Самсон вырин: характеристика и образ героя в повести а.с. пушкина “станционный смотритель”

Образ самсона вырина (по повести а. с. пушкина “станционный смотритель”)

“Станционный смотритель” – одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно – станционных смотрителей, во времена крепостного права.

Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель…”.

Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них – непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сноситьбесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла.

Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон, В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, – на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих – неозлобленного и общительного.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой – стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери.

Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась.

А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою.

Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…”

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, – пример честности и высоких моральных устоев.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/obraz-samsona-vyrina-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-smotritel/

Самсон Вырин. Характеристика главного героя и краткое содержание повести “Станционный смотритель” :

Судьба обычного человека, ничем не выделяющегося, с его горестями и радостями, издавна волновала многих творческих людей. С холстов художников на мир покорно и смиренно взирали посадские люди. То же самое касалось и литературы: смирение, покорность и безысходность простого народа воспринимались как нечто само собой разумеющееся.

Предпосылки создания персонажа по имени Самсон Вырин

Характеристика творчества начала XIX века свидетельствует о том, что романтизм как течение охватил прозу и поэзию, музыку и живопись. Писатели и поэты – люди образованные и в большинстве своем представители аристократии и дворянства – понимали, что романтические сюжеты, избитые характеры и образы далеки от суровой реальности. Необходимы перемены.

Беспросветный быт, доходящая до мракобесия суеверность, покорность, раболепство и смирение перед теми, кто выше по положению – это все оставалось за пределами творчества. В начале XIX века страну захлестнула идеология, отстаивающая право на жизнь и свободу каждого человека. Естественно, это не могло не сказаться на искусстве того времени.

В творчестве многих поэтов, художников и писателей этой эпохи совершается переход к реализму. У его истоков стоял и А. С. Пушкин. Он – один из первых писателей России, который привлек внимание к судьбе простого, обычного, одним словом, «маленького человека».

Таковым является герой одной из «Повестей Белкина» – Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа позволит читателю понять, что общество равнодушно к проблемам таких людей. Оно уверено, что их удел – смирение, и глупо просить «маленькому человеку» защиты у сильных.

«Повести Белкина»: реализм в творчестве Пушкина

Появление сборника повестей некого И. П. Белкина в начале тридцатых годов не предвещало ничего из рук вон выходящего. Возможно, так и случилось бы, не будь автором этих строк А. С. Пушкин, который говорил всем, что выступает лишь издателем сборника.

«Повести Белкина» ознаменовали новый этап не только в творчестве Пушкина, но и открыли дорогу новому направлению в развитии русской литературы. Имя ему – реализм. Автор заставляет посмотреть на избитые сюжеты под иным углом зрения. Это был переход к реальной жизни. От традиционных, принятых в литературе норм и приемов, к миру и человеку.

С большой любовью автор знакомит читателя со скромными персонажами, с событиями их жизни. Но перо мастера придает им глубокую значительность и открывает сокровенные тайны души. Характеристика смотрителя Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» очень хорошо раскрывает эту тему.

«Станционный смотритель»

Повествование в произведении ведется от имени рассказчика И. П. Белкина, который вводит читателя в бесправный мир мелкого чиновничьего сословия. Несмотря на все трудности, связанные с должностью смотрителя, они люди мирные, услужливые, не сребролюбивые и общительные.

Именно таков главный герой произведения – станционный смотритель Самсон Вырин. Характеристика представителей этой профессии с первых же слов дает общее представление о нем как о человеке спокойном, терпеливом, трудолюбивом.

Однажды в Н-ской губернии Белкина застал проливной дождь, и по приезде на станцию он вынужден был переодеться и выпить горячего чаю. Смотритель, бодрый мужчина лет пятидесяти, сказал своей дочери поставить самовар. Девочка лет четырнадцати, с огромными голубыми глазами, поразила Ивана Петровича своей необыкновенной красотой.

Пока хозяева выполняли свою работу, гость осматривал их бедное, но опрятное жилище – на окнах цвела герань, за пестрой занавеской была кровать, на стенах картинки из библейской истории о блудном сыне. Короткие, но меткие фразы рассказчика позволяют узнать лучше станционного смотрителя. Самсон – отставной военный, судя по медалям, он участвовал в боевых сражениях. Вдовец.

