Правдин: характеристика и образ героя в комедии д. и. фонвизина “недоросль”

Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера (злой, завистливый, честный, и т.д.) которые не меняются на протяжении всего сюжета вне зависимости от происходящего.

В пьесе Фонвизина подобная классификация дополнена и имеет четкую структуру, четко выделяются три группы, в каждой из которых по три мужских и одному женскому герою: учителя (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин и кормилица Еремеевна), отрицательные (Митрофанушка, Скотинин господин и госпожа Простаковы) и положительные (Стародум, Правдин, Милон и Софья). Говоря о последних, важно отметить Правдина, человека постороннего, который не является частью семьей, не учувствует непосредственно в конфликтах пьесы, однако, играет очень важную роль.

Герой, как и все остальные в произведении, носит «говорящую» фамилию, которая акцентирует внимание на основных, наиболее ярких чертах характера персонажа. Правдин – образовано от слова «правда», т.е.

именно справедливости он придерживается в своих словах и поступках.

На эту деталь специально несколько раз с акцентировано внимание в тексте, например, при знакомстве героя с Тарасом Скотининым, который несколько раз переспросил, якобы не расслышав, фамилию.

Он чиновник, служащий в наместничестве (учреждение, которое создала Екатерина Вторая для того, чтобы контролировать выполнение указов в каждой губернии). Своей главной целью, не только силу должности, но и из-за свойственной ему честности и чувства долга, герой считает пресечение жестокости дворян в отношении крепостных крестьян.

Как известно, во время своего правления императрица сильно приблизила сословие дворян к себе, многое им позволяя и закрывая глаза на многие вещи. Поэтому, многие помещики того времени были известны своей жестокостью.

Пример тому – госпожа Простакова, которая держит в ежовых рукавицах не только своих слуг (которых она уже давно обобрала до нитки), но и своих родных.

Правдин разделяет многие идеи, которые высказывает Стародум (именно через него Фонвизин высказывает свои мысли). Оба эти героя являются образованными, начитанными людьми, не приемлющими жестокость, царящую в доме Простаковых. Оба ценят в людях в первую очередь их личные качества, а не чин или материальное положение.

Нельзя сказать, что герой участвует в основном конфликте пьесы – любовном.

Он – не один из претендентов на руку Софье, а также не является тем храбрым «рыцарем», спасшим девушку (эту роль, в традициях романтизма, автор отдает ее возлюбленному – Милону).

Правдин как бы находится немного в стороне, тем не менее играя важную роль в исходе событий. Именно он, как представитель власти, отнимает поместье у Простаковых, тем самым наказывая за их жестокость и невежество.

Характеристика Правдина в комедии Недоросль

Комедия, которая высмеивает всех помещиков и не порядочных чиновников из-за которых страдают простые крестьяне, которые должны терпеть все бесчинства и унижения, но очень скоро всему этому придет конец, так как эту дремучую деревню едет Правдин, а этот парень сможет разобраться даже в самых запутанных делах, так как он очень яростно блюдет букву закона и не позволит издеваться над бедными людьми.

Этот герой, имеет положительный образ в этой камеди, так как в его лице, автор показывает, что не все еще потеряно, так как остались люди, которым не безразлична судьба простых людей, которых все постоянно обманывают и хотят нажиться за их счет.

Все начинается с того, что наш герой отправляется расследовать одно запутанное дело, он ревизор, который должен навести порядок в одном поместье, но сделать это будет очень сложно, так как вся ситуация уже давно вышла из-под контроля и найти концы будет сложно, но он постарается это сделать, так, как только он сможет восстановить правду и справедливость, которая должна обязательно восторжествовать.

Он непреклонен и не берет взяток, так как считает, что это мерзко и не по закону, а этого многие не понимают, так как большинство чиновников и ревизоров, погрязли во лжи и взятках.

Этим образом, автор показывает, что все небезнадежно, и Россию ждет великое будущее, но с одним условием: нужно трудится на ее благо, а не набивать свои собственные карманы.

Именно тогда, все наладится, а такие люди, как Правдин, обязательно помогут усовершенствовать, а самое важное очистить, эту старую, не нужную систему, которая уже, начинает давать сбои.

Мастер своего дела, который берется за эту непосильную ношу, но он уверен, что все может получится, так как есть еще люди, которым можно доверять. Правдин, это герой нашего времени, которому выпала очень сложная, но выполнимая миссия.

Образ и Характеристика Правдина в Недоросле

  • Сочинение Кому на Руси жить хорошоЭпическая поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала неким результатом двух десятков лет творчества. Произведение было написано сразу после отмены крепостного права в1862году, то есть в то время, когда преобразование еще не оправдало чаяний
  • Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба.
  • Сочинение по картине Ватолиной Вести с фронтаОчень проницательная история, которую изобразил на своей картине художник, так как посмотрев, мы сразу же можем понять, что происходит в этой большой и дружной семье, которая привыкла поддерживать друг друга в сложной ситуации. Все дело в том,
  • Сочинение Осень мое любимое время года 4 классКаждое время года постоянно сменяется другим. Осень, зима, весна и лето. Четыре соперницы, абсолютно непохожие и вечно соревнующиеся за право продлиться как можно дольше. И любой живущий на земле выбирает
  • Сочинение на тему Традиции моей семьиВ нашей семье, существует, одна очень давняя традиция, которую придумали насколько мне известно, еще мои брабабушка и брадедушка. Каждое первое воскресенье весны, мы всей семьей, включая даже дальних родственников,
  • Сочинение на тему Какой я представляю землю глядя на глобус 4 классНаша земля необъятная. Ее населяют разные нации, везде различный климат и отношение к жизни. Смотря на глобус, представляешь, сколько всего интересного находится на земле.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/oraz-i-harakteristika-pravdina-v-komedii-nedorosl

Характеристика Стародума из комедии “Недоросль” Фонвизна – образ героя и его биография

Главная > Литература > Стародум из комедии “Недоросль” – характеристика и образ героя

В первую очередь, надо понимать, что комедия «Недоросль» — яркий пример пьесы эпохи классицизма, и все персонажи в ней имеют однозначный положительный или отрицательный характер. Кроме того, все действующие лица имеют говорящие фамилии, лишь только прочитав которые, читатель начинает формировать свое мнение и понимание героев.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» — один из самых сильных и однозначных.

На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера.

Без сомнения, Стародум — одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи — один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер — то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

  • Стародум немолод — ему около шестидесяти лет от роду, и большую часть своей жизни он посвятил служению своей Родине так, как он это понимал правильным. Его отец воспитывал его в духе Петровской эпохи, когда к одному человеку обращались в единственном числе, и людям не приходило в голову считать одного за многих. Зато каждый человек стоил многих. И герой не считает нужным переучиваться по-другому, ломать себя и перестраиваться под порядки, которые не вызывают у него уважения и отклика в душе.
  • Та, Петровская эпоха, осталась для Стародума основой, планкой, на которую нужно равняться. В разговоре с героем, Правдин отмечает, что тогдашнее воспитание состояло в немногих правилах, и его собеседник уточняет: «В одном … Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.» — Этим правилом и руководствуется в своей жизни Стародум. И герои пьесы, которые на уровне интуитивном, глубинном, чувствуют в себе отклик этому правилу — Правдин, Софья и Милон.
Читайте также:  Германия. география, описание и характеристики страны

Биография и воспитание Стародума

  • Дядя Софьи в молодости поступил на воинскую службу, и достойно с ней справлялся, а объявленную войну он расценил как шанс и прекрасную возможность проявить себя, свое мужество и отвагу. Далеко не все молодые дворяне разделили этот энтузиазм, более того, тот, кого Стародум считал своим другом, приложил усилия, чтобы избежать такого варианта развития событий, и в военных действиях не участвовал. Однако, дальнейшее развитие событий было таково.
  • Прежний друг героя, граф, который счастливо избежал воинской службы на передовой, был пожалован чином. И это произошло именно в то время, когда дядя Софьи с трудом выздоравливал после тяжелого ранения. Эта несправедливость глубоко разочаровала его, и герой оставил воинскую службу. Герой не терпит несправедливости, он органически не может оставаться спокойным в такой ситуации, его душа и сердце требуют решительных действий.
  • После отставки он отправился в Петербург, и некоторое время пробыл при дворе, однако, понял, что нравы и правила, принятые там, ему чужды, Стародум покинул двор. Сам он говорит об этом со спокойным достоинством и даже иронией:
  • «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
  • Далее, дядя Софьи отправился в Сибирь, и там нажил состояние — честным трудом, не прибегая к подлостям и не марая руки воровством.

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя — прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность, окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя — если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

  • После того как он вернулся из Сибири, он отправляется за племянницей, Софьей, и имеет намерение счастливо выдать ее замуж, и в том видит для себя отраду. Ее семейное счастье волнует его, и делая Софью наследницей своего капитала, он говорит следующее:
  • «…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…»
  • Окружение Софьи, семья Простаковых, Скотинин, набивающийся Софье в женихи, госпожа Простакова, усиленно сватающая Митрофанушку в мужья племяннице Стародума — все эти люди вызывают у героя только отрицательные эмоции, разбавленные, впрочем, иронией, иногда граничащей с сарказмом.
  • Милон и Правдин, в свою очередь, вызывают у героя симпатию. Отдельно нужно отметить, что возлюбленный Софьи произвел на Стародума положительное впечатление прежде, чем выяснилось, что Милон — племянник старинного друга Стародума. И новость о том, что Софья с Милоном имеют сердечную склонность, друг к другу обрадовала его, и он, видя счастье молодых, благословляет брак.

Если говорить об афоризмах этого персонажа, из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило — в первом движении ничего не начинать…»

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/starodum-iz-komedii-nedorosl-harakteristika-i-obraz-geroya.html

Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль” (стр. 1 из 5)

Введение

«Недоросль» – центральное сочинение Д.И. Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, – указывал Г.А.

Гуковский, – его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы» (6). Но в отличие от комедий А.П. Сумарокова и В.И.

Лукина, пьесы Фонвизина – явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

От классицизма идет прежде всего принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга. В «Недоросле» – характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор.

Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая – как отклонение от нее. Так оценивали современность и Ломоносов и Сумароков. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря – злонравные и добродетельные герои.

Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные – только порочны. Однако в «Недоросле» система образов расширена.

Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои – Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные – Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана – Цыфиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами (11). В его комедиях среди масок-карикатур и идеальных схем впервые на русской сцене возникают настоящие живые люди, и в этом – одна из величайших творческих и даже идейных побед Фонвизина.

В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины, чего опять-таки не наблюдалось в пьесах Сумарокова. В решении этого вопроса большую роль сыграло просветительство, объяснявшее пороки людей их «невежеством» и неправильным воспитанием.

При исследовании комедии «Недоросль» (от первых критических отзывов XIX в. до фундаментальных литературоведческих трудов XX в.

) литературоведы обращались к проблеме разного эстетического достоинства этически полярных персонажей (8).

Критерием же этого достоинства традиция считает не что иное, как жизнеподобие: яркий, достоверный, пластичный образ порока признается более художественно полноценным, чем бледная идеологизированная добродетель:

В.Г. Белинский: «В комедии его [Фонвизина] нет ничего идеального, а следовательно, и творческого: характеры дураков в ней – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности; характеры умных и добродетельных – риторические сентенции, образы без лиц» (2; 537).

Г.А. Гуковский: «Милон, Правдин, Стародум отвлеченно ораторствуют на отвлеченной сцене, Простаковы, учителя, слуги живут повседневной жизнью в реальной бытовой среде» (5; 189).

К.В. Пигарев: « Фонвизин стремился к обобщению, типизации действительности. В отрицательных образах комедии ему это блестяще удалось.

Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности.

Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени» (12).

Цитированные наблюдения над поэтикой «Недоросля» четко выявляют эстетические параметры двух антагонистических групп персонажей комедии: с одной стороны, словесная живопись и «живая жизнь» в пластически достоверной бытовой среде, с другой – ораторство, риторика, резонерство, говорение. Роль бытовых героев в комедии вызывает множество споров, и в этом заключается актуальность данного исследования.

Объектом исследования является творчество Д.И. Фонвизина и его комедия «Недоросль». Предмет исследования – образы бытовых героев комедии.

Цель исследования: выявить художественное своеобразие и роль бытовых образов персонажей в произведении. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :

1. Выявить черты традиции и новаторства в системе персонажей комедии «Недоросль».

2. Проанализировать образы бытовых героев с учетом приемов их создания.

3. Определить значение образов бытовых героев в комедии.

Методы исследования: аспектный анализ, жанрово-типологическое исследование.

Практическая значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 9 классе.

1. Традиции и новаторство в системе образов героев комедии Фонвизина «Недоросль»

Читайте также:  Урок-конспект по картине ф. п. решетникова "мальчишки"

По сюжету и по названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания – центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова.

Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

https://www.youtube.com/watch?v=h6os1nyBJGM

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия).

В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре.

В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья.

Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Бытовые второстепенные герои также имеют говорящие фамилии: Цифиркин, Кутейкин, Вральман.

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма.

Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, го образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа.

Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

По мнению О.Б.

Лебедевой, наблюдения над поэтикой «Недоросля» четко выявляют эстетические параметры двух антагонистических групп персонажей комедии: с одной стороны, словесная живопись и «живая жизнь» в пластически достоверной бытовой среде (Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин), с другой – ораторство, риторика, резонерство, говорение (Правдин, Милон, Стародум, Софья). Эти два семантических центра очень точно определяют и природу художественной специфики разных групп персонажей как разных типов художественной образности, и русскую литературную традицию, к которой эти типы восходят (9).

Сам способ существования на сцене антагонистических персонажей комедии, который предполагает определенный тип связи человека со средой в ее пространственно-пластическом и вещном воплощениях, воскрешает традиционную оппозицию сатирического и одического типов художественной образности. Герои комедии четко делятся на сатирико-бытовых «домоседов» и одических «странствователей».

Оседлость Простаковых-Скотининых подчеркивается их постоянной прикрепленностью к замкнутому пространству дома-поместья, образ которого вырастает из словесного фона их реплик во всех своих традиционных компонентах: крепостная деревня («Г-жа Простакова я вас теперь искала по всей деревне» (1[1] , 2, 5), господский дом с его гостиной, которую являет собой сценическая площадка и место действия «Недоросля», надворные постройки («Митрофан. Побегу-тка теперь на голубятню» (I, 4); «Скотинин. Пойти было прогуляться на скотный двор» (I, 8) – все это окружает бытовых персонажей «Недоросля» пластически достоверной средой жилища (9).

Напротив, герои-идеологи совершенно бездомны.

Они перемещаются в пространстве с легкостью; они не принадлежат к миру простаковского поместья, приходя в него извне и на время; их образы связаны не с домом как средой обитания, а с городом как культурологической категорией: как известно, в Москве живет Правдин, Москву покинул, уезжая в Сибирь на заработки, Стародум (I, 7), в Москве родилась взаимная любовь Милона и Софьи (IV, 6). И этот московский генезис героев-идеологов далеко не случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, Стародум, Милон и Софья, несмотря на свою западническую книжную культуру, в той же мере русские, что и оседлые обитатели провинциальной нивы.

Источник: http://MirZnanii.com/a/135439/obrazy-bytovykh-geroev-v-komedii-di-fonvizina-nedorosl

Образы главных героев в комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина

Сочинения › Фонвизин Д.И. › Недоросль

Готовые Домашние Задания

Комедия Фонвизина “Недоросль” — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральный персонаж пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”.

Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”. К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “дуйленька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя1', “милости просим”.

Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

— Один ты остался у меня.

— Да отвяжись…

— Нет у меня сына…

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”.

Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” тогавре-мени и пониманию родителей.

Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую то лику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”.

“Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Замечательны фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия.

У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные.

И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок.

Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. “Я и своих поросят завести хочу”. “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын. если…

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”.

Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все.

Читайте также:  Крупные вулканы россии

что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены.

Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова.

Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон.

Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство.

Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значе ния слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль.

Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”.

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Фонвизин — талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

Сочинения по теме:

  • Главная проблема 18 века – просвещение, раскрытая в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
  • Характерные особенности героев комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
  • Особенности построения комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
  • Помещичий произвол в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение

Источник: http://1soch.ru/fonvizin-di/nedorosl/obrazy-glavnyh-geroev-v-komedii-nedorosl-d-i-fonvizina

Главные герои «Недоросль» – характеристика героев пьесы Фонвизина » Сочинение на EraInfo.ru

В пьесе Фонвизина «Недоросль» главные герои делятся на своеобразные дуальные пары, в которых автор изображает людей со схожими социальными ролями, но изображая их в зеркальном искажении. Так, кроме пары «детей» – Софьи и Митрофана, можно выделить «воспитателей» – Стародум и Простакова, «женихов» – Милон и Скотинин, а также «владельцев» – Простаков и Правдин.

Митрофан – недоросль и главный герой комедии – избалованный глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги.

Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой. Полной противоположностью Митрофану является Софья.

Это образованная, умная и серьезная девушка с непростой судьбой. Лишившись в раннем возрасте родителей и живя на попечении у Простаковых, Софья не перенимает их ценности, а, по сути, становится «белой вороной» в их обществе (Простакова даже возмущается, что девушка умеет читать).

Простакова предстает перед читателями с одной стороны как необразованная, хитрая женщина, которая ради наживы готова практически на все, а с другой – как практичная хозяйка и любящая мать, для которой счастье и беззаботное будущее ее сына стоит превыше всего. Простакова воспитывала Митрофана так, как воспитывали ее, поэтому и могла передать и показать собственным примером устаревшие, давно исчерпавшие себя идеи и ценности.

У Стародума совершенно иной подход к воспитанию – он не относится к Софье, как к маленькому ребенку, беседуя с ней на равных, наставляя ее и советуя исходя из собственного опыта.

В вопросе замужества мужчина не берется окончательно решать за девушку, так как не знает, свободно ли ее сердце. В образе Стародума Фонвизин изображает свой идеал родителя и воспитателя – авторитетной сильной личности, которая сама прошла достойный путь.

Однако анализируя систему персонажей «Недоросля» с точки зрения современного читателя, стоит отметить, что образ Стародума как воспитателя тоже не идеален. Все время, пока он отсутствовал, Софья была лишена родительской опеки и предоставлена самой себе.

То, что девушка научилась читать, ценит мораль и добродетель скорей заслуга ее родителей, которые привили ей это еще в малом возрасте.

Вообще тема родства важна как для положительных героев пьесы «Недоросль», так и отрицательных. Софья – дочь достойных людей, Милон – сын хорошего друга Стародума. Простакова же только после замужества получила эту фамилию, на самом деле она Скотинина.

Брат и сестра очень похожи, ими обоими движет жажда наживы и хитрость, они не образованы и жестоки. Митрофан изображен настоящим сыном своих родителей и воспитанником дяди, перенявшим по наследству все их отрицательные черты, в том числе любовь к свиньям.

Персонажи, чье родство в пьесе не упоминается – Простаков и Правдин. Простаков кардинально отличается от своей жены, по сравнению с активной и деятельной Простаковой он выглядит безвольным и пассивным. В ситуации, когда он должен показать себя хозяином деревни, мужчина теряется на фоне своей жены.

Это и приводит к тому, что владельцем удела становится более активный Правдин, который смог усмирить Простакову. Кроме того, Простаков и Правдин выступают некими «ревизорами» происходящего.

Правдин является голосом закона, Простаков же – мнением простого (вспомним о «говорящих» фамилиях пьесы) народа, которому не нравится как ведет себя «старое» дворянство в лице его жены и шурина, но боится их гнева, поэтому говорит только в сторону и не договаривая.

Последняя пара персонажей – это Скотинин и Милон. Мужчины олицетворяют устаревшие и новые идеи о браке и семейной жизни. Милон знает Софью с детства, они любят друг друга, а потому их отношения строятся на взаимном уважении и дружбе. Скотинин даже не пытается узнать девушку поближе, его волнует лишь его приданое, при этом он даже не собирается обустроить ей хорошие условия после брака.

Кроме главных персонажей, в пьесе присутствуют второстепенные действующие лица – учителя и воспитатели Митрофана-недоросли. Характеристика героев второго плана – Еремеевны, Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана – связана с их социальной ролью в пьесе.

Няня представляет собой пример крепостного человека, который всю жизнь верно служит своей хозяйке, терпя побои и несправедливость.

На примере же образов учителей автор обнажает все проблемы образования в России 18 века, когда детей обучают отставные военные, не окончившие семинарию или вовсе конюхи.

Для 18 века новаторство Фонвизина состояло в том, что автор изобразил действующие лица «Недоросля» без чрезмерного пафоса и шаблонности, присущих многим произведениям классицизма.

Каждый герой комедии – это несомненно сборный образ, но созданный не по готовому «трафарету», а обладающий своими индивидуальными чертами.

Именно поэтому персонажи произведения «Недоросль» даже в наши дни остаются ярчайшими образами русской литературы.

Источник: http://erainfo.ru/glavnye-geroi-nedorosl-xarakteristika-geroev-pesy-fonvizina/

Ссылка на основную публикацию