Контрольные диктанты по русскому языку 2 класс
Входная контрольная работа по русскому языку 2 класс
Диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.
На даче
Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.
(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)
Грамматические задания:
-
В третьем предложение подчеркните гласные буквы.
-
Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматические задания:
-
В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.
-
Допишите одно-два предложения в конце текста.
Контрольный диктант по теме «Однозначные и многозначные слова»
Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Лес осенью
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания:
-
Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвертое предложение; вариант II – пятое предложение.
-
В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»
Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Планируемы результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания:
-
Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
-
Напишите однокоренные слова к слову белка.
-
Напишите антонимы.
Тепло – …
Сытно – …
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Цель: проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Друзья
Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку на куст. Бим принес мальчику палку.
Грамматические задания:
-
Подчеркните основу в первом предложении.
-
Разделите для переноса слова второго предложения.
Диктант по теме «Безударные гласные звуки в корне»
Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Грамматические задания:
(«Проверь себя» (с. 111). Дети записывают в контрольных тетрадях только ответы на вопросы.)
Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы»
Цель: повторить усвоение изученных тем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.
Снежок
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания:
-
Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
-
Спишите второе предложение. Поставьте ударения в словах. Подчеркните безударные гласные.
Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»
Цель: проверить навыки правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы на слух; применять правила правописания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ёжики.
Грамматические задания:
-
В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
-
Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
-
Укажите количество слогов в словах ёжики, серые, рядом.
Диктант по теме «Правописание буквосочетаний
с шипящими звуками»
Цель: проверить умения писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звукобуквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Зяблик
По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо? Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Слова для справок: много, целый.
Грамматические задания:
-
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
-
Сделайте звукобуквенный анализ слов (вариант I – снег; вариант II – лед).
Диктант по теме «Имя собственное»
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Главный город
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматические задания:
-
Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
-
В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
-
Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
Диктант по теме «Имя существительное»
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Друзья
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматические задания:
-
Подчеркните имена собственные.
-
В четвертом предложении подчеркните главные члены.
-
В первом предложении обозначьте имена существительные.
-
Запишите имена существительные: камыши, кирпичи, вещи – в единственном числе.
Диктант по теме «Предлоги со словами»
Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные орфограммы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Грамматические задания:
Вариант I: из первых трех предложений.
Вариант II: из последних трех предложений.
-
К словам: пенек, детишки – подберите и запишите проверочные слова.
-
В первом предложении над словами надпишите части речи.
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветви деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
Грамматические задания:
-
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
-
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
-
Разделите слова для переноса: сильный, длинный, пыль.
Источник: https://multiurok.ru/files/kontrol-nyie-diktanty-po-russkomu-iazyku-2-klass-1.html
Диктанты по русскому языку для 2 класса
Прописная буква в именах собственных
№ 1. Слуховой диктант.
Оля и Кира идут на каток. Блестит лед. Девочки надели коньки. Хорошо на льду!
№ 2. Зрительный диктант.
Географические названия
Северный полюс, Мурманск, Норильск, Вологда, Печора, Новгород, Амур, Краснодар, Енисей, Байкал, Челябинск, Смоленск, Нева.
№ 3. Слуховой диктант.
Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.
Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.
Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.
Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.
№ 4. Зрительный диктант.
Большая перемена
Дежурные Костя Усачев и Люба Малинина поливают цветы. Ребята с учительницей Валентиной Ивановной смотрят толковый словарь. Настя Смирнова и Полина Егорова разносят тетради.
№ 5. Зрительный диктант.
1. Ирина Николаевна — моя тетя. Она живет в Москве в Кузьминках. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оренбурге. 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка.
Обозначение мягкости согласных буквами
е, ё, ю, я, и, ь
№ 6. Слуховой диктант.
Клетка, мяч, котенок, яма, ежик, ясли, пламя, брюки, перо, цапля, тюбик, жеребенок, сюда, растет.
№ 7. Слуховой диктант.
Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Леня внимательно смотрит. Ему дали юлу. Мальчик был рад.
