Князь мышкин: характеристика и образ героя в романе ф.м. достоевского “идиот”

Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского “Идиот” (1868)

Странноватый герой романа «Идиот» князь Лев Николаевич Мышкин, одним своим молчаливым приходом вызвал трагический конфликт в светском обществе.

Не будучи при этом активным борцом с несправедливостью, не вызывая судьбу на поединок и ни кого не обличая.

Всему миру противопоставлена одна лишь его личность, внутренний закон которой прямо противоположен законам тёмного мира.

Мышкин от рождения наделён неосмысленностью мира, которую несколько лет лечил швейцарский профессор вдали от пенатов князя. Он возвращается в Россию без денег, не зная, где остановится, но с огромным желанием познать свою необъятную Родину. Князь останавливается в квартире Иволгиных.

Он распахнут душой для каждого встречного и с готовностью принимает всё, что ему готовит окружающий мир. Но блаженным дурачком Мышкина назвать нельзя, его сознание переполняют серьёзные мысли. Кроме того князь легко разгадывает персонажей романа, видит их насквозь, хоть и не планирует как-то применять свою прозорливость.

Наблюдая за разрозненными и одинокими среди толпы душами, Лев Николаевич невольно берёт на себя роль их воссоединения, воскрешения и обучения понимать рядом стоящего. Но исцелить эти души за гранью возможного — мир реалий побеждает князя, который не желая того провоцирует катастрофы.

Его доброе простодушие вызывает раздоры, а способность сострадать ближнему — подозрительность. Князь же прибывает в уверенности, что основной закон бытия — сострадание. Но вокруг него страдают все, а сострадать не умеет никто.

Князь Мышкин и Настасья Филипповна

Никакого занятия у князя нет, «делом» его жизни становится Настасья Филипповна. Эта женщина стала истинным испытанием и ужасной бедой для Мышкина. Впервые увидев её гордое и страдающее лицо на фотографии, он более не смог не думать о ней. А встретив её впервые, он стал лишь ею дышать. Эти двое похожи душевно — общие одиночество и высота духовности. 

Через некоторое время, князь, живущий в Москве, уже не кажется совершенно наивным человеком, сохраняя при этом всю свою простоту в общении. За это время он успел получить наследство, о котором ходят слухи, что оно едва ли не колоссальное. Его шансы на любовь Настасьи Филипповны возросли,

Князь испытал к Настасье Филипповне «высшую» любовь, которая обернулась для женщины её «сорта» невыносимой мукой. Эта женщина понимала обесчестившую её страсть Тоцкого, принимала за данность страсть Рогожина, готового её купить, как вещь.

Князь же для неё в новинку, она так и не смогла принять такой его любви, ведь считала себя не достойной высоких чувств. Она решает за Мышкина и убеждает его жениться на Аглае, девушке с честью.

А та читает вслух стихи, уличающие князя в «рыцарстве». 

Лев Николаевич в силу своего психического устройства путается и ему кажется, что он любит обеих — и Настасью Филипповну, и Аглаю. Не вольно он становится жесткого поединка между женщинами. Он принимает и этот факт смиренно, со смирением соглашается на свадьбу с Настасьей Филипповной, смиряется и когда она убегает из-под венца с Рогожиным.

Смерть возлюбленной становится последней каплей — рассудок князя сдаёт. Мышкин вновь отправлен в Швейцарию на лечение.

Цитаты князя Мышкина

– Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь.

А ведь главная, самая сильная боль, может не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что уж наверно; главное то, что наверно.

– Убивать за убийство несоразмерно большее наказание чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит.

А тут, всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете.

Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет.

Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «ступай, тебя прощают». Вот эдакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!

– Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

– Мир спасёт красота.

– Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?

– Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?

– Трус тот, кто боится и бежит, а кто боится и не бежит, тот еще не трус.

– Какие мы еще дети, Коля! и… и… как это хорошо, что мы дети!

Источник: http://fandea.ru/790-obraz-knjazja-myshkina-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot-1868.html

Князь Мышкин: характеристика литературного героя :

Князь Мышкин – герой, известный всем по роману Федора Михайловича Достоевского «Идиот», а также по многочисленным экранизациям, снятым по произведению, и по спектаклям, поставленным по нему же. Чем же так исключителен этот роман и его главный герой?

Что Достоевский задумал

Роман не сразу и нелегко давался писателю. А потом был неоднозначно принят читателями его современности. У Федора Михайловича был художественный талант предсказателя. И он одним из первых смог многие вещи увидеть, описать, предупредить людей. Но, увы, его предупреждения не заметили.

В августе 1867 года Федор Михайлович пишет своему другу Майкову, что роман есть, но черного на белом еще мало. То есть замысел есть, но пока мало написано.

Он появился, еще когда Достоевский писал «Преступление и наказание». Но тот роман, который мы знаем, получился только с третьей попытки.

Достоевский взял аванс в 4,5 тысячи рублей в редакции и надеялся закончить произведение к концу 1867 года. Однако этого не получилось.

Достоевский, будучи за границей, пытался оценить состояние русского общества. По газетам он заметил, что участились случаи странных убийств. Например, убийство ювелира миллионером, дело Улицкого. И для Федора Михайловича тема убийства в романе «Идиот» не на последнем месте.

Достоевский приходит к ужасному выводу, что русское общество больно.

И у него появляются два вопроса: действительно ли сохранил русский народ православие? И готов ли этот народ ко второму пришествию Христа? И тут возникает проблема – можно ли в искусстве изобразить Христа?

Аллюзии с Евангелием

В литературе можно изобразить Христа только такого, как в Евангелии. Нельзя в его уста вложить ни единого слова, которого там нет, потому что это будет уже Лжехристос.

Достоевский это прекрасно понимает, и тогда пытается изобразить положительно прекрасного человека.

Это и будет князь Мышкин – идиот скорее в греческом смысле слова, то есть наивный и сердечный человек, мирянин, но и не только.

С первых двух попыток у писателя не получается то, что он хочет. Не выходит еще знакомый нам князь Мышкин. Достоевский пытается из человека гордого, как Раскольников, сделать человека смиренного.

Этого не выходит, и тогда в третьей редакции романа автор уже изначально задумывает изобразить человека кроткого, смиренного, такого, каким был Спаситель. С самого начала романа много аллюзий с Евангелием. Много параллелей между ним и главным героем.

Даже его имя: князь – значит власть, а фамилия Мышкин – кротость. То, что было у Христа: он и бог, и человек.

Начало повествования происходит в 9 утра. Это третий час, согласно Евангелию от Марка, когда был распят Христос. У Достоевского ни одна деталь не бывает случайной. Значит, начинается распятие Христа или того, кто его олицетворяет.

Образ князя Мышкина Льва Николаевича

Внешне князь напоминает Христа: «… роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками…»; «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое…». Князь одет в плащ с капюшоном и без гроша в кармане.

На ногах какие-то необычные башмаки. Он как будто из другого мира. И каждый персонаж романа видит, что князь Мышкин не от мира сего, он блаженный или, как говорят в простонародье, идиот. Он исполняет все девять заповедей блаженства.

И все возлагают ту или иную надежду на некоторую его помощь.

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов.

Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных.

Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу.

Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

Откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне и как проходит их знакомство

Еще по пути в Петербург Мышкин в поезде знакомится с Рогожиным. И роман начинается с разговора о Настасье Филипповне. Заканчивается он тоже разговором князя и Рогожина уже об убитой девушке. Композиция произведения закольцована.

Итак, князь Мышкин сначала услышал о Настасье Филипповне, потом у Епанчиных увидел ее портрет. Интересна троекратная оценка им портрета. Сначала он увидел и поразился красоте, затем почувствовал страдание, в третий раз взглянул, и уже выразилось чувство жалости.

Когда Лев Николаевич встречается с девушкой, у них происходит странный разговор, они как будто узнают друг друга, хотя они не могли видеться ранее. Между ними устанавливается особая связь, не столько эмпирическая, сколько метафизическая. Это словно души, которые встречались в раю, а теперь не узнают друг друга, но что-то чувствуют.

Настасья Филипповна грешница, но грешница-мученица, потому что не по своей воле таковою стала. Ее такой сделали, и она не смирилась. Она не сочувствующая миру, как Соня Мармеладова, она гордая и именно поэтому погибла.

Мышкина в романе воспринимают как ребенка. Его душа сохранила детство. И для него важен этот покой в его сердце. Он единственный чистый человек в этом обществе. Общество больно. Для них важны не этические, нравственные понятия, а только благосостояние, жажда наживы и богатства любыми путями. И два относительно чистых человека в романе – это Лев Николаевич и Настасья Филипповна.

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека.

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство мексики

Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша.

И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви.

Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа – не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает.

Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут.

Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

Спас ли кого-нибудь в романе Лев Николаевич

В романе положительность князя Мышкина в том, что он совершенный герой. С первых минут своего появления он удивляет всех, с кем общается, своей искренностью, открытостью, правдивостью и готовностью прийти на помощь.

Хоть и желание помочь не всесильно, и исследователи и читатели часто упрекают Мышкина в том, что он никого не спас. Хотя это не совсем так. Мышкин спас швейцарскую девушку Мари. Он восстановил добро в сердцах детей. После встречи с ним меняется Ганя Иволгин, становится другим.

И, наконец, у князя появляется верный последователь – Коля Иволгин.

Лев Николаевич Мышкин, конечно, не идеален. Он чувствует угрызения совести за то, что не всегда думает о людях хорошо. Вот, собственно, и все его грехи. И в конце он возвращается туда, откуда приехал – в лечебницу. Снова аллюзия с Христом. Оба вернулись в свой рай, непонятые, преданные людьми.

Источник: https://www.syl.ru/article/199347/new_knyaz-myishkin-harakteristika-literaturnogo-geroya

Князь Мышкин в “Идиоте”. Образ Льва Николаевича Мышкина

Когда Достоевский описывает внешность своих героев, он (в особенности это касается глаз) указывает на глубинный строй их души. При описании внешности Свидригайлова из «Преступления и наказания» Достоевский указывает на его «голубые, холодные и пристальные вдумчивые» глаза, в которых отражен внутренний мир этого человека — его одиночество, исключенностъ из живого и теплого мира людей.

Большие голубые глаза Мышкина тоже отражают тяжелое одиночество этой молодой души. В общении с другими у Мышкина отсутствует необходимая естественность. В нем нет ни светскости, в нем нет и следа дружеской и семейственной теплоты. Он не вспоминает ни отца, ни мать. Он в своем роде «посторонний» человек.

Когда он находился на излечении в Швейцарии, он ощущал себя совершенно посторонним прекрасной и светлой природе. «Мучило его то, что всему этому он совсем чужой», и он плакал. Мышкин знает, что вселенная — это пир и «всегдашний великий праздник, которому нет конца».

К этому пиру «тянет его давно, всегда, с самого детства. Но он никак не может пристать к нему». На этом празднике были все — и травинка, и маленькая мушка, но он все равно ощущал свое одиночество и беспредельную печаль. В глубине души Мышкин ощущает свою одинокую своеобычность.

И жестокое одиночество — та болезнь, которая снедает его изнутри.

На вечере у Епанчиных Мышкин случайно разбивает дорогую китайскую вазу, но никто не упрекает его, все лишь дружелюбно утешают его. В этот момент героя заполняет бескрайняя радость.

Он растроган до слез, ему кажется, что вот теперь-то все люди стоят на пороге прекрасного братского мира, и он взволнованно говорит о том, что по-настоящему и безмерно счастлив. Это показывает, что Мышкин — утопист, он ожидает явления райского сада на земле, когда все враги примирятся.

В этот момент одинокий князь ощущает, что допущен на Праздник. Голядкин из «Двойника» тоже остро чувствует свою исключенность, он тоже проявляет необыкновенную чувствительность по отношению к доброму к себе отношению.

Временами кажется странным, что писатель Достоевский сделал страдающего от одиночества Мышкина обладателем такого глубокого чувства сострадания, но мы должны признать, что как психолог он был прав.

Тот, кто хочет выскочить из тисков одиночества, хочет сблизиться с теми, кто не проявляет агрессивности. Он хочет броситься в объятия любому доброму и хорошему человеку. Беспримесная сострадательность Мышкина сопровождается его глубоким желанием приобрести друга.

Можно сказать, что это единственное истинное желание человека, который страдает от одиночества и не в силах преодолеть свою отдельность.

У Мышкина совершенно нет ощущения причастности к людям или чувства слиянности с природой, но в сердцевине его больной натуры заключена отчаянная потребность в сочувствии и сострадании.

Помимо этой больной психологии, у Достоевского был еще один движущий мотив для конструирования такого сострадальца, каковым является Мышкин. Это его представление о «прекрасном человеке».

Это мнение разделяется большинством интерпретаторов творчества писателя.

«Прекрасный человек» Христос — тот образ Христа-филантропа, учителя любви и дружбы, который сформировался у писателя под влиянием утопического христианства, которым он был так увлечен в свои молодые годы.

Человек, бегущий от фарисейства, сочувствующий падшей женщине и оставшийся с ней, привечающий любого отверженного и поносимого обществом человека — вот тот Христос, который обладал притягательностью для молодых людей 40-х годов того века.

Петрашевцы, молодые идеалисты, в кружок которых входил и Достоевский, — почитали Христа в качестве абсолютного идеала. Они любили говорить, что за личиной низкого и отверженного человека прячется чистое сердце.

Эти молодые российские идеалисты придерживались своей концепции «хорошего» человека: все люди рождены добрыми, но в силу того, что с ними обращаются не по справедливости, они становятся бесчестными и считают сами себя людьми недостойными.

Достоевский обладал такими же представлениями о Христе, он был одним из тех молодых людей, которые за низостью и грязью видели благородную и чистую душу.

Движущей силой той драмы, которая разворачивается на страницах «Идиота», являются пленившие сердце Достоевского образ Христа и образ падшей, но чистой сердцем женщины. Эта драма обнаруживается при столкновении Мышкина, который являет свою доброту каждому без изъятия, и Настасьи Филипповны, которая, являясь содержанкой, считает себя грешницей.

На шумном дне рождения у Настасьи Филипповны, которая «выставлена на продажу», Мышкин заявляет, что готов взять ее в жены такую, как она есть, подчеркивая ее незапятнанность: «…я сочту, что вы мне, а не я сделаю честь.

Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много». И это адресовано той, которая была содержанкой похотливых богачей — тем не менее, Мышкин обнаруживает в ней чистое, как жемчуг, сердце.

Настасья Филипповна потрясена и обрадована тем, что впервые в жизни «человека встретила».

Достоевский вроде бы приготовляет нас к соединению понимающих друг друга душ, но этого не происходит. От слов Мышкина Настасья Филипповна еще сильнее осознает свою греховность и, отвергнув его, протягивает руку Рогожину и уезжает. Согласно Достоевскому, это является еще одним свидетельством ее незапятнанности.

«Прекрасный человек» князь Мышкин в «Идиоте» впадает в отчаяние, он ищет эту «несчастную женщину» и, в конце концов, ему вновь удается мимолетно увидеть ее. Но эта «несчастная женщина», которую он любит, все больше становится похожа на «пленницу», она стыдится своей греховности и не хочет показываться ему на глаза. От этого боль и любовь Мышкина становятся только сильнее.

Князь Мышкин в «Идиоте» убеждает стыдящуюся и мучающую себя Настасью в том, что она — человек чистый и нет нужды мучить себя; он хочет сказать, что готов быть с ней всегда. Его доброта не знает пределов. Его доброта утешает Настасью и заставляет страдать, и эти страдания не оставят ее. Отдаляясь от Мышкина, она приближается к нему, приближаясь — вновь удаляется.

Печальные и сострадательные чувства Мышкина при этой встрече — точно такие же, что испытывает Ордынов («Хозяйка») по отношению к несчастной Катерине — когда он изо всех сил пытается спасти ее. С точки зрения взаимоотношений персонажей, «Идиот» представляет собой расширенный вариант «Хозяйки».

Достоевский не имеет целью унять страдания Настасьи с помощью Мышкина — его сочувственности и любви. Он только описывает драму двух сердец — любящего и любимого. Как это было видно уже в «Бедных людях» (Девушкин) и «Хозяйке» (Ордынов), Федор Михайлович не ищет для своих героев освобождения от страданий и счастья, он целиком погружен в их страдания.

Сострадание Мышкина к «несчастной» Настасье достигает самого высокого градуса. Он желает даже того, чтобы Рогожин, его низкий и неотесанный соперник, не имеющий в своем репертуаре такого чувства, как сочувствие, смог бы сподобиться на сострадание по отношению к «несчастной женщине».

«Прекрасный человек» Достоевского — это проповедник сострадания, которое есть «закон бытия всего человечества». Почему для Федора Михайловича столь важен этот сострадающий и утешающий человек?

Как я уже говорил, Достоевский сам страдал от одиночества. Он воображал себе «прекрасного человека» — Христа, которому ведомы сокрытые внутри страдания людей, которых он умеет утешать. Наверное, и падучая самого Достоевского тоже имеет отношение к этому. В любом случае он хотел помочь унять сумасшедшее и страшное чувство отчаяния и одиночества и восстановить гармонию с миром.

Сам Достоевский продолжал интроспективно врачевать свою душу Христом. Именно поэтому он полагал, что сострадание — это закон бытия. Поэтому он и пытался Мышкина, своего художественного героя, «подтянуть» к образу всесострадательного Христа.

«Красота спасет мир» (часть 3, глава V). Эти известные слова из романа также следует истолковывать в русле испытанного писателем чувства гармонии с миром, чувства, связанного с образом Христа. Достоевский думал, что это чувство гармонии с миром — это и есть спасение мира.

В апреле 1867 г. писатель вместе со своей супругой Анной Григорьевной отправился в Европу. Главной причиной этого послужили участившиеся припадки и опасение, что он может лишиться рассудка. Посредством перемены места Достоевский рассчитывал уберечься от новых приступов.

Как следует из письма Достоевского Аполлону Майкову и из дневника Анны Григорьевны (ее записи, сделанные в Женеве, когда Достоевский работал над «Идиотом»), Федор Михайлович в те дни был объят страхом за свое душевное здоровье. Каждый день жизни доставался Достоевскому тяжело.

И здесь образ «прекрасного человека» служил ему необходимым утешением.

В качестве предположения выскажу свою гипотезу. Свое желание полечиться за границей, выздороветь, а затем вернуться в Россию он перенес на Мышкина — ведь тот тоже лечился от психического расстройства в Швейцарии, поправился и вернулся домой. Не будем забывать, что князь Мышкин в «Идиоте», как и сам писатель, страдал от эпилепсии.

Не вызывает сомнений, что в образе Мышкина соединились два аспекта жизни самого Достоевского: его ощущение выброшенности из жизни и одиночества и страстные переживания по отношению к всепрощающему Христу — наследие молодого Достоевского.

Но, конечно, дело этим не ограничивается. Для Мышкина утомителен любой контакт с внешним миром, он страстно желает избежать любого такого столкновения.

В то же самое время он беспрерывно «считывает» человека и кроит его по своему разумению. Некая сила управляет им, превращая в пассивного и бессильного наблюдателя.

Все эти черты героя являются, несомненно, принадлежностью характера самого Достоевского.

Читайте также:  Лопахин ермолай алексеевич: характеристика и образ в пьесе а.п. чехова "вишневый сад"

Временами автор несколько искусственно уподобляет Мышкина славянофилам. Князь рассуждает о том, что если соединятся воедино образованные люди и необразованный, но полный жизненных сил народ, то тогда это и составит новую будущность России. Это то, о чем говорил Достоевский в журналах «Время» и «Эпоха», характеризуя убеждения славянофилов и почвенников.

Чистота Мышкина временами наивна и, как бы это ни было печально, комична. Возможно, в этом отношении стоит вспомнить о чистом и смешном Дон-Кихоте Сервантеса. И, действительно, в письме Достоевского есть прямые указания на то, что в Мышкине соединяются Христос и Дон-Кихот (Письмо С. А. Ивановой от 13 января 1868).

В конце романа Настасья Филипповна умирает от ножа Рогожина, а сам Мышкин, не в силах бороться с отчаянием, снова возвращается в идиотическое состояние. И здесь тоже мы можем видеть параллель с Дон-Кихотом.

Достоевский видел в романе Сервантеса «самую грустную книгу из всех, созданных гением человека». Поскольку он описал неизбежный крах идеалиста, который обладает сверхчистым сердцем. Всеми силами своей души Дон-Кихот отстаивает «истину», но он начинает сознавать, что эта «истина» не существует в нашем мире.

Мышкин тоже мечтает о том, чтобы не прекращался его «условно-демократический» сон — спасение несчастной и чистой женщины. Он хочет, чтобы никогда не прерывались такие отношения: он глубоко сострадает, а она отвечает ему любовью.

Ему нестерпима жизнь дурно-прозаическая, измаранная грязной реальностью.

Поэтому когда Настасья Филипповна уже мертва и Мышкину становится невозможно мечтать о прекрасном, когда он очнулся от своего прекрасного сна, его душа не выдерживает, и тогда он погружается в безумие.

Сама фамилия Мышкин не случайна. Выпущенный в реальный мир «прекрасный человек» — это всего лишь бессильный зверек.

Образ Мышкина в «Идиоте» составлен, словно мозаика, из самых разных эмоций, идей и мыслей писателя. Как это известно из набросков к «Идиоту», роман писался за границей, в пору ужасных волнений, без приведения в стройную систему многих противоречивых идей. Это чувствуется — после прочтения романа у читателя остается ощущение, что образу Мышкина не хватает стройности и цельности.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/knjaz_myshkin_v_idiote_obraz_lva_nikolaevicha_myshkina/66-1-0-961

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком.

Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества»- так писал о Ф.М. Достоевском М.Е. Салтыков-Щедрин.

Он уловил идейную сущность творчества писателя, которая последовательно раскрывается в исследуется в романном «пятикнижии» Достоевского. Все романы писателя взаимосвязаны между собой именно идейным содержанием, проблематикой, которая, варьируясь от романа к роману, углубляется и выходит к высшей своей точке.

Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу романа «Идиот».

В «Идиоте» сделана попытка собрать воедино представителей всех слоев русского общества и показать, что, несмотря на взаимную борьбу и разъединение, они обнаруживают близость и черты сходства и в отрицательных свойствах, и в положительных устремлениях. И это общее связано с внутренним раздвоением человека.

Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Достоевский освобождает эту личность от всех обстоятельств. «Закрытая» личность, по мнению писателя, как раз тяготела к природному началу.

У Мышкина сознание не замутнено никакими условностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Такое поведение героя приводит к разрушению условностей общества, сословных перегородок.

Такой человек был новым для света, потому-то при первой встрече Настасья Филипповна говорит: «Первый раз человека вижу».

Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который далеко ушел от идеала, потерял и забыл его.

Князь Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Достоевский решил провести дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла.

Достоевский не случайно обратился к образу Христа. Здесь воплотилась идея писателя об идеале: «Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по заповеди Христовой, «я» препятствует, закон личности не дает. Но по закону природы человек тянется к этому идеалу.

Такой идеал возможен, но в результате развития каждого личного «я» до такого состояния, когда человек не может не отдать свое «я» другим без остатка». Вот тогда и будет достигнут идеал.

Но тогда же и будет исчерпана цель пребывания такого человека на земле Такому человеку уже нужна будет другая жизнь, что и случится с князем Мышкиным (он опять уйдет в безумие, через которое и будет созерцать мир и рождать истины).

Есть ряд аналогий между «князем Христом» и евангельским Христом в романе.

Однако Мышкин – это не евангельский Христос, он совершенно свободен от мистицизма, он не посланец провиденциальных сил, не выразитель идеи искупительного страдания и царства Божия в загробной жизни.

Идея Мышкина – это не новозаветная мысль о личном спасении людей, способных уверовать в Бога, а мысль, характерная для нового времени, – поиск человека в человеке, возрождение обездоленных и униженных (в этом проявилось понимание христианства Достоевским).

Мышкин выступает как «князь Христос» лишь потому, что целиком живет для других, что способен на любую жертву для ближнего (основной девиз его жизни и существования: «Возлюби ближнего своего!»).

Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповедник: ему не доверяют, его постоянно испытывают, «Он не от мира сего», и потому в конфликте с этим миром.

Но при этом Мышкин -земной человек со своим особым характером.

Князь Мышкин, как и все герои романа, захвачен страстью, только страстью особого рода: любовью-состраданием к человеку. Эта господствующая в герое страсть-идея становится очагом редкого «духовного равновесия», создает гармонический строй души.

Любовь-сострадание главного героя проявляет его отношения с любимыми женщинами (и опять Мышкин в двусмысленном положении – он любит сразу двух женщин, двух красавиц; здесь красота их и добро героя как раз и должны дать идеал, по Достоевскому).

Чтобы быть достойной Мышкина, Настасья Филипповна бежит от него, из-под венца, к Рогожину, под нож, утверждая последним актом своей воли мышкинский принцип любви-жертвы через самоказнь.

Раздвоение в любви приносит Мышкину большие страдания, но он страдает больше всего не от того, что не удовлетворены его желания, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин.

Образ Мышкина следует рассматривать как своеобразный тип «естественного человека», отразившийся в литературе Ренессанса (Дон Кихот), как вариант «чувствительного человека» в сентименталистской и романтической культуре, как разновидность гармонической личности в ряду положительных героев русской литературы 1850- I860 годов.

Типологически Мышкин связан с одной разновидностью русского подвижника, который способен пострадать, претерпеть за людей (Макар Долгорукий, Зосима, Алеша у самого Достоевского; праведники Лескова). Глубокая связь с духовной традицией народа и ориентация на отдельные человеческие идеалы сообщают масштабность и жизненность праведнику Ф.М. Достоевского.

Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_knyazya_Mishkina_i_problema_avtorskogo_ideala_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Idiot

Образ князя Мышкина в романе “Идиот” Ф.М. Достоевского (стр. 1 из 3)

Введение

Со времен Христа и до наших дней перед человечеством стоит вопрос: может ли “положительно прекрасный человек” спасти людей рядом с ним, достаточно ли людям увидеть прекрасную личность, чтобы быть спасенными? Собственно, здесь разгадка фразы (приписываемой в романе Мышкину, а в публицистике наших дней Достоевскому): “Красота спасет мир”.

Фраза эта — не утверждение, а проблема, центральная проблема романа «Идиот»: достаточно ли для спасения мира даже и Христовой красоты, красоты небывалой человеческой личности, если эта личность — не Божество? Эти и подобные вопросы заставляют пристально вглядываться в структуру, характер, особенности текста романа в поисках интерпретации, адекватной авторскому замыслу.

“Идиот” — одна из самых странных книг в мировой литературе. Исследователи постоянно указывают на недостатки в ее построении. Но в то же время они обычно рассматривают его как неоспоримо великое произведение, называя его “самым художественно неровным” из великих романов.

Достоевский задумал и написал “Идиота” в 1867-1869 г. во время своей жизни за границей, в нужде и горе. В такой ситуации он просто вынужден был создать роман, который бы продавался. Тем не менее, он не хотел снижать уровень своего произведения.

Любимой племяннице он писал о своем страхе, что необходимость вынудит его идти на компромиссы: “Более всего боюсь, что выйдет посредственно”. Серьезно он начал работать над “Идиотом” в августе 1867 года и сменил несколько планов. Достоевский начал писать этот роман с лишь первоначальным представлением о замысле.

Он был уверен только в одной вещи — он хотел “изобразить вполне прекрасного человека… Так он писал к своей племяннице С.А. Ивановой: “Идея романа – моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека.

Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но и даже европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, – всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал – ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался.

На свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо” [4].

Записные книжки ведутся параллельно писанию романа, и таким образом мы можем видеть автора, сражающегося с сюжетом и характерами, в то самое время, когда он предлагает главы для публикации.

Автор не подчиняет отдельные главы окончательному, хорошо проработанному плану, как это делал Диккенс, он пишет без всякого определенного плана.

Точнее, их бесчисленное множество (“шесть в день”) присутствуют в уме как возможности, но ни одного он не придерживается, разве что очень недолго.

Необычная тревожность этого романа отражает тот факт, что неуверенность здесь не придуманная, но настоящая: автор в той же степени не уверен, что случится с его героями, как и они сами, и читатель чувствует, что позиции, где знание превышало бы его собственное, попросту нет.

Могущество этой книги в значительной степени проистекает из способности Достоевского сделать возбуждение творческого процесса ощутимым в тексте.

Благодаря гению Федора Михайловича непроработанность плана ведет к еще большему интересу читателя, а отдельные части повествования, несогласованные с основной линией сюжета придают ему особенность, свойственную только поэтике Достоевкого. Таким образом, «Идиот» получился вполне и занял свое место в ряду великих романов.

«Положительно прекрасный» человек

Создавая образ своего героя, автор обратился к огромному опыту мировой литературы: в поле внимания Достоевского Дон-Кихот Сервантеса, Бедный рыцарь Пушкина, Жан Вальжан Гюго.

Опираясь на эти образы, автор создает его не затворником и монахом, заключившим себя добровольно в келью, ушедшим от мирской суеты, а живым, земным человеком, живущим среди людей, несущим им свое слово, благую весть.

Подлинное праведничество, по Достоевскому, предполагает активность и энтузиазм, борьбу и нетерпимость к злу, участие в переработке неблагообразной «среды» в братство.

Лев Николаевич Мышкин – главный герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. В черновиках Достоевский несколько раз называет его “Князь Христос”. Но Мышкин не живая проповедь, а живой человек, мучающийся теми же сомнениями и тревогами, что и другие люди нового, железного века.

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство японии

Князь Мышкин возвращается из Швейцарии, где он лечился четыре года от тяжелой нервной болезни, в Россию по неотложным делам, связанным с наследством.

Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде которых что-то тихое, но тяжелое. Он последний из древнего рода князей Мышкиных, рано осиротел, воспитывался в деревне. Болен падучей.

Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться.

Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.

Тихий голос князя, подкупающие откровенность и чистосердечие, радушная готовность удовлетворить любопытство каждого, то особенное внимание с каким он слушает других, располагают самых разнообразных собеседников: купца Рогожина, камердинера Алексея, семейство Епанчиных.

Мышкин любит природу, она для него ласкающая, милующая, ежеминутно напоминающая о счастье всем – и даже «выкидышам», не попавшим на «пир жизни», завидующим мушке, жужжащей в солнечном луче.

Гимном миру, человеку, природе заканчивает Мышкин горячую тираду перед сановниками и генералами о великом счастье жизни на земле: «О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать… а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят…»

Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, он наивен и предельно искренен. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное, не показное благородство высокопоставленным гостям, собравшимся у Епанчиных в Павловске. Не только словами, но всей своей личностью Мышкин обличает фальшь и корысть.

При этом Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями.

Рассказы князя о смертной казни, переживаниях и последних думах приговоренных к ней, о вечном и ужасном надругательстве над человеком полны грусти и боли и несут в себе отрицание всего уклада жизни современного общества, как западного, так и русского.

«Я сидел в вагоне и думал: «Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь». Я положил исполнить свое дело честно и твердо. С людьми мне будет, может быть, скучно и тяжело.

На первый случай я положил быть со всеми вежливым и откровенным; больше от меня ведь никто не потребует».

Это Мышкин говорит вскоре по приезде в Петербург, и в его словах чувствуется сомнения и грусть, навеянные уже первыми российскими впечатлениями – историей Настасьи Филипповны, обликом и речами Рогожина, грубовато-снисходительной фамильярностью генерала Епанчина, «подлым» угодничаньем Лебедева. Достоевский сразу же вводит своего идеального героя в жизнь России. Князь с неодолимостью втягивается в трагедии и конфликты, приобщается к страстям горестям еще недавно чужих, но вскоре ставших ему близкими и дорогими «друзьями» людей.

Трагическое столкновение идеального героя с действительностью, от эпизода к эпизоду усложняющееся и обостряющееся, и составляет основной конфликт романа. Мышкин хочет помочь людям – участием, добрым словом, состраданием. «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия». Мышкин твердо верит в этот закон.

Однако он беспрерывно сталкивается с «самой неожиданной практикой», заставляющей часто почувствовать, как недостаточно одного сострадания, даже если оно и «полное», как оно достигает иногда совершенно противоположного результата.

Мнительный генерал Иволгин, привыкший к насмешкам и недоверию, отвергает сострадание князя; невольно и обидел Мышкин и Антипа Бурдовского; Ипполит Терентьев прав, усматривая в этом парадокс: «Вот князь хочет помочь Бурдовскому от чистого сердца предлагает ему свою нежную дружбу и капитал и, может быть, один из всех вас не чувствует к нему отвращения, и вот они-то стоят друг перед другом как настоящие враги…» (II, X).

Еще сложнее и запутаннее складываются отношения Мышкина с главными героями романа, с которыми волею судьбы связан он неразрывно. Завязывается центральный узел, образуется своего рода «квадратура круга»: Рогожин – «брат» Мышкина, Настасья Филипповна – ее «соперница» Аглая.

Красота двух женщин покорила Мышкина. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну – любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними.

Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием. Настасья Филипповна любит его, но, стыдясь своего позора и нечистоты; бежит от князя к Рогожину.

Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от него.

Таким образом, его “неотмирность” и чистота становятся катализатором разлада.

Мышкин и Рогожин

Система персонажей в романе Достоевского строится на сближении противоположных, на первый взгляд, различных людей. Все персонажи романа имеют двойников. Хотелось бы поподробнее рассмотреть отношения между «братьями» Мышкиным и Рогожиным.

Источник: http://MirZnanii.com/a/136273/obraz-knyazya-myshkina-v-romane-idiot-fm-dostoevskogo

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала. Федор Михайлович Достоевский задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это очень сложная работа, за которую писатель бо­ялся взяться, так как «идеал… еще далеко не выра­ботался» .

Герой романа князь Мышкин — «князь Хрис­тос», выросший вдали от общества и даже не пред­полагающий, насколько оно антигуманно, эгоис­тично и замкнуто. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа. Создание образа главно­го героя оказалось для Достоевского трудной зада­чей. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облег­чить жизнь.

Например, в гостях у Епанчиных он видит порт­рет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, это всеобщая «разъединенность», “разобщенностьта”. Эта  идея выражается словами Лебедева: “Богатствава больше, но силы меньше — связующей мысли не стало*. «Связующую мысль» и хочет внести князь Мышкин   Но. это  ему   не удается: ско­рее наоборот, желая примирить людей, он разъеди­няет их своим посредничеством и еще больше ссо­рит.

Своим появлением князь Мышкин как бы усили­вает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей.

Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию из- за невозможности ее осуществить и становится ци­ничной и бессердечной женщиной.

Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняются очень быстро: сначала он братается с князем и уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом.

Ганя Иволгин меняется, мне кажется, в правиль­ном направлении: сначала хочет жениться на Наста­сье Филипповне ради денег, затем находит в себе си­лы отказаться от них.

Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, даже его сердце способно сжаться от сочувствия другому человеку, которого «до судорог» довели.

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, об­наруживают то высокое, что когда-то было в каж­дом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и по­мочь им преодолеть те отрицательные черты, кото­рые издавна присущи светскому обществу. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филиппов­ну, но он пробуждает душу Аглаи, которая его по­любила.

Лев Николаевич смог помочь Аглае Ивановне Епанчиной понять причину ее беспокойств, капри­зов и разногласий с родителями. Это было стихий­ное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Она полюбила князя и прочитала всей семье стихот­ворение Пушкина о бедном рыцаре.

В этом стихотворении, на мой взгляд, Пушкин объективно характеризует образ идеального чело­века.

Аглая понимает содержание этого стихотворе­ния следующим образом: «В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, пове­рить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги».

Несмотря на то что в финале Мышкин оказывает­ся ввергнутым в пучину болезни, не выдержав страшных испытаний, для всех читателей романа он всегда будет оставаться олицетворением по-настоя­щему идеальной человеческой личности.

Источник: https://prepodka.net/obraz-knyazya-myshkina-i-problema-avtorskogo-ideala-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot/

Готовые школьные сочинения

Сен 14 2015

Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»

В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии.

В “Идиоте” Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана с двойственной природой человека.

Главный действующий персонаж произведения — князь Мышкин, возвращающийся после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных. Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине.

По замыслу автора, подобная “закрытая” личность тяготеет к природному началу. Чистота сознания Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей, приводит к разрушению сословных преград.

Данный тип человека был необычайно нов для светского общества, Настасья Филипповна даже восклицает о князе: “Первый раз вижу человека”. Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа.

Писатель отважился на решительный шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.

Образ Христа в произведении Достоевского не случаен. Здесь выражена мысль писателя об идеале: “Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по заповеди Христовой, “я” препятствует, закон личности не дает.

Но по закону природы человек тянется к этому идеалу. Такой идеал возможен, но в результате развития каждого личного “я” до такого состояния, когда человек не может не отдать свое “я” другим без остатка”.

Только тогда возможно достижение идеала.

Но при этом могут измениться интересы и цели пребывания человека на земле. Все это как раз и случится с князем Мышкиным, снова впавшим в безумие. Существует ряд аналогий между “князем Христосом” и евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин — не посланец Христа, его идея — открытие человеческого в самом человеке.

Мышкин подобен образу Христа лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя ближнего. Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают в обществе, считая “не от мира сего”.

Но князь Мышкин — живой человек со своим особым характером. Душу Мышкина переполняет любовь-сострадание к человечеству.

Она лее проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами — их две, и опять-таки это не случайно.

Чувство к одной из них — Настасье Филипповне — автор определяет как любовь-жертву, “любовь для нее”. “Любовь для себя” Мышкин обретает в отношениях с Аглаей Епанчиной. Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. Он полностью считает себя причиной всех бед своих любимых. Образ Мышкина во многом напоминает образ Дон-Кихота, занявшего достойное место среди литературных героев.

Глубокая духовная все права защищены 2001-2005 связь с традициями своего народа сделали этих героев актуальными и по сей день!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-knyazya-myshkina-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot/

Ссылка на основную публикацию