Сочинение: описание картины и. шишкина “рожь”

Сочинение по картине Шишкина «Рожь»

Все давно свыклись с мыслью, что хлеб приходит в наши дома из магазина, а раньше все происходило совсем по-другому. Чтобы хлеб появился на столе, нужно было посеять рожь, ухаживать за ней, собрать урожай – и только тогда из муки можно будет испечь свежий, ароматный хлеб. Наверное, из-за сложности процесса получения хлеба он считался головой на столе, его очень ценили.

На картине Шишкина «Рожь» изображено бескрайнее поле ржи, которое уходит за линию горизонта. Кажется, что вдали рожь и небо сливаются в одно целое, дополняют друг друга.

Для изображения ржи автор выбрал желтый, золотистый оттенок. Он ассоциируется с солнцем и золотом, поэтому поле кажется золотым, драгоценным.

Между полем плутает дорога, которая уходит вдаль, теряется между спелыми колосьями.

Художник показал, что за полем присматривают немые стражники – деревья. Они темными островками возвышаются над золотым полем и, словно докладывают небу о готовности к сбору урожая. За всем происходящим наблюдает чистое, беззаботное небо, которое помогает скорейшему дозреванию драгоценных колосьев.

Картина понравилась своей простотой и оригинальностью. Если внимательнее посмотреть на это полотно, то становится ясно – художник создал живописный гимн трудолюбию и гармоничности окружающего мира.

Передо мной картина великого мастера живописи – И.И. Шишкина, которая называется «Рожь». На многих его работах мы видим живописные уголки нашей страны, которые он с любовью запечатлевает на своих холстах.

На переднем плане мы видим огромное поле, засеянное рожью, она уже поспела, ее созревшие колосья медленно качаются из-за легкого ветерка. Некоторые уже опустились к земле, они уже не могут удержаться из-за тяжести зерен.

От них благоухает нежным ароматом. Также мы видим извилистую дорогу, которая ведет вдаль, в глубину поля.

По ней редко кто-то ездит, потому что она начала зарастать цветами, среди них виднеются синие цветочки и белоснежные ромашки, которые украшают золотое поле.

За полем стоит сосновый лес, мощные сосны-великаны сторожат богатый урожай. Сосен не так уж и много, и все они разные, есть сосны с богатыми пушистыми ветками, а есть и совсем худенькие сосенки, почти без веток. Одна, пушистая сосна, наклонила свои нижние ветки так близко к колосьям, что вот-вот придавит их своим весом.

День, изображенный на картине ясный и теплый, небо светлое, легкое, почти без облаков, почти нет ветерка. Хорошо слышен щебет птиц, которые летают над полем, где-то далеко видать небольшие темные тучки, наверное, скоро они принесут теплый дождик.

Величественность и красота русской природы точно прописана великим художником, он рисует свою картину с огромной любовью к Родине, с нежностью и аккуратностью приписывает каждую деталь. Смотря на картину, наслаждаешься мастерством художника и его талантом.

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины — это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной.

Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли — засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это — грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям.

Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев — они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут.

Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 6-7 класс

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/shishkin/po-kartine-540

Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс

Шишкин Иван Иванович, знаменитый русский художник, который работал в новом виде живописи, это «пейзаж настроения». Данный вид живописи смогли осилить не многие художники того времени. Именно Шишкин обладал феноменальным талантом и мог передавать настроения через холст. Одним из таких примеров, есть картина «Рожь». Картина была написана Иваном Ивановичем в середине лета 1878 года.

В данном полотне изображено самое драгоценное богатство русской земли – это рожь. Благодаря ей, у людей был на столе пахучий, пышный хлеб. Именно он давал людям силу и энергию для дальнейшей работы.

На картине изображена спокойная природа. На первом плане мы видим огромное поле золотистой ржи. Зерно в колосьях уже созрело и от своей тяжести преклоняются к земле. По всему полю разбросаны, как синие бусы, цветки необычайно красивых васильков.  Они как звездочки на небе сверкают в поле.

В средине самого поля идет извилистая проселочная дорога. Она извивается как уж, и уходит глубоко в поле, к горизонту. По этой дороге ездят не часто, так как дорога на половину покрыта темно-зеленой травой, местами виднеются белоснежные полевые ромашки.

По самому полю, стоят высокие ели. Они как-будто стражи этого поля. Шишкин очень часто изображал в своих картинах сосны и ели. Он считал их особым оберегом и символом русской земли.

По правую сторону стоит самая высокая и пышная ель. Она как стража, не дает пройти никому. Все должны обратить на нее внимания. Есть такие деревья, у которых половина ствола голая. Возможно, северные ветра погубили своим холодом дерево. Так ели уходят глубоко за горизонт.

В небе виднеются мимо пролетающие птицы. Небо особенно захватывает своего зрителя. Оно небесно-голубого цвета. Но ближе к горизонту виднеются тучки, они темнее. Такие тучи сулят, что скоро пойдет летний дождь. Возможно, он будет с грозой.

От самой картины веет спокойствием и умиротворением. Хочется стоять часами и вглядываться вдаль. Все глубже и глубже продумывать каждую деталь.

Можно только представить, что именно ты стоишь посреди данного поля, вдыхаешь этот чистый воздух глубоко – глубоко, а потом изо всех сил закричать. В этот момент можно ощутить полную свободу.

Именно это ощущение Шишкин и хотел передать данной картиной своему зрителю.

Вариант 2

Шишкин – один из русских художников, любивший изображать на своих картинах красоту пейзажей нашей России. Его картины завораживают естественностью, правдивостью и легкостью.

Каждую из них хочется рассматривать долго и внимательно. Природа русской земли поистине неповторима, щедра, красива и богата.

Именно этот художник подарил нам множество шедевров, на которых изображены прекрасные пейзажи.

На знаменитой картине «Рожь» мы видим множество колосков золотистого цвета. Теплые оттенки краски передают всю щедрость и дары матушки земли. Между колосьями ржи пробегает тропинка, уходящая вдаль и манящая за собой. По ней очень хочется прогуляться, вдыхая аромат чистого воздуха и душистого поля. По склонившимся колоскам можно определить, что рожь уже созрела и наполнилась зернышками.

На фоне луговых трав темно-зеленого цвета рожь выглядит как лучики солнца золотого цвета. По центру картины мы видим могущественную сосну. По тяжелым и густым веткам видно, что дерево уже взрослое и высокое.

Нижние ветки соприкасаются с полем и колосками, из-за чего мы видим яркий контраст цветовой гаммы. Вдали посередине поля виднеются еще несколько молодых сосенок, тонких и высоких. А на самом заднем плане можно разглядеть полосу леса.

Облака немного сгустились, что говорит нам о вечернем времени суток.

Художник очень точно и четко передал пейзаж, золотое поле ржи, силу и мощь хвойных деревьев. Картина настолько выглядит натурально, что имеет большую схожесть с фотографией.

Гениальный художник Шишкин завоевал сердца не только русских людей. Его картины очень любят и иностранные ценители прекрасного искусства.

А во многих квартирах и домах пейзажи Шишкина украшают центральные стены, создавая атмосферу уюта и радостное настроение.

В школах, детских садиках и офисах тоже очень часто можно увидеть знаменитые картины с русскими просторами, ведь Шишкин – один из любимых художников во всем мире.

Описание картины Рожь Шишкина 2

Глядя на эту картину, вспоминаются слова песни: «Поле, русское поле». Вот оно это поле. Таких полей в нашей огромной России считать – не пересчитать. Созрела рожь.

Огромное желтого цвета поле простирается до самого горизонта. Оно кажется золотым, безбрежное, как море. Отдельными островками стоят в нём вековые сосны. Они стоят до самого горизонта. Когда распахивали землю, не стали их выкорчёвывать.

Сосны стоят, как стражи-великаны и наблюдают за порядком. Они такие высокие, что кажется, подпирают небо. Оно уже не ярко-голубое, а какое-то выгоревшее от жаркого летнего солнца.

Дерево, которое изображено на переднем плане картины справа с одной стороны совершенно голое. Это наверно северная сторона. А с других сторон его могучие лапы свисают прямо до земли и, образуют небольшой островок тени.

На левой стороне картины также изображены растущие сосны. Некоторые из них имеют пышную крону. Одно «одето» только до половины. И одно дерево стоит совершенно голое, без веток и листьев, потеряло свой наряд во время грозы. И как-то диссонирует с остальным великолепным пейзажем.

По полю петляет грунтовая дорога. Видна наезженная колея от проезжавших по ней автомобилей. Кажется, что в воздухе пахнет пылью. Сейчас она пустынна. Видно, не дошла ещё очередь до этого поля. Но скоро, совсем скоро придут сюда люди, заурчат комбайны и машины, и начнётся горячая страда – битва за урожай. Убрать его надо быстро и без потерь. Поэтому, и битва.

Кое-где видна зелёная трава. Среди этого золота мелькают голубые и белые пятнышки. Это цветут васильки и ромашки.

Рожь созрела, это видно по наклонившимся колоскам. Надо срочно убирать её, пока она не начала осыпаться и не начались дожди. А тучки-то уже собираются на горизонте. Об этом и сообщают летающие низко птицы. Но пока на поле не видно ни одного комбайна.

Картина написана так реалистично, что можно даже предположить, какой изображён регион. Явно климат резко-континентальный – холодная, суровая, ветреная зима (деревья с одной стороны потеряли ветки от морозных ветров) и жаркое знойное лето.

Картина написана в спокойной, величественной манере. Тщательно прописана каждая деталь, каждый колосок, каждый цветочек и травинка. От неё веет теплом летнего дня, запахом будущего хлеба. Так и хочется лечь на спину в созревшую рожь, задрать голову к небу, ощутить на губах молочную спелость зёрен, послушать, о чём стрекочут кузнечики, и трещат в воздухе птицы.

Только влюблённый в Россию, русскую природу человек, мог рисовать такие жизнеутверждающие картины. Россияне соберут богатый урожай и будут с хлебом. Будет народ сытый, да ещё и за границу продадут. А будет хлеб, будет и песня.

Вариант 4

Работа, впервые обнародованная во время передвижной выставки, в этот же момент надёжно установилась среди публики и неповторимых изображений русской природы. В наше время крайне трудно найти подобную по известности картину, относящуюся к пейзажу России.

Читайте также:  Народные приметы погоды

Шишкин заключил в представленной работе основные тона русского изобразительного искусства, которые всегда используются в написании икон: голубой и золотисто жёлтый. В чём и состоялся простой секрет успеха. Цвета православных мощей сопоставляют картину с миром, божественным и вечным. Такое символическое сочетание объединяет природу России с божественным.

Густо растущая по краям поля зелень завершает палитру работы так же, как и верхушки сосен в дальней части картины. Символическое значение деревьев придаёт смыслу картины оживлённость, силу духа и стремление. Деревья на картине воплощены богатырями из сказаний, сторожащими поле.

Противопоставлением стоит погибшее, чахлое дерево. Через это дерево автор передал личную трагедию, известную тем, кто знаком с его биографией, так как до написания картины художник простился с дорогим и родными ему людьми. Его покинули двое детей, жена и отец.

Драматургия, эмоциональная линия и символ автора в этой картине приближает зрителя к работе. Отображённое на холсте наполнено атмосферой лета с его зноем и жаждой влаги.

Просёлочная дорога аккуратно делит поле на неравные половины, внося в картину энергию, а люди придают пейзажу неповторимы интерес. 

Два небольших, казалось бы, человека представляют всю величину и пространность природы России в сопоставлении с собой. Едва выглядывающие на горизонте облака, полные величия и влаги, несут в себе прохладу и свет.

Всё, что изображено на картине, от ржаного поля и травы до каждого колоса, готово впитать дождевую воду.

Атмосфера работы помогает зрителю услышать симфонию летнего поля: жужжание и шелест, стрекотание и возгласы ласточек.

2, 4, 6, 8 класс

Описание настроения картины Рожь

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа народуОдна из самых сложных работ Иванова Александра Андреевича – это полотно «Явление Христа народу». Знаменитый живописец взял за основу в своей картине библейские и мифологические сюжеты.
  • Сочинение по картине Первый снег Попова 7 классШирокая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить
  • Сочинение по картине Бакшеева Голубая веснаМного русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев
  • Сочинение по картине Айвазовского Лунная ночь. Купальня в ФеодосииЭто очень интересная картина. Сейчас такая штука, как «купальня», смотрится странно. Такое было в прошлом, а сейчас, наверное, осталось только в мусульманских странах, где люди и так купаются одетыми.
  • Сочинение по картине Маковского От дождя 8 класс (описание)Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/shishkin/rozh-2-4-6-8-klass

Сочинение по картине Шишкина «Рожь»

И.И. Шишкин — великий пейзажист. Созданные им картины наполнены умиротворением и удивительной гармонией. Полотна художника воспевают природу родной страны.

Отличительной чертой работ живописца является детализация растительного мира. Ему с удивительной точностью удавалось передать травы, цветы, ели, сосны.

Необычные сплетения ветвей, цвет и структуру почвы художник изображал так, как будто они запечатлены на фотографии.

Картина «Рожь» была написана живописцем в 1878 году.

Идея её создания появилась во время одного из визитов художника в родную Елабугу.

На переднем плане картины изображена извилистая, уходящая за горизонт дорога. Вдоль неё колосится рожь, немного припадая к земле.

Бескрайнее золотистое поле охраняют словно богатыри могучие сосны, выступающие в качестве символа величия страны. Эти деревья неизменно сопровождают все картины, созданные живописцем.

С особой любовью написан их причудливо изогнутый ствол, клонящиеся к земле под собственной тяжестью ветви и стремящиеся к небу макушки.

Необъятное поле ржи почти сливается с горизонтом, очертания которого проглядываются в дымке. Над ним сгущаются кучевые облака. Их подгоняет лёгкий ветерок, который колышет колосья.

Приближается гроза, несущая с собой благодатный и очистительный ливень.
На полотне изображён жаркий день, однако нет изнурительного зноя, способного испортить впечатление от пейзажа.

Картина словно предлагает зрителю окунуться в бескрайние просторы золотистых полей.

Совсем скоро урожай поспеет и люди соберутся на поле, чтобы его убрать. Будут слышны смех, песни и шутки. Но сейчас на поле царит тишина.

Живописцу удалось соединить ржаное поле, пересекающую его дорожную колею, мягкую и шелковистую, ярко-зелёную траву и высокие сосны. Зрителю остаётся лишь гадать о том, как попали туда эти деревья. Возможно, когда-то там, где располагается поле, находился сосновый бор, но человеку была нужна земля, чтобы выращивать хлеб, поэтому он срубил деревья.

Картина наполнена умиротворением и спокойствием. Всё в этом пейзаже гармонично. Однако на фоне солнечного теплого дня выделяется одинокая засохшая сосна. Нет достоверных сведений о том, почему художник изобразил её на полотне. Вероятно, это погибшее дерево символизирует личную трагедию живописца, который за короткое время потерял нескольких близких людей.

Отдельно следует остановиться на цветовой гамме картины. Полотно одновременно сочетает в себе сочные и пастельные оттенки. Рожь, имеющая насыщенный золотистый цвет, изумрудная трава, тёмно-зелёные кроны деревьев изображаются художником на фоне неба нежно-голубого цвета.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Картина «Рожь» — шедевр, сравнимый с поэмой, воспевающей родную землю. Полотно наполнено светом и жизнью, символом которого выступает рожь. Именно из неё изготавливают хлеб, дающий энергию для существования.

Все работы художника были написаны с натуры. Данная картина не является исключением. Живописцу максимально убедительно и правдиво удалось передать размах и величие русской природы.

Работа художника занимает особое место в пейзажной живописи XIX века. Его тонкое восприятие природы оказалось созвучным мироощущению простого народа.

Возможно, именно это способствовало тому, что полотно обрело любовь не только ценителей искусства, но и рядовых зрителей.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/06/sochinenie-po-kartine-shishkina-rozh.html

Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс

Шишкин, всю свою деятельность в искусстве, посвятил природным пейзажам, которые у него очень удачно и достаточно правдоподобно получались, так как этот мастер достиг неимоверных высот в своем творчестве и суме получить всемирное признание. Его знаменитая «Рожь», до сих пор покоряет своей теплотой и самобытностью, так как глядя на нее, возникает особенное чувство, которое невозможно передать просто так.

Это все нужно прочувствовать и пережить, а это дано не каждому, но благодаря таланту художника это может увидеть любой желающий. Сразу бросается в глаза дорога, которая плавно уходит в поле, где растет рожь.

По сторонам этой дороги разбрасывается бескрайнее поле, которое больше напоминает нам море.

Желтый цвет, который преобладает в этой картине, говорит нам о том, что очень скоро придет пора собирать урожай, а это всегда похоже на настоящий праздник, которому наши предки уделяли особенное отношение, так как хлеб, всегда был главным продуктом на столе русского человека.

В центре этого прекрасного сюжета, мы видим сосны, которые довольно старые, но они придают этому пейзажу особый шарм и загадочность, так как мы только можем догадываться откуда они здесь появились? Небо, которое без единого облака, больше напоминает бескрайние просторы моря, которое спокойно накрывает всю это красоту, своей голубой синевой.

Цветовая гамма выбрана очень удачно, так как она дарит зрителю тепло и определенную надежду.

Когда мы смотрим на этот пейзаж, то нам сразу же хочется туда попасть, так как именно там, мы сможем ощутить всю полноту своих ощущений, определенный запах, который присущ ржаному полю, теплоту тех летних деньков, но все это было бы невозможно без работы нашего мастера, который своим талантам подарил нам эти прекрасные моменты и ощущения, которые нам очень дороги.

4, 6, 8  класс

Работы И.И.Шишкина дарят зрителям очень реальные картины русского пейзажа. Они разнообразны и многочисленны, ведь каждый из уголков, представленных на полотнах, чем – то дорог мастеру кисти.

Жанровая картинка «Рожь» раскрывает перед нами необъятные просторы страны, со всей ее прелестью и выразительностью. Композиция холста построена с учетом всех выразительных средств. Но особенно обращают на себя характер освещения и подобранная гамма цветов, невероятная высота горизонта.

Большую часть холста занимает небо. В конце лета оно имеет бирюзовый оттенок с редкими серыми и белыми облачками, что говорит о хорошей погоде. Не будет ни дождя, ни сильного ветра. Природа подарит несколько дней покоя и тишины, что бывает не так часто.

Значит, спелые колосья ржи будут убраны без потерь и вовремя.

Небо занимает большую часть полотна. Оно своей синевой накрывает огромные просторы. Воздух пропитан теплом и светом. Плодородная земля выполнила свое назначение – дала богатый урожай. Легкий ветерок не дает свежести, а лишь тихонько колышет колосья.

Рожь, широкими волнами раскинулась по всей ширине картины, по всему полю, от края до края. Ярко-желтое полюшко с полными зерен колосьями манит и ослепляет. Колосья выписаны очень тщательно: встречаются поломанные и согнувшиеся. Ощущается их тяжесть. Они колышутся и излучают аромат созревшего урожая.

Вдали видны сосны. Художник выбрал их центром композиции.

Это так называемые «мачтовые» деревья. Они мощные и высокие, упираются в небо, как сторожа они стоят на страже покоя поля. Их зеленые кроны, крепкие ветви и светло-коричневые стволы создают атмосферу покоя и надежности.

Однако, одно дерево, среди них, стоит «голое», погибающее. Вернее погибшее. Нет на нем ни иголок, ни жизни. Что-то случилось и оно не смогло перенести либо холодную зиму, либо паводок, и долгое стояние весенних вод.

По краю поля, вдоль дороги, растут травы и цветы: пижма, полынь, васильки, белые ромашки и другие.

Растения невысокие. По их разноцветному ковру ходят и бегают люди и мелкие полевые животные: мыши, полевки, бурундуки и кроты. Осыпавшееся зерно кормит их и дает запас еды на долгие зимние дни.

Дорога, вдоль ржаного поля, уходит далеко вдаль. Там, за горизонтом, находится деревня. Пройдут дни, и оттуда придет техника и люди, приступят к сбору урожая. Он будет большим, обильным.

Из него испекут вкусные булки ржаного хлеба.

4, 6, 8  класс

← Шишкин – Корабельная роща↑ По картинамВаснецов – Баян →

Шишкин – Рожь

  • Сочинение Что такое душевные силы 15.3 рассуждение для 9 класса ОГЭДушевные силы – это свойство личности стойко преодолевать тяготы и невзгоды, перебороть свои животные инстинкты, уметь прощать, быть готовым протянуть руку помощи слабому. Только такие люди способны стать известными
  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 классАкадемик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.
  • Сочинение на тему О чем шептались осенние листья 4 классЗа окном осень. С деревьев облетают яркие листья. Я люблю гулять солнечным осенним днем по парку и слушать шорох листьев под ногами. Оставшиеся на деревьях листочки словно шепчутся между собой. Кажется, что листья рассказывают историю о том,
  • Сюжет романа Обломов Гончарова сочинениеДанное произведение начинается с описания одного из дней жизни главного героя, а также описания самого героя. Он предстает перед читателями немного ленивым и безучастным, но крайне добродушным и мечтательным персонажем. Имя этого героя Илья Ильич Обломов.
  • Сочинение Дружба Васи, Валека и МарусиВася является главным героем повести Короленко “В дурном обществе”. Вася- сын судьи, а значит не из бедной семьи. Он был всегда сыт, одет, у него были игрушки с которыми он играл, а вот Валек и Маруся были детьми подземелья
  • Наташа Ростова любимая героиня Толстого в романе Война и мир сочинениеГерои, которым симпатизирует Л.Н. Толстой, автора романа-эпопеи “Война и мир”, сильно выделяются на фоне остальных многочисленных персонажей. Их нельзя назвать исключительно хорошими, они не идеальны в своих поступках, часто принимают неверное решение.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/shishkina-rozh-4-klass

Сочинение, рассказ по картине шишкина рожь

Сочинение: описание картины И. Шишкина “Рожь”

Вели́кий худо́жник Ива́н Ива́нович Шишкин вошёл в исто́рию ру́сской жи́вописи как созда́тель «пейза́жа настрое́ния». Он о́чень уме́ло передава́л че́рез свои́ поло́тна|полотна́ состоя́ние приро́ды и окружа́ющего ми́ра. Основны́м персона́жем в карти́нах ма́стера|мастера́ ки́сти И. И.

Шишкина явля́ются пейза́жи с изображе́нием ле́са|леса́, преиму́щественно сосно́вого. В его́ карти́нах воспе́та приро́да родно́го кра́я|края́, бога́тство и достоя́ние живу́щих на ней люде́й.

Читайте также:  А. с. пушкин "и.и. пущину": анализ стихотворения

Пейза́ж-карти́на «Рожь», со́зданная певцо́м ру́сской приро́ды в 1878 году, прони́кнута чу́вством поко́я и вы́полнена в я́ркой мане́ре жи́вописи.

На гла́вном пла́не карти́ны открыва́ется золото́е по́ле со спе́лой ро́жью. Ту́чные колосья уже́ гото́вые к сбо́ру урожа́я, колы́шутся под лёгким дунове́нием ветерка́. А в не́которых места́х, осо́бенно по обо́чине, мно́го золоты́х колосьев под свое́й тя́жестью наклони́лось к земле́. Лёгкое колыха́ние колосьев, как бы передаёт арома́т созре́вшего урожа́я.

Там в глубине́ по́ля|поля́ видне́ются голубы́ми то́чками васильки́, кото́рые необыкнове́нно украша́ют собо́ю весь пейза́ж. На пере́днем пла́не карти́ны бере́т|берёт своё на́чало|нача́ло изви́листая полева́я доро́га|дорога́. По ней не о́чень ча́сто е́здят, бо́льшая|больша́я её часть заросла́ полево́й траво́й, её украша́ют бе́лые рома́шки.

Она́, извива́ясь, ухо́дит вдаль вглубь по́ля|поля́.

На бога́том ржано́м по́ле, вдоль изви́листой до́роги|доро́ги сто́ят|стоя́т могу́чие со́сны|сосны́-сто́рожа|сторожа́. Мохна́тая ветвь ста́рой со́сны|сосны́ спра́ва о́чень ни́зко нависа́ет над ро́жью.

С одно́й стороны́ она́ соверше́нно без ве́ток, ви́димо мно́гие го́ды испы́тывала на себе́ влия́ние холо́дного се́верного ве́тра.

А дере́вья сле́ва передаю́т в полноте́ разнообра́зие свои́х оде́жд: от са́мой|само́й пы́шной фо́рмы, по́лностью оде́той ве́тками до соверше́нно го́лой со́сны|сосны́, от кото́рой оста́лся то́лько ствол.

В не́бе|нёбе, над со́снами-богатыря́ми танцу́ют свой прекра́сный та́нец, полевы́е пти́цы, наслажда́ясь чуде́сным тёплым днём. Над ни́ми скользя́т по не́бу лёгкие возду́шные о́блака|облака́. И там, в глубине́ карти́ны, на её са́мом|само́м да́льнем пла́не видне́ются ту́чки, возмо́жно, собира́ется гроза́ и ско́ро прольётся тёплый ле́тний до́ждик.

Карти́на напо́лнена высо́ким чу́вством любви́ к родно́му кра́ю|краю́ и его́ приро́де. Она́ передаёт зри́телю э́то чу́вство и да́рит наслажде́ние прекра́сным творе́нием вели́кого ма́стера|мастера́ ки́сти.

Описание-рассказ по картине

Впервы́е появи́вшись на пу́блике во вре́мя вы́ставки передви́жников, рабо́та сра́зу закрепи́лась среди́ шеде́вров ру́сской жи́вописи. Сего́дня, пожа́луй, невозмо́жно найти́ бо́лее популя́рный и знако́мый ка́ждому ру́сский пейза́ж. В чём же секре́т тако́го успе́ха карти́ны?

А́втор соедини́л в свое́й рабо́те два гла́вных цве́та|цвета́ ру́сского изобрази́тельного иску́сства: голубо́й и золото́й. Э́то сочета́ние бы́ло характе́рно для правосла́вных ико́н, свя́зывалось с изображе́нием ми́ра Го́рнего, Боже́ственного. Исходя́ из э́того символи́ческого цветово́го значе́ния, худо́жник ура́внивает ру́сскую приро́ду с приро́дой боже́ственной.

Густа́я зе́лень тра́вы|травы́ на окра́ине по́ля|поля́, кро́ны со́сен на за́днем пла́не подчёркивают основну́ю цветову́ю га́мму и заверша́ют пали́тру рабо́ты.

Символи́ческое значе́ние со́сен – выно́сливость, си́ла жи́зни и про́чность. Дере́вья на карти́не представля́ются были́нными богатыря́ми, охраня́ющими ржано́е по́ле. Диссона́нсом вы́глядит поги́бшее де́рево.

Скоре́е всего́, а́втор, таки́м о́бразом, постара́лся обозна́чить ли́чную траге́дию: незадо́лго до созда́ния э́той рабо́ты, худо́жник потеря́л родны́х и о́чень бли́зких ему́ люде́й (оте́ц, жена́ и дво́е дете́й).

Э́то символи́ческое прису́тствие а́втора в рабо́те расширя́ет драматурги́ческие ра́мки карти́ны, де́лает её эмоциона́льней и бли́же зри́телю.

Рабо́та напо́лнена ле́тней|лётней, зно́йной атмосфе́рой. Просёлок, разреза́ющий по́ле на две ча́сти, вно́сит в компози́цию эне́ргию, прису́тствие челове́ка в пейза́же, осо́бый ритм. Две кро́шечные фигу́рки люде́й, позволя́ют зри́телю оцени́ть всю грандио́зность и вели́чие ру́сской приро́ды.

Тяжёлые, по́лные живи́тельной вла́ги о́блака|облака́, едва́ появи́вшиеся на горизо́нте, несу́т с собо́й обновле́ние и све́жесть. Ржано́е по́ле, со́сны|сосны́, трава́ – всё|все гото́во впита́ть тёплую ле́тнюю дождеву́ю во́ду.

Удиви́тельным о́бразом рабо́та заставля́ет зри́теля “слы́шать” ле́тнюю симфо́нию ру́сского по́ля|поля́: жужжа́ние шмеле́й, стрекота́ние ла́сточек, ше́лест ве́тра.

28 апреля 2017, 21:57 Новости,статьи,диктанты, сочинения

Источник: http://pocrovahram.ru/page/sochinenie-rasskaz-po-kartine-shishkina-rozh

И. И. ШИШКИН «РОЖЬ»

6 класс

Сочинения на свободную тему

И. И. ШИШКИН «РОЖЬ»

(сочинение по картине)

1 вариант

Иван Иванович Шишкин — выдающийся русский художник, мастер пейзажа, сумевший органично соединить в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Его картина «Рожь», написанная в 1878 году, относится к эпическим произведениям. В ней художник с любовью раскрывает красоту, мощь и богатство русской природы.

М. Н. Соколов так писал об этой картине: «Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного летнего света…»

На картине изображено уходящее к горизонту поле золотистой ржи. Под тяжестью налитых колосьев стебли пригибаются к земле. Изумрудная зелень окаймляет поле, зовет вдаль извивающаяся среди колосьев дорога.

Посреди поля растут огромные величественные сосны. Создается впечатление, что своими раскидистыми верхушками они касаются голубого неба. С проникновенным вниманием выписывает И. И. Шишкин приметы и особенности этого уголка, каждого конкретного дерева, колоска, травинки, мастерски отображая их характер и настроение.

Картина Шишкина «Рожь» производит радостное впечатление и воспринимается как обобщенный, эпический образ родного края.

2 вариант

Меня всегда удивляло неповторимое мастерство художников, которым чудесно удается передавать не только различные явления, но и ту атмосферу, которая их окружает. И больше всего, по моему мнению, это относится к изображению природы. Один из таких великолепных пейзажей сейчас перед нами — это картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

И. И. Шишкин — один из выдающихся мастеров пейзажной живописи. Горячо любящий родную природу, он большинство своих картин посвящал именно этой теме.

В них художник стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира.

Он создавал прекрасные, одухотворенные образы русской природы, стараясь всеми возможными способами раскрыть своеобразие и величие родной земли, передать неповторимую красоту ее лесов и полей.

На его полотнах мы можем встретить бесконечные дали Русской земли с ее лесами, полями и озерами («Лесные дали»); маленький уголок утреннего леса («Утро в сосновом лесу»).

Мы видим одинокую северную сосну (« На севере диком…»), тихую речушку после дождя (« На реке после дождя»), лесную пасеку («Пасека») и много других прекрасных зарисовок российской природы.

Но самое большое впечатление на меня неизменно производит его картина «Рожь».

На картине изображен один из дней ранней осени или позднего лета. Над бескрайними просторами русского поля едва начинают сгущаться облака, создавая неуловимое ощущение приближающегося дождя. И вся природа находится в тревожном, но в то же время каком-то радостном предчувствии.

Редкие высокие красавицы-сосны вдалеке — любимые образы картин Шишкина. Они уже видят серые тучи за горизонтом, но им совсем не страшна непогода.

Живительная влага дождя только наполнит соком их пушистые вечнозеленые кроны. А одинокое высохшее деревце между ними, возможно, надеется снова пробудиться к жизни.

Нет, чуда, конечно же, не произойдет, но его сухие веточки первыми встретят приближающиеся капли дождя.

Свежесть осеннего воздуха чувствует на поле рожь. Словно волшебное желтое море катит свои мягкие волны — это колышет и волнует все усиливающийся ветер густые колосья. И нет конца и края этим чудесным просторам! Прольется дождь, но не согнет, не повредит крепкие стебли. Золотистая рожь только пышнее заколосится, впитывая в себя драгоценную влагу.

Бежит вдаль тропинка, разделяющая это широкое поле. И глядя на картину художника, я ощущаю себя случайным путником, оказавшимся посреди этих бескрайних просторов, окруженным густыми золотыми колосьями, вдыхающим полной грудью свежий воздух. Хочется увидеть и ощутить всю красоту нетронутой, чистой русской природы.

И. И. Шишкин создавал прекрасные картины родной природы, воспевая ее силу, раскрывая перед нами ее красоту и неповторимость.

Он довел до совершенства светотеневое решение своих картин, добившись живописно-тонального единства.

Каким разнообразием и насыщенностью красок играют его произведения, подчеркивая и усиливая ощущение богатства и изменчивого состояния природы! Как выразительно и поэтично раскрывает художник черты русского ландшафта!

Шишкин писал природу, отражал все ее великолепие и многообразие.

Мне кажется, он хотел проникнуть в души людей, пробудить в них лучшие человеческие чувства, вызвать гордость от сознания того, что вся эта красота — самое большое богатство нашей родины, и нужно во что бы то ни стало сохранить ее такой на долгие годы.

Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/95.html

Урок связной речи “Сочинение – описание по картине И. И. Шишкина «Рожь»”

УРОК

развития связной речи

3 класс.

ТЕМА: сочинение – описание по картине И. И. Шишкина «Рожь».

ЦЕЛИ: совершенствование умения создавать текст – описание по картине, подбирая при этом наиболее точные слова и выражения,

совершенствование умения определять тему, идею картины, развитие монологической формы ответа, устной и письменной речи детей,

воспитание любви к родной природе, уважения к творчеству великого художника,

совершенствование санитарно – гигиенических навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины Шишкина «Рожь», карточки – памятки «Типы речи», «Структурный анализ», «Языковой анализ».

ХОД УРОКА:

  1. Цель урока – создать текст – описание по картине Шишкина «Рожь».

Что вы знаете о художнике, написавшем эту картину?

Иван Иванович Шишкин – великий русский пейзажист. Жил он в прошлом веке в Приуралье. С детства любил русскую природу, любил путешествовать пешком, с рюкзаком за плечами по лесам и горам.

Учился писать в Петербурге в Академии художеств. Его картины как фотографии: каждая деталь словно сфотографирована, а не написана красками.

Ему очень нравилась суровая красота Приуралья, средней полосы России.

Посмотрите на картину. Какое впечатление она производит?

– Картина свежая, молодая. Она вызывает радостные чувства, напоминает лето. Но почему – то немного грустно. Наверное потому, что красота эта пройдет, кончится.

Как это достигается?

– Это достигается красками.

Что видите на картине?

– На картине видим природу.

Картина, изображающая природу, называется ПЕЙЗАЖ (на доске запись)

Что видите на переднем плане?

– На переднем плане мы видим полевую дорогу. По ней мы будто входим в золотое море ржи. По краю поля растет трава. Изо ржи выглядывают васильки. Видимо, дождь собирается, потому что над дорогой ласточки летают. Трава зеленая, она словно подчеркивает золото ржи, оттеняет его.

Что же мы видим на всей картине?

– На всей картине – рожь. Она «уходилась», созрела. Тяжелые колосья гнутся к земле. Они будто устали. Золотое море ржи тянется до самого горизонта. Взрастили это богатство руки человека, а помогла матушка – природа.

По дороге идут люди. На плечах у них косы. Еще немного, и запоют косы, лягут на землю тяжелые колосья.

На картине много света, воздуха, высокое небо, по которому плывут облака. Жарко, потому что горизонт будто в дымке. По середине поля высятся сосны – великаны. Они – стражи этой красоты. Без них картина была бы пустая. Они как бы соединяют землю и небо, делают их едиными.

Вывод: назовите тему картины.

– Тема картины – РОЖЬ.

Какова идея картины?

– Природа и человек едины. Эта картина – гимн труду человека.

(на доске – гимн – хвалебная, торжественная песнь)

Да, это песнь, описанная красками.

Какие же краски берет художник, чтобы выразить свою идею?

– Художник берет много золотисто – желтой краски. Ею написана рожь, стволы сосен. Это краски теплые. Они словно впитали в себя тепло солнца. Голубой цвет холодный, он будто размыт белым и розовым.

По этой картине мы сегодня и будем создавать текст.

Физминутка. Отдыхаем под музыку Чайковского «Июль», которая поможет нам еще полнее ощутить прелесть картины.

  1. Итак, создаем текст – описание по картине.

По какому плану будем строить текст?

1. Вступление.

2. Описание картины.

3. Заключение.

Приступаем к чтению вступления.

Куприянова Н. – Иван Иванович Шишкин – это русский художник. Жил он в

прошлом веке. С детства любил природу Приуралья. Он

учился и жил в городе Елабуга. И. И. Шишкин был великий

пейзажист. Он родился в семье небогатого купца. Любил

путешествовать с сумкой на плече по полям и лесам.

Учился он писать картины в Академии художеств в

Петербурге.

Какие замечания будут Наташе?

– Нет последовательности. Предложения о том, что Шишкин был художник и пейзажист можно объединить в одно красивое. Предложения о том, что он жил в городе Елабуга и родился в семье купца тоже можно объединить.

Горбачева Н. – Иван Иванович Шишкин – русский пейзажист. Он родился

в купеческой семье. Жил и работал в прошлом веке в

Приуралье. Он любил путешествовать по окрестностям своего

города. На своих картинах изображал суровую красоту

русской природы. Он не искал пышных уголков. Живописи он

учился в Академии художеств. Шишкин написал картины

«Дубы», «Лесные дали», «Рожь».

Это вступление удачное: предложения построены правильно, нет повторов, текст изложен последовательно.

Сейчас вам предстоит озаглавить ваши вступления. Они должны соответствовать теме, идее, типу речи.

Ответы: Иван Иванович Шишкин – русский пейзажист.

Русский пейзажист.

Великий пейзажист.

Читаем заключения.

Читайте также:  Критика а. а. григорьева: после "грозы" островского

Булкина Ю. – У меня эта картина вызывает такие чувства: даже хочется

подышать этим воздухом, потрогать эту рожь, и подержать

колосок в руках, и побегать по дороге.

Можно слово «чувства» заменить словом «желания».

Глухова К. – Картина «Рожь» навевает покой, радость, но радость тихую.

Хочется попасть на такое же поле, набрать полную грудь

этого чистого воздуха! Как хорошо, что жил на свете такой

замечательный художник И. И. Шишкин, который оставил нам

чудесные картины! Живопись волшебна.

Заключение написано хорошо. В нем выражено свое личное отношение

К картине, художнику.

Как озаглавим заключение?

– Живопись волшебна.

– Волшебство.

– Мое отношение к картине.

А сейчас будем создавать основную часть – описание картины.

Возьмите памятку «Типы речи», найдите описание, прочитайте, как мы должны строить текст.

– Первое предложение указывает на предмет описания.

Слова и предложения указывают на признаки, на одновременность

действия.

Последнее предложение указывает на наше отношение к предмету,

заканчивает текст.

В заглавии назван предмет описания.

Давайте начнем с этого. Как можно озаглавить основную часть?

– Рожь.

– Гимн труду.

– Гимн труду человека.

Все приготовили карточки.

1 группа делает языковой анализ текста.

2 группа – структурный.

( 1 группе в качестве домашнего задания нужно было подготовить основную часть).

Чигринский С. – Перед нами картина Шишкина «Рожь». До самого горизонта

Безбрежное море золотистой ржи. Полевая дорога

осторожно врезается в это золото и теряется где-то

у горизонта. Синеглазые васильки будто выбежали к

дороге и удивленно замерли. Какой простор! Как много

воздуха и света! Стремительные ласточки словно живые,

так и кажется, что сейчас исчезнут, улетят.

Рожь уходилась, созрела. Тяжелые колосья так и

гнутся к земле. Это богатство взрастили руки человека. В

центре картины – косцы. Они словно плывут по золотому

морю ржи. Пройдет немного времени, и зазвенят, запоют

косы. А пока по полю хозяйничает ветер – озорник да

столетние сосны, словно сказочные богатыри, охраняют

покой и стерегут тишину.

Художник, несомненно, сам любовался увиденным

пейзажем. Иначе он не взял бы такие нежные, теплые тона,

в которых создана картина. Чтобы подчеркнуть золото ржи,

он рядом изображает темно – зеленую траву. Чтобы бледно –

голубое небо не было слишком пустым, на его фоне

темно – коричневые сосны. Когда смотришь на картину,

будто теплом веет от нее.

Структурный анализ.

Куприянова Н. – Текст получился на заданную тему, идея сохранена, тип

речи – описание. Текст начат удачно, излагается последовательно, предложения связаны по смыслу лишнего ничего не было, сказано все, ничего не опущено, текст закончен правильно.

Вывод: Сережу интересно было слушать.

Языковой анализ.

Горбачева Н. – рассказ Сережи был выразительным, предложения были построены правильно, повторов не было, все слова употреблялись удачно, очень много было красивых прилагательных, почти все слова, над которыми мы работали, Сережа употребил в своем рассказе.

IY Орфографическая подготовка /на доске остается на второй урок/

безбережное простор

вдаль приволье

синеглазые ветер-озорник

васильки взрастили

удивленно столетние

стремительные сосны-великаны

косцы сказочные

золотисто-коричневый ощущаем

темно-зеленый Русь

бледно-розовый

как будто если бы

чтобы какого-его,-ого

, но .

Y. Вывод по уроку.

Сидели на уроке хорошо. Активно все работали.

На следующем уроке пишем сочинение.

Желаю всем отлично справится с поставленной задачей.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-svyaznoy-rechi-sochinenie-opisanie-po-kartine-i-i-shishkina-rozh.html

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Тема урока: Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Цели: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании.

Оборудование: репродукции картин Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Берёзовая роща»

Ход урока

– «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» – это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

– «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»

Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту в картине И. Шишкина.

Шишкин – один из выдающихся художников мира.. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан).

Он рано начал рисовать, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости.

Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г.

Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.

Шишкин прославился как пейзажист.

«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины.

С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев.

Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист?

Ученик:В словаре С.И. Ожеговаи Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция?

Ученик:Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Берёзовая роща»

-Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?

  1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученик: На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

– Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».)

– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

– Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный.

Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, – он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…».

Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

.

Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»

Звук

Цвет

Запах

Расположение в пространстве и времени

колышется волнуется

Золотистая рожь

Золотые переливы

Благоухают

Полдень

Широкое поле

Безбрежная жатва хлеба

Слова для справок: золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, легкое дуновение ветерка.

Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу

«Композиционная схема сочинения – описания»

Вступление

Основная часть

Заключение

Приглашение к восприятию

Описание того, что изображено на картине

Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод

На переднем плане картины мы видим…

… начинается у края холста…

Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался)

На фоне…(выделяются, показаны)

Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

Ученики:

Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Лесные дали», «Берёзовая роща» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел, прежде всего, как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

Ученик: Можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение

Слова для справок: сочной яркой манере живописи; непревзойденный; русской провинции; поэзии, свежести, воздуха; восторженное; поэтом русской природы

(Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

Как можно называть

И.И. Шишкина в сочинении

Как можно заменить слово «нарисовал»?

Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»?

Слова для справок:

  1. Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской

природы.

  1. Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.

  2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

  3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

Самостоятельная работа- написание сочинения.

Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

  1. Кто написал картину «Рожь»?

  2. Какие еще картины этого художника вы знаете?

  3. Что изображено на этой картине?

  4. Какими красками изображен осенний пейзаж?

  5. Какие чувства будит в вас эта картина?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_sochinieniie_po_kartinie_i_i_shishkina_rozh

Ссылка на основную публикацию