Сочинение: основной конфликт в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”

Конфликт поколений – как основной конфликт в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками. Он оставил потомкам два замечательных вальса и комедию “Горе от ума”.

“Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

…Вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Что за тузы в Москве живут и умирают!…

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ человека, выражающего передовые идеи своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени.

В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм.

Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого —это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов — воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов отдать руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий бросает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! –

раздался военный клич Фамусова. А в ответ — монолог Чацкого “А судьи кто?”. В этом монологе Чацкий клеймит “прошедшего житья подлейшие черты”.

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига — любовная. И. А. Гончаров писал: “Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье”. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому “мильону терзаний”, под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: “Он не в своем уме”.

И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И сам Чацкий, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом о “французике из Бордо”, который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.

Тайна раскрыта, сердце разбито, мучениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! –

Молчалины блаженствуют на свете! –

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет…

Чацкий уезжает.

Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье “Мильон терзаний”: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрягавшийся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.

Сочинения по теме:

  • Фамусовское общество – колосс на глиняных столпах? сочинение
  • Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» – каково оно? сочинение
  • В чем смысл диалогов Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»? сочинение
  • Художественные особенности, которые использовал автор, в комедии «Горе от ума» сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/konflikt-pokoleniy-kak-osnovnoy-konflikt-v-komedii

Основной конфликт в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в истории русской литературы, ведь она отразила протест передовой части русского дворянства против косности, отсталости реакционеров-крепостников, против сословных привилегий. Поэтому главная тема, основной конфликт комедии – в борьбе “века нынешнего”, всего нового, прогрессивного, просвещенческого против “века минувшего”, реакционного, стремящегося к сохранению самодержавно-крепостнического строя.

Как много в комедии защитников крепостной старины: это и Фамусов, и Молчалин, и Скалозуб, и практически вся Москва “фамусовского круга”! А активный представитель передовой дворянской молодежи только один – Чацкий, но ему под силу возмутить спокойствие, обеспокоить, пробудить от безмятежной спячки врагов свободомыслия и просвещения.

Два мировоззрения, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века, столкнулись в комедии, у каждого – свои идеалы, ценности, жизненные нормы.

Чацкий

– энтузиаст, открытый, искренний, эмоциональный молодой человек. Многие его качества ценит даже Фамусов:

…он малый с головой,
И славно пишет, переводит…

Чацкому в свое время стало тесно в Москве, и он уезжает путешествовать, “ума искать”, искать положительные основы жизни. Любовь заставляет его вернуться, но он уверен, что Москва не изменилась: “Что нового покажет мне Москва?” И в этом он прав:

Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Раскрывая перед Софьей яркий мир своих чувств и переживаний, вступая в спор с Фамусовым, Скалозубом и им подобными, Чацкий наталкивается не только на непонимание, но и на открытое противодействие, ненависть к этой струе свежего воздуха.

Да и как иначе, если он чужой в этом мире. Умение разумно мыслить, откровенно высказывать свое мнение, стремление к новым знаниям превращает Чацкого в глазах окружающих в “опасного” и “странного” человека, “карбонария”, сумасшедшего.

Чацкий “не служит, то есть в том он пользы не находит”, но лишь потому, что его глубоко возмущает лицемерие, подлость, низкопоклонство, принятые в современном “высшем свете”. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” Чацкому.

Он не приемлет “страсть к мундиру”, который у большинства служит лишь прикрытием слабодушия, нищеты рассудка. У Фамусова и его сторонников мнение противоположное, их идеал: “и награжденья брать и весело пожить”.

Чины, положения в обществе, богатство для этих людей куда важнее личных достоинств человека.

Чацкий побывал за границей и видел свет, но он остался настоящим патриотом своей родины, искренним ценителем ее самобытности. Его задевает, что среди дворянства до сих пор “господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским”, оскорбляет засилье иностранщины.

Чацкий прекрасно понимает свою отверженность от мира Фамусовых и скалозубов, сознает свою исключительность, ведь тот, кто, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин…”, “в науки вперит ум, алчущий познаний”, “прослывет у них мечтателем, опасным!” И действительно, фамусовская Москва сошлась на мнении, что “ученье – вот чума”, и лучшим выходом для противников просвещения было “забрать все книги бы да сжечь”.

Человеку “века минувшего” “не должно сметь свое суждение иметь”, поэтому во всех своих действиях они руководствуются общественным мнением. Гневно выступает Чацкий против таких “судей”, которые “грабительством богаты”, “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”, обличает нравы, жестокость и произвол крепостников. Независимая, свободная, образованная личность является для него идеалом.

С самого начала понимает Чацкий, насколько сильно он не вписывается в привычную для Фамусовых жизнь, но все же дожидается трагической развязки.

Что же удерживает его среди чужих ему людей? Любовь к Софье – девушке, хоть и имеющей собственное мнение, способной на сильные и живые чувства, готовой на самопожертвование, но выросшей среди глупых, лицемерных людей, на французских романах, имеющей перед глазами живой пример отца.

Она не может полюбить Чацкого, а он все никак не хочет этого понять, ведь “если так: ум с сердцем не в ладу”. Лишь в конце комедии он освобождается от этой любви, от иллюзий, как ни больно ему рвать нежные нити чувств и воспоминаний.

Испытав “мильон терзаний”, Чацкий не изменил и не переубедил фамусовское общество, но он сумел взволновать, обеспокоить их безмятежное, беспечное существование.

Чацкий уезжает, но действие не закончено, поскольку его тень навсегда поселилась между молчалиными, скалозубами, Фамусовыми, она беспокоит их, расшатывает привычные основы самодержавно-крепостнического мира.

Чацкий – человек нового века, обличитель лжи “века минувшего” и один из первых вестников больших перемен новой свободной жизни.

(No Ratings Yet)
Loading…

Основной конфликт в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Источник: http://home-task.com/osnovnoj-konflikt-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Основной конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в истории русской литературы, ведь она отразила протест передовой части русского дворянства против косности, отсталости реакционеров-крепостников, против сословных привилегий. Поэтому главная тема, основной конфликт комедии – в борьбе “века нынешнего”, всего нового, прогрессивного, просвещенческого против “века минувшего”, реакционного, стремящегося к сохранению самодержавно-крепостнического строя.

Как много в комедии защитников крепостной старины: это и Фамусов, и Молчалин, и Скалозуб, и практически вся Москва “фамусовского круга”! А активный представитель передовой дворянской молодежи только один – Чацкий, но ему под силу возмутить спокойствие, обеспокоить, пробудить от безмятежной спячки врагов свободомыслия и просвещения.

Два мировоззрения, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века, столкнулись в комедии, у каждого – свои идеалы, ценности, жизненные нормы.

Чацкий – энтузиаст, открытый, искренний, эмоциональный молодой человек. Многие его качества ценит даже Фамусов:

…он малый с головой,И славно пишет, переводит…

Чацкому в свое время стало тесно в Москве, и он уезжает путешествовать, “ума искать”, искать положительные основы жизни. Любовь заставляет его вернуться, но он уверен, что Москва не изменилась: “Что нового покажет мне Москва?” И в этом он прав:

Дома новы, но предрассудки стары.Порадуйтесь, не истребятНи годы их, ни моды, ни пожары.

Раскрывая перед Софьей яркий мир своих чувств и переживаний, вступая в спор с Фамусовым, Скалозубом и им подобными, Чацкий наталкивается не только на непонимание, но и на открытое противодействие, ненависть к этой струе свежего воздуха.

Да и как иначе, если он чужой в этом мире. Умение разумно мыслить, откровенно высказывать свое мнение, стремление к новым знаниям превращает Чацкого в глазах окружающих в “опасного” и “странного” человека, “карбонария”, сумасшедшего.

Чацкий “не служит, то есть в том он пользы не находит”, но лишь потому, что его глубоко возмущает лицемерие, подлость, низкопоклонство, принятые в современном “высшем свете”. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” Чацкому.

Он не приемлет “страсть к мундиру”, который у большинства служит лишь прикрытием слабодушия, нищеты рассудка. У Фамусова и его сторонников мнение противоположное, их идеал: “и награжденья брать и весело пожить”.

