Н.а. некрасов “кому на руси жить хорошо”: описание, герои, анализ поэмы

Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»!!! =>>>

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века.

Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — это энциклопедия русской жизни. Свое произведение Н.

А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной. В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси».

И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым.

И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер. Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка.

Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду: … Благо — хлебушком Вахлак делился с Домною Давно в земле истлели бы Ее родные деточки, Не будь рука вахлацкая Щедра чем бы послал. О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая».

В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии: Тихонько в семинарии, Где было темно, холодно, Угрюмо, строго, голодно… Там было не лучше, чем в доме.

Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу — крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит свой народ.

Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба».

По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти: Другая — тесная, Дорога честная А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу. Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь.

Путь за который: Судьба ему готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника Чахотку и Сибирь.

Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за счастье народа: Немало Русь уж выслала Сынов своих отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути, Немало их оплакала… Григорий Добросклонов — это посланец народа.

Народ сам послал его бороться за счастье и свободу крестьян: Как ни темна вахлачина, Как не забита барщиной И рабством – и она Благословясь, поставила В Григорье Добросклонове такого посланца. Мы видим, что народ не будет сидеть сложа руки, а будет бороться за свое освобождение. Гриша идет по трудной дороге и он знает, что народ поддержит его.

Об этом говорят его песни; а эти песни близки народу, так как они сложены о народе, о его несчастной доле. И Гриша верит в народную силу: Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Гриша Добросклонов — это революционер-демократ. Он по истине счастливый человек, потому что он имеет великую цель в жизни. Цель эта — борьба за счастье народа.

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н. Некрасов Николая Алексеевича Некрасова называют певцом женской доли. Многие его произведения посвящены этой теме. Лучшим среди них, на мой взгляд, является поэма «Русские женщины».

Высок и свят их подвиг незабвенный! Как ангелы-хранители они Являлися опорой неизменной Изгнанникам в страдальческие дни. Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями.

Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Поэма композиционно делится на две части.

В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь.

В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию… Сон прерывается суровой страшной правдой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, «забытой Богом стороны». Исчезли радужные сны.

Пред нею ряд картин Забытой Богом стороны: Суровый господин И жалкий труженик-мужик С понурой головой… Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой, исполненной «наивного ужаса», понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу: У вас седая голова, А вы еще дитя! Вам наши кажутся права Правами — не шутя. Нет! ими я не дорожу, Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо — лошадей!.. На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости: не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины иной, В моей душе достало б сил Не быть его рабой! Но знаю: к Родине любовь — Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!.. Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания, о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение: Будь проклят мрачный дом, Где первую кадриль: Я танцевала… Та рука Досель мне руку жжет… Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает: Я вас в три дни туда домчу…

Сочинение опубликовано: 02.10.2014 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Источник: http://www.getsoch.net/analiz-legendy-iz-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образы героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • Ермил Гирин
  • Савелий Богатырь
  • Яким Нагой
  • Матрена Тимофеевна

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор отвечает на основной вопрос своего творчества – в чем счастье простого русского человека.

В поэме представлены различные образы героев, которые вызывают острый читательский интерес и в нынешнее время.

Ермил Гирин

Один из ярчайших героев поэмы – Ермила Гирин. Этот крестьянин вызывал у крестьян уважение, он никогда никого не обманул, не схитрил, был честен. Всегда ставил интересы народа превыше своих.

Лишь однажды подвергся он слабости ради семьи – спас от рекрутчины своего племянника. Из-за этого он чуть не повесился.

Покаявшись перед крестьянами на площади, он исправил ошибку и никогда больше не допускал подобного в своей жизни.

Крестьяне настолько доверяли ему, что при покупке Ермилом мельницы вскладчину они набрали нужную ему сумму. А через две недели он на площади раздавал деньги обратно.

Присоединившись к крестьянскому бунту, Ермил Гирин попадает в острог.

Савелий Богатырь

Савелий уже видом своим напоминает старорусского богатыря. Он выступает в поэме как защитник угнетенных, как противник угнетателей. Он добр по натуре, справедлив. Он всем сердцем любит Матрену и ее сына, является единственным помощником девушки. Однако по стечению обстоятельств он недосматривает за ребенком, и его заживо съедают свиньи.

Савелий тяжело переживает эту потерю. Несмотря ни на что он в свои годы выглядит как богатырь. Хотя 20 лет провел на каторге. Он утратил веру в и в бога, и в царя.

Яким Нагой

Убеждения Якима Нагого во многом напоминают жизненную философию Савелия Корчагина. Но внешне они очень различны – один богатырь святорусский, другой – худ и внешне схож с землей-матушкой. Яким Нагой некогда работал в Петербурге, но из-за тяжбы с купцом его посадили в тюрьму. После чего он вынужден пахать землю.

Работает он много, но живет впроголодь. Когда же выходит так, что ему из-за пожара нужно вынести самое дорогое из избы, он выносит не деньги, а лубочные картинки – отдушину для своего сердца. Так Некрасов показывает поэтичность русской души, ее умение ценить прекрасное.

Матрена Тимофеевна

Матрена Тимофеевна – представительница крестьянских женщин пореформенной России. После замужества она попадает в дом, где ее не любят, эксплуатируют ее труд. Где она не получает ни похвалы, ни благодарности.

Но многие называют ее жизнь самой счастливой среди женщин, потому что живет она в среднем достатке, бита мужем всего один раз, имеет двух взрослых сыновей. Многие и не ведают о том, что она потеряла своего первого сына, который в двухлетнем возрасте был съеден свиньями. На протяжении всей своей жизни Матрена пронесла эту боль, с которой ничто не сравнится.

В поэме множество других образов, которые не менее важны для автора. К примеру, образ Гриши Добросклонова, защитника земли русской. Есть и многочисленные отрицательные образы. Но рассмотренные выше герои кажутся мне наиболее отвечающими задумке Н.А. Некрасова по обрисовке крестьянства, наиболее реалистичными и сильными.

Источник: http://spadilo.ru/obrazy-geroev-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Как понимают счатье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Справедливость требует вступаться за людей страдающих. 

Н. Чернышевский

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1877) Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней поэт отразил привычки, взгляды, характер, надежды русского народа. Это настоящая энциклопедия дореформенной и пореформенной жизни страны.

Сюжет поэмы близок к фольклорным мотивам, связанным с поисками лучшей доли человеческой, с поисками правды и счастья. Описание того, что видели во время странствий по Руси семь правдоискателей, рассказы о себе воображаемых счастливых и составляют содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы несколько раз менялся. Сначала Некрасов хотел показать, что в России после отмены крепостного права все простые люди несчастливы. «Счастливым» должен был считать себя пьяный бедняк, нашедший временное забвение, одурманив себя водкой.

Но Некрасов завершал работу над поэмой в 70-е годы, когда распространенным явлением было «хождение в народ», и многие молодые люди в служении народу находили высшее счастье. В последней части поэмы Некрасов и рисует образ по-настоящему счастливого человека: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастия народного».

Крестьянство предстает в начале поэмы как неорганизованная масса, которая и сама не знает, о чем кричит:

И в правду: сами спорщики Едва ли знали, помнили — 

О чем они шумят…

И все же Некрасов видит изменения в сознании народа уже в том, что народ может рассуждать о правде и о счастье. Нищие мужики из забытых Богом деревень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

И вот решают они, подобно героям русских народных сказок, пойти по свету и выяснить, где оно, это счастье.

Семь мужиков становятся странниками-правдоискателями, они дают обет не возвращаться домой и не видеть своих жен и детей, пока не узнают правды.

В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кому из них больше счастья досталось. Кто счастливее — поп, помещик, чиновник, купец или царь? Они были уверены, что мужицкого счастья на свете нет и нечего его искать.

Читайте также:  Европейский юг россии: население, промышленность и хозяйство

Таким образом, сначала счастье в сознании правдоискателей связывалось с богатством. Мужики встречают попа, идеал которого «покой, богатство, честь», Но постепенно выясняется, что многие власть имущие счастливыми себя не считают. Получается, что счастливых нет на Руси? Уже встреча с попом заставляет некрасовских мужиков призадуматься:

Ну вот тебе хваленое
Поповское житье.

Постепенно к странникам начинают подходить разные люди: дворовые, солдаты, каменотесы, которые рассказывают о своем счастье. Поначалу мужики не принимают всерьез эти разговоры. Какое счастье может быть без богатства?

Эх, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но затем они слышат рассказ о счастливом человеке Ермиле Гирине. Он всегда был честным и порядочным. Он жил по законам народной правды:

Семь лет мирской копеечки  Под ноготь не зажал,  Семь лет не тронул правого,  Не попустил виновному, 

Душой не покривил…

История жизни Ермила входит в противоречие с представлениями о счастье мужиков-странников. У Ермила было все для счастья. У него и деньги водились, и народ его уважал.

И что же, бережет свое счастье Ермил? Нет, он жертвует им во имя других людей. Выступая как народный заступник, он бьется за добро и правду и во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова» встает на сторону крестьян.

Правдоискатели не могут встретиться с ним, так как он теперь сидит в остроге.

Судьба Ермила заставляет крестьян почувствовать неразрешимость понятий «счастье» и «воля». У них таке начинает в сознании рождаться идеал народного заступника — того, кто отстаивает интересы народа.

Постепенно представление о счастье у мужиков растворяется до представления об общенародном счастье. Так, на вопрос Власа: «О чем же вы хлопочете?» — они отвечают:

…Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошенной волости,

Избыткова села!

Народ считает счастливыми Ермила Гирина, Савелия, Матрену Тимофеевну. Рассказы о них убеждают в том, что в народном представлении о счастье богатство не является главным. Идеал счастья предполагает сострадание и любовь к людям, добро, правду, свободу.

Некрасов видел и отрицательные стороны крестьянской жизни. Поэта не могло не возмущать долготерпение народа. С негодованием Некрасов пишет о «людях холопского звания».

В главе «Счастливые» он рисует слугу князя Переметьева, а в главе «Последыш» — Ипата, холопа князя Утятина.

Первый «счастлив» тем, что он был «любимый раб», а образ Ипата прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!»

Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый и благородный образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Он сын «батрачки безответной» и сельского дьячка. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом и определили его жизненный путь:

…лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убого и темного

Родного уголка.

В своих стихах он воспевает народное счастье и видит в этом смысл своей жизни. Гриша Добросклонов — человек счастливый и в своем сознании, и в понимании автора. В образе Гриши отразились представления о счастье Некрасова и других революционеров-демокраов: «Наше счастье невозможно без счастья других люей».

По мысли Некрасова, счастливый человек лишь тот, кто твердо знает, что нужно жить для людей, для наода. В характере Гриши Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи. Рисуя его облик, автор сознательно придал ему черты сходства с Добролюбовым.

Их объединяет желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Именно Гриша явился в поэме тем счастливым человеком, которого искали мужики, хотя впереди его ожидали большие испытания. Так, автор намекает на «чахотку и Сибирь». И все же Гриша счастлив, потому что

Слышал он в груди своей силы необъятные. Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — 

Пел он воплощение счастия народного!..

Правдоискатели увидели, что простые люди не хотят мириться со своим тяжелым положением. Таким образом, тема счастья взаимосвязана и с темой путей достижения его. Мужики сами пока не понимают, что такое счастье. Но поэт хорошо знает это и формулирует свою мысль словами Гриши Добросклонова:

Воля народа, Счастье его, Свет и свобода

Прежде всего!

Источник: http://5litra.ru/soch/1025-kak-ponimayut-schate-geroi-i-avtor-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание.

Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская.

Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века.

Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год.

К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова.

Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими.

Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав.

Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать.

В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге.

Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья.

Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась.

На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена.

Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет.

В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша».

Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

«Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная,

Матушка-Русь!»

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/nekrasov/analiz_komu_na_rusi_zhit_horosho/

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Он возник только в 1920 году, когда К.И. Чуковский готовил к печати полное собрание сочинений Некрасова: тогда он решил создать из разрозненных кусочков поэму с единой композицией. Поэма во многом построена на фольклорных элементах, что было очень актуально в 1860-е годы. Язык этой поэмы максимально приближен к разговорной речи крестьян.

Замысел Некрасова состоял в том, чтобы показать читателям жизнь простых крестьян в России после отмены крепостного права. Некрасов неоднократно подчеркивал в своем творчестве, что быт крестьян после реформы стал едва ли не еще тяжелее. Для изображения этого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов выбирает форму путешествия – его герой ходить по свету в поисках правды.

Главные герои этой поэмы – семь временнообязаных

Хотя предполагалось, что показаны в поэме будут все сословия, Некрасов все равно делает акцент на крестьянстве. Он рисует его жизнь мрачными красками, особенно сочувствует женщинам.

В поэме есть часть «Крестьянка», посвященная некой Матрене Тимофеевне и ее печальной жизни. Ее настигают подряд два несчастья, связанных с ее сыновьями: сначала погибает младенец Дёмушка – за ним не уследил дед, мальчика затоптали свиньи, потом общество решает наказать сына-пастуха Федота – тот отдал мертвую овцу волкам, за это его хотели высечь.

Но высекли в итоге самоотверженную мать, спасшую его. Потом мужа Матрены забирают в армию, и она, беременная, идет за помощью к губернатору. В результате чего рожает прямо в его приемной, с помощью его жены. После этого губернаторша помогает ей вернуть мужа. И, несмотря на все беды, Матрена Тимофеевна считает себя счастливой женщиной.

Также жизнь женщины описана в песне «Солёная». У крестьянки закончилась в доме соль для супа, поскольку не было денег. Но крестьянская женщина может найти выход из любой ситуации: она начинает плакать прямо над кастрюлей и, в результате, солит суп собственными слезами.

Читайте также:  Ретба – солёное озеро розового цвета

Пессимизм поэмы – кому же все-таки жить хорошо?

Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто – священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.

Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни – это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.

Единственный счастливый человек во всей поэме – это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема пути в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя
Следующая тема:   Некрасов «Поэт и гражданин», «Вчерашний день…», «О Муза!»

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/nekrasov-komu-na-rusi-zhit-khorosho

«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: анализ поэмы, цитаты, характеристика героев

Основной темой творений Н.А. Некрасова в большинстве была тема народа. Николай Алексеевич затрагивает темы, которые не чужды любому из людей: вопросы обыденной жизни и быте, печали и радости народа. «Кому на Руси жить хорошо» – одно из главных произведений, написанных Некрасовым.

Задумывалась в начале своем поэма, которая состояла бы из семи частей, что, к сожалению, так и не случилось ввиду кончины писателя из-за болезни.

Поэма должна была нести в себе опыт самого Николая Алексеевича как писателя и человека, активного в социуме. Начало произведению Н.А. Некрасов положил в 1863 г.

Есть в поэме одна черта, нехарактерная для других – в произведении отсутствуют четко выраженные главные герои.

В поэме рассказывается о семерых мужчинах, путешествующих по Руси в поисках человека, жизнь которого была бы менее всего наполнена разочарованиями, человека счастливого.

Имена героев: Пров, Роман, Демьян, Иван, Лука, Пахом, Митродор. Герои лишены индивидуальных описаний в поэме, из-за чего главными персонажами назвать их нельзя, хотя таковыми они являются в начале поэмы. Истинно первостепенными персонажами поэмы являются те, на кого смотрит читатель с помощью этой семерки.

В своих скитаниях семерка мужиков встречает разных персонажей: помещика Оболт-Оболдуева, крестьянку Матрену Тимофеевну; до них доходят истории – о богатыре по имени Савелий, о князе Утятине, о честном Ермиле Гирине…Но, несмотря на обилие самых разных личностей и историй, семерым крестьянам так и не удается найти того самого, «кому на Руси хорошо бы было».

В первой части поэмы мы знакомимся с Ермилом Гириным, человеком, заслужившим должность бурмистра за свою честность и порядочность. За все семь лет позволил он себе лишь раз воспользоваться своим  должностным положением, оказав помощь своему брату, Митрию, не позволив забрать последнего на службу.История бурмистра заканчивается печально – Ермил сидит в остроге.

Матрена – крестьянка средних лет, сильная и красивая женщина. Рожденная в приличной семье, Матрена Тимофеевна попадает в семейный ад, выйдя замуж. Муж, будучи постоянно на заработках, не в состоянии защитить свою жену от издевок свекрови и золовки. Единственным защитником Матрене стал дед Савелий.

В конце поэмы мы знакомимся с Григорием Добросклоновым, сыном дьяка. В своем лице Гриша воплощает интеллигенцию, новую силу для преобразования Руси. Григорий – семинарист, человек, вышедший из низших сословий общества своими силами; человек, не забывающий о других. Григорий Добросклонов – образ «революционера из народа», пример для остальных.

В поэме герои расставлены неодинаково: кто фигурирует как второстепенный персонаж, лишь на протяжении одной главы, а кто идет сквозь все произведение. Такое повествовательное решение Некрасова позволяет читателю увидеть всю широту его замысла, более ясно и четко начертить образ жизни тогдашней России.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/2075

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея создавалась несколько лет. Автор пытался изобразить крестьянский народный быт. В данном произведении отражена эпоха жизни народа. При создании эпопеи, автора волновал насущный вопрос о том, как живётся людям? Счастливы ли они? Изображая горе и несчастье, он пытался найти ответ на поставленный вопрос, которым задавался на протяжении долгого времени.

Главная суть заключается не в отражении тяжёлой крестьянской жизни, а в определении: « Кто счастлив на Руси?» и счастлив ли народ в целом? Пытаясь выяснить образ счастливого человека среди бедствий и горя, он изобразил тех, кто строит своё счастье за счёт бедных и несчастных крестьян.

В поэме присутствует прямой намёк на Чернышевского. Чернышевский – вождь революции и открылся ответ на вопрос «Что делать?».

Автор сам не знал, каков будет ответ на заданный вопрос, когда создавал поэму. В те времена (60-е годы), автор создавал план произведения.

Несомненно, он пытался отразить саму эпоху того времени, поэтому изображал тяжёлый крестьянский быт после отмены крепостного права.

Сначала, автор рисует нам картину того, что странники после долгого пути, возвращаются домой так и не найдя пути к счастью. Впоследствии менялся основной замысел, так как накалялся строй революции.

Далее мы видим спор странников. Они спорят о том, какие люди по-настоящему счастливы: помещик, поп, купец, или чиновник, «вельможный боярин, министр государев» и царь его величества. Но беседовали они лишь с попом и помещиком.

К людям высшего класса они просто не смогли бы подойти. Да и замысел основной темы заключался в создании бедного народа. Так как их интересует счастье не богатых, а бедных. Это видно из одной части поэмы.

Мы ищем непоротой губернии и непотрошеной власти – говорят они.

Автор смог довольно широко изобразить крестьянский строй. Данная поэма, неким образом, схожа с великими поэмами классической литературы. В поэму, встраиваются как мимолётные сюжеты, так мимоходные ситуации. Показывается яркий образ Якима Нагого – это крестьянин из деревни Босово.

Целый мир эпохи нарисован глазами усердного труда этого крестьянина. Автор ярко показал не только образ труженика – пахаря, но и смог найти сравнение, которое искал.

Хронология действия поэмы приходилось на 60-е годы. Это как раз то время, когда отменили крепостное право. Некрасов показывает то время, о котором мечтали люди в поэме. Но даже после отмены крепостного права, люди не нашли своего счастья. Освобождение от крепостничества не принесло народу то, о чём они мечтали.

В тексте присутствует не только художественное описание быта крестьян, но и символическое значение. Взять, к примеру, название деревень, которые перечисляются в поэме: Заплатово, Дырявино и т. п. В текст не зря вписывается и символичное число семь.

В самом начале поэмы изображены семь странниках, которые искали правду. Так же для более ясного описания, автор вводит людей, которые отличаются друг от друга. Мы видим отличие как внутреннего мировоззрения, так принадлежности их к тому, или иному роду. Они ведут как реплику, так и рассказы.

Автор сумел правильно изобразить порок души человеческой.

Каменщик Трофим стал инвалидом из-за собственной жадности. Немаловажную роль играет в тексте и фольклор. Песни сопровождают рассказы крестьян на протяжении всей поэмы. Например, «Барщинная» песня описывает моменты истязания крестьян.

Главным врагом крестьянина считается помещик. Именно он презирается простолюдином практически в каждой главе. Крестьяне работают с утра до ночи и снабжают своим трудом и потом мещан, а они устанавливали закон. Одним из них был Шалашников, который брал оброк.

Поэма не совсем объёмная по содержанию, хотя отразила практически жизнь всей эпохи того времени. Мы смогли увидеть, как крестьяне, не смотря на рабское отношение и издевательство со стороны помещиков, смогли сберечь честь и достоинство. Тем самым они как-бы возвысились над извергами.

(4 votes, average: 4.75

Источник: http://school-essay.ru/analiz-poemy-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы.

В это время создавалась непосредственно сама поэма, но стоит заметить интересный факт, что некоторые замыслы и зарисовки будущей поэмы автор начал создавать ещё задолго до непосредственного написания самой поэмы.

Один из великих русских писателей, считал данное произведение одной из своих самых любимых работ, так как в ней ему удалось описать жизнь целых крестьянских семей, и людей, которым пришлось жить в то время. Он смог вложить в данную поэму историю жизни нескольких лет.

К сожалению, автор не успел закончить свою поэму до конца своей жизни, и поэтому поэма так и осталась не законченной, но в этой незаконченности есть некий внутренний смысл, вот только автор об этом так и не узнал.
После ухода писателя, издатели которым пришлось выпускать эту поэму пришлось довольно не легко, так как очень тяжело было определить в какой последовательности выпускать данное произведение.

Некрасов Николай Алексеевич не успел сложить поэму воедино, соединив её в правильной последовательности. Задача была решена лишь тогда, когда на помощь пришел другой великий русский писатель и смог после нескольких месяцев работы по архивам Некрасова собрать всё воедино, уж очень им хотелось, чтобы поэма вышла в память об Николая Алексеевиче.

Сюжет данного произведения по сути своей довольно прост, встречаются на дорожке несколько мужчин, которые договариваются и решают идти в путешествие на поиски по-настоящему счастливого человека, которого по их мнению очень сложно встретить в этой жизни.

Ведь в то время, очень тяжело жилось большинству людей страны.

Удивило практически всех критиков и специалистов в области литературы, то что автору удалось в одной поэме охватить не одну, и даже не две, а довольно масштабное количество различных направлений и житейских историй.

Вот только одним неоднозначным вопросом в произведении становиться то, что сложно и непонятно определить, кто же является главным героем поэмы, потому что в произведении у каждого героя своя определенная роль и задача, которую они полностью выполняли.

Очень интересным фактом становиться и то, что автор задевает все проблемы, которые довольно открыто обсуждаются в исторических данных тех времен.

Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо

  • Сочинение на тему 1 сентября День знанийВот и наступила осень! Я подумал о том, что только вчера было лето, каникулы, походы на речку. Но осень это не только желтые и красные кленовые листья и увядание природы, это 1 сентября.
  • Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 5 классРусская природа не раз становилась источником лучших чувств и впечатлений. Так на картине известного художника-пейзажиста Аркадия Рылова мы видим летнюю пору, спускающийся к речке косогор. Жаркий полдень. На поляне густые заросли из белых
  • Семья Мелеховых в романе Тихий Дон сочинениеВ этом удивительном романе, который показывает все сложности жизни казачества в различные эпохи, читатель сможет открыть для себя огромное множество удивительных вещей, которые происходили в те суровые и прекрасные времена, так как мастер сумел полностью
  • Сочинение на тему Дом который украшает нашу улицуМного домов расположено на нашей улице, но есть на ней один дом, мимо которого пройти всегда приятно. Такое ощущение возникает не только у меня. Таким домом любуются многие жители нашей улицы и просто прохожие.
  • Сочинение по рассказу Тургенева Бирюк 7, 6 классНедавно мной был прочитан рассказ «Бирюк» Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя XIX века.
  • Сочинение Чудо природы (про радугу) 5 классУдивительное чудо природы – радуга. Учёные называют её длинным и малопонятным словом – метеорологическое явление. А я пытаюсь понять,- кто же смог нарисовать такой огромный аккуратный мост?

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/analiz-poemy-komu-na-rusi-zhit-horosho

“Кому на Руси жить хорошо” – краткое содержание по главам

Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет свою уникальную особенность. Все названия деревень и имена героев ярко отражают сущность происходящего.

В первой главе читатель может познакомиться с семью мужиками из сел «Заплатово», «Дыряево», «Разутово», «Знобишино», «Горелово», «Неелово», «Неурожайко», которые спорят, кому на Руси хорошо живется, и никак не могут прийти к согласию.

Никто даже не собирается уступать другому… Так необычно начинается произведение, которое Николай Некрасов задумал для того, чтобы, как он пишет, «изложить в связном рассказе всё, что знает о народе, всё, что привелось услыхать из уст его…»

Это, по замыслу автора, «эпопея современной крестьянской жизни». Но чтобы понять её глубже, нужно ознакомиться с историей создания.

Читайте также:  Урок-схема оригами тюльпан из бумаги

Содержание статьи

История создания поэмы

Над своим произведением Николай Некрасов начал работать в начале 1860 годов и закончил первую часть через пять лет. Пролог напечатали в январской книжке журнала «Современник» за 1866 год. Затем начался кропотливый труд над второй частью, которая называлась «Последыш» и была издана в 1972 году.

Третья часть под названием «Крестьянка» увидела свет в 1973 году, а четвертая «Пир – на весь мир» – осенью 1976, то есть через три года. Жаль, автору легендарной эпопеи так и не удалось полностью окончить задуманное – написание поэмы прервала безвременная кончина – в 1877 году.

Однако, и спустя 140 лет это произведение остается важным для людей, его читают и изучают как дети, так и взрослые. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» входит в обязательную школьную программу.

Часть 1. Пролог: кто на Руси самый счастливый

Итак, пролог рассказывает, как семеро мужиков встречаются на столбовой дороге, а затем отправляются в путешествие, чтобы найти счастливого человека. Кому на Руси живется вольно, счастливо и весело – вот главный вопрос любопытных путников.

Каждый, споря с другим, считает, что именно он прав.

Роман кричит, что самая хорошая жизнь у помещика, Демьян утверждает, что замечательно живется чиновнику, Лука доказывает, что все-таки попу, остальные тоже выражают свое мнение: «вельможному боярину», «купчине толстопузому», «министру государеву» или же царю.

Такое разногласие приводит к нелепой драке, которую наблюдают птицы и животные. Интересно читать, как автор отображает их удивление происходящим. Даже корова «пришла к костру, уставила глаза на мужиков, шальных речей послушала и начала, сердечная, мычать, мычать, мычать!..»

Наконец, намяв друг другу бока, мужики образумились. Они увидели крохотного птенчика пеночки, подлетевшего к костру, и Пахом взял его в руки. Путники начали завидовать маленькой пичужке, которая может полететь куда захочет. Рассуждали о том, чего хочется каждому, как вдруг… птица заговорила человеческим голосом, прося отпустить на свободу птенчика и обещая за него большой выкуп.

Птичка показала мужикам дорогу туда, где закопана настоящая скатерть-самобранка. Вот это да! Теперь уж точно можно жить-не тужить. Но сообразительные странники попросили еще и о том, чтобы на них не снашивалась одежда. «И это сделает самобранная скатерть» –сказала пеночка. И выполнила свое обещание.

Началась у мужиков жизнь сытая и веселая. Вот только главный вопрос они пока не разрешили: кому же все-таки хорошо живется на Руси. И решили друзья не возвращаться к семьям, пока не отыщут ответ на него.

Глава 1. Поп

По дороге мужики встретили священника и, поклонившись низко, попросили ответить «по совести, без смеху и без хитрости», действительно хорошо ли ему живется на Руси. То, что рассказал поп, развеяло представления семерых любопытных о его счастливой жизни.

Как бы суровы ни были обстоятельства – глухая осенняя ночь, или лютый мороз, или вешнее половодье – приходится батюшке идти туда, куда его зовут, не споря и не прекословя. Работа не из легких, к тому же стоны отходящих в мир иной людей, плач сирот и рыдание вдов совершенно расстраивают покой души священника.

И только внешне кажется, что поп в почете. На самом деле нередко он – мишень для насмешек простого народа.

Глава 2. Сельская ярмонка

Дальше дорога ведет целеустремленных странников в другие деревни, которые почему-то оказываются пустыми. Причина в том, что весь народ на ярмарке, в селе Кузьминское. И решено отправиться туда, чтобы расспросить людей о счастье.

К вечеру все становятся настолько пьяными, что, кажется, шатается даже церковь с колокольней.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужики снова в пути. Они слышат разговоры пьяных людей. Вдруг внимание привлекает Павлуша Веретенников, который делает записи в блокноте. Он собирает крестьянские песни и поговорки, а также их истории.

После того, как все, сказанное запечатлено на бумаге, Веретенников начинает упрекать собравшийся народ за пьянство, на что слышит возражения: «пьет крестьянин в основном потому что у него горе, и поэтому нельзя, даже грех упрекать за это.

Глава 4. Счастливые

Мужики не отступают от своей цели – во что бы то ни стало найти счастливого человека. Они обещают наградить ведром водки того, кто расскажет, что именно ему вольготно и весело живется на Руси. На такое «заманчивое» предложение клюют любители выпить.

Но как ни стараются красочно расписать хмурые житейские будни желающие напиться даром, ничего у них не выходит.

Истории старухи, у которой уродилось до тысячи реп, дьячка, радующегося, когда ему нальют косушечку; разбитого параличом бывший дворового, сорок лет лизавшего у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, отнюдь не впечатляют упорных искателей счастливого на Русской земле.

Глава 5. Помещик

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами.

Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать.

Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин.

Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства.

  Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо.

За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости.

Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю.

Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей.

Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка.

Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети.

Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Часть 4. Пир на весь мир

В конце села Валахчина проходил пир, куда были собраны все: и мужики-странники, и Влас-староста, и Клим Яковлевич. Среди празднующих – два семинариста, простые, добрые парни – Саввушка и Гриша Добросклонов. Они поют веселые песни и рассказывают различные истории.

Делают это потому, что так просят простые люди. С пятнадцати лет Гриша твердо знает, что посвятит жизнь счастью русского народа. Он поет песню о великой и могучей стране под названием Русь.

Не это ли тот счастливец, которого так упорно искали путники? Ведь он ясно видит цель своей жизни – в служении обездоленному народу. К сожалению, Николай Алексеевич Некрасов безвременно скончался, не успев дописать поэму до конца (по замыслу автора мужики должны были отправиться в Петербург).

Но размышления семи странников совпадают с мыслью Добросклонова, думающем о том, чтобы вольготно и весело на Руси жилось каждому крестьянину. В этом и был главный замысел автора.

Поэма Николая Алексеевича Некрасова стала легендарной, символом борьбы за счастливые будни простых людей, а также итогом размышлений автора о судьбах крестьянства.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.

Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Пожалуй, ни в одном произведении русской литературы не проявились с такой силой и правдой характер, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.

Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской и мировой художественной литературы.

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках сюжет поэмы доли человеческой, о поисках счастья и правды. Герои поэмы ишут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села». Поэма открывается обычным сказочным зачином: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай.

»; столбовая «дороженька», на которой «сошлись семь мужиков», – именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся,а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человечьим языком, мирятся и отправляются искать счастливого.

Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка: благодарная мужикам за то, что они спасли ее птенчика, она дает им скатерть-самобранку.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы.

Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастливы.

«Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола.

С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение.

Но поэма дописывалась в 70-е годы, годы подъема революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли «в народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье. Некрасов знал эту самоотверженную молодежь и горячо сочувствовал ее работе.

Молодое поколение революционеров чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь.

Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Мало-зсмовой, которая, говоря о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу.

Тяжело больной поэт ответил ей теплым письмом, в котором, между прочим, говорилось: «Счастье, о котором вы пишете, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться».

Поэме, действительно, было «не суждено окончиться», по в последней ее части все же дан настоящий счастливец: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастья народного».

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-poemy-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Ссылка на основную публикацию