Природа летом в стихах а. с. пушкина: анализ стихотворения “туча”

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Туча”

Многие творческие приемы Александра Сергеевича Пушкина легли в основу современной словесности. Одним из них считается прием переноса свойств неодушевленных предметов на свойства одушевленных. Пример тому – лирическое стихотворение «Туча». Создание относится к 1835 году, т.е.

оно входит в поздний период его творчества. В последний период, как известно, автор пишет необыкновенно духовные, светлые произведения. Стихотворение наполнено любовью к природе. Туча здесь несет в себе образ души.

Подобно душе она проходит через бури, искушения, страсти, обновляется, становится чище, лучше, превращается в гармонию.

Краткий анализ стихотворения может помочь понять смысл произведения. Его жанр можно определить как пейзажная лирика. Это стихотворение можно назвать гимном летнему дождю.

С самого начала мы понимаем, что лирический герой обращается к туче, которая плывет по лазурному чистому небу. Поражает то, как автор смог описать восхищение и восторг изменчивостью природы.

Еще недавно тучу разбивала гроза, а теперь после окончания бури, ей необходимо оставить ясное небо.

В этом произведении ярко показано, что все взаимосвязано в природе. Дождь шел именно тогда, когда земля нуждалась во влаге. Грозность туче добавляли гроза и молния, ее сопровождающие. Несмотря на свой восторг, лирический герой гонит тучу прочь: «Довольно, сокройся! Пора миновалась».

Но разве легко согнать тучу? Автор хочет донести до читателей главную мысль: все в этой жизни подчиняется высшим силам. Разрушение законов природы может привести к потере гармонии. Точно также происходит в человеческих отношениях. Наши поступки и мысли должны быть своевременны, они не должны приносить окружающим боли и разочарования.

В противном случае, кто-то из нас может оказаться на месте тучи, задержавшимся не там, где нужно, мешающим и расстраивающим людей.

Анализ стиха «Туча» помогает прочувствовать прекрасные ощущения свежести, греет оттенками солнца и лазурного неба, дарит надежду на лучшее.

Рассмотрим композицию произведения. В первой части поэт негодует, что туча не скрылась после грозы, задержалась и напоминает о прошедшей буре.

Во втором катрене, мы понимаем, что земля жаждала воды, и гроза пришла как нельзя кстати. В последнем четверостишии можно заметить, что все заканчивается благополучно, и ветер потихоньку гонит тучу с лазурного и чистого неба.

Композиция классическая: прослеживаются введение, основная часть и заключение.

Украшают произведение выразительные средства языка. Оно наполнено различными тропами. Вроде бы главная мысль стихотворения одна, но стилистика катренов совершенно разная. Первые четыре строчки – унылые, мы встречаем словосочетание: «унылую тень».

Создается настроение угрюмости, угнетения. Но первый катрен имеет подготовительную функцию, потому что второй катрен звучит агрессивно, ярко и мощно. Стих наполнен аллитераций: «кругом», «грозно», «гром».

А заключается произведение умиротворенным четверостишием, где все образы спокойные. Слова и словосочетания: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес» дарят чувства свежести и благоговения перед природой.

Также, анализируя стихотворение, можно с уверенностью сказать, что оно написано четырехстопным амфибрахием. В первых строфах преобладает женская рифма, во вторых – мужская.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-tucha.html

Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс

Стихотворение «Туча» написано Пушкиным в 1835 году. Это произведение не большое, но он вмещает в себя очень много интересного и приятного, что очень важно как для читателей, так и для самого поэта.

Это произведение, как считают критики, считается гимном летнему дождю, так как оно красиво и посвящается именно этому явлению природы летом. Пушкин смог правильно и весьма своеобразно описать те эмоции, те впечатления, которые происходят у людей в душе, когда они смотрят на дождь, а также, чувствуют его.

Люди способны видеть многое, но все же не каждый. Но Пушкин прекрасно все описал в летнюю пору.

Первые строки стихотворения посвящены от автора прямо к туче. Эта туча – очень одинока, потому что она сама по себе плывет спокойно по небу, которое в тот момент – цвета лазури. Она как будто бы ищет места, где смогла бы остановиться, отдохнуть. Но все не находит.

Пушкин, как герой произведение как лирический герой, не слишком справедлив, так как он обращается к туче, говоря ей, чтобы она убралась с неба, так как мешает.

Это подчеркивает то, что все в мире делает что-то свое определенное, и уходит, не мешая другим делать свое дело.

Александр Пушкин – это писатель, который был в свое время очень известен, как и в простом обществе, так и в высшем. Именно этот человек, писатель и поэт очень талантлив. Его творчество почитают даже сейчас.

И именно он считается самым первым из всех русских писателей и поэтов, который начал использовать дл своих творческих произведений интересный и очень хороший прием литературный, который как бы соединяет живое существо и природу вокруг.

Поэтому в этом произведение, которое называется «Туча» можно увидеть такой литературный прием. Он использован не только в этом произведении. Но именно в этом он был первым применен.

Анализ стихотворения Туча Пушкина №2

Стихотворение построено на обращении автора к единственной туче, оставшейся на небе после бури. Он наблюдает за ней и удивляется тому, что она одна на небе. Это подчеркивается при помощи анафоры – «одна ты».

В первой строфе присутствует яркое противопоставление, туча у поэта ассоциируется с чем-то грустным и угнетающим, недаром ее тень «унылая».

Туче противопоставлена природа после дождя и ее состояние передано при помощи эпитетов («ясной лазури», «ликующий день»).

Вид тучи заставляет поэта вспомнить о самой буре, когда туча закрывала все небо, виднелись «грозные» молнии и раздавался «таинственный» гром. Автор подчеркивает достоинство и необходимость тучи, ведь именно она напоила жаждущую землю живительной влагой – дождем. Ожидание дождя всей природой, его необходимость, нужность передается при помощи использованного эпитета «алчная».

Но пора бури уже прошла, дождь пролился, весь мир умылся и напитался влагой, и поэтому автор, обращаясь к небесной туче говорит:

Довольно, сокройся! Пора миновалась…

Это обращение к туче носит оттенок фамильярности, что подчеркивает употребление просторечных глаголов («миновалась», «сокройся»). Риторическое восклицание и использованное в обращение наречие «довольно» помогают передать нетерпение автора, который радуется окончанию бури и потому не желает, чтобы туча оставалась посреди ясного неба.

Для него она на чистом небе инородна, потому что все в природе устроено разумно и по определенным закономерностям. Поэтому нарушение их ведет к нарушению гармоничности мира, которая позволяет человеку чувствовать себя счастливым в природе. Туча выполнила полностью свое предназначение и освежила землю, более она не нужна на небесном небосклоне.

И именно поэтому ветер прогоняет ее с «успокоенных» небес.

Настроение автора переменчиво на протяжении всего стихотворения, и это придает живость, непосредственность стихотворению. Перед нами гимн природе после дождя. Это стихотворение автора можно отнести к литературному направлению -романтизм. Стихотворение насыщено сравнениями и метафорами, но более всего распространены в стихотворении эпитеты.

Стихотворный размер – амфибрахий с использованием четырехстопной стопы. Живость стихотворения достигается комбинированием рифмовок – смежной, перекрестной и гиперхолостой.

Читайте также:  Андрий: характеристика и образ героя в повести н.в. гоголя "тарас бульба"

4, 6, 7, 8 класс

Анализ стихотворения Туча по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/tucha-8-klass

Анализ стихотворения «Последняя туча рассеянной бури!» Александра Пушкина

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной.

Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге.

А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами.

Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья.

Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Анализы других стихотворений

* * *

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

1831

Источник: https://45parallel.net/analysis/aleksandr_pushkin/poslednyaya_tucha_rasseyannoy_buri.html

Анализ «Туча» Пушкин

«Туча» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
 

В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма.

«Туча» была написана 13 апреля 1835 года.

На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету.

Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь.

В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии.

Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.

Произведение построено на антитезе: недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом.

Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам.

Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.

В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.

Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет.

Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.

Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури.

Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.

Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.

Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.

Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.

Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4143-analiz-tucha-pushkin

Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Мы обращаемся к стихотворению Пушкина “Туча”. Собственно знакомству со стихотворением предшествует биографический материал – рассказ о московском и царскосельском детстве поэта. Мы по учебнику знакомимся с фрагментами из книги П.В. Анненкова о жизни Пушкина.

Читайте также:  Современные экологические проблемы

При всем том, что более поздние жизнеописания поэта много достовернее и точнее, свидетельства современника, интонация повествования делают рассказ Анненкова, на наш взгляд, необходимым для первого серьезного знакомства школьников с событиями жизни Пушкина, с особенностями его личности и поэтического творчества.

Разумеется, в дальнейшем мы обратимся и к другим биографиям Пушкина, к другим свидетельствам современников, к работам других исследователей.

В изучении стихотворения мы определяем для себя конкретную учебную задачу и сверхзадачу, связанную с выяснением мировоззренческих особенностей творчества Пушкина. В анализе “Тучи” на первый план выступают вопросы, связанные с рассмотрением времени действия и грамматического времени в композиции стихотворения.

“Последняя туча” – последнее напоминание о “рассеянной буре” – уже неуместна на “ясной лазури”, несвоевременна в “ликующий день”. То, что было уместно и своевременно, когда бушевала буря и громыхала гроза, становится лишним после того, как они закончились, когда прошло их время.

Поэт в первых двух четверостишиях противопоставляет послегрозовое и грозовое время, тем самым обозначая главную мысль стихотворения – мысль о том, что все в этом мире нужно судить не вообще, а только в конкретной ситуации, туча естественна, а значит, и прекрасна в своей грозной таинственности – и противоестественна, а значит, и нелепа после грозы.

Третье четверостишие – напутствие туче, воплощение пожелания лирического героя как можно скорее избавить небо от припозднившейся тучи.

Ученики, проводя синтаксический разбор входящих в текст предложений, видят, что в первом четверостишии сказуемые выражены глаголами в настоящем времени (“несешься”, “наводишь”, “печалишь”), а во втором четверостишии – в прошедшем времени (“облегала”, “обвивала”, “издавала”, “поила”).

В заключительном четверостишии вслед за мощным началом – выводом из сказанного (“Довольно, сокройся!”) в первых двух стихах глаголы в прошедшем времени: “миновалась”, “промчалась” (здесь продолжается тема второй строфы), а в третьем и четвертом стихах – в настоящем: “гонит” (это возвращение к первому четверостишию).

Я прошу указать на слова, в которых выражена главная мысль этой на первый взгляд простой пейзажной зарисовки. После небольшого обсуждения все приходят к выводу: главное здесь – “Пора миновалась…” Мы рассказываем, какую роль в поэтическом словаре Пушкина играет слово пора, приводим фрагменты из произведений поэта:

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался

Была та смутная пора

Когда Россия молодая,

В боренье силы напрягая,

Крепчала с гением Петра

Она пришла, пора стихов,

Пора любви, веселых снов,

Пора сердечных вдохновений

С изменой юности моей

Пора мне сделаться умней

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись

Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит

Пора пришла, она влюбилась

Источник: http://www.testsoch.com/analiz-stixotvoreniya-pushkina-tucha/

Анализ стихотворения Пушкина “Туча” (1)

Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне.

Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества.

В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Не случайно стихотворение так построено. 1 катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное “вводное” четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает “ясную лазурь” неба.

1 катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Последний, 3 катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершениестихотворения.

В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.

1 катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: “унылую тень”, например, или целая строка “Одна ты печалишь ликующий день”.

С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более “боевитому”. Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение “одна ты”.

Стиль 2 катрена – агрессивный “боевой”. Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: “грозно тебя обвивала”, “издавала таинственный гром”, “алчную землю”. Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся “рычащие” согласные в словах “кругом”, “грозно”, “гром”. Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к 3 катрену.

Его стиль и ключевое слово – умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: “Довольно”. Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе “листочки древес” и “успокоенные небеса”.

Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: “миновалась”, “освежилась”, “лаская листочки древес”, Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.

В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в 1, и в 3 четверостишиях.

Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во 2 катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу.

Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными 1, 3 и “воинственным” 2 катренами.

В лирической миниатюре А. С. Пушкина “Туча” мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому.

Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно “ликующий” день.

“Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

Давайте проведем небольшой эксперимент: из 1 катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча… бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь… тень,

Одна ты печалишь… день.

Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении никак нельзя!

Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: “по ясной лазури” и “по ясной синеве”. Алчная – значит “жадная”, это слово не менее важно в стихотворении.

