Чеченский народ: культура, традиции и обычаи

Культура чеченского народа

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 26.11.2014 | 14:00

Также по теме

Северный Кавказ славится своим этническим многообразием и богатыми традициями в культуре горных народов России.

Безусловно, существуют кавказские обычаи, характерные для жителей целого региона, но, между тем, каждый народ Северного Кавказа неповторим и имеет свои особенные традиции и культуру.

К сожалению, после войны в Чечне многие имеют ошибочное представление о чеченской культуре, а то и вовсе не знакомы с ней. 

Чеченцы – народ, численностью около полутора миллионов человек, в большинстве своем проживающий на Северном Кавказе.

Принято считать, что основу чеченского народа составляют 156 тайпов, которые постепенно расширялись, кроме того, из них выделялись новые.

И сегодня на вопрос молодому человеку «откуда он?», чеченцы всегда называют аул, из которого происходит род его семьи. Так, в Грозном невозможно встретить чеченца, который на такой вопрос даст ответ «я из Грозного». 

На ранних развитиях чеченского общества большую роль играла иерархия. Так, только высшие тайпы имели право строить башню, низшие же, как правило пришлые, такого разрешения не имели. Разные чеченские племена отличают различные традиции, но существуют обряды, объединяющие весь чеченский народ и его непростую историю. 

Трагические страницы истории этого народа датируются не только чеченскими войнами двадцатого века и Кавказской войной второй половины девятнадцатого столетия. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию.

Переломным моментом для народа стал 1957 год, когда Советское правительство разрешило чеченцам после тринадцатилетней ссылки вернуться в свои дома.

В рамках политики правительства СССР, народу препятствовали возвращаться в горы, стремясь тем самым побудить чеченцев отойти от своих обрядов и обычаев. 

Однако чеченскому народу во многом удалось сохранить свои традиции и культуру, передав ее молодому поколению. Так, и сегодня одной из главных традиций чеченского общества является сохранение семейного этикета и почетное уважение к гостям.

Так, даже в бедных семьях, хозяева обязательно хранят лепешки с маслом и сыром для гостя, который может внезапно прийти к ним в дом. Примечательно, что для чеченского народа характерно проявление гостеприимства к любому доброму человеку, независимо от его национальной, религиозной и идейной принадлежности.

Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость»… Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. 

Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда, не забывают о нем и сегодня. Так, в современных семьях по-прежнему гостям всегда предлагают специальную гостевую пищу – отварное мясо с галушками – жижиг галныш.

Источник фотографии: сайт “Вкусные заметки”

Исторически галуши готовились из кукурузной муки с добавлением стакана горячей воды, в современное время хозяйки все чаще готовят блюдо из пшеничного теста, для образования которого уже следует добавлять стакан холодной воды.

Особое внимание уделяют качеству бульона, в котором готовится мясо – именно в нем потом варятся вылепленные из теста галушки. Чеченские хозяйки говорят, что именно от бульона зависит вкус галушек. Варить галушки следует молча, «чтобы они не разошлись». Отдельно для блюда готовится специальных соус – из лука или чеснока.

Так, сегодня в городе хозяйки лук режут кольцами и обжаривают на топленом или подсолнечном масле, в зависимости от вкусовых пристрастий. 

Согласно чеченским традициям, готовить ежедневно и на праздники должна исключительно женщина.

Лишь на похоронах в основном готовят мужчины, что связано с отсутствием чеченок в основной части церемонии.

В традиционных чеченских семьях женщина всегда принимает пищу после главы семьи, в современных – нередко все обедают за одним столом, однако дань уважения главе семейства неизменно присутствует. 

Сохранились в чеченских семьях и свадебные традиции, а также отношение к жене сына в новой семье. Так, невестка по-прежнему высказывает большое уважение к родителям мужа, называя их не иначе, как «дада» и «нана» – отец и мать. 

Несмотря на то, что Рамзан Кадыров отменил исторически изживший себя закон «кражи невесты», роль в свадебной церемонии жениха по-прежнему незначительна. В кодексе чеченцев даже написано, что «жених никогда не должен присутствовать на своей свадьбе». Как правило, он всегда находится рядом, отсиживаясь в соседней комнате. 

Интересный чеченский обычай, дошедший до наших дней, называется «развязывание языка невесты». Согласно чеченской традиции, невеста не имела права разговаривать в доме мужа, не получив на это особое обрядовое разрешение.

В современных чеченских семьях этот обряд, как правило, проходит уже в день свадьбы. Так, в начале обряда свёкр спрашивает невесту о погоде, пытаясь ее разговорить, потом, потерпев неудачу, он просит принести ее стакан воды.

Когда девушка исполняет поручение отца мужа и возвращается к гостям со стаканом в руках, свекр начинает удивленно допытываться, зачем она принесла ему стакан.

После молчания суженной сына, гости по старшинству отпивают из кружки, выкладывая на поднос с кружкой деньги и «разговаривая» невесту. Только после этой церемонии невеста получает полное право разговаривать в семье мужа. 

Однако, эта традиция совсем не значит приниженного положения женщины в чеченских семьях.

Наоборот, согласно чеченским обычаям настоятельно рекомендуется не заключать брак между мужчиной и женщиной без обоюдного согласия, так как это может сказаться на психическом и физическом развитии их детей.

По мнению ряда историков, именно поэтому кража невест не является, и никогда не являлась, истинно чеченским обычаем. 

Красиво иллюстрирует соблюдение данных заповедей старинная чеченская легенда. «Когда привели в дом жениха девушку, которая согласилась на брак, дабы исполнить волю своего отца и братьев, хотя любила другого, молодой человек уловил в глазах девушки грусть, начал допытываться, пока не узнал причины.

А когда девушка поведала о своей большой, как звездное небо, любви, не тронул ее и пальцем. Вывел ее из дома, а вместе с ней и любовь из своего сердца, и темной ночью привел в дом тоскующего возлюбленного. И стали с тех пор юноши друзьями, готовыми отдать жизнь друг за друга.

Поскольку, жизнь в наших руках, а любовь от Бога…»

Раньше, по традиции, юноша и девушка встречались у родника, поскольку в представлении чеченского народа родник дан людям от создателя. Встречаясь у источника, влюбленные провозглашали стремление, чтобы их отношения были чистыми как его воды. Согласно чеченским обычаям, девушка и молодой человек не могли быть на свидании вдвоем.

Мужчину, стаявшему на дистанции от возлюбленной, сопровождал друг, девушку – подруга. Встреча всегда происходила засветло, но в во вторую половину дня, когда девушка, показав себя послушной и трудолюбивой, получала позволение у матери пойти к роднику. Девушки всегда приходили на место встречи после юношей.

Не принято среди чеченского народа у девушек и сегодня являться на свидание первыми. 

Стоит отметить, что сегодня, как и двести лет назад, чеченец очень остро реагирует на нецензурную брань в адрес женщины, воспринимая это как оскорбление. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной.

В Чеченской Республике и сегодня имеются редкие случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. Потерявших свою честь женщин убивали и убивают. Однако причина столь жесткого наказания прежде всего кроется в том, что чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии.

Чеченец вправе взять себе жену любой национальности, хоть и осуждается родственниками и односельчанинами, но большая редкость выход чеченки замуж за иноплеменника. 

Отметим также, что в числе сохранившихся до наших дней чеченских традиций, есть обязательное умение женщины шить. Так, на свадьбу молодые чеченки неизбежно получают в приданное швейную машину. 

Среди других традиций, веками почитаемых чеченским народом, следует отметить особое внимание к больному. Больного человека всегда посещают все друзья и знакомые, поддерживая его материально и морально, вне зависимости от возраста заболевшего.

Неприлично приходить к больному с пустыми руками. Рядом с больным чеченцы не говорят о недугах, наоборот, стараются его рассмешить.

В период болезни чеченца, его родственники и друзья ведут его дела, а в сельской местности – собирают урожай и колют дрова. 

Согласно чеченским обычаям, мужчина должен обладать такими качествами, как: немногословие, неторопливость, выдержанность, осторожность в высказываниях и в оценках людей. Именно сдержанность – основная черта чеченского мужчины. По обычаю, он не будет даже улыбаться жене при посторонних и не возьмет при знакомых ребенка на руки. 

Еще одной отличительной чертой чеченцев является внимательность при встрече. Первым делом каждый чеченец спросит: «Как дома? Все ли здоровы?» При расставании и сегодня считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?» Особенно важно предложить помощь человеку пожилому и просто старшему по возрасту. 

Безусловно, огромное влияние на культуру современного чеченца оказали войны конца двадцатого века.

Так, в Чечне выросло целое поколение молодых людей, игрушками для которых служили настоящие боеприпасы, а трагедии военного времени порождали бессмысленную браваду.

Многие дети так и не смогли получить законченного школьного образования. Тяжело стоит и проблема миграции из сел в большие города.

Решить эти проблемы сегодня показало себя способным чеченское правительство. Оно не только отсроило города и аулы, организовало рабочие места и спортивные секции, открыло дополнительные школы, но также поддерживает передачи о культуре чеченского народа и изучение родного языка чеченцев.

Так, в октябре этого года вышел в свет новый чеченско-русский словарь, автором которого является доктор филологических наук профессор Зулай Хамидова. Помимо того, что в книге содержится свыше 20 тысяч чисто чеченских слов, словарь содержит очень много полезного материала и транскрипции слов.

Это особенно важно, поскольку в чеченском языке одно и тоже слово имеет несколько значений и читается с разной интонацией. Стоимость словаря составляет около полутора тысяч рублей ( 1 500 руб). 

Бережно хранят чеченцы и память о своих музыкантах. Широко известна среди чеченцев песня в исполнении Белухаджи Дидигова, посвященная легендарному абреку Зелимхану из селения Харачой. 

Наилучшим образом традиции чеченского народа отражает слово «нохчалла», что в примерном переводе на русский означает «быть чеченкойчеченцем» или «чеченственность». Это слово включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, является своеобразным кодексом чести.

Так, нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Нохчалла – это особое почитание женщины и неприятие любого принуждения. Чеченец с малых лет воспитывался защитником, воином.

Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и сегодня, -«Приходи свободным!»

Таким образом, несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру.

Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев.

И значит, время меняет все к лучшему, проверяя народ на прочность моральных принципов и подтверждая чеченскую пословицу: «тот, кто не идет в ногу со временем, тот рискует попасть под его колесо». 

Статья подготовлена в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание» 

культура Общество «Знание» Россия традиционализм Чечня

Источник: http://www.kavkazoved.info/news/2014/11/26/kultura-chechenskogo-naroda-tradicii-proshedshie-skvoz-veka.html

Семейные обычаи и традиции чеченского народа

На Южной окраине России, в горах северного Кавказа, со всем своим природным великолепием расположилась Чеченская республика.

Чечня – это реки и озера, горы,  долины и древние города, со своими историческими памятниками культуры,  старинные поселения, расположившиеся выше облаков.

Чеченский народ, переживший годы невзгод, разруху и войну не пал духом, сохранив при этом свое историческое наследие, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. 

Обычаи чеченского народа

Семья, как основа Чеченских традиций

Народ Чечни огромную роль отводит семье и семейным обрядам, которые чтут повсеместно. Итак, что же представляют собой чеченские традиции.

Семья, как основа

Отец

Главой семейства всегда считался отец. Хозяйственной частью занималась женская половина. Оскорбительным и унизительным для мужа считалось, если он вмешивался в женские дела или пытался помочь.

Уважение к отцу

Женщины в доме

Когда в доме появлялась невестка, основные обязанности по ведению домашнего хозяйства ложились на нее. Девушка вставала раньше всех, делала уборку и укладывалась спать позже всех. Если какая-то из женщин не хотела соблюдать устоявшиеся в семье традиции, она подлежала жесткому наказанию, вплоть до изгнания. Воспитанием невесток занималась «нана» – мама.

Новоявленные жены не имели права вольно вести разговоры со свекровью, показываться перед ней в неопрятном виде или с непокрытой головой. Часть своих обязанностей «нана» могла переложить только на старшую невестку.

У свекрови помимо домашних хлопот была обязанность соблюдать все семейные обряды и традиции, а самую старшую женщину по праву называли хранительницей домашнего очага.

Женщина

Огонь

В чеченской семье существует особый культ огня и очага, пришел он из древних времен, когда большая семья носила название «люди одного огня». Сохранилась у чеченцев традиция клятвы и проклятия огнем.

Огонь

На показ запрещено

Запрет, или, так называемый обычай «избегания», нетипичный для славянских народов, представляет собой табу на общение или проявление чувств на людях. Такое правило поведения распространяется на всех членов семейства: мужа, жену, зятя, невестку и многочисленных родственников. 

Читайте также:  Воронеж: население, промышленность и культура

На показ запрещено

Свадьба и дети

Много ритуалов связано со свадьбой и периодом до нее. Жених не мог видеть свою невесту до бракосочетания, да и после него некоторое время юноша посещал свою любимую тайно. При ссоре между детьми первоочередным действием отца и матери было наказать обоих, не разбираясь в их виновности.

Чеченская свадьбаСовет

Помните, честь для чеченки – это главное сокровище. Не стоит пытаться заговорить с ней на улице или проявить знаки внимания, так как это будет расценено родственниками девушки как оскорбление.

Воинственный народ

Чеченцы издавна известны своим воинственным нравом и большое число ритуалов и обрядов связано у них с войной и оружием. Позорным и малодушным считалось достать шпагу из ножен на своего обидчика и не воспользоваться им, поэтому клинок доставали только при необходимости.

При достижении 63 лет у мужчин наступал «возраст развязывания пояса», и он могсвободно выходить на улицу невооруженным. До сих пор допустим такой чеченский обычай, как кровная месть, в которой принимать участие братья и друзья побратимы.

При похищении девушки даже несовершеннолетним для защиты чести и достоинства разрешается применять оружие.

Воинственный народ

Знаете ли вы, как в Чечне называют друг друга муж с женой?

Когда речь заходит о супругах, чеченцы некогда не скажут «мой муж» или «моя жена». Привычными для них фразами по отношении к женщине служат «та, что в доме» или «мать этих детей», по отношении к мужчине – «сам», или «хозяин этого дома».

Муж и женаВывод:

Подводя итоги можно сказать, что основополагающей традицией для любого чеченца служат правила, принятые в его семье.

Корни родовых обычаев, устоев и ритуалов уходят глубоко в историю чеченского народа и широко применяются в современном укладе жизни.

Вежливость, гостеприимство, уважение к старшим, физическое развитие и моральная устойчивость – неотъемлемая часть семьи и крепкий фундамент будущего детей и родителей.

Чеченские обычаи и традиции

Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/semejnyie-obyichai-i-traditsii-chechenskogo-naroda

Обычаи чеченцев

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты ( «обычай» – араб.,) чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением.

Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе.

Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев – в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни.

В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет.

Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,  все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери.

Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату.

Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы – с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит  «моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца – оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка – презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего – проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

Источник: https://che.rus4all.ru/traditions/20120905/723284036.html

О современных чеченских обычаях

Рассказывает Ваха, 57 лет. Живет в Грозном.
Многие обычаи направлены на создание определенного отчуждения между отцом и детьми, они направлены на поддержание авторитета отца. Он по многим вопросам общается с детьми через мать, и своим поведением отец показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Например, личная жизнь детей, женитьбы сыновей и замужества дочерей с отцом напрямую не обсуждаются, об этом всем отцу сообщает мать, она выступает посредником. Вообще строгая нормированность создает атмосферу, в которой вероятность внутрисемейных конфликтов сводится к минимуму.

Каждый знает свое место, и если следовать всем правилам, вероятность ссор или конфликтов стремится к нулю.

В нашей семье мы отца даже по имени не называли. У него было домашнее имя, даже «папа» не говорили, потому что оно несет более интимный опечаток, а по имени называть отца было слишком официально. Мать его тоже никогда по имени не называла. Она обращалась к нему «мужчина» или «муж».

И отец к ней тоже обращался нейтрально «жена». О жене вообще при посторонних говорят «чурнаг» — та, что в доме, — сейчас используется русское слово «хозяйка». В большинстве случаев еще супруги не называют друг друга по именам, хотя молодежь уже отходит от этой традиции.

Отход от обычаев — это проблема каждого поколения.

Авторитет старшего раньше не обсуждался, ты мог быть с ним в корне не согласен, но демонстративно перечить ему было нельзя. Если ты недоволен чем-то, надо было пойти к другому взрослому и попросить его донести твою позицию.

Раньше, я помню, любой старший мог сделать замечание за плохое поведение ребенку, подростку, человеку младше себя, а если об этом узнавали родители, то они добавляли еще от себя.

Сейчас родители начинают заступаться за своего ребенка.

Строгое следование этикету распространяется и на общение с посторонними. Нравится тебе человек, не нравится — если он старше тебя, ты обязан встать в его присутствии, уважительно с ним разговаривать.

Поскольку конфликтные ситуации в чеченском обществе разрешались с большим трудом, этикет был направлен на то, чтобы свести риск возникновения таких ситуаций к минимуму. Многое из этого и сейчас работает.

Я доволен нынешней молодежью: они вежливые, уступают дорогу, здороваются, обращаются уважительно.

В молодежной среде отношения между друзьями более свободны. Когда мы молодые были, мы даже с друзьями не обсуждали личную жизнь. Не принято было. А сейчас люди спокойно обсуждают. Мы если и говорили об этом, то только в духе «да, было, там, встречался», и все.

Это считалось неприличным, мужик не должен на таких вещах акцентироваться. Все было сдержанно, нейтрально, считалось не по-мужски, если ты потерял голову из-за кого-то, если ты зациклен на личных проблемах.

Нужно было быть уравновешенным, главное было показать, что ты полностью контролируешь свои чувства.

Я помню в молодости, когда наш сосед вышел погулять со своим сыном за руку, мы все побежали смотреть, правда ли это, правда ли он с ребенком гуляет. Это было демонстративное пренебрежение этикетом с его стороны. Считалось, что не мужское это дело — ребенка выгуливать на людях.

В семье, дома, во дворе ты можешь с ним повозиться, но выйти в публичное место с ребенком на руках неприлично. Это была публичная демонстрация чувств, которая нарушала стереотип мужского поведения.

Есть даже история про жителя горного села, у которого долго не было детей, и когда родилась дочь, он на радостях съездил в город, купил нарядную люльку. Вот с этой люлькой он шел через все село, и естественно, на него все смотрели неодобрительно.

Он тогда подошел к группе стариков и спросил: «Ответьте честно, вы относитесь ко мне с уважением?», на что они ответили: «Нет». Он тогда взял свою люльку и ушел от них со словами: «Ну значит, мы все так и умрем, не уважая друг друга».

У нас есть такое понятие «бехке нах» — люди, перед которыми ты виноват. Такие люди — родственники жены, потому что ты увел из семьи их дочь. С ними всегда должны быть подчеркнуто уважительные отношения, не должно быть ни намека на панибратство. Например, я иногда тещу свою обнимаю, но этого делать нельзя.

То есть я в семье жены «провинившийся», и снимается этот статус только через много лет, при условии что их дочь в браке счастлива. Это не объявляют напрямую тесть с тещей.

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - лиса

В моем случае, когда умер брат жены, на похоронах, где я должен был находиться чуть поодаль от тестя, один из его родственников сказал мне: «Ты уже не зять, ты уже сын в этой семье» — и подвел меня ближе. За 30 с лишним лет в этой семье мне сделали «скидку».
Вообще, зять не может оставаться с ночевкой в доме жены.

Нежелательно вообще жить рядом с тестем и тещей. Родители жены тоже не могут часто появляться в доме зятя. У ингушей вообще зять полностью избегает встреч с тещей.

С родственниками мужа у женщины должны соблюдаться, в общем, те же правила. Сноха ни в коем случае не должна ругаться с сестрами мужа, Она должна молча выслушивать их нападки.

Если родители мужа обращаются к ней напрямую, она должна ответить, но начинать разговор первой не может. Раньше эти правила соблюдались намного строже.

Единственное, что соблюдают сейчас: молодая сноха не может разговаривать с родственниками мужского пола, пока не будет совершен обряд «развязывания языка».

Это когда на первый или второй день свадьбы невеста должна подать воды свекру и братьям мужа и пожелать им здоровья, взамен ей даются подарки, сейчас это чаще всего деньги, и после этого она может с ними разговаривать. Также это проделывают все родственники мужа мужского пола, когда после свадьбы приходят в гости к молодым.

Все еще соблюдается обычай не называть близких родственников мужа по именам, независимо от пола. Сноха дает им свои имена или прозвища.
Как сейчас свадьбы проходят.

Раньше, я помню, угощались только старики, молодежь приходила исключительно на танцы. Сейчас свадьбы чаще играют в ресторанах, где все сидят за столами, а танцуют зачастую приглашенные танцоры.

Раньше каждый должен был знать национальный танец. Свадьбы уже теряют национальный колорит.

© Нохчалла, по материалам М.Мазаевой и Х.Хасмагомадовой

Источник: https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/4641-o-sovremennyh-chechenskikh-obychayakh

Обычаи и традиции Чечни

Чеченские свадьбы сопровождаются множеством ритуалов, которые хранятся и соблюдаются горцами на протяжении многих лет.

В назначенный день, обычно в полдень, за невестой приезжают друзья мужа, родственники, в процессии обязательно есть мулла, который должен спросить у отца девушки разрешения на брак, а затем — спросить у самой девушки, согласна ли она выйти замуж.

Разговор с невестой происходит при свидетельницах — этоженщины, желательно уже взрослые и замужние. После полученного согласия девушка повторяет за муллой суры из Корана. После — такой же разговор при свидетелях происходит с женихом.

И с этого момента они считаются женатыми.

Родители невесты участие в торжествах дома практически не принимают, так как это для них очень грустное событие. Родственники жениха забирают подарки и отвозят в новый дом, где будет жить девушка. За невестой приезжает брат или друг жениха, сам жених не показывается. Когда кортеж трогается, родственники девушки преграждают ему путь, требуя выкуп.

Торжество обычно продолжается трое суток, обязательно с шумными застольями и национальными кавказскими танцами, стрельбой и гонками на машинах. Первый день празднуют в ресторане.

В этот день девушка практически впервые видит большую часть родственников жениха, а до этого общается лишь с его сестрами. На протяжении вечера невеста стоит на почетном месте — в углу, специально отведенном для этого, сесть может только с разрешения свекрови или золовки.

Гостями на свадьбе могут быть все желающие — никакие пригласительные в Чечне не приняты.

Как принято одеваться

Так как главная религия чеченской республики — ислам, одеваться здесь принято согласно традициям. Многие женщины носят национальную одежду, платки и хиджабы.

Однако к внешнему виду там относятся достаточно демократично, поэтому молодежь активно пользуется косметикой и одевается в магазинах современной одежды, только определенные нормы длины шорт, юбок и платьев все-таки соблюдаются, и откровенной одежды вы в Чечне ни на ком не увидите.

Юбки чеченки носят ниже колена, даже укороченные брюки почти не встречаются, а вместе с обтягивающими джинсами принято носить туники. Здесь не надевают майки, блузки с декольте. Мужчины не носят шорты и майки без рукавов. А платки если не носят на голове — то обязательно берут с собой, это обязательный атрибут для посещения мечети.

Неформальных движений и их представителей, которых мы привыкли видеть на улицах городов России, в Чечне нет. А еще здесь не принято ругаться на улице, вести себя вызывающе, люди относятся друг к другу с уважением, мужчина всегда уступит место женщине.

Язык

С языковым барьером туристы в Чечне не сталкиваются. На русском языке в Чечне говорят все, он является государственным, в то время, как и чеченский. Чеченский язык стоит на пятом месте по распространенности в России — после русского, английского, татарского, немецкого.

На чеченском языке печатают газеты, журналы. Чеченский язык активно распространен и в Дагестане. Маршалла или маршаллахаттар- это традиционные приветствия в республике.

Если исламское «ассаламалейкум» используется только между мужчинами, то «маршалладухьоьга/маршалладушуьга» — универсально и означает также «мир тебе/ мир вам».

Отношение к женщине

В Чечне действуют довольно строгие законы по отношению к женскому полу. Общение между девушкой и мужчиной просто исключено, возможно лишь по конкретному делу, то есть — партнерские отношения.

Нельзя прикасаться к женщинам, для этого таксисты носят перчатки, чтобы случайно не притронуться к ним во время оплаты. Супружеские пары в людных местах не держатся за руки, и тем более — не целуются и даже не подходят друг к другу слишком близко.

В Чечне неприлично узнавать у противоположного пола, где находится туалетная комната.

Правила поведения молодежи в обществе строгие, молодые люди находятся под контролем старших. Если парень и девушка влюбились друг в друга, проводить время вместе наедине и прикасаться друг к другу им не разрешается, все это только после официальной регистрации брака. До этого все встречи должны проходить под присмотром.

Кстати, не так давно в Чечне приняли закон о запрете краж невест, штраф за это — один миллион рублей. Штраф получает и отец, разрешивший похитить дочь, а имам, повлиявший на отца, лишается духовного сана и должности.

Куначество

Старинный обычай, который в Чечне сохранился и до наших дней. Куначество — это побратимство с хорошим другом. В Чечне самый главный закон — закон гостеприимства, хозяин дома обязательно должен накормить, напоить и устроить на ночлег человека, оказавшегося в его доме гостем, вне зависимости от веры и национальности.

Тот, кто стал кунаком — другом, считается почти что родственником, и к нему непозволительно относиться неучтиво.

Куначество может быть выражено в виде какого-то из обрядов: произнесение клятвы при свидетелях или, например, распитие молока, налитого в один бокал, на дно которого опущено золотое кольцо.

Иногда оба человека делают надрезы на руках и смешивают кровь. Закрепляет обряд куначества какой-то подарок друг другу. Раньше такой вещью было оружие -шашки.

Кровная месть

Также старинный обряд, которому уже много веков, но соблюдается он и сегодня. Кровная месть используется для наказания преступников, чтобы нарушений закона становилось меньше.

Особенность этого обычая в том, что у него нет срока давности — кровную месть могут совершить, даже если преступник уже давно умер.

Хотя принято преследовать исключительно преступника, на деле кровная месть часто касается и его родственников.

Если случилось убийство, родственники погибшего находят преступника и сообщают через сельского старейшину о начале мести. Как правило, если убийство было совершено по неосторожности, это была автомобильная авария или несчастный случай, то часто удается примириться. Если же убийство было целью — примирение практически неосуществимо.

Примирение осуществляется в присутствии старейшин сел, и если примириться не удалось, то родственники убитого обязаны отомстить, что очень тяжело для них морально, но в противном случае бездействие считается позором. Для чеченцев такой обычай служит напоминанием, что свои поступки надо серьезно обдумывать.

Источник: http://xn--80aalf3aen7bxbk.xn--p1ai/obychai-i-traditsii-chechni.html

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Досуг “Знакомство с традициями народа Чеченской Республики”

Досуг  

“Знакомство с традициями народа Чеченской Республики” 

Воспитатель старшей группы :  

            Смирнова М.А.

Москва

Цели: Формирование культуры толерантности

Задачи:

1. Познакомить с традициями и культурой народа Чеченской Республики

2. Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям к народу Чеченской Республики.

3. Обогащение культурного опыта дошкольников.

Дети входят под чеченскую музыку.

 Воспитатель Мы  живем в большом, красивом городе Москва. И населяют её разные народы России.

Когда-то люди из других Республик приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. Сегодня поговорим о традициях народа Чеченской республики, о принятых на их родине обычаях, об особенностях их национальной культуры.

Чечня (Чеченская Республика Ичкерия, Чеченская Республика) расположена на Северном Кавказе. Религия в Чечне – Ислам. В Священном Коране, главной книге мусульман, изложены все предписания, которые должны соблюдать мусульмане для того, чтобы приблизиться к Богу.

Запрет на свинину наложен Всевышнем Аллахом. На основе его наставлений строятся все законы и правила поведения мусульман. Территория — 15,9 тыс. кв.км. По своему рельефу территория Чечни делится на четыре части: плоскость (равнина), предгорье, горные и высокогорные районы.

 Города и поселки Чечни: Грозный, Аргун, Гудермес, Урус-Мартан, Шали.

Государственный флаг Чеченской Республики представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней — зелёного цвета, средней — белого цвета и нижней — красного цвета; слева — вертикальная белая полоса с чеченским национальным орнаментом.

Давайте нарисуем флаг Чеченской Республики.

Мужской и женский национальный костюм

В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. (Показ слайдов)

  1. На шапки и шубы использовались овчины.
  2. На обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды. Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана – туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов.
  3. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника.
  4. Характерная чеченская одежда – бурка. Это – накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка – идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.
  5. Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.
  6. Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки – вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.

Попробуйте сложить пазлы с изображением людей в национальной одежде.

Народный танец своим ярким красочным языком, не требующим перевода. В пластике чеченского танца можно прочитать историю его культурных и нравственных традиций, хореографии. У чеченцев танец был всегда и везде повсеместен, и уместен.

И, как свидетельствуют историки, перед лицом смерти, чеченские воины просили дать им возможность станцевать, после этого им было легче принять смерть. Ведь танец был не просто развлечением, но и способом выброса энергии.

Чеченские танцы заимствованы у грузин.

Сейчас мы с вами попробуем  исполнит некоторые элементы чеченского танца.

Воспитатель: Молодцы! А теперь я прочту стихотворение

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Читайте также:  Балтийское море в россии

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность – слово для живых.

Давайте возьмемся за руки – это будет знак нашей дружбы.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/07/26/dosug-znakomstvo-s-traditsiyami-naroda-chechenskoy

Культура Чечни

Чеченское общество сегодня отличает не только высокая степень национального самосознания и национальной гордости, но также стремление возродить ряд духовных черт прошлого: непререкаемый авторитет старшего поколения; приоритет не экономических, а нравственных начал во взаимоотношениях людей; равноправие и справедливость в отношениях между членами общества; моральные принципы как высшую ценность;

чувство ответственности перед предыдущими поколениями, семьей, родственниками, селом, народом, перед будущими потомками; благовоспитанность членов общества, совестливое и уважительное отношение друг к другу; толерантное, бережное отношение к чести и достоинству других народов; принципы и нормы поведения, ориентированные на добрососедство, оказание помощи и др.

Все более широкую популярность обретают идеалы социального равенства как в светском, так и религиозном (исламском) понимании.

Достижения чеченского народа характеризуются созданием уникальных материальных и духовных культурных ценностей: башенного каменного зодчества, героического эпоса «Илли», богатого фольклорного, этнографического, литературного и исторического наследия, нравственно-этического и патриотического кодекса, оригинального искусства.

Культурные достижения чеченцев имеют не только национальное, но и общечеловеческое значение. Непреходящей ценностью для чеченского этноса является древний национальный язык, образующий ядро его культуры.

Особого внимания заслуживает такая традиция, как уважение к старшим. Чеченский народ гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека. Уважая старшего, тем самым выражается отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших.

В семейном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности.

Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным на долгом историческом пути, который пригодится им в жизни.

В Чеченской Республике семейное воспитание занимает особое место. Приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения принадлежит семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.

На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам.

Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые так или иначе обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья (последний тип является примером более позднего происхождения).

Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения, которые в разное время аккумулировались в адатах, шариате. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя чеченского народа.

Эти важнейшие генетические законы называют словом «нохчалла». Понятие нохчалла исключительно древнее и обьяснчется как Завет пророка Нохи (Ноя).

Нохчалла охватывает весь спектр моральных и нравственных ценностей, такие, как благородство, интернационализм, гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, готовность к самопожертвованию и т.д.

В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется тема высокого нравственного достоинства. Причиной тому стал старый уклад жизни.

В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее.

При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет.

Традиционная культура чеченцев придает музыке (как и слову, и цвету) исключительно важное значение. Музыкой лечили, объяснялись в любви и ненависти, мирили и даже ссорили, выдавали сокровенные тайны.

Соответственное отношение было к музыкантам и музыкальным инструментам. Так, в чеченской легенде о подвиге Прометея происхождение свирели связывается с добычей огня из Преисподней.

Пхармату, согласно мифологии, его старшим братом вручается «carz» – вид бамбука (камыша) с рыхлой сердцевиной (как у подсолнечника) с вложенным в него угольком.

Так как тяга уголька к материнскому огоньку была неимоверно велика, то, поднимаясь с Пхарматом в каждую последующую сферу, этот уголек прожигал сердцевину, опускался вниз и искра, прожигая стенку, выпадала на очередную сферу, что и позволяло орлу со своей ношей продолжать путь дальше.

«Г1иллакх» понятие, близкое к этикету.

Это внешнее проявление культуры поведения: мимика, жест, тональность голоса, умение сидеть, стоять, есть, слушать, говорить и даже спать, а также многое другое, что способно произвести первое впечатление.

Например: вставать при появлении старшего; младшему идти слева от старшего; предложить стакан воды сначала другому; не начинать есть раньше гостя; не ложиться раньше него спать.

Защита женщин, благосостояние семьи, готовность помочь слабому, безопасность и благополучие гостя – главные обязанности мужчин. Кроме того, чеченец должен контролировать эмоции и следить за своим внешним видом. В оценке человека по первому впечатлению признаки, принимаемые во внимание и ценимые, выстраиваются в следующем порядке:

1) прямая осанка (сутулых практически нет среди чеченцев);

2) строгость и подтянутость в одежде.

В чеченской культуре женщина – исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев «Ненан мотт» (материнский язык). Оно охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.

«Однажды у знаменитого человека спросили, какими такими свойствами он обладает, что столь прославился. Этот мужчина ответил, что ничего особого за собой не замечал. Вот только уважает его жена. А потому и вся семья. Уважение в семье вызвало такое же отношение односельчан.

Уважение с их стороны определило уважение всей страны».

Чеченская традиционная культура общения основывается на принципиальном равенстве всех людей и на неиспользовании, неподчеркивании своего превосходства.

Поэтому тот, кто сидит верхом на лошади, первым приветствовал пешего; тот, кто идет с горы вниз, – того, кто поднимался, и т.д.

Знаки внимания оказывались слабому, бедному, чтобы те не почувствовали своего ущербного положения.

Традиционная национальная культура чеченцев создала специфическую систему.

В ранг абсолюта возведены честь и достоинство личности, гостеприимство, культ предков и потомков, культ женщины и очага, искренней любви и милосердия ко всему сущему.

Только тот путешественник, который провел определенное время в горах Чечни, мог понимать характер (менталитет) чеченцев, почувствовать духовную культуру, отношение к женщинам, высокий гуманизм в архаичных традициях рыцарства.

Грубая сила, должностной и имущественный статусы вынесены в чеченском этикете за скобки личностного достоинства.

Источник: http://kavtoday.ru/6652

Роль традиций и обычаев в жизни современного чеченского народа

Для чеченцев соблюдение традиций и обычай всегда было важно. И тот человек, который не соблюдал их, осуждался обществом, поскольку традиции создают образ народа.Наиболее значимыми являются уважение старших, гостеприимство, свадьба.

С самого детства чеченца учат уважать старших, не перечить им, вставать, когда кто-то из старших входит в дом. И сейчас в XXI веке чеченцы стараются придерживаться своих традиций [3, 6]. Еще одной чертой чеченского народа является гостеприимство, что тоже очень ценится на Кавказе и считается одним из главных адатов.

Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Говорят, что в старину на Кавказе, если враг просился в гости, то на то время, пока он гостит, все обиды принимающая сторона забывала. А по традиции, первые 3 дня гостю не принято было задавать вопросы: кто он, откуда и так далее [4].

Также, одним из красивейших обычаев является церемония бракосочетания. На чеченскую свадьбу приходят все желающие. Все начинается с дома жениха, где все собираются и едут за невестой. Невеста должна с собранными вещами быть готова и ждать гостей. Её выкупают, а сумму калыма определяет мулла.

Родственники жениха могут дать больше, подчеркивая тем самым свои добрые намерения и всю важность своих отношений к семье невесты. После этого мулла отправляется в комнату к невесте, где в присутствии двух взрослых замужних женщин проводит церемонию «бракосочетания».

После того как невеста готова, за ней отправляется брат жениха, берет ее за руку и выводит из комнаты. Но дорогу ему преграждает сестра невесты, от которой приходится откупаться. После этого кортеж трогается, и начинаются гонки, но в любой момент дорогу могут перегородить дети, требуя плату за проезд.

Мать жениха встречает невесту у дома, помогает ей выйти из машины, сначала сама откусывает конфету или какую-нибудь ещё сладость, потом дает невесте откусить кусочек. В этот момент раздаются выстрелы, и брат жениха отводит невесту в дом.

Чтобы первым в семье родился сын, к невесте подводят мальчика, она берет его на руки, треплет за щечки, целует и отпускает, наградив подарком или деньгами. Начинается застолье, все поздравляют родителей жениха, желают больше внуков и всех благ. Как только невеста входит в дом, начинаются танцы.

Следующим испытанием для невесты является обряд «развязывания языка». Мужчины подходят к девушке, закидывают ее шуточками и просят невесту подать воды. Она должна долго ломаться и быть немногословной. Скупое «приятного пития» – это и есть развязывание языка.

За это мужчина должен дать невесте денег, иначе она может до конца своих дней не разговаривать с ним. Свадебное веселье в Чечне продолжается до трех дней[2].

Цель исследования:изучить роль традиций и обычаев в жизни современного чеченского народа.

Результаты. Были опрошены представители чеченского народа в возрасте от 17 до 60 лет (N=90). По возрасту респонденты разделились на две группы: первая 17-35 лет, вторая 40-60 лет

Результат анкетирования показал все респонденты, независимо от возраста знают значение «нохчо». Все представители старшей возрастной группы знают историю своего народа, из младшей возрастной группы 60% знают хорошо, 40% только частично. Все опрошенные знали, к какому тейпу они относятся.

При этом 55% респондентов ответили, что их семья из села, 25% живут в городе,15% сказали, что их семья из столицы и родиной 5% опрошенных является станица.

Если бы национальность респондентов намеренно или случайно изменили в документах на другую все 100% поменяли бы на свою.Все считают родным чеченский язык.На вопрос”Кто Вы и откуда Вы, если Вы окажетесь за границей?” все респонденты ответили, что с РФ, ЧР или чеченцы.

Все опрошенные, независимо от возраста испытывают гордостьот своей национальной принадлежности 100% и любовь 50% и 25%., при этом более молодые чеченцы испытывают также счастье 35% и радость 10%.

Все респонденты считают себя верующими. Но если в старшей возрастной группе все соблюдаютрелигиозные обряды, то в младшей соблюдают все религиозные обряды только 50%, еще 49% отметили, что соблюдать обряды не всегда удается и 1% опрошенных признали, что обряды не соблюдают.

Все представители старшего поколения ответили, что достаточно хорошо знают обычаи и традиции своего народа. Из более молодых чеченцев только 40% отметили, что хорошо знают обычаи своего народа, 60% знают наиболее распространенные.

На просьбу перечислить обычаи и традиции своего народа, которые знают и соблюдают в повседневной жизни, 100% ответили “уважение к старшим”, 60% -“гостеприимство”, 20% – “свадьбу”, 20%- “похороны”.

Идеальный образ чеченского мужчины респонденты описали как мужественного, храброго, достойного, волевого, гордого, щедрого, честного, порядочного, религиозного, воспитанного, доброго, честолюбивого человека.

Идеальный образ чеченской женщины – это скромная, добрая, воспитанная, хорошая хозяйка, покорная, верная, понимающая, религиозная.

Все респонденты считают, что их роднит со своим народом: язык 95%, обычаи и традиции 95%, культура 30%, историческая судьба 30%, образ жизни 15%, общее прошлое 11%, танцы 10%, музыка, песни 5%, место жительства 5%, черты характера 5%.

С другими народами Северного Кавказа респонденты полагают, что их сближает религия 40%, танцы 35%, культура 25%, обычаи и традиции 20%, образ жизни 20%, историческая судьба15%, музыка 10%, общее прошлое10%, психология 5%, язык 2%, черты характера 2%, место жительства 1%.

Основными различиями между чеченцами и другими народами Северного Кавказа респонденты считают язык, черты лица, обычаи, акцент, танцы, песни, образ жизни, традиции, культура, смелость, в некоторых случаях религия.

На вопрос”Знаете ли Вы, что означает Ваше имя?” все представители старшего поколения ответили, что знают, во второй группе 90% знают. 8% знали, но не помнят, 2% не знают значения имени.

У всех опрошенных светлое, хорошее представление о Родине, представители младшей возрастной группы добавили, что считают ее могучей, красивой, гордой, своим домом-крепостью, райским уголком.

При этом старшее поколении считает все народы Северного Кавказа равными по влиянию, среди молодежи 60% ответили, что все равны, 40%,что чеченцы.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных знает историю своего народа и родного языка, соблюдает религиозные обряды, уважительно относится к другим народностям не только на территории республики, но и за ее пределами. Так, несмотря ни на что, чеченский народ чтит и уважает свои обычаи, помнит, через что ему пришлось пройти, чтобы достичь все то, что сейчас имеет.

Источник: https://medconfer.com/node/11821

Ссылка на основную публикацию