И. а. бунин “помню долгий зимний вечер”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер … » | Инфошкола

Аннотация. Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … » обращён к эмоциональным, зрительным и слуховым ассоциациям младших школьников, включает работу со словом, художественными образами, созданными на его основе, предусматривает развитие творческого мышления и навыков выразительного чтения.

Стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер … », пронизанное особой теплотой дорогого сердцу автора воспоминания, по-бунински живописно и сдержанно-эмоционально. Оно легко воспринимается младшими подростками, дополняется их воображением и собственными воспоминаниями о детстве. Их детство ещё не кончилось, но ранняя его пора позади и видится пятиклассникам хоть и сквозь

дымку взросления, но достаточно ярко. Всё это превращает анализ стихотворения в тёплый и добрый разговор …

Предварим его небольшим вступительным словом об авторе.

Иван Алексеевич Бунин происходил из древнего дворянского рода, из которого вышли известные ПОЭТbI и учёНblе. Среди них поэтесса Анна Бунина, которую Анна Ахматова называла своей прабабкой, поэт Василий Андреевич Жуковский, учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-

Шанский — географ, ботаник, государственный и общественный деятель.

Когда-то это был богатый и процветающий род, но к моменту рождения будущего поэта и писателя он оскудел, разорился, однако всё ещё хранил традиции семейного воспитания и дворянской культуры.

И хотя жили Бунины в ветхом доме старинной усадьбы, где от каждого дождика протекала крыша, а зимой домик заметало снегом, в сердце поэта остались самые тёплые воспоминания об этом доме, где он любил слушать чтение матери и её рассказы, мечтать, глядя в окна на синеющие сумерки, рассматривать старенькие обои на стенах, которые в золотистом свете заходящего солнца превращались в волшебные картины …

Поэт вспоминает в стихотворении «Детская»:

От пихт и елей в горнице темней, Скучней, старинней. Древнее есть что-то В уборе их. И вечером красней Сквозь них зари морозной позолота. Узорно-лёгкой, мягкой бахромой Лежит их тень на рдеющих обоях —

И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях! Сидишь и смотришь в окна из угла И думаешь о жизни старосветской … Увы! Ведь эта горница была

Когда- то нашей детской!

Зимой сумерки наступали быстро и тянулись долго, часто под завывание вьюги. Об одном из таких вечеров и рассказывает Бунин в
стихотворении «Помню — долгий зимний вечер … »:

Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льётся свет лампады, Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и весёлым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной.

Вспомни, как шумят берёзы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал. Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грёз — Шёпот зреющих колосьев

И невнятный шум берёз …

Стихотворение начинается со слова «помню». На что настраивает нас это первое слово?
Что должно последовать за ним? (Мы понимаем, что далее последует воспоминание.)

В каком времени употреблён глагол? (В настоящем.) И что же помогает нам почувствовать настоящее время? Как вы думаете,
почему поэт использует глагол именно настоящего времени? Это даёт нам понять, что воспоминание поэта живое, яркое, что оно переживается и ощущается так, будто всё происходит сейчас.

Давайте внимательно прочитаем стихотворение, попробуем понять, что же так бережёт память поэта, почему это воспоминание
остаётся живым и тёплым.

После чтения стихотворения дети делятся своими впечатлениями, мыслями и приходят к выводу, что воспоминание такое яркое, потому
что оно связано с мамой, которая в долгие зимние вечера успокаивала, убаюкивала маленького сына.

Какие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Ребята словесно рисуют полутёмную комнату, освещённую лишь светом лампады. Здесь нужно пояснить, что такое лампада, потому что пятиклассники думают, что это обычный светильник, что, естественно, обедняет восприятие стихотворения.

Когда они узнают, что лампада — это светильник, зажигаемый перед иконой (Спасителя, Божьей Матери или святого), а не для освещения, комната, описываемая
в стихотворении,приобретает особенное значение не только для поэта, но и для них, читателей: становится уютнее, роднее, потому что покой её обитателей хранит намоленная, может быть, не одним поколением родовая икона…

В комнате мать и сын, беспокойно ворочающийся в своей кроватке. Мерцает, теплится лампадка, от неё мелкими бликами струится тусклый свет, отражающийся на потолке. Ветер за окном такой, что колышет занавески на окнах и заставляет трепетать огонёк лампадки.

От этого образ на иконе словно оживает, и кажется, что Божья Матерь тоже наклоняется над встревоженным ребёнком …

Что же может беспокоить мальчика, как вы думаете?

Наверно, его тревожит вой ветра в трубе, шум вьюги за окном — он не может заснуть …

Каким же представляется вам этот зимний вечер? Опишите его.

Именно этот вечер пугает: вьюга заметает дом, швыряет в окна комья снега, стучит ставнями; пробегает по крыше, шевеля старую черепицу. Кажется, что дом словно маленький островок среди бурана, даже огонёк в его окнах порой не виден за плотной пеленой снега.

Что помогает нам почувствовать эпитет «долгий»?

Он передаёт томительное ожидание людей. Вечер кажется бесконечным: так долго бушует непогода, так долго не стихает ветер и не кончается вьюга … И так хочется тишины и покоя …

Какое настроение создаёт этот вечер? Что усиливает это настроение?

Долгая вьюга, злой ветер вызывают тоску, уныние, тревогу, чувство одиночества, оставленности, даже какой-то бесприютности. Особенно сильно это чувствует ребёнок. И усиливает страх шум за окном. Какие звуки могут доноситься в дом с улицы?

Это может быть дребезжание стёкол, царапание веток по ним, вой ветра, лай собаки, которую тоже беспокоит буря, звуки чего-то упавшего и, может быть, даже вой голодного волка …

Найдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю. (Буря плачет у окна)

Какое чувство вызывает глагол «плачет»? (Тоску, уныние.)

Какой художественный приём использует здесь поэт? (Олицетворение, которое одушевляет бурю, делает её живым существом.)

Представь те, что рождают эти звуки в воображении ребёнка, в его душе. Наверно, ему представляются чудовища, которые окружают дом, может быть, заглядывают в окна, протягивают страшные лапы — и мальчику страшно …

Как пытается успокоить его мама? Перечитаем её слова, обращённые к сыну:

«Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и весёлым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной. Вспомни, как шумят берёзы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!»

Каким чувством наполнены слова матери? Что важно передать в чтении?

Пятиклассники понимают, что в чтении надо передать нежность, любовь матери к ребёнку. Мама помогает сыну вспомнить о светлом летнем дне с шёпотом леса, весёлым шумом берёз и золотыми волнами колышущейся под ветром ржи.

Почему эти слова мама шепчет, а не говорит?

Она старается успокоить, убаюкать ребёнка, и шёпот помогает ей в этом. Ещё раз прочитаем эти строки, чтобы передать материнские чувства. Ребята читают очень хорошо и с удовольствием. Выслушаем несколько человек, оценим их чтение, а потом попросим найти в речи
мамы ключевые слова-антонимы. (Позабудь-вспомни.)

О чём должен позабыть мальчик? А о чём — вспомнить? Зачем?

Мама просит, чтобы сын забыл о зиме, о вое вьюги, о долгом зимнем вечере и даже о маме, а вспомнил лето, «тихий шёпот леса», «золотые волны ржи». Картины лета напомнят о том, что зима и непогода не вечны, что на смену им обязательно придут весна и лето с яркими красками и тёплым солнышком. Забыть зиму и вспомнить лето надо для того, чтобы успокоиться и заснуть.

Как противопоставлены в стихотворении зима и лето, вечер и день?

Найдите противоположные, контрастные друг другу образы. (Плач бури и «тихий шёпот леса», «полумрак», «тусклый свет» и пронизанные солнцем «золотые волны ржи», «долгий зимний вечер» и «полдневный летний зной»)

Как действуют на мальчика слова матери?

Объясните выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Ребёнок успокаивается, вспоминает лето, потихоньку засыпает и слышит во сне с «шёпот зреющих колосьев и не внятный шум берёз».

Именно так можно объяснить выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери? Обоснуйте.

Наверное, нет, потому что в стихотворении говорится:

и знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

Видимо, тихие, ласковые мамины слова действовали безотказно не один раз, потому что к мальчику неизменно приходил «тихий
сон», С которым сливалось «убаюкиванье рёз» …

Теперь предложим учащимся посмотреть видеоролик, сделанный на основе стихотворения и произведений русской живописи (полотен И.шишкина, Ю.Клевера, В.Воробьёва, К.Крыжицкого, Е.Волкова и других художников) и сопровождающийся художественным чтением.

Дети смотрят его с удовольствием и на вопрос, понравился ли, отвечают радостно-утвердительно. Помогает ли он нам увидеть и услышать стихотворение?

Читайте также:  Народные приметы лета

— Мы будто сами оказываемся в бунинском доме в тревожный зимний вечери одновременно на просторе в летний день, когда много солнца и света, зелени и цветов … А теперь представим себе, что может сниться мальчику, «обвеянному мечтами». Что шепчут ему колосья? О чём шумят берёзы?

Опишите сон мальчика.

Ветер колышет спелые колосья, они шепчутся между собой, вспоминая недавний тёплый дождь. Колосья гордятся задержавшимися на них дождевыми капельками: они как алмазные ордена. Вот ползёт по колоску озабоченный муравей, ему хочется взять от колоска зёрнышко и отнести в свой муравейник. Ведь за летом придёт зима … Но одному муравьишке зёрнышко не утащить — надо идти за подмогой

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-bunina-pomnyu-dolgij-zimnij-vecher/

Анализ стихотворения Бунина “Помню – долгий зимний вечер

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах.

Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики.

С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение “Помню – долгий зимний вечер…” , написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода.

“Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна”, – отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга.

“Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной”, – советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничегоудивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, “ходят медленно и плавно золотые волны ржи”.

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, “обвеянный мечтами, забываться начинал”. Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал “шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез”.

Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни.

И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ стихотворения Бунина “Помню – долгий зимний вечер

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-bunina-pomnyu-dolgij-zimnij-vecher/

Анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер» Ивана Бунина

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах.

Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики.

С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода.

«Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга.

«Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша.

Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез».

Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни.

И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

Анализы других стихотворений

* * *

Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым

Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!»

И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грез – Шепот зреющих колосьев

И невнятный шум берез…

Источник: https://45parallel.net/analysis/ivan_bunin/pomnyu__dolgiy_zimniy_vecher.html

помогите пожалуйста с анализом стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер!

помогите пожалуйста с анализом стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер!

  1. вспоминает И. А. Бунин. Читая эти стихи, я тоже вспоминаю морозный зимний день. Было очень холодно, но снежные сугробы так манили покататься на санках и померить глубину выпавшего снега. Нас с сестрой отпустили погулять. Так весело было съезжать с горки и барахтаться в снегу, что мы забыли про мороз. Когда вернулись домой, сами были похожи на ледышки. Мама раздела нас, закутала в одеяло и принесла нам горячего молока. Мы с сестрой грели руки о горячие чашки, пили такое вкусное молоко, посматривали друг на друга и хохотали. Нам было так хорошо и весело. Наверное, оттого, что рядом мама, а в доме тепло и уютно, а из кухни доносится вкусный запах пирожков.
  2. Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

    Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах.

    Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики.

    С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

    К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение Помню долгий зимний вечер, написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода.

    Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна, отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга.

    Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной, советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, ходят медленно и плавно золотые волны ржи.

    Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, обвеянный мечтами, забываться начинал. Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез.

    Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни.

    И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

    Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

  3. ипамр
  4. Перечитайте 1 строку

    а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

    б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

    Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

    в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

    Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

    Глаголы помню, льется, плачет стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры буря плачет слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

    Словарная работа: лампада небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

    – Прочитайте 2 строку.

    Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

    а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

    – что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

    б) для чего необходим сон? (Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

    – Прочитайте 3-4 строки.

    Строчки начинаются с глагола позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

    а) что должен позабыть лирический герой? (Вой вьюги-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

    б) что нужно вспомнить? (шепот ветра-метафора- он убаюкивает; полдневный летний зной, шум берез, золотые колосья ржи- метафоры

    Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия медленно, плавно употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

    – Прочитайте 5-6 строки.

    Появляется местоимение я. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

    а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

    б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

    Словарная работа: обвеянный окруженный, взятый в чьи либо сети; грезы сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

    Пунктуация стихотворения:

    Первое тире (пауза) указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

    Второе тире разделяет реальность и грезы.

    Третье тире переход в другое состояние сон.

    Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

  5. Помню – долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. Дорогой мой, – шепчет мама, – Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, – Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи! И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал. Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грез Шепот зреющих колосьев И невнятный шум берез

    1887

    Перечитайте 1 строку

    а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

    б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

    Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

    в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

    Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

    Глаголы помню, льется, плачет стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры буря плачет слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

    Словарная работа: лампада небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

    – Прочитайте 2 строку.

    Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

    а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

    – что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

    б) для чего необходим сон? (Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

    – Прочитайте 3-4 строки.

    Строчки начинаются с глагола позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

    а) что должен позабыть лирический герой? (Вой вьюги-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

    б) что нужно вспомнить? (шепот ветра-метафора- он убаюкивает; полдневный летний зной, шум берез, золотые колосья ржи- метафоры

    Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия медленно, плавно употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

    – Прочитайте 5-6 строки.