На вопросы гостя смотритель ответил, что Дуня – его дочь, разумная и работящая, вся в мать. Отец говорил «с видом довольного самолюбия». Этим небольшим замечанием дополняется характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина, представляя его как любящего, заботливого отца, гордого за своего ребенка, которого он воспитывал сам. Это его единственная радость и надежда.

Дуня – дочь Самсона Вырина

Вскоре Дуня, дочь смотрителя, вернулась с самоваром, гость стал разговаривать с девушкой. Маленькая кокетка быстро сообразила, что произвела на него большое впечатление, и отвечала на его вопросы безо всякой робости. За стол садиться гость один не пожелал и пригласил хозяев. За чашкой чая они беседовали, как будто знают друг друга много лет.

Лошади были давно готовы, но расставаться с хозяевами не хотелось. Наконец, собравшись, гость попросил у девушки разрешения поцеловать ее в щеку на прощание. Повидавший многое Белкин говорит, что этот поцелуй он не мог забыть очень долго.

Короткие фразы рассказчика прекрасно раскрывают образ Дуни, на которой держится все хозяйство. Внимательная девушка сразу оставила шитье, когда Минский появился впервые на станции и возвысил голос. Ласково спросила, не хочет ли он покушать. Трудолюбивая и работящая, она делает всю работу по дому, шьет сама себе платья, отцу в работе помогает.

Красавица Дуня всем нравится. И барыням, которые одаривали то платочком, то сережками. И господам, которые останавливались под предлогом пообедать, а на самом деле – полюбоваться на нее. Девушка прекрасно об этом знает. Но втайне от отца позволяет поцеловать себя малознакомому мужчине.

Читайте также:  Природа, растения и животные черноморского побережья кавказа

Трагедия Самсона Вырина

Через несколько лет Иван Петрович возвращается на ту же станцию и входит в знакомый дом. Но видит совсем иную картину, вроде попал не туда. На окнах нет цветов, вокруг небрежность и ветхость. Спавший под тулупом смотритель проснулся, и гость с трудом узнал Самсона Вырина. Три-четыре года, пока они не виделись, превратили его в хилого, седого старика.

Дочки не было нигде видно. На вопросы о ней старик отмалчивался. Расшевелил его лишь стакан пунша. И гость услышал печальную историю. Как-то раз заехал на станцию молодой офицер. Притворившись больным, несколько дней находился в доме смотрителя. Приехавший лекарь, переговорив с гостем на немецком языке, подтвердил, что тот нездоров.

В этом эпизоде раскрывается характеристика Самсона Вырина как человека доброго и доверчивого. Не замечая обмана, он уступает кровать якобы больному Минскому. Когда гусар собрался уезжать и взялся подвезти Дуню до церкви, отец сам позволил дочери поехать с ротмистром. В результате гусар увозит ее в Петербург.

Отец не находит себе места. Выпросив отпуск, он пешком отправляется на поиски дочери. Разыскав Минского, Вырин в слезах умоляет вернуть его дочь. Гусар начал уверять отца, что любит ее и никогда не оставит. Сунул в руку Самсона несколько ассигнаций и выпроводил его. Но Вырин разгневанно растоптал деньги.

Несколько дней спустя Самсон Вырин увидел проезжающие по улице дрожки Минского. От кучера узнал, что в доме, куда вошел гусар, живет Дуня. Вырин зашел в дом и увидел свою дочь, модно одетую и смотрящую неясно на ротмистра. Дуня, заметив отца, упала без памяти. Минский разгневался и вытолкал Самсона на улицу. Смотритель в глубокой печали возвращается домой.

Гусар Минский

Минский – один из главных героев произведения «Станционный смотритель». Рассказчик представил его как человека бойкого, веселого и состоятельного барина. Молодой офицер, дворянин, дает щедрые чаевые. Чтобы побыть с красавицей Дуней подольше, притворяется больным и в результате увозит Дуню из родного дома.

В Петербурге снимает ей отдельную квартиру, как того требовали приличия. Дуня любит его. Очевидно, и Минский отвечает тем же.

Убитому горем отцу говорит, что не собирается бросать его дочь, и дает ему честное слово, что она будет счастлива. Став спутницей Минского, девушка живет в роскоши, у нее своя прислуга.

И тем не менее, когда отец хочет встретиться с дочерью, ротмистр пытается избавиться от него и дает ему денег.

Через некоторое время случилось рассказчику Белкину вновь посетить эти места. Станции уже не было, а мальчик, поселившийся в доме Вырина, сказал, что Самсон уже с год как помер. Проводил гостя на могилу смотрителя и рассказал, что приезжала летом прекрасная барыня с тремя детьми. Отправилась на сельское кладбище и долго плакала на могиле.

Характер конфликта

В центре повести – «маленький человек», смотритель Самсон Вырин. Характеристика его на всем протяжении повествования представляет человека честного, порядочного, добродушного.

Охотно общается с людьми, любит соседских детей, вырезает им дудочки и угощает орехами.

Открытый и милый человек, он, тем не менее, знает свое место, смиренно выполняет свою нелегкую работу, терпит крики и толчки постояльцев.

Покорный Самсон не выносит обиды, нанесенной ему офицером и дворянином Минским.

Не примирившись с потерей дочери, он отправляется в Петербург спасать Дуню, которую, как он полагал, коварный соблазнитель скоро выкинет на улицу. Но все оказалось намного сложнее.

Гусар полюбил его дочь и даже оказался человеком совестливым. При виде обманутого отца он покраснел. И Дуня ответила молодому офицеру взаимным чувством.

Слезы негодования навернулись на глаза Самсона, когда Минский сунул ему денег. Бросил их наземь, но немного погодя вернулся, и ассигнаций уже не было. Этот эпизод позволяет увидеть не только бесправное положение Вырина, но и наблюдать невидимую схватку между дворянином Минским и «маленьким человеком».

«Притоптал каблуком» – фраза ясно показывает негодование, моральное превосходство Вырина. Но, опять же, слова «подумал» и «воротился» несколько разочаровывают читателя. Да. Не созрел еще до осознанного бунта «маленький человек».

Белкин, в следующее свое посещение, пытаясь разговорить смотрителя, наливает ему пунш, «коего вытянул он пять стаканов». Неприметные слова – «живописно» отирал слезы, «вытянул» вместо привычного «выпил» – лишний раз указывают на слабость русского мужика. Человека, привыкшего к твердой руке жестокого барина. В данном случае – любви дочери.

Ничего не добившись, убитый горем отец, уверенный в том, что дочь несчастна, после возвращения домой тихо спивается. Утрата лишила его смысла жизни. Общество равнодушно и молча взирало на него. Глупо просить маленькому, слабому человеку защиты у сильного. И умер смотритель от собственной беспомощности.

Художественное своеобразие повести

Многие поступки героев сегодня непонятны. Но во времена Пушкина они были естественны. Судя по всему, ротмистр сдержал слово. Но, по каким-то причинам, он не мог сразу жениться на девушке. В те времена женитьба грозила отставкой, а у Минского чин был немалый. Опять же, Дуня – бесприданница, возможно, его родителям это бы не понравилось.

Автор пожелал не сообщать этого читателю. Но ясно одно: каковы бы ни были причины, на их решение требовалось время. И Дуня приезжает к отцу только тогда, когда сбылась ее тайная надежда. Трое детей, кормилица, шестерка лошадей, деньги свидетельствуют о благополучном исходе этой истории. Тем не менее автор не говорит ни слова о замужестве девушки.

Автор много оставил «недосказанных» мест. Возможно, его замысел заключался не в раскрытии своих героев, не в их обличении? А в том, чтобы сосредоточить внимание читателя на «маленьком человеке». Открыть его сострадательную и чуткую душу, откликающуюся на чужую боль и несчастья.

Дуня винит себя в смерти отца. Вся в слезах, блудная дочь просит на его могиле прощения. Но уже поздно. Возможно, читатель простит Дуню, как простил ее рассказчик Белкин, который «дал мальчишке пятачок и не пожалел» ни о поездке, ни о потраченных деньгах…

Источник: https://www.syl.ru/article/303201/samson-vyirin-harakteristika-glavnogo-geroya-i-kratkoe-soderjanie-povesti-stantsionnyiy-smotritel

Самсон Вырин

Произведения, объединенные под названием «Повести Белкина», созданы Александром Сергеевичем Пушкиным. В сочинениях писателя демонстрируются типичные для его эпохи образы, чьи черты трогают читателя и задевают тончайшие струны души.

Самсон Вырин – герой повести «Станционный смотритель».

Это простой человек с большим сердцем и узким мировоззрением, которого становится жаль и как человека со сложной биографией, и как представителя простого народа, которому нелегко было жить в царской России.

История создания

Александр Пушкин

Осень 1830 года в биографии Пушкина получила название Болдинской. За 11 дней поэт создал прозаические произведения, которые объединил в знаменитые «Повести Белкина». Пять повестей, пересказанных вымышленному персонажу, знакомили публику с незатейливыми историями из жизни простолюдинов и рассказывали историю современной России.

О трагедии станционного смотрителя Самсона Вырина Белкину рассказал титулярный советник, чье имя не указано в повествовании.

Рассказчик размышлял об отношении к подобным героям, которые остаются незаметными всю жизнь. Каждый проезжающий мимо барин волен решить судьбу этого мелкого чина.

Станционные смотрители постоянно терпят брань и издевки, укоры и обвинения, оставаясь неспособными защититься.

Главная мысль Пушкина, транслируемая в этом произведении, и заключалась в том, насколько тяжело положение тех, кто не обременен властью и чином в России.

Повесть «Станционный смотритель»

Иллюстрация к повести “Станционный смотритель”

Характеристика жизни Самсона Вырина показывает, что он ничем не отличался от представителей своего ранга. Как и другие станционные смотрители, он терпел оскорбления и нахальство со стороны приезжих, чтобы содержать семью. Главной гордостью Вырина была дочь Дуня. Самостоятельная помощница оказалась настоящим подспорьем в жизни мужчины.

Вырин был коллежским чиновником четырнадцатого класса, считавшегося низшим. Служа на станции, он записывал данные проезжающих и менял уставших лошадей. Его труд был тяжелым и неблагодарным.

Герой прожил жизнь ради дочери и, когда она сбежала к лучшим условиям с проезжим офицером, потерял веру в будущее. Он стал пить, потерял интерес к жизни и работе.

Дочь была тем огнем, что освещал сложное существование одинокого мужчины.

Акакий Башмачкин

Подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину, герою повести Гоголя «Шинель», он не видит счастливого существования в отсутствии смысла жизни и не понимает, для чего выполнять привычные дела и сохранять прежний уклад. Вырину больно осознавать происходящее, и только пунш ослабляет душевные терзания. Он такой же маленький человек, счастье которого составляют мелочи.

Пушкин ловко описывает изменения в герое посредством описания окружающей действительности. В первую встречу Белкина со смотрителем заметно, что на станции чисто и опрятно, веет уютом и приятной обстановкой. Все это благодаря Дуне. После ее отъезда любящий отец запустил дом. Из него исчезли цветы, а спать Вырин теперь ложится, накрываясь шинелью.

Внешность Самсона Вырина (кадр из фильма)

Читайте также:  Сочинение на тему: "снова весна"

Подвыпив, Вырин делится горем с Белкиным, рассказывая про побег дочери с Минским. Офицера он выставляет как человека подлого, и это подтверждается в доме Минского, где гусар живет с Дуней. Не получив ответ на письмо Дуне, отец отправился в Петербург, чтобы посмотреть, как живет дочь.

Девушка купается в дорогих подарках, но не вышла замуж, а значит, стала любовницей. Встретив отца, избранница офицера падает в обморок то ли от стыда, то ли от всплеска чувств. Позднее Минский предложил Вырину ассигнации, чтобы сгладить обстановку и откупиться. Тот было отказался от них, но дал слабину и вернулся за деньгами.

Третья встреча Белкина со станционным смотрителем не состоялась – на станции больше не с кем поговорить, одинокая старость свела Вырина в могилу, он умер от тоски по дочери. Поступки близкого человека оказались невыносимыми для героя, потерявшего цель в жизни. Дуня поняла свою ошибку слишком поздно. Лишь став матерью, она оценила степень родительских чувств.

Дуня (кадр из фильма)

Вырин терпел жизненные перипетии ради благополучия Дуни. Тихий и мирный, он – пример «маленького человека», ведущего скромную и неприхотливую жизнь. Проводя анализ значения имени героя, литературоведы отмечают его имя.

Оно принадлежало еврейскому богатырю, а значит, персонаж обладал большой силой. Фамилия станционного смотрителя созвучна станции Выра, мимо которой неоднократно проезжал Пушкин.

Так персонаж совмещал в себе простоту и силу духа, которая помогала растить дочь и терпеть нападки судьбы.

«Маленький человек» в понимании Пушкина – это не описание социального статуса, а характеристика состояния души, присущее людям определенного склада. Жизнь таких персонажей невыносима, а ее финал трагичен.

Экранизации

Простое и понятное произведение Пушкина не раз вдохновляло кинорежиссеров. Первое появление фильма по мотивам повести «Станционный смотритель» состоялось в 1918 году благодаря режиссеру Александру Ивановскому. Главную роль в нем исполнил Поликарп Павлов.

Николай Пастухов в роли Самсона Вырина

Следующая экранизация вышла в 1925 году под названием «Коллежский регистратор». Ее поставили Юрий Желябужский и Иван Москвин. Последний выступил в кадре в образе главного героя – Самсона Вырина.

К творчеству Пушкина обращались и зарубежные режиссеры. Режиссер Густав Учицки снял ленту «Станционный смотритель» в 1940 году, представив Генриха Георге в образе простого российского служащего. Йозеф фон Баки снял ленту под названием «Дуня» в 1955 году с Вальтером Рихтером в роли станционного смотрителя.

В 1972 году свет увидела кинокартина Сергея Соловьева с Николаем Пастуховым в главной роли.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5474-samson-vyrin.html

Повести Белкина характеристика образов Самсон Вырин

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА

(1830; опубл. 1831)

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

Самсон Вырин — станционный смотритель, несчастный чиновник 14-го (последнего) класса, «сущий мученик» должности, отец дочери Дуни, увезенной гусаром в Петербург.

Повесть, рассказанная Белкину титулярным советником А. Г. Н., помещена в цикле четвертой, но в сноске к письму «одного почтенного мужа» она поставлена на первое место; вряд ли это случайно. С. В. — самая сложная из фигур, представленных в цикле; социальные мотивы прописаны здесь предельно подробно.

Как бы Пушкин ни подчеркивал свое отличие от «проторассказчика» (т. е. от «А. Г. Н.»), — тот по крайней мере на 10 лет старше, ибо к началу повествования уже 20 лет ездит «по всем направлениям», — подчеркнутая задушевность и сострадательность интонации выдает постоянное авторское присутствие в тексте.

«Сюжет» выринской жизни прост до отчаяния, хотя это не мешает ему почти полностью повторить очертания сюжета сентиментальной повести Мармонтеля «Лоретта» о деревенском фермере Базиле, чья дочь уезжает с графом де Люзи, прикинувшимся больным; Базиль отправляется на поиски, находит дочь, живущую в довольстве; возвращает ее — и в конце концов «официально» выдает замуж за графа. Жена умерла; дом держится на юной Дуне; заезжий гусар (Минский) с черными усиками, пораженный ее красотой, инсценирует болезнь и в конце концов увозит Дуню в столицу; поездка С. В. за «бедной Дуней» не дает результата. Сначала гусар пытается от него откупиться (как бы повторяя жест Эраста из «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина, на фоне которой создается «белкинская» повесть). Затем — когда «одетая со всею роскошью моды» Дуня при виде внезапно явившегося отца падает в обморок — Минский прогоняет С. В. взашей. Оставшись один, смотритель спивается до смерти; Дуня на карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и кормилицей, приезжает поплакать на его могилке…

И все-таки автор с самого начала вводит скромную историю С. В. в общефилософский контекст цикла. Все герои «Повестей», так или иначе, смотрят на жизнь сквозь призму схем, порожденных отнюдь не самой жизнью.

Это может быть «романическая» схема — как в «Метели», или пасторальная (но ассоциативно связанная и с Шекспиром) в «Барышне-крестьянке», или «байроническая» — как в «Выстреле», или попросту «профессиональная» — как в «Гробовщике». Есть своя схема восприятия жизни и у С. В.

Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», развешанных на стенах его «смиренной, но опрятной обители». (Прием, распространенный в «вальтер-скоттовской» русской романистике.)

Четыре картинки изображают эпизоды из притчи о блудном сыне.

Первая показывает «беспокойного юношу», который забирает мешок с деньгами у «почтенного старика» в шлафроке; вторая живописует «развратное поведение» юноши, окруженного ложными друзьями и бесстыдными женщинами; третья дает образ промотавшегося юноши в рубище и треугольной (!) шляпе — среди свиней; четвертая посвящена торжеству «почтенного старика», который принимает раскаявшегося сына в свои объятия («в перспективе повар убивает упитанного тельца»). Повествователь убийственно смешно описывает картинки; риторические штампы, которые он при этом пародирует, предельно далеки от религиозно-мистического смысла «источника» — евангельской притчи о блудном сыне. Здесь мистика подменена «мещанской» моралью; эта обытовленная мораль и лежит в основе выринского миросозерцания.

Все случившееся с ним С. В. рассматривает сквозь призму этих картинок. Бегство Дуни для него равнозначно уходу неблагодарного юноши («уж я ли не любил моей Дуни…»). Ее жизнь п столице должна соответствовать сцене «развратного поведения».

Должна — и не важно, что гусар Минский оказался для его дочери отнюдь не «ложным» другом, что она богата, свободна и имеет даже некую власть над любовником; что Минский обещает ему: «…

она будет счастлива, даю тебе честное слово» — и в конце концов слово держит; что в жизни все складывается иным образом, нежели предусмотрено выринским «сценарием». Реальности С. В.

не то чтобы не видит; просто она для него менее реальна, чем жизненная схема мещанской идиллии («би-дермайера»), И потому он, почти слово в слово повторяя слова матери «бедной Лизы» Н. М.

Карамзина — «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку», — ждет, когда же Дунина жизнь повторит очертания третьей картинки —  Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицы вместе с голью кабацкою». Ждет, ибо только после этого, после полной жизненной катастрофы дочери, наступит черед четвертой картинки — состоится покаянное возвращение «блудной дочери». И, как бы предчувствуя, что не дождется этого, С. В. желает смерти любимой Дуне…

Однако повесть о С. В. действительно самая сложная по своему построению во всем цикле. Взгляды героя мотивированы социально — по-своему он прав, подобные «романические» истории с увозами чаще всего завершаются катастрофой. (Тут читатель, по замыслу автора, должен вновь вспомнить повесть Карамзина — ее трагический финал.) Кроме того, образ С.В.

отражен еще в нескольких литературных зеркалах. Сначала рассказчик иронически припоминает стихи князя Вяземского о «коллежском регистраторе», почтовой станции «диктаторе», чтобы затем — вопреки цитате — пробудить в читателе сочувствие к этому несчастному «диктатору», которого каждый может обидеть. Так — постепенно и неявно — С.В.

предстает жертвой общества; его «формула» выведена из опыта жизни в этом обществе. Другое дело, что смотритель не хочет открытыми глазами, непредвзято посмотреть окрест себя, чтобы сквозь «социальную» жизнь увидеть жизнь самой жизни, ее непредсказуемую полноту.

Законы бытия открыты для благой воли Провидения или хотя бы для случайности; ее поток может вторгаться и в социальное пространство — меняя привычный ход вещей. Такую возможность С. В.

начисто отвергает; более того, он как бы входит, врастает в образ страдающего отца, в прямом смысле слова «упивается» своей печалью, — так что рассказчик спешит отразить героя в очередном литературном зеркале, на сей раз — кривом. Несколько театральный жест пьяного С. В., «живописно» отирающего слезы «своею полою», сравнивается с поведением «усердного Терентьича» в «прекрасной балладе Дмитриева» («Карикатура»).

Читайте также:  Природа, растения и животные мексики

Ограниченности социальной схемы соответствует обытовленность выринских «картинок»; предельной открытости самого бытия соответствует утраченный в этих картинках религиозный смысл евангельского «источника». Пока С. В.

ждет, что события выстроятся в последовательность, «подсказанную» его картинками, свободный поток жизни компонует все по-своему. Вопреки «картинкам» — и в соответствии с духом Евангелия.

Рассказ о приезде Дуни и ее покаянном плаче на могиле отца развязывает сюжет повести — и окончательно смыкает его с сюжетом о блудном сыне. Правда, сам С. В. этого уже никогда не увидит.

Сложная организация образа С. В. предполагала возможность его восприятия и в чисто «литературном», и в религиозном, и в сугубо социальном ключе.

Именно социальную маску «маленького человека» Вырина использовали писатели и критики ранней натуральной школы (так, Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф. М.

Достоевского читает «Станционного смотрителя», как бы узнавая в С. В. своего предшественника).

Источник: http://lit-helper.com/p_povesti_belkina_harakteristika_obrazov_samson_virin

Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Коллекция сочинений: Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель»)

“Станционный смотритель» — одна из повестей, во­шедших в известное произведение А. С. Пушкина “По­вести покойного Ивана Петровича Белкина». В “Стан­ционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права.

Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель…».

Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого», а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержа­ния своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и уп­реки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла.

Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обраще­ние со станционными смотрителями взял себе за пра­вило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым». Несмотря на нелег­кую работу и зачастую грубое и несправедливое обра­щение с ним проезжающих — неозлобленного и об­щительного.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, не­убранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гуса­ром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, ко­торую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и от­носится к нему с уважением: честь для Самсона пре­выше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как по­ступок горячо любимой дочери.

Материальная бед­ность для Самсона ничто по сравнению с опустошенно­стью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотри­теля повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась.

А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою.

Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согре­шишь да пожелаешь ей могилы…»

Ничем хорошим не закончилась и попытка станци­онного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадо­стную, наполненную бедами и унижениями жизнь про­стых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смот­ритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Источник: http://www.slavkrug.org/obraz-samsona-vyrina-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-smotritel/

Сочинение: В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Во многих областях литературного творчества Александр Сергеевич Пушкин стал первооткрывателем. Одним из его новаторских достижений было обращение к теме «маленького человека». Что понимается в литературоведении под термином «маленький человек»? Это герой, в котором нет ничего герои­ческого. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ни-

чем не примечательный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гу­манистический пафос.

Она находит своего героя, как выразил­ся выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах.

Впервые такого героя можно обнаружить в пушкинских «Повестях покойного Ива­на Петровича Белкина».

В повести «Станционный смотритель» мы знакомимся с «маленьким человеком» в образе Самсона Вырина. Это, по словам автора, «сущий мученик четырнадцатого класса, ограж­денный своим чином токмо что от побоев, и то не всегда…».

Его должность автор называет «настоящей каторгой». Почему? Оказывается, «всю досаду, накопленную во время скорой езды, путешественник вымещает на смотрителе.

Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага… если не случится лошадей… какие ругательства, какие угрозы посып­лются на его голову!».

Итак, хотя герой повести и дворянин, но он имеет самый низший чин, а исполнение им служебных обя­занностей, достаточно тяжелых, чревато тем, что его, без вся­кой вины, может оскорбить любой проезжающий, если он выше чином.

Однажды с этим беззащитным человеком происходит со­бытие, которое на всю жизнь повергает его в неизбывное горе. Единственным утешением его старости была молодая дочь Дуня. И вот ее увозит с собой в Петербург проезжий гусар. Как пи пытался Самсон Вырин вернуть дочку домой, он оказался бессилен из-за своей бедности и отсутствия высоких покрови­телей.

Разлука с дочерью подорвала его здоровье, и он через некоторое время умер. А пока был жив, старик горевал не толь­ко о разлуке с дочерью, но и о ее печальной судьбе. Он думал, что гусар Минский со временем бросит ее и она вынуждена будет нищенствовать и скитаться одна в большом городе. Од­нако в этом он ошибся: судьба Дуни сложилась довольно сча­стливо.

Когда мы встречаем ее в финале повести, то видим благополучную барыню, из чего можем предположить, что ее роман с Минским завершился счастливым браком. Но старик ничего об этом не знал, поэтому горе оказалось безутешным и свело его в могилу.

Бесправие «маленького человека», произ­вол «сильных мира сего» — вот что осуждает Пушкин в повес­ти «Станционный смотритель».

Однако главная вина в печальной судьбе Самсона Вырина лежит не на гусаре, а на самой Дуне. Ведь она могла бы, добив­шись жизненного благополучия, вспомнить о своем отце и постараться облегчить ему жизнь. Однако, когда это случилось, было уже поздно.

Таким образом, можно сделать вывод: Самсон Вырин прав в том, что маленькому, лишенному чинов, денег и положения в обществе человеку невозможно добиться справедливости от хозяев жизни. А заблуждается он в чувствах к нему родной до­чери. Она оказалась черствой и эгоистичной и раскаялась в этом только тогда, когда отца уже не было в живых.

На этой странице искали :

  • характеристика самсона вырина из повести станционный смотритель
  • характеристика станционного смотрителя самсона вырина
  • В чем прав и в чем заблуждается самсон вырин
  • сочинение по повести станционный смотритель
  • характеристика самсона вырина

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-v-chem-prav-i-v-chem-zabluzhdaetsya-samson-vyrin-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-smotritel.html

Ссылка на основную публикацию