Народ якутии: культура, традиции и обычаи

Обычаи и традиции якутов

В соответствии с археологическими данными, национальность якутов появилась в результате соединения нескольких местных племен, которые жили вблизи среднего течения речки Лены, с теми, которые проживали на юге и были тюркоязычными переселенцами. Потом, созданная народность поделилась на несколько подгрупп. Например, оленеводы из северо-запада. 

Обычаи и традиции якутов

Многочисленна ли народность якутов?

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Некоторые сведения об их культуре стоит знать хотя бы потому, что они населяют весьма обширные территории. Якуты заселили Иркутскую, Хабаровскую и Красноярскую области, но преимущественно они обитают в Республике Саха.

Народ Якутии

Религия и обычаи якутов

У якутов очень важное место их верования и по сей день занимает почитание матери-природы. Их традиции с обычаями весьма тесно связаны с ней. Якуты считают, что окружающая их природа живая, потому у всех ее объектов есть собственные духи, обладающие внутренней силой.

Одним из основных с древнейших времен считался «Хозяин дороги». Ранее ему делали богатые жертвенные подношения – оставляли на перекрестке конский волос, лоскуток материи и пуговицы с медными монетами. Аналогичные действия производились и для хозяина водоемов, горы и так далее.

 

Религия якутов

Стихия, как знак свыше

Гром с молниями в представлениях якутов всегда преследуют злых духов. Так что коль уж случается, что во время грозы раскалывается какое-то дерево, считали, что оно наделяется лечебной силой. Ветер по представлениям якутов имеет сразу 4 духа, которые также охраняют покой на земле. У Земли имеется женское божество, именуемое Аан.

Оно следит за ростом и за плодовитостью всего сущего, будь то растения, животные или люди. Весной специально для Аан устраиваются подношения. Что до воды, то есть свой хозяин и у нее. Дары ему приносятся осенью, а также весной. Дарят берестяные лодочки с вырезанным на них изображениями человека и с прикрепленными кусочками материи.

Якуты верят, что ронять в воду острые предметы грешно. Хозяином огня по их традиции является некий седовласый старик, который, кстати, очень эффективно изгоняет злых духов. К данной стихии всегда относились очень почтительно. Например, огонь не тушили и более ранние времена даже переносили с собой в горшке.

Считается, что его стихия покровительствует семье и домашнему очагу. 

Стихия, как знак свыше

Дух леса

Духом леса у якутов считается некий Баай Байянай. Он может помочь в промысле или на охоте. В глубокой древности этот народ выбирал священное животное, его нельзя было ни убивать, ни употреблять в пищу.

К примеру, гусь или лебедь, горностай или какие-то другие. Орла почитали, как главу всех пернатых. А медведь всегда был самым почитаемым среди всех якутских групп.

Его когти, как и другие атрибуты, используются и по сей день как обереги.

Дух леса

Праздничные обычаи якутов

Праздники среди якутов очень тесно связаны с их традициями и с обрядами. Самым главным считается так называемый Ысыах. Он происходит 1 раз в год. Можно говорить, что это отражение мировоззрения и картины мира. Отмечается он в начале лета.

По древним традициям, на полянке среди молодых берез ставится коновязь, которая собой будет символизировать Мировое дерево и являться как бы осью Вселенной. В нынешнее время она стала также олицетворением дружбы всех народов, населяющих Якутию. Данный праздник носит статус семейного. Ысыах всегда начинался с окропления огня, а также 4-х сторон света кумысом.

Потом идет просьба к Божеству про ниспослание благодати. На это празднование одевается национальная одежда, а еще обязательно готовятся несколько традиционных блюд и подается кумыс. 

Праздничные обычаи якутовСовет

Трапеза обязательно осуществляется за одним столом, где присутствуют все родственники. Потом начинаются хороводы и устраиваются разного рода спортивные состязания, как борьба и стрельба из лука или перетягивание палки.

ТрапезаВывод:

Якуты – очень специфическая, можно даже сказать, колоритная народность, которая обладает множеством интересных обычаев. Все они завязаны на духах природы, которая их окружает, потому тяготеют к язычеству. Якуты и сегодня очень сильно придерживаются многих традиций и обычаев.

Обычаи и традиции якутов

Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-i-traditsii-yakutov

Когда удар молнии – благо

Жить в гармонии с природой, верой и собой, чтить традиции, но не бояться перемен, – все это о якутах, одном из самых многочисленных северных народов России.

Якуты (самоназвание саха или сахалар) как народ появились в результате смешения тюрков с народностями, жившими у среднего течения Лены.

Считается, что как этническая общность якуты сформировались к XIV-XVвв.

Тем не менее, даже тогда полностью процесс не был завершён: в результате кочевого образа жизни этот народ постоянно перемещался, по пути вливая в нацию новую кровь, например, эвенкийскую.  

Якуты относятся к североазиатскому типу монголоидной расы. Во многом их культура и традиции схожи с обычаями центральноазиатских тюркских народов, но всё же есть и некоторые различия. Язык якутов входит в алтайскую семью и относится к тюркским наречиям.

Терпение, упорство и высокая работоспособность – национальные черты якутов: несмотря на крайне суровый климат и тяжелые условия жизни, саха испокон веков удавалось пасти скот и вспахивать стылые неблагодарные земли. Климат также оказал большое влияние на национальный костюм: даже на свадьбу якутские девушки надевают шубы.

К основным промыслам якутов относятся коневодство, охота и рыбалка. В наше время подобными занятиями прокормиться проблематично, поэтому многие якуты задействованы в горнодобывающей промышленности, ведь их регион богат алмазами.

Якуты – традиционно кочевой народ, поэтому в качестве жилища они используют легко разбираемую юрту.

Но не спешите представлять себе войлочный дом, похожий на те, что строят монголы: якутская юрта сделана из дерева и имеет стланую кровлю, по форме напоминающую конус.

В юрте много окон, под каждым из которых устраивают спальные места. Лежаки отделены перегородками, отгораживающими друг от друга небольшие “комнаты”, сердце юрты – мазаный очаг. В жаркое время года строят недолговечные берестяные юрты, которые называют урасами. Не всем якутам комфортно в юртах, поэтому, начиная с XX века многие предпочитают избы.

Традиционные верования и праздники

Для якутских верований характерно обращение к природе как к матери, любовь и уважение к ней.

При этом есть в отношениях с окружающей средой и некая “несемейная” отстраненность: природу воспринимают как потустороннюю силу, с которой нельзя полностью совладать.

У всего сущего по мнению саха есть душа и силы. А обряды якутов призваны наладить отношения между многочисленными духами и человечеством.

Есть у саха свое, довольно любопытное, объяснение происхождения природных катаклизмов: они возникают, чтобы очистить пораженные злыми духами места.

Таким образом, расколотое или обожжённое молнией дерево чисто от любой скверны и даже может исцелять.

Большое значение имеет богиня Аан, покровительница всего живого, помогающая людям, растениям и животным расти и плодиться. Ритуал с подношениями для Аан проходит весной.

Один из самых важных духов в якутской традиции – хозяин дороги. Его пытаются задобрить небольшими подношениями: на перекрестки кладут конские волосы, монетки, кусочки ткани и пуговицы.

Не менее важен хозяин воды, дары которому принято подносить дважды в год: осенью и весной. Они состоят из берестяной лодочки, на которой вырезано изображение человека, и привязанных к ней кусочков ткани, лент и т.д. В воду нельзя ронять ножи, иглы и другие острые предметы: это может обидеть и оскорбить хозяина воды.

Хозяин огня стар и седовлас, его предназначение – изгнание злых духов. Огонь, как символ света и тепла, саха всегда почитали. Его опасались тушить и переносили на новое место в горшках, поскольку пока теплится пламя – семья и домашний очаг находятся под защитой.

Баай Байянай – дух леса – помощник во всем, что касается охоты. Некоторых животных якуты ещё в древности выбрали как священных, наиболее близких к Баай, а потому поставили табу на их убийство и употребление в пищу.

К таким животным относились гусь, лебедь, горностай. Царем птиц считался орел. Главным среди зверей и самым почитаемым среди якутов был медведь.

И в наше время многие верят в чудодейственную силу оберегов из его когтей или зубов.

Корни якутских праздников уходят в древние обряды, среди которых важнейшим считается Ысыах, отмечаемый в начале лета. В ходе праздника вокруг молодых берёз на поляне делают коновязь. В наше время подобное действие ассоциируют с дружбой всех народов, проживающих на территории Якутии, ранее же оно символизировало Мировое дерево. Ысыах – день семейный и празднуется людьми всех возрастов.

Важная часть праздника – окропление огня кумысом, а затем обращение к Божествам с просьбой о ниспослании таких благ, как удача, мир и т.д. Якуты надевают традиционный костюм, готовят национальные блюда, пьют кумыс.

В ходе трапезы надо обязательно сидеть за одним столом со всей семьей, родственниками ближними или дальними. Ысыах – веселый праздник с плясками, хороводами, состязаниями в борьбе, перетягивании палки, стрельбе из лука.

Семейные обряды и традиции

Современная якутская семья мало отличается от среднестатистической российской. А ведь вплоть до 19 века у саха было распространено многоженство.

Согласно якутской традиционной модели семьи, каждая из жен жила отдельно, соблюдая собственный уклад жизни, быт, хозяйство. Связать себя узами брака якуты предпочитали в 16-25 лет.

Когда семья жениха шла свататься к родителям невесты, за девушку принято было уплачивать калым. В случае, если жених слишком беден, он мог украсть невесту, а деньги “отработать” позже.

Для защиты дома и скота от порчи, сглаза, злых духов и до сих пор в некоторых улусах принимается целый ряд мер.

Для удачного заговора имеют значения такие, казалось бы, мелочи, как орнамент на одежде, “правильные” украшения, особенная утварь.

Одних заговоров недостаточно, также необходимо проведение специальных обрядов, при помощи которых саха надеются получить хороший урожай, увеличить поголовье скота, родить здоровых детей и т.д.

Большое значение имеют старые обычаи и традиции. Женщинам нельзя смотреть на волшебный камень Сат, который находят в желудках или печени животных и птиц, иначе он утратит свою силу.

Сат заворачивают в бересту и конский волос, берегут как зеницу ока, ведь с его помощью можно призвать дождь, ветер, снег.

Первое особенно важно в случае засушливой погоды, ведь плодородие почвы во многом зависит от своевременного полива.

Интересные факты о якутах и Якутии

– Самая известная составляющая якутского фольклора – эпос олонхо, считающийся видом поэзии, но по звучанию скорее напоминающий оперу. Благодаря древнему искусству олонхо до нашего времени дошло множество народных якутских сказаний. Вклад олонхо в фольклор народов мира так велик, что в 2005 году его включили в список культурного наследия ЮНЕСКО.

– Одно из популярных якутских блюд – строганина: тонко нарезанная замороженная рыба.

– Площадь Якутии больше площади Аргентины.

– Примерно четверть от мировой добычи алмазов приходится на Якутию.

– Более сорока процентов территории Якутии находится за Северным Полярным кругом.

– Когда саха едят мясо медведя, перед началом трапезы они подражают вороньему крику. Таким образом они защищаются от духа медведя, выдавая себя за птиц.

– Якутские лошади пасутся сами по себе, за ними не присматривает пастух.

Источник: http://nazaccent.ru/content/25155-kogda-udar-molnii-blago.html

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,618

1Данилова Н.К. 11 ФГБНУ «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН»В статье рассматриваются весенне-летние календарные обряды и праздники, входящие в структуру экологических традиций народа саха. Эти традиции всегда бережно передавались от поколения к поколению.

Накопление значительного опыта природопользования обеспечивает этносам длительную жизнь на данной территории и более усовершенствованную согласованность с природными условиями. Предки якутов, оказавшись в совершенно других природных и климатических условиях, не ассимилировались и не забыли свои крепко устоявшиеся хозяйственно-культурные традиции.

Наоборот они создали в экстремальных условиях Севера островок южной ското-коневодческой цивилизации.календарные обряды и праздники1. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX – начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. – М., 1985. – С. 141.2. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов.

 – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. – С. 70.3. Горинович В.Е. Народная медицина якутов (1895). Быт, нравы и обычаи якутов // Архив ПФАН. Ф.202. Оп.1. Д. 24. Л. 28.4. Маак Р.К. Вилюйский округ. Якутской области. – СПб, 1887. – Ч. 3. – С. 113.5. Полевые материалы автора (ПМА): Васильева В.М. Нюрбинский район.6. Попов Н.С. Экологическая культура якутов. – СПб.: Астерион, 2009. С. 4.7.

Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему лето (6 класс)

ПМА: Данилов В.Н. 1934 г.р., Сунтарский р-он с. Тойбохой, зап.2006 г.8. ПМА: Кутанов И.М. 1924 г.р. Нюрбинский р-он, с. Маар, зап. 1998 г.9. ПМА : Никифоров К.Н. 1932 г.р. Верхневилюйский район, с. Верхневилюйск, зап. 2005 г.10. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах. Истоки и представления. – Новосибирск: Наука, 1994. – С. 106.11. Романова Е.Н.

Традиционный этикет якутов (праздничное поведение) // Этнос: традиции и современность: сб. научн.тр. – Якутск: ИЯЛИ СО РАН, 1994. – С. 70.12. Романова Е.Н. «Люди солнечных лучей, с поводьями за спиной» (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). – М., 1997. – С. 188.13. Саввин А.А. Верования якутов. Магия (ап). 1939–1940 гг. // Архив ЯНЦ СО РАН. Д.78. Л.8.14. Серошевский В.

Л. Якуты. – М., 1993. – С. 260.15. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – С. 121.

Якутия является огромным географическим пространством, охватывающим крупные ландшафтные объекты с первозданной природой. Особенность Якутии как сложного экологического района обусловлено ее климатическими особенностями.

Вся территория республики находится на вечной мерзлоте, поэтому нарушение какой-либо части экосистемы здесь восстанавливается долго, т.к. на естественное восстановление нарушений экосистемы дается только три месяца летнего сезона.

Реализация крупных мегапроектов промышленного масштаба и появление новых техногенных ландшафтов на территории республики наращивает экологическую проблему с возможным катастрофическим исходом [6]. Эти предприятия нанесли огромный ущерб не только на окружающую природу, но также способствуют вырождению здорового поколения и разрушению исторически сложившегося природопользования коренных народов.

Цель исследования. Выживание любого народа во многом зависит от сохранности природной и культурной среды, от элементов традиционного образа жизни, который сформировал их духовно-нравственный облик.

Историческое развитие якутов тесно связано с особенностями своего региона, его природно-географическими условиями и традиционными методами ведения хозяйства.

В связи с этим, целью данного исследования является анализ уникальных экологических традиций якутов и норм поведения, поддерживающих гармоничное равновесие Природы и Человека.

Материалы и методы исследования

Процесс полной адаптации культуры саха в суровых северных условиях продолжается и сейчас. В данное время перед нами стоит задача реминисценции экологических обрядов и норм поведения предков, построенных на модели взаимодействия и диалога Природы и Человека.

Особенности экологических традиций якутов выражаются во всех аспектах обрядово-ритуальной системы и их ментальной характеристики.

Рассмотрим более подробно весенне-летний обрядовый комплекс, который связан с хозяйственным освоением и «обожествлением» природного окружения.

Результаты исследования и их обсуждение

Весенне-летние календарные празднества и обычаи начинались с очистительных обрядов.

21 мая начинался новый хозяйственный год, в связи с чем, люди и скот должны были очиститься от накопившейся за зиму негативной энергии посредством люстрации: приносили жертву молочной пищей духам-покровителям жилого пространства и земли и окуривали дымом от зажженного можжевельника «сыт таhаарыы». Примечательно, что данные ритуальные действия совершала самая старшая женщина семейного рода, что является свидетельством архаичности данных обрядов. В обрядах, связанных с благополучием семьи и рода, участвовали чаще всего женщины, т.к. именно женщина выступала в роли посредника в диалоге между миром природы и социумом, то есть миром культуры, что обусловливалось народными представлениями о единстве сущностей земли и женщины, заключающемся в основополагающем принципе репродукции.

Новый календарный год начинался с ритуального тушения «старого» огня и возжигания «нового». По мнению А.И. Гоголева, первый новогодний огонь домашнего очага понимался как жертвоприношение божествам айыы [2]. Данный обряд исполнялся хозяевами дома.

Сначала хозяйка тушит огонь в очаге: перекрывает ее глиняным горшком (горшок обязательно должен быть старым, но не потрескавшимся – Н.Д.), затем трением из двух тонких кусочков очищенной березовой ветки она высекает искру на трут и передает его хозяину.

Хозяин выбегает во двор, быстро поднимается на крышу балагана и спускает горящий трут в дымоход, с которого хозяйка и разжигает новый огонь [12].

В символическом контексте ритуал разжигания «нового огня» манифестирует восстановление изначального мифического времени, поэтому в обряде участвовали муж с женой, олицетворяющие небо (М) и землю (Ж). Намеренное же тушение огня старого года, по мнению Е.Н. Романовой, есть своего рода проявление антиэтикетной формы действии – возвращение к Хаосу [11].

После разжигания «нового огня» обязательно устраивали семейное пиршество, гостей угощали жирной пшеничной кашей саламат и кумысом [3]. В этом случае восстанавливалось гармоничное равновесие, возобновлялась жизнь человеческого рода.

После принятия христианства, якуты переняли и некоторые религиозные праздники, совершаемые в честь святых. Так, некоторые семьи 6 мая отмечали Егорьев день Дьёгюерэйэп, иначе называемый «коровий» праздник.

В этот день хозяйка дома смывала водой икону и прыскала по углам хотона, приносила жертву духу-хозяйке хлева Ньаадьы Дьанха, а хозяин обязательно совершал обход хозяйства и сенокосных угодий [4]. 22 мая праздновали Николин день Ньукуолун.

Женщины совершали обряд жертвоприношения духу-хозяйке местности: вешали волосяную веревку салама, просили небесных божеств о благополучии рода, стряпали оладьи и ели саламат. Следует отметить, что этот праздник как встреча лета активно отмечается и в данное время.

Другой важный календарный обрядовый праздник был связан с переездом в летник, который совершался после очистительных ритуальных действий. По хозяйственному календарю, до 1 июня переезд в летник должен был завершаться, т.к. в это время начиналась «сходка» злых сил абааhы на Срединный мир.

Переселение всегда воспринималось как праздничное событие, и производилось в соответствии со строгими ритуальными и этикетными правилами. Перед переездом в летник сначала мужчины ездили туда, чтобы подготовить жилье, но не заходили в хлев [3]. В это время женщины проводили небольшой обряд прощания с духами-покровителями зимнего жилища кыстык дьиэ.

Сначала обрызгивали потолок и верхние балки хлева хотона кислой простоквашей и просили его духа-иччи Ньаадьы Джанха оберегать хлев в их отсутствие, не допускать заселения пространства мелкими злым духами (например: тарбыйах абааhыта ‘злой дух, губящий телят’). Аналогичные действия совершали и в честь домашнего духа Дьиэрдэ Бахсы [2].

В день переезда женщины собирали домашний скарб, мужчины запрягали лошадей, быков, укладывали на телегу охотничьи принадлежности и орудие труда. Здесь следует отметить, что мужчине категорически запрещалось выполнять женские обязанности.

Считалось, что мужчина этим самым унижал свое достоинство и становился посмешищем в глазах людей; кроме того, соприкосновение с женской хозяйственной сферой могло повредить его половой силе. По этим причинам хозяин не переступал на женскую половину (левая половина дома – Н.Д.

), где хранился женский скарб и продукты, не касался утвари (иголки, ножницы), используемой в женских занятиях, кроме процесса их изготовления или починки. Женщинам же запрещалось запрячь лошадей, управлять быками, трогать промысловые и хозяйственные орудия.

После того как женщины и дети приготовились к переезду, начинается сам процесс передвижения. Женщины шли с левой стороны, а мужчины с правой стороны процессии.

По приезду в летник, перед тем, как войти в дом, хозяйка приносила жертву в честь Ньаадьы Джанха – духу-хозяйке хлева- окропляла кислой простоквашей основание главного столба хлева и потолок.

Только после этих действий разжигали новый огонь в очаге и совершали жертву в честь духов-покровителей огня Хатан Тэмиэрийэ и жилища Дьиэрдэ Бахсы.

После кормления духов-покровителей жилища все женщины проводили обряд вешания саламы в честь Аан Алахчын Хотун – духа хозяйки Земли и тем самым открывали новый сезон в новом году.

По архивным данным известного якутского этнографа А.А. Саввина, мужчины из состоятельных семей также проводили ритуальные обряды, связанные со встречей Нового года: «для этого случая загодя заготавливались ритуальные барабаны.

Исходя из возможностей семьи, они имели три разновидности – дьиэ табык с тремя, дьэргээ табык с семью и кэлтэгэй табык с двенадцатью отверстиями. Через каждое отверстие вовнутрь опускались деревянные палочки мохсуо. По числу дырок забивали скот.

Во время торжества 3, 7 или 12 парней с песней и танцем дьиэрэнкэй вносили табык в дом. За ними шли мужчины, несшие растянутую шкуру быка. После обязательного благопожелания начиналось угощение кумысом и мясом» [2].

Вечером обязательно устраивалось массовое гуляние молодежи, танцевали осуохай, играли и состязались на ‘игры рук-ног’ илии-атах оонньуулара.

В летниках встречались несколько семей, и по традиции мужчины ходили, друг к другу в гости. По этикету женщине являться в дом соседей, родственников раньше мужчины не полагалось[8]. Подобные представления характерны и для многих народов мира.

Этикетные нормы поведения во время главного летнего праздника Ысыах проявлялись больше всего во время встречи гостя. На празднике встреча гостя носила несколько иной характер, чем в обыденное время.

В обыденное время гость мог приходить в любое время суток, его обязательно угощали, укладывали спать, давали его лошади хорошее сено. На праздник же гости приезжали утром, задолго до начала.

Самых почетных гостей встречал сам хозяин или кто-нибудь из его прислуги; встречающие должны были принять лошадь гостя за повод, женщинам помогали спускаться с саней или с лошади [14].

На праздник Ысыах приезжали практически все соседние жители. Удавшимся на славу праздником считался тогда, когда приезжали из дальних улусов. Приходящим в гости на праздник совершенно необязательно было иметь родственников и знакомых в празднующем наслеге. Приход незваных гостей, людей со стороны всячески приветствовался. Такое явление Т.А.

Бернштам связывает со стремлением выделить празднующую деревню из ряда прочих: «Метафорическое значение празднующего села как «центра мира» выступает в стремлении жителей созвать на свой праздник как можно больше народу. Праздник не только допускал, но и всячески поощрял приход людей со стороны – “чужих”, “незваных”» [1].

Приход гостя на празднике представляет собой особый сакральный мир [9]. Так, устроители праздника заранее сообщали о времени проведения Ысыаха. На следующий день об этом знали все жители округи. В дальние улусы отправляли гонцов.

Проводимые знатными, богатыми людьми праздники Ысыах носили состязательный характер: у кого наибольший размах праздника, сколько гостей приехало, сколько кумыса выпито, сколько мяса съедено и т.д. Если какой-нибудь глава рода не откликался на приглашение на Ысыах, то это считался страшным оскорблением, наносившим урон чести и достоинству приглашавшему.

Обычно восстановить дружеские отношения между главами этих родов невозможно, т.к. оскорбленный хозяин в таком случае проклинал оппонента. Он надевал шапку с рогами наискось, поливал в огонь молоко и масло и говорил проклятие кырыыс [14].

Проклятие кырыыс служил как бы оппозиционной формулой благопожелания, выраженного в этикетных ситуациях: это и несоблюдение обычаев предков, оскорбление чести, нарушение клятвы [10]. Бывали случаи, когда сам приглашаемый на Ысыах оскорблялся: «мол, что это за червь, который считает меня ровней и приглашает на ысыахи» [7].

Интересно то, что если на празднике Ысыах не были соблюдены этикетные нормы и ритуальные действия, то это могло иметь глубокие последствия, как то: различные несчастья, неурожай, падеж скота, гибель людей, поэтому, старались соблюсти весь ритуальный кодекс праздника: начиная от этикетного поведения, кончая благопожелания, тщательно отбирали главного алгысчыта и т.д. Таким образом, строгое соблюдение этикетного поведения участников праздника в какой-то мере уже предвещало положительный результат, т.к. этикет на празднике был призван снять противоречие между идеальным и повседневным, между Космосом и Хаосом [10].

Если две предыдущие обряды были связаны с мифом творения, Хаосом и космосом, следующий летний обряд был исключительно связан с трудовой деятельностью.

Перед началом сенокосных работ устраивался обряд угощения сенокосного луга, который начинался с подготовки души и тела к тяжелому труду.

Так, за неделю до Петрова дня (12 июля), который считался началом сенокосных работ, мужчины закаливали организм эт-сиин хатараллар, питаясь исключительно растопленным маслом и прокипяченной сметаной, а за три дня – кашей c щавелью, сваренной на молочной сыворотке.

Мужчинам в это время не рекомендовалось заниматься другой домашней работой, разве что подготовкой к сенокосу граблей, вил и косы. 12 июля с утра начинается «угощение духа-покровителя косы Хотуур иччитэ – духа-хозяйки покоса». Глава рода (старейшина) приносит жертву топленым маслом и просит духов разрешить сенокошение.

В этот день только «наносят рисунок» на покосном лугу: несколько раз проходят косой. Далее, устраивается угощение – едят саламат, пьют молочный напиток быырпах. В отличие от предыдущих праздников, это празднество индивидуальное (семейное), его устраивает у себя на покосе каждая семья.

На следующий день – 13 июля, все сидели дома, никуда не выходили, т.к. по представлениям якутов в этот день устраивалась «сходка злых духов». Считалось, что именно в этот день злые духи выбирали себе жертву (покойников) [7].

Читайте также:  Природа летом в стихах а. с. пушкина: анализ стихотворения "туча"

Осенью, по окончании сенокосных работ мужчины проводили гадание кыдама тюерэхтиир «бросание вил».

На оставленную по такому случаю копну сена бросали вилы и приговаривали: «чтоб нам повидаться благополучно в будущем году в такую же пору!». Обряд завершался угощением покосных мест [2].

В данных обрядовых действиях участвовали исключительно мужчины, а женщины занимались приготовлением ритуальной каши саламат.

Одни календарные обряды, в силу значимости отмечаемого праздника, сохранили свои языческие корни, а другие – подверглись значимым изменениям и претерпели влияние христианства. Календарные праздники отмечались как всеобще, так и одним семейным коллективом.

Например, праздник Ысыах сохранил традиционную социальную открытость, всеобщий характер празднования. Другая часть календарных праздников сохранила традиционную социальную замкнутость, выступая своеобразными семейными календарными праздниками.

В традиционной жизни каждое значительное празднество не просто «эмоциональная разрядка» от трудовых будней, а выступает своеобразным итогом прожитому отрезку времени и одновременно «подготовкой» к следующему периоду.

Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды, ритуальные действия и нормы поведения, в основном связанные с половозрастной дифференциацией.

Вывод

Итак, уникальные весенне-летние экологические обряды и традиции, поддерживающие гармоничное развитие человека и природы являются общекультурной ценностью духовного наследия народа саха.

Календарные праздники складывались в процессе трудовой деятельности людей, поэтому в их основе – богатейший опыт человека, связанный с освоением природы и окружающей среды. Не случайно все старые календарные праздники концентрируют фенологические и экологические знания людей.

Народная мудрость давала рациональные хозяйственные ориентиры на будущее, этикетные нормы поведения, помогая человеку согласовать свой труд с окружающей средой и духовной культурой.

Библиографическая ссылка

Данилова Н.К. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-1. – С. 163-166;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7063 (дата обращения: 15.11.2018).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7063

Якуты – коренной народ Сибири

Якуты – коренной народ Сибири. По данным последней переписи их количество колеблется в районе 480 тыс. человек. Которые практически полностью проживают на территории республики Саха (Якутия). Незначительная часть расселена в Хабаровском крае, Москве, Красноярском крае и некоторых других регионах РФ.

Этногенез и история народа

Традиционное самоназвание якутов — саха или сахалар. История происхождения национальности изучена слабо. В письменных источниках о существовании этноса впервые упоминается лишь с XVI-XVII вв.

По наиболее распространенной теории саха произошли от кочевых племен курыкан, изначально живших в районе реки Енисея, а затем мигрировавших в Забайкалье.

О курыканских племенах впервые упоминается в китайских летописях VII в и древнетюркских рунических письменах VIII-X вв.

Считается что курыкане начали мигрировать на территории современного Якутска, около X-XII в. Эта гипотеза перекликается с устными народными легендами. Дальнейшее формирование якутов происходило при смешивании с местными племенами. Изучение генотипа этноса указывает на его среднеазиатское происхождение и связь с европеоидной расой и тюркскими народами.

Первые свидетельства о существовании якутского народа относятся к XVI веку, когда единым правителем разобщенных племен попытался стать богатый и влиятельный вождь Ваджей (Баджей).

Его внук Тыгын занимался не только дальнейшим объединением якутских племен, но и пытался подчинить территории соседей. Проводимая политика не принесла желаемых плодов и попытки создать единое государство не увенчались успехом. В 1620 г. занимаемые якутами земли вошли в состав Российской империи.

В 1922 г. создается Якутская автономная республика, а в 1990 она переименовывается в Республику Саха (Якутия).

Религия и традиции

В конце XVIII в. со стороны русских стали предприниматься попытки христианизации якутов. Внедрение новой веры часто носило формальный характер, поэтому часть обычаев долгое время оставалась неизменной. До распространения православия традиционной религией считалось — Айыы. По представления народа мир состоял из нескольких уровней.

Якуты считались детьми бога Тангра. Особое место занимало поклонение женскому плодородному началу — Айыысыт. К числу основных почитаемых духов, которым приносились дары и жертвоприношения были покровители неба, воды, земли, огня, охоты и т.д. Было распространено шаманство и тотемизм. Дохристианская вера и сегодня имеет своих последователей.

В культуре обычаев также существует почитание «древа жизни».Главным праздником считается отмечаемый летом Ысыах. Сохранились обычаи заговоров, создания оберегов, коновязь. Наследием древних традиций являются якутские национальные прыжки, ставшие своеобразным местным видом спорта.

Национальный костюм и внешность

Из-за суровых климатических условий якутская традиционная одежда создавалась из меха, кожи, шерсти и сукна. Основными частями костюма были кожаные штаны, набрюшник из меха, ноговицы, летний и зимний кафтаны прямого покроя. В мужской костюм входил пояс.

Особо нарядным был женский свадебный кафтан (сангыйах). Он отделывался мехом, украшался цветным сукном и золотой тесьмой. Голова покрывалась меховой шапкой, также украшенной сукном или вставками из парчи. Женщина носила украшения из золота и серебра. Обувью служили высокие сапоги из меха и кожи.

Более современная национальная одежда также шилась из ткани.

Внешность якутов имеет ярко выраженные монголоидные черты. При невысоком росте наблюдается удлиненное строение рук.

Лицо овальное, при невысоком, но широком лбе, выделяется значительно увеличенная средняя часть лица. Нос аккуратный и прямой, иногда с небольшой горбинкой. Цвет кожи смуглый, а волосы черные и прямые.

На теле волосяной покров практически отсутствует. Глаза темные со скошенными веками.

Язык и письменность

Язык саха относится к тюркской группе и условно подразделяется на западный и восточный говор, а также долганский диалект. Несмотря на большое количество заимствований у монголов и русских, якуты имеют множество уникальных слов, не имеющих аналогов в других языках.

Легенды якутов содержат информацию о том, что до переселения на новые земли их предки обладали рунической письменностью, которая в последствие была утеряна.

Основной формой передачи информации между поколениями было устное народное творчество, где значительную роль играл якутский песенный эпос – Олонхо. Современный алфавит появился лишь в начале XX в.

и состоит из 33 кириллических букв русского алфавита и 5 дополнительных знаков.

Примечательно

  1. В Якутии добывается четверть от всех добываемых в мире алмазов.
  2. Площадь Якутии больше 3 млн. кв. км, но 40 % территории находится за полярным кругом.
  3. Олонхо признан ЮНЕСКО частью всемирного нематериального наследия. Средняя длина Олонхо 10-16 тыс. строк, самый длинный эпос доходит до 36 тыс. строк. Исполнители этих песен считаются местными актерами, так как кроме хорошей памяти сказители, должны обладать артистическим мастерством, иметь поставленный голос и владеть интонацией.
  4. В религии и преданиях якутов рассказывается, что их предки спустились с неба.
  5. Якуты считаются спокойным, уравновешенным народом, с преобладанием флегматичного темперамента. Их отличает чистоплотность, трудолюбие и целеустремленность.
  6. Национальным блюдом считает тонко нарезанное замороженное мясо и рыба. А перед тем как съесть медвежатину якуты, подражая воронам, издают звук «хук», по древнему поверью так они маскируются от духа медведя.
  7. Якуты живут в деревянных домах (юртах), строить которые можно только из молодых и небольших деревьев. Рубить крупные и старые деревья грех.
  8. До XIX в. среди якутов было распространено многоженство.

Источник: http://history-of-world.ru/yakuty-korennoj-narod-sibiri.html

Статья на тему: Знакомство с бытом и традициями якутского народа

Знакомство  с бытом и традициями якутского народа.

                                                                                          Люблю тебя, Якутия моя!

                                                                                                Отчизна, занесенная снегами.

                                                                                Ветра твоих долин,

                                                                                        В весеннем небе солнце,

                                                                        Словно пламя!

С. Денисов

Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.

«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы».  Так нежно,  с  любовью  отзывался   о Якутии поэт П. Федосеев.

Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем.

Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.

Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии,  ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности.

Только в детстве закладывается фундамент для  развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре.

 В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

Якутия – родина для многих.

Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью,  необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.

Якутский философ А.Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в  более гармоничных отношениях с окружающей средой. Для саха особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира.

Именно поэтому национальная культура,  как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души  ребенка, началом, порождающим личность.

Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.

 В результате бесед с детьми мы  выявили, что у детей нет знаний о том, чем занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А после беседы «Мой город Нерюнгри»  убедились в этом еще раз, потому что у большинства детей крайне мало знаний даже  о городе, в котором они живут.

Родителям предложили заполнить анкету «Знаете ли вы о том…?»

  1. Сколько городов  в Якутии? (11)
  2. В каком году началось строительство БАМа?(1974)
  3. На сколько километров тянутся  Ленские столбы? (180)
  4. Какими полезными ископаемыми богата Якутия? (золото, алмазы, уголь, железная руда…)
  5. Самое большое озеро Якутии? (Моготоево)
  6. Какие коренные народы населяют Якутию? (саха, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы)
  7. Какой традиционный праздник отмечают в Якутии летом? (Ысыах)

Ответы были разными, и общая картина мало впечатляла. Мы поставили перед собой цель:

  • Приобщить детей к культуре, традициям, обычаям северян, воспитывать уважение к их труду.

Мы  обратились к родителям с просьбой помочь  в подборе необходимой литературы: детской художественной, литературы, отражающей национальный фольклор и игры.

Читайте также:  Природные ресурсы сша

И были приятно удивлены, когда наряду с литературой стали приносить национальные предметы быта и труда, образцы национальной одежды и полезных ископаемых, изделия народно-прикладного искусства, фотографии о строительстве БАМа и о городе Нерюнгри, шкуры оленя и даже медведя.

 Эта поисковая работа, в которую включились педагоги, родители и дети, еще больше объединила нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.

Видя заинтересованность родителей, живой познавательный интерес в глазах детей, их эмоциональное отношение, у нас возникла идея создать в нашем детском саду  особую комнату якутской культуры.  Но чтобы осуществить эту идею, предстояло еще много работы. Был  составлен перспективный план работы на год, где первым пунктом было знакомство детей с родным городом.

Мы начали с оформления фотоальбома «Любимый город» и сразу столкнулись с проблемой, какая фотография должна быть первой в альбоме. Каждому ребенку хотелось, чтобы это была фотография его улицы или дома.   Дети спорили, рассуждали, приводили свои доводы, доказывали, пытались отстоять свою точку зрения.

В результате спора мы пришли к решению, что это должна быть фотография нашего общего дома – нашего детского сада.

Ко дню города оформила папку «Белокаменный красавец» и выставку детских рисунков, в которых была отражена повседневная жизнь горожан.  Чтобы вызвать интерес у детей и желание больше узнавать о своем городе,   организовали экскурсию по городу.

Для закрепления полученных знаний были проведены беседы «Строители БАМа», «Кто построил мой город», «Нерюнгри – один из промышленных центров Якутии». Также на занятиях по аппликации и рисованию дети выполняли работы по темам «Мы строим город», «Идет добыча угля», «Праздничный салют» и др.

В рисунках дети отображали свои впечатления, наблюдения.

С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики была организована экскурсия в краеведческий музей. Экскурсовод музея рассказала детям о родном крае, о коренных жителях Якутии, о занятиях людей, традициях, природе и животном мире Якутии.

Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда, старинная якутская одежда, посуда и многое другое. Экскурсия в музей открыла для детей новую неизвестную страницу, с которой им предстояло  познакомиться.

Мы поставили перед собой цель  – изучить научно-методическую литературу, которая была опорой в   работе. Мы познакомились с работами «Якуты» В. Серошевского,  «Этнопедагогика» Г.Н.Волкова, «Родной край» Р.И. Жуковского, «История Якутии» А.Н. Гоголева. Много информации получили из работы Е.Е. Аммосовой «Ремесла предков вчера и сегодня».

Просмотрели детские научно-познавательные журналы «Колокольчик», «Илкен», «Северные просторы», детскую художественную литературу писателей и поэтов Якутии.

Наиболее распространенным жанром фольклора является сказка. Именно сказка располагает самой яркой доступной информацией для детей. И поэтому ей отведено главное место  в своей работе  по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера.

Мы с детьми приходим в свой мини-музей, рассаживаемся на медвежьей шкуре вокруг камелька  и ведем задушевный разговор.

Так, через сказки, наглядный материал, дидактические и подвижные игры мы начали знакомить детей с традиционными занятиями коренных  народов Якутии (охота, рыболовство, оленеводство, животноводство).

Каждый раз после чтения или рассказывания сказки мы беседуем по ее содержанию. Так, познакомив детей с якутской народной сказкой «Смелый Ойхур»,  стараемся воспитывать в них такие качества, как отвага, находчивость, смелость. Задаю вопросы:

  • Кто вам понравился в сказке больше? И почему?
  • Что было бы, если Ойхур струсил? Хотели бы вы быть похожими на него?

Через сказки  «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка» и др.  знакомим детей с традициями гостеприимства: приветь любого гостя, обогрей заблудившегося путника, не расспрашивай, угости лучшим куском. Через такие сказки подводим детей к пониманию того, что на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по- своему объясняют повадки, рассказывают о внешнем виде животных, о взаимоотношениях человека и зверя. В этих сказках учим детей видеть  в главных  персонажах людей, оценивать героев и их поступки.

Для закрепления знаний и расширения кругозора детей используем такую  дидактическую игру, как  «Отгадай загадку, используя символы». Мы вместе с детьми  придумали символы, которые характеризуют северных животных, птиц, растения.

Хочу особо подчеркнуть, что большую роль при знакомстве  с трудом и бытом коренных жителей Якутии играет наглядный материал. Наличие иллюстраций, ярких, красочных, вызывает у детей интерес к занятиям, повышает их активность.

Беседуя с детьми о жизни и труде коренных жителей Якутии,  стараемся задавать детям такие вопросы, которые бы заставляли их думать, рассуждать. Например:

  • Как вы думаете, для чего у уросы вверху отверстие?
  • Чем отличается лыжа охотника от лыж спортсмена?
  • Кто такие оленеводы?
  • Из чего северяне шьют одежду и почему?
  • Как называются сани в оленьей и собачьей упряжке?
  • Для чего нужен аркан (маут)?

Отвечая на такие вопросы, у детей развивается мыслительная деятельность, логика, умение сравнивать и делать выводы. Развивается диалогическая речь, память, обогащается словарь. В работе над обогащением словаря и его красочностью нам помогает любимый сказочный  персонаж – девочка Нюргуяна.

«Я Нюргуяна! Злой и жадный шаман похитил меня и увез в бескрайнюю заснеженную тундру, но смелые и гордые олени помогли мне и привезли к вам».  Приветливая,  добрая, ласковая, и в тоже время такая беззащитная, Нюргуяна сразу полюбилась детям.

 Обступив, они с любопытством и интересом стали рассматривать ее яркий и необычный для них наряд. Их любопытству не было конца.

  • Какая красивая у тебя шубка. А как она называется?
  • Кухлянка.
  • А почему у тебя такая острая шапка?
  • Это национальная якутская шапка дьабака.
  • А это что такое?
  • Женская сумочка для мелочей, расшитая бисером.
  • Какие красивые у тебя сапоги!
  • Это торбаса. На мне надет якутский национальный костюм. Платье – халадай с оборками и жилет, украшенный орнаментом. На голове женское украшение бастынга.

Так,  в свободной обстановке, непринужденном разговоре дети узнали много нового об одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье, услышали якутскую речь.

Использование в беседе, диалоге – разговоре игрового приема побуждает детей быть сообразительными, любознательными, внимательными.

Вопросно-ответный характер бесед учит детей  внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы друзей, самому задавать вопросы.

Якутская одежда всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым незатейливым узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым рвением. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов. Подборы сочетания цветов у якутов тоже своеобразны.

Нюргуяна рассказала, что каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый – растительный мир, красный – тепло, солнце, голубой – простор, легкость.

 Также девочка Нюргуяна рассказала, что орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников – зубчатовидный, из полуовалов – ногтевидный. Еще  бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, «елочка». Дети узнали, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два – три вида.

При украшении чашки ногтевидным орнаментом я предложила детям наложить свой ноготь на орнамент, чтобы убедиться в их схожести. Теперь дети часто пользуются этим приемом и при рисовании.

На занятиях по лепке мы лепили туесок (тууйас), чашку (кытыйа) и чорон. Детям рассказали, что  у якутов исстари для кумыса (напитка из молока кобылы) существовала специальная посуда, деревянный бокал – чорон.

Чороны выдалбливали из дерева специальным инструментом, затем пропитывали животным жиром и просушивали  на открытом воздухе. Благодаря этому чороны приобретали темный цвет. Чороны изготавливались разных видов: большие и маленькие, на одной ножке и на трех.

Самые крупные из них (7 -8 литров) предназначались для питья во время традиционного праздника Ысыах и подавались почетным гостям. Чорон является одним из символов Якутии. Он символизирует благополучие, гостеприимство.

На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями якутов, с традиционным украшением чорона, закрепляют цвет, форму, развивают  мелкую моторику.

Большое место в своей работе  уделяется   дидактическим играм и   их применению как на занятиях, так и вне их.

Такие игры, как «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей» закрепляют знания о декоративно-прикладном искусстве, о традиционном украшении одежды и посуды, развивают у детей наблюдательность, умение сравнивать и находить в окружающей среде похожие предметы.

 Дидактическая  игра «Магазин игрушек», «Бабушкин сундук», «Чудо – вещи  вокруг нас» формируют представление детей о том, что вещи сделаны людьми и имеют разное значение. Игры заставляют детей думать, делать правильный выбор, анализировать, определять структуру материала по внешнему виду и на ощупь.

Много воспитательных и познавательных задач мне помогли решить подвижные игры: «Сокол и лиса», «Метание маута», «Займи место первым», «Бык и пенек»,  «Летящий диск» и другие.

Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость.

Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.

Нюргуяна продолжает знакомить нас с бытом якутов. Через дидактическую игру «Якутская кухонная утварь»  знакомим детей с посудой из бересты: туйас – туесок для сбора ягод, юабас – берестяное ведро, матарчах – сосуд для молочных продуктов, кытыйа – деревянная чашка и др. Дети узнали, что в берестяной посуде молочные продукты сохраняются дольше.

Сочетание разнообразных методов и приемов позволило нам в комплексе решить   воспитательные задачи. У детей появился интерес к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями народов Якутии.

С помощью родителей мы сделали макет летнего якутского жилища – урасы. Обтянули его оленьими шкурами, внутри в центре занял свое место камелек, на стене висит ковер из лоскутков, на самом верху имеется отверстие для выхода дыма.  Пол в жилище выстлан мехом, а на входе – ветками лиственницы.

Теперь мы имеем возможность наглядно познакомить детей с  якутской национальной одеждой, берестяной и деревянной посудой, изделиями народно – прикладного искусства (женские украшения из бисера, серебра, полудрагоценных камней и мн. др.).

 Одна из стен представляет собой заснеженную тундру, на фоне которой в ярких красках переливается северное сияние, на середине лежит медвежья шкура.  Весь наглядный и художественный материал распределила по темам: «Мой родной край», «Животные и птицы Якутии», «Растительный мир», «Традиции и обычаи».

 Теперь мы часто проводим  занятия по ознакомлению детей с Якутией в нашем мини-музее. А во вторую половину дня обычно мы читаем сказки, знакомимся с новыми играми, рисуем, лепим.

Для более полного знакомства с традициями и обычаями якутского народа, мы с детьми побывали в Экологическом Этнографическом центре. Эта экскурсия дала детям много новых знаний и впечатлений.

Самобытная обстановка и атмосфера,  которая царит в балагане, окружение настоящих старинных вещей, радушное гостеприимство хозяев подталкивает нас к поиску нового, неизвестного, к новым встречам и наблюдениям.

Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения Якутии, можно сказать следующее.

Основным показателем   работы стала поисковая работа по созданию мини-музея якутской культуры.

Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде, еде и нравственных устоях этих народов.

Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян   необходимо продолжить.

Мы  наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о великом преклонении якутов природе «Сказание о дереве», шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств («Перетягивание палки», «Соколиный бой», борьба и др.).

В заключение отметим, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что  у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/01/09/znakomstvo-s-bytom-i-traditsiyami-yakutskogo-naroda

Ссылка на основную публикацию