Сочинение: “духовный мир крестьянских детей” в рассказе и.с. тургенева “бежин луг”

Презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) по теме: Тургенев И.С. “Бежин луг”. Герои рассказа. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания

Слайд 1

И.С. Тургенев. « Бежин луг». Колотухина Елена Владимиро вна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 Герои рассказа. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Слайд 2

Портрет Портрет – изображение какого-либо человека (или группы людей) в живописи, скульптуре, графике или на фотографии.

Слайд 3

Образы крестьянских детей

Слайд 4

План- характеристика героя. Персонаж. Возраст. Портрет. Семья, положение. Черты характера. Почему попал в ночное? История, которую рассказывает герой. Моё мнение (отношение) к герою.

Слайд 5

Федя Характеристика Феди. 14 лет. Стройный мальчик, с красивыми, тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой , полурассеянной улыбкой. Из богатой семьи. Выехал в ночное для забавы. Недоверчивый. Стр.171

Слайд 6

Павел 12 лет. Волосы всклокоченные, чёрные; глаза серые; скулы широкие; лицо бледное, рябое, рот большой, но неправильный; вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее. Малый неказистый. Глядел умно и прямо, в голосе звучала сила. Бедный. Выехал пасти табун. Смелый. Рассказал юмористический случай во время затмения.

Слайд 7

Ильюша 12 лет. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, выражало тупую, болезненную заботливость. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапчонки. Выехал пасти табун. Впечатлительный. Рассказывал про домового, утопленника, барина, про Тришку , о лешем, о водяном.

Слайд 8

Костя 10 лет. Имел задумчивый и печальный взор. Всё его лицо было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки. Чёрные, блестевшие жидким блеском глаза. Маленького роста, сложения тщедушного. Бедный. Бедно одет. Выехал пасти табун. Боязливый. Рассказывал про Русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

Слайд 9

Ваня 7 лет. Русая кудрявая головка. Большие тихие глаза, свежее личико. Выехал пасти табун.

Слайд 10

Обсуждение портретов героев: Портрет кого из мальчиков вызывает наибольший интерес? Почему? Кто из мальчиков понравился охотнику больше других? Почему?

Слайд 11

Речевая характеристика героев Кто из мальчиков рассказал первым страшную историю? Почему все мальчики охотно подхватили тему разговора о домовых, русалках, о лешем? Были ли вы когда-нибудь в такой обстановке? Какие истории рассказывали? Кто из мальчиков самый «знающий», любопытный и умелый рассказчик?

Слайд 12

Словарная работа Поверье – идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета. Россказни – измышления, выдумки. Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

Слайд 13

Пересказ и выразительное чтение историй мальчиков

Слайд 14

Анализ речи мальчиков. Найти, выписать и «перевести» на современный русский язык непривычные слова, которые встречаются в речи мальчиков. Диалектные слова : откЕнтелева (откуда), на-поди, папредкИ (наперёд, сначала), бочАр – бондарь, ремесленник, который изготавливал бочки. Просторечные слова : хоша (хоть), перетрУсился , эфто (это), слышь, шти (щи), испить, куды , авось, запужала .

Слайд 15

Домашнее задание: Составить план-схему скитаний охотника по рассказу « Бежин луг». Принести текст М. Лермонтова «Русалка». Подготовить сообщение о русалках (отдельные ученики).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/06/27/i-s-turgenev-bezhin-lug-geroi-rasskaza-duhovnyy-mir

Духовный мир крестьянских детей (по рассказу И.С.Тургенева « Бежин луг») – презентация

1 Духовный мир крестьянских детей (по рассказу И.С.Тургенева « Бежин луг»)<\p>

2 … Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. … Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. М.Е. Салтыков- Щедрин М.Е. Салтыков- Щедрин<\p>

