Стихи об осени: ф. фет “ласточки пропали”

Стихи про осень Фета

Грандиозный лирик Афанасий Фет! Лирика сродни музыке, музыка живёт внутри самого человеческого слова. Лирика Фета – гармоничная, чуткая, словно сложена из кубиков чистого горного хрусталя.

«Осенью» Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Осень – излюбленное время года поэтов. Осенью и белый день начинает походить на сумерки; настоящего рассвета, когда солнце поднимается над небосклоном и озаряет землю яркими, золотистыми лучами, как будто бы уже и не бывает. Даже в полдень точно ещё не настоящий день.

«Осень» Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Осень…Мелкий дождик сеет, как сквозь сито, облепляя лицо какой-то мокрой пылью. Туман висит над городом, точно покрывалом, закутывает ближние дома. Так будет и завтра, и через неделю, и никто не ждёт, чтобы погода прояснилась, и выглянуло солнце. Все терпят постоянные потёмки и непреходящую сырость, поджидая первых морозов, когда небо станет яснее, и земля окрепнет.

«Какая холодная осень» Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

В иные дни над городом висит сырая мгла, и воздух кажется тяжелее от промозглых испарений. Туман бывает серый или рыжий, он нависнет над городом так густо, что уже не видно другую сторону улицы. А в те дни, когда нет ни дождя, ни тумана, над собою можно видеть только однообразное серое небо…

«Ласточки пропали» Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь через поле Перекати-поле

Прыгает как мяч.

Но ранняя осень бывает чудо как хороша. В первой или во второй половине сентября деревья радуют нас яркими красками, леса получают необыкновенный, чрезвычайно нарядный вид.

«Задрожали листы, облетая» Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна, Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна… Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Там, где много смешанных древесных пород, где кроме берёзы, ольхи и осины растут дуб, клён, ясень, там картина осеннего леса кажется волшебной.

«Опять осенний блеск денницы» Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем, И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.

И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть, И в ночь краснеет лист кленовый,

Что, жизнь любя, не в силах жить.

«Осенняя роза» Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

«Тополь» Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист разметан под ногами,

Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

«Устало всё кругом: устал и цвет небес» Устало всё кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты, О жизни говоря незримой, но знакомой… О ночь осенняя, как всемогуща ты

Отказом от борьбы и смертною истомой!

…Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы, И только в небе, как зов задушевный,

Сверкают звезд золотые ресницы…

…Зари осенней след в мерцаньи этом есть: Над кровлей, кажется, и садом, Не в силах улететь, и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом…

Источник: http://DetskiyChas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/osen_v_stihah_feta/

Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова “Несжатая полоса”, Ф. Тютчева “Осенний вечер”, А. Фета “Ласточки пропали”

Прежде чем начать анализ, мне кажется, стоит пару слов сказать об общей ситуации русской поэзии 1840 тАУ 1860-х годов.

Расцвет творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Н.А.Некрасов.

В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных веяний. Когда громогласно отвергалось “чистое искусство” во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России.

Анализ стихотворений я буду делать монографический с выводами сопоставительного характера.

Ф.И.Тютчев ВлОсенний вечерВ»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!.

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье тАФ и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

(1830)

В первых строфах автор, казалось бы, только знакомит нас с осенним пейзажем. Но меня как читателя охватывает не только осеннее настроение, но и осеннее состояние, созвучное состоянию автора.

Тютчевское представление осени показано с помощью различных синтаксических средств выражения: это и синтетические эпитеты (Влзловещий блеск и пестрота деревВ»), цветовые (Влбагряных листьевВ»); олицетворения (ВлтомныйВ» шелест листьев).

Особенно сильно отражает состояние природы, используемый Ф.И.Тютчевым, прием аллитерации. Мы будто слышим шелест падающих листьев (ВлБагряных листьев томный, лёгкий шелесттАжВ»). И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о ранней осени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.

Вторые строфы стихотворения переполнены чувством безысходной грусти, искреннего страдания. Такие выводы мы можем сделать благодаря Тютчевсвкому прекрасному описанию природы. Герой в стихотворении словно жалеет о чем-то, нехотя расстается с частичкой осени.

И Влбагряных листьевВ» шелест, и Влтуманная лазурьВ», и Влтаинственная прелестьВ» осени тАУ все это дорого, таинственно для героя стихотворения.

Буквально в этих двух строфах нарастает напряжение, сгущаются краскитАжмы будто чувствуем пронизывающее дыхание ветра (аллитерация: ВлИ, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою..В»).

В третьей строфе автор словно оживляет осень, образно наделяет ее присущими только человеку чертами и свойствами (ВлтАжи на всем та кроткая улыбка увяданьяВ»).

Автор, заостряя внимание на таинственной красоте осеннего вечера, воспринимает осень в конце стихотворения уже как божественное, трогательное, бездонное творение.

В работе Гаспарова М.Л. ВлКомпозиция пейзажа у ТютчеваВ»он отмечает, что на протяжении всего стихотворения поле зрения героя меняется.

Здесь виден переход от суммарной картины к детализации (светлость осенних вечеров тАУ дерева, листья, лазурь, ветер) и то же постепенное нарастание одушевленности тАУ к концовке (умильная прелесть тАУ грустно сиротеющая земля тАУ кроткая улыбка божественной стыдливости страданья). То есть более крупный план сменяется более общим планом.

А.А.Фет ВлЛасточки пропалиВ»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Читайте также:  Время суток для детей

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь тАФ поневоле

Тяжело тАФ хоть плачь!

Смотришь тАФ через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.

(1854)

Прочитав стихотворение, мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии.

Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза ВлЛучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!В». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы.

Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.

Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения ( ВлЛучше б снег да вьюгу.В», ВлВыйдешь – поневоле тяжело – хоть плачьВ»).

Лейтмотив стихотворения А.А. Фета тАУ одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Казалось бы изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово ВлсетьВ» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.

А.Некрасов ВлПоздняя осеньВ»

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна..

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

ВлСкучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет..

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других тАФ и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?.В»

Ветер несет им печальный ответ: тАФ

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге тАФ не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Очи потускли и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

(1854)

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении “Несжатая полоса”. Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.

Н.А.Некрасов наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении.

Добивается он такого ощущения использованием эпитетов (Влгрустную думуВ», Влпечальный ответВ», Влсердце больноеВ», Влзаунывную песнюВ»); и олицетворений (Вллес обнажилсяВ», Влшепчут колосьяВ», Влруки высохли в щепкуВ»).

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.

Пожалуй, начнем сопоставительный анализ со стихотворений Ф.И. Тютчева ВлОсенний вечерВ» и А.А.Фета ВлЛасточки пропалиВ», потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.

Постараемся ответить на вопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.

Не зря в работе Соловьева В.С. ВлО поэзии ТютчеваВ» он отмечает, Влчто преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал – ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истинуВ».

В этом стихотворении, рисующем наступление осени, Ф.И.Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни.

В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева тАФ пробуждать воображение читателя.

Не смотря на какую-то тоску и обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображении своей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество тАФ способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда Влзапах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звукВ».

Пейзажная лирика Фета, в данном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

В осени Фета мы так же слышим отголоски человеческой души. Картины и образы осени, возникающие перед нами при чтении стихотворения, отличаются удивительной яркостью, конкретностью, живописностью.

Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья – вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи.

То, что скрывается в первой части Влмежду строкВ», оставаясь вне Влсветлого поля сознанияВ» читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: ВлВыйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачьВ».

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.

При внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный ритмический рисунок.

Стихотворение Тютчева написано пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!

Как я уже писала, если стихотворение Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.

Такое же настроение возникает и при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.

В отличие от Тютчева, стихи Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью. В стихотворении “Несжатая полоса” есть фразы такого рода.

Осень у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа.

Продолжая сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода Влво внешний мирВ».

Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на ВлвнешнемВ» или ВлвнутреннемВ» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как ВлсреднююВ». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими чувствами и переживаниями.

Вместе с этим смотрят:

“Грусть и святость” (Поэтическое богословие Николая Рубцова)

“Донские рассказы” Михаила Шолохова

“Живопись слова” в японской поэзии

“Записки из подполья” как исток философии экзистенциализма Ф.М. Достоевского

“Симплициссимус” Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания



Источник: http://www.yurii.ru/ref6/referat64752.php

Фет – Ласточки пропали: стих, текст стихотворения Афанасия Фета “Осень” читать полностью – РуСтих

Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу

Читайте также:  Рассказ: николай сладков "под снегом"

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами.

Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г.

Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.

Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.

Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу».

Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти.

Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.

В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь».

Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле.

Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.

Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.

Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».

В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Афанасий Фет — Ласточки пропали на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/afanasij-fet-lastochki-propali/

Ласточки пропали – Стихи для детей

Кролики

В старой корзине на кухонном столике Смирно сидели пушистые кролики. Мама сказала: — Их трогать не нужно.— Только, наверно, им, бедненьким, душно, Маленьким кроликам жарко и тесно. Сколько их там — посмотреть инте�

Далее:”Не ругайтесь! Такое дело!..”

Не ругайтесь! Такое дело! Не торговец я на слова. Запрокинулась и отяжелела Золотая моя голова. Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я ее донести? Брошу все. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. По

Далее:Лисица (Н. Пазюра)

Лисица, рыжая плутовка,В курятник хочет, к нам залесть,Видать в лесу, устала бегать, Решила, курочек поесть. Но петя наш, стоит на страже,И звонким голосом своим,Поднимет всех, собак кусачих,В долгу все  куры, перед ним.И б�

Далее:Юрию Гагарину (Владимир Туркин)

Да, это верно – не забудемНи малой мелочи о нём.Жизнь его изучат людиВсю – год за годом, день за днём. Он вровень встал с грядущим веком.Но скорбь лишь глубже оттого,Что до бессмертья своегоИ он был смертным человеком.

Далее:Луноход (Аркадий Хайт) Далее:Рыбья пляска

От жалоб на судей,   На сильных и на богачей     Лев, вышед из терпенья, Пустился сам свои осматривать владенья. Он и́дет, а Мужик, расклавши огонек,   Наудя рыб, изжарить их сбирался. Бедняжки прыгали от жару кто �

Далее:Детский сад (О. Высотская)

Мы приходим в детский сад, Там игрушки стоят. Паровоз, Пароход  Дожидаются ребят. Там картинки на стене  И цветы на окне. Захочу – Поскачу  На игрушечном коне! В этом доме все для нас – Сказки, песня и рассказ, Шумный пляс, Т

Далее:Раздел

Имея общий дом и общую контору,   Какие-то честны́е торгаши    Наторговали денег гору; Окончили торги и делят барыши.    Но в дележе когда без спору? Заводят шум они за деньги, за товар,—   Как вдруг кричат, что �

Далее:”О муза, друг мой гибкий…”

О муза, друг мой гибкий, Ревнивица моя. Опять под дождик сыпкий Мы вышли на поля. Опять весенним гулом Приветствует нас дол, Младенцем завернула Заря луну в подол. Теперь бы песню ветра И нежное баю За то, что ты о�

Далее:На этой странице…

На этой странице Странные птицы Странно летают! А тут: Странные люди Стоят очень странно, И странные пальмы растут. И странное солнце Блестит над страною И странная светит луна Но мы улыбнёмся И скажем с тобою: Бум

Далее:Мишка (В. Берестов)

Мишка, Мишка, лежебока! Спал он долго и глубоко, Зиму целую проспал, И на елку не попал, И на санках не катался, И снежками не кидался, Все бы мишеньке храпеть. Эх ты, мишенька-медведь!

Далее:Профессор (В.Шульжик)

 Тот, что был профессором И даже доктором наук, Мог сам, насвистывая весело, Отремонтировать каблук. Очки, оставив в толстом томе, И недосочинив статью, Он мог трубу почистить в доме И сделать новую скамью.

Далее:Святая Пасха (Александр Харин)

Звенят, поют колокола!Лучами греет всех весна.Всё небо синее, как море,И верба в белом вся уборе.Весна надела украшения,И в честь Святого Воскресенья.Весь, пеньем птиц наполнен лес,Христос воскрес! Христос воскрес!Тепло�

Далее:Шла на пастбище Корова (Калиш И.)

В понедельник пол-второго,Шла на пастбище Корова.”Му-у” – сказал набычась Бык,-Я к такому не привык.Попрошу Вас потрудиться,Завтра во время явиться.Встаньте рано, с петухами,Не чешите за рогами.Без “му-му” и лишних слов,На р

Далее:Чиж и голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:   Бедняжка в ней и рвался, и метался, А Голубь молодой над ним же издевался.   «Не стыдно ль», говорит: «средь бела дня       Попался!    Не провели бы так меня:    За это я ру

Далее:Осенний клён (Е. Серова)

Клён растопырил ладошки, Моется тёплым дождем. Радуясь новой одёжке, Смотрит, как мимо идём.   Может, не ждал он подарки. Может, и сам удивлён. Как неожиданно ярко Осень раскрасила клён.   Клоунским пёстрым нарядом М

Далее:Лягушки, просящие царя

Лягушкам стало не угодно     Правление народно, И показалось им совсем не благородно    Без службы и на воле жить.     Чтоб горю пособить, То стали у богов Царя они просить. Хоть слушать всякий вздор богам бы и

Далее:Былинки

Константин БальмонтБЫЛИНКИ БЫЛИНКИ КАК Я ПИШУ СТИХИ ЛУЧШЕ ЗЕРНО РОСИНКА ЛЕСНЫЕ КОРАЛЛЫ КАПЛИ СМОЛЫ ГРОЗОВОЙ КОСТЕР БЕРЕЗА СМЕХ РЕБЕНКА АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ БАБОЧКА ЗОЛОТОЙ И СИНИЙ

Далее:

Источник: http://xn--h1aazeq.xn--d1acj3b/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8/%D1%84%D0%B5%D1%82-%D0%B0-%D0%B0/2465-%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8

Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова “Несжатая полоса”, Ф. Тютчева “Осенний вечер”, А. Фета “Ласточки пропали”

Русская поэзия 1840 — 60-х годов

Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова «Несжатая полоса», Ф. Тютчева «Осенний вечер», А. Фета «Ласточки пропали»

Введение

Прежде чем начать анализ, мне кажется, стоит пару слов сказать об общей ситуации русской поэзии 1840 — 1860-х годов.

Расцвет творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Н. А. Некрасов.

В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных веяний. Когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России.

Анализ стихотворений я буду делать монографический с выводами сопоставительного характера.

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Читайте также:  Полезные ископаемые: горючие сланцы

Божественной стыдливостью страданья!

(1830)

В первых строфах автор, казалось бы, только знакомит нас с осенним пейзажем. Но меня как читателя охватывает не только осеннее настроение, но и осеннее состояние, созвучное состоянию автора.

Тютчевское представление осени показано с помощью различных синтаксических средств выражения: это и синтетические эпитеты («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовые («багряных листьев»); олицетворения («томный» шелест листьев).

Особенно сильно отражает состояние природы, используемый Ф. И. Тютчевым, прием аллитерации.

Мы будто слышим шелест падающих листьев («Багряных листьев томный, лёгкий шелест…»).

И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о ранней осени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.

Вторые строфы стихотворения переполнены чувством безысходной грусти, искреннего страдания. Такие выводы мы можем сделать благодаря Тютчевсвкому прекрасному описанию природы. Герой в стихотворении словно жалеет о чем-то, нехотя расстается с частичкой осени.

И «багряных листьев» шелест, и «туманная лазурь», и «таинственная прелесть» осени — все это дорого, таинственно для героя стихотворения.

Буквально в этих двух строфах нарастает напряжение, сгущаются краски… мы будто чувствуем пронизывающее дыхание ветра (аллитерация: «И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою… «).

В третьей строфе автор словно оживляет осень, образно наделяет ее присущими только человеку чертами и свойствами («…и на всем та кроткая улыбка увяданья»).

Автор, заостряя внимание на таинственной красоте осеннего вечера, воспринимает осень в конце стихотворения уже как божественное, трогательное, бездонное творение.

В работе Гаспарова М. Л. «Композиция пейзажа у Тютчева» он отмечает, что на протяжении всего стихотворения поле зрения героя меняется.

Здесь виден переход от суммарной картины к детализации (светлость осенних вечеров — дерева, листья, лазурь, ветер) и то же постепенное нарастание одушевленности — к концовке (умильная прелесть — грустно сиротеющая земля — кроткая улыбка божественной стыдливости страданья). То есть более крупный план сменяется более общим планом.

А.А. Фет «Ласточки пропали»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.

(1854)

Прочитав стихотворение, мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии.

Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы.

Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.

Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения («Лучше б снег да вьюгу. «, «Выйдешь — поневоле тяжело — хоть плачь»).

Лейтмотив стихотворения А. А. Фета — одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Казалось бы изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.

А. Некрасов «Поздняя осень»

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?.. «

Ветер несет им печальный ответ: —

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Очи потускли и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

(1854)

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении «Несжатая полоса». Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом {www.gugn.ru, 19}.

Н.А. Некрасов наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении.

Добивается он такого ощущения использованием эпитетов («грустную думу», «печальный ответ», «сердце больное», «заунывную песню»); и олицетворений («лес обнажился», «шепчут колосья», «руки высохли в щепку»).

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.

Пожалуй, начнем сопоставительный анализ со стихотворений Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» и А. А. Фета «Ласточки пропали», потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.

Постараемся ответить на вопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.

Не зря в работе Соловьева В. С. «О поэзии Тютчева» он отмечает, «что преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал — ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

В этом стихотворении, рисующем наступление осени, Ф. И. Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни.

В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева — пробуждать воображение читателя.

Не смотря на какую-то тоску и обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображении своей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество — способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук».

Пейзажная лирика Фета, в данном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

В осени Фета мы так же слышим отголоски человеческой души. Картины и образы осени, возникающие перед нами при чтении стихотворения, отличаются удивительной яркостью, конкретностью, живописностью.

Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья — вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи.

То, что скрывается в первой части «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: «Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь».

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.

При внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1−2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный ритмический рисунок.

Стихотворение Тютчева написано пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!

Как я уже писала, если стихотворение Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.

Такое же настроение возникает и при чтении стихотворения Н. А. Некрасова.

В отличие от Тютчева, стихи Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью. В стихотворении «Несжатая полоса» есть фразы такого рода.

Осень у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа.

Продолжая сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».

Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими чувствами и переживаниями.

Показать Свернуть

Источник: https://gugn.ru/work/407922/Tema-oseni-v-stixotvoreniyax

Ссылка на основную публикацию