    Появляется местоимение я. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

    а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

    б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

    Словарная работа: обвеянный окруженный, взятый в чьи либо сети; грезы сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

    Пунктуация стихотворения:

    Первое тире (пауза) указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

    Второе тире разделяет реальность и грезы.

    Третье тире переход в другое состояние сон.

    Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

  6. Бла… Бла, бла. Помню- долгий зимний вечер
  7. Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

    Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах.

    Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики.

    С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

    К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение Помню долгий зимний вечер, написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода.

    Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна, отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга.

    Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной, советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, ходят медленно и плавно золотые волны ржи.

    Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, обвеянный мечтами, забываться начинал. Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез.

    Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни.

    И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

    Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

Читайте также:  Почему луна краснеет?

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/pomogite-pozhalujsta-s-analizom-stihotvoreniya-bunina-pomnyu-dolgij-zimnij-vecher/

Анализ стихотворения И.А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер”

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;

  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;

  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста

  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;

  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;

  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Ход урока

1. Слово учителя.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков.

Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта.

И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” – писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

– Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

Читайте также:  Горящие горы янарташ, янардаг и водопад вечного огня

– Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

– Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

– Что вы себе представляли, слушая музыку?

Вывод:

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке : она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

– Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

– Обращение к эпиграфу.

– Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

– Какая картина возникает в вашем воображении?

– Что вы “видите” в ней?

– Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

– Как нужно читать стихотворение?

7. Построчный анализ стихотворения.

– Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

– Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

– что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

– Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

– Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Пунктуация стихотворения:

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

– обоснуйте ответ.

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

– каким я представляю себе лирического героя.

– что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/41-1-0-3169

Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер»

Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело украсила воспоминаниями о теплом лете. Сохраните в рассказе те приемы, которые использовал поэт.

Рассказ может выглядеть таким образом:”Мама умела превратить зимний вечер в воспоминание о теплом летнем дне. Она помогла сыну вспомнить тихий шепот леса, полдневный летний зной, шум берез и то, как за лесом медленно и плавно ходят золотые волны ржи. Шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез навевал сон, и мальчик засыпал”.

Какие приемы помогают почувствовать контраст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой?

Вспомним, какие контрастирующие образы возникают при чтении стихотворения:буря плачет, воет вьюга – тихий шепот леса, шумят березы; долгий зимний вечер – полдневный летний зной.

Какую роль играет повторение слова “позабудь” в ласковых уговорах матери?

В ласковых уговорах матери слово “позабудь” звучит как желание перенестись в теплый мир лета и забыть о грустном и долгом зимнем вечере. Такую же роль играют слова: помню (в первой строфе) – вспомни (в четвертой строфе).

Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворениЯ?

Читая строки этого стихотворения, можно было бы создать цикл картин:

зимний вечер в комнате рядом с тускло освещающей комнату лампадой; вид из окна, за которым – снег и метель; лес в знойный летний день; золотые волны ржи, которые медленно и плавно ходят рядом с лесом. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

Стихотворение познакомило нас с чудесными отношениями сына и матери. Мы ничего не знаем о событиях их жизни, но одно нам ясно: мать и сын не только понимают друг друга – они улавливают настроение и чувствуют любые сложности в жизни друг друга. Мы видим, как мать в состоянии уловить настроение сына и помочь ему.

Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?

Мы видим, что не все строки имеют рифмы. Рифмуются в стихотворении только вторая и четвертая строки каждой строфы. Большая часть рифм – неточные, и все же музыка стиха и волнует и баюкает.

Вспомните знакомые вам стихотворения Бунина. Какой из приемов, которыми он рисует мир окружающей природы, проявляется ярче всех других?

И. А. Бунин – мастер детали. В то же время цвет, звук, запахи и настроения так деликатно использованы в его строгих и музыкальных строках, что панорама окружающего мира оживает вокруг нас и несет нам остроту восприятия.

Как, например, нарисован “долгий зимний вечер”? “Полумрак и тишина”.

Что помогает вспомнить о лете?

“…Вспомни, как шумят березы,А за лесом, у межи,Ходят медленно и плавноЗолотые волны ржи!”

Напомним – это ведь слова матери, которая помогает сыну вспомнить лето.

Источник: http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-stixotvoreniyu-i-a-bunina-pomnyu-dolgij-zimnij-vecher/

Ссылка на основную публикацию