Чины, положения в обществе, богатство для этих людей куда важнее личных достоинств человека.

Чацкий побывал за границей и видел свет, но он остался настоящим патриотом своей родины, искренним ценителем ее самобытности. Его задевает, что среди дворянства до сих пор “господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским”, оскорбляет засилье иностранщины.

Читайте также:  Рассказ "зима" к. д. ушинский

Чацкий прекрасно понимает свою отверженность от мира Фамусовых и скалозубов, сознает свою исключительность, ведь тот, кто, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин…

“, “в науки вперит ум, алчущий познаний”, “прослывет у них мечтателем, опасным!” И действительно, фамусовская Москва сошлась на мнении, что “ученье – вот чума”, и лучшим выходом для противников просвещения было “забрать все книги бы да сжечь”.

Человеку “века минувшего” “не должно сметь свое суждение иметь”, поэтому во всех своих действиях они руководствуются общественным мнением. Гневно выступает Чацкий против таких “судей”, которые “грабительством богаты”, “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”, обличает нравы, жестокость и произвол крепостников. Независимая, свободная, образованная личность является для него идеалом.

С самого начала понимает Чацкий, насколько сильно он не вписывается в привычную для Фамусовых жизнь, но все же дожидается трагической развязки.

Что же удерживает его среди чужих ему людей? Любовь к Софье – девушке, хоть и имеющей собственное мнение, способной на сильные и живые чувства, готовой на самопожертвование, но выросшей среди глупых, лицемерных людей, на французских романах, имеющей перед глазами живой пример отца.

Она не может полюбить Чацкого, а он все никак не хочет этого понять, ведь “если так: ум с сердцем не в ладу”. Лишь в конце комедии он освобождается от этой любви, от иллюзий, как ни больно ему рвать нежные нити чувств и воспоминаний.

Испытав “мильон терзаний”, Чацкий не изменил и не переубедил фамусовское общество, но он сумел взволновать, обеспокоить их безмятежное, беспечное существование.

Чацкий уезжает, но действие не закончено, поскольку его тень навсегда поселилась между молчалиными, скалозубами, Фамусовыми, она беспокоит их, расшатывает привычные основы самодержавно-крепостнического мира.

Чацкий – человек нового века, обличитель лжи “века минувшего” и один из первых вестников больших перемен новой свободной жизни.

Источник: http://www.sochuroki.com/osnovnoj-konflikt-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Основной конфликт в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Основной конфликт. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворян­ством.

Первые стремились во всём сохранить самодержавно-крепостнический строй и барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противо­поставляли ему «век нынешний».

Столкновение «века минувше­го» и «века нынешнего», гневный протест представителя молодо­го, прогрессивного поколения в лице Чацкого против всего отжи­вающего составляет главную тему «Горя от ума».

В первых сценах комедии Чацкий — мечтатель, которому до­рога его мечта — мысль о возможности изменить эгоистическое, порочное общество. И он приходит к нему, к этому обществу, с горячим словом убеждения. Он охотно вступает в спор с Фаму­совым, Скалозубом, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний. Портреты, которые он рисует в первых моноло- .

гах, даже забавны. Характеристику метки, точны.

Тут и «старин­ный, верный член «Английского клуба» Фамусов, и дядюшка Со­фьи, который уж «отпрыгал свой век», и «тот черномазенький», который всюду «тут как тут, в столовых и в гостиных», и толстый помещик-театрал с его тощими крепостными артистами, и «чахо­точный» родственник Софьи — «книгам враг», требующий с кри­ком «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», и учитель Чацкого и Софьи, «все признаки ученья» которого составляют колпак, халат и указательный перст, и «Гильоне, француз, подби­тый ветерком». И только потом, оболганный, оскорблённый этим обществом, он убеждается в безнадёжности своей проповеди, ос­вобождается от своих иллюзий: «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена».

Столкновение Чацкого и Фамусова строится на противопос­тавлении их отношения к службе, к вольности, к властям, к «веку минувшему» и «веку нынешнему», к иностранцам, к просвеще­нию и т. д.

С достоинством барина, тоном превосходства сообщает Фаму­сов о своей службе:

«А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»

На службе он окружает себя родственниками: свой человек не под­ведёт да и «как не порадеть родному человечку». Служба для него — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопоклонство перед вышестоящими.

Недаром иде­алом Фамусова является Максим Петрович, который выслужива­ясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Зато был «обласкан при дворе», «пред всеми знал почёт». И Фамусов убеж­дает Чацкого учиться на примере Максима Петровича житейской мудрости.

Откровения Фамусова возмущают Чацкого, и он про­износит монолог, насыщенный ненавистью к «раболепству», шу­товству. Слушая крамольные речи Чацкого, Фамусов всё более распаляется.

Он уже готов принять строжайшие меры против та­ких инакомыслящих, как Чацкий, считает, что им нужно запре­тить въезд в столицу, что их нужно отдать под суд. Рядом с Фа­мусовым полковник, такой же враг просвещенья и наук. Он спе­шит обрадовать гостей тем,

«Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий».

Для всех присутствующих «ученье — вот чума», мечта их — «заб­рать все книги бы да сжечь». Идеал фамусовского общества — «И награжденья брать и весело пожить». Каждый знает, как луч­ше и быстрее добиться чинов. Скалозубу известны многие кана­лы. Молчалин получил от отца целую науку «угождать всем лю­дям без изъятья».

Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские ин­тересы. Человека здесь ценят по происхождению, по богатству: «У нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь».

Гостей Фамусова объединяет защита самодержавно-крепостни- ческого строя, ненависть ко всему прогрессивному.

Пламенный мечтатель, с разумной мыслью и благородными порывами, Чацкий противопоставлен сплочённому и многолико­му миру Фамусовых, скалозубов с их мелкими целями и низмен­ными стремлениями. Он чужой в этом мире.

«Ум» Чацкого ста­вит его в глазах Фамусовых вне их круга, вне привычных для них норм общественного поведения. Лучшие человеческие Свойства и склонности героев делают его в представлении окружающих «странным человеком», «карбонарием», «чудаком», «безумным». Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно.

В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противополож­ность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

С негодованием говорит он о крепостниках, о крепостном праве. В центральном монологе «А судьи кто?» он гневно выступает про­тив милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». Для него идеал — независимая, свободная личность.

С негодованием говорит он о бесчеловечных помещиках-кре- постниках, «негодяях знатных», один из которых своих верных слуг «вдруг выменял на три борзых собаки!»; другой согнал на «крепо­стной балет на многих фурах от матерей, отцов отторженных де­тей», а потом они были распроданы поодиночке. И таких не еди­ницы!

Чацкий тоже служил, он «славно» пишет и переводит, успел по­бывать на военной службе, видел свет, имеет связи с министрами. Но он разрывает все связи, уходит со службы потому, что хочет слу­жить родине, а не начальству.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Не его вина, что он, будучи человеком актив­ным, в условиях сложившегося политического и общественного быта обречён на бездействие и предпочитает «рыскать по свету».

Пребывание за границей расширило кругозор Чацкого, но не сделало его поклонником всего иностранного, в отличие от еди­номышленников Фамусова. Чацкого возмущает отсутствие патри­отизма среди этих людей.

Его достоинство русского человека ос­корблено тем, что среди дворянства «господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским». До боли любя свою ро­дину, он желал бы оградить общество от тоски по стороне чужой, от «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу.

По его мыс­ли, дворянство должно стоять ближе к народу и говорить по-рус­ски, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

А как уродливо светское воспитание и образование! Для чего «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою по­дешевле»? Умный, образованный Чацкий стоит за подлинное про­свещение, хотя прекрасно сознаёт, как это трудно в условиях са- модержавно-крепостнического строя.

Ведь тот, кто, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин…», «в науки вперит ум, алчущий по­знаний…», «прослывёт у них мечтателем, опасным!» И такие люди в России есть. Блестящая речь Чацкого — свидетельство его неза­урядного ума.

Даже Фамусов отмечает это: «он малый с головой», «говорит, как пишет».

Что же удерживает Чацкого в чуждом по духу обществе? Толь­ко любовь к Софье. Это чувство оправдывает и делает понятным его пребывание в доме Фамусова. Ум и благородство Чацкого, чув­ство гражданского долга, негодование человеческого достоинства вступают в острый конфликт с его «сердцем», с его любовью к Софье.

Общественно-политическая и личная драма развёртыва­ется в комедии параллельно. Они нераздельно слиты. Софья цели­ком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чац­кого, который всем складом ума и души противостоит этому миру. Любовный конфликт Чацкого с Софьей разрастается до масштабов поднятого им бунта.

Как только выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и всё прошедшее обратила в смех, он покидает её дом, это общество.

Чацкий в последнем монологе не только обви­няет Фамусова, но и сам духовно освобождается, мужественно по­беждая свою страстную и нежную влюблённость и разрывая пос­ледние нити, связывавшие его с фамусовским миром.

У Чацкого ещё мало идейных последователей. Его протест, конечно, не находит отклика в среде «старух зловещих, стариков.

Дряхлеющих над выдумками, вздором».

Таким людям, как Чацкий, пребывание в фамусовском обще­стве доставляет только «мильон терзаний», «горе от ума».

Но новое, прогрессивное неодолимо. Несмотря на сильное со­противление умирающего старого, остановить движение вперёд невозможно.

Взгляды Чацкого наносят страшный удар своими обличения­ми Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существо­вание фамусовского общества кончилось. Его философию жизни осудили, против неё восстали.

Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвеще­ния, передовых идей. Борьба против Фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.

Декабрис­ты и выразитель их идей Чацкий были представителями первого раннего этапа русского освободительного движения.

Источник: https://prepodka.net/osnovnoj-konflikt-v-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova/

3. Характер основного конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума”.:

        Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей сво-

его времени.  Он получил блестящее образование, знал несколько восточ-

ных языков,  был тонкий политик и дипломат.  Грибоедов погиб в 34 года

мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два за-

мечательных вальса и комедию “Горе от ума”.

        “Горе от ума” – социально- политическая комедия. Грибоедов дал

в  ней  правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812

года.  В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства  от

косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить раз-

витие конфликта между двумя общественно-политическими  лагерями:  кре-

постников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

        Фамусовское общество традиционно.  Жизненные устои его таковы,

что “учиться надо,  на старших глядя”,  уничтожать вольнодумные мысли,

служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть

богатым.  Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фа-

мусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

                … Вот пример:

                Покойник был почтенный камергер,

                С ключом и сыну ключ умел доставить;

                Богат, и на богатой был женат;

                Переженил детей, внучат;

                Скончался, все о нем прискорбно поминают:

                Кузьма Петрович! Мир ему!-

                Что за тузы в Москве живут и умирают!…

        Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся

в жизнь,  несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель пере-

Читайте также:  И. а. бунин "помню долгий зимний вечер": анализ стихотворения

довых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего

времени.  В монологах Чацкого прослеживается целая политическая  прог-

рамма.  Он  разоблачает крепостничество и его порождения:  бесчеловеч-

ность,  лицемерие,  тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает

беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

        Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба.  В начале комедии она

проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов – воспитатель Чацкого.

В  начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому,  он даже готов усту-

пить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

                Сказал бы я, во-первых: не блажи,

                Именьем, брат, не управляй оплошно,

                А, главное, поди-тка послужи.

                На что Чацкий бросает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

        Но постепенно начинает завязываться другая  борьба,  важная  и

серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу пер-

чатку.

                Смотрели бы, как делали отцы,

                Учились бы, на старших глядя!-

раздался военный клич Фамусова.  А в ответ – монолог Чацкого “А  судьи

кто?”. В этом монологе Чацкий клеймит “прошедшего житья подлейшие чер-

ты”.

        Каждое новое лицо,  появляющееся в процессе  развития  сюжета,

становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные пер-

сонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.

        Сплетни растут, как “снежный ком”. В столкновении с этим миром

показана социальная интрига пьесы.

        Но в комедии есть и еще один конфликт,  еще одна интрига – лю-

бовная.  И.А.  Гончаров писал :  “Всякий шаг Чацкого, почти всякое его

слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье “.  Именно не-

понятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом,  поводом к раздра-

жению, к тому “мильону терзаний”, под влиянием которых он только и мог

сыграть указанную ему Грибоедовым роль.  Чацкий мучается,  не понимая,

кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становит-

ся по отношению к гостям Фамусова раздражительным,  невыносимым,  кол-

ким.  Софья,  раздраженная репликами Чацкого,  оскорбляющего не только

гостей,  но и ее возлюбленного,  в разговоре с г-ном Н упоминает о су-

масшествии Чацкого: “Он не в своем уме”. И слух о сумасшествии Чацкого

несется по залам,  распространяется среди гостей, приобретая фантасти-

ческие,  гротескные формы.  И он сам, еще ничего не зная, подтверждает

этот слух жарким монологом “Французик из Бордо”, который он произносит

в  пустом зале.  В четвертом действии комедии наступает развязка обоих

конфликтов:  Чацкий узнает,  кто избранник Софьи.  Это Молчалин. Тайна

раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.

                Ах! Как игру судьбы постичь?

                Людей с душой гонительница, бич!-

                Молчалины блаженствуют на свете!-

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида

жжет. Он порывает с Софьей:

                Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовс-

кому обществу:

                Из огня тот выйдет невредим,

                Кто с вами день пробыть успеет,

                Подышит воздухом одним,

                И в нем рассудок уцелеет…

        Чацкий уезжает. Но кто он – победитель или побежденный? Наибо-

лее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье “Мильон терзаний”:

“Чацкий сломлен количеством старой силы,  нанеся  ей  в  свою  очередь

смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, зап-

рятавшийся в пословицу:  “Один в поле не воин”. Нет воин, если он Чац-

кий,  и притом победитель,  но передовой воин,  застрельщик и – всегда

жертва”.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/3_kharakter_osnovnogo_konflikta_v_komedii_griboedova_quot_gore_ot_uma_quot/25-1-0-2917

Горе от ума, Особенности конфликта комедии «Горе от ума»( А.С Грибоедов)

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Горе от ума, Особенности конфликта комедии «Горе от ума»( А.С Грибоедов)!!! =>>>

В пьесе «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта.

«Горе от ума» — комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом).

Пьеса начинается с завязки любовного конфликта — Чацкий приезжает в Москву к любимой девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в общественный. Выясняя, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается с фамусовским обществом. В комедии образ Чацкого представляет новый тип личности начала XIX века.

Чацкий противопоставлен всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть глаза Фамусову и всем остальным на то, как они живут и чем они живут. Общественный конфликт «Горя от ума» неразрешим.

Старое барское общество не слушает свободолюбивого, умного Чацкого, оно его не понимает и объявляет сумасшедшим.

Общественный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с еще одним конфликтом — между «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий — это тип нового человека, он является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему».

Старое не хочет сдавать позиции и уходить в историческое прошлое, тогда как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового — один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза».

Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.

Среди героев грибоедовской пьесы, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них есть свой житейский ум, то есть представление о — жизни. Каждый из персонажей «Горя от ума» знает, что ему надо от жизни и к чему он должен стремиться.

Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повод быть осуждаемым могущественными светскими львицами, такими, как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна. Поэтому Фамусов так обеспокоен поисками достойного мужа для своей дочери.

Цель жизни Молчалина — это тихо, пусть даже медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти («и награжденья брать, и весело пожить»).

Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.

Софья, как одна из представительниц фамусовского общества, начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном любимом, за которого она и выйдет замуж и сделает из него «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Именно Молчалин, а не Чацкий подходит под ее мерки будущего мужа.

Итак, Грибоедов в своей комедии не только показывает, как безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него важно также подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы.

Если мы обратимся к заключительному действию комедии, то увидим, что каждый из героев оказывается несчастным в конце. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья — все остаются со своим собственным горем.

А несчастны они из-за своих неправильных представлений о жизни, неправильного понимания жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света.

