В. а. гаврилин “времена года” осень / описание произведения

Осенний плейлист

Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.

Петр Чайковский. «Времена года. Осень»

Василий Поленов. Золотая осень (фрагмент). 1983. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область

Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно.

Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями».

Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь.

Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».

Александр Глазунов. «Времена года: Осень»

Станислав Жуковский. Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода) (фрагмент). 1912. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов.

Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа.

Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости.

В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».

Александр Глазунов. «Времена года. Осень»

Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»

Алексей Степанов. Осень (фрагмент). 1900. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка.

Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями.

Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию.

Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.

Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»

Архип Куинджи. Осень (фрагмент). 1890–1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро.

Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал.

Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.

На основе постановки в 1960 году режиссер Александр Роу и балетмейстер Ростислав Захаров сняли фильм-балет «Хрустальный башмачок».

Фрагмент фильма-балета «Хрустальный башмачок». Танец фей времен года

Дмитрий Шостакович. «Октябрь»

Борис Кустодиев. Октябрь в Петрограде (фрагмент). 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года».

Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату.

Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.

Георгий Свиридов. «Весна и осень»

Дмитрий Шмарин. Осень. Прощание. 1914 год (фрагмент). 1996. Изображение: artcyclopedia.ru

Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта.

Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением.

«Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.

Георгий Свиридов. «Метель. Весна и осень»

Осенние мотивы Григория Пономаренко

Исаак Бродский. Осень (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.

«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год

«Отговорила роща золотая». Музыка Григория Пономаренко, слова Сергея Есенина. Исполняет Любовь Бажина, 1976 год

Исаак Шварц. «Дождик осенний»

Евгений Столица. Осень (фрагмент). 1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году.

Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье.

Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.

«Дождик осенний». Музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы. Исполняет Елена Камбурова

Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»

Станислав Жуковский. Осень. Веранда (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского.

Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь.

Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.

Источник: https://www.culture.ru/materials/223701/osennii-pleilist

Осень: поэт

Осень: поэт – художник – композитор

Содержание:

  1. Междисциплинарная тема.
  2. Произведения искусства и их создатели – поэты, художники, композиторы.
  3. Отражение в произведениях искусства темы осени.
  4. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Художественный материал:

  1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание);
  2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание);
  3. И. Левитан. «Осень», «Лето»;
  4. И. Грабарь. «Рябинка»;
  5. В. Поленов. «Золотая осень»;
  6. В. Нестеренко. «Последние листья»;
  7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой.

Песенный репертуар:

  1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение);
  2. Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства – поэтов, художников, композиторов.
  2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

– Ребята, тема нашего урока – Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

– Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

– Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

– Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

– Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

– Какие чувства были у автора. Когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)

– Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Читайте также:  Мостик для полоскания белья

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

– Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня».

В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

– Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

– Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

– Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

– А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

– А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

– Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

– Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки. 

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро.

Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Поэт
  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказНаступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная.

На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень.

По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России.

Одним из таких художников является Игорь Грабарь – тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.На переднем плане картина художник изобразил главную героиню – рябинку.

Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь – время подготовки к зиме, делаются последние приготовления.

Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.

Рядом с главной героиней картины – рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».На картине изображена золотая осенняя пора.

Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака.

Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле.

На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.

В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.

Василий Поленов изобразил самое начало осени – жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому – огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки:

    Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;

    Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения – симф. оркестр и фортепиано), mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/osen-poet-hudozhnik-kompozitor

В гаврилин перезвоны молитва

Полное собрание и описание: в гаврилин перезвоны молитва для духовной жизни верующего человека.

Валерий Александрович Гаврилин. «Перезвоны»

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры.

Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств.

Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

«Музыка, рассеянная в природе, – не менее логична и мудра, чем созданная гением человека, ибо живёт по законам природы, им подчиняется непосредственно. А созданное руками человека тем величественнее и живее, чем больше соответствует этим же законам природы. »

Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин (1939 -1999).

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» – эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают.

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство австралии

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу.

Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель – профессор Ф. Л. Рубцов).

Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Гаврилин хорошо знал и любил не только народную песню, но и жизнь народа. Он легко сходился с людьми разных социальных групп, с интересом изучал их характеры, вслушивался в их речь и говорил: «Все они – деревенские, рабочие, курсанты, актёры, инженеры, дворники… – все помогают мне жить и быть человеком».