№. 8. Зрительный диктант.
Галка клюет крошки хлеба. Зяблик ест ягоды рябины. Снегирь сидит на ели и достает из шишек семена.
№ 9. Слуховой диктант.
1. Кипит вода. Идет пар. — Репу парь. 2. У Юли есть ирис. — Коля ест ириску. 3. От печки жар. — Грибы жарь.
№ 10. Зрительный диктант.
Загадки.
1. Телята гладки привязаны к грядкам. (Огурцы). 2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.) 3. Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн
№ 11. Зрительный диктант.
Груши, ландыши, хижина, камыши, жемчужина, кружить, положить, живой, свежий, ошибка, бежит, хороший, пригожий.
№ 12. Слуховой диктант.
1. Держи тетрадь в чистоте. 2. Пиши без ошибок. 3. Положи вилки и ножи на стол. 4. В лесу цветут ландыши. 5. Сумка из кожи. 6. Лисий мех пушистый. 7. Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)
№ 13. Зрительный диктант.
Шерстяной — шерсть, жемчужина — жемчуг, тяжесть — тяжелый, шелестеть — шелест, желтизна — желтый, шипучий, ужин, уши, рыжики.
№ 14. Зрительный диктант.
Обещать, встречать, качать, начало, подача, свеча, тащат, пищать, часики, щавель, трещать, овчарка, прощать, молчать.
№ 15. Слуховой диктант.
1. Часы идут точно. 2. Сороки трещат. 3. Петухи кричат. 4. Чайник на столе. 5. У облепихи шипы. 6. Гуппи живут в аквариуме.
№ 16. Зрительный диктант.
1. Щука — хищная рыба. 2. Олег решил трудную задачу. 3. Я тоже решил задачку и учу стихотворение. 4. Я молчу — оно молчит. Я кричу — оно кричит. (Эхо.) 5. Дятлы ищут себе пищу под корой дерева. 6. Лесник пошел в чащу леса на стук дятла.
№ 17. Слуховой диктант.
У речки дубовая роща. Федя и Митя часто играют в роще. С ними гуляет пес Рыжик. Бежит Рыжик в чащу и лает. Он чует ежика.
Парные согласные в конце слова
№ 18. Слуховой диктант.
Снег, смех, флаг, пух, шаг, воздух, зуб, сугроб, сноп, лоб, столб, степь, гриб.
№ 19. Зрительный диктант.
Мороз, колос, голос, алмаз, овес, прорубь, потоп, ястреб, озноб, огород, холод, пилот, гвоздь, груздь, клест, невод, берег, пастух.
№ 20. Зрительно-слуховой диктант.
Высокий дуб, горячий хлеб, зеленый укроп, вишневый сад, майский жук, длинный клюв, книжный шкаф, шерстяной шарф, двигаться вперед, идти назад, белая лошадь, прилетел голубь, новый утюг, готовить квас, наливать суп, пойти в клуб.
№ 21. Слуховой диктант.
Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд, дождь, куст, лед.
№ 22. Зрительный диктант.
1. По реке плывет плот. Спелый плод упал с дерева. 2. У Маши в руках прут. Она гонит гусей на пруд. 3. На грядке вырос лук. Луг запестрел от цветов.
№ 23. Зрительно-слуховой диктант.
1. Труслив как заяц. 2. Каков корень, таков и плод. 3. Кто любит труд, того люди чтут. 4. Какой мороз! Дерет до слез.
№ 24. Зрительно-слуховой диктант.
1. На лугу стоит стог сена. 2. Много ягод, много сочных трав, много ярких цветов. 3. В огороде выросла вкусная морковь. 4. Наш край красив.
№ 25. Слуховой диктант.
1. По двору ходит большой индюк. 2. Мама испекла пирог. 3. Крот разоряет огород. 4. Дед сделал внуку свисток и починил обувь.
№ 26. Зрительно-слуховой диктант.
Зимний наряд леса, пушистый снег, снежный пух, дуб в снегу, на пруду крепкий лед, медведь в берлоге.
