеховых.

Героями романа стали простые крестьяне-труженики. Сила их характеров, бурная жизнь чувств, неистощимое богатство человеческого духа проявляются в трудовой жизни.

В своем произведении автор поднимает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об историчес­кой необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические кон­фликты.

Поэтический мир Шолохова — мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты своей жизни, общества, истории.

Частная жизнь эпического героя и есть сама история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно — отнюдь не частный факт биографии Григория Мелехова.

Его жизнь представ­ляет интерес как раз тем, что он повторяет метания дон­ского казачества, являясь частью живой, творимой исто­рии. Даже сугубо личное — любовь к замужней Аксинье — выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали.

Если среди других эпических героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает в себе родовые черты казачества.

«Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» — две основные добродетели, создающие одновременно воина и земледельца. Ими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, — своеволие, незави­симость в поступках и поисках истины.

Поразительна сила, с которой Григорий воспринимает действительность. Замечательна быстрота ответного воз­действия Григория на мир. Это самое пленительное в его образе. Ему он обязан самыми благородными поступками своей жизни.

В бою, преследуемый австрийцами, он вне­запно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя поле­вым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного. Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, бросив свою белую дивизию, чтобы «выру­чить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алек­сеевича, убийц его брата Петра.

Ему присуще чувство неудовлетворенности собой. «Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал… — признается он Прохору. — Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное. У них, у обоих, свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…

» Воюя, он не ищет личных выгод и боится лишь одного — погре­шить против правды. Стараясь отыскать эту правду, он зорко всматривается в окружающий мир.

Григорий все время оказывается перед необходимос­тью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия.

Григорий стремится постиг­нуть смысл жизни, историческую правду времени. Обще­народное и — «свое», казачье; правда, существующая для всех, или – у каждого «своя правда, своя борозда» — вот вопросы, которые мучительно, неотступно встают перед героем романа.

Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых повествует Шолохов в 6-й части «Ти­хого Дона», осложняли судьбу Мелехова, донского казаче­ства, затрудняли выбор верного пути.

Григорий отринул старый мир, но правды новой дей­ствительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страдани­ях, он не понял, не поверил ей и в конце концов оказался на историческом распутье.

В напряженной обстановке бе­логвардейских мятежей и кулацких восстаний Григорий Мелехов не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Напротив, смертельная опасность угро­жает ему при аресте, и, в первый раз проявляя малодушие, Григорий спасает свою жизнь.

Предупрежденный сестрой, он скрывается и затем, захваченный бандитами в лесу, принужден остаться в банде Фомина. Правды там он тоже не нашел.

Его бегство с Аксиньей — последняя попытка найти свое жизненное счастье. Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире. Смерть Аксиньи — высшая точка страда­ний Григория.

Трагическая тема романа достигает здесь небывалой высоты. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражения, ни звуки старинной каза­чьей песни.

Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию.

Образ Григория Мелехова — открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств.

Драматическая борь­ба социальных симпатий и антипатий в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытывал в поле за плугом; не поколебленное годами чувство к Аксинье и холодность к Наташе, а затем любовь к ней, матери его детей; отцовская привязанность к детям — все это откры­вает новые и новые черты в характере Мелехова, создает образ, покоряющий правдой. Эта объемность психологи­ческого анализа — одна из характерных сторон художест­венного мастерства Шолохова.

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение.

Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать неотвра­тимое будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна.

Это хорошо понимают герои Шолохова, умею­щие слушать шум леса и любоваться созвездиями. В труд­ные минуты они припадают к земле, ищут забвения у нее.

Человек, общество, природа для писателя проявления вечнотворящего движения жизни. Картина жизни неполна, если исключается хоть один из этих элементов. Тончайший поэт, улавливающий самое затаенное движение мысли, чувства, мгновенную смену их, Шолохов всегда стремился к пониманию и объяснению судьбы человеческой.

С.5 Мое отношение к А.Штольцу .(По роману И.А.Гончарова “Обломов”.)

Шестидесятые годы девятнадцатого века…Новое время для России… Оно требует иных героев литературы, которые должны не только пассивно противостоять окружающей действительности, как «лишние люди», но и активно вмешиваться в жизнь, желать её переустроить и быть способными на деятельное добро.

Одним из них является Андрей Штольц ,герой романа И.А.Гончарова «Обломов». По сравнению с Е. Онегиным и Г. Печориным этот деятельный человек мне нравится. Нравится потому, что он знает, чего хочет добиться в жизни и многого добивается .

А разве это плохо? Правда, писатель подошел к изображению «нового человека» очень осторожно. Он практически не показал его в действии. И о деятельности друга Обломова мы можем только догадываться. Но наши предположения все равно отрадны: ведь Е.Онегин, Г.Печорин, да и И.

Обломов в жизни ничего не делали, а лишь скучали…

Задумываюсь, почему этот литературный персонаж так отличается от своего друга? Потому что он принадлежат к дворянскому сословию чисто формально, а потому не изуродован такой общественной болезнью, как обломовщина.

Мне импонирует, что А.Штольц – человек дела, он не «заражен» модными в ту пору нигилистскими взглядами, осуществление его социальных идей не связано ни с каким общественным движением.

Даже Илья Обломов в разговоре с другом критикует пустое и корыстное светское общество (ругать общество — это дань моде, которая пошла от «лишних людей»), а Штольц никак не реагирует на его слова.

Возможно, он убеждён, что всякие политические споры — пустое времяпрепровождение, надо заниматься делом! И за это он мне нравится! Герой, несомненно, прав: критиковать легко, сделать что-нибудь толковое значительно труднее, а у Штольца и собственные дела в порядке, и чужие (обломовские) он устраивает добросовестно, как свои.

Меня привлекает образ Андрея Штольца и тем, что он нарисован И.А.Гончаровым не только деловым, но и культурным человеком, который любит музыку, восхищается пением Ольги, разбирается в искусстве и весьма начитан в литературе. В жизни он ни от чего не хочет отказываться: ни от красоты, ни от любования природой, ни от дружбы, ни от любви. Штольц –человек, живущий полной жизнью.

И последнее, за что я уважаю героя И.А.Гончарова, – это за его верность юношеской дружбе: он спасает главного героя романа от разорения, а после смерти Ильи Ильича воспитывает его сына.

Итак, Андрей Штольц – представитель «новых людей». И спасибо И.А.Гончарову, наблюдательному и чуткому художнику, который смог уловить новое в общественном настроении предреформенной эпохи.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s10020t2.html

Ссылка на основную публикацию