А. а. фет “ель рукавом мне тропинку завесила…”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра.

Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь.

Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.

В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:

“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.”

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние.

Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог”, то, чего он ожидал.

Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному”, и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:

“Сладостен зов мне глашатая медного!”
“Мертвые что мне листы!”

Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов”, “глашатая медного”. Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.

Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу.

Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного”.

  Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

Анализ стиха №3

Афанасий Фет  признанный поэт Золотого века. Его  знают и любят почитатели поэзии  всего мира. Много романсов  написано на его стихи. Трудно найти человека в России, который не знает романса “На заре ты ее не буди” или стихов “Вечер”, “Соловей и роза” и многих других воспевающий красоту и гармонию мира. Родился  поэт в Орловской области, прожил семьдесят два года. Умер в Москве.

Его называют “чистым лириком” но, к сожалению, не всем понятна его поэзия, через, которую он передал все свои ощущения и чувства. Он  часами мог слушать: как поют птицы, и, журчит ручей.

Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” состоит из трех частей.

В первой части: поэт идет один по лесу, ветер со всех сторон, наклоняет верхушки деревьев, он знает, что есть тропинка, но ель своими раскидистыми ветвями её “завесила”. Чувство смятения, непонятны поэту. Его эмоции и настроения сменяют друг друга: грустью и весельем, шумом и тревогой.

Во второй части четверостишья, сознание поэта пробуждает: рожок охотника: в лесу, своя жизни и человек не властен над природой. Поэт знает, что тропинка есть, нужно её найти.

Лес решил испытать его: ветром, гнущимися деревьями, летящими и кружащими  листьями. И где-то вдали он слышит, взывающий рог.

Природная стихия, не так страшна, он понимает, что в лесу  не один и от этого у него на душе становится веселее и теплее.

Третья часть радостная, жизнеутверждающая. Он с радостью восклицает: о нежном приветствии бедного странника и для него не так важны листья. Поэт погружается в реальность и  идет на зов рожка, он не одинок.

Вывод

В любой жизненной ситуации, есть надежда и выход из создавшегося положения. Стихотворение А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила”,  странник, играющий на рожке – это и есть надежда, которая возвращает к жизни и выводит на нужную тропинку в лесу.

6 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс по плануЭлегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике. В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения
  • Анализ стихотворения Пушкина Бесы 9 классСтихотворение «Бесы» является одним из апогеев философского творчества Александра Сергеевича. Оно было написано в период его временного проживания в усадьбе, на природе, во время эпидемии холеры. Данное обстоятельство дало А. С. Пушкину
  • Анализ стихотворения Тургенева РозаСимвол растения в XIX эпохе – очень востребована. Розу связывали с страстью, дамской красой, юностью, блаженством , к тому же самой существованием. Данный цветочек – актуальный составляющую произведения «Вешние воды», он наличествует в
  • Анализ стихотворения Ахматовой Муза по плануКоротенькое стихотворение увидело свет в 1924 году. Стихотворение можно разделить на две части, в которых по одному эпизоду. Первую часть Ахматова ожидает ту самую заветную музу. Уже ночь за окном, а она всё ещё ждёт. Во второй части
  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 классЛирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям

Источник: https://analiz-stihov.ru/fet/el-rukavom-mne-tropinku

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Афанасий Фет — гениальный творец, человек со сложной судьбой, кому благодаря фантастическому упорству и трудолюбию удалось заявить о себе, о своем таланте. Его творческий путь, впрочем, как и жизненный, наполнен моментами быстрых взлетов и трагичных падений вниз.

В минуты, когда слезы отчаяния подкатывали к горлу, растерянность и непонимание одолевали сознания, Фет обращался к поэзии. Именно в стихотворениях он всегда находил отраду. Они спасали его в самые трудные моменты жизни.

Одним из самых тяжелых периодов жизни, по собственному признанию поэта, стали годы после смерти Марии Лазич.

В 1845 году, находясь на военной службе в Херсонской области, Фет познакомился с Еленой Лазич. Он начал ухаживать за молодой женщиной, но та была за мужем и всячески отклоняла его предложения. Тогда молодой человек обратил внимание на сестру Елены Марию. Однако и она объявила Фету, что давно влюблена в другого и хочет связать свою жизнь с ним узами брака.

Поэт отступил, хотя и продолжал видеться с Марией: ему нравилось ее начитанность, отличный музыкальный слух и необычайная доброжелательность ко всем.

Фет даже стал сокрушаться в письмах, что упустил такую искреннюю девушку. Но он не знал, что Мария была влюблена в него с их первой встречи и не имела никакого жениха. Но она была зла на Фета за то, что он обратил внимание на ее сестру и, лишь получив отказ, переключился на нее.

Читайте также:  Марина цветаева "бабушке": анализ стихотворения

Такие встречи, в которых ни один не мог признаться в искренности чувств, продолжались довольно долго, пока тетушка Марии, видя страдания девушки, лично попросила Фета больше не приезжать в гости, на что тот с легкостью согласился.

А несколько месяцев спустя молодой человек узнает, что девушка умерла в страшных муках от ожогов, которые получила, когда случайно бросила зажжённую спичку себе на подол платья и заснула. В последнем своем обращении к родственникам Мария просила не винить Афанасия ни в чем.

Забыть девушку поэт бы не в силах. Он винил себя в ее смерти. Ведь если бы он вовремя признался ей в чувствах, то она бы просто не оказалась в тот страшный миг в этом месте, все было бы по-иному. Самобичевание поэта подпитывали его лирику, наполняли стихи страстью и раскаянием.

Одним из таких его работ стала «Ель рукавом мне тропинку завесила», сотворенная в конце 90-х гг. 19 века. Она возникла после создания нескольких стихотворений, в которых автор просит прощения у Лазич. Фет достаточно испытывал на себе вкус утраты и, по мнению современников, почти сошел с ума от горя.

Большинство стихотворений, адресованных усопшей Марии, создатель не публиковал: они были обнародованы уже после смерти поэта. Однако данное стихотворение было напечатано еще при жизни автора.

Видимо, на это решение повлияло то, что в этом произведении есть только нечеткий намек на образ возлