М. ю. лермонтов “пророк”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Пророк» в 1841 году. Это стихотворение очень глубоко проникает в людские сердца т потайные мысли. Эмоции и чувства человеческих существ – это всегда что-то непредсказуемое. Никогда нельзя предсказать или предугадать мысли любого человека, можно ведь и ошибиться.

Лермонтов – человек, который не очень любил скрывать сувои мысли, он все свои мысли, будучи одиноким на самом деле человеком, проявлял в стихах и произведениях разных жанров. В этом стихотворении, автор как бы раскрывает всю правду человеческой сущности. Ведь она и вправду такова. Человек – завистлив, зол и жаден.

Ему всегда кажется, что именно он всегда должен обладать именно этим, и никто другой. Пророк – это прообраз миссионера, который появился в этом мире с хорошими намерениями, с намерениями – сделать мир лучше и хоть немного добрее. Но он встретился и столкнулся только с ненавистью и злостью.

Все люди завидовали пророку, хоть он и творил добрые дела.

Лермонтов прекрасно показал – насколько человек может быть глухим к добру, и насколько может продолжать с глухим упорством – делать злые дела. Главный герой, пророк, пытался ко всем донести тему любви и добра, но кажется не смог этого сделать. Ведь со стороны людей, не было даже хоть чуточку понимания – насколько мир грызен.

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса

План

  1. История написания
  2. О чем стихотворение?
  3. Жанр
  4. Главная идея
  5. Способ стихосложения

История написания

Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром.

Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно.

В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.

«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.

О чем стихотворение?

Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.

В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении.

А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения.

Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности.

Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни.

В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.

Главная идея

Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.

Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки.

Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен».

К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками.

Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма.

У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой.

Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне.

Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы».

В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

Анализ стихотворения “Пророк” Михаила Юрьевича Лермонтова

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его создания. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» – это некое завещание поэта, его прощание.

Стихотворение было опубликовано только после смерти автора. Тем не менее оно является знаковым для Михаила Юрьевича.

В своем произведении поэт попытался отразить весь свой жизненный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» часто сопоставляется с анализом аналогичного «Пророка» Пушкина.

Рассмотрим жанровую принадлежность и композиционное построение стихотворения. Оно опирается на библейский текст и тяготеет к такому жанру, как легенда. Важное отличие от произведения Пушкина в том, что тот выбрал книгу Пророка Исайи, а Лермонтов избрал книгу пророка Иеремии.

Композиция одноименных стихотворений также подвергается сравнению. Дело в том, что у Пушкина – это движение от низшего к высшему: сначала «пустыня мрачная», а потом путь к людям с надеждой. У Лермонтова же наоборот: сначала энтузиазм, любовь и правда, а затем побег из города с пеплом на голове.

Анализ стихотворения «Пророк» подразумевает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, заканчивающегося обращением, оформленным в виде прямой речи. Это своего рода призыв «стариков» к молодому поколению, детям, которые должны отречься от пророка и ни в коем случае не следовать за ним.

Теперь поговорим об основных идеях стихотворения. Главное здесь – тема поэта и поэзии. Следует обратить внимание на образ пустыни. Она обладает двумя семантическими признаками:

1) пространство, которое противостоит городу, населению людей и всему миру, который создан человеком;

2) большое и открытое пространство, которое символизирует бескрайность.

Недаром именно пустыня утолила жажду пророка. Здесь он получает то, чего не хватало в городской жизни, – общение. Среди людей и городской суеты его никто не слушал, а теперь даже звезды ему внемлют. Одиночество поэта противопоставляется единению с мирозданием.

Подробный анализ стихотворения «Пророк» требует рассмотрения и художественных особенностей. Широко использована здесь библейская лексика, а также славянизмы. Приведем примеры таких слов: тварь земная, очи, пророк, глава, завет и т.д.

Поэт пользуется эпитетами, принадлежащими к высокому стилю, например, божья пища, вечный судия, чистые ученья и другие. Что интересно – Михаил Юрьевич использует еще и сатиру и иронию. Он рисует агрессивную толпу, которая не признает пророка и гонит его.

Строка «старцы говорят «с улыбкой самолюбивой» повторяется в обоих заключительных четверостишьях.

Из-за такой стилистической неоднородности Лермонтов делит стихотворение на строфы. Оно представляет собой семь катренов, каждый из которых передает определенный этап развития сюжетной линии.

Что касается стихотворного размера, то здесь мы найдем сочетание четырехстопного ямба с пиррихием.

Стихотворение изобилует словами, в которых есть взрывные согласные, например, «посыпал пеплом», «в пустыне», «бежал» и так далее. Эти слова создают атмосферу напряженности. Акцент на букве «у» обеспечивает интонацию печали и тоски, например, «в пустыне я живу», «как он угрюм и худ».

Лермонтов подводит итоги всему своему творчеству, своей жизни. Он затрагивает тему трагической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Михаил Юрьевич – один из немногих классиков, которые заложили основу правильного понимания миссии поэта и всего искусства.

Текст «Пророк» М.Лермонтов

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят

Читайте также:  Сочинение: описание картины ксении успенской-кологривовой (и иллюстрации о. в. поповича "не взяли на рыбалку"

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Анализ стихотворения №5

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком».

Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние».

Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством.

Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца.

Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости.

Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

9 класс

Послушайте стихотворение Лермонтова Пророк

Темы соседних сочинений

← Предсказание↑ ЛермонтовПрощай немытая россия →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/prorok

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Один из талантливейших поэтов в истории мировой литературы, национальный поэтический гений России, Михаил Юрьевич Лермонтов вошёл в историю искусства как «певец Луны», «певец одиночества». Это действительно так.

Талантливый юноша, начавший слагать стихотворения ещё в детском возрасте, к отрочеству имел уже чётко сложившееся мнение о людях, о человеческих судьбах, отношениях.

К сожалению, общество и государство во многом обошлось с ним жестоко, так что уже в шестнадцатилетнем возрасте юный Мишель пишет стихотворение «Нищий», в котором демонстрирует разочарование в женской любви и высказывает неверие в трепетное ответное чувство.

На протяжении всей жизни поэта он будет создавать произведения, обличающие человеческое общество, поразительно несовершенное, но чаще — порочное.

Сам Лермонтов долгое время учился покаянию в храмах и монастырях, признавая собственную грешность, однако люди, среди которых он жил, духовно было гораздо, гораздо ниже, мерзостнее. Именно поэтому классик при жизни стремился к уединению.

По-настоящему комфортно он чувствовал себя только в одиночестве, на Кавказе; там он мог жить свободно, без оков светской учтивости и манер.

В последние годы жизни Михаила Юрьевича всё больше заботят проблемы смысла бытия, вечности… Не меньше он размышляет о смысле и назначении собственного дара и признаёт себя человеком талантливым, а такие люди, как известно, тяжело адаптируются в обществе.

Теме поэта и поэзии Лермонтов посвящает своего рода цикл стихотворений (1838-1841 гг.), куда входят произведения «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель». Замыкает цикл стихотворение «Пророк», ставшее, во-первых, поэтической полемикой с А.С.

Пушкиным, а во-вторых, лирическим завещанием Лермонтова, где тот подводит итог своей жизни.

«Пророк» был написан за какие-то пару месяцев до трагической гибели поэта. Некоторые исследователи, мистифицируя личность Лермонтова, даже утверждали, что он предчувствовал собственную гибель. В стихотворении, ставшим знаковым, как и «Смерть поэта», классик приходит к осмыслению собственного творческого и жизненного пути и старается дать им оценку.

Неслучайно Михаил Юрьевич выбирает в качестве заглавия слово «пророк» — одноимённое стихотворение есть и у А.С. Пушкина, а лермонтовский текст является своеобразным продолжением его тем и идей.

В целом в «Пророке» поднимаются исключительно философские вопросы. Одним из первых Лермонтов обратил внимание читателей на тему поэта и толпы. Помимо этого классик размышляет о происхождении и значении поэтического дара — и приходит к неутешительным выводам.

Рассматривать смысловую сторону произведения невозможно без обращения к «Пророку» Пушкина. Два стихотворения с одинаковыми названиями различаются даже на уровне настроения.

У Пушкина оно торжественное, возвышенное; лирический герой идёт к людям с надеждой и трепетом.

Провидец Лермонтова же несчастен в своём знании; стихотворение наполнено печалью, горечью и обидой, болью за весь несовершенный человеческий род.

Сюжет «Пророка» продолжает пушкинское произведение. Лермонтов так же обращается к библейским легендам, выбирая для построения образной основы книгу пророка Исайи. Композиционно первые строки произведения «певца одиночества» прямо продолжают повествование Александра Сергеевича: «С тех пор как вечный судия/ Мне дал всеведенье пророка…».

Пушкинский поэт бежит из пустыни к людям, наполненный надеждой, желанием служить народу; провидец же Лермонтова терпит крах в своей миссии; порочное и злое общество не принимает, отторгает его, не понимая собственной греховности, и герою приходится посыпать голову пеплом и бежать в пустыню, находя уединение и покой лишь там, среди звёзд и песков.

Лирический герой, которого смело можно отождествлять с самим автором стихотворения, убеждается, что его божественный дар, ниспосланный на землю во имя служения людям, на самом деле есть огромнейшее страдание для его носителя, ведь чёрствые люди неспособны принять нечто столь чистое, одухотворённое.

Им проще избавиться от Гения, нежели признать его и научиться жить рядом с ним. Пророк покидает город, лишь изредка возвращаясь в него, но вновь и вновь подвергается гонениям.

Он проявляет слабость, понимая, что должен служить людям несмотря на их неприязнь, но так и не находит в себе сил одному сломить бездушный народ.

Эти мотивы взяты автором неслучайно.

Сопоставив их с биографией Лермонтова и воспоминаниями современников о нём, заметим, что он был человеком, крайне близко принимавшим всё к сердцу, личностью тонкой душевной организации; поэт был чрезмерно зависим от общественного мнения, так что выдержать больше нападок со стороны общества, чем выдержал он, Михаил Юрьевич физически едва ли бы вынес — у него было слабое здоровье.

Так что Лермонтов, несущий свою поэтическую миссию, можно сказать, признавался в том, что выполнил её недостаточно, не сумел стать пастырем для неразумных овец, не сумел наставить грешников на путь истинный. Как человек глубоко религиозный, это откровение далось ему очень болезненно, пусть и в провале проповеднической миссии не было абсолютной вины поэта.

В «Пророке» лишь четвёртая строфа не проникнута настроением отчаяния. В ней поэт пишет, что мир природы, мир зверей ему приятнее, нежели жестокий людской, поскольку именно в уединении он находит покой и понимание. Остальные же строфы наполнены символами, в том числе и библейскими, наиболее ярко демонстрирующими отчаяние героя, понимающего все тяготы жизни Гения.

Особенное место занимают два последних катрена. Лермонтов неспроста обращается к образу старцев, науськивающих детей, преподающих им жестокий урок ненависти к поэту.

Старики учат молодое поколение прятать свой дар, показывая, что Гениев не принимают в обществе, и в то же время они на собственном примере прививают жестокосердие пока ещё невинным, несмышлёным агнцам.

Поэт, на протяжении жизни склонный к меланхолии, здесь особенно ярко демонстрирует своё неверие в лучший мир, в лучшее общество.

Создавая своего «Пророка», М.Ю. Лермонтов опирался на пушкинские средства художественной выразительности.

Он нарочно избирает тот же размер, что и Пушкин, — четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями, использует чередование женской и мужской рифм, перекрёстную рифмовку (кроме последней строфы), но разделяет текст на катрены.

В последней строфе автор прибегает к опоясывающей рифме, придающей композиционную и смысловую завершённость стихотворению. Так же, как и Пушкин, Михаил Юрьевич обращается к использованию слов «высокой» лексики (судия, предвечный, земная тварь, град и др.).

Всё это в совокупности придаёт стихотворению особое звучание, напоминающее по стилю тексты Священного Писания. При всём при этом пушкинское произведение звучит напевно, мелодично; у Лермонтова же больше взрывных согласных, создающих напряжённость и местами прерывистость звучания.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Лермонтов использует многочисленные метафоры («страницы злобы и порока», «посыпать пеплом главу»), эпитеты (предвечный, нагой, чистые ученья), сравнения («как птицы»), олицетворения (звёзды, играющие лучами), синекдоху («тварь покорна… земная») и т.д.

Среди стилистических приёмов особенно выделяются инверсия, придающая особое, возвышенное звучание тексту, антитеза (противопоставление действий пророка и людей), градация (наг, беден), анафора и другие.

Средства художественной выразительности в «Пророке» отличаются разнообразием и поэтической силой, яркостью, а само стихотворение необычайно образно.

Итак, подводя итог, можно сказать, что оба поэта заложили основу одной из важнейших тем в русской поэзии — тему предназначения поэта на земле.

Позже эта тема будет раскрыта другими титанами литературы, например, Львом Толстым, Николаем Некрасовым и многими другими.

Но именно Гении русской поэзии, два светила — дневное и ночное — первыми заявили о божественной сущности поэта, о его цели нести людям «любви и правды чистые ученья».

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-prorok-lermontov.html

Анализ стихотворения “Пророк” Лермонтова М.Ю

История создания. «Пророк», написанный между маем и началом июля 1841 года, — одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. Как и стихотворение «Смерть поэта» (1837), отметившее начало громкой славы автора, при жизни Лермонтова не публиковалось.

Но оба этих стихотворения — знаковые в жизни их автора. «Смерть поэта» во многом определила его дальнейший «тернистый путь», утверждая святость «дивного гения» Пушкина и бросая гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы». Лермонтовский «Пророк» — осмысление пройденного им самим «тернистого пути».

Не случайно это стихотворе^ ние тоже связано с именем Пушкина — его знаменитым «Пророком» (1826), являясь своеобразным продолжением и развитием его тем и идей.

Жанр и композиция.

Сознательная ориентация Лермонтова на пушкинского «Пророка» определила и жанровокомпозиционные особенности его собственного стихотворения: это сюжетное продолжение произведения великого предшественника. Как и пушкинский, лермонтовский «Пророк» основывается на библейском тексте и тяготеет к жанру легенды.

Но Лермонтов избирает другую книгу Библии: это книга Пророка Иеремии, которая следует за книгой Пророка Исайи, видение которого составляет сюжетно-образную основу стихотворения Пушкина.

Композиция стихотворения Лермонтова также ориентирует на сопоставление с пушкинским: начало лермонтовского «Пророка» прямо соотнесено с последними строками произведения Пушкина:

Читайте также:  Начало зимы в поэзии и живописи

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.                                       {Пушкин)С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…

                                  {Лермонтов)

При таком явном сюжетном соотнесении особенно очевидным становится разница в пути, который проделывает каждый из пророков. Композиция стихотворения Пушкина— это движение из «пустыни мрачной» преобразованного и вдохновленного Божественным словом пророка, который идет с надеждой к людям.

Лермонтовский пророк, наоборот, принявшись поначалу с энтузиазмом «провозглашать» «любви и правды чистые ученья», вынужден «посыпав пеплом главу» бежать из городов — опять в пустыню. Таким образом, в стихотворении Лермонтова создается как бы обратное движение по сравнению с пушкинским «Пророком». Но гораздо важнее не композиционное, а идейно-тематическое различие этих двух произведений.

Недаром, как и пушкинское, его стихотворение заканчивается обращением, оформленным как прямая речь. Но если у Пушкина это призыв Божьего гласа, который посылает пророка на его служение, то у Лермонтова — призыв «старцев» к молодому поколению — «детям» — отречься от пророка и ке следовать ему.

Так самим построением произведения Лермонтов передает то, что отличает его художественную идею от пушкинской.Основные темы и идеи. Тематическое сходство двух «Пророков» на первый взгляд абсолютно очевидно: оба стихотворения относятся к теме поэта и поэзии; в каждом из них миссия поэта связывается с пророческим служением; для обоих авторов эти произведения являются программными.

Но при всем том в основе их лежит разное понимание этой пророческой миссии поэта и его искусства, а следовательно, заложенная в стихотворениях идея существенно отличается.Прежде всего это касается исходной позиции поэта-пророка. Пушкинский пророк оказывается в пустыне, «духовной жаждою томим».

Это пустыня духа, не наполненного Божественным содержанием, которое одно только и может утолить его жажду, а потому пустыня в пушкинском стихотворении не имеет прямого пространственного значения. В библейском смысле пустыня — это символ страдания и очищения.

Недаром здесь и только здесь поэту может явиться посланец Неба — «шестикрылый серафим», который производит страшные, болезненные, но необходимые для будущего рождения пророка преобразования поэта, а «перепутье» — это символ духовного поиска.Иначе обстоит дело у Лермонтова. Как и в написанном в том же году стихотворении «Выхожу один я на дорогу…

», пустыня здесь имеет два семантических признака. С одной стороны, это пространство, противостоящее городу, людскому поселению и всему миру созданного человеком зла. С другой стороны, это слово несет в себе значение открытого, большого пространства, имеет признак бескрайности.

Именно в пустыне лермонтовский пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи», тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет Предвечного», ему не только «тварь покорна… земная», но его слушают звезды, «лучами радостно играя». Эта же ситуация «общения» повторяется в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием.

Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,И звезда с звездою говорит.

Становясь участником этого диалога, поэт обретает гармонию, свободу и покой. Совершенно иначе происходит его общение с миром людей. Развивая пушкинскую тему поэта и толпы, Лермонтов вносит в нее свой жизненный опыт и свое понимание.

Уже Пушкину довелось после его «Пророка» столкнуться с судом «черни тупой», которая не может и не хочет принимать слово Высшей истины — оно «жжет» сердце, бередит и тревожит душу. Но Пушкину присуще уникальное чувство гармонии и равновесия, которое всегда позволяло ему сохранить «покой и волю», вне зависимости от внешних условий жизни.

И итог его закономерен:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Но не таков Лермонтов; его страстная, мятущаяся душа не знает покоя, «из пламя и света рожденное слово» жжет и стремится воспламенить других «железным стихом, облитым горечью и злостью». Показательна с этой точки зрения тематическая рифма в «Пророке»; «ученья» — «каменья». Каменья брошены в непризнанного пророка, но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих».

Почему же все происходит совсем не так в отношениях позта-пророка и общества, как предполагалось в пушкинском «Пророке»? Люди не поняли и не приняли пророка, потому что в их очах лишь «страницы злобы и порока»? Или же сам пророк оказался не способен исполнить великую миссию, возложенную на него? Такие проблемы волнуют Лермонтова.

Ответ на эти вопросы можно дать только в контексте всего творчества писателя.Показательно, что судьбы авторов этих двух «Пророков» в чем-то схожи. Погиб «невольник чести» Пушкин, «пал, оклеветанный молвой»; погиб одинокий и непонятый Лермонтов, презираемый и изгоняемый отовсюду пророк, побиваемый каменьями. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве».

Кажется, на этом завершается развитие поэтической идеи его стихотворения о поэте-пророке.

Но из всего хода художественной мысли вытекает другой вывод: несмотря ни на что, поэт-пророк должен нести свой крест, должен выполнять свою тяжкую миссию:

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо,То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:«Смотрите: вот пример для вас!Он горд был, не ужился с нами.Глупец, хотел уверить нас,Что Бог гласит его устами!

Кажется, ситуация осталась прежней: пророка презирают, ему не верят, подвергают осмеянию. А сам он: остался ли он прежним? И да, и нет.

Он сохраняет верность своему призванию и предназначению, но нет в нем уже былой гордости и самонадеянности, убежденности в своем «всеведе-нье», стремления «провозглашать» высшую истину.

Может быть, в том и была его ошибка, что божественный огонь «любви и правды», «чистые ученья» нельзя «дерзко бросать» в глаза людям.Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка свой. Но главное для любого из пророков -— хранить свято «завет предвечного» и, несмотря ни на что, нести его людям.

Когда-то в другом стихотворении, раскрывающем тему поэта и поэзии, Лермонтов задавался вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?

                                   («Поэт», 1838)

Пророк «проснулся», но теперь он стал мудрее: людской род несовершенен, и пороки, и злоба присущи ему; но есть в нем то, что вызывает «странную любовь» поэта, которая одна может найти путь к сердцам людей и принести им слово Божественной любви.


Художественные особенности.
Создавая своего.

«Пророка» как продолжение пушкинского, Лермонтов сознательно ориентируется и на средства художественной изобразительности, использованные его предшественником. Как и Пушкин, Лермонтов широко использует библейскую лексику, славянизмы (пророк, очи, глава, завет Предвечного, тварь земная), эпитеты высокого стиля (вечный судия, любви и правды чистые ученья, божья пища).

Но вместе с тем, наряду с высоким одическим стилем, поэт использует средства иронии и сатиры, рисуя агрессивную толпу, не признающую и изгоняющую пророка («старцы» говорят «с улыбкою самолюбивой»), Она звучит в заключительных двух четверостишиях.

Такая стилистическая неоднородность текста привела к тому, что, в отличие от Пушкина, Лермонтов вводит деле-ние на строфы — стихотворение состоит из семи катренов, в каждом из которых передается отдельный этап развития поэтической идеи.

Даже в ритмике двух стихотворений, несмотря на одинаковый размер — четырехстопный ямб с пиррихием, — явно чувствуется разница.

Пушкинское звучит плавно, величаво, торжественно, что поддерживается не только высокой лексикой, но и особым фонетическим строем с преобладанием звонких согласных и гласного «широкого пространства» •— «о».

В лермонтовском «Пророке» больше взрывных согласных («посыпал пеплом», «бежал», «в пустыне»), что создаст определенную напряженность и прерывистость звучания, а акцентировка на гласном «у» создает печальную, тоскливую интонацию: «и вот в пустыне я живу», «как он угрюм и худ и бледен»,

Значение произведения.

«Пророк» не только программное произведение в творчестве Лермонтова, но и его поэтическое завещание. Продолжая пушкинскую идею поэта-пророка, Лермонтов вносит в ее трактовку присущее ему трагическое мировосприятие. Его судьба, как и судьба Пушкина, — яркое свидетельство трагизма существования в мире поэта-пророка.

Если за Пушкиным утвердилось определение «солнце русской поэзии», то Лермонтова, по определению Мережковского, стали называть «ночным светилом русской поэзии», «поэтом сверхчеловечества». Но оба этих гения заложили основу того особого понимания искусства и миссии поэта, которое отличает русскую литературу.

«Поэт в России — больше, чем поэт», он — Пророк. Это подтверждается всем последующим развитием русской литературы — творчеством таких ее гениев, как Толстой и Достоевский, Блок и Маяковский и многих других замечательных писателей, каждый из которых по-своему понимал свою задачу в искусстве, но, несмотря на все трудности, никогда не отказывался от высокого служения истине.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_stihotvoreniya_Prorok_Lermontova_M_Yu

Михаил Лермонтов — Пророк

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Стихотворение «Пророк» читает Николай Бурляев. Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Одно из последних произведений М.Ю. Лермонтова было издано уже после его смерти. Стих является символическим завещанием молодого поэта следующим поколениям лириков, которое обогатило тематическое и образное наследие русской поэзии.

Как и одноименное произведение Пушкина, «Пророк» его преемника Лермонтова утверждает высшее предназначение лириков, которым дано вдохновлять человеческие сердца на добрые и светлые поступки и мысли.

В произведении так же утверждается тема противостояния талантливого гения и общества, не умеющего принять божественный дар таланта. «Пророк» Лермонтова является продолжением пушкинского сюжета, но лишенного оптимизма.

Произведение является своеобразным заветом Лермонтова будущим поколениям лириков.

Жанрово стих можно считать лирикой с элементами библейской легенды, потому что автор в качестве канвы сюжета использовал сюжет из Книги Иеремии, бегство в пустыню и отшельничество лирического героя.

Композиционно произведение разделено условно на три части. В первой герой живет среди людей и пытается принести любовь и истину своим талантом, в ответ получая летящие в него камни.

Вторая часть стиха посвящена бегству героя от людей в заброшенную пустыню. Здесь он живет «даром божьей пищи» в одиночестве среди животных и птиц, которые послушны ему.

В третьей часть произведения герой рассказывает о своих редких встречах с людьми, которые всегда полны насмешек и отторжения к нему. Люди саркастично объясняют детям неудавшуюся долю пророка, упрекая в исхудавшем и бледном виде. Главная претензия общества в том, что герой не ужился с ними, жил вразрез с мнением общества.

Образы и тропы

В главной фигуре стиха – образ миссионера, который пытается нести людям идеалы добра, но становится преследуемым за то, что находится выше толпы и одарен Богом. Вначале лирический герой является такой же частью общества, как и остальные, но его миссия нести истины любви и света людям остается непонятой людьми.

Виной тому – человеческая зависть, недоверие, стремление смешать талант с серой массой. Поэтому единственный пусть пророка – бежать и жить в уединении. Трагизм гения – в вечном одиночестве, на которое он обречен из-за божественного таланта, потому что люди не могут принять кого-то выдающегося. Бегство в пустыню только усугубляет конфликт.

Читайте также:  Кальций в природе (3,4% в земной коре)

Люди еще и вменяют ему в вину его отшельничество.

С библейской легендой стих роднит частое употребление слов высокого стиля – «град», «тварь земная», «очи». Этот прием усиливает морализаторское настроение стиха, придает ему торжественное настроение. И подобные слова почти не встречаются в цитате в конце стихотворения, где люди упрекают отшельника и указывают на него своим детям.

Эпитеты ярко дополняют описание: «угрюм», «самолюбивая улыбка», «правды чистые ученья». Особенное место занимают эпитеты высокого стиля: «вечный судия», «божья пища». Метафора «страницы злобы и порока» точно описывает реакцию людей на добро и свет, которые пророк пытается донести до их сознания.

Автор сравнивает лирического героя с птицей, что также присуще библейским текстам. Так Лермонтов хотел выразить частичную принадлежность лириков к божественному миру, в противовес основной массе высшего общества.

В этом заключается и непонимание общества и талантливого гения – в их принадлежности к разным мирам.

Люди слишком глубоко срослись с материальным миром, что мешает им понять и принять божественный дар от поэта, и на первый план выходят низменные человеческие чувства – зависть, насмешка, упреки, претензии.

Изображая агрессивную толпу, автор использует средства иронии и сатиры.

Источник: https://aromatyschastya.ru/mixail-lermontov-prorok

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Молодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение, которому дает название “Пророк”.

Своим стихотворением Лермонтов подчеркивает всю трагичность жизни и творчества талантливого человека, которого в определенный момент его жизни не понял окружающий мир. Стихотворением “Пророк” автор словно подводит итог своей жизни, где сильно сожалеет обо всех делах, которые так и не успел довести до конца.

Если задуматься о тексте произведения, то между строк просматривается некий спор между обществом и самим автором. На долю Лермонтова выпало много тяжелого и горького, он словно передает это через стихотворение. “Пророк” своим замыслом может сильно зацепить даже самых черствых людей, проникнув в их души.

Данный стих написан в жанре лирической исповеди, исповеди человека, которого возненавидели и отвергли.

Будучи человеком, не умеющим скрывать от окружающих свои эмоции и чувства, Лермонтов проявляет их в своих произведениях, которые творит в абсолютно разных жанрах. “Пророк” повествует о правде жизни, описывая ее через жизнь человека.

Люди по своей натуре чаще всего встречаются жадными, иногда завистливыми и злыми. Многие обладают только этими качествами и не хотят открывать в себе что-то другое. Покопаться в глубинах своей души и найти там правильный путь добра и отзывчивости, могут, к сожалению, не все.

Произведение “Пророк” рисует перед людьми образ некого миссионера. Он приходит в наш бренный мир с чувством теплоты и добра. Целью главного героя является сделать наш бренный мир чуточку добрее и лучше.

Герой светлый, открытый и отзывчивый человек, даже не представляет, с какими преградами ему придется побороться. Придя в мир с хорошими помыслами и намерениями, миссионер встречает на своем пути только злость и ненависть, которые вызывают у него лишь чувство отчаяния и беспомощности.

Главный герой старается показать всем, что только добрые дела помогут им очистить душу и изменить свое существование. Но, несмотря на все его дела, которые он делает с добрыми мыслями в сердце, его не понимают и завидуют.

Михаил Юрьевич достаточно точно описал, что человек, слишком замкнут и глух. Люди могут быть настолько упорны и неотзывчивы, что замыкаются в своих проблемах и грехах, продолжая при этом творить злые дела. Душа героя испытывает лишь пустоту и неприятие, он отдал бы все, лишь бы донести людям добро и любовь.

Все его усилия напрасны, человечество его не слушает, оно лишь продолжает жить в своем сгнившем изнутри мире. Сам же Лермонтов, словно главные герой стихотворения, видит в своей жизни трагичность и непонимание, он понимает, что его жизнь обречена.

Как и множество талантливых людей, поэт знает, что в будущем его ждет только одиночество.

Анализ стихотворения Лермонтова Пророк

Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, живший и творивший в начале XIX столетия. Его еще в молодости начинали волновать вопросы, относящиеся к поиску смысла жизни и вечностью. В своем творчестве поэт как бы подчеркивает трагичность жизненного пути талантливого человека, которого не понимает окружающий его мир.

Написав произведение “Пророк”, Михаил Юрьевич будто подводит итог своей жизни и глубоко переживает от того, что не смог еще много чего сделать.

Читая произведение между строк, можно отыскать скрытый спор Лермонтова с обществом, где автор очередной раз убеждает в том, что на его долю выпал горький жребий.

Он считает свое дарование писать стихи проклятием, но все равно продолжает совершать бренный путь пророка в отведенное ему на земле время жизни, потому что это его истинное предназначение.

Он несет людям правду, за что его карают гонениями и создают новые испытания. Именно поэтому молодой поэт ищет уединения, все дальше отторгаясь от рода людского. “Пророк” – это лирика, это исповедь. Видения Лермонтова ясны и восхитительны, оттого он испытывает творческие мучения. Он не хочет верить в то, что придут лучшие дни, что как и ныне всех талантливых людей ждет незавидная участь.

Лермонтов использует библейские мотивы, которые основывает на откровениях Пророка Иеремии, сопоставляя его жизнь со своей. Свое стихотворение он отождествляет с донесением до рода человеческого истинности бытия, которое не хочет принимать общество. Его с позором изгоняют в пустыню, где он продолжает свои скитания, оставаясь со своими мыслями один на один.

Строки произведения пронизаны горечью, болью и страданием автора. Строки идеально зарифмованы друг с другом в стиле четырехстопного ямба, в нем используются архаизмы.

Это, бесспорно, одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вариант №3

Стихотворение Лермонтова “Пророк” было написано в последние дни жизни молодого поэта. И в нем видно послание к людям, но не ко всем, а лишь тем, кого Лермонтов считает братьями. То есть товарищам “по перу”, таким же поэтам, как и он.

Большинство произведений Лермонтова пронизаны меланхолическим настроением, и стихотворение ” Пророк” тому подтверждение. В нем поэт считает себя и всех своих собратьев “пророками”, что им единственным дарован дар видеть все так, как оно есть на самом деле. И следственно, остальные люди невзлюбили поэтов, за их откровенность.

Он воспевал любовь и дружбу, те чистые чувства, которые люди научились продавать как что-то материальное.

Никто не уважал, и слушать его даже не хотел, поэтому он бежал от всех, в светлый мир музы. Это не означает, что Лермонтов в прямом смысле бежал из города и путешествовал, нет. Он потерял веру в людей, и поэтому не нуждался больше в общении с ними, он закрылся в себе.

Стал вести образ жизни отшельника и презирать людей, и их существование. И в стихотворении сказано, что ему нравилось так жить. Он на некоторое время забыл о том, какое предназначение у него в жизни и просто наслаждался тем, что он жив, и тем, что он знает и видит то, чего не видят другие. В его мире ему покорны все, и моря, и звёзды.

Лишь там он чувствует, что человек может, что-то значить в этой жизни.

Но недолго длится его безмятежная жизнь, он признаёт то, что он должен пройти через всю боль и страдания, но донести людям то, что ему велено свыше.

И поэтому он возвращается в мир жестоких и глупых людей. Лермонтов вновь пытается к ним достучаться. Открыть их души для чего-то светлого и прекрасного, но все что он вновь получает, это издевательства и ненависть.

В последних строках стихотворения, поэт показывает, что это неведение и нежелание слушать других людей передаётся с поколения в поколения. Старцы ставят его в пример детям, как неудачника лишившегося всего из-за своей гордости и упрямства.

И дети это воспринимают как правду, верят в это и живут с такой мыслью до конца дней, что тот, кто отличается от других – плох. Лермонтов, не в состоянии что-либо сделать, признаёт, что всех его последователей ждёт такая же тяжёлая участь.

 9, 10 класс, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Есенина Гори, звезда моя, не падай«Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый
  • Анализ стихотворения Жуковского ПевецСтихотворение «Певец» увенчано грустью. Герой умер во цвете лет, так и не вкусив прелестей жизни, не успел он и набраться опыта. А все оттого, что слишком рано разочаровался в бытии. Его лира играла печальные мотивы,
  • Анализ стихотворения Пастернака СиреньСирень – белая, аметистовая, лиловая – образ, любимый поэтами Серебряного века! Особое место занимает она и в творчестве Бориса Пастернака. Образ благоухающего нежно-сиреневого цветочного облака не мог оставить равнодушным
  • Анализ стихотворения Лермонтова Выхожу я на дорогуСтихотворение «Выхожу один я на дорогу…» по праву можно считать знаковым в судьбе и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно было написано незадолго до смертоносной дуэли поэта, во время его последней поездки на Кавказ.
  • Анализ стихотворения Фета Печальная березаВ русской литературе образ берёзы ассоциируется с противоположными и противоречивыми понятиями. Ведь о ней создано большое количество разных литературных произведений, как в в положительном ключе, так и в отрицательном.

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/prorok-9-klass

Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.

) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта‑гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С.

Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.

В стихотворении «Пророк» свое развитие «пушкинской» темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв «гласу бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».

В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта‑пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова.

«Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром.

Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.

В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.

Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»

Источник: http://resoch.ru/stixotvorenie-lermontova-prorok-analiz/

Ссылка на основную публикацию