А. с. пушкин “пророк”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством. Именно в это время многие друзья, нужно добавить довольно близкие друзья поэта были расстреляны или отправлены в ссылку.

Данным произведением поэт хотел, как бы дать отпор власти на их жестокие действия. Только вот данный отпор был как бы зашифрованным, так, как открыто, дать отпор власти Пушкин просто не имел права, да ему и не дали бы этого сделать.

Анализируя данное произведение можно сделать вывод, что главный герой не чувствует себя обделенным или оскверненным тем, что творится вокруг него, но в тоже время ему неприятно, больно и тяжело смотреть на произвол, который творится в стране.

Именно поэтому он становится избранным, пророком, который может наказывать и карать людей, поступающих подло и несправедливо.

Данное произведение наполнено большим количеством различных эпитетов, и других литературных приемов, которые помогли поэту сделать данное стихотворение ярким, красочным и очень запоминающимся.

Нужно так же заметить, что в данном произведении Пушкин очень часто использует союз “и”, которым старается показать как едино все происходящее вокруг.

В заключении хотелось бы еще добавить, что данное стихотворение очень точно передало чувства и эмоции поэта, его отношение ко всему.

Дело в том, что Александр очень сильно и болезненно переживал всё происходящее с его друзьями, но открыто не мог ничего предпринять, и поэтому ему ни чего не оставалось, кроме как передать все свои чувства на бумагу.

Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина

Стихотворение «Пророк», написанное в 1826г., как  душевный порыв на события связанные с декабристами и в период  трудностей самого поэта, когда он находился в ссылке в Михайловском.

  Стихотворение, безусловно,  является примером философской лирики, созданное в жанре оды, что доказывает использование старославянской высокопарной лексики  и описания момента, данное произведение как нельзя лучше   объясняет истинное назначение поэта и его творчества на этой земле.

За счет использования столь необычной формы написания, а именно, визуального слияния лирического героя и поэта, многие товарищи стали скептически относиться к личности Пушкина, посчитав его слишком высокомерным, ведь он прировнял себе к  тому, кого избрал сам Бог. Но, обратившись к глубокому анализу текста, становится понятно, что Пушкин ничуть не пытается возвысить свою персону, напротив он   указывает истинный путь  каждого из служителей пера.

Четырехстопный ямб без деления на строфы, подчеркивает определенную ритмику стихотворения, а так же наиболее глубоко  передают переживания лирического героя.

Использование библейского сюжета и привлечение в текст конкретного библейского персонажа – серафима, одного из самых верных ангелов Господа, волю которого он исполняет, выбрав странника и наделив его столь  великими дарами, так же обусловлено  спецификой жанра.   Условно стихотворение можно разделить на три части.

В первой части  теста  лирический герой  представлен скитальцем,  он жаждет  духовного наполнения.  Всего лишь в одном предложении создается столь яркий образ.  

Вторая часть описывает  встречу  с посланником небес, а значит,  каждый поэт заведомо избран  свыше. 

Третья часть – преображение лирического героя из простого странника, в глашатая божественной воли.  Но не все так просто, для этого, обычному человеку необходимо пережить ряд трансформаций.

 Для начала у него обостряется слух и зрение, за счет чего он получает возможность узреть этот мир  совершенно под другим углом, уловить то, что не доступно каждому из нас.

После  ангел вырывает язык, который назван эпитетами – празднословный, грешный и лукавый, потому что именно язык человека   лежит у истоков самых страшных грехов, за счет него мы можем врать, льстить, сквернословить, и только лишившись его, появляется возможность говорить  истину.

 Но и этого мало, чтобы стать истинным поэтом, ведь сердце поэта должно гореть желанием творить для людей, трепетать, переживать, любить, проживать каждый миг с теми, кому ты посвящаешь свои стихи.  Именно поэтому в груди странника оказывается горящий огонь. Подобно Данко, с горящим сердцем, поэт несет огонь своей души людям.

По праву данное стихотворение следует считать одним  из лучших образцов поэтического творчества, который так четко объясняет назначение поэта и поэзии.

Вариант №3

Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир.

Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу.

Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье.

Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.

Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии.

Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы».

Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», – определил ей новый смысл.

Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.

Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.

Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.

9, 10 класс, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Гиппиус ИграСтихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке
  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни
  • Анализ стихотворения Блока РоссияОктябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался
  • Анализ стихотворения Некрасова Перед дождемНиколай Алексеевич Некрасов – народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.
  • Анализ стихотворения Есенина Черемуха 3, 5 классПрекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/prorok-9-10-klass

Стихотворение А.С. Пушкина “Пророк”: анализ стиха

Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» «нет прямого оригинала в Библии». Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами.

Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».

Хотя по признанию самого поэта в «Пророке» он перефразировал главу из Иезекииля.

В какой-то момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия «глаголом жечь сердца людей». Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом? На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина «Пророк».

Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь.

Среди людей, сосланных в Сибирь и на Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина.

Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.

Произведение было опубликовано только через 2 года после написания. А до этого оно ходило в списках.

Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.

Первая часть — состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.

Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это ─ духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно.

Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание. Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях.

Затем ангел вырвал язык поэта и вложил «жало мудрыя змеи». Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.

Третья часть начинается голосом Бога:

Читайте также:  Природные ресурсы сша

Стихотворение написано четырех — и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,

В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –

  • сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы);
  • метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы);
  • эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие);
  • славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).

Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое ─ славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.

По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта.

Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся «Пророк» представляет собой творческую программу поэта.

Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok.html

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

«Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры – «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания произведения связана с печальным событием – расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей.

После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость.

Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой.

Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов.

Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая.

Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok.html

Пророк Анализ стихотворения Пушкина | Инфошкола

20 Декабрь 2012       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   9170

В этой статье разберём стихотворение Пушкина «Пророк», каждая фраза которого может вызвать яркий зрительный образ, если только читатель заставит работать своё воображение. Я вам прочитаю начало этого стихотворения. А вы представьте себе, будто бы находитесь не на уроке литературы, а на уроке рисования, и вот вам задание: нарисовать то, о чём услышите:

Духовной жаждою томим,

а пустыне мрачной я влачился …

Каким будет пейзаж на картине? .. До самого горизонта — песчаное безжизненное пространство, и только одно живое существо —кто? (Путник.) Каким мы изобразим его? .. Подберите синонимы к глаголу влачиться. (Брести, плестись, тащиться, еле передвигаться.

) Путника изобразим изнурённым долгой тяжёлой дорогой, измученным от невыносимой жары и недостатка воды. а пустыне мрачной я влачился. Какими красками мы должны писать картину, чтобы передать настроение стиха: яркими, светлыми или другими, тёмными? (Серый песок, серое небо.

)  А теперь прочитаем первые четыре строчки стихотворения Пушкина -Пророк»:

Духовной жаждою томим,

а пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Выражение шестикрылый серафим необходимо пояснить.

Что такое ангел вы, наверное, знаете. Ангелы — это бестелесные духовные существа; на иконах и картинах религиозного содержания они изображаются младенцами с двумя крылышками. Ангелы являются посредниками между Богом и людьми.

Серафимы -это ангелы высшего чина; они изображаются мужчинами с шестью крыльями. Итак, путнику в пустыне является серафим, посланец Бога. Можно полагать, что дальнейшее повествование будет имеет? что-то общее с библейскими рассказами.

И мы не ошибёмся, сделав такое предположение.

Пушкин в стихотворении «Пророк», тема которого соприкасается с библейской тематикой, широко использует слова и грамматические формы старо-            славянского языка, иногда, правда, уже в несколько изменённом виде. Познакомимся с некоторыми из них.   Отверзлись вещие зеницы — как бы мы те-

Начнём с заглавия. Слово пророк пришло в русский язык из старославянского. Назовите однокоренные слова к существительному пророк.. . Пророчить -что значит?  («Предсказывать, предвещать») Пророчество? («Предсказание».

) Пророческий ?  («Предвидящий будущее») Согласно библейским рассказам пророки являлись проповедниками, они возвещали людям волю  Бога.

Но библейские пророки не только предвидели будущее и вещали о нём, они ещё и обличали зло, неправду, несправедливость.

Итак, путнику пустыни явился серафим.

Читаем вторую строфу стихотворения.

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Какими вы видите глаза путника? (Широко открытыми, испуганными, встревоженными; путник зорко и с тревогой всматривается  в окружающую обстановку.

) Почему вы так  решили? (Потому что такими должны быть глаза у орлицы, которую неожиданно что-то напугало.)  Заметьте, как Пушкин говорит о пальцах  серафима: перстами лёгкими как сон.

Вот  это сравнение «как сон» подчёркивает, что перед путником духовное существо, а не земной обыкновенный человек.

Продолжим чтение стихотворения.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон: —

заметьте: в конце фразы стоит двоеточие; это означает, что далее следует перечисление тех жизненных явлений, «шум и звон» которых услышал путник.

и внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Неба содроганье — гром небесный? Но путник, от лица которого идёт повествование, был человеком  той древней эпохи, когда люди думали, что небо представляет собою твёрдый купол и может сотрясаться подобно тому, как при землетрясении сотрясается земля.

Горний ангелов полёт.

Прилагательное  горний помните? («Происходящий в вышине»)

Гад морских подводный ход.

Гадами называют земноводных и пресмыкающихся животных. В данном случае гадами названы диковинные морские животные. Дольней лозы прозябанье. Прозябанье — рост. Лоза — название некоторых кустарников.

Лозы прозябанье — что значит? («Рост лозы») Дольний — от слова «дол» (иначе — «долина») Путник внял прозябанье лозы, которая где-то далеко в долине. Заметьте: серафим передал путнику божественный дар слышать  содроганье неба, полёт ангелов, движение морских гадов, рост лозы.

Путник приобрёл божественный  дар слышать голоса окружающего мира, который обыкновенным людям кажется беззвучным и немым.

Читаем дальше.

и он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Читайте также:  Полезные ископаемые россии

и вырвал грешный мой язык.

А чем был грешен язык? (Он был празднословным и лукавым.) Старославянское прилагательное  празден имело значение пустой, незанятый, лукавый, лживый.

Жало мудрыя  змеи — вместо «мудрой». Кто объяснит форму «мудрыя»? (Прилагательное употреблено со старославянским окончанием.)

В уста замершие мои. Причастие замершие от какого глагола? (Замереть.)

и он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Мы теперь сказали бы рассёк; по-старославянски же — рассек. Во грудь отверстую. Прилагательное отверстый помните? .. Зеницы  отверзлись;  во грудь отверстую (отверстую мечом!).  Прочитаем следующую строчку.

Как труп в пустыне я лежал …

Вот такой дорогой ценой — ценой невыносимых страданий и мук — пришлось заплатить божьему избраннику за приобретённые божественные дары: быть всевидящим и всеслышащим, иметь неспокойное пламенное сердце и язык, не знающий празднословия и лукавства.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Заметим: отшельника пустыни призывает уже сам Бог и называет его при этом пророком, мы знаем, сколько для этого сверхчеловеческих преобразований и мучений пришлось вытерпеть этому человеку. Человеку, который теперь будет пророком, Бог приказывает: Исполнись волею моей. Как вы понимаете эту фразу?

Смотрим строчку выше: Восстань, пророк, и виждь, И внемли. Все ли слова понятны вам в этой фразе? .. Глагол внемли узнали? .. Вспомните: и внял я неба содроганье. Внял – что значит? (Услышал.) Внемли — что значит? (Слушай.)

А кто объяснит глагол виждь?. Образуйте  повелительное наклонение от глагола слушать. (Слушай.) От глагола смотреть? (Смотри.) От глагола видеть? (Нет формы повелительного наклонения.) В старославянском же  языке и глагол видеть (вернее, видети) имел повелительное наклонение. Видети — в повелительном наклонении как виждь.

Мы прочитали стихотворение Пушкина о преображении человека в пророка и увидели, как тяжело далось ему это перевоплощение. Само стихотворение оказалось не простым и потребовало от нас некоторых специальных  знаний, например, в области старославянского языка. Стихотворение не менее сложно и для  понимания его поэтического и идейного содержания. Вернёмся к началу произведения.

Серафим явился будущему пророку на  перепутье. Кто объяснит слово перепутье? (Место, где скрещиваются и расходятся дороги.) Но скажите, разве есть в пустынях дороги?  Только пески, которые ветер перегоняет с места на место. Может ли быть в пустыне перепутье? (Нет, не может.

) Так на каком же «перепутье» явился пустынному отшельнику серафим?  Подсказку на этот вопрос найдём в первой строчке стихотворения:

Духовной жаждою томим …

А теперь скажите, от недостатка ли воды томился путник жаждою? (Он был томим Духовной  жаждою.)  Как видите, Бог избрал в посредники  между собою и людьми человека, который  был томим духовной  жаждою. Но что это такое — «духовная жажда»? И всем ли людям она ведома? Каждому ли дано испытать её? ..

«Духовной жаждою томим» может быть, например, тот, кто видит изъяны в устройстве человеческого общества, глубоко переживает их и ищет пути — вот оно «перепутье»! — ищет пути улучшения жизни  людей. А «мрачная пустыня» — это «пустыня  бытия», бесплодная, никчёмная жизнь.

 Вот в какой «пустыне»  влачил он своё  существование. Вот на каком «перепутье»  явился будущему пророку серафим.

 Теперь вы сможете ответить на вопрос: кого следует видеть в образе пророка? (Поэта) Для читателей, современников Пушкина, здесь не было никакой загадки, так как в  те годы во многих поэтических произведениях слово «пророк» нередко употреблялось  как синоним слова «поэт».

Каким же, по мнению Пушкина, должен  быть поэт, чтобы уподобиться библейскому  пророку?  «Исполнись волею моей», — слышит  пророк-поэт глас  Бога.

Что это значит? Бог является источником, идеалом и олицетворением добра, истины, справедливости, любви. Поэт должен быть по сути своей близок этим божественным идеалам, должен  «исполниться волею Бога».

Поэт должен, «обходя моря и земли», нести людям то божественное, чем исполнен сам.

Источник: https://info-shkola.ru/prorok-analiz-stixotvoreniya-pushkina/

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

На уроке мы знакомились со стихотворением Пушкина Пророк. Оно было написано в Михайловском, когда поэт пребывал в ссылке. Написал Пушкин стих в период, когда многие его друзья поплатились за участие в декабристском восстании.

Некоторые из них были казнены, другие попали в ссылку. Участь самого Пушкина была еще неизвестна. Произошло это в 1826 году.

Сейчас же нам предстоит сделать анализ стихотворения Пророк Пушкина по плану кратко, излагая мысли своими словами.

Стихотворение появилось вопреки всему.

Несмотря на опасность, которая витала над головой поэта, Пушкин осмеливается написать своего Пророка, где возносит миссию поэта на высокий уровень, точнее, на пророческий.

Писатель за основу берет библейский сюжет и с помощью метафор, эпитетов и сравнений раскрывает такую тематику, как поет и поэзия. Пушкин в стихотворении поднимает вопросы о назначении поэта и его роли.

Если обратиться к сюжету работы Пушкина и сделать полный ее анализ, то мы поймем, что автор пытается рассказать нам и показать какими качествами, свойствами должен обладать настоящий поэт, чтобы оправдать это гордое звание.

Сначала мы видим, что герой утомлен духовной жаждой, он влачит свое существование, пребывая в пустыне мрачной. Но вот с небес спустился серафим и помогает пройти путь изменений. Благодаря изменениям герой перерождается из обычного человека в человека, который будет духовно служить и нести пророческую миссию, то есть, будет исполнять роль поэта.

Каким же должен быть поэт? Анализируя лирическое стихотворение, видим серафима, что наделяет поэта особыми чувствами. Они и помогут доносить людям правду, даже если она будет очень страшной. Мы видим, что теперь у поэта зрение испуганной орлицы, слух, что наполнился шумом и звоном, благодаря которому даже горный ангелов полет слышен.

Далее преобразования коснулись языка, что является главным орудием любого поэта и писателя. Вместо лукавого языка, было дано жало мудрой змеи для того, чтобы говорить и доносить важные мысли. А чтобы нести лишь правду, серафим убирает человеческое сердце, заменяя его углем, что пылает огнем, ведь задача пророка ведать даже страшную правду.

Этими строками, Пушкин в Пророке указывает на те перемены, которые придется терпеть всем тем, кто хочет называть себя поэтом. Только так можно творить и создавать шедевры. Но здесь не только нужно преобразиться, здесь нужно еще и иметь цель, что придаст поэзии смысла и это как бога глас, что призывает жечь сердца людей своим словом, описывая правду жизни.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-prorok-pushkina.html

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

«Пророк» как программное стихотворение Пушкина —  поэт и назначение поэзии

В августе 1824 года А.Пушкин прибывает в отцовское имение Михайловское, находясь под сильными впечатлениями юга. В то же время именно в этот период в Михайловском поэт будто впервые «сталкивается» с  реальной жизнью народа – видит её сам, соприкасается с бытом и нравами местных крестьян.

В его творчестве за время этой деревенской ссылки получают более широкое и глубокое развитие мотивы предыдущих лет, воплощенные в новой форме искреннего и выразительного реализма. Именно Михайловскому того времени мы обязаны и новой формулой творчества поэта:

И именно здесь перо Пушкина выводит и новую формулу назначения поэта – она выражена в стихотворении «Пророк», появившемся здесь в 1826 году.

А русский славянофил А.Хомяков называет это произведение

Создание этого программного стихотворения пришлось на сложнейшее историческое время нашей страны, характеризующееся:

  • Событиями восстаниями и поражением декабристов
  • Упадническими настроениями общества
  • «Кризисом» августейшей власти

В такой период для Пушкина как поэта становится актуальным прояснить роль творца в истории, культуре, его назначение и назначение самой поэзии как для высшего блага страны, так и для самого поэта.

Тема стихотворения «Пророк»

В основу произведения поэт выбрал сюжет 6 главы книги пророка Исайи. 13 июля были казнены участники восстания, а уже 24 числа того же месяца появился пушкинский «Пророк»

Поэта в нем Пушкин видит как:

  • Избранника
  • Провидца,
  • Учителя

Задачей творца он определяет:

  • Служение свободе, правде, отчизне
  • Просвещение, открытие истины, мудрости

Средствами достижения таких целей Пушкин называет божественную природу поэзии, божье избранничество самого поэта, поэтому ответственность у творца только перед Богом.

Жанр и средства выразительности — художественная характеристика стихотворения

Легенда, так можно определить жанр этого произведения, поскольку в нем присутствуют:

  • Сюжет
  • Аллегория (поэт – пророк)

В качестве приемов и средств выразительности в  «Пророке»  Пушкин использует:

  • Эпитеты (подчеркивают пафос произведения)

Использование такой лексики, сочетание её с библейским сюжетом, сохранение синтаксиса Священного Писания – «работает» на значительное усиление общей идеи стихотворения.

Для примера – это произведение Пушкина 16 раз начинается союзом «И» — это и есть сохранность синтаксиса Библии, и использование приема анафоры.

К тому же отсутствие деления  произведения на строфы  также является подражанием библейскому синтаксису.

Из истории темы стихотворения

Тематика роли поэзии и назначении поэта в обществе будет развиваться во всем последующем за «Пророком» творчестве Пушкина и воплощаться в традициях античной классики и российского классицизма – Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, М.В.Ломоносов и т.д.

Так, позднее поэт придет к выводам, что:

  • Литературное творчество — самостоятельно и самоценно
  • Искусство, а особенно поэзия – независимо
  • Морализаторство не должно становиться в поэзии основной целью

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok

Исследовательская работа. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Драгунская основная общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области

Исследовательская работа.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

Выполнила:

ученица 9 класса

Стародубцева Анна

руководитель:

учитель русского языка и литературы

Сапронова Надежда Николаевна

2012 год

Оглавление

1.Введение                                                          1 стр.

2.Основная часть          

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»                                                                                                                                                                                                                 2-3 стр.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "золотая осень"

3.Заключение                                                     4 стр.

4.Список использованной литературы      5 стр.

5.Приложение                                                    6-стр.

-1-

 1.Введение  

    Меня зовут Стародубцева Анна, я учусь в 9 классе МБОУ «Драгунская ООШ». В свободное время я люблю читать. Я также пробовала писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов, чтобы учиться у них.

    У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи А.С.Пушкина всегда привлекали моё внимание. В его стихах много гениального, они прекрасно передают настроение поэта. Стихотворения А.С. Пушкина во многом носят философский характер. Стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году, особенно привлекло моё внимание. И я решила провести небольшое исследование.

   Целью моей исследовательской работы является анализ стихотворения «Пророк».Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу  выяснить, как стихотворение «Пророк» раскрывает философские искания Пушкина, как эти искания отразились на мировоззрении поэта.

    Я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, позволит развить навык анализа лирического стихотворения.

-2-

2.Основная часть          

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и поэтов. Но ни у одного поэта «проклятые вопросы», как называет их Ф.М.Достоевский, не стояли так остро, как у А.С.Пушкина, явившегося «Началом всех начал» в русской классической литературе.

      «Пророк» – стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. В нём отразилось сильное духовное потрясение поэта. Стихотворение по жанру близко к духовной оде.

Нужно упомянуть, что стихотворение написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта – декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния – на перепутье веры в возможность демократических перемен.

Тяжёлую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.

   А.С.Пушкин перефразирует 2 и 6-7 стихи главы 6 книги пророка Исайи из Библии : «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, …6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника…»

   В стихотворение «Пророк» рассказано о глубоком изменении, преобразовании, которое переживает лирический герой. В основу лирического произведения положено отражение Исайи, которого называют не только пророком, но и поэтом. В этом стихотворении Пушкин впервые осмысляет свой поэтический гений как дар, полученный от Бога, а,  следовательно, и свою миссию поэта как пророка.

   Использование в тексте церковнославянизмов: «восстань», «виждь», «внемли» и т.д. придаёт «Пророку» характер Завета с Богом, и от этого завета Пушкин уже больше никогда не отступал.

      Духовное преображение в стихотворении описано так:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

-3-

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

  И эта конкретность, подробность описания придаёт духовному преображению весомость факта. Изменяются основные органы чувств, особенно необходимые поэту: зрение, слух, язык и, наконец, сердце («и угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул…»). И только тогда, после такого всеобъемлющего изменения, Господь призывает пророка на служение:

Восстань, пророк,

И виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

   В глубине души поэта происходит незримый и тщательно скрываемый процесс перестройки его нравственного существа и изменения взглядов.

Тема стихотворения – поэт и поэзия – подразумевает проблему: в чём заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт – это человек, наделённый возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишён лжи, а цель определена самим Богом:

                  …Глаголом жги сердца людей.

«…Глаголом жги сердца людей» – это как завет, исполненный поэтом, наверное, поэтому поэзия А.С.Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. У Пушкина поэт выделяется из общей массы. Он выше её. Поэт – избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком.

    Об этом же говорит концентрическая композиция стихотворения. Один круг – от полёта ангелов до «гад морских». Другой – от «неба содроганья» до неслышного прорастания лозы. Третий – преобразование поэта в пророка.

В центре всего – человек; а над всем – «Бога глас», обращённый к человеку и призывающий обращаться к человеку.

Выходит – весь мир, всё, что в нём есть, «горнее и дольнее», и гремящий над ним «Бога глас» – всё это устремлено к человеку, к его сердцу.

   Из этого может следовать только одно: вся непостижимая уму громада мироздания у Пушкина звучит, существует и совершается ради человека.

      Отдавал ли себе Пушкин сознательный отчёт в том, что именно в этом смысл откровения? Слова «Пророка» на этот вопрос не отвечают; отвечает его логика и структура; отвечают другие слова, написанные спустя десять лет:

Вращается весь мир вкруг человека –

Уже ль один недвижим будет он?

-4-

3.Заключение                                                           

Подведу  итоги моей исследовательской работы. Анализ стихотворения «Пророк» показывает, что за необычным повествованием скрываются сокровенные мысли поэта о поэзии и поэте. В нём Александр Сергеевич осознаёт служение поэта как пророка: слышать волю Бога и донести её до людей.

С этого момента он чувствует себя свободным в своём творчестве от социальных и политических обстоятельств, признавая над собой только волю и суд Бога. Для себя я выяснила, что жизненные обстоятельства Пушкина во многом влияли на его творчество.