И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь! «Ах! Боже мой! что станет Говорить княгиня Марья Алексевна», — восклицает он, считая себя несчастнейшим из всех людей.

Молчалин не менее несчастлив. Все его старания пропали даром: Софья уже ничем больше ему не поможет, а может быть, что еще хуже, нажалуется папеньке.

И у Софьи свое горе; ее предал любимый человек. Она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным из всех оказывается Чацкий, пылкий, вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закоснелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его.

Чацкий, веривший только в свой ум, в то, что умная девушка не может предпочесть дурака умному, так сильно разочаровывается в конце. Ведь все, во что он верил — в свой ум и передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него навсегда.

Кроме того, именно из-за его свободолюбивых мнений фамусовское общество отвергает его и объявляет сумасшедшим.

Таким образом, Грибоедов доказывает, что причина трагедии Чацкого и несчастий остальных героев комедии — в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. «Ум с сердцем не в ладу» — вот основной конфликт «Горя от ума». Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни истинные и возможно ли счастье вообще.

Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на эти вопросы. Чацкий глубоко симпатичен Грибоедову. Он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Но и его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью.

Может быть, Грибоедов предвидел трагедию декабристов, веривших в свою идеалистическую теорию, оторванную от жизни.

Таким образом, в «Горе от ума» несколько конфликтов: любовный, общественный, конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», но основным, на мой взгляд, является конфликт идеалистических представлений о жизни и реальной жизни. Грибоедов был первым писателем, поднявшим данную проблему, к которой в дальнейшем будут обращаться многие писатели XIX. века: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Сочинение опубликовано: 06.03.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Горе от ума, Особенности конфликта комедии «Горе от ума»( А.С Грибоедов)

Источник: http://www.getsoch.net/gore-ot-uma-osobennosti-konflikta-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedov/

Основной конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова » Сочинение на EraInfo.ru

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь.

Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий.

В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды.

Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Читайте также:  Вулканы и гейзеры исландии

Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами.

С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно.

Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума».

Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам.

В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи.

Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества.

Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве.

Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим».

Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его.

Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Источник: http://erainfo.ru/osnovnoj-konflikt-komedii-gore-ot-uma-griboedova/

Основной конфликт в комедии Горе от ума — Сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Помыкает Паскевич, Клевещет опальный Ермолов… Что ж осталось ему? Честолюбие, холод и злость… От чиновных старух, От язвительных светских уколов Он в кибитке катит, Опершись подбородком о трость. Д.

Кедрин Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность, написав комедию “Горе от ума”. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века.

Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных.

Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом.

Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего;ми “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным.

В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек. Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой.

Балы, обеды, ужины, крестины… Тот сватался — успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Женщин, в основном, занимали наряды. Они любят все иностранное, французское.

У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”.

Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает: Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста.

У него одна цель — “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”.

Сам же московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах.

Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”.

Вот это и есть идеал фамусовского общества. Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”.

С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня.

Сколько ненависти в словах Фамусова: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение.

Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. “Охота странствовать напала на него… ” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего.

Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность.

У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам. После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением.

Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития. И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями.

Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавист ный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал…

от матерей, отцов отторженных детей” и. разорившись, распродал всех поодиночке. Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! Вот наши строгие ценители и судьи!

Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоре-нья Крыма”.

Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде.

В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку. Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу.

В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни.

Он защищает право служить просвещению и науке: Теперь пускай из нас один Из молодых людей, найдется враг исканий, — Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем!

Опасным!!! К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Ту-гоуховской — “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка. — Конечно же, Чацкий наживает себе врагов.

Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне?. Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов.

Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают ату новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным. А. С.

Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться.

Но Чацкий молод.

Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность.

Другое дело, что за время, котрое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен.

Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.

В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот — социальный.

Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции.

Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!

”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны: Безумным вы меня прославили все хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы.

Отношения фа-мусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего.

Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия.

В этом смысле А. С.Грибоедов создал комедию на все времена.

Источник: http://sochbox.com/osnovnoj-konflikt-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie-po-proizvedeniyu-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию