Начало зимы в поэзии и живописи

Начало зимы в поэзии и живописи

Первый снег, приход зимы!.. Событие, знаменующее приход нового сезона, обновление природы: на смену поздней осени, серой и промозглой, приходит зима и укрывает мир белоснежным пуховым платком. Этот рубеж символичен, это событие иной раз долгожданно, иной раз – неожиданно. Конечно же, художники и поэты не могли остаться в стороне!

Приход зимы и первый снег можно увидеть на многих полотнах известных живописцев. Светлое настроение рождает картина советского художник Сергея Тутунова: Зима пришла. Детство.

Художник сквозь дымку ностальгии вглядывается в своё прошлое: детство для него ассоциируется с радостным удивлением, со светом, заливающим комнату, с выпавшим снегом за окном.

Эта картина наполнена безмятежным детским восприятием и лёгкой тоской по ушедшим годам, когда душа еще не ведала тревог, а мир был чист, радостен и светел…

Несложно заметить, что у многих творцов начало зимы, выпадение первого снега ассоциируется с детством. Вспомним строки Александра Сергеевича Пушкина – строфу из Евгения Онегина, начинающуюся со строк Зима!.. Крестьянин, торжествуя…. Заканчивается эта строфа так:

Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Первый снег советского художника Аркадия Пластова, наполнен несколько иным настроением. Здесь соседствуют и серые краски, и белоснежные. Тут меньше безмятежности, больше реалистичности. Дети в небогатой одежонке, вышедшие на крыльцо серой избы, с восторгом и надеждой смотрят на белый снег, скрывающий серые краски осени, серую палитру будней…

Соседство серой гаммы поздней осени и белых красок зимы, обновляющей пейзаж, характерно для картин многих известных пейзажистов. Первый снег Ивана Шишкина – полотно, символизирующее обновление природы с приходом зимы. Ещё не скрылись осенние приметы, снег еще не лежит сугробами, а покрывает землю и ветви тонким слоем, но уже чувствуется веяние зимы-обновительницы.

Начало зимы Ивана Вельца тоже напоминает о поздней осени, только-только отдавшей бразды правления зиме. Для пейзажа характерны серые, стальные оттенки, но выпавший снег лёг на пожухлую траву, прикрыл её белым полушубком, знаменуя переход к новому сезону.

Философски осмысливает выпадение первого снега Эмиль Верхарн в стихотворении Декабрь. Этот месяц у поэта ассоциируется с ветром, серым холодным дождём и первым снегом. Настроении стихотворения – мистическое. Первый снег представляется Верхарну как природное явление, скрывающее деяния ветра и дождя:

– Откройте, люди, дверные болты, Откройте, люди! Я – белый снег. Все листья, ветер, в полях размел ты,

Плащом я скрою их всех, их всех…

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2348

“Зима в природе, поэзии.живописи, музыке”

МОУ «СОШ с.Питерка Питерского района Саратовской области»

Сценарий

интегрированного урока

в 1 классе на тему:

«Зима в природе, поэзии,

живописи и музыке».

Подготовила и провела:

учитель I квалификационной

категории, Почётный работник

общего образования

Сонина Т.П.

Интеграция:

Окружающий мир

Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг».

Литературное чтение

Тема: «Книги о родной природе».

Изобразительное искусство

Тема: «Зимние забавы детей» (сюжетное рисование)

К.Ф. Юон «Конец зимы.Полдень»

Музыка

Тема: П.И. Чайковский «Времена года».

Цель: создать условия для знакомства с природой с точки зрения литературы,

окружающего мира, изобразительного искусства и музыки.

Задачи: расширять кругозор детей, используя межпредметную интеграцию,

развивать интерес, учить мыслить, рассуждать, обобщать,

воспитывать любовь к природе.

УУД: Личностные: объяснять свои чувства, ощущения от восприятия

информации .

Регулятивные: определять с помощью учителя цель деятельности .

Познавательные: уметь слушать стихи, музыку, сопоставлять научные

сведения со своим жизненным опытом ,

анализировать ситуации, воспринимать услышанное,

развивать навык выразительного чтения .

Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать

своё мнение, вести небольшой познавательный диалог

по теме .

Сценарий урока

I. Мотивация учебной деятельности..

Оглянитесь,

Улыбнитесь,

«Здравствуйте» – скажите,

Повернитесь,

тихо сядьте, глазки покажите.

II. Актуализация знаний.

– Послушайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

О каком времени года говориться?

– Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

– Послушайте, строки из стихотворения замечательного русского поэта А.С. Пушкина.

Вот север, тучи подгоняя,

Дохнул, завыл, – и вот сама

Идёт волшебница зима!

– Как вы думаете, почему автор сравнивает зиму с волшебницей?

( Она преображает природ, зимой красиво, интересно).

III. Постановка учебной задачи .

– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Зима)

– Да, мы поговорим о зиме.

Урок у нас сегодня немного необычный – мы проведём сразу 4 урока. Попробуем?

. Тема урока: Зима в природе, поэзии, музыке, живописи.(слайд)

– Какие зимние месяцы вы знаете?

(Декабрь, январь, февраль).

– Послушайте, какие пословицы сложил народ о зиме.(слайд)

Декабрь – шапка зимы.

Январь – году начало, зиме – середина.

Январю – батюшке – морозы, февралю –

метелицы.

Месяц январь – зиме государь.

Февраль – месяц лютый, спрашивает: « Как обуты?»

( Дети читают)

.- Итак, какой сейчас месяц? ( Февраль)

IV. Работа по учебнику «Окружающий мир» стр. 120-121.

Как называют февраль?

Февраль – месяц метелей и вьюг.

Задание 1.

– О каких явлениях природы говориться в тексте?

( На доске: снег, мороз, метель, ветер).

V.Слушание музыки.

Зиму любят все. Поэты воспевали и воспевают зиму в стихах, композиторы в музыке, художники в живописи.

– Послушайте музыку. Что вы представите себе. Какие картины мысленно нарисуете?

(Звучит музыка П.И. Чайковского).

– Эта музыка называется « Времена года», написал её великий русский композитор П.И. Чайковский.

– Что вам представилось? (ответы детей)

– Похожи они на эти картины? (слайды с картинами о зиме).

  1. Работа по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.Полдень».(слайд)

– Посмотрите, замечательный художник Константин Фёдорович Юон написал картину «Конец зимы. Полдень».

– Глядя на картину, можно сказать, что автор изобразил зиму?

– Докажите.

– Это сельский пейзаж? ( Да).

Художник К.Ф. Юон изобразил просторную деревенскую окраину, всю покрытую снегом.

Вдали мы видим лес.

Весь пейзаж наполнен искрящемся солнцем. Стройные берёзки бросают тени. Куры что-то клюют на снегу.

Лыжники стоят у забора.

Не хотят упустить похода на лыжах в ясный солнечный день.

Какое настроение создалось у вас, глядя на эту картину?

VII. – А вам нравится зима?

Физминутка

Песня « Кабы не было зимы» (с движениями)

«Кабы не было зимы»

1.Кабы не было зимы в городах и сёлах,

Никогда б не знали мы этих дней весёлых,

Не кружила б малышня возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня, кабы, кабы, кабы.

2.Кабы не было зимы, в этом нет секрета,

От жары б увяли мы, надоело б лето,

Не пришла бы к нам метель , на денёк хотя бы,

И снегирь не сел на ель, кабы, кабы, кабы.

3.Кабы не было зимы, а всё время лето,

Мы не знали кутерьмы новогодней этой,

Не спешил бы Дед Мороз к нам через ухабы,

Лёд на речке не замёрз, кабы, кабы, кабы.

VIII. Поэты очень любили зиму.

Послушаем стихи некоторых из них.

Ф.И. Тютчев: стр.7,

А.С. Пушкин: стр.14,

С.А. Есенин:стр.11,

И.З. Суриков: стр.12. «Детство»

IX. Беседа о зимних забавах.

-А вам что больше всего нравится зимой?

( Кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика.)

(Слайд )

– Посмотрите на детей.

-Сейчас так одеваются?

-Это было давно. Но все дети во все времена любили лепить снеговиков.

– Послушайте шуточное стихотворение Востокова:

– У вас на столе рисунки, сюжет шуточный.(слайд)

-На уроке изобразительного искусства вы раскрасите.

X.Работа по учебнику.

-А теперь давайте прочитаем, что происходит в лесу зимой.(стр. 120-121)

(Чтение, ответы на вопросы.)

(Картинки на доске: заяц, медведь.)

X. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

-Понравился урок?

-Что именно?

-Чему он был посвящён? (Зиме.)

-Действительно ли, зима- прекрасное время года?

-А вам грустно расставаться с этим временем года?

– Как вы оцените свою работу на уроке: активно работал;

боялся высказать своё мнение?