Читайте также:  Сочинение на тему: "весеннее утро"

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного “ликующего” дня, от “ясной лазури”, поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ стихотворения Пушкина “Туча” (1)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-pushkina-tucha-1/

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаТуча

Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный громИ алчную землю поила дождем.Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.—————————————————————В данном стихотворении 3 четверостишия.В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой.Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:”Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.”
Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).Во втором четверостишии А.С. Пушкин приводит описание грозы, этой могучей стихии, которая недавно закончилась. Он словно вспоминает грозу. Небо было полностью затянуто тучами, грозная молния – как символ величия и силы стихии. Это очень сильные образы, показывающие силу природы, ее мистическую власть (таинственный гром), а так же необходимость природы в этой грозной силе – алчная земля, нуждающаяся во влаге.Но время этой силы прошло (3 четверостишие). Автор вновь после воспоминания о былой грозе возвращается к текущей ситуации. И словно опомнившись от воспоминания мощи грозы, он не хочет видеть на небе осколок этой рассеяной бури, это напоминание о грозной силе.Здесь чувствуется, что автор в своем порыве сливается с природой, он тонко чувствует изменения, происходящие в ней. Он чувствует необходимость в грозе, но так же он ощущает, что природа переродилась и готова к ясному дню. Поэтому в этом порыве единения с силами природы он восклицает, обращаясь к туче: “Довольно, сокройся!… Пора миновала…” Земля обновлена, и в бури необходимости больше нет.И используемые в этом четверостишии слова отражают переход от бури к спокойствию природы:Довольно! Сокройся! Буря промчалась. – идет очень мощный ритм, отражающий волю автора и состояние природы.Ветер, лаская, листочки – вновь переход к покою.”…с успокоенных гонит небес” – спокойная картина природы.

По сути своей – это стихотворение эмоционально очень яркое, в нем видна радость автора от единения с природой, от того, что он чувствует в этот момент окружающую себя действительность. И эта радость буквально взрывается в строках…

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat5vip.ru/analiz-stikhotvoreniya/analiz-stikhotvorenij-pushkina/6994-analiz-stikhotvoreniya-pushkina-tucha

В мастерской художника слова а.с. пушкин. стихотворение «туча» – презентация

1 В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА А.С. Пушкин. Стихотворение «Туча»<\p>

2 Запишите ассоциативный ряд к слову «туча». ПЕЧАЛЬ НЕНАСТЬЕ ДОЖДЬ БУРЯ МРАК СТРАХ БЕДА ОДИНОЧЕСТВО ВОЛНЕНИЕ ТРЕВОГА<\p>

3 Саврасов А.К. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851<\p>

4 И.И Левитан. Озеро. Русь, 1900<\p>

5 Лексическая работа Алчный (высок.) – жаждущий. Древес (устар.) – деревья. Лазурь (устар. и высок.) – светло-синий цвет, синева. Унылый – грустный, мрачный. Ликующий – восторженно радостный; торжествующий. Рассеянная (буря) – разбросанный на большом пространстве; редкий. Облегать – покрывать что-либо сплошной массой. Обвивать – охватывать. Миновалась – прошла.<\p>

6 Исследовательская работа 1 группа Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. 13 апреля 1835 г. ЭПИТЕТЫ: 1 катрен: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день. 2 катрен: таинственный гром, алчную землю. 3 катрен: с успокоенных небес. Вывод: эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.<\p>

7 Исследовательская работа 2 группа Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. 13 апреля 1835 г. ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: 1 катрен: ты [ туча ] несешься, наводишь, печалишь. 2 катрен: ты [ туча ] облегала, молния…обвивала, ты [ туча ] издавала, поила. 3 катрен: пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит. ВЫВОД: Туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.<\p>

8 Исследовательская работа 3 группа Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. 13 апреля 1835 г. ГЛАГОЛЫ: 1 катрен: несешься, наводишь, печалишь. 2 катрен: облегала, обвивала, издавала, поила. 3 катрен: сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит. ВЫВОД: насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.<\p>

9<\p>

10 ШКАЛА УСПЕХА – не доволен, сделал не всё, что мог; – мог бы лучше; – сделал всё, что моих силах для успеха группы.<\p>

11 Домашнее задание Дифференцированное задание: Используя собранный материал на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: «Над чем размышляет А.С. Пушкин в стихотворении «Туча»?» Выучить стихотворение «Туча» наизусть.<\p>

12 Автор презентации: Шалёва Ирина Альфредовна, учитель русского языка и литературы, ВКК, МБОУ гимназии 7 им. Воронцова В.М. г. Воронеж<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1020741/

Ссылка на основную публикацию