№ 27. Зрительно-слуховой диктант.
Зима. На лапах елей лежит снег. Снежный шарф и на ветках сосен. Толстый лед сковал речку. В лесу сугробы. Один сугроб — берлога. Там уснул медведь.
№ 28. Слуховой диктант.
1. Я твой друг, и ты мой друг. 2. Дети встали в круг. 3. Обед через час. 4. На обед был суп и пирог с капустой.
№ 29. Зрительно-слуховой диктант.
1. Рыбаки тащат невод на берег. 2. Для ухи выбрали крупных рыб. 3. Сеть с мелкой рыбешкой отправили в речку.
№ 30. Слуховой диктант.
1. Вырастить виноград — большой труд. 2. В кузов машины погрузили овощи. 3. Морковь и лук собрали в большие корзины. 4. Количество овощной продукции записали в учетную тетрадь.
№ 31. Зрительно-слуховой диктант.
1. Лыжники обошли глубокий ров слева. 2. Поезд прибыл в пять часов. 3. На пальце след от чернил. 4. Север, юг, восток и запад — стороны горизонта.
Предлоги
№ 32. Слуховой диктант.
У лисы нора в лесу. Из норы вылезли лисята. Они стали бегать около пеньков. А лиса побежала за добычей.
Безударные гласные в корне слова
№ 33. Слуховой диктант (учитель диктует по паре слов).
Шаги — шаг, ночь — ночной, пила — пилы, запах — пахнет, старик — старый, река — реки, катит — каток, степь — степной.
№ 34. Слуховой диктант (учитель диктует по одному существительному в единственном числе, ученики пишут это же существительное во множественном числе).
Бревно, шаг, место, поле, стадо, дело.
2-е задание: учитель диктует существительные во множественном числе, ученики пишут эти слова в единственном числе.
Пилы, козы, страны, реки, пчелы, плиты, окна, плечи, гнезда, письма, пятна.
№ 35. Слуховой диктант.
Моряк, боец, силач, ночевка, цветок, соловей.
№ 36. Слуховой диктант.
Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть, скрипеть.
№ 37. Слуховой диктант.
Настали холода. Снег на полях. На дворе большая гора. У горы стоит снежная баба.
№ 38. Слуховой диктант.
Мы жили в деревне. Наш дом стоял у реки. Мы ходили ловить рыбу. Пололи грядки. Утром папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.
№ 39. Зрительный диктант.
Козел, борода, кора, щипать, дерутся, хозяин, порядок.
№ 40. Слуховой диктант.
Ползут по небу тучи. Перед дождем умолкли птицы. После дождя хорошо в саду. Стало светло. Свистят скворцы. Сеня и Толя мокрые бегут с огорода домой.
№ 41. Слуховой диктант.
В лесу жил охотник. Он сторожил лес. У него была внучка Катя. Она готовила обед. Кругом была тишина. Только журчал ручей. В траве трещали кузнечики.
№ 42. Слуховой диктант.
Был сильный мороз. Реки замерзли. Мальчики надели коньки, взяли санки. Долго катались дети. Петя заморозил пальцы. Больно ему. За ним бежит его сестра Настя.
№ 43. Слуховой диктант.
1. В селе за рекою горит огонек. 2. Дети шли на прогулку. 3. Потянул ветерок. 4. Я пойду пилить дрова. 5. Спиши эти стихи. 6. Рыбак наловил рыбы. 7. На дереве большое гнездо.
№ 44. Слуховой диктант.
Школьники делают игрушки на елку. Вот медведь, лиса и баран. Дед Мороз несет большую корзину. Там подарки детям на Новый год.
Изменение имен прилагательных по родам
№ 45. Слуховой выборочный диктант (учитель сначала читает все предложение, потом диктует слово для письма).
1. Молодой клен вырос на опушке леса. 2. Пришла суровая зима. 3. Перед дачей было глубокое озеро. 4. Пестрый ковер из листьев покрыл землю. 5. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу. 6. Шумит дремучий бор. 7. Наступила ранняя весна. 8. Над головой было синее небо.
№ 46. Зрительный выборочный диктант.
1. Поздний листопад бывает теплой осенью. 2. Пушистый иней украсил деревья. 3. Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глазки продирает. 4. Утро выдалось тихое, ясное. 5. Свежее сено приятно пахнет. 6. Выше пояса рожь зернистая.
№ 47. Слуховой диктант.
Летнее утро, чистое небо, ближнее поле, душистое свежее сено, большое стадо, хорошее дело, теплое парное молоко.
Изменение прилагательных по числам
№ 48. Выборочный диктант (с подчеркиванием окончаний прилагательных; слова для письма выделены).
1. Две большие белые лохматые собаки бросились на меня. 2. Дикие утки и крикливые журавли летят на болото. 3. Осенью появляются лесныегости — синички, снегири.
Разделительный ь
№ 49. Слуховой диктант.
Теплый летний день. Солнце сильно печет. В лесу тишина. Под сосной ползают муравьи. Коля и Шура бросают в яму сухие сучья.
№ 50. Словарный диктант.
Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье.
Будущее (сложное) время глагола
№ 51. Спешить, бегать, глядеть, говорить, сорить, шелестеть, вертеть, тереть.
Устное задание: образовать от каждого глагола настоящее, прошедшее и будущее время.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
(до 20 слов)
ВЕСНОЙ. Цветёт душистый шиповник. Жужжит около цветка большой шмель. На вершине куста свил гнездо чижик. ПИСЬМО. У Ольги брат Володя. Она написала ему большое письмо. Девочка просит купить ей коньки. НОВОСЁЛЫ. У крыльца стоит грузовая машина. На руках у Даши пушистый котёнок. Жильцы приехали в новый дом. УЛОВ. Рыбаки вытянули сеть. Там много рыбы. Вот окунь, карась, линь. Можно варить уху. НА ПАСЕКЕ. Наш дедушка работает на пасеке. Детям трогать пчёл нельзя. Пчёлы больно жалят. СЁСТРЫ Таня ходит в школу. Она ученица. Люда мала. Девочка играет в куклы. Сёстры живут дружно. МАША У Маши белая салфетка. Она вышила на ней дюжину цветов. А потом будет вышивать ёжика. НА ДАЧЕ У нас красивая дача. Я часто помогаю маме. Чищу двор, тащу к корзине мусор. Я хочу, чтобы везде было чисто. РОЩА. За старым дощатым мостом берёзовая роща. Мы часто ходим туда собирать щавель. Но сегодня удача ! Мы набрали целую чашку душистой земляники. МАЛЫШИ У Яши и Гриши сломалась машинка. Малыши стали её чинить. У Яши из рук выскочила пружина. Держи крепче! ГРОЗА.
Закрыла солнышко туча. Заворчал гром. Целый час лил дождь, стучали тяжёлые капли. Печально смотрели в окно Люба и Юля.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/diktanti_russkij_yazik_2_klass_210509.html
Сборник письменных работ по русскому языку для 2 класса
Словарные диктанты.
№1 Казахстан, казахский язык, русский язык, машина, учитель, ученик, ветер, спасибо.
№2 Корова, карандаш, класс, тетрадь, пенал, жайляу, берёза, воробей.
№3 Апельсин, абрикос, банан, Астана, собака, верблюд, жеребёнок, ворона.
№4 Сорока, конфета, девочка, орёл, октябрь, декабрь, январь, февраль.
№5 Ребята, хорошо, капуста, лопата, картофель, арбуз, сентябрь, урожай.
№6 Лягушка, яблоко, мебель, альбом, автобус, тарелка, мороз, медведь.
№7 Костюм, платок, пальто, билет, суббота, одежда, кастрюля, деревня.
№8 Месяц, дорога, ягода, ромашка, сапоги, пирог, обед, индюк.
№9 Фасоль, помидор, фамилия, город, Алматы, соловей, диван, морковь.
№10 Рисунок, молоко, топор, пиала, лимон, барабан, молоток, газета.
Изложение.
№1
Собака Найда.
Идёт отара овец по степи. Дошла и остановилась у речки. А за речкой зелёная свежая трава. Хочет отара перейти речку, да только боятся быстрой воды овечки.
Тут чабан крикнул Найду. Прибежала овчарка. Погнала овец через речку. Найда не просто собака. Она-друг и помощник чабана. Только отстанет овца с ягнёнком в густой траве, собака сразу их заметит и гонит в стадо. Найда и чабан, и сторож.
№2
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула прямо в прорубь.Там она искала пищу. Скоро птичка выскочила из воды на лёд. И снова запела. Это была оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты жиром.
№3
Как медведь сам себя напугал.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под его лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка на зайца. Испугался заяц. Вскочил, наскочил на сороку. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли кусты ломать.
Тут медведь остановился. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекоча. Так сам себя и напугал.
№4
Ласточка
Наступила радостная и шумная весна. Из дальних стран прилетели ласточки. Осмотрели свои старые гнёзда. За зиму они осыпались и покрылись паутиной. Пощебетали ласточки и стали поправлять свои старые домики. Каждый день они таскали в клювах клейкую глину. Птицы замазывали дырочки и трещинки. Долго работали ласточки и вылепили красивое гнездо.
Через несколько недель появились в гнезде маленькие птенчики.
№5
Три весны.
Первой приходит весна в поле. На земле чернеют проталины. Прилетают грачи и скворцы. Грачи важно ходят по полю, ищут червей. Скворцы ловят насекомых.
Наступает речная весна. Треснул лёд. Проснулись рыбы и рачки. Рады речной весне утки, гуси, лебеди.
Зима уходить не хочет. Она прячется в лесу. Долго там не тает снег. Но вот и третья лесная весна пришла. Набухли почки, показались первые листочки. Поселились в лесу птицы. Запели, стали вить гнёзда, выводить птенцов.
Это победа весны и солнца.
№6
Семья оленей.
Мы подошли к опушке леса. Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел олень.
Мы протянули ему щепотку соли. Рогач внимательно разглядывал нас. Снова кусты зашевелились, за рогачом вышла олениха. Она увидела нас и спряталась за спину рогача. Тут выскочил оленёнок. Он побежал к нам и лизнул ладонь. Родители заволновались. Но соль всех притягивала. Вскоре всё семейство облизывало наши ладони.
Диктанты.
Входная контрольная работа русскому языку во 2 классе.
Цель: проверить
– умения записывать под диктовку слова из коротких предложений(из 3-4слов)
– правильное оформление написанных предложений(большая буква в начале предложения, точка в конце)
– усвоение правил орфографии: правописание слов с жи-ши,ча-ща,чу-щу;
– написание заглавной буквы в именах людей и кличках животных;
– представление о предлогах их правописании.
Диктант.
Умная собака.
У Алёши живёт собака. Мальчик назвал её Чапа. Чапа спит на крыльце. Она сторожит дом.(15 слов)
Слова для справок: сторожит
Грамматическое задание.
1.Спиши слова разделяя их для переноса:
1 вариант 2вариант
Собака,большая,стайка Алёша,маленькая,лейка
2.Поставь знак ударения:
Хорошо,народ,пальто,ягода Земля,овощи,молоко,мороз
3.Подчеркни трёхсложные слова
Контрольный диктант№2
Цель:
Проверить сформированность навыка правописания по темам: «Мягкий знак в конце и в середине слова», «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами», «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».
Зимой.
Ребята идут в зимний лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба стоит старый пень. Около пня громадный сугроб. Ель вся в снегу. Пушистые зверьки прыгнули на ель. Полетела снежная пыль. Это белки.( 36 слов)
Слова для справок: полетела.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Раздели слова на слоги, поставь ударение
Улица, словарь, дежурный, место, пенал, книга.
2. Определи количество букв и звуков в словах: лить, зима, Юра.
3. Вставь безударные гласные. Подбери проверочные слова:
Стр…на – …, тр…ва – …, х…лода – …, б…бры – … .
Контрольный диктант№3
Цель:
Проверить сформированность навыков правописания звонких и глухих согласных на конце и в середине слов, безударных гласных в словах, смягчающего мягкого знака.Умение разбирать слова по составу.
Зимние забавы.
Стоял ясный зимний денек. Легкий снег тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали строить крепость и в снежки играть. Девочки снежную бабу слепили. Вместо глаз угольки, вместо носа морковка. Красиво получилось! ( 37 слов)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Разбери по составу слова:
Снежная, норка, подставка.
Горный, ягодка, подснежник.
2. Подбери однокоренные слова:
Вода-,кот-,дождь.
Лес-,сад-,стрелка.
3. Образуй новые слова с помощью суффиксов –онок-,-ёнок-.
Волк-,белка-,мышь-,коза-,кот-.
Полугодовой контрольный диктант№4
Цель:
Проверить сформированность навыков правописания звонких и глухих согласных на конце и в середине слов, безударных гласных в словах, разделительного и смягчающего мягкого знака, правописание предлогов со словами, записывать в словах сочетания жи-ши, ча- ща,
Барсуки.
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47 слова)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1 Разобрать слова по составу:
садовый, подходить, заморозит, полет.
2 Подобрать однокоренные слова к данным словам (2-3 слова):
дождь, снег, трава, сила.
3.Выпиши из текста 2 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
Контрольный диктант № 5
«Имя существительное».
Цель:Проверить сформированность навыков по теме имя существительное.
Домашние животные.
Раньше все животные были дикими.Человек приручил многих.Он заботился о них, разводил для себя.Такие животные стали домашними.Они живут рядом с человеком.Лошадь перевозит грузы.От коровы получают молоко и масло.Собаки сторожат дом.Птицы дают яйца и пух.От пчёл человек получает мёд.(45 слов)
Слова для справок: человек,заботился.
Грамматические задания.
1. Всавь пропущенные буквы.Измени существительное по числам
1вариант:зв.зда-…,кусты-…,лебе.ь-…
2вариант:дер.во-…,бр.вно-…,синицы-…
2. Допиши, где нужно мягкий знак,укажи род существительных.
1вариант: этаж.,доч.,мыш.,чиж..
2вариант: плащ.,ноч.,лож.,калач..
3. Рядом с существительным мужского рода запиши существительное женского рода.
1вариант:ученик-…, ёж-…
2вариант: повар-…, кот-…
Контрольный диктант № 6
по теме: «Имя прилагательное»
Цели :Проверить сформированность ЗУНов по теме имя прилагательное.
Красивый сад.
На окраине города многие годы был пустырь.Но вот появились новые дома и широкие улицы.После трудового дня жители принялись за дело.Они копали землю,сажали молодые деревца.Здесь вырос красивый сад.
Весной на молодых деревцах зеленеют листья. По дорожкам сада гуляют взрослые и дети.
Грамматические задания
1. Подчеркните имена прилагательные , выделите окончание
2. Допиши окончания прилагательных, определи их род.
1 вариант – одинок.. дерево, разноцветн.. клумба, весенн.. день.
2 вариант – солнечн.. утро, хорош.. человек, шумн.. улица.
3. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – пртивоположные, запишите новые словосочетания
1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе – ….
2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…..
Контрольный диктант №7по теме «Глагол» «Предлог».
Цель:проверить уровень ЗУНов по теме «Глагол», «Предлог»
Храбрый мальчик.
Шли ребята в школу.Вдруг выбежала собака и кинулась на них.Дети закричали и побежали.Вася не испугался.Малыш не побежал за ребятами.
Собака не тронула его.На минуту она остановилась и замолчала.Потом замахала хвостом.Собака подошла к мальчику и стала к нему ласкаться. (46 слов)
Грамматические задания.
1. Выпиши из текста 3глагола.
1вариант:единственного числа
2вариант:множественного числа
2. Разбери слова по составу.
1вариант:побежал,схожу
2вариант:подносил,помогу
3. От данных глаголов образуй однокоренные слова с приставками:
1вариант: «при», «по», «у», «под»-лететь .
2вариант: «за», «от», «пере», «с»-бежать.
Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель:проверить уровень усвоения ЗУНов по теме«Главные и второстепенные члены предложения»
Лесная полянка.
Шумит в лесу быстрый ручей.Травка кругом зелёная, густая.Пестреют яркие цветы.На цветах пчёлы работают. Шмели гудят.А у молодой сосёнки туча комаров.Стеной растёт дикая вишня.В кустах стоит кудрявая берёза.А под берёзкой можно увидеть сладкую душистую малину.На эту полянку приходят люди. (45 слов)
Слова для справок: малина,увидеть,комары,можно.
Грамматические задания:
1.Разбери слова по составу:
1вариант:берёзки,подсказка
2вариант:полянку,записка
2.Выдели главные члены предложения, над каждым подпиши часть речи.
1вариант:На полянке течёт шумный ручеёк.
2вариант:У стройной сосёнки вьются комары.
3.Дополни предложения второстепенными членами:
1вариант:Растут сосны. Горела заря.
2вариант:Летит бабочка. Веет ветерок.
Контрольный диктант №9 по теме «Предложение».
Цель:проверить усвоение ЗУНов по теме «Предложение».
Птенец.
Наше село стоит у реки Иртыш.За селом была роща. Однажды мы пошли в рощу за грибами.Ночью была сильная гроза.Под сосной мы нашли птенца.Он пищал и дрожал от холода.Мать беспомощно кружила вокруг дерева.Саша забрался на толстую ветку и посадил птенца в сухое гнездо. (49 слов)
Грамматические задания:
1.Подчеркнуть собственные слова в тексте.
2.Данные слова разобрать по составу:
1вариант:сильная,полянка,принёс
2вариант:толстую,веточка,отвёз
3.Разбери по членам предложения, укажи части речи:
1вариант:Ночью была сильная гроза.
2вариант:Саша забрался на толстую ветку
Контрольный диктант №10 за второе полугодие.
Цель:Проверить соответствие ЗУНов учащихся государственному стандарту и программе 2 класса.
Проверка теоретических знаний:
-знаки препинания в конце предложения;
-состав слова;
-главные члены предложения;
-словосочетание,главное слово в словосочетании;
-части речи.
Проверка специальных умений:
-различать предложения по цели высказывания;
-выполнять разбор слов по составу;
-выделять грамматическую основу предложения;
-различать части речи;
-находить в тексте словосочетания и выделять в них главное слово.
Проверка орфографических умений:
-безударные гласные в корне слова;
-разделительный ь знак;
-ь, обозначающий мягкость согласных;
-парные согласные;
-приставки и предлоги.
Бобровый пруд.
Протекал в лесу тихий ручей.Пришёл к ручью бобёр.Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых деревьев.Построил зверёк плотину.Разлился большой бобровый пруд.Поселились в траве крикливые лягушки.Свила тёплое гнездо у воды утка.Пилетел белый аист на одной ноге подремать.Заглянули с болота цапли.Весело стало лесным жителям.Спасибо бобру!(54 слова)
Слова для справок: пришёл,плотину,лягушки.
Грамматические задания:
1.Разобрать слова по составу:
1вариант:беленький,заморозки,перебегают
2вариант:добренький,подарки,прилетают
2.Подчеркнуть в предложении подлежащее и сказуемое, указать части речи.
1вариант:Протекал в лесу тихий ручеёк.
2вариант:Разлился большой бобровый пруд.
3.Выписать из текста два словосочетания, выделить в них главное слово.
Сочинения
№1
«Осень»
Какое наступило время года?
Какая погода? Какое небо? Как изменились деревья? Какой ветер?
Как встречают осень люди? Звери? Птицы?
Тебе нравится осень? Почему?
Осень.
В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают.
Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы.Осень в парке. Осенью в парке очень красиво. Деревья одеты в жёлтые и оранжевые наряды. Земля тоже нарядилась и укрылась опавшими разноцветными листочками.
Для осенней прогулки в парке люди одеваются теплее. Дети бегают в ярких курточках и нарядных шапочках. А на ножках – сапожки.Маленькие ребятишки рады приходу осени. Они берут охапки листьев и подбрасывают вверх. Или загребают их ногами.
А бывает, и падают прямо в собранные кучи листьев разного цвета как на мягкую подушку.
Для меня осень прекрасна своей яркостью и разноцветьем, своей переменчивостью и непостоянностью. Осень – это прекрасно!
№2
Сочинение по плану.
«Случай на озере»
1.Какой был день?
2.Куда пришли ребята?
3.Какой был лёд на озере?
4.Что случилось с мальчиком?
5.Что сделал старший мальчик?
6.Чем закончилась история на озере?
Как можно назвать поступок мальчика?
Стоял ясный зимний денёк. Ребята пришли на озеро кататься на коньках, санках. Затрещал тонкий лёд. Мальчик упал в воду и закричал. Старший мальчик лёг на лёд и протянул малышу санки. Мальчик ухватился за санки и вылез из воды.
Старший мальчик поступил очень решительно и смело.
№3
Сочинение описание животного по плану.
1.Где живёт зверёк?
2.Какой он?(Его внешний вид: шерсть, голова, уши, хвост, глаза)
3.Что делает целый день зверёк? Его повадки.
4.Кого боится зверь или кто его боится в лесу?
5.Какие сказки, рассказы или стихи посвящены этому зверю?
6. Как ты относишься к этому зверьку?
№4
Весенний дождь.
1.Какой был день?
2.Какая туча закрыла небо?
3.Какой полил дождь?
Стоял тёплый весенний день. Но вот небо закрыла тёмная грозовая туча. Упали первые капли дождя. Хлынул проливной дождь. А от тёплой и влажной земли пошёл пар. Вдруг дождь перестал. В воздухе запахло цветами , травой. Природа словно ожила, задышала землёй.
№5
Отдых в деревне.
После отдыха родители вышли на работу, а меня отправили в деревню к моей любимой бабушке. Бабушка у меня хорошая. Я ее очень люблю и она меня тоже.
Вместе с бабушкой мы ходили за грибами. Я помогал их собирать и бабуля сказала что у меня отлично получается. Однажды в лесу мы наткнулись на ежика. С собой у нас было молочко. Ежик с удовольствием отведал наше угощение.
Вместе с бабушкой мы занимались огородом. Я помогал полоть, поливать и следить за огородом.
Все лето я купался в озере и просто отдыхал. Лето так быстро пролетело, что я и не заметил, как за мной приехали родители и вскорости наступил новый учебный год. Но я совсем не грущу. Ведь я с нетерпением буду ждать следующего лета!
№6
Летний отдых.
Когда наступает лето, у меня сразу поднимается настроение. Не то, чтобы оно у меня было плохим весной, зимой или осенью, но тот факт, что не нужно никуда идти, вставать в школу, готовить каждый день уроки меня очень радует. Летом я занимаюсь всем тем, на что не хватает времени в школьные будни.
Люблю играть в футбол, проводить время со своими родителями, встречаться с одноклассниками, долго спать и есть много мороженого. Еще мне нравится, что летом растет много фруктов и овощей. Лето – мое любимое время года.
Очень не хотелось бы, чтобы оно заканчивалось, ведь тогда снова нужно будет ходить в школу и каждый день готовить уроки.
ГУ «Основная общеобразовательная школа №2 Щербактинского района»
Сборник письменных работ по русскому языку для 2 класса
Составила учитель начальных
классов: Груенко Елена Владимировна
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/sbornik-pis-miennykh-rabot-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa