Петя трофимов: характеристика и образ в пьесе а.п. чехова “вишневый сад”

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе “Вишневый сад” Чехова: описание героя (Петр Трофимов)

Петя Трофимов (Петр Сергеевич Трофимов) является одним из ярких персонажей пьесы “Вишневый сад” Чехова.В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе “Вишневый сад”: описание внешности и характера героя, его взглядов и т.д.

Смотрите: Все материалы о пьесе “Вишневый сад”

Полное имя героя – Петр Сергеевич Трофимов: “…Трофимов Петр Сергеевич, студент…”

Петя Трофимов – студент:

“…Трофимов Петр Сергеевич, студент…”

Петя Трофимов – бывший учитель Гриши, сына Раневской:

“…А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить…” “…Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши… Неужели я так изменился?..”

Возраст Пети Трофимова – 26-27 лет:

“…Вам двадцать шесть лет или двадцать семь…” “…Мне еще нет тридцати, я молод?..”

Внешность Пети Трофимова:

“…Входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках…” “…Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?..” “…Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!..” “…Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки…” “…И надо же что‑нибудь с бородой сделать, чтобы она росла как‑нибудь…” “…Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…”

Петю называют “облезлым барином” из-за его бедности:

“…Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин…” “…Облезлый барин!..”

Петя Трофимов – вечный студент. Он никак не может закончить учебу:

“…а вы все еще гимназист второго класса!..” “…Неужели вы все еще студент?..” “…Должно быть, я буду вечным студентом…” “…Наш вечный студент все с барышнями ходит…” “…Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент…”

Петю уже 2 раза отчисляли из университета:

“…Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета…”

Петя Трофимов не занимается никаким серьезными делом:

“…только, голубчик, надо же учиться, надо курс кончить. Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно…”

Петя Трофимов зарабатывает на жизнь переводами с иностранных языков:

“…Есть. Благодарю вас. Я за перевод получил. Вот они тут, в кармане…”

Петя Трофимов – умный человек:

“…Какой вы умный, Петя!..”

Петя Трофимов – хороший, добрый человек:

“…Пожалейте меня, хороший, добрый человек…”

У Пети Трофимова чистая душа:

“…Ну, Петя… ну, чистая душа… я прощения прошу…”

Петя Трофимов – скромный человек. Он боится стеснять окружающих:

“…В бане спят, там и живут. Боюсь, говорят, стеснить…”

Петя Трофимов – смешной человек, чудак:

“…Смешной вы!..” “…смешной чудак, урод…” “…Петя, погодите! Смешной человек, я пошутила! Петя!..” “…Какой чудак этот Петя…”

Петя Трофимов – философ в душе: 

“…Трофимов. Кто знает? И что значит – умрешь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы.Петя Трофимов умеет красиво говорить: “…Как хорошо вы говорите!..”

Петя Трофимов – оптимист несмотря на то, что он уже много испытал в жизни:

“…Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…”

После истории с вишневым садом Петя возвращается в Москву на учебу:

“…Да, провожу их в город, а завтра в Москву…”

Петя Трофимов – гордый человек:

“…Оставь, оставь… Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд…”

Петя гордится тем, что он беден:

“…Да, я облезлый барин и горжусь этим!..”

Петя стремится к “высшему счастью”:

“…Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!..”

Петя стремится к свободе и призывает всех “быть свободными”:

“…Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер…”

Петя Трофимов дружит с Аней Раневской. Он пропагандирует ей свои взгляды о свободе, счастье и т.д.:

“…Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!..”
В одном из писем к жене Чехов дает краткую характеристику Пете Трофимову:  Это был цитатный образ и характеристика Пети Трофимова (Петра Сергеевича Трофимова) в пьесе “Вишневый сад” Чехова: описание внешности и характера, его взглядов и т.д.

Смотрите: Все материалы о пьесе “Вишневый сад”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/petja-trofimov-vishnevyj-sad-obraz-harakteristika.html

Образ и характеристика Пети Трофимова Вишневый сад сочинение

Изначально автор создал образ Пети Трофимова в знаменитой пьесе «Вишневый сад» как образ исключительно положительного героя. И хотя Антон Павлович не сделал этот образ главным героем, тем не менее он играет в произведении не последнюю роль.

Молодой парень, имеющий в обществе статус разночинца, он родился и вырос в семье простого аптекаря.

Самое главное, что изначально разъединяет этого героя с другими, которым кстати отданы главные роли в произведение, так это то, что молодому парню абсолютно не интересна судьба дома, с садом.

Он никак не проявляет к нему интерес, его не связывает с этим домом или садом никакая жизненная история, или даже трагедия, он просто один из так называемых второстепенных персонажей данного произведения.

Кстати, именно это становиться его явным преимуществом, ведь он имеет прекрасную возможность посмотреть и оценить всю сложившуюся ситуацию со стороны, как совершенно не заинтересованное лицо.

В отличии от других более подавленных происходящим героев, он вообще никак не воспринимает ситуацию, считая что она его не касается.
Очень важным будет заметить и то, что читателям очень явно видно комическое отношение к данному герою.

Автор произведения, как бы специально показывает ироническое отношение к данному герою других персонажей произведения.

Что касается внешнего телосложения, то надо справедливо заметить, что данный герой представляет собой самого обычного, можно сказать даже слегка заурядного человека.

По телосложению он не совсем складен, по внешним данным красотой особой не отличается. Многие откровенно говоря называют его странным героем произведения.

Надо сказать, что такое описание очень резко сталкивается с непониманием того, как такой человек может быть наделен романтической стороной.

Его пафосные речи на данные темы вызывают у других героев резкое непонимание и даже смущение. Однако, сам герой не видит в этом ни чего сверх естественного, считая что это абсолютно нормально.

Ещё одной непонятной чертой Пети Трофимова в данном произведение становиться его удивительный взгляд на эту жизнь.

Но, надо отметить что самым неприятным в этом герое считается его негативное отражение к миру, его некрасивые, порой даже наглые слова, которыми он без угрызения совести разбрасывается как только пожелает.

В общем стоит отметить, что создавая этого героя автор сам испытывал к нему непонятные чувства и они с полна передались каждому, кто прочитал это произведение.

Сочинение Петя  Трофимов образ и характеристика 

Один из героев в пьесе «Вишневый сад», герой Петя Трофимов создавался автором данного произведения как образ исключительно положительного персонажа. Он не является главным героем, но несмотря на это приковывает к себе внимание окружающих его героев, и читателей, которые впоследствии читают данную пьесу.

Молодой парень, который был разночинцем. Родился и вырос Петя в небогатой семье простого аптекаря. В данной пьесе ему совершенно безразлична судьба вишневого сада, и он вообще не к чему не привязан, просто живет своей простой жизнью, открыто высказывая все свои мысли и рассуждения.

В отличие от других героев, которые заняты своими переживаниями, связанными с этим садом, или вообще живут совершенно другой жизнью Петр имеет возможность посмотреть на все это со стороны, справедливо разобравшись в ситуации, как незаинтересованное лицо.

Вот только высказывания Петра далеко не всем героям пьесы приходятся по душе, многие открыто подсмеиваются над ним, считая его человеком не далеким и даже глупым.

Внешность Петра только подливает красок в огонь, так как по природе своей он является весьма незаурядным человеком, не имеющим не красивой внешности, ни статного тела, ни чего такого, что могло бы привлечь к нему внимание других персонажей.

Стоит отметить, что изначально даже сам автор данного произведения задумывал это героя как комический персонаж, и считал что так он сможет показать разницу между всеми героями, между теми, кто постоянно переживает и держится за прошлое, и теми, кто вообще ни за что не держится, при этом выставляя себя не в лучшем свете.

Интересным моментом стали отношения Пети и Ани, которых автор представил в пьесе как представителей нового молодого общества, тем не менее стоит лишь немного углубиться в изучение данной пьесы и становиться понятно, что изначально у образа Пети были абсолютно другие цели.

Образ и характеристика Пети Трофимова Вишневый сад

  • Сочинение Образ тургеневской девушки в повести Ася 8 классОбраз «тургеневской девушки» в повести Ася.Что скрывает в себе, хорошо знакомая всем формулировка «тургеневская девушка». За этим понятием стоит натура страстная, пылкая и по-своему обворожительная. И, как правило, такая барышня обладает благородными
  • Сочинение на тему Традиции моей семьиВ нашей семье, существует, одна очень давняя традиция, которую придумали насколько мне известно, еще мои брабабушка и брадедушка. Каждое первое воскресенье весны, мы всей семьей, включая даже дальних родственников,
  • Сочинение на тему Делай добро 6 классКаждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:
  • Сочинение на тему Весенний дождь 3, 4, 5 классВесна – это чудесный, благодатный период пробуждения природы. Это время, когда тает последний снег, теплые солнечные лучи прогревают замерзшую землю, на деревьях прорастают молодые зеленые листочки,
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир сочинениеЛев Николаевич Толстой – мастер психологизма. Внутренний мир его героев очень важен для писателя. Чтобы показать их духовное совершенствование Лев Николаевич проводит персонажей романа-эпопеи «Война и мир» через разные жизненные ситуации.
  • Сочинение на тему Снег идетКонец осени. Листья разноцветными кучками лежат на земле. Все: холмы и пригорки, деревья, кусты, травы засыпают. Крепко спят животные и насекомые. Они, плотно закрыли, входы домиков-муравейников,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-peti-trofimova-vishnevyj-sad

Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

    Особое место среди персонажей комедии “Вишневый сад” занимает Петр Трофимов. Он – бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а “только работать”.

 
    Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что “человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину”.

 
    Трофимов обличает “грязь, пошлость, азиатчину”, критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон.

О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: “Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!” 
    Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье.

Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
    Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса.

На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до “высшей правды”, Трофимов уверенно отвечает: “Дойду или укажу другим путь, как дойти”. 
    В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

    Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Читайте также:  С наступающим новым годом!!!

    Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом – пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: “Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”

    Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя.

“Облезлый барин”, Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты “недотепства”, присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым.

Трофимов причастен к революционной борьбе – потому-то он и “вечный студент”. 

    Трофимова Чехов наделил некоторыми “смешными” чертами “облезлого барина” с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, “среднюю” девушку. “Аня и Трофимов… словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам…

без ясной программы жизни”, – так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они – люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает.

Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей. 

    Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса – “недотепа”. Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

    Фигура Трофимова – показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа.

Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем.

Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

    Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще “недоделанный”, “недотепистый”. Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах.

Отсюда – его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба.

Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе – все это близко и дорого автору.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/vishnevyj-sad/9566-obraz-vechnogo-studenta-trofimova-v-pese-a-p-chekhova-vishnevyj-sad

Образ Трофимова в пьесе Вишневый сад Помощь по литературе

Последняя пьеса А. П. Чехова была закончена в 1903 году. В основе произведения тема общественно-исторического развития России в переломную эпоху, на стыке «старого» и «нового» веков.

Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса.

Однако писателя интересует не конфликт прежних и новых владельцев вишневого сада, а столкновение прошлого и настоящего России, зарождение будущего в этом процессе.

Вишневый сад — центральный образ в пьесе. Он олицетворяет Родину, Россию, ее богатство, красоту, поэзию. У каждого героя свое восприятие сада, свое отношение к нему. Образ сада выявляет духовные возможности каждого из персонажей. Петя Трофимов указывает путь к возрождению гармонии в человеке и в окружающем мире.

Петр Сергеевич Трофимов — разночинец, сын аптекаря. Он студент Московского университета, сам себя называет «вечным студентом». Герою почти тридцать лет, но он до сих пор не закончил курса. В пьесе есть намек на то, что из университета Петю выгоняют не за успеваемость, а за его революционную, т. е. антиправительственную деятельность.

Трофимов беден, терпит лишения: «Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий…» У него нет дома, семьи, он одинок: «… Я уже столько вынес!… Куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Несмотря на голод и болезни, Трофимов решительно отказывается жить за чужой счет, брать взаймы.

Он гордо заявляет Лопахину: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти…» Трофимов живет своим трудом: «за перевод деньги получил»; он умен, образован. Многие его суждения верны и глубоки.

Трофимов проповедует социалистическую идеологию: студента не устраивает тип существования изображаемых в пьесе дворян.

В глазах разночинца главный недостаток Гаева и Раневской — бездеятельность, барство, привычка жить за счет чужого труда. Трофимов резко осуждает прошлое, насилие над личностью. Студент гневно заявляет, что вишневый сад — символ рабства, что с каждого дерева на него смотрят замученные «человеческие существа».

Бывшие владельцы живых душ, по мнению Трофимова, должны искупить прошлое только «необычайным, непрерывным трудом». Студент не принимает планы переустройства русской жизни на буржуазный лад. Он осуждает Лопахина как дельца, у которого нет широкого взгляда на проблемы всей страны.

Потребительское отношение к природе, богатствам окружающего мира, погоня за выгодой, прибылью получают в трактовке студента точное определение. Он говорит Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Трофимов советует купцу не размахивать руками, предрекает кратковременность его пребывания, так как видит хищную сущность капитализма. Трофимова волнует судьба интеллигенции, он размышляет о ее роли в переустройстве России, обличает праздность «философов»: «Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не…

делает и к труду пока не способно». Студент полон веры в новую жизнь. «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Однако Чехов к высокому пафосу речей, призывов Пети относится иронически.

Пламенные слова Трофимова не случайно перебиваются то игрой Епиходова на гитаре, то стуком топора по дереву. Автор видит определенную односторонность даже во многих справедливых суждениях Трофимова.

Для студента Трофимова вишневый сад — воплощение крепостного уклада жизни: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостниками, владевшие живыми душами…» Трофимов не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства.

Чехов показывает в герое черты, которые сближают его с жизненной установкой Гаева и Раневской. Он часто произносит слишком громкие, отвлеченные общие фразы: «Мы идем неудержимо к яркой звезде. » Автор иногда ставит Трофимова в комическое положение: Петя падает с лестницы, постоянно ищет старые галоши.

Определения-характеристики: «чистюлька», «смешной урод», «недотепа», «облезлый барин» снижают образ Трофимова, вызывают насмешку. Неловкий, нескладный, неухоженный Петя вызывает к себе снисходительную жалость. «Очки», «негустые волосы» — эти детали дополняют портрет «вечного студента».

Пристрастие Пети к звонкой фразе, поучениям, рассеянность, категоричность суждений осложняют его отношения с окружающими. Варя говорит ему: «Студенту надо быть умным». Петя заявляет: «Мы выше любви». Это высказывание подчеркивает нравственную ущербность, неразвитость героя.

Не случайно Раневская говорит ему: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Трофимов не выглядит героем. В определении-характеристике «вечный студент» заключена мысль о том, что Петя не сможет быть достойным вишневого сада.

Его роль — пробуждение сознания молодых людей, которые уже сами будут искать пути борьбы за будущее. Поэтому Аня восторженно впитывает в себя идеи Трофимова. Она не ставит себе целью выйти замуж за богатого человека, стремится к высшим идеалам.

У Трофимова в суждениях содержится позитивное начало, жизнь его может вызвать в какой-то степени уважение, но он способен только указать путь, а сам остается «вечным студентом». Настоящее время, по Чехову, требует не восклицаний и восторгов, не полного отрицания прошлого, а поступков и решений для спасения красоты, духовности.

«Вечный студент» Петя Трофимов изображен Чеховым с симпатией и уважением. Это самоотверженный и бескорыстный человек, проповедующий новые идеи. Характерна в этом плане речь Трофимова, отличительной чертой которой является обилие научных и политических терминов.

Его слова: богатые и нищие, рабочие, крепостники, труд, истина, философствуют и другие — раскрывают направленность его мыслей. Его речь эмоционально окрашена, взволнованна, с риторическими обращениями: «Верьте мне, Аня, верьте!», «Вперед! Не отставайте, друзья!» и др.

Но, несмотря на все положительные качества Трофимова, Чехов сомневается в возможности таких людей построить новую жизнь — уж очень они односторонние, «никакой жизни сердца».

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/2040_obraz_trofimova_v_pese_vishnevyy_sad.htm

Характеристика пьесы “Вишневый сад” | Инфошкола

А.П. Чехов. “Вишневый сад”. Общая характеристика пьесы. Анализ третьего акта.

Чехов переносит на сцену повседневность — без эффектов, красивых поз, необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто, и в то же время сложно, как бывает в жизни. В обыденности он видит и красоту, и значительность. Этим объясняется своеобразная композиция его драм, простота сюжета, спокойное развитие действия, отсутствие сценических эффектов, «подводное течение».

«Вишневый сад» — единственная пьеса Чехова, в основе которой можно увидеть, хоть и не вполне отчетливо, социальный конфликт. На смену обреченному на гибель дворянству приходит буржуазия. Хорошо это или плохо? Некорректный вопрос, считает Чехов. Это — факт.

«Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», — писал Чехов. По мысли Белинского, комедия обнаруживает, насколько реальная жизнь уклонилась от идеала.

Не это ли было задачей Чехова в «Вишневом саде»? Жизнь, прекрасная в своих возможностях, поэтическая, как цветущий вишневый сад, — и бессилие «недотеп», не способных ни сохранить эту поэзию, ни пробиться к ней, увидеть ее.

Особенность жанра — лирическая комедия. Герои рисуются автором с легкой насмешкой, но без сарказма, без ненависти. Герои Чехова уже ищут свое место, но еще его не находят, все сценическое время они куда-то собираются. Но никогда не могут собраться.

Трагедия чеховских героев — от неукорененности в настоящем, которое они ненавидят, которого они боятся. Подлинная жизнь, реальная, кажется им чужой, неправильной.

Выход из тоски повседневности (а причина ее все-таки кроется в них самих, поэтому выхода и нет) они видят в будущем, в той жизни, которая должна быть, но которая никак не наступает. Да они и не делают ничего, чтобы она наступила.

Один из главных мотивов пьесы — время. Начинается с опоздавшего поезда, заканчивается опозданием на поезд. А герои не чувствуют, что время изменилось,. Вошло в дом, где (как кажется Раневской) ничего не меняется, и опустошило, разрушило его. Герои отстали от времени.

Образ сада в пьесе «Вишневый сад»

Композиция “Вишневого сада”: 1 акт — экспозиция, приезд Раневской, угроза потери имения, выход, предлагаемый Лопахиным. 2 акт— бессмысленное выжидание хозяев сада, 3 акт — продажа сада, 4 акт — отъезд прежних хозяев, вступление во владение нового, вырубка сада. То есть 3 акт— кульминация пьесы.

Сад должен быть продан. Ему суждено погибнуть, на этом настаивает Чехов, как бы он к этому ни относился. Почему это произойдет — достаточно ясно показано в 1 и 2 актах. Задача 3 акта — показать как.

Действие происходит в доме, ремарка вводит зрителя на вечеринку, о которой говорили во 2 акте.

Раневская называет ее балом и очень точно определяет, что “бал мы затеяли некстати” — из слов Пети зритель узнает, что именно в это время происходят торги, на которых решается судьба имения.

Поэтому настроение этой сцены — контраст между внешним благополучием (танцы, фокусы, необязательные “бальные” разговоры) и атмосферой тоски, скверного предчувствия и вот-вот готовой истерики.

Как Чехов создает эту атмосферу? Идиотские выступления Симеонова-Пищика, на которые никто не реагирует, словно так и надо, то и дело прорываются разговоры хозяев дома о своем невеселом, словно им не до гостей.

Когда никому не нужный бал выдыхается, появляются Гаев и Лопахин с сообщением о продаже имения.

Читайте также:  Урок-конспект по литературе: "и. а. бунин. листопад" (4 класс)

“Выступление” Лопахина в новой роли оставляет сложное, скорее тяжелое впечатление, но заканчивается акт на оптимистической ноте — репликой Ани, обращенной к Раневской: “Мама, у тебя осталась жизнь…” Смысл в этом оптимизме есть — самое невыносимое для героев пьесы (выбор, необходимость решать и брать на себя ответственность) позади.

Что нового мы узнаем о героях в 3 акте?

Раневская.

Оказывается, она способна не только бесить своей непрактичностью, она еще и неглупа. Кажется, что на этом бале она проснулась — здравые замечания о ярославской бабушке, о том, что такое для нее вишневый сад.

В разговоре с Петей она даже мудра, очень точно определяет сущность этого человека, и без красивостей и игры с собой говорит о себе и своей жизни.

Хотя, конечно, остается собой — правдивые до резкости слова она говорит Пете, чтобы сделать больно еще кому-то, потому что ей самой больно.

Но вообще это пик ее отражения жизни, уже в самом начале 4 акта она продолжит играть, как актриса, которой важна только собственная роль и недоступна пьеса целиком. А сейчас она принимает известие о продаже имения не мужественно, но достойно, без игры, ее горе неподдельно и потому некрасиво: “Сжалась вся и горько плачет”.

Гаев.

Его в этом акте почти нет, и ничего нового мы о нем не узнаем. Все, что он может сказать:“Сколько я выстрадал!” — в общем, опять “Я”. Утешить его в горе очень просто — стуком бильярдных шаров.

Лопахин.

Вот это неожиданность. До сих пор мы его знали добрым другом этой семейки, которая такого друга не заслуживала. О спасении вишневого сада он беспокоился больше, чем все эти балбесы вместе взятые.

И мысли не возникало, что он сам хочет купить сад, что для него это не просто очередная сделка, а акт торжества справедливости. Поэтому теперь его честность стоит подороже.

Еще мы не знали о нем, что он способен увлекаться, забываться, радоваться до безумия, такой он был ровный и спокойный до сих пор. И какая “генетическая” ненависть в нем к бывшим хозяевам — не лично к Гаеву и Раневской, а к классу: ”…Дед и отец были рабами,..

их не пускали даже в кухню…” А еще он слабый, потому что задумывается о жизни: “Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…” , а чем задумываться — маловато: “Пускай все, как я желаю!”

Петя Трофимов.

Он здесь больше, чем прежде, ранимый ребенок — дразнит Варю, хвастает тем, что “выше любви”, не способен в принципе понять правду о себе, жалеет до слез Раневскую, падает с лестницы и т.п.

Аня.

Толком проявляется только в последней реплике, но зато очень повзрослевшей. Она предлагает матери реальный психологический выход — свою любовь (в каждом ее предложении несколько ласковых слов) и осознание того, что вишневый сад потерян и, стало быть,. уже не нужно томиться неизвестностью и принимать решения.

Источник: https://info-shkola.ru/xarakteristika-pesy-vishnevyj-sad-analiz-komedii/

Характеристика образа Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» Чехова » Сочинение на EraInfo.ru

Сложно не заметить несколько ироническое отношение к Трофимову, как со стороны автора, так и со стороны героев пьесы. «Недотепа» – так называет Петю обычно снисходительная к людям Раневская, а Лопахин насмешливо добавляет: «Страсть, какой умный!».

Другие определения, применяемые к этому герою, еще больше усугубляют картину: «смешной урод», «чистюлька», «облезлый барин»… Петя нескладен, некрасив (и по собственному утверждению, совсем и не желает таковым казаться), у него «негустые волосы», вдобавок он рассеян. Такое описание резко контрастирует с тем романтическим образом, который возникает после прочтения его речей.

Но и речи эти при внимательном анализе начинают смущать своей категоричностью, морализаторством и вместе с тем – абсолютным непониманием текущей жизненной ситуации.

Обратим внимание на то, что пафосные речи Трофимова по ходу пьесы все время прерываются. То застучат топором, то заиграет на гитаре Епиходов, то окликнет заслушавшуюся Аню Варя (это, кстати, вызовет у Пети неподдельное возмущение: «Опять эта Варя!»)… Так исподволь Чехов передает свое отношение к тому, что говорится Петей: это нежизнеспособные вещи, боящиеся проявлений обычной жизни.

Еще одна неприятная черта в Трофимове – это его способность видеть во всем «только грязь, пошлость, азиатчину». Удивительно, но восхищение Россией, ее «необъятными полями и глубочайшими горизонтами» звучит из уст, казалось бы, ограниченного купца Лопахина.

А вот Петя говорит о «нравственной нечистоте», о клопах и только мечтает о светлом будущем, не желая видеть настоящего. Оставляет его равнодушным и красота главного образа-символа в пьесе. Трофимов вишневый сад не любит.

Более того, он не разрешает любить его и юной Ане, чья душа пока еще очень трепетно откликается на красоту. Но для Пети сад – это исключительно воплощение крепостного права, от которого стоит поскорее избавиться.

Ему и в голову не приходит, что в этом саду прошло детство Ани, что ей может быть больно потерять его – нет, Петя весь захвачен своими идеями и, как это часто случается с такого рода мечтателями, за ними не видит живых людей.

А уж чего стоит презрительное заявление Пети о том, что он «выше любви». Эта фраза, которой он хотел показать свое превосходство, как нельзя лучше выявляет обратное – нравственную, духовную неразвитость героя.

Будь он внутренне целостной, сформированной личностью – и ему бы простилась его неловкость и нескладность, как прощается неграмотность Лопахину с «широкой душой». Но сухость Пети выдает в нем моральную несостоятельность.

«Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» – говорит ему Раневская, в силу своей чуткости сразу же Петю разгадавшая. Любопытно, что Петя, протестующий против старого уклада жизни и любых форм владения, не стесняется, тем не менее, жить у Раневской в усадьбе и отчасти за ее счет.

Он покинет имение только с его продажей, хотя и предлагает в начале пьесы Ане бросить ключи от хозяйства в колодец и уходить. Получается, что даже на собственном примере Трофимов свои идеи подтвердить пока что не готов.

«Укажу другим путь»…

Разумеется, есть в Пете и симпатичные черты. Он сам с горечью говорит о себе: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! И все же… Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…».

И в этот момент через маску строителя светлого будущего проглядывает настоящий человек, желающий лучшей жизни, умеющий верить и мечтать.

Заслуживает уважение и его несомненное трудолюбие: Петя работает, получает деньги за переводы и последовательно отказывается от предложенного Лопахиным одолжения: «Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху». Впрочем, патетичность этого высказывания несколько нарушают выкинутые Варей на сцену калоши: Трофимов потерял их и немало за них тревожился… Характеристика Пети из «Вишневого сада», по сути вся и сосредоточена в этих калошах – здесь отчетливо проявляется все мелочность и нелепость героя.

Трофимов – персонаж скорее комический. Он сам понимает, что не создан для счастья и до него не дойдет. Зато именно ему поручена важная роль указать другим «как дойти», и это делает его незаменимым – как в пьесе, так и в жизни.

Источник: http://erainfo.ru/xarakteristika-obraza-peti-trofimova-v-pese-vishnevyj-sad-chexova/

«Вечный студент» Петя Трофимов в пьесе Чехова «Вишневый сад» на Сёзнайке.ру

Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований.

Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим.

Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту — «эмоцио» и веривший только в науку — «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов.

Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они — представители революционно-демократической молодежи конца 50-х — середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов — представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя.

Дважды его отчисляли из университета — вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!..

куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности.

Петя — отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», — говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» — для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч – шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив.

Единственное, что ей остается, — так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека.

Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «… нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя — умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев.

Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь.

А иначе — что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это — парадокс? Да нет, конечно.

В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрачных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой».

Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов для спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.

) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня — живой мостик между прошлым и будущим.

Читайте также:  Природа, растения и животные чукотки

Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» — «мы».

Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» — всегда неясная. Особенно в России.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9461-vechniy-student-petya-trofimov-v-pese-chehova-vishneviy-sad

Школьные сочинения

Чехов якобы иронически относился к Пете Трофимову, изобразил его «недотепой» и тем  самым выразил свое скептическое отношение к революционному движению. Такое мнение совершенно необоснованно. Для того чтобы понять это, нужно вспомнить, кто и при каких обстоятельствах назвал Петю «недотепой».

Это говорит Раневская, раздраженная тем, что Петя откровенно высказал неодобрение ее связи с ничтожным и нечестным человеком.

Раневская не в, состоянии понять нравственную высоту Пети, но она чувствует, что Петя прав, и сама просит у него прощения: «Ну, Петя… ну, чистая душа… я прощения прошу… Пойдемте танцевать…» Да, Петя – чистая душа, и поэтому таким людям, как Раневская или Лопахин, он должен казаться неудачником, «недотепой». Но нельзя такое же мнение приписывать автору.

Нельзя также считать, что такие эпизоды, как падение с лестницы, потеря галош и т. п., снижают образ Пети и приближают его к Епиходову с его «двадцатью двумя несчастьями». Бытовые мелочи нисколько не порочат Петю, а только делают его образ более живым и естественным. Если же говорить о сравнении с Епиходовым, то тут, скорее, можно видеть противопоставление.

Епиходов глуп, эта глупость сквозит в каждом его .слове, его поступки- только дополняют это впечатление. А Петя умен, его мысли глубоки и содержательны. Недаром Чехов – величайший мастер подтекста – ни разу не прерывает речи Трофимова.

Петю все время слушают с вниманием, его слова действуют облагораживающе на других людей. Даже практичный Лопахин под влиянием Пети начинает чувствовать, что жизнь должна быть красивее, чище. Какие же взгляды высказывает в пьесе Петя? Он верит в прогресс и.

призывает всех «работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

Истину он понимает не отвлеченно и осуждает тех интеллигентов, у которых философский поиск истины уживается с равнодушием к тяжелой жизни народа: «Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота… И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим»..

Трофимов презирает деньги, презирает титулы, для него не существует разницы в звании и положении людей.

Он, на которого другие смотрят с насмешкой и жалостью, называют «облезлым барином», чувствует себя сильным и свободным человеком, принадлежащим к тем, кто стремится к высшей правде и высшему счастью человечества. Для Пети не имеет значения, дойдет ли он сам к светлому будущему или только укажет путь другим.

Чехов писал О. Л. Книппср, что не может показать в пьесе Петю Трофимова как общественного деятеля: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки?» Намек на преследования, .которым подвергался Петя, содержится в его словах: «…куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»

Проповедь Пети Трофимова зажигает Аню. Ей всего 17 лет, она наивна, простодушна. Чехов писал Вл. И. Немировичу-Данченко, что «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных».

Как человек Аня еще не сформировалась, и говорить о ее взглядах и убеждениях слишком рано. Роль Ани в пьесе заключается в том, что она олицетворяет молодость, чистоту, искренность. Ее душа, свободная от корыстных расчетов, открыта всему прекрасном и благородному. Ане повезло, что она встретила на своем жизненном пути Петю Трофимова.

Она с восторгом слушает Петю. Решительно порывая с прошлым, без сожаления прощаясь с вишневым садом, в котором с каждой вишни, с каждого листка глядят на нее замученные человеческие существа, Аня смело идет навстречу новой жизни. «Вся Россия наш сад»,- говорит ей Петя Трофимов.

И этот; большой сад – обновленную Россию имеет в виду Аня, когда обращается к матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Образ Пети Трофимова в пьесе Чехова . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-889.htm

Петя Трофимов — вечный студент (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова)

Споры о Пете Трофимове начались уже давно – с момента появления “Вишневого сада” на сцене и в печати. Выдающийся писатель-гуманист Короленко, например, отнесся к Пете с немалым подозрением: “…для меня облезлое “лучшее будущее” – что-то непонятное и ненатуральное”.

А критик-большевик В. В. Боровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного пойти на борьбу с враждебной средой.

Вот еще одно столкновение мнений, которое должно побудить вас или принять чью-то сторону, или выработать собственную точку зрения. Итак, что вы думаете о Пете, о его взглядах, позиции, отношении к другим действующим лицам пьесы?

Почти у каждого героя “Вишневого сада” есть свои звездные минуты, когда они как бы взмывают вверх, оказываются выразителями высоких и благородных идей, на самом деле близких автору.

Есть свои взлеты и у Пети Трофимова, но есть у него и падения. В этом отношении знаменательным является эпизод в третьем действии, когда Петя упал с лестницы: хотел забраться вверх, выше других – и упал, покатился вниз.

“Высокое” и “низкое”, серьезное и смешное в образе Пети слиты воедино.

Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью рассказывает о тяжелой жизни рабочих, упрекает интеллигенцию в бездействии. Но Чехов принципиально избегает однозначных решений. Может быть, особенно ясно это проявилось в его изображении Пети.

Казалось бы, в задачу писателя входило вызвать у зрителей чувство симпатии к образу студента-демократа, подвергавшегося неоднократно преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен, призывающего к неустанной работе во имя приближения прекрасного будущего.

Все это так, но слишком уж велик диапазон колебаний Пети Трофимова.

Как-то странно уживаются воедино в нем восхищение абстрактным человечеством, которое идет вперед, и презрение к конкретным людям, призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда,- и неверие в человека: “В своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив”. Не связано ли последнее обстоятельство с тем, что сам Петя в душе крайне недоволен собой? Жизнь проходит, а ему, собственно, так и не удалось ничего сделать. После долгой разлуки Раневская с печалью говорит ему: “Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?” – на что Трофимов отвечает: “Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин”.

И еще одно важное обстоятельство. Из списка действующих лиц мы узнаем отчество Трофимова: “Петр Сергеевич”. Но в пьесе так его называет только Дуняша, горничная. Все остальные зовут его уменьшительным именем – Петя.

К Лопахину, например, Раневская обращается исключительно по имени и отчеству.

Но студент Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской, так и остался в глазах обитателей усадьбы умным мальчиком, излишне склонным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам.

У Пети и у Гаева, двух явных и несомненных антагонистов, есть одна объединяющая черта: неуместность их речей. То, что они говорят, вообще-то само по себе бывает иногда и серьезно, и умно, но, как правило, они выбирают самое неподходящее время для своих выступлений.

То Гаев начинает рассуждать в ресторане с половыми о декадентах, то Петя, оставшись наедине с Аней, произносит такую речь, словно он выступает на митинге, перед многочисленной толпой единомышленников: “Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!”

И Аня, всплескивая руками, восклицает: “Как хорошо вы говорите!” Как видим, и в пьесах бывает ощутима авторская ирония.

И еще один аспект, помогающий нам лучше уяснить авторскую оценку Пети Трофимова. Это любовь, которая всегда была серьезным испытанием для чеховских героев. Как же справился с этим испытанием “вечный студент”?

Не показалось ли вам, что Петя Трофимов любит Аню нежной и трепетной любовью? Не случайно же в конце первого действия звучат вслед Ане взволнованные слова молодого человека: “Солнышко мое! Весна моя!”

Но в дальнейшем о любви речи нет, так что совершенно напрасно Варя так бдительно следила за молодой парой. А возмущенный Петя восклицает: “Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!”

Эти слова компрометируют Петю едва ли не сильнее падения с лестницы и старых калош. О какой, собственно говоря, пошлости идет речь? Неужели для него любовь – пошлость?

Так проявляется ограниченность Пети, по крайней мере в области человеческих чувств. Вполне закономерно, что он не способен понять и человеческое горе Любови Андреевны, которая доверчиво раскрывает перед ним свою душу. Насколько же она в разговоре с Петей подавляет его своей человечностью, искренностью, незащищенностью. По сравнению с ней Петя в этой сцене какой-то замкнутый, нечуткий.

Имя Раневской – Любовь, имя Трофимова – Петр, что значит “камень”. Нет у Пети настоящего человеческого сочувствия к страданиям и мучениям другого человека. Вознесся он “выше любви”, а на самом деле это означает, что он стремится себя поставить и выше вишневого сада, и выше красоты (“Я не желаю быть красавцем”), и вообще выше всех людей.

Наконец, очень важно отношение Пети Трофимова к вишневому саду. Для Пети вишневый сад – признак чужой, враждебной культуры, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его: в этом будет заключаться искупление старых грехов.

И наивная Аня доверчиво принимает логику Пети Трофимова: “Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, что на земле нет лучше места, чем наш сад”.

Опасность проповеди Пети Трофимова велика. С позиций имеющегося исторического опыта мы знаем, к каким тяжелым последствиям могут привести призывы к уничтожению красоты на земле.

Правда, Петя и Аня вместо старого сада, судьба которого не вызывает у них ни малейшего сожаления, охотно говорят о новом, еще более роскошном и красивом. Утешая рыдающую Любовь Андреевну, Аня обещает ей: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.

Разумеется, Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей.

У нее просто эмоциональное, восторженное упование на прекрасное будущее, которое, как Ане кажется, уже совсем рядом и построить которое очень легко и просто. Слишком легко, слишком просто…

И не в этом ли еще один урок пьесы – предостережение, важное не только для демократической молодежи начала XX в., но и для последующих поколений?

Одну школьницу спросили: в чем она видит связь чеховской пьесы с сегодняшним днем? Что ее больше всего поразило и взволновало? Она ответила: “Петя, во-первых. Я немножко похожа на Петю. Так же категорична в суждениях.

Спектакль останавливает: стойте, оглянитесь, подумайте, что мы рубим, что мы делаем. Петя и Аня – у них нет базы, как и у нас. Мы относимся к тем, которые бегут вперед.

Впереди якобы самое важное, а позади-то, оказывается, вишневый сад!”

Источник: http://www.sochuroki.com/petya-trofimov-vechnyj-student-o-pese-vishnevyj-sad-a-p-chexova/

Ссылка на основную публикацию