– Интересно было на уроке?

– Урок окончен.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/zima_v_prirodie_poezii_zhivopisi_muzykie

Зима в русской поэзии

Зима в русской поэзии – Зима-чародейка.

Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение.

Сколько написано прекрасных стихов, картин об этом времени года. Да и как иначе?

Какое же сердце не вздрогнет от белоснежных полей, деревьев в серебристом инее?

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

Природа выглядит нарядно и изящно, это немного таинственная, грандиозная красота.

Так и просятся пушкинские строчки:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняло пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушкизимы.

В поэзии зиму часто поэты называли волшебницей, чародейкой. Вот и Федор Иванович Тютчев создаёт образ сказочного, волшебного леса:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Здесь зима — добрая колдунья, она взмахнула волшебной палочкой и заставила всех погрузиться в очаровательный сон. Зима меняет краски, заставляет нас то смеяться, то грустить.

Это стихотворение удивительная по красоте и изяществу пейзажная зарисовка. Автор не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой».

Удивительная метафора «пуховая цепь», не правда ли? Цепь из пуха, что это? Весь лес погрузился в этот мягкий снежный плен, но какой же прекрасный этот плен! Здесь властвует только природа, всё подчиняется её законам.

Пройдет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока все замерло, и только солнечный луч касается этого безмолвия. Луч наполняет пейзаж сказочным ослепительным блеском, и каждая снежинка превращается в драгоценный камень.

«Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».

Еще мгновение назад все казалось замерзшим и неприветливым. Однако солнце коснулось верхушек деревьев, скользнуло по заснеженным ветвям, и вот уже это не хмурый лес, а царство красок, сказочный мир. Вот автор и говорит об этом чуде, он передает свои ощущения, и мы понимаем, что мир бесконечно прекрасен и в нем всегда найдется место для чуда.

А вот стихи моего любимого Афанасия Фета, глубокого философа, тонко чувствовавшего природу:

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Это ведь рассказ о человеческой жизни. Природа — вот кто может подсказать, посоветовать. Природа ведь живёт по тем же законам, что и человек. Отсюда и вера автора, что человек переборет невзгоды, стойко перенесет трудности в молчании.

Учиться надо мудрости у природы, и тогда человек будет непременно вознагражден за пережитые им страдания. Ведь природа — это могучий источник, где мы можем черпать силы, найти ответы на многие вопросы. Фет — оптимист, он уверен, что «для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», надо только верить в себя, в свои силы.

Но зима — это не только волшебство, это веселое катанье с гор, это смех, сугробы по колено.

Снег да снежные узоры,

В поле вьюга, разговоры,

В пять часов уж тьма.

День — коньки, снежки, салазки,

Вечер — бабушкины сказки, —

Читайте также:  Природа уральского округа россии

Вот она — зима!..

Вот она зима! Сколько движения, сколько энергии. А ведь в стихотворении ни одного глагола. Вот это мастерство! Поэт раскрепостил слово, оно несет эмоциональную, грамматическую, смысловую нагрузку.

В шести строчках А.Фет создаёт богатейший художественный мир. Здесь все удивительно, просто и ясно. Автор не прибегает к развернутым метафорам, да и не надо, и так все понятно, так все знакомо, мило.

Закончить же хочется пушкинскими строками:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Здесь поэзия будто и незаметна совсем, будто неотделима от прозы. Но удивительным, непостижимым образом звучит поэзия в каждой строчке и отдается в наших душах.

Марина Слуцкер

Источник: http://virastaika.ca/zima-v-russkoj-pojezii/

“Времена года в музыке, живописи, поэзии”

Музыкальная гостиная «Времена года в музыке, живописи, поэзии».

На входной двери афиша:

«В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна…»

1 (звук)

Дети заходят в зал под музыку из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, садятся.

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте.

Музыка – это такой вид искусства, который даёт ограниченный простор для фантазии.

Среди русских композиторов-классиков имя П.И.Чайковского особенно выделяется. Всё своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе.

В каждом времени года находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливался на солнце тысячами искринок. Весной он радовался солнцу и теплу, и первой зелёной травке.

Летом любовался цветными лугами и слушал пение жаворонка.

Ему нравилась холодная осенняя пора, когда подолгу моросил мелкий частый дождь, а в печной трубе воет ветер, Настроения и чувства, навеянные картинами природы, Чайковский выразил в своих произведениях.

Чайковский говорил: Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь.