3<\p>

4 Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания не лучшим образом отразились на ее характере. Своенравная, капризная, истеричная, к детям своим она относилась неровно. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства, говорил много лет спустя Тургенев. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: «Тебе об этом лучше знать, догадайся». На всю жизнь сохранилась в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.<\p>

5 … Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе… За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи…… … Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе… За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи……<\p>

6 К.Лебедев Бежин луг(акварель, 1884 г.)<\p>

7 Словарик диалектных слов Словарик диалектных словавосьзачнетсяоткентелевакудымежаполати<\p>

8 Словарная работа Словарная работа Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна Баял- говорил Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов Гурт- стадо стада, которое гонят на продажу Замашная рубаха- рубашка из холста Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть<\p>

9 Народные верования и предания. Сельские поверья. Народные верования и предания. Сельские поверья. Домовой, русалка. Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры. Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников. Предвидение небесное- солнечное затмение Праведная душа летит на небо.<\p>

10 «Спящий пастушок» «Спящий пастушок» Венецианов Алексей Гаврилович<\p>

11 «Крестьянские дети в поле»<\p>

12 «Крестьянский мальчик, одевающий лапти» Кипренский Орест Адамович<\p>

13 Крестьянский обед в поле Маковский Константин Егорович Крестьянский обед в поле Маковский Константин Егорович<\p>

14 Крестьянские мальчики Маковский Владимир Егорович Крестьянские мальчики Маковский Владимир Егорович<\p>

15 Игра в бабки Игра в бабки<\p>

16 Пастушки Пастушки<\p>

17 Крестьянские дети Крестьянские дети<\p>

18 Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей<\p>

19 Духовный мир крестьянских детей: Трудолюбие Трудолюбие Смелость Смелость Любознательность Любознательность Любовь к природе Любовь к природе Сила, выносливость Сила, выносливость Нет подражания иностранному Нет подражания иностранному Труд- большая радость, праздник Пригонять на утренней заре табун Труд- большая радость, праздник Пригонять на утренней заре табун<\p>

20 Теория литературы. Быличка- жанр фольклора, устный рассказ о событии, которое произошло с рассказчиком и его близкими, что придает повествованию достоверность. Быличка- жанр фольклора, устный рассказ о событии, которое произошло с рассказчиком и его близкими, что придает повествованию достоверность.<\p>

21 Подумаем вместе Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе Древнерусская православная семья твердо стояла на основе Евангельских заповедей. Свято чтилось родительское благословение Религиозные праздники Религиозные праздники Торжественная служба Торжественная служба Крестный ход Крестный ход Народные гуляния Народные гуляния Ярмарки Ярмарки Колядки Колядки<\p>

22 Вывод Каждый народ должен отдыхать в обычаях своей культуры, своих традиций, уметь любить, беречь экологию, петь песни со своего, а не с чужого голоса, помнить о своих корнях, не сохраняя память о прошлом, он губит частицу своей личности Каждый народ должен отдыхать в обычаях своей культуры, своих традиций, уметь любить, беречь экологию, петь песни со своего, а не с чужого голоса, помнить о своих корнях, не сохраняя память о прошлом, он губит частицу своей личности Самая большая ценность народа- его язык Самая большая ценность народа- его язык<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1289682/

Конспект урока по литературе по теме “Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания”

Оборудование: портрет И. Тургенева; распечатанные фотографии имения Спасское-Лутовиново; иллюстрации А. Пахомова к рассказу «Бежин луг» (находятся в архиве); учебник; тетрадь.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. прослушивание 2-3 стихотворений, выученных учениками наизусть;
  2. вопросы на восприятие биографии М. Ю. Лермонтова (по страницам учебника):
    • С какой целью бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева возила маленького Мишу на Кавказские Минеральные Воды? (Поправить слабое здоровье внука.)
    • Первоначальное образование Миша получал дома, как, впрочем, и многие дети дворян. Какие учебные дисциплины входили в его домашнее образование? (Русская грамматика, география, математика, астрономия, история, рисование, лепка и др.)
    • Во сколько лет он начал сочинять стихи? (В 14 лет.)
    • Какое первое учебное заведение окончил М. Ю. Лермонтов? (Московский университетский Благородный пансион.)
    • Как учился Михаил в пансионе? (С «отличным прилежанием, с похвальным поведением и с весьма хорошими успехами».)
    • Куда Лермонтов поступил учиться дальше? (В Московский университет, затем, сославшись на «домашние обстоятельства», сделал попытку перевестись в Императорский Санкт-Петербургский университет, но там ему отказывают зачесть курсы, прослушанные в Московском университете, и он избрал военное поприще, поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)

2.Подведение итогов по пройденной ранее теме.

Да, М. Ю. Лермонтов рано начал писать стихи и рано ушел из жизни. Ему было всего около 27 лет отроду. 15 июля 1841 года он погибает на дуэли от руки бывшего приятеля Николая Мартынова у подножия горы Машук, на его любимом Кавказе.

Кавказ запал в его душу еще с детства, когда бабушка возила его на Воды – в Горячеводск (так называли тогда Пятигорск). С малых лет ему запали в душу черкесы в мохнатых шапках и бурках, скачки джигитов, огненные пляски и хороводы в тиши вечера, горские песни, легенды и предания.

Его поражали рассказы о кровавой мести, кровопролитных сражениях и схватках. Все в том краю было необыкновенно и ново.

Каждый раз, когда мы произносим имя М. Ю. Лермонтова, в душе мы чувствуем сожаление и горечь. Вряд ли во всей мировой литературе можно встретить столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано.

Определить стихотворный размер в следующих строках стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (учащимся предлагается самим назвать автора и произведение; строки заранее написаны на доске):

Вихри снежные крутя…

(А. Пушкин. «Зимний вечер»)

  1. Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

  1. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

(М. Лермонтов. «Сосна»)

В тумане моря голубом…

(М. Лермонтов. «Парус»)

4.Изучение нового материала.

Ребята, как вы успели увидеть по записям на доске, сегодня мы начинаем изучение творчества другого великого русского литератора – Ивана Сергеевича Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев родился и провёл детство в богатой барской усадьбе Спа́сское-Лутови́ново, которое располагалось недалеко от города Орла.

Как вы, наверное, помните, усадьбой в былые времена называли дом на селе со всеми примыкающими к нему строениями, службами, садами, огородами.

Усадьбы составляли тогда целое поселение, в котором жили не только господа-помещики, хозяева-дворяне, но и все принадлежавшие им крестьяне. Конечно, барский дом всегда стоял отдельно.

Вот тот самый дом матери писателя, урождённой Лутовиновой. Это был большой, почти в сорок комнат, дом с колоннами. За домом – сад с роскошными цветниками и темными, тенистыми аллеями, ведущим к пруду. Около дома – «службы».

Так называли постройки для дворни – крепостных слуг, число которых составляло около трёхсот человек. Тут были и повара, и прачки, и столяры, и портные, и кружевницы, и мальчики для побегушек, и многие-многие другие слуги.

Чуть подальше стояли скотный, конный и птичий дворы.

В одной из галерей[1] с колоннами помещалась большая библиотека.

Были в усадьбе свои музыканты, актёры, иной раз давались даже театральные представления.

Главной в доме была мать писателя – Варвара Петровна, очень богатая барыня. Ей принадлежала эта усадьба и тысячи крестьян. Она была умной и образованной, но при этом ещё своевольной, властолюбивой и очень жестокой по отношению к своим крепостным[2] крестьянам. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные тоже люди.

Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню служанку только за то, что та, работая в саду, не поклонилась ей, или не успела стереть пыль с её стола. Варвара Петровна могла приказать высечь на конюшне сразу всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок.

Писатель позднее вспоминал: «Конюшня была близко – я всё слышал».

Прихотям и причудам барыни не было конца. Например, домашний врач-лекарь обязан был каждое утро справляться о её здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки́, колотушки, пощёчины…», – вспоминал писатель.

Жестокой Варвара Петровна была не только к крепостным крестьянам, но и к своим собственным детям. Ох, какой жестокой!

«Мне нечем помянуть моего детства, – говорил Тургенев, – ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Редкий день проходил без ро́зог. Когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать заявляла: “Тебе об этом лучше знать, сам догадайся”».

Мать устанавливала для детей и свой порядок жизни. Каждый день ровно в девять часов утра в детские комнаты входил Фёдор Иванович Лобанов – крепостной дворовый человек, который был секретарём при Варваре Петровне. Он передавал домашнему учителю листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание уроков и развлечений на день.

Ни один домашний учитель не смел без приказания барыни менять это расписание, иначе его бы страшно наказали. Матери всегда было всё известно, ведь у неё была своя «тайная полиция» – старуха-приживалка с трясущейся головой.

Дети боялись её и ненавидели, а она наговаривала на них матери, и мать часто, ни в чём не разбираясь, сурово наказывала детей.

Но даже когда дети стали взрослыми, она не давала им жить, как им хочется. Так, своему старшему сыну Николаю, к тому времени уже отцу семейства, она приказала оставить работу чиновника в Петербурге и поселиться в Москве, но при этом совершенно не давала ему денег на жизнь. Но Иван Сергеевич вступился за брата и после случившейся ссоры больше не виделся с матерью до самой её кончины.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел небольшой рассказ «Хорь и Калиныч» с подзаголовком – «Записки охотника», хотя никаких «Записок» на самом деле не было. Это маленькое произведение имело большой успех среди читателей. Автору слали и слали письма о том, чтобы он продолжил писать свои сочинения.

И Тургенев исполнил просьбу своих просителей. Всего было опубликовано 25 рассказов-записок, которые позже объединили в один цельный сборник и дали ему название «Записки охотника».

В них рассказчик, путешествуя и охотясь, описывает встречи с людьми из народа – крепостными крестьянами, и из этих простых, но живых образов вырастает в его произведении могучий образ всей Родины.

Александр Николаевич Бенуа, русский художник и историк искусства, вот что писал тургеневских «Записках охотника»:

«… это в своем роде какая-то печальная и очень полная, глубоко взволновывающая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле…».

А вот как отзывался о «Записках охотника» известный русский литературный критик В. Г. Белинский:

«Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».

О чем же таком многозначительном и интересном писал Тургенев в своих рассказах? О многом и разном. Но сегодня мы познакомимся только с одним из его рассказов, включенных в этот сборник. Рассказ называется «Бежин луг». Мне кажется, что он вам очень понравится. В нем много страшных историй, подобные которым рассказывали друг другу, будучи детьми, наверное, все.

Чтение учителем описания природы (с. 178-179; от слов «Был прекрасный июльский день…» до «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»).

Задание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).

Утро – назвать эпитеты, объяснить значение («кротким» – застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце – «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).

«Пылает пожаром» – чуть розовая, алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает змейками», блеск – блеску кованого серебра, облака – «острова».

Полдень (облака, «как дым», звезда – «свечка», солнце «закатилось», звезда – «затеплится»; ветер – «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри – «гуляют»; «трогательной кротости»).

Вывод. Каждое слово дышит любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского  лета.  Природа  у  Тургенева  наполнена  живыми  звуками  и  запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой…»).

Задание: зачитать строки, рисующие состояние охотника от слов «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами…» до слов «Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда освещалась передняя половина маленькой и кудрявой головы…». (Удивление – «Эге!», испуг – «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул… ногу»).

Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.

– Какие эпитеты, сравнения рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)

Задание: зачитать  описание  наступления  ночи. Найти эпитеты, сравнения, олицетворение.

Олицетворения («Ночь… росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь… как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула», «громадными клубами», «побледневшее небо»).

Чтение учениками эпизода знакомства с крестьянскими ребятишками (от слов «Я узнал, наконец, куда я зашел» до слов «Этому мальчику было всего лет семь»). Обратить внимание учащихся на имена и описания внешности действующих лиц – крестьянских детей – для последующего выполнения домашнего задания.

– Ребята, посмотрите, как изменилось состояние рассказчика, когда он оказался не один в этой страшной пугающей темноте.

Какими словами автор передает спокойствие и размеренность в описании пейзажа возле костра? («Картина была чудесная…», «небо торжественно… стояло над нами со всем своим таинственным великолепием», «сладко стеснялась грудь», «томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».)

После этого хорошо было бы обратиться к данным в учебнике (с. 185-186) иллюстрациям книжного графика и живописца Алексея Федоровича Пахомова (1900-1973). Полезно зачитать детям отрывок из книги самого Пахомова, которую он назвал «Про свою работу»:

«В детстве в ночном мне доводилось бывать не раз. Обаяние летней ночи у костра, интерес и ужас рассказов про разную чертовщину и благодаря этому ужасу чувство еще большей близости и дружбы к товарищам мне хорошо знакомы и до́роги, как большинство воспоминаний о детстве.

Эту поэзию детских лет, облик своих друзей-товарищей, похожих на тургеневских мальчиков, похожих той схожестью, что есть в людях, постоянно живущих в деревне, мне и хотелось изобразить в рисунках к “Бежину лугу”.

В рассказе Тургенева дано очень подробное описание внешнего вида мальчиков, их лиц, глаз, губ; подробно обсказана их одежда и даже позы, в которых ребята расположились у костра. Но можно нарисовать глаза, нос, овал лица, волосы, как будто совсем такие, как указано в тексте, и, однако, не получится живого человека.

Чтобы перечисленные черты человека ожили, надо представить его в действии. А действия в “Бежине луге” мало, одни разговоры и страшные истории.

Я решил, прежде всего, уточнить для себя, какой рассказ и какая фраза принадлежит тому или иному мальчику. Против имени каждого из них я вписал все, что им сказано или сделано, и вот тогда стали возникать в сознании образы героев и оживать черты их лиц, так подробно описанные Тургеневым.

Составив представление об облике каждого мальчика, я постарался сделать их портреты живыми, убедительными. Стремился к тому, чтобы в этих портретах передать ощущение далекого девятнадцатого века, ощущение темной ночи, костра, близость пасущихся кругом лошадей, и стремился еще к тому, чтобы карандаш этих рисунков ложился на бумагу естественно и красиво».

– Как вы думаете, точно ли передал художник в своих рисунках тургеневские описания героев-мальчишек – Феди, Павлуши, Илюши и Кости?

Чтение учителем эпизода с рассказом Илюши про домового (от слов «Итак, я сидел под кустиком в стороне…» до слов «А вон звёздочка покатилась».)

Объявление оценок.

  1. Домашнее задание (пояснить):
  1. Дочитать «Бежин луг» до конца.
  2. Заполнить таблицу:

Имя мальчика

Портрет

(описание)

История

(о чем рассказывает)

  1. Прочитать биографию писателя (с. 174-176).
  2. Приготовиться к чтению по ролям.

 

[1] Галерея – здесь: длинный, большой и светлый крытый ход в форме коридора.

[2] Значение этого слова можно объяснить более просто: крепостной – значит: невольный, бедный человек, раб, служивший своим господам.

и другие иллюстрации…

Источник: http://moguman.ucoz.ru/load/literatura/konspekty_urokov/konspekt_uroka_po_literature_po_teme_ivan_sergeevich_turgenev_bezhin_lug_dukhovnyj_mir_krestjanskikh_detej_narodnye_verovanija_i_predanija/11-1-0-25

Ссылка на основную публикацию