Рассказ: станислав тимофеевич романовский “русь”

Лирическое начало в творчестве С. Романовского

Как известно, основой эпического искусства Древней Греции и эпохи Возрождения явилось особое, героическое или эпическое состояние мира, характеризовавшееся многочисленными, всесторонними связями человека и окружающей его действительности.

Человек и мир, разум и чувство, гражданская и частная жизнь были слиты воедино в изначальных эпопеях мирового искусства, выражая миросозерцание и жизнь народа во всей их полноте и многообразии.

И хотя эпическая целостность субъекта и объекта была во многом наивной и непосредственной, т. е.

неосознанной и невоспринимаемой человеком в качестве таковой, именно она явилась важнейшим условием создания эпических произведений древности.

В период господства антагонистических формаций происходит глубокое отчуждение личности от противостоящих ей общественных установлений, норм поведения и общества в целом. Изначальная целостность древних индивидов разрушается, жизнь, говоря словами Белинского, распадается на «поэзию и прозу».

Наступает период неблагоприятный для эпоса и благоприятный для субъективного, медитативного искусства.

«Ибо,- как заметил Гегель,- когда индивидуальная самость освобождается от субстанциальной целостности нации, её состояний, образа мыслей и чувств, её деяний и судеб, когда человек разделяется на чувство и волю, то вместо эпической поэзии наиболее зрелого развития достигает лирическая поэзия с одной стороны, и драматическая – с другой».

В это время миросозерцание личности противостоит внешней среде, дела и поступки – умонастроению, движению души и сердца человека; политические, моральные и прочие предписания предстают в форме государственного законопорядка и права как внешняя необходимость, принуждающая индивида к признанию её обязательности. Вся совокупность собственных чувств и эмоций личности, неповторимые субъективные переживания, рефлексия приобретают до сей поры неизвестную значимость, выступают как нечто самостоятельно важное. «Перед лицом такой действительности, уже сложившейся сама по себе, душа человека отчасти становится таким же для себя сущим миром субъективного созерцания, рефлексии и чувства, миром, который не доходит до действия и лирически высказывает своё пребывание внутри себя, свою занятость индивидуальным внутренним миром».

Таким образом, исторически лирика возникает как литературный род, противостоящий эпосу, в эпоху осознания субъектом своего поэтического внутреннего мира в условиях достаточно развитой социальной действительности.

Зачаточное в догосударственных глубинах истории, субъективное искусство наибольшего расцвета достигает в период установления государственных форм жизни, особенно во время уже определившихся, упорядоченных жизненных отношений. По справедливому замечанию Г.

Гачева, «индивидуальная лирика развивается в периоды государственной стабильности», в окнах «между эпохами народно-общественной активности». Однако периоды стабильных государственных форм жизни – это время непримиримых классовых противоречий. В лирических медитациях писателя особенно ярко выражаются противоречия общественно-исторического сознания эпохи.

Гуманистическое по своей природе вообще, лирическое искусство особенно чутко восприимчиво к любым проявлениям социального зла и несправедливости. В эпосе царит действие, в лирике – слово, мысль, чувство, сопротивляющиеся той социальной действительности, полюсами которой являются человек и отчужденный от него мир.

Словарь литературоведческих терминов определяет лиризм как прямое выражение личных эмоций; возвышенную эмоциональность, выраженную в речи автора; очевидную проявленности чувств, эмоций, настроений, ощущений персонажей и автора и передачу их в художественном произведении.

Обратимся к рассказам С. Романовского, включенным в сборник «Родина», – итогу размышлений писателя о жизни, природе, истории, литературе.

По форме рассказы С. Романовского представляют своеобразные эссе – миниатюры, соединяющие философское осмысление жизненных факторов с лирическим проникновением в духовную жизнь человека.

Пушкинское определение «плод – ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» как нельзя более подходит к своеобразному и поэтическому содержанию лирических миниатюр Станислава Романовского.

Глубокие размышления о Родине, её истории сливаются у писателя с потоком искренних человеческих чувств, пробуждают любовь к своему Отечеству:

«Русь – светлое место!

Русь – страна света.

Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в русом имени твоём, коротком, как вдох счастья.

Тут уж никуда не денешься. Тут всё из первых крестьянских уст» к солнцу русской поэзии – великому Пушкину:

«Пушкин – высочайший взлёт нашей культуры!

Пушкин не устареет никогда.

Как никогда не устареет «Слово о полку Игореве» и «Троица» Андрея Рублёва.

Пушкин вечен, как Родина» к природе своей страны:

«Нам надо беречь природу, и тогда, пусть не сразу, не вдруг, вновь зашумят дубравы и станут нас радовать летом голосами своими благородные птицы – гуси, лебеди, журавли.

А как её беречь – природу-то?

Так, как берегли наши предки: не брать у природы лишнего» к истории:

«Кто она такая – великая Русь? Сколько ей лет? Как жила она прежде, обувалась-одевалась, бедовала и радовалась? Что ела, что строила и какие песни складывала и пела?

Что обозначает само это загадочное слово – Русь? Как наше прошлое проявляется в нашем настоящем?»

Лирический герой Романовского много ездит по России. Он тоскует по утраченным ценностям духа, отсюда его интерес к истории. Его волнует всё, что было сто лет назад, в минувшие времена: какие по этой земле ходили люди, что они думали, что вспоминали, чему молилась их душа в минуты печалиКак закат догорал, как хлеб пеклиЧто унесли с собой и что оставили нам эти люди

Рассказы С. Т. Романовского воспевают вечное движение и обновление жизни, любовь, величие и красоту, самоотвержение и милосердие. Не случайно и сам писатель говорит о том, что главное в его рассказах не события, а размышления и волнения души.

Проникая в прошлое, во вчерашний день истории, автор с необыкновенным лиризмом пишет и своём родном крае, дорогой его сердцу Елабуге

Москва и ЕлабугаСтолица и провинцияЧем бы судьба не одарила и как бы не обездолила писателя, он всегда оглядывался на родной город. В рассказе «Речная жемчужина» С. Т. Романовский пишет: «Всю землю с одинаковой силой любить нельзя – не получится, не запомнить её всю.

Но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью». И в этом возвращении на родину есть свой смысл и своя символика: человеку никогда не уйти от своей любви, от друзей, от прошлого, от того места, где родился.

Через всю жизнь Станислав Тимофеевич пронёс любовь к своему родному краю.

Во многих его книгах, таких как «Вятские – люди хватские», «Башня над Камой», «Вятское кружево», «Круг жизни», «Певучая гора», «Родина», «Молчаливое озеро», мы находим изумительно верные поэтические описания наших рек – Камы, Вятки, Тоймы, Крийши, Танайки, Каринки, Анзирки, Умяка и даже небольших проток, ручейков, узнаем много интересного о более чем 50 озерах на елабужских и Танаевских лугах, бываем в Большом и Малом бору, бродим по Танаевскому и Мортовскому лесам, знакомимся с разными оврагами, пригорками, холмами.

Как же прекрасно, что в далёкой Елабуге родился писатель, который в своём творчестве выразил истинно народную душу, которая безгранично любит свою «большую» и «малую» Родину.

Чувство любви к родному городу усилилось и во мне, когда я прикоснулась к творчеству С. Романовского. Невольно приходят на память слова А. П. Чехова, сказанные однажды: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей и самого Господа Бога – были и такие случаи, – но в искусстве обмануть нельзя». Эти слова непреходящи во все времена.

Со всей уверенностью я отношу их и к творчеству С. Романовского. Ведь все его книги – это единый поток, единый лирический водопад. Всем его произведениям свойственна высокая эмоциональность, лирико-философское начало.

Я никогда не забываю, Елабуга – это и Иван Иванович Шишкин, и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, а теперь и Станислав Тимофеевич Романовский

Источник: http://www.hintfox.com/article/liricheskoe-nachalo-v-tvorchestve-s-romanovskogo.html

Презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме: С. Романовский. Краткая биография

Слайд 1

РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ ( 19 сентября 1936 – 1996)

Слайд 2

Российский писатель, с 1963 года – член Союза журналистов СССР, с 1972 года – член Союза писателей СССР.

Слайд 3

Родился 19 сентября 1936 года в городе Елабуга Республики Татарстан, здесь прошли детские и юношеские года писателя.

Слайд 4

С самого раннего детства он начал писать. Причем писал постоянно. Но делал это тайно. Никому не показывал. Когда не было бумаги, использовал старые газеты. Первой напророчила ему судьбу писателя учительница начальных классов.

Слайд 5

Увлекался он очень многим. Прекрасно играл в городки. Знал все созвездия, все цветы в лугах.

Слайд 6

В 1949 году закончил елабужскую школу № 1 им. Ленина, затем в 1954 году – историко-филологический факультет Казанского государственного университета. После окончания университета работал преподавателем литературы в Елабужском библиотечном техникуме.

Слайд 7

С 1957 года – главный редактор газеты “Ульяновский комсомолец”. В 1964 году переведен на работу в Москву на должность ответственного секретаря, а затем – заместителя главного редактора журнала “Сельская молодежь”

Слайд 8

Романовский много писал для детей, был связан с редакциями журналов “Смена”, “Юность”, “Пионер”, ” Мурзилка ” и других. Членом редколлегий журналов “Юнга” и “Новая игрушечка” оставался до последнего дня своей жизни.

Слайд 9

Через всю жизнь Станислав Романович пронес любовь к своему родному краю, к дорогой его сердцу Елабуге, к любимому Прикамью . В рассказе “Речная жемчужина” он пишет: “Всю землю с одинаковой силой любить нельзя – не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью”.

Слайд 10

Герои и персонажи Романовского влюблены в свой край и делают все, чтобы наш город и села были более красивыми, поля плодородными, луга обильными на травы, реки и озера чистыми и рыбными, леса здоровыми, населенными зверями и птицами

Слайд 11

«…Русь – светлое место! Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!

Слайд 12

«…Нам надо беречь природу, и тогда, пусть не сразу, не вдруг, вновь зашумят дубравы и станут нас радовать летом голосами своими благородные птицы – гуси, лебеди, журавли. А как её беречь – природу-то? Так, как берегли наши предки: не брать у природы лишнего…»

Слайд 13

Источник: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/6-708-1

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/09/10/s-romanovskiy-kratkaya-biografiya

Урок 3. Тема «Рассказы о Родине». С. Романовский «Русь» (в сокращении)

Данный план урока является частью сервиса “Классная работа”*

Задачи урока

  • Формировать представления о Родине;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • учить сравнивать произведения о Родине, написанные в разное время;
  • обучать самостоятельному чтению на уроке;
  • формировать навык чтения молча (про себя);
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Виды деятельности

    Понимать и объяснять понятие «Родина», идентифицировать себя со своим народом и своей страной; сравнивать произведения по жанрам и темам; самостоятельно читать текст молча; находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, рассказ, С. Романовский

№Название этапаМетодический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – Сегодня мы продолжаем работать с произведениями о Родине. Давайте вспомним эти произведения. Игра «Вспомни и назови».
2 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой – А теперь дополним схему «Писатели о Родине». – Вспомните и назовите произведения о Родине разных жанров. – Чтение выразительно отрывка из стихотворения «Русь» И. Никитина.
3 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – А сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о Родине. Найдите произведение Романовского «Русь». – Прочитайте его самостоятельно, про себя (молча). Беседа после чтения. – Кто написал это произведение? – Как автор озаглавил своё произведение? – Что это — рассказ или сказка? Объясните. – Как автор объясняет слово «Русь»? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
4 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Найдите и прочитайте разговор автора с хозяйкой. – Обратите внимание! Диалог — это разговор двух или нескольких лиц (героев произведения). – Чем поразила автора встреча с хозяйкой? Расскажите.
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения – Какие слова вызвали радость у автора–рассказчика? Прочитайте. – Можно ли заплакать от радости? Подтвердите свой ответ словами текста. – Каким вы представляете автора–рассказчика? Расскажите. – Как он относится к Родине? – Прочитайте последнее предложение. Как вы понимаете ряд слов: «Русь, Родина, Родительница моя»? Объясните.
6 6. Обобщение изученного: работа с пословицами – Восстановите пословицы о Родине. Объясните их смысл. – Какие из них подходят к рассказу Романовского?
7 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Подготовьте выразительное чтение рассказа «Русь». – Выполните задания в учебнике.
Читайте также:  Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения "весенние воды"

Данный план урока является частью сервиса “Классная работа”* СкачайтеКалендарно-тематическое планирование на сайте lecta.rosuchebnik.ru Используйте презентацию

Внесите нужные вам правки: в технологическую карту урока или в презентацию, если требуется.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-3-tema-rasskazy-o-rodine-s-romanovskiy-rus-v-sokrashchenii-2034/

Слово Русь

Эта статья основана на тексте Станислава Тимофеевича Романовского (1931-1996), писателя не широко известного, но судя по всему очень любившего Россию и написавшего много исторических очерков и рассказов для детей.

Тому как возникло слово Русь посвящено уже множество публикаций и выступлений. Рассматривалась эта тема и на нашем сайте. Но такого «поворота» еще не было. Довольно неожиданно, и нельзя утверждать, что о первичном источнике здесь пойдет рассказ. Найденный текст приводится без сокращений.

Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!

— На русь? — ахнул я.

— На русь, — подтвердила хозяйка.

— На русь?!

— На русь.

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:

— На русь?..

Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово.

И ответила, как пропела, хозяйка:

— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь.

Осторожней осторожного спрашиваю:

— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.

— Не буду, — обещает она.

— Что такое — русь?

Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:

— Светлое место!

Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.

— Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет… Оказывается, у тебя и голосок прорезался.

А мне объяснила честь по чести:

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Станислав Тимофеевич Романовский (1931-1996)

От себя лишь добавлю, что я кинулся искать, является ли этот текст подлинным или это очередная «прославянская» выдумка.

И хотя о Романовском крайне мало информации в сети (даже фотографию смог найти только одну), а самого рассказа или повести (или чего там ещё…) «Русь» или «Родина» в полном варианте С. Т.

Романовского я так и не нашёл (похоже, что издавался он последний раз давно, ещё до эпохи тотальной компьютеризации), я тем не менее нашёл подтверждение, что текст этот действительно существует и не выдуман, а следовательно разговор такой действительно имел место быть.

А значит, и значение слова Русь, которое ясно следует из текста, — также не выдумано. (Смотрите хотя бы учебник Ефросинина Л.А, для второго класса) Узнать бы теперь в каком регионе нашей необъятной страны происходил этот разговор…

P.S. Насчет региона, где мог происходить разговор… Это вполне могли быть Поморы, чья речь, по мнению Ломоносова, — это отдельная ветка Русского языка наравне с Новоросской и Московской. О Поморском языке, пожалуй, имеет смысл написать отдельную статью.

Похожее

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/slovo-rus.html

С романовский “русь” (10-12 лет)

МКУК «ЦБ Ивнянского района»

Центральная детская библиотека

Игротека для читателей 10-12 лет

«РУСЬ»

Романовский С. Сказочный мир //. – №11. – 2015. – С.10

         Слышали ли вы такое слово «Русь»? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Что же означает это слово?

         На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

         Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

         – Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь – он и зацвел!

         – На русь? – ахнул я.

         – На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

         Осторожно спрашиваю:

         – Анна Ивановна, а что такое русь?

         – Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда?

         Я слова вымолвить не могу.

         У меня слезы из глаз от радости.

         Русь – светлое место!

         Русь – страна света, солнца, добрых людей.

         Милая светоносная моя Родина, Русь, Россия!

 I. Вопросы и задания к тексту:

Прогноз по названию

Что вы ожидаете от произведения под таким названием?

Почему рассказ так называется? Как вы назвали бы рассказ?

Работа со словарем:

  1. Что означает слово «Русь»?
  2. Откуда пришло к нам это слово?
  3. Как вы понимаете словосочетание «из седой древности»?
  4. Подберите синоним к слову «Русь».
  5. Объясните слова «древность», соколик», «изба».

    Литературно-языковой блок:

  6. Какие знаки препинания были в тексте?
  7. Выберите из текста имена существительные.
  8. Выберите из текста имена прилагательные.
  9. На сколько частей можно разделить текст.
  10. К какому жанру Вы бы отнесли это произведение.
  11. Какие мысли, чувства, образы возникли у Вас в процессе чтения этого текста?
  12. Оцените степень влияния этого текста на Вас.

    Исторические знания:

  13. Отличаются ли по смыслу слова «Русь» и «Россия»?
  14. Почему наши предки называли нашу Родину на просто Россия, а «Святая Русь»?

    Общая эрудиция:

  15. Какие пословицы вы знаете со словом «Русь»?
  16. Назовите сказки, где встречается слово «Русь».

    Творческое задание:

  17. Сделайте иллюстрации к рассказу.

 II. Закрепление текста

Вставьте пропущенные слова: 

         Я слова _______________ не могу.

         У меня слезы из глаз _______________.

         ___________ – светлое место!

         Русь – страна ________, солнца, добрых людей.

         ______________ светоносная моя Родина, Русь, Россия!

Пропущенные слова: вымолвить, от радости, Русь, света, милая.

Восстановите разрушенный текст

         Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

         – Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь – он и зацвел!

         – На русь? – ахнул я.

         – На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

         Осторожно спрашиваю:

         – Анна Ивановна, а что такое русь?

         – Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда?

Слышали ли вы такое слово «Русь»? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочно слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Что же означает это слово?

Я слова вымолвить не могу.

         У меня слезы из глаз от радости.

         Русь – светлое место!

         Русь – страна света, солнца, добрых людей.

         Милая светоносная моя Родина, Русь, Россия!

На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. 

Шифрограмма

Найдите среди букв слова из текста, определите к какой части текста они относятся.

ЙЦТНЕДЛРУСЬПЕВАЯОЭЮЙЫФЩЧХБУАИЙФРЬЖГ

Ответ: русь, первая.

Источник: http://belgdb.ru/kollegam/bibliotechno-chitatelskaya-igroteka/s-romanovskij-rus-(10-12-let)

«Писатель-земляк Станислав Тимофеевич Романовский»

От составителя

Станислав Тимофеевич Романовский.

http://elbibl.at.ua/photo/?photo=702.

Это имя известно многим елабужанам, известно по его замечательным рассказам и повестям, посвященным нашему родному Прикамью.

Его негромкое, искреннее тихое слово трогает и волнует, волнует правдой и искренностью человеческих отношений, правдой жизни. Станислав Романовский, безусловно, талантливый писатель. Но мало иметь талант, чтобы стать любимым писателем.

Только отзывчивое, доброе сердце рождает отзвук в душе читателя, рождает строки, вызывающие любовь к «малой Родине»

Станислав Романовский для многих юных елабужан становился любимым писателем, они зачитывались его рассказами, где негромкое искреннее тихое слово трогает и волнует правдой, правдой человеческих отношений, правдой жизни.

Писателя с детства окружала замечательная Прикамская природа. И будучи впечатлительным мальчиком он приглядывался к людям, к природе и добрый светлый мир накопился в душе, который затем и вылился в его замечательных рассказах и повестях, где взгляд на природу, на людей это взгляд взрослого человека через детское восприятие.

Тесное общение с природой, бережное отношение к ней для Романовского – непреложная истина. Наверное,  это наша общая тоска по добру, искренности, которых так мало в нашем мире.

Центральная детская библиотека связана с именем С. Романовского, можно сказать со дня своего образования. В альбоме отзывов библиотеки мы можем прочесть строки в адрес библиотеки, написанные рукой матери писателя Л.И.

Читайте также:  Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева "отцы и дети"

Романовской, датированные 17 июля 1949 г.

  «…Я лично очень люблю Елабужскую детскую  библиотеку  и посещаю ее с1937 года и эту любовь внушила своим детям, особенно сыну, который на основании литературы рекомендованной Анной Ильиничной избрал специальностью литературу»

Сам Станислав Романовский очень тепло вспоминает свое детство  и библиотеку в очерке «Детская библиотека»

В обращении к юным читателям детской библиотеки, оставленном С.Романовским в альбоме отзывов в октябре 1968 года после встречи с ними он пишет: « Ребята! Вы живете в прекрасном городе, среди дивной природы, у Камы. Красивей наших мест нет на свете. Оберегайте нашу природу. Сажайте деревья, расчищайте родники, кормите диких птиц, не жалейте труда.

Если видите, что мелеет речка – посадите на ее берегах саженцы…Природа не останется неблагодарной – она вернет вам добро, которое вы затратили не нее.

Она сделает вас здоровее физически, а главное вы станете лучше, чище, сильнее, красивее сердцем. Изучайте природу –запоминайте названия трав, птиц, животных – перед вами распахнут мир чудес.

Входите в него, не бойтесь – и вы будете счастливы, потому что  прикосновение к  природе – это счастье. А человек обязан быть счастливым»

Пожелание писателя юным  елабужанам сохранить красоту елабужских мест, любить и познавать природу родного края неоднократно звучали и в дарственных надписях на книгах, присланных в дар детской библиотеке.

Обостренное чувство красоты и незаурядный художественный дар С.Романовского развила русская природа, которая его окружала и великая русская литература, которая с ранних лет он с увлечением читал в библиотеке

Как хорошо что есть на свете верные, незаменимые друзья – книги.

Как здорово, что вас ждет такое захватывающее чтение!

Станислав Романовский с нами и среди нас. Он оставил нам свои замечательные произведения, которые облагораживают. В них – и благоуханная свежесть поэзии, и редкое мастерство пейзажиста, и оригинальность мысли… . Вообще-то лучше будет, если вы сами прочтете, тогда найдете подтверждение моим словам.

Издания и публикации произведений С. Т. Романовского

Александр Невский: рассказ. – М.: Дет. лит, 1999. – 16с.

Алёшино лукошко: рассказ. – М.: Дет. лит, 1985.-24с.

Башня над Камой: повесть. – М.: Дет. лит, 1982.- 111с.

Баран: рассказ//Новая игрушечка. – 1997. – №21. – С.36-39

Буква «А»: рассказ. – М.: Дет. лит., 1974.- 16с.

Василий Блаженный//Новая игрушечка. – 1997. – №20.- С.7-8

«Видение отроку Варфоломею»// Новая игрушечка. – 1996. -№14. – С. 23-25

 Вятский рынок: рассказ с улыбкой // Смена. –1979 – №17.-С.8-10

Гусиный остров: рассказы и повесть.- М.: Дет. лит.,1971. – 141с.

Город на Каме: рассказ// Круглый год – М.: Дет. лит. – 1976. – С. 128 – 129

Граница на замке: Летопись Великой Отечественной// Мурзилка.- 1984. – №8. – С.9-12

 Двадцать пять рублей старыми: рассказ// Сельская молодёжь. – 1990. – №5. – С.16 – 21

Двадцать четыре дня: рассказ// Мурзилка. – 1985. – №9. – С.17 – 18

Двое в седле: рассказы. – М.: Дет. лит., 126с.

Детская библиотека// Новая Кама. – 1967. – 5февраля

Динозавр: рассказ// Пионерская правда. – 1981. – 17 нояб.

Ёж:  рассказ// Мурзилка. – 1990. – №7. – С.26 – 29

Жёлтые листья// Круглый год. – М.: Дет. лит., 1972. – С.9

Жёлуди: рассказ// Мурзилка. – 1980. – № 12. – С.7 – 8

Загадочная тетрадь// Новая игрушечка. – 1996. – №8. – С.36

Зеркало в старинном особняке: рассказы о пионерах .– М.: Дет. лит., 1983. – 23с.

Иоанн Новгородский и бес// Новая игрушечка. – 1998. – №34. – С. 28-29

Касьян и Никола// Новая игрушечка. -1996. – №8. – С.34-35

Копейка: рассказ// Мурзилка. – 1981. – №9. – С.7-10

Корешковая ложка: рассказ// Круглый год. – М.: Дет. лит. 1972. – С.332 – 336

Костёр из тальника: рассказы. – Елабуга, Издательство ЕГПУ, 2007. – 216с. 

Круг жизни: рассказы, повесть. – М.: Современник, 1983. – 283с.

Ледовое побоище: рассказ// Мурзилка.- 1989. – №8. – С.14 – 17

Лесков: рассказ//Новая игрушечка. – 1997. – №12. – С.4

Мальчик и две собаки: рассказ. – М.: Дет. лит.,1982. – 16с.

Мама уехала за озеро: рассказ. – М.: Дет. лит., 1975. – 16с.

Молчаливое озеро: лесные рассказы. – М.: Дет. лит., 1991. – 221с.

Мужество и доброта: рассказ// Мурзилка. – 1997. – №9. – С. 12 – 13

На Вятке – реке: рассказ// Мурзилка. – 1977.- С. 25 – 26

На танцах: рассказ// Пионерская правда. – 1985. – 1 марта

Наша Москва: рассказ// Мурзилка. – 1985. – №7. – С.2

Не прелюбодействуй: рассказ//  Пионер. – 1991. –  №2. – С. 61- 63

Не сотвори себе кумира: рассказ// Пионер. – 1990. – №7. – С. 62 – 63

О самом Святом и сокровенном: рассказ// Пионер. – 1990. – №8. – С. 64 – 65

 Откровение: рассказы, повесть. – М: Современник, 1979. – 256с.

Охотничий рог: рассказы. – М.: Дет. лит., 1979. – 126 с.

Парус: рассказ// Пионерская правда. – 1979. – 20 июля

Певучая гора: рассказы. – М.: Дет. лит., 1987. – 64с.,ил.

Повесть об Александре Невском//Игрушечка. – 1994. – №1. – С. 15-21

Повесть об Андрее Рублёве: повесть, рассказы. – М.: Сов. писатель, 1982. – 264с.

Повесть об Иоанне Воине, христианине, который жил в IV веке, воевал с еретиками и не погубил ни одной души: рассказы// Доброе слово: сб. – М.: Новая игрушечка, 1999. –  С.73-80

Поздняя ягода – ежевика: рассказы. – М.: Мол. гвардия, 1971. – 288с.

Полюшко – поле: сб. рассказов/ Ред. – сост.  С. Романовский; Предисл. Романовский С. Т. О любви к родной земле .– М.: Дет. лит., 1985. – 223 с. 

Поэма о хлебе: рецензия на книгу Митяева А.  Ржаной хлебушко – калачу дедушка. – М.: Дет. лит., 1990//Семья и школа. – 1991. – №9. – С. 48.

Предание о преподобном Серафиме Саровском. Совет Святого Серафима// Новая игрушечка. – 1997. – №28. – С. 4-15

Пушка из красной меди: рассказы и повесть. – М.: Дет. лит., 1976. – 128 с.

Пшеничное солнышко: рассказы. – М.: Дет. лит.,1985. – 26 с.

Радуница: рассказ// Мурзилка. – 1988.- №3. – С. 8 – 11

Речка Танайка: рассказ// Мурзилка. – 1968. – №9. – С.23-24

Родина: рассказы. – М.: Дет. лит., 1990. – 221с.

Русь//Новая игрушечка. – 1997. – №20. – С. 5-7

Сад святого Тихона//Новая игрушечка. – 1997. – №22. – С. 28-29

Свети, малыш: рассказ// Мурзилка. – 1982. – 38.- с. 7 – 10

Семейный экипаж: повесть. – М.: Дет. лит., 1984. – 86 с.

Сердце: рассказ// Мурзилка. – 1979. – №9. – С. 6 – 9

Символ веры: Размышления верующего//Божий мир. – 1997. – №1. – С.9 – 14

Синяя молния: повесть. – М.: Дет. лит., 1980. – 142с.

Синяя молния: повести и рассказы. – М.: Дет. лит., – 1989. – 671с.

Сказки Марии Григорьевны//Новая игрушечка. – 1996. – №10. – С.13-20

Солнце с ушами: рассказ// Мурзилка. – 1979. – №2. –  С. 20-22

Солнышко: рассказ// Мурзилка. – 1983. – №9. – С.6-9

Соловушка: рассказ// Мурзилка. – 1988. – №4. – С. 24-29

Сон лисы: рассказы. – М.: Дет. лит., 1986. – 126с.

Справка: История из жизни// Семья и школа. – 1990. – №4. – С. 21-23

Стихотворение: рассказ// Подснежники: сб. – М.: Дет. лит.,1980. – С.167 – 173

Странички из жизни Володи Ульянова: рассказ// Мурзилка. – 1980. – №2-4

Страшная птица: рассказ// Мурзилка. – 1986. – №8. – С.4-6

Суета//Новая игрушечка. – 1997. – №20. – С.9-12

Таинственное письмо// Барвинок. – 1990. – №4. –С.4-5

Три встречи: рассказы. – М.: Дет. лит.,1979. – 24 с.

Угра – река славная: рассказ// Мурзилка. -1990. – №3.- С.18- 20

Успеть оглянуться: рассказ// Сельская молодежь. – 1986.- №3.- С. 18 – 22

У степной реки: рассказ. – М.: Дет. лит., 1977. – 24с.

У Чёртова Городища: рассказ// Пионерская правда. – 1974. – 18 окт.

Учиться коммунизму: рассказ// Мурзилка. – 1980. – №10

Чёртов котёл: рассказ// Пионер. – 1985. – №9. – С. 42 – 44

Шлем и будёновка: рассказ// Мурзилка. – 1988. – №2. – С. 11-15

 «Я тоже была, прохожий…»: рассказ// Сельская молодёжь. – 1986. – С. 25-28

Публикации о жизни и творчестве писателя С. Т. Романовского

Акишина, Л. Дар слова/Л. Акишина// Новая Кама. – 1999. – 21 мая. – С.2

Акишина, Л. Тихий юбилей/Л. Акишина//Вечер Елабуги. – 2006. – 27 сент. – С.8

Андреев, П. Земля – наш дом: Изучаем творческое наследие писателя – земляка С. Т. Романовского/П. Андреев//Новая Кама. – 2001. – 11апр. – С.4

Бейлина, Н. Рецензия на книгу С. Романовского «Медведь и бабочка»/ Н. Бейлина// Детская литература. – 1977. – №8. – С. 52-53

Белик, О. Рецензия на книгу С. Романовского «Двое в седле»/О. Белик// Детская литература. – 1983. – №4. – С.58-59

Бычкова, Л. В., Кривилёва, Н. Л. Круг жизни./Л. В. Бычкова, Н.Л. Кривилёва// Библиотечный вестник. – 1998. – №2. – С.45-46

Бычкова, Л. В. Он награждён  каким – то вечным детством/Л. В. Бычкова//Новая Кама. – 2001.- 18 сент. – С.4

Бычкова, Л. В немеркнущем свете рублёвской «Троицы»/ Л. Бычкова// Новая Кама. – 2009. – 18 сент. – С.10

Валеева, А. Любил и стал любим: О местном писателе Станиславе Тимофеевиче Романовском/А. Валеева// Новая Кама – 2006. – 31 мая – С. 7

Галимова,  Г. К дню рождения Станислава Романовского – писателя – земляка/Г. Галимова// Новая Кама. – 2014. – 19 сент. – С.5

Звучало слово: о презентации книги С. Т. Романовского «Костёр из тальника»//Хорошая газета. – 2007. – 2 окт. – С.8

 Зотина, Л. Станиславу Романовскому посвящается…/Л. Зотина//Новая Кама. – 2006. – 25апр. – С.2

Иванов, А. Соловьиная ветвь: Ко дню рождения Станислава Романовского/ А. Иванов//Новая Кама. – 2000. – 19 сент. – С.3

Иванов, А. Последние дни М. И. Цветаевой от Г. Эфрона  к  С. Романовскому/А. Иванов// Вечер Елабуги. – 2011. – 21 сент.; 28сент. – С. 8

Иванов, А. «Культурный дом»: о библиотечном техникуме, в котором работал С. Романовский/А. Иванов//Вечер Елабуги. -2013. – 2янв. – С.5

Иванов, А. Один из35: С. Романовский/А. Иванов//Вечер Елабуги. – 2015. – 21янв. – С.8

Читайте также:  Испарение воды растениями

Иванов, А. Человек – романтик Станислав Романовский: 81 год назад, 19 сентября 1931 года в Елабуге родился С.Т. Романовский / А. Иванов // Вечер Елабуги. – 2012. – 26 сентября

Исаева, Е. «Спасибо, добрая учительница!»: ЦДБ о С. Т. Романовском/Е. Исаева//Вечер Елабуги. – 2011. – 4мая. – С.9

Ко  дню рождения земляка: 19 сентября исполняется 80 лет со дня рождения писателя С. Романовского//Новая Кама. – 2011. – 16 сент. – С. 11

Караваева, М. Родина моя – Прикамье: о С.Т.  Романовском/М. Караваева// Новая Кама. – 1979. – 5 окт.

Ларина, М.  «Ой,  полным – полна…»: дневник елабужанки/М. Ларина//Вечер Елабуги. – 2007. – 3 окт. – С.8

Митяев, А. С. Т. Романовский (1931 – 1996)/А. Митяев// Новая игрушечка. – 1997. – №20. – С. 4

Мустафин, Р. «У каждого героя своя чудинка»/ Р. Мустафин// Вечер Елабуги. – 2007. – 19 сент. – С.8

Мухсинова В. А. Станислав Романовский/В. А. Мухсинова// Новая Кама. – 1996. -10 декабря.- С.4

Новые лауреаты «Пионера»: О С. Т.  Романовском// Пионер. – 1983. – №1.- С.31

Павлова , Н. В краю Станислава Романовского// Детская литература. – 1983. – №6. – С.17-20

Павлова, Н. Земля в красном сарафане: о С. Т. Романовском. // Павлова  Н. Четверо в пути. – М.: Дет. лит., 1984. – С. 61-87

Павлова, Н. Родина и детство: о С. Т. Романовском./ Н. Павлова// Романовский С. Т.  Мама уехала за озеро: рассказы. – М.: Дет. лит., 1987. – С.3-5

Пахомова, Л. Дар любви и слова: о литературно-музыкальной композиции по творчеству С. Т. Романовского в Центральной библиотеке / Л. Пахомова // Вечер Елабуги. – 2013. – 25 сент.

Пахомова, Л. Певец родного края: О прошедших мероприятиях к 70 – летию С. Романовского/Л. Пахомова//Новая Кама. – 2001.- 26сент.- С.4

Пахомова, Л. «Здесь душа обновляется…»/Л. Пахомова//Вечер Елабуги. – 2006. – 3 мая – С.9

Пахомова, Л. «Я вырос здесь и край мне этот дорог»/Л. Пахомова//Новая Кама. – 2008. – 26 сент. – С.4

Перфильева, А. Он писал рассказы о елабужанах/ А. Перфильева// Вечер Елабуги. – 2011. –  28 сент.- С.5

По законам совести: О творчестве для детей В. Попова, Т. Поликарповой, Ю. Коваля, С. Романовского, Л. Матвеевой, Б. Алмазова// Дет. лит. – 1981. – №6. – С.6-11

Праздник в честь писателя: к 80 – летнему юбилею С. Романовского//Вечер Елабуги. – 2011. – 21 сент. – С.3

Премии «Смены» за 1979 год присуждены: С. Т. Романовский за рассказ «Вятский рынок»// Смена. -1979. – №17

Ратаев, М. Земля вблизи: О книге С. Романовского «Гусиный остров»/М. Ратаеву// Книги – детям: сб. – М: Дет. лит., 1973. – С. 48-52.

Романовская, В. Т. Родом из России/В. Т.  Романовская// Новая Кама. – 2004. – 18 сент. – С.3

Романовская, В. Т. Добрый и светлый: о брате С. Т. Романовском/В. Т. Романовская//Вечер Елабуги. – 2006. – 13 сент. – С.7

Сабирзянова, Р. Он так любил свой край Прикамье/ Р. Сабирзянова//Новая Кама. – 1996. – 8 мая. – С.3

Смирнова, О. Я вырос здесь и край мне этот дорог!/О. Смирнова//Новая Кама. – 2011. – 17июня. –  С.8

Соколов, И. Н. Он говор ручья понимал/И. Н. Соколов//Новая Кама. – 2008. – 13 июня. – С.4

Соколова, С. Студенты о Романовском/С. Соколова// Новая Кама. – 2011. – 23 сент. – С.7

Теренин, В.А. «Редкое  подарение  природы»/В. А. Теренин// Новая Кама. – 1983. – 5 июля. – С.3

Теренин, В. А. «Гусиный остров» – это о Елабуге и о России/ В. А. Теренин// Новая Кама. – 1972. – 5 апр.

Теренин, В. А. Гимн Родине/В. А. Теренин// Новая Кама. – 1997. – 11 февр.

Теренин, В. А. Чтить и помнить/В. А. Теренин //Новая Кама. – 1997. – 28

марта. – С.2

Ткаченко, А. От чистых истоков: о С.Т. РомановскомА. Ткаченко// Лит. Россия. – 1990. -22 июня. – С.17

Утяшова, Ю. «Добрая учительница» и «родная мама» Станислава Романовского/Ю. Утяшова// Вечер Елабуги. – 2010. – 29 сент. – С. 6

Цыбин, В. Слово и жизнь: о  С. Т. Романовском/В. Цыбин// Романовский С. Поздняя ягода ежевика. – М., 1971. – С. 5-8

«Человек красивой судьбы»: викторина к юбилею С. Т. Романовского//Новая Кама. – 2011. – 17 июня; 24 июня. – С.10

Содержание

        От составителя…………………………………………………………….3

Издания и публикации произведений С. Т. Романовского………4

Публикации о жизни и творчестве писателя………………………7

Источник: http://elbibl.at.ua/publ/pisatel_zemljak_stanislav_timofeevich_romanovskij/1-1-0-35

Романов Пантелеймон Сергеевич – Русь (Часть 1)

Пантелеймон Романов

Русь

Часть 1

Роман-эпопея

Предисловие

РУСЬ ПАНТЕЛЕЙМОНА РОМАНОВА

Сегодня, в дни гласности и плюрализма, когда большинство наших соотечественников вдруг обнаружило, что можно обойтись без единомыслия, разнообразие точек зрения вовсе не способно разрушить устои государства и литература, хотя и остается идеологическим оружием, но не обладает слишком большой силой, из-за страха перед которой власть имущие должны направить карательную государственную машину против носителей этого оружия, сегодня мы по-иному смотрим на советскую литературную историю, по-иному можем оценить достоинство и мужество тех, кто противостоял массированному давлению вульгарно понятой классовой идеологии пролетариата.

Сегодня мы обнаруживаем одного за другим новых писателей, достойных шагнуть к нам из прошлого, писателей, чье творчество по сей день сохранило свежесть, аромат, вкус, интерес.

В их числе – Пантелеймон Сергеевич Романов.

Судьба его, литературная и человеческая, удивительна и почти уникальна.

До революции он публикует лишь несколько небольших произведений, читателю он почти неизвестен, а спустя десять лет после Октября он – автор двенадцатитомного собрания сочинений, нескольких десятков сборников рассказов, романов, пьес.

Огромной популярности у читателей сопутствует погромная критика в прессе. К началу 30-х годов Пантелеймон Романов обретает прочную репутацию выразителя интересов классового врага, воинствующего мещанства и т. п.

Достаточно привести несколько примеров из оценок тех лет.

Вот что писал, например, В. Маяковский в стихотворении “Лицо классового врага” в 1928 году:

Миллионом набит карман его,

а не прежним

советским “лимоном”.

Он мечтает

узреть Романова…

Не Второго

а Пантелеймона.

На ложу

в окно

театральных касс

тыкая

ногтем лаковым,

Он

дает

социальный заказ

на “Дни Турбиных”

Булгаковым.1

Год спустя заведующий пресс-бюро Агитпропа ЦК КПСС С. Ингулов учинил разгром Романова в статье “Бобчинский на Парнасе”: “Произведения Пантелеймона Романова по линии основных вопросов культуры и быта выражают устремления активизировавшегося мещанства.

В то время как другие писатели осторожно и лениво двигаются проселками, в стороне от крупных бытовых проблем, Романов самонадеянно вылез на столбовую дорогу современности, суетливо поднимает густые клубы пыли и пускает ее в глаза любознательному читателю”2.

Главную причину успеха Романова рецензент усмотрел в “ловкости, предприимчивости, оборотливости – в качествах, характерных для нынешнего мещанства”3.

Нетрудно понять нынешних историков, когда они в справке о Романове указывают: “Незаконно репрессирован”4. Действительно, такой финал напрашивался сам собой. В том, что писатель умер в своей постели, и видится почти уникальность его человеческой судьбы.

Зато замалчивание творчества Романова на протяжении полувека после смерти столь закономерно для государства тотального единомыслия, что не вызывает ни удивления, ни впечатления какой-то исключительности.

И столь же закономерно возвращение произведений этого талантливого и самобытного писателя нынешним читателям.

Без них картина русской литературы XX столетия была бы неполной и однобокой, а наши представления о действительной жизни человека и массы в предреволюционные годы и в первые послереволюционные десятилетия остались бы обедненными.

1 Маяковский В. В. Полн. собр. соч. М., 1958. Т.9. С.48.

2 Молодая гвардия, 1929, № II. С.80.

3 Там же.

4 Известия ЦК КПСС, 1989, № 3. С.183.

* * *

Пантелеймон Сергеевич Романов родился 25 июля 1884 года в селе Петровском Одоевского уезда Тульской губернии. Отец его, потомок крепостных, был мелким служащим в Белёвской городской управе. Семья жила бедно. И чтобы дать детям образование, отцу, Сергею Федоровичу, пришлось продать Петровское и купить взамен маленький хутор вблизи деревни Карманье.

Здесь и прошло детство будущего писателя. Мальчик вместе с деревенскими ребятами и мужиками косил сено, возил снопы, занимался молотьбой, стерег скотину, караулил пчел. Самым любимым увлечением с ранних лет была рыбная ловля. Вместе со взрослыми он принимал участие в обычных деревенских развлечениях – любил петь и плясать, играл на гармонике.

В общем, детские годы его ничем не отличались от жизни других деревенских ребят из семьи небольшого достатка, а сам он ничем не выделялся из среды своих сверстников. Обычные ребячьи интересы и увлечения были характерны и для Романова-гимназиста. Учился он неважно и даже оставался на второй год.

Зато мог многие часы посвящать химическим опытам и разработке планов кругосветного путешествия, в которое собирался отправиться с приятелем.

Однако подспудно шла внутренняя работа. Попытки сочинять начинаются лет в десять. Правда, первый роман из английской жизни, начатый “на хуторе, в амбаре на чердаке”, был скоро заброшен “из-за недостаточного знакомства с бытом и нравами Англии”.

1 Но, познав радость творчества, создания нового мира, который рождается из твоего сознания, из твоей головы, Романов уже не отступится, не предаст своего призвания. Он много и жадно читает, пытается понять, как, каким образом великие писатели добивались столь поразительного эффекта, что их творения воспринимаешь как живую жизнь.

“Я стал читать классиков, – вспоминал писатель, – и увидел, что главным их общим свойством является необычайная живость, ясность и яркость изображения.

Несколько лет я употребил на то, что изо дня в день выписывал особенно яркие живые места, старался постигнуть закономерность творческого изображения и попутно с этим учился сам выражать словом всё, что останавливало на себе внимание”2.

1 Романов П. С. Собр. соч. М., 1927. Т.2. С.24.

2 Там же. С.26.

Он присматривается к окружающим людям, вслушивается в их слова, задумывается над их поступками. В последних классах гимназии он начинает работать над повестью о детстве, но заканчивает ее лишь через 17 лет – в 1920 году.

В это время складывается писательское кредо Романова, которому он будет следовать всю жизнь: писать об обыденном, обычном, знакомом всем, избегать сугубо личных мотивов, исключительных событий и характеров. В таком понимании своих задач как писателя мы и находим объяснение тематики произведений Романова и выбора им персонажей.

В 1905 году Романов поступает на юридический факультет Московского университета, но вскоре бросает его, чтобы целиком отдаться писательству.

Он видит свою задачу в создании “художественной науки о человеке” и понимает, как много еще нужно узнать, сколь многому научиться. Грандиозная цель не пугает, а вдохновляет.

“Я нашел себе смысл жизни, нашел счастье жизни, моя жизнь – это непрерывное собирание, труд, творчество…” записывает он в дневнике 15 сентября 1905 года.

Источник: https://fanread.ru/book/3212788/?page=1

Ссылка на основную публикацию