2 (видео)

Звучит фонограмма музыки «Осенняя песня» из цикла «Времена года» (на фоне музыки звучит тихотворение)

Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа 

привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства 

помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном

новое и необычайное.            

    Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. 
Ф.И. Тютчев. 

3 (портреты)

Сегодня мы собрались с вами в зале, чтобы услышите музыку великого русского композитора П.И.Чайковского, посвященную временам года познакомитесь с лирикой С.Есенина, с его стихами, посвящёнными временам года. И, наконец, у вас будет возможность увидеть зиму и лето, осень и весну такими, какими их увидели знаменитые русские художники-пейзажисты Грабарь, Кустодиев, Левитан, Саврасов, Пластов.

4 (видео)

Звучит фонограмма «Апрель» из цикла «Времена года».

(Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»):

Всё в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы. 

С.Есенин – замечательный русский поэт. Его называют певцом русской природы.

Значительное место в лирике Есенина о природе занимают стихотворения, посвящённые зиме. Сейчас мы с вами перенесёмся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам музыка великого русского композитора П.И.Чайковского. 

5 (видео)

Звучит отрывок из сборника П.И.Чайковского «Времена года». Январь «У камелька».

Прекрасная музыка, не правда ли? Слушая её, представляешь зимний лес. Падает снег, кругом тишина.Такой же тихой, сказочной описал это время года С.Есенин в стихотворении «Пороша». И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно! 

Звучит стихотворение С.Есенина «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу,Только серые вороныРасшумелись на лугу.Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкойПодвязалася сосна.Понагнулась, как старышка,Оперлася на клюку,А над самою макушкойДолбит дятел на суку.Скачет конь, простору много,Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль.

Поэты обладают даром «рисовать словами», а вот ___________________________________________________ прочитала это стихотворение и нарисовала то, что услышала, красками. 

Учащийся показывает рисунок и рассказывает о нём: «Когда я прочитал стихотворение «Пороша», я представил зимний лес, снежную дорогу и седока, который едет один. Светит солнце, кругом снег, небо синее, морозно». 

Зима… Бывает она весёлая, солнечная, с играми, с шутками, как на картине Б.М.Кустодиева «Масленица». 
Демонстрируется репродукция картины.

6 (картина «Масленица»)Мы видим небо с золотыми и розовыми облаками, купола церквей одеты в снежные шубы и шапки. Катят навстречу друг другу сани, разрумянились лица людей, бодро, весело и резво бегут по сугробам лошади. Весёлая, радостная картина праздника. 

А вот рассердится зима, и не до шуток нам, не до веселья. И тогда «вьюга стучит по ставням», «заметает пурга белый путь». 

7 (картинка)

Звучит стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает…»

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

8 (видео – убрать звук)Самое знаменитое стихотворение С.Есенина о зиме – «Берёза». Стоит солнечная погода, только что прошёл снег. И берёза принарядилась. Стоит, красуется в своей новой снежной шубке – настоящая русская красавица. 

Звучит стихотворение С.Есенина «Берёза»

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кисти

Белой бахромой.

И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает ветки

Новым серебром.

– А какой вы представили эту снежную красавицу? 
Учащиеся показывают рисунки, рассказывают о них. 

9 (картина)
Конечно же, на смену зиме всегда приходит юная весна. Солнце с каждым днём выше и светит больше. Нехотя оседают сугробы, а из-под сугробов ручейки выбегают. Талая, живая вода шумит, клокочет, сверкает на солнце.

Маленький подснежник собрался с силами и пронзил толщу снега. Начинают прилетать первые весенние птицы – грачи, жаворонки. А сосульки тают и разговаривают.

О чём? Послушайте, как рассказала об этом _____________________________________________________________________: 

Как жаль, что прошла зима! – вздохнув, сказала сосулька. – Ведь я растаю. Как вы думаете, – обратилась она к крыше, на которой висела, – я растаю? Хорошо бы нет! Так приятно висеть на вас и слушать, как капельки воды с тихим звоном падают вниз. Ах! – вдруг сказала сосулька. – Я таю! И последняя капелька упала вниз. А во дворе уже слышался гомон грачей.


10 (картина Левитана)А вот картина Левитана Исаака Ильича. Называется «Весна. Большая вода». Картина наполнена воздухом. Небо прозрачно, воздух кажется хрустально-чистым. Тонкие, как свечки, стройные берёзки отражаются в прозрачной воде. Золотистые лучи на песчаном берегу напоминают лето. 