Стихотворение «Пророк» было написано поэтом во время ссылки в Михайловском. Одиночество, однообразие жизни делали пребывание в Михайловском мучительным для Пушкина. Под влиянием внешних обстоятельств в этот период происходит осмысление всей своей жизни.

Поэт снова размышляет над своим призванием, ощущая ответственность за свой дар перед Богом и людьми.

-5-

4.Список использованной литературы      

1.Пушкин А.С. Стихотворения.Поэмы.Сказки.-М.,1999

2.Непомнящий В. Анализ стихотворения «Пророк». Энциклопедия. М.,1986

3.Францова Н.В., Доронина Т.В. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. М., 2005

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/05/issledovatelskaya-rabota-analiz-stikhotvoreniya-aspushkina

Анализ стихотворения “Пророк”

Что делать, если на уроке литературы Вам задали сделать анализ стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина? Это стихотворение считается одним из самых важных в творчестве русского поэта, и в этой статье мы постараемся  подробно проанализировать его. 

Смысловой уровень стихотворения

Известное стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году после того, как многие из друзей поэта, участвовавшие в восстании декабристов, были сосланы в ссылку и расстреляны. За два года до этого Пушкин, будучи православным человеком, увлекся чтением Корана в переводе М.И.

Веревкина, как и многие его приятели-декабристы. Ко времени написания стихотворения Пушкин уже больше года находился в Михайловской ссылке за вольнодумство, поэтому вопрос о свободе и роли поэта в обществе давно назрел в душе гения.

Заразившись образом свободного человека-пророка, несущего истину простым людям, поэт решил воплотить этот мотив в своем собственном произведении.

Делая анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, обязательно нужно учитывать то, что традиционно оно считается одним из тех произведений поэта, которые раскрывают тему роли поэта в обществе.

Образ поэта символически представлен религиозным пророком, но наполнен он совершенно иным содержанием.

Так, люди, по мнению поэта, не могут видеть то, что видит только поэт, слышать то, что слышит только поэт, говорить и любить так, как это умеет лишь поэт.

Процесс превращения человека в пророка сопровождается мучениями, но поэт видит в этом свое главное предназначение. Это ясно видно из концовки стихотворения, где поэт лежит «как труп в пустыне» до тех пор, пока к нему не является «глас Бога», повелевающего встать и идти.

Таким образом, тема пророчества тесно переплетается с темой мученичества в этом стихотворении. Пушкин описывает поэта, как сосланного правительством человека, который должен отстаивать правду даже тогда, когда все друзья его уничтожены, когда сам он поставлен на колени.

Композиция и художественные средства

Помимо смысловой нагрузки, которую несет в себе стихотворение, делая анализ стихотворения «Пророк», необходимо учесть также структуру произведения, а еще художественные средства, которые помогают раскрыть образ пророка.

Композиционно стихотворение состоит из следующих частей:

  • первая часть описывает состояние человека до момента перерождения;
  • вторая часть описывает встречу с посланником серафимом, который наделяет человека дарами;
  • третья часть включает в себя явление божественного гласа, повелевающего пророку идти и «жечь глаголом сердца людей».

Написано стихотворение четырёхстопным ямбом с многочисленными пиррихиями, что делает произведение намеренно медленным, словно передающим мучения пророка.

Строки с самого начала изобилуют метафорами и эпитетами («духовной жаждою», «горний ангелов полет», «грешный язык»).

Основной лексический костяк стихотворения составляют архаизмы и церковнославянизмы («влачился», «персты», «зеницы», «горний»), что помогает придать строкам торжественную вечность.

Для придания ясности и художественности стихотворение содержит несколько сравнений («как труп в пустыне я лежал», «перстами легкими как сон»). Также в произведении можно услышать множество шипящих и свистящих звуков «ж», «ш», «ц», «с», «з», что помогает передать атмосферу длительного страдания пророка.

Таким образом, стихотворение Пушкина «Пророк» раскрывает центральную идею предназначения поэта в обществе, а композиционные и художественные средства помогают ярче и глубже прочувствовать настроение поэта. 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-stihotvorenija-prorok

Ссылка на основную публикацию