Своё творчество композитор адресовал массовому слушателю, однако никогда не приспосабливался к нему. В одном из интервью он сказал, что главная задача для него – «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь же к слушателю виделся ему через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово.

В музыке Гаврилина свободно сочетаются различные интонационные пласты – крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаические мотивы плача, причета, речевые интонации. В песенных мелодиях могут появиться шёпот, говорок, рыдания, выкрики. Такая выразительная, естественная музыкальная речь даёт возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер.

Это идёт от традиций Даргомыжского и особенно Мусоргского. С ними Гаврилина сближает ещё одно качество – театральность, зримость музыки. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своём сочинении, как он сам говорил, «небольшое представленьице». Герои таких «представленьиц» – обыкновенные скромные люди с нелёгкой, подчас трагической судьбой.

К ним композитор относится с сочувствием, состраданием, едко высмеивая и обличая бездуховность, тупое самодовольство «сильных мира сего». Его творческая позиция близка таким писателям, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин.

Подобно им, композитор в гуще народной жизни находит сильные, цельные характеры, призывает творить добро, любить красоту, открывать её и в повседневной жизни, и в душах человеческих.

Успех и признание пришли к Гаврилину в 1965 году, когда впервые прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь», за который композитор был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки. Произведением на уровне большой классической музыки назвал этот цикл Дмитрий Шостакович.

Содержание цикла – это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Песни написаны на современные народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий. Тем не менее, во всех номерах цикла ощущается глубинная внутренняя связь с народно-песенными истоками. Это проявляется и в ладогармоническом языке, и в метроритмическом строении, и прежде всего в самих мелодиях песен.

Они пронизаны народными песенно-речевыми интонациями, которые свободно «растворяются» в напевах, а их выразительность предельно усиливается, даже драматизируется. Такова, например, мелодия второй песни («Страдальная»).

В ней воспроизведён пронзительно звучащий частушечный выкрик, но в более широком диапазоне – со скачком на увеличенную кварту через октаву (ундециму).

Вокальный цикл стал одним из любимых жанров Гаврилина. Кроме «Русской тетради» он написал две «Немецкие тетради» на стихи Гейне для мужского голоса и фортепиано, циклы «Времена года» для женского голоса и фортепиано на стихи Есенина и народные слова, «Вечерок» для женского голоса и фортепиано на слова разных поэтов.

Но композитор, как говорилось, работал и в других жанрах. Знакомство с песнями «бардов» вдохновило его на создание вокально-инструментального цикла «Земля» на стихи поэтессы А.

Шульгиной с гражданской тематикой (юноша ценой жизни спасает хлебное поле от огня).

Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме «бит» в сопровождении эстрадного вокально-инструментального ансамбля.

Гаврилин создавал и музыкально-сценические произведения. Это были оперы («Моряк и рябина», «Семейный альбом», «Пещное действо»), балеты («Анюта», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова»), музыка для драматического театра и кино. В некоторых случаях толчком к появлению таких произведений послужили инструментальные пьесы.

Известный балет «Анюта» возник именно на такой основе. Однажды ленинградский режиссёр Александр Белинский, задумавший ставить на телевидении фильм-балет по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», услышал фортепианную пьесу Гаврилина «Вальс» и был ею совершенно очарован. Он уговорил композитора оркестровать различные фортепианные миниатюры и создать на их основе балетный спектакль.

Вальс стал в нём главным, скрепляющим всю композицию балета номером.

Со сценическим действием связаны многие произведения Гаврилина, не предназначенные специально для театральной сцены. Таков в его творчестве жанр, получивший название «музыкальное действо», – крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление.

В этих произведениях артисты хора, по замыслу автора, должные петь наизусть, передвигаться по сцене, обыгрывать текст мимикой и жестами. Певцы-солисты становятся персонажами музыкального представления.

К этому жанру относятся такие крупные сочинения, как «Скоморохи» и «Перезвоны».

Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни. »

«Перезвоны» – вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.

В истории отечественной культуры хоровая симфония-действо «Перезвоны» – произведение этапное. Оно не знает аналогов. Масштабность замысла и художественное совершенство его воплощения, новаторство концепции, свежесть образов и органичное претворение национальных традиций сделали его в современной культуре событием первостепенной важности.

Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых переполнено столь многими смысловыми обертонами и историческими ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке.

Многочисленные в сочинении звоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы, вершины русской художественной и публицистической литературы, русского искусства.

И привлекают они, прежде всего, своей ёмкой символикой, ибо это – звучащие быт и Бытие, измеренное время, празднично-буднично-трагическая симфония народной жизни, знак единения и общей судьбы.

И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль Птицы-Тройки, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.

«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы единым «взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека.

Обрамляющие номера – «Весело на душе» и «Дорога» – подобны потемневшему переплёту или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь ещё царствует хаос мироздания.

Отдельная человеческая жизнь ещё не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены её пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется дорога.

Следуя авторской интерпретации этого образа, человечество «вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».

«Перезвоны» – одно из наиболее значительных произведений Гаврилина. Он создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновлённый творчеством Василия Шукшина. Произведение было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР.

Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.

Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» – это эпическая песенная хоровая симфония.

Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.

«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».

Драматическая судьба безвременно скончавшегося талантливейшего писателя, кинорежиссёра, сценариста и актёра Василия Макаровича Шукшина не могла взволновать истинно гражданскую натуру композитора.

Ведь линии их жизни во многом схожи: выходцы из российской глубинки, силой своего таланта и трудолюбия, проторившие себе дорогу в большое искусство, они и темой творческих изысканий независимо друг от друга избрали постижение «тайны национального» (Белинский), осмысление русского характера.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне.

Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле.

Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»

Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину. Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле.

Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля.

И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».

Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки (например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).

Читайте также:  Петр i: характеристика и образ в поэме а.с. пушкина "полтава"

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой – обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения – солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

«Весело на душе» – создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

«Дудочка» – меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Её негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна.

Она как будто всё время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», – пишет музыковед А. Тевосян.

Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».

Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ – Дудочку В. Гаврилина – бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.

«Посиделки» – выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

«Вечерняя музыка» – песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение.

Спев вокализом (на слог или гласную) главную мелодию «Вечерней музыки», учащиеся почувствуют её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии.

Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это – песня, молитва, воспоминание?

«Воскресенье» – наполнено колокольными звонами.

«Ночью» – беседа матери с сыном.

«Страшенная баба» – злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка в современных её интерпретациях, но как обобщённый образ зла наступательного, человеконенавистной воительницы.

По-видимому, отнюдь не случайно здесь возникают отчётливые аллюзии «Полёта валькирий» Вагнера.

«Молитва» – является смысловой кульминацией всего произведения – торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом.

Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время.

Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/v-gavrilin-perezvony-molitva/

Времена года в творчестве А

Времена года в творчестве А.С. Пушкина Щербакова Анна школа 1065 10 класс

Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не была бы досконально исследована. Тема времен года в произведениях великого русского поэта, конечно, не стала исключением.

Если в ранних произведениях Пушкина времена года упоминаются вскользь, являются фоном для каких-то событий, не становясь отдельными темами, то в дальнейшем описание природы, указывающее на время года, становится все более реалистичным, появляются детали и яркие краски.

Поэт не обошел своим вниманием ни одно время года.

Ведь не всегда стихи, а тем более крупные произведения писались быстро, в порыве вдохновения. Часто поначалу это были какие-то зарисовки и наброски, из которых складывались готовые работы. И даже исследователи этой темы не всегда сходятся во мнениях. Поэтому сделать однозначный вывод не получится.

Ведь не только погода за окном определяла настроение поэта, а его чувства к людям, события, переживания и волнения. Было бы интересно рассмотреть этот вопрос в контексте того, как влияло то ли иное время года на творчество поэта, какие произведения чаще рождались осенью, а какие зимой.

Но, к сожалению, существуют трудности с датировкой произведений Пушкина.

«Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены». Отношение Александра Пушкина ко всем временам года сам поэт определил в своем знаменитом стихотворении «Осень». В нем поэт открыто выражает свою неприязнь к весне:

Как известно, Александр Сергеевич был очень влюбчивым человеком, особенно это проявлялось весной, что мешало ему сосредоточиться на творчестве. Пушкина тяготила предсказуемость эмоций, которыми весна наделяла все живое.

Об этом он говорит в одном своем стихотворении без названия, написанном в 1827 году: «Весна, весна, пора любви, Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови. Как чуждо сердцу наслажденье.

Всё, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье».

«Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми, Иль киснуть у печей за стеклами двойными».

Зима, похоже, радовала поэта больше других времен года: В то же время поэт говорит, что любоваться зимой можно, но недолго: «Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега», «Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!».

«Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы». И наконец, об осени, любимом времени года Пушкина. Сколько стихов он посвятил этой «унылой поре»! Поэт восхищается осенью, ее трагизмом и остротой ощущений, которые она дарит людям.

Сравнивая осень с чахоточной девой, которая обречена на смерть, поэт подчеркивает трагической очарование этого времени года, обостряющую его чувства и эмоции.

Именно осенью поэту легче всего писать, вдохновение посещает его каждый день: «И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться, наконец, свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей». «Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм».

Есть произведения, в которых поэт описывает времена года совершенно по-другому, чем мы привыкли. К примеру, возьмем весну, которую, как мы выяснили, поэт не очень любил. Но во многих стихотворениях Пушкин использует положительные эпитеты в описании этого времени года. Например, в «Осеннем утре» он называет весну сладостной, а в «Элегии» – ясной.

Итак, представления о том, как поэт относился к тому или иному времени года, на первый взгляд, понятны и вполне определенны. Однако давайте не забывать, что мы говорим о глубоко творческом человеке, о его переживаниях, благодаря которым рождались шедевры.

Его эмоциональная жизнь была сложной и многогранной, поэтому полной определенности здесь быть не может.

В произведении «К сестре» Александр Сергеевич пишет: Со словом «златая» у нас ассоциируется что-то радостное, яркое, блистательное.

К слову, о «блистательном»: этот эпитет Пушкин также использовал в описании весны в стихотворении «К Каверину»: «И быстрою стрелой На невской брег примчуся С подругой обнимуся Весны моей златой».

И наконец, в «Птичке» Александр Сергеевич говорит о весне как о светлом празднике: «Я знаю, что страстей волненья, И шалости, и заблужденья Пристали наших дней блистательной весне». «На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны».

Теперь о лете. Об этой поре можно сказать то же самое.

Пушкин не любил летний зной, всех этих «комаров, да мух», но, тем не менее, писал о лете и так: Эти строчки из стихотворения «Городок» говорят нам о том, что поэт любил размышлять в летние дни и даже тосковать несмотря на то, что летом стояла жара и вокруг царила атмосфера веселья. «Люблю я в летний день Бродить один с тоскою, Встречать вечерню тень Над тихою рекою».

В знаменитом стихотворении «Зимняя дорога» поэт использует такие слова, как «скучная», «однозвучный», «утомительно».

«По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит». Зимнюю пору, как мы недавно увидели на примерах, Александр Сергеевич очень любил.

Но так ли это на самом деле? Если посмотреть на некоторые отрывки стихов об этом времени года, можно утверждать обратное.

А в «Послании к Юдину» Пушкин пишет о зиме следующее: Примерно также отзывается о зиме поэт и в поэме «Заклинание»: «Как ты была перед разлукой, Бледна, хладна, как зимний день, Искажена последней мукой…». «Пред теремом твоим высоким, Угрюмой зимнею порой, Я жду красавицу драгую…».

И только осень неизменно, из одного произведения в другое, любимая пора Пушкина. Даже когда он пишет, что это дождливое, ненастное время года в «Романсе», мы ощущаем, что поэт находит утешение в этой грусти, и она ему нравится. «Под вечер, осенью ненастной» поэту нравилось именно такое состояние природы: грустное, печальное, задумчивое…

Пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое открыть для себя и понять в личности поэта. Это увлекательное и познавательное путешествие в его мир.

И когда мы читаем описание времен года в произведениях великого поэта, мы невольно смотрим на жизнь вокруг его глазами.

И особое удовольствие нам доставляет почувствовать хотя бы в небольшой степени то, что чувствовал сам поэт.

Источники 1. Произведения А. Пушкина 2. А.Пьянов Мои осенние досуги.- М.:Моск..рабочий, 1983. – 320 с. 3. Московский пушкинист .- М. Наследие, 1996. – 360 с. 4. Жизнь Пушкина: – СПб. Азбука, 1999. – 160 с. ил.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/914-Vremena-goda-v-tvorchestve-A

Ссылка на основную публикацию