Вспомним эти прекрасные дни пробуждения природы, слушая музыку Чайковского. 

Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть. С этим март справляется. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – это дело апреля. Третий долг – тёплую землю всю в зелень убрать – достаётся маю. Дни становятся совсем тёплые. Молодой нежной листвой одеваются деревья. Зацвела черёмуха… 

11 (видео – убрать звук)

Звучит стихотворение Есенина «Черёмуха». Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.

А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.

Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.

С тёплым весенним дождём и первой грозой кончается весна. 

Весна, весна! Что принесла? Тёпло солнышко, красно летечко. 

Солнечные лучи гуляют везде, где им хочется. И с ними иногда приключаются разные истории. Послушаем одну из них, написанную ______________________________________________________________________: 

12 (картина)

«Однажды вышел солнечный луч погулять и увидел цветок. Лучу очень понравился цветок, и он сказал, что благодаря ему цветок живёт. А цветок ответил, что может прожить и без него.

Луч рассердился и спрятался за тучу. Стало тёмно и холодно. Цветок заплакал. Лучу стало очень жалко цветок, и он вышел из-за тучи. Опять стало светло и тепло. Цветок обрадовался.

Он попросил у луча прощение, и луч простил его». 

Лето. Самое любимое время года всех ребят. Дни стоят солнечные, жаркие.

На смену жаркого дня приходят ночи, такие же тёплые, как и дни. Одна лишь разница, что вместо дневного светила – луна-волшебница на небе сияет и всё своим блеском серебрит. 
13 (видео)

Звучит стихотворение С.Есенина «Ночь».

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняясь, дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.

14 (картина Грабаря) Но как ни прекрасно лето, нам приходится с ним расстаться. И вот уже задул северный ветер «сиверко», птицы вереницей потянулись на юг, выпал первый снег, как на картине Игоря Грабаря «Сентябрьский снег». 

Демонстрируется репродукция картины.

– Какое настроение навевает вам картина? Ещё листья не успели упасть, и сад, окружающий террасу небольшого дома, расцвечен всем разнообразием осенних красок. Тут и золото, и красноватые, ещё не увядшие зелёные листья, и всё это то там, то здесь покрывают хлопья только что выпавшего снега. 

Деревьям холодно, опадают с них листочки.

__________________________________________________, удалось подслушать разговор падающих листьев. 

Звучит отрывок из цикла «Времена года». Октябрь «Осенняя песня».

15 (видео)

Звучит лирическая миниатюра «Разговор падающих листьев».«Ах», – сказал кленовый листок, оторвавшись от ветки. На лету он встретил берёзовый лист. «Как жаль, что кончилось лето», – сказал ему кленовый листок.

«Да, да, очень жаль, но ещё не всё потеряно, мы сможем станцевать наш последний танец», – ответил берёзовый лист. И они закружились над зеркальной водой.

После танца они упадут в озеро и забудут друг друга, но долго будут вспоминать о своём прекрасном танце». 

Грустную картину осени, листопада, первого снега можно услышать и в музыке П.И.Чайковского из цикла «Времена года». 

Созвучно этой музыке и стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты». 

Звучит стихотворение «Нивы сжаты» (на фоне музыки Чайковского «Осенняя пеня»)
Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

16

Для поэтов, композиторов и художников природа – неиссякаемый источник вдохновения.

17

И многие произведения родились благодаря любви к ней.

18

Они оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

19

«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

Читайте также:  Дендроклиматология - наука, изучающая климат по кольцам деревьев

20

Сегодня мы читали стихи, слушали музыку, говорили о картинах, авторы которых жили в разное время, но всех их объединяла любовь к Родине, родной природе. Стихи, музыка, живописные полотна открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы, язык поэзии, музыки, живописи.

Это великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

21

В заключение я хотела бы процитировать Леонардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят».

22

К этим словам хочется добавить, что музыка – это и поэзия, и живопись, слитые воедино. 

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vriemiena-ghoda-v-muzykie-zhivopisi-poezii.html

Времена года в музыке поэзии и живописи Автор

Времена года в музыке, поэзии и живописи Автор: педагог дополнительного образования Сурикова Марина Михайловна

План музыкальной гостиной «Времена года в поэзии, музыке и живописи» Введение. Пётр Ильич Чайковский , русские поэтыпейзажисты и художники-пейзажисты 19 века Времена года в поэзии, музыке и живописи. 1) Зима 2) Весна 3) Лето 4) Осень

Введение Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов.

Пётр Ильич Чайковский (1840– 1893 г. г. ), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.

Художники-пейзажисты Маковский Константин Егорович Константин Яковлевич Крыжицкий 1830— 1915 1858— 1911 Айвазовский, Иван Константинович 1817— 1900 Левитан Исаак Ильич 1860— 1900

Поэты-пейзажисты Лев Александрович Мей 1822— 1862 Бунин Иван Алексеевич Жуковский Василий Андреевич 1783— 1852 Майков, Василий Иванович 1728— 1778 1870— 1953

«Времена года» Особое место в его творчестве занимает цикл, состоящий из 12 пьес «Времена года» .

Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы.

Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу – он её обожал» .

Зима В музыке Чайковского январь- «У камелька» “Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.

В живописи Левитана Исаака Ильича В поэзии Бунина Ивана Алексеевича: Левитан «Зимой в лесу. Волк» Всё – словно в полусне.

Над серою водою Сползает с гор туман, холодный и густой, Под ним гудит прибой, зловеще расстилаясь, А темных голых скал прибрежная стена, В дымящийся туман погружена, Лениво курится, во мгле небес теряясь.

Суров и дик ее могучий вид! Под шум и гул морской она в дыму стоит, Как неугасший жертвенник титанов, И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм, Где мрачный хор поет в седых клубах туманов Торжественный хорал неведомым богам.

Весна В музыке Чайковского март-» Песня жаворонка» : В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений мечтательно-грустного и светлого – заключается покоряющая прелесть всей пьесы.

В живописи Константина Крыжицкого В поэзии Жуковского Василия Андреевича: На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. Крыжицкий «Ранняя весна»

Лето В музыке Чайковского июнь- «Баркарола» : Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы “раскачивается” на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы.

В живописи Айвазовского В поэзии Льва Мея: Стихнул говор карнавала, На поля роса упала, Месяц землю серебрит, Все спокойно, море спит. Волны нянчают гондолу. . . Айвазовский «Гондольер на море ночью»

Осень В музыке Чайковского октябрь «Осенняя песня» : В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя.

“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор.

В живописи Левитана В поэзии Майкова: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. . . Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Левитан «Золотая осень»

Источник: http://present5.com/vremena-goda-v-muzyke-poezii-i-zhivopisi-avtor/

Учебный проект,,Изображение зимы в поэзии русских писателей.»

Тема проекта: Изображение зимы в поэзии русских писателей. Цели проекта: 1. Исследовать , при помощи каких художественных средств писатели изображали русскую зиму. 2. Сравнить несколько произведений русских писателей. 3. Сделать вывод по наблюдению над произведениями. 4. Способствовать развитию речи и расширению кругозора.

5. Пополнение словарного запаса.

Задачи проекта: 1. Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей. 2. Проанализировать произведения о зиме. 3. Научиться грамотно выражать свои мысли.

Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина ,,Белая береза” и,,Поёт зима-аукает’’ и А.Пушкина,,Зимний вечер” (сравнить с переводом О.Туманяна на армянский язык), ,,Зимнее утро”.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности. Зима – удивительное время года.

Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега. В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы. Обратимся к стихотворению Ф.И.

Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».

Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею. Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения. «Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы.

Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха. Чародейкою –Зимою околдован лес стоит И под снежной бахромою Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина «Поёт зима-аукает…».

В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим. Поёт зима-аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. Здесь мы видим, что зима — как живое существо.

Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная. Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина ,,Зимнее утро”.

В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.

В стихотворении А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою. Олицетворение: идёт волшебница-зима. Прочитайте стихотворение на русском и армянском языках. Как вы думаете, удалось ли Ов. Туманяну передать красоту этого стихотворения? 3. Прочитайте описание бури. Найдите в нём сравнения.

С кем сравнивает поэт бурю? А как описана „ветхая лачужка”? Прочитайте эти строки. Как поэт об- ращается к няне? Как он её называет? О чём он просит няню? Прочитайте эти строки. 4. Как вы себе представляете внешность няни, её характер? Опишите её. В описании употребите подходящие, по вашему мнению, слова.

Добрая, ласковая, сердитая, молодая, старая, умная, трудолюбивая, ленивая. 5. Подберите определения к существительным буря, вихри, путник. С по- лученными словосочетаниями составьте предложения. 6. Подберите антонимы к словам печальный, тёмный, ветхий, добрый, юность, горе, составьте с ними слово сочетания и предложения. 7.

Подберите синонимы к слову лачуга. Составьте с ними предложения. 8. Перепишите предложения. Найдите в них слова, обозначающие время. Задайте к ним вопросы. 1. А. С. Пушкин родился в Москве 25 мая (6 июня) 1799 года в ста- ринной дворянской семья. 2. Маленький Александр очень любил литературу и рано начал писать. 3.

В 9 лет он уже писал басни, пьесы, стихи. 4. Про- изведениями Пушкина восхищаются и сегодня. 9. Перепишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие время. 1. … поднялась сильная буря. 2. … он пришёл в себя. 3. … брат собирался на рыбалку и встал очень … . 4. Поезд отправляется в … , а прибывает в Москву … . 5.

Корабль … стоял на якоре и только … вышел в открытое море. 6. … все собрались на палубе. Слова для справок: вчера, завтра, рано, утром, поздно вечером, через

несколько минут, в 7 часов утра, через 2 дня, долго, рано.

Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий Вывод:

У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.

В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.

Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками! – Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор П. И Чуковский.

(звучит музыка П.

И Чуковский «Времена года» — «Зима».) . – О зиме написано много: поэты и писатели рисуют зиму словами. Я надеюсь, что вам непременно захотелось услышать и другие произведения о зиме. Послушайте, как описывает в своих рассказах о Зиме- красавице писатель Константин Ушинский. (Ведущая зажигает свечи, читает рассказ) . ЗИМА-КРАСАВИЦА.

Лучезарное солнышко показалось, ярко осветив пушистые снега. И вроде бы даже теплинка в шапку заронилась: потрогаешь — сбоку теплая. Но зима еще самая настоящая, и держаться ей долго, почти два месяца. И морозы в феврале предстоят немалые, самые главные — тимофеевские и сретенские — выпадают на зачин и середину месяца. Что ж, удалыми морозцами и славится молодецкая зима.

Освежают морозцы, молодят да красят проворных, а «ленивому да сонливому и в петровки зябко». Самое любезное зимой время — февраль. Дни такие яркие и звонкие, что ненароком залюбуешься великолепием заснеженных видов. Особенно сказочны солнечные опушки и поляны.

Глубокое, шелковистых оттенков небо, свежесть и чистота пышных сугробов, спокойные тени от кряжистых деревьев и сами деревья, застывшие в своей силе и простоте — решительно все поселяет в душу покой и радость.

А если услышишь к тому же легкие трели мелких пташек — с макушки строгой ели, от самых гирлянд золотистых шишек, доносятся трогательные голоса корольков — тогда и подавно свидание с природой западет в память надолго. Сретенские морозы – последние усилия зимы. Стоит им отойти, как февраль начнет оправдывать свою кличку «бокогрей».

«Февраль сшибет рог зиме», — сказано в народном календаре. За полосой студеных дней настанут продолжительные оттепели, о которые и споткнется седая чародейка, дав надежду на скорый приход красных дней. Поэты восхваляли Волшебницу Зиму в своих стихотворениях. И сейчас ребята прочитают нам стихи известных поэтов о Зиме. (дети читают стихи) . Учитель.

Читайте также:  С. а. есенин "шаганэ ты моя, шаганэ...": анализ стихотворения

Какие замечательные слова подобрали поэты, чтобы рассказать о зимней красоте. Стихи о зиме помогают почувствовать это прекрасное время года. Я предлагаю поиграть в игру «Снежинка»! Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать приметы зимы (дети передают по кругу снежинку и называют приметы зимы.

Другая группа подбирают слова — какая зима, третья группа — что делает зима) Игра “Снежинка” а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,) . Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий). День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный). Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий) . Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая). Ведущая. Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы передавайте снежинку по кругу и отвечайте.

Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет…. Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится…. Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… Ведущая. Молодцы, ребята! Какая красивая природа зимой? Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе Сегодня мы вспомнили, как воспевали зиму поэты, композиторы, музыканты, а художники изображали красавицу зиму на холсте кистью и красками Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. Мы будем “рисовать” прекрасную музыку зимы.

Сейчас будет звучать 2-я часть концерта “Зима”, А. Вивальди. Передайте настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанной музыки пятнами, линиями на бумаге.

В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.

Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками! – Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор П. И Чуковский.

(звучит музыка П.

И Чуковский «Времена года» — «Зима».) . Музыкально-поэтическая пауза. У: Прослушайте музыку П.И. Чайковского «Времена года. Февраль». Слушают музыку. У: Творческое задание: напишите, какую зимнюю природу представили вы, слушая музыку. Начните так: Слушая музыку Чайковского, я представляю… Дети слушают еще раз музыку и под нее пишут. Заслушиваются ответы детей. X. Итог урока.

— С каким произведением познакомились на уроке? — Кто автор? — Какая зима перед нами в произведении? Благодаря произведениям о зиме мы учимся лучше понимать, чувствовать неповторимую красоту русской природы. Спасибо за работу! XI. Домашнее задание. Выразительно прочитать, доделать творческое задание.

Короткие рассказы про зиму

Источник: https://elyahergnyan.wordpress.com/2014/01/25/757/

Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского

IX ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

средняя школа № 6 им. Ломоносова

Секция – Литературоведение

Времена года в поэзии Бунина, музыке

Чайковского и живописи Левитана.

Автор : ученица 5 «Г» класса

Шелудякова Дарья.

Руководитель: учитель Дунина Н.А.

г. Самара, 2008 год.

План :

I. Введение. 3 стр.

II. Биографическая справка: 6 стр.

А) Петр Ильич Чайковский; 6 стр.

Б) Исаак Ильич Левитан; 11 стр.

В) Иван Алексеевич Бунин. 14 стр.

III. Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и

живописи Левитана: 19 стр.

А) осень, 19 стр.

Б) зима, 21 стр.

В) весна, 22 стр.

Г) лето. 24 стр.

IV. Заключение. 27 стр.

Библиография 29 стр.

Иллюстративные приложения 30 стр.

Введение

XIX век по праву называют “золотым веком” российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на другие виды искусств и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX века в литературе распространяется эстетика романтизма , предполагавшая создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества.

В 1830-50егг. развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму , соотнесение изображаемого в литературном произведении с “жизненной правдой”.

Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С.

Пушкина – создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа.

Формировавшийся в 60-70-е годы XIX века в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе.

В первой половине XIX в зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX века господствовали как и в литературе романтические тенденции.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе периода реализма, к которой композитор часто обращался (оперы “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа”).

В первой половине XIX века господствовал классический балет и французские балетмейстеры. Вторая половина столетия – время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”) петербургском балетмейстером М.И. Петипа.

Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете. Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма.

В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером “протестантов”, создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н.

Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин.

Для художников-передвижников, принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизни современного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотна Перова), русской природе (Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов), историческим полотнам (Суриков, Ге).

Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в.

Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм.

В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. “Серебряный век” стал временем художественных открытий и новых направлений.

Начиная с 90-х гг. культуре России в рамках «Серебряного века» развиваются различные течения. В этот период жил и творил И.А. Бунин.

Все мастера, выбранные в качестве темы данной работы, были представителями разных поколений, и расцвет их творчества приходился на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии.

Все они обращались к теме «Времена года», да и вообще к теме «Природы», достаточно широко распространенной в мире искусства.

В данной работе я надеюсь найти и представить тот образ русской природы, который запечатлели эти художники разных поколений, используя средства разных видов искусства – поэзии, живописи и музыки.

Краткая биографическая справка поможет поближе познакомиться с этими великими созидателями Храма Искусства и понять истоки их непостижимой привязанности к русской природе.

Глава II . Биографическая справка.

А) Петр Ильич Чайковский.

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893 г.г.), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.

Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер.

Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854).

В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции.

С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И.Зарембы.

В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.

Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру Гроза по одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату К Радости на стихи Ф.Шиллера.

В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна – Николаем Рубинштейном.

В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию (Зимние грезы, 1866) и первую оперу Воевода, которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям).

Вторая опера, Ундина, была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро).

Оркестровая увертюра Ромео и Джульетта получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора.

Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского – Опричник и Кузнец Вакула (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет Лебединое озеро были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877.

В этот период зародилась загадочная дружба Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться.

Кроме того, Чайковский завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин.

Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве.

В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина.

Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского – Александры) и друзей.

В этот период появляются три оперы – Орлеанская дева (поставлена в 1881), Мазепа (поставлена в 1884) и Чародейка (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великого художника (1882), посвященное Н.Г.

Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В этот период были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и вчерне завершен балет Спящая красавица. Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского – Пиковая дама.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128723/vremena-goda-v-poezii-bunina-zhivopisi-levitana-i-muzyke-chaykovskogo

Ссылка на основную публикацию