Диктанты по русскому языку: 8 класс М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ Рыбачья тропа Какая тропа самая длинная? На этот вопрос вам может ответить заядлый рыболов. Конечно же, самая длинная из всех троп — рыбачья! Обыкновенные лесные и полевые дорожки торопятся поскорее довести путника до места. Но если ступишь на рыбачью тропу, не сразу доберёшься до дома.
Куда река течёт, туда и тропа вьётся! Вот бежит она по весёлой ромашковой поляне, затем ужом проползает под корнями, свисаюпщми с крутого обрыва, потом теряется в прибрежном песке, усыпанном ракушками. Какова же длина этой тропы? Какой длины река, такой протяжённости и рыбачья тропа. Ходят по ней от самых истоков до устья.
Но и тут тропа не кончается! Она перебирается на берег другой реки и провожает воды своей новой спутницы до того места, пока та не сольётся с ешё большей рекой. Почти через всю страну, через северные непроходимые леса, среднерусские светлые дубравы, через степные просторы юга, до самого моря ведёт рыболовов береговая тропа. {По Е.
Носову) {147 слов) Чему соответствует заголовок: теме или основной мысли? Пронумеруйте предложения.
Объясните постановку знаков завершения в предложениях 1, 3, 7, 8, 11, 12 (по вариантам). Разберите по составу причастия сЗисающими, усыпанном (по вариантам). Объясните написание слов перебирается и доберёшься, выделите все орфограммы (по вариантам).
Отметьте в первом абзаце предложения, в которых используется олицетворение. Где граница между искренностью и откровенностью? Вот самый коварный вопрос, который я знаю в жизни. Ведь это различные вещи, и сделать выбор между ними порой бывает мучительно тяжело.
Боже, как всё-таки нужен в жизни мудрый наставник!
{По В. Конецкому) Определите, какой стиль речи (научный, официальноделовой, публицистический, разговорный, художественный) используется в данном тексте. Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении. Разберите слова различные и сделать по составу. Объясните написание приставок. Подчеркните орфограммы в словах в каждом предложении текста. Выпишите из текста наречия.
Как стражи драгоценной чаши. Должны мы дар веков сберечь й новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь! (С, Сергеев-Ценский) Подчеркните главные члены предложения в этом четверостишии и определите, сколько в нём простых предложений. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными корня, подберите проверочные слова. Определите способ образования слова драгоценной.
Разберите его по составу. Объясните графически все орфограммы. Найдите слово, в котором происходит озвончение согласного звука. Подчеркните все орфограммы в этом слове. Отметьте в тексте сравнение. 1) Познавать есивой язьж природы стало для меня постоянной потребностью. {В.
Романенко) 2) В овчинном полушубке, в валенках и в заячьей шапке-ушанке вошёл Дубов. {М. Фарутин) 3) Длинными сплошными уступами разбегались передо мною синеюпще громады хвойного леса. {И.
Тургенев) 4) Солнечным утром город вьшлядел куда симпатичней, чем ночью: дома вовсе не мрачные, окна в затейливых занавесках, цветы за намытыми окнами. (Я. Туричин) 5) Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. {Е.
Носов) 6) Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. {Д. Лихачёв) 7) Ежевика поспела всюду, нагретые ежевичники пахнут вареньем.
(Я. Сладкое) 8) Вдыхая свежий утренний воздух у открытого окна вагона, Василий рассеянно глядел на проплывающие мимо поля и бегущие деревья. (В. Чунихин) 9) Наш язык не потерял ещё ни блеска литературной образности, ни смысловой ясности, ни своей неиссякаемой духовности. {Г.
Михайлов) 10) Ещё в детстве Пётр Ильич Чайковский воспевал в стихах свою любовь к Родине, проявив исключительную привязанность ко всему русскому. (Я. Вайдман) 11) Тишина стоит в воздухе; природа облита заревом вечернего солнца. {Н. Помяловский) 12) Утро бьшо матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. {В.
Солоухин) 13) Сотни лет письмо и книга сопутствуют человеку, как хлеб и вода. {Е. Осетров) 14) Над головой, нехотя разгребая воздух крыльями, медленно пропльши серые цапли и опустились за лесом. {М. Зверев) 15) Путешественники увидели слоновых черепах, которые лежали в воде, выставив небольшие некрасивые головы на длинных шеях. (С.
Юнатов) Подчеркните все орфограммы в словах, объясните их. Удавалось ли вам наблюдать, как приходит на землю осень? Она надвигается медленно, широко и спокойно*.
Дни становятся короче, ночи чернее и глуше*. Вянущие листья всё ещё держатся на деревьях. Утром тепло и ласково светит яркое солнце, а в кадках с водой уже блестит корка льда.
Седая от инея трава искрится в солнечных лучах, словно драгоценный камень! Почему почернели и повесили головы цветы? Они пострадали от первых ночных морозов. На радость мальчишкам застывает пруд. Нравится им бросать мелкие камушки по гладкой, звучной поверхности.
Несётся пущенный камень по тонкому льду, скользит, подскакивает и поёт, как птица! Исхоженный, истоптанный за лето лес как будто оживает. В роще появляются зайцы, кричат сороки.
Прилетают и новые пташки, чирикают и свистят, и в свисте их слышится человеческая речь. «Синицы! Синицы!» — пищат они сами про себя. Трудно удержаться, чтобы не глядеть на проплывающих по осеннему небу журавлей.
Сколько в них жизни, радости и печали! {По Н. Телешову) {148 слов) Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца.
Отметьте сложные предложения, определите количество основ, объясните постановку знаков препинания.
Пронумеруйте предложения. Определите функцию знаков препинания в предложениях 1, б, 7, 11, 14, 16 (по вариантам). Определите части речи в предложениях 2, 3 (по вариантам).
На основе слов пущенный, исхоженный, истоптанный сделайте обобщение о правописании НН в полных страдательных причастиях, приведите свои примеры, иллюстрирующие это правило. (1)Сколько я помню, этот мостик был всегда.
(2)Но в пору детства он казался намного длиннее теперешнего и старее. (3)На нём не было перил, зато было множество пробоин и проломов, и это нас, мальчишек, особенно влекло к нему.
(4)Мы ходили на этот мост ранней весной, во время разлива речки, когда его трясло и кренило набок под напором стремительно идущей воды. (5)Разве тогда мост дрожал, скрипел? (6)Нет, он жаловался, что заброшен и отдан людьми на милость разбушевавшейся стихии!
{По В. Романенко) Определите части речи в предложениях 2 и 6 (по вариантам). Объясните постановку знаков завершения предложений. Отметьте в тексте знаки выделения и знаки разделения. Найдите во втором абзаце простое предложение и отметьте его.
В каком предложении используется олицетворение? Выпишите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; выделите корень; подберите проверочные слова.
На зеркальной глади плёса лежали широкие круглые листья кувшинок и белых лилий, несколько плоскодонок с сидящими в них рыбаками неподвижно стояло в укромных заводях среди камыша, а над плёсом кружила серая цапля. (По С.
Подгорному) Определите, какой тип речи (повествование, рассуждение или описание) используется в этом предложении. Какие знаки препинания (разделительные, выделительные) используются в предложении?
Назовите средство выразительности — на зеркальной глади. Выпишите из первого простого предложения качественные имена прилагательные, выделите окончания, объясните орфограмму.
В каких словах совпадает количество звуков и букв — листья, лилий, стояло, серая! 1) С чего начинается Родина? (М Матусовский.) 2) Как крепнет человек, охваченный свежим дыханьем весны! {В. Романенко.) 3) Из чего складывается мелодия? {Г. Абрамян.
) 4) Журавлиные крики раздавались ближе и торжественнее, и душа странно трепетала в ответ этим звукам. (А. Эртелъ.
) 5) Что же это такое —■ человеческая совесть? (С Александ Рович.) 6) Дождь бил всё сильнее, и поток воды устремлялся вниз, к воротам. (В. Морозова.
) 7) Случалось ли вам встать однажды с постели раньше обьпсновенного и встретить самое раннее утро не в доме, а где — нибудь у реки или в лесу? {В. Солоухин.
) 8) Наш автобус шёл по почти ровной, укатанной, асфальтированной дороге. (Я. Крудова.) 9) Разве могут по морю машины ездить?
{В. Голявшн.) 10) Несколько лет назад я прочитал небольшой рассказ о тайге, её незабываемых красках, о никем не исследованных местах, совсем не изученных минералах и не мог не выбрать профессию геолога. {В. Ляхницкий.) 11) Иногда река почти на всю свою длину протекает дремучими ненаселёнными лесами и получает особенный, уединённый, дикий и вместе с тем таинственный и торжественный образ.
(С. Аксаков.) 12) Квартира состояла из одной большой комнаты, разделённой деревянными перегородками на гостиную, мастерскую хозяина и кухню. {Д. Мамин-Сибиряк.) 13) В утреннем осеннем тумане всё казалось сильно увеличенным: и длинный утиный ряд, и лебединый клин, напоминающий сказочный, выходящий из воды белокаменный город. (М Пришвин.
) 14) Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу?
{К. Паустовский.) 15) На неширокой полянке, осенённый спящими соснами, стоял глиняный домик с белым крыльцом. {В. Белов.) Хватит ли у журавля сил на дальний перелёт? {В. Романенко.) В зависимости от состава музьпсальных инструментов бывают симфонические, струнные, духовые, шумовые оркестры. {Г. Абрамян.
) Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении; определите назначение каждого пунктуационного знака. Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, подчеркните орфограмму.
Туманы Красоту туманов я полюбил с детства: они превращали знакомый мне мир в фантастический! Я видел, как вечерами на лугах, над поверхностью озёр, речек простираются нежно-голубые туманы. Ночами, когда их пронизывает лунный свет, они кажутся серебряными. А когда встаёт солнце, туманы становятся бледно-розовыми.
Как-то спозаранку, подходя к сосновому бору, я увидел, как фиолетовый туман широкой лентой перепоясывает лес. А над ним, словно ярко-зелёные облака в розовом свете утреннего солнца, неподвижно застыли пышные шапки сосен. Вот полоса тумана медленно продвигается вверх, и в ней скрываются верхушки деревьев. Затем туман всплывает над ними и исчезает в голубом небе.
Однажды шёл я лесной дорогой, которая привела меня в густую непроницаемую пелену. Впереди ничего не бьшо видно, а по бокам, словно высоченные стены, смутно вырисовывались сосны. Постепенно туман начал таять, и крупная роса оседала на траве, кустах, ветвях деревьев.
Земля и воздух становились бодрыми, свежими, помолодевшими! {По А. Перегудову) {142 слова) Определите, теме или основной мысли подчинён заголовок.
Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Определите количество основ и тип сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания в них.
Найдите в последнем абзаце простое предложение. Разберите по составу слова превращали, перепоясывает.
Объясните написание приставки в первом слове. Найдите в тексте сложные имена прилагательные, объясните их написание. . Лет пятнадцать тому назад мы часто приезжали в наш дом в Подмосковье, который достался нам по наследству и являлся самым главным богатством нашего семейства, его сердцем.
Это здание интересно своей архитектурой и расположением, недаром друзья и приятели в шутку называли этот дом нашей родовой усадьбой. Она украшала окрестность гигантским парком с растениями голландского и французского происхождения. В то время неподалёку жила симпатичная старушка, которая радушно встречала нас на пороге своего уютного жилища.
Бабушке неизвестна была праздность; она проворно плела кружева на коклюшках, искусно вышивала.
В вышивке бабушка мастерски применяла различные техники; крест, гладь, мережку, роспись. Нам помогала сдружиться эта бабушка-мастерица, которая с неподдельной радостью одаривала нас кружевными скатертями, затейливо вышитыми салфетками, расписными рушниками, диванными подушками, украшенными мережкой.
Найдите в тексте сложные предложения, определите количество основ в них и вид сложных предложений. Определите, в каких абзацах текста есть простые предложения, отметьте их. Назовите слово-синоним, которое связывает первое и второе предложения второго абзаца. Разберите слова расположением и сдружиться по Составу.
Подчеркните и объясните орфограммы в этих словах.
Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Подчеркните орфограмму, подберите проверочные слова.
Тропинка была ровной, а клевер и травы по сторонам были такими свежими и сочными, словно стоял июнь, а не начало августа, когда листья и травы начинают заметно грубеть, утрачивая бьшое разнообразие оттенков зелёного, заставляя всё чаще думать о том, что лето подходит к концу. {По С.
Подгорному) Подчеркните грамматические основы предложения, укажите количество основ. Замените сочетание слов подходит к концу одним словом. Как называется это выразительное средство? Выпишите из предложения качественные имена прилагательные, выделите окончания, объясните орфограмму.
В каком из слов (начинают, листья, грубеть) количество букв совпадает с количеством звуков? В каком значении употребляются слова ровный, свежий: в прямом или переносном? 1) Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на луг, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины!
{Е. Осетров.) 2) Тенор у Дмитрия Павловича был очень приятный, пел он с чувством, и его с удовольствием слушали, просили спеть ещё. (А. Перегудов.) 3) Филатыч ушёл в темноту сумерек, а в дверях избы, освещённой отблеском пьшавшей печи, остался стоять сгорбленный старик. {В.
Ян) 4) По Десне над широкими листьями лилий стлался прозрачный туман, и ещё плакал за рекой коростель. {Е. Максимов) 5) Гора составляет неотъемлемую часть пейзажа тех мест, где я живу. {В. Романенко.
) 6) Светило солнце; его лучи пока только мягко скользили по водной глади, но уже пронзили пьпиные кроны деревьев. {Р. Романов.
) 1) За Десной синела дождевая туча, из одного её крьша полосой бил в землю ливень. {Е. Максимов.) 8) К горрду в золоте клёнов, багрянце каштанов приближалась осень, и уже порывистый ветер гнал тяжёлые облака. {В. Собко.) 9) У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. (М Жукова.) 10) Из горы выступала песчаная ступенька, на ней рос кедр. {Н. Крудова.
Источник: https://peregorodky-msk.ru/gdz/2018/01/diktanty-po-russkomu-yazyku-8-klass-m-v-grigoreva-t-n-nazarova/
Контрольный диктант в 8 классе № 12 | Сборник диктантов по Русскому языку в 8 классе с русским языком обучения | Контрольные работы
Контрольный диктант в 8 классе № 12
24.09.2014 121546 0
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме «Осложнённое предложение. Предложение с обособленными членами предложения».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
– проверяемые безударные гласные;
– непроверяемые безударные гласные;
– правописание окончаний имён существительных;
– глагольные окончания;
– гласной в суффиксах причастий;
– н-нн в разных частях речи;
– не с прилагательными и причастиями.
Постановки знаков препинания:
– запятая при однородных членах предложения;
– запятая в сложном предложении;
– запятые при причастном и деепричастном обороте;
– однородные члены предложения при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
-выделять грамматические основы предложений;
– синтаксического разбора предложения;
-чертить схемы к предложениям.
Диктант
Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает.
Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.
Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.
(134 слова) (По материалам «Календаря»)
Грамматические задания
1. Начертите схемы предложений.
Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. – 1-й вариант
В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. – 2-й вариант
2. Подчеркнуть в предложениях грамматические основы, напишите, чем они выражены.
Март – первый весенний месяц. – 1-й вариант
В России март не всегда бывает тёплым. – 2-й вариант
3. Синтаксический разбор предложения:
Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. – 1-й вариант
На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны – 2-й вариант
Источник: http://tak-to-ENT.net/load/505-1-0-11465
Итоговый контрольный диктант, 8 класс
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна.
Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного.
Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь!
(142 слова)
(По В. Солоухину)
Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.
Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».
Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю.
Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку.
Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.
Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу — любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю.
(162 слова)
(По Е. Спангенбергу)
Кирилл и Мефодий — славянские просветители
Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.
Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни — знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.
Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия — литературе, у Льва Математика — механике, астрономии.
Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность.
(139 слов)
(По В. Янченко)
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная.
Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел.
Всюду: в лесу, ближе и дальше — торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей.
Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда.
Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки.
(149 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно.
Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину.
Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.
Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная.
Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память.
Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля.
(148 слов)
(По Б. Сергееву)
Приближение ночи
Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно.
Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь.
С заходом солнца примолкли птицы.
Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.
(133 слова)
(По А. Куприну)
Источник: http://uroki73.ru/itogovy_diktant_8_klass/
Итоговый диктант за год по русскому языку в 8 классе
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Диктант №1
С незапамятных времен русские люди устраивали для скворцов деревянные домики, украшали их резьбой, укрепляли под крышами своих домов и подвешивали на длинных шестах и стволах деревьев.
Скворцы умело подражают голосам лесных птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Прилёт и песни скворцов совпадают с весенним пробуждением земли. Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь этих птиц. Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека. Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки.
Густыми стаями поздней осенью отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются, рассаживаются на деревьях или на пашне и опять скоро пускаются в путь. На тёплом юге скворцы не расстаются между собой, а держатся дружными стаями. (127 слов)
(по Соколову-Микитову)
Грамматические задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Выполните морфемный разбор имен прилагательных:
I вариант – 1-й абзац, II вариант – 2-ой абзац
3. Выпишите из 3-го абзаца примеры слов (не мене двух), в которых:
I вариант – букв больше, чем звуков, II вариант – звуков больше, чем букв
4. Выполните синтаксический разбор предложения:
I вариант – Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека.
II вариант – Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок.
Диктант №2
Весна еще долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов: наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу.
Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой, серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен.
В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнившихся испарений ожившей земли. Пришла настоящая весна. (По Л. Толстому) (127 слов)
Грамматическое задание
1. Разберите словосочетания:
1-й вариант: а) долго не открывалась; б) теплым ветром.
2-й вариант: а) вспенившиеся потоки; б) быстро съело.
2. Выполните синтаксический разбор предложений:
1-й вариант: Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь.
2-й вариант: Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнившихся испарений ожившей земли.
3. Подчеркните сказуемое в тексте:
1-й вариант: в неопределенно-личном предложении;
2-й вариант: в безличном предложении.
Источник: http://www.slavkrug.org/itogovyj-diktant-za-god-po-russkomu-yazyku-v-8-klasse/