М. горький “на дне”: описание, герои, анализ пьесы

Характеристика героев пьесы “На дне” Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки

Сцена из спектакляпо пьесе “На дне”

Пьеса “На дне” является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

Костылев – 54-летний хозяин ночлежки. Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу.

Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки.
     (см. Характеристика Костылева)

Василиса Карповна – 26-летняя жена Костылева. Умная, хитрая, жестокая, бездушная, развратная женщина. Василиса издевается над своей родной сестрой и предлагает своему бывшему возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от ее мужа.

     (см. Характеристика Василисы)

Наташа – 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа – добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести.
     (см. Характеристика Наташи)
Васька Пепел – 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька – возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева.
     (см. Характеристика Васьки Пепла)

Лука – 60-летний старик. Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге за какое-то преступление, но сбежал оттуда. Лука – жалостливый, милый, добрый, неглупый старик. Поселившись в ночлежке, он дает другим героям советы и пытается утешить их, но его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы.
     (см. Характеристика Луки)

Актер – 40-летний пьяница, бывший театральный актер. Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город. Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей, после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы кончает жизнь самоубийством.

     (см. Характеристика Актера)

Сатин – 40-летний пьяница и шулер. Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он заступился за свою сестру и в драке по неосторожности убил человека. Сатин привык существовать за счет шулерства и не хочет жить честно. Сатин – неглупый, довольно образованный мужчина.     (см. Характеристика Сатина)

Барон – 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.

     (см. Характеристика Барона)

Настя – 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь “непристойной работой”. Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли.

     (см. Характеристика Насти)

Бубнов – 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).

     (см. Характеристика Бубнова)

Клещ – 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.

     (см. Характеристика Клеща)

Анна – 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, “зачахла” из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
     (см. Характеристика Анны)

Квашня – 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.

     (см. Характеристика Квашни)

Медведев – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает “темные дела”, в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.

     (см. Характеристика Медведева)

Алешка – 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка – запутавшийся, несчастный молодой человек.

     (см. Характеристика Алешки)

Татарин – обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин – законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб – обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/01/harakteristika-geroev-na-dne-gorkij-opisanie-obitatelej-zhitelej-nochlezhki.html

Герои пьесы На дне Горького характеристики и описания

Горький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров и героев. Далее рассмотрим кратко каждого.

Костылев

Костылев – 54-летний человек, является главой ночлежки. В целом, он является отрицательным героем, который склонен к злости и жадности, да и ко многим другим отрицательным качествам.

У него есть супруга Василиса, к которой в свою очередь есть сестра по имени Наташа. К каждой он относится более чем пренебрежительно, может грубить и обижать. Этот человек не особенно задумывается о морали, более склонен к поиску личной выгоду.

Он скупает краденое у Васьки Пепла, но в завершении пьесы гибнет от рук Васьки.

Василиса Карповна

Василиса Карповна – 26 лет, она супруга Костылева. Как говорят, наградная супруга. Костылев может себе позволить иметь молодуху на содержании, но и сама Василиса не сказать чтобы положительная героиня.

Она склонна к разврату и жестокости, то есть не является тут подвластной и угнетенной, она сама знает собственные цели к которым идет и в итоге подговаривает Ваську, с которым когда-то имела отношения, избавиться от пожилого супруга.

Наташа

Наташа – 20 лет. Довольно милая и положительная девушка, которая подвергается всяческим унижениям от Василисы (сестрой которой является) и Костылева. Она нравится Ваське Пеплу, но тот не может ее обеспечить и она оказывается в больнице, а потом пропадает.

Васька Пепел

Васька Пепел – 28-летний преступник. Ранее он встречался с Василисой, которая продолжает испытывать к нему чувства, а сам Васька старается ухаживать за более молодой Наташей, которой предлагает убежать и начать жить честно, но такое предприятие не удается. Тем более Васька сидевший ранее многократно снова оказывается за решеткой, после того как расправился с Костылевым.

Лука

Лука – 60-лет, старик. Старик, который хочет помогать всем другим и умудренный опытом, но по факту его советы никому не нужны и даже вредят. Он вероятнее всего поселился в ночлежке после того как сбегает из каторги. Наверное, Лука не досидел собственный срок, не известно в чем его преступление.

Актер

Актер – 40-летний алкоголик. Он ранее служил в театре и копит деньги, чтобы уехать в какой-то мифический город, где лечат от алкоголизма. Об этом городе рассказал Лука и в этом совете снова проявляется его довольно вредное воздействие. Лука в итоге не называет в каком городе располагается искомая лечебница и этот герой снова пьет, после чего накладывает на себя руки.

Сатин

Сатин – 40-лет, алкоголик и нечестный картежник. Ему пришлось отсидеть пять лет, но тюрьма его не перевоспитала и он хочет продолжать существовать за счет шулерства, хотя он сам неглупый и образованный.

Барон

Барон – 33-летний пьяница, дворянин. Он служил чиновником, но попался на растрате и после семьи не смог наладить свой быт, оказался нищим. Его снабжает деньгами Настя, с которой он встречается и благодаря этому может пить.

Настя

Настя – 24-летняя девушка. Терпит Барона, который ее унижает, хотя и встречается с ней. Вероятно, девушка легкого поведения или зарабатывает каким-то другим непристойным образом. Обожает любовные романы, которые по большей части читает для того чтобы придумывать какие-то любовные истории с собственной персоной в главной роли. Конечно, никто ей особенно не верит.

Бубнов

Бубнов – 45 лет. Ранее он владел меховой мастерской, которой лишился после развода. Теперь нищий.

Клещ

Клещ – 40-летний ремесленник, слесарь. Непрестанно унижает супругу, которая заболевает. После гибели Анны он продает инструменты чтобы похоронить супругу.

Анна

Анна – 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Страдает от чахотки и сама считает болезнь причиной плохого отношения супруга.

Квашня

Квашня – 40-летняя торговка пельменями. Женщина, которая была бита супругом на протяжении восьми лет, после чего развелась, а потом выходит за Медведева, который оказывается сам под рукой этой женщины.

Медведев

Медведев – 50-летний полицейский. Для Василисы и Наташи он является дядей. После того как он становится мужем Квашни, начинает пить. На протяжении всей пьесы он закрывает глаза на дела, которыми занимаются Костылев, Васька и остальные. Помимо этого он также не считает нужным вмешиваться в побои, которые учиняют Костылев и Василиса Наташе.

Алешка

Алешка – 20-летний сапожник, пьяница. Несчастный молодой человек, который иногда пьет и оказывается в полиции. Может петь и играть на гармошке.

Татарин

Татарин – обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Является одним из немногих честных людей и даже обличает Сатина и Барона в нечестной картежной игре. Под завершение пьесы он оказывается со сломанной рукой и соответственно без работы.

Кривой Зоб

Кривой Зоб – тоже грузчик. В отличие от Татарина, он хорошо знает о карточной нечестной игре (имеется в виду Сатина и Барона), но отношение у него другое, он оправдывает этих людей. Любит петь, в чем составляет компанию другим обитателям ночлежки.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/geroi-pesy-na-dne

Характеристика героев пьесы На дне Горького сочинение

В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни.

Все эти люди живут в одной ночлежке, которую содержат Михаил Иванович Костылёв и его жена Василиса.

Костылёв

Костылёв редко появляется на протяжении пьесы, но и по нескольким эпизодам его можно характеризовать как жадного и трусливого, ему важны только деньги.

Ради наживы Костылёв готов на всё, он ни к кому не испытывает чувство жалости. Даже сестру своей жены, проживающей с ними, он постоянно попрекает куском хлеба.

В конце концов, Костылёв по чистой случайности погибает от руки своего постояльца.

Василиса

Жена его, Василиса, моложе мужа почти на 30 лет. Волевая и сильная женщина, живёт с мужем ради денег, мечтая о его смерти. Втайне от супруга, Василиса бегает к своему любовнику, Ваське Пеплу, подбивая того убить Костылёва. Желая избавиться от ненавистного мужа, она готова пожертвовать родной сестрой.

Наташа

Наташа, сестра Василисы, хорошая, добрая девушка. Над ней всё время издевается муж сестры, сама Василиса постоянно зверски избивает её, но девушка сумела сохранить в себе жалость и сострадание к людям. С уважением она относится ко всем обитателям ночлежки.

Гордая и прямолинейная девушка покорила своей нравственной чистотой сердце Васьки Пепла.

Из обрывков фраз, долетевших до её слуха во время убийства Костылёва, Наташа приходит к мнению, что это заговор между Васькой и Василисой. В результате нервного потрясения, девушка попадает в больницу. После больницы Наташа исчезает.

Васька Пепел

Один из ярких персонажей пьесы – Васька Пепел. Это молодой здоровый человек, любящий жизнь. Васька родился в семье вора, и его судьба была предрешена. С детства ему твердили, что он сын вора, и сам будущий вор. Не слыша других слов, Пепел таким и вырос, хотя в душе он совершенно другой человек.

Читайте также:  Калужница - жительница речных заводей

Всеми силами Васька пытается вырваться из этой грязи, он мечтает начать новую жизнь. Пепел влюблён в Наташу, сестру своей любовницы, которую он отверг, не найдя в ней истинно женских качеств.

Случайно в драке Пепел убивает Костылёва, отныне ему одна дорога, в тюрьму или на каторгу. Можно сказать, жизнь его окончена, он так и не успел вырваться из цепких рук безжалостной судьбы.

Барон

Бывший дворянин Барон, выходец из аристократического рода, оказался среди обитателей ночлежки, пустив по ветру своё состояние, доставшееся ему от богатых родителей. Единственный ребёнок в семье, катавшийся как сыр в масле, не сумел найти достойного применения наследству, упавшему в его руки. В мгновение ока он разорился и оказался на «дне» жизни. Теперь он ничтожен и жалок.

Бубнов

Бывший владелец красильного предприятия Бубнов, оказался в ночлежке после того, как чуть не убил свою жену, связавшуюся с мастером. Разочаровавшись в людях, Бубнов считает, что, только опустившись на «дно» жизни, человек проявляет свою настоящую сущность. Он безжалостен и жесток, и не скрывает своих пороков и недостатков, наоборот, выставляет их напоказ.

Клещ

Человек, противопоставляющий себя всем обитателям, Клещ, муж Анны. Это единственный человек, считающий, что главное в жизни – это труд. Слесарь по профессии, он постоянно занят работой.

Клещ с пренебрежением относится к жителям ночлежки, презирая их за то, что они ведут праздную жизнь, пьянствуют, играют в карты и воруют.

Он грубый и чёрствый человек, которому безразличны даже страдания умирающей жены. После смерти жены, он сожалеет лишь о средствах, потраченных на её похороны.

Потеряв работу, Клещ уравнивается с остальными постояльцами, смиряясь, принимает своё новое положение и начинает пить.

Анна

Жена Клеща, Анна, забитая больная женщина, ждёт смерти. Робкая, тихая женщина, она всю свою жизнь беспрекословно терпит побои и оскорбления мужа, но до сих пор продолжает о нём заботиться. Проведя всю свою недолгую жизнь в страданиях и муках, Анна уходит из жизни.

Сатин

Бывший телеграфист Сатин отличается от своих сожителей своей образованностью.

В своё время он прочитал много книг, и теперь в своей речи любит использовать заумные словечки, смысл которых не доступен пониманию окружающих.

В прошлой жизни Сатин был весёлым и энергичным, выступал на сцене, радовался сам и радовал других. Всё изменилось после того, как он совершил убийство из-за сестры. Отсидев срок, Сатин опустился до ночлежки.

Сатин противопоставляет себя Луке, утверждая, что «человек – звучит гордо», а сострадание и жалость лишь унижают и оскорбляют, превращая человека в раба.

Лука

Одним из главных героев пьесы является Лука. Лука – неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший странник.

Своим появлением Лука вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Вселив надежду в несбыточные мечты опустившихся на «дно» жизни людей, Лука незаметно исчезает во время драки Васьки Пепла с Костылёвым.

Пьеса заканчивается самоубийством Актёра, беспробудного пьяницы, поверившему Луке и тут же разочаровавшемуся в своей надежде после его исчезновения.

Пьеса Горького актуальна во все времена, каждый воспринимает её по своему, но равнодушным это произведение не оставит никого.

Герои пьесы На дне

Пьеса Горькова «На дне» была написана в переломный момент для страны, это были 90 года, когда закрывались заводы и фабрики, людям приходилась переезжать в деревни и искать там работу. Многие которые так и не нашли занятие, стали отверженными обществом и оказывались «на дне».

Будущее и настоящее этих людей, их мечты о лучшей жизни и несбыточные надежды – это все есть в этом произведении.

Все персонажи из повести “На дне” – это обычные люди, богатые или не очень, которые из определённых проблем в своей жизни лишились всего.

В то время когда другие люди развивались и находили новую работу, они стали отверженным общество, ведь ни как не смогли забыть свое прошлое и жили только им.

Эти люди прячутся от всего мира за выпивкой, игрой в карты и различным воровством. Бубнов, Настя, Актер, Барон и многие другие изгои проживают в ужасном месте, в котором знающий себе человек цену ни когда не побывает.

На вид это ужасное место, похоже на пещеру, обваливающийся потолок, затопленные стены и скрипучий пол.

Эти люди со своей страшной и не очень историей, у каждого из них свои демоны и ниже описано, что ни такого сделали, что их жизнь так резко изменилась:

Костылев – хозяин той страшной и ужасной для изгоев ночлежки. Он гнусный лицемер, который не ценить никого, кроме своих денег. Он не любит свою жену и постоянно насмехается над ней и избивает её сестру Наташу. Несмотря на все это, он просто никчемный трус, которого в конце убивают.

Василиса – молодая жена Костылева. Она не похожа на своего мужа. Она суровая, умная, хитрая женщина, которая поскорей хочет избавиться от мужа, именно поэтому она предлагает своему любовнику убить его. Она не против пожертвовать своей сестрой для этого ведь ей все равно на нее.

Наташа – сестра Василисы. Одна из немногих добрых положительных персонажей, которая даже после издевательств от родственников любит помогать другим. С ней хочет начать встречаться Васька, бывший любовник Василисы, и сбежать вместе с ней. Но под конец она попадает в больницу, а после и пропадает.

Васька Пепел – это весельчак и пьяница, вечно влюбленный человек, который попал на дно, из того, что постоянно воровал и продавал этот товар Костылеву. Он был влюблен в его жену, но после влюбился в Наташу. В конце он убивает Костылева и страдает о несбывшихся местах.

Бубнов – бывший мастер, которого бросила жена, забрав с собой мастерскую и оставив мужа без работы и гроша. После этого Бубнов перестал любить жизнь и начал ненавидеть все вокруг.

Настя – она оказалась в этой ночлежке из нелегкой судьбы ведь ей пришлой стать девушкой с неприличной работой. Но, несмотря на это она очень романтична и мечтательна.

Барон – бывший когда-то давно богатый чиновник, но потратил все деньги из глупого случая. После он забыл про будущее и начал жить прошлым, запивая свое горе. Он начал встречаться с Настей, которая и дает деньги ему на выпивку.

Алешка – молодой человек, который работает сапожником. Он горланит песни и постоянно играть на инструментах. Он любит пить и всегда говорит, что ему нравиться эта веселая жизнь, но из этого довольно часто попадает под арест.

Актер – пьяница, который потерял свою карьеру актера именно из алкоголя. Но, несмотря на это, когда ему говорят про волшебную клинику для алкоголиков, он временно перестает пить. Но в конце спивается и убивает себя.

Лука – неизвестный странник, который приходит в ночлежку, меняя всю там атмосферу. Он вселяет надежду в людей о лучшей жизни и рассказывает им о различных небылицах. Но в конце во время драки незаметно исчезает из ночлежки.

Сатин – сидел около 5 лет в тюрьме за убийство человека. Он довольно умный, но привык всю жизнь обманывать людей и на это и зарабатывать.

Также читают:

← Чем проще слово, тем более оно точно…↑ ГорькийСравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль → Конфликты в пьесе На дне →

  • Сочинение Взаимоотношение человека и природыПо тому, как относится человек к природе, можно судить о его личности. Если один подросток наносит вред природе, значит он безжалостный и злой, а его сверстник устраивается на лето волонтером в приемник для животных, где кормит и убирает бесплатно.
  • Сочинение Образ Левонтия в рассказе Конь с розовой гривой АстафьеваРассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» самобытен и неподражаем. Он до сих пор вызывает массу критики и откликов, как и многие произведения писателя.
  • Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинениеВ произведениях Тургенева присутствует множество трагичных моментов, которые заставляют нас задуматься над многими вещами, такими как сама наша жизнь, её смысл, различные её аспекты
  • Образ и характеристика Петра Гринева в повести Капитанска дочка Пушкина сочинениеГринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович
  • Характеристика и образ Грушницкого в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинениеЕсли Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/harakteristika-geroev-pesy-na-dne

Анализ драмы “На дне” Горького М.Ю

Предметом изображения в драме Горького “На дне” становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, идущих в русском обществе рубежа веков, на дно жизни.

Для того чтобы воплотить подобный предмет изображения сценическими средствами, ему необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт, в результате которого проявились бы противоречия сознания ночлежников, его сильные и слабые стороны. Пригоден ли для этого социальный, общественный конфликт?В самом деле, социальный конфликт представлен в пьесе на нескольких уровнях.

Во-первых, это конфликт между хозяевами ночлежки супругами Костылевыми и ее обитателями. Он ощущается героями на протяжении всей пьесы, но оказывается как бы статичным, лишенным динамики, не развивающимся.

Это происходит потому, что Костылевы сами не так уж далеко в общественном плане ушли от обитателей ночлежки и отношения между ними могут создать лишь напряжение, но не стать основой драматургического конфликта, способного “завязать” драму.

Кроме того, каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого и оказался на “дне” жизни, в ночлежке.

Ho эти социальные конфликты принципиально вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое и потому не становятся основой конфликта драматургического. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся на жизни людей, но не сами эти столкновения.Наличие социального напряжения обозначено уже в названии пьесы. Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “стремнины”, верхнего ее течения, к которому и стремятся приблизиться персонажи. Ho и это не может стать основанием драматургического конфликта — ведь это напряжение тоже лишено динамики, все попытки героев уйти со “дна” оказываются бесперспективными. Даже появление полицейского Медведева не мм импульса развитию драматургического конфликта.

Возможно, драму организует традиционный любовный конфликт? Действительно, он присутствует в пьесе. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, жены Костылева Василисы, самого хозяина ночлежки и Наташи.

Ею окажутся появление в ночлежке Костылева и разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом.

Завязка — это изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта. Завязкой оказывается появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису.

В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей обогащают Пепла, возрождают его к новой жизни.

Кульминация, высшая точка в развитии конфликта, принципиально вынесена за сцену: мы не видим, как именно Василиса ошпаривает кипятком Наташу, лишь узнаем об этом по шуму и крикам за сценой и разговорам ночлежников. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

Разумеется, любовный конфликт становится и гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия “дна” калечат человека и самые возвышенные чувства, даже такое, как любовь, ведут не к обогащению личности, но к смерти, увечью, убийству и каторге.

Развязав таким образом любовный конфликт, Василиса выходит из него победительницей, достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки.

В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева.

Ho любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не включает в себя их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. Следовательно, любовный конфликт тоже не создает ту ситуацию, которая может лечь в основу конфликта драматургического.

Ещe раз повторим: предметом изображения в пьесе Морького оказываются не только и не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения; его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы.

Мало того, он требует и нетрадиционных форм художественной выразительности: традиционное внешнее действие (событийный ряд) уступает место так называемому внутреннему действию.

Читайте также:  Собираем гербарий из осенних листьев

На сцене воспроизводится обыденная жизнь с ее мелкими ссорами между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает вновь, но не эти обстоятельства оказываются сюжетообразующими.

Философская проблематика заставляет драматурга трансформировать традиционные формы драмы: сюжет проявляется не только в действиях героев, но в их диалогах. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта: действие переводится Горьким во внесобытийный ряд.

В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на “дне” жизни. Все, за исключением Клеща, и не думают о возможности выбраться отсюда, но заняты лишь мыслями о сегодняшнем дне или же, подобно Барону, обращены к ностальгическим воспоминаниям о прошлом.

Завязкой конфликта оказывается появление Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них — и это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни.

Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже Горького, и составляют его истинную суть.

Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся человек, опустившийся алкоголик, вспоминает о творчестве и всерьез задумывается о возвращении на сцену; “потомственный” вор Васька Пепел обнаруживает в себе стремление к честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там крепким хозяином.

Мечты обнажают истинную человеческую суть героев Горького, их глубину и чистоту. Так проявляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются в вопиющем противоречии с их теперешним социальным положением. Устройство общества таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. “Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…

” — так говорит он, обосновывая свое право называть своих новых соседей “честным народом” и отвергая возражение Бубнова: “Был честной, да позапрошлой весной”.

Истоки такой позиции — в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным.

Этот рассказ-притча Луки проясняет причину его теплого и доброжелательного отношения ко всем людям — в том числе и к тем, кто оказался на “дне” жизни.

Позиция Луки предстает в драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным. Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие, скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже и не подозревали: столь разительно контрастируют они с их положением на самом “дне” общества.

Лука искренне желает споим собеседникам добра, показывает реальные пути достижения ноной, лучшей жизни. И под воздействием его слов герои действительно переживают метаморфозу.

Актер перестает пить и копит деньги для того, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, не подозревая даже, что она ему не нужна: мечта о возвращении к творчеству дает ему силы преодолеть свой недуг, и он перестает пить. Пепел подчиняет всю свою жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь и там встать на ноги, сделаться крепким хозяином.

Мечты Насти и Анны, жены Клеща, вполне иллюзорны, но и эти мечты дают им возможность ощутить себя более счастливыми.

Настя воображает себя героиней бульварных романов, демонстрируя в своих мечтах о несуществующем Рауле или Гастоне подвиги самопожертвования, на которые она действительно способна; умирающая Анна, мечтая о загробной жизни, гоже отчасти уходит от ощущения безысходности. Лишь Бубнов да Барон, люди совершенно безразличные к другим и даже к себе самим, остаются глухими к словам Луки.

Позицию Луки обнажает спор о том, что такое правда, возникший у него с Бубновым и Бароном, когда тот безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти о Рауле: “Вот… ты говоришь — правда… Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”. Иными словами, Лука утверждает живительность для человека утешительной лжи. Ho только ли ложь утверждает Лука?

В нашем литературоведении долго господствовала концепция, согласно которой Горький однозначно отвергает утешительную проповедь Луки. Ho позиция писателя сложнее.

Авторская позиция выражается в первую очередь в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали герои и в чем убеждал их Лука. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева. Актер, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу героя притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Доверяя герою рассказать этот сюжет, Горький и сам в четвертом акте обыграет его, сделав прямо противоположные выводы. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле. Ho вернемся к предшествующему вопросу: в чем обманул героев пьесы Лука?Актер обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложную надежду. Ho ведь он и не обещал вывести их со “дна” жизни — он просто вселил в них надежду на то, что выход есть и что он не заказан для них. Ta вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочна и нежизненна и с исчезновением героя, который способен был разбудить ее, тут же и угасла. Дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, обрекающим их на ночлежку Костылевых. Поэтому главное обвинение он адресует не Луке, а героям, не способным найти в себе сил противопоставить свою волю действительности. Так Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полная неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука у ночлежников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жизни. И мысль о попытке как-то эти обстоятельства изменить не приходит в голову ни Луке, ни его пастве. Поэтому столь драматично переживают герои потерю Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом смысле человека, как “беспачпортный” Лука.

Лука — идеолог пассивного сознания, столь неприемлемого для Горького.

Пo мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, Анной, Актером, который после исчезновения Луки утратил всякую надежду и обретенные было внутренние силы для ее реализации — и возложил за это вину не на себя, а на Луку.

Ho кто мог возразить на это герою, кто мог противопоставить хоть что-то его пассивной идеологии? Такого героя в ночлежке не было. Суть в том, что “дно” не может выработать иной идеологической позиции, поэтому столь близки его обитателям оказываются идеи Луки. Ho его проповедь дала импульс для некой антитезы, для возникновения новой жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин.

Он прекрасно осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки:“Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…”.

И его знаменитый монолог о человеке, в котором он утверждает необходимость уважения, но не жалости, а жалость рассматривает как унижение, утверждает иную жизненную позицию.

Однако это только зарождение, лишь самый первый шаг на пути формирования активного сознания, способного к изменению социальных обстоятельств, к противостоянию им, а не простого стремления отгородиться от них и постараться обойти их, на чем настаивал Лука.

Трагический финал драмы (самоубийство Актера) ставит перед нам и вопрос о жанровой природе пьесы “На дне”.

Есть ли у нас основания рассматривать “На дне” как трагедию? Ведь в таком случае мы должны будем определить Актера как героя-идеолога и рассматривать его конфликт с обществом как идеологический, ибо герой-идеолог смертью утверждает свою идеологию. Трагическая гибель — последняя и часто единственная возможность не склониться перед противостоящей силой и утвердить идеи.

Думается, что нет. Его смерть — акт отчаяния и неверия в собственные силы и возрождение. Среди героев “дна” нет явных идеологов, противостоящих реальности. Мало того, их собственное положение не осмыслено ими самими как трагическое и безысходное.

Ими еще не достигнут тот уровень сознания, когда возможным оказывается трагическое мировосприятие жизни, ибо оно предполагает осознанное противостояние социальным или иным обстоятельствам.Такого героя в ночлежке Костылева, на “дне” жизни Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать “На дне” как социально-философскую и социально-бытовую драму.

Размышляя о жанровой природе пьесы, нужно обратиться к ее конфликту, показать, какие столкновения оказываются в центре внимания драматурга, что становится главным предметом изображения. В нашем случае предметом исследования Горького становятся социальные условия русской действительности рубежа веков и их отражение в сознании героев.

При этом главным, основным предметом изображения оказываются именно сознание ночлежников и проявившиеся в нем стороны русского национального характера.

Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев. Для этого он показывает предысторию героев, которая становится ясна зрителю из диалогов персонажей. Ho важнее для него показать те социальные обстоятельства, обстоятельства “дна”, в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.Внутри русского реализма начиная с 40-х гг. XIX столетия, с возникновения “натуральной школы” и гоголевского направления в литературе, выявляется направление, которое характеризует пафос социального критицизма в отношении к действительности. Именно это направление, которое представлено, к примеру, именами Гоголя, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, получило название критического реализма. Горький в драме “На дне” продолжает эти традиции, что проявляется в его критическом отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и ею сформированным.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_drami_Na_dne_Gor-kogo_M_Yu

Анализ пьесы «На дне» Максима Горького

«На дне» – это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.

Основные образы и герои пьесы «На дне»

С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина.

Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни.

Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.

Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».

Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "перелётные птицы"

В страшных муках умерла Анна, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.

Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все – таки была в их душах.

Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.

Трагедия общества в пьесе

На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.

«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.

Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя
Следующая тема:   Вампилов «Прощание в июле»: характеристика и особенности пьесы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/gorkii-na-dne

Анализ пьесы Горького “На дне”

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году в сложный на тот момент, для России период.

Автор определенно имел свой взгляд на всё то, что происходило в стране, и, конечно, его волновали острые социальные вопросы, которые поставлены в этом произведении.

Поэтому жанр пьесы определенно социально-философская драма, в которой изображается не только жизнь людей, искалеченных общественным строем, но и идёт спор о путях к человеческому счастью.

Все события пьесы разворачиваются в городской ночлежке, похожей на тюрьму или пещеру. Об этом мы узнаём из первой же ремарки к драме. Обитатели ночлежки у Костылёва это люди, находящиеся на дне жизни. Каждый герой имеет историю, которая привела его на это “дно”.

Перед нами предстают Барон, вспоминающий о былых временах, когда он был богат и что-то значил в этом мире. Настя – проститутка, которая мечтает о настоящей верной любви. Васька Петел – потомственный вор. Актёр, который потому и Актёр, что забыл своё настоящее имя от пьянства. У каждого из них есть свои мечты, для осуществления которых они, однако, ничего не делают.

Эти все люди потеряли надежду и веру в себя, но с появлением странника Луки с ними происходят изменения.

Лука – персонаж очень неоднозначный. Долгое время бытовало мнение, что Лука – лжец, который даёт ночлежникам лишь пустые надежды, а сам покидает их в самый драматичный момент.

Но есть и другая точка зрения: если внимательнее присмотреться к этому персонажу, то начинаешь осознавать, что он даёт людям веру в себя, даёт толчок для изменений. Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья.

Поэтому ночлежники должны были приложить усилия и двигаться дальше самостоятельно, без помощи и поддержки Луки. И я согласен с последней точкой зрения. Надо сказать, что иногда Лука прибегает к лжи ради дальнейшего блага. Так, например, он утешал Анну, заботился о ней в момент, когда она болела.

Как никто из знакомых, он подарил ей покой в последние дни жизни, и от этого ей не так было страшно умирать. Так вот теперь можно ответить на этот вопрос, разве плохо поддерживать человека в трудный момент?

Пеплу странник посоветовал уехать в Сибирь. Один раз он уберёг его от тюрьмы, но в другой раз его может не быть рядом, и что тогда… Лука понимает, что Пепел любит Наташу и готов поддерживать её.

Он советует Наташе присмотреться к Пеплу, увидеть в нём хорошие черты и пойти за ним. Лука поддерживает Настю. Единственный, он не смеет себе смеяться над её придуманной любовью, а готов ей помочь.

И просит окружающих поверить ей.

Что касается Актёра, то и в него Лука вселил надежду. Он первый заговорил с Актёром о его профессии, так что Актёр попытался вспомнить своё любимое стихотворение и главное – своё имя. Лука не врал ему о клиниках, где лечат пьяниц.

Просто Актёру не хватило силы воли и веры в себя. Он сам сдался, отказался от своей мечты, поэтому однозначно винить в его смерти Луку нельзя. Ведь старик не может действовать на стороне других, действовать должны были сами ночлежники.

На протяжении всей пьесы мы задаёмся вопросом: так что такое, правда? Правда, Луки – это вера: “Во что веришь, то и есть”. И действительно, “правда” – понятие относительное. Нельзя точно сказать, что это такое, ведь у каждого человека она своя. Вот, например, для Сатина – это гордый человек: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека…”.

По моему мнению, образ Луки, безусловно, играет большую роль в пьесе “На дне”. Благодаря этому персонажу раскрываются во всей полноте все герои драмы М.Горького. Кроме того, именно благодаря этому персонажу ставится и разрешается философская проблема произведения – вопрос о том, что нужно человеку: правда или утешительная ложь.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/01/na-dne.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социаль- но-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю.

Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям.

Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.

Однако не только этим определяется содержание произве­дения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ве­дут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука.

В этом споре Сатин поет славу гордому челове­ку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды.

Горькая правда или спаси­тельная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.

Уже данное в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества.

Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и сим­волы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)).

Видя такой интерьер, сра­зу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной ат­мосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком. 234

Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утвер­ждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца.

Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеп­лу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том. как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее…

и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».

Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М.

Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рас­суждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре.

Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что ко­гда-то много читал и считался образованным человеком. Буб­нов работал скорняком и при этом имел свое дело.

Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась о обстоятельства­ми и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Неда­ром Квашня называет ее «терпеливицей».

Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться.

Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все- таки хочет еще немного пожить.

Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлеж­ки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ.

Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его не­уемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже».

У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказы­вается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его фило­софии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю…

я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.

Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встре­чаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)).

Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрет­ся… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою.

А талант — это веря в себя, в свою силу» (Ак­тер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).

Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утвер­ждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.

В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жиз­ненных опорах.

Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях меж­ду людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.

Для более глубокого понимания пьесы необходимо обра­титься к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».

Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть соб­ственное несовершенство, восходит к ницшеанству.

Современная М. Горькому литературная критика встрети­ла пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Де­мократическая критика подчеркнула, что М. Горький призы­вает читателя не жалеть, а уважать этих людей.

Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализи­рует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни.

Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.

Особую роль для понимания идейного содержания произ­ведения в пьесе играют монологи героев.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/analiz-proizvedeniya/7017-m-gorkij-na-dne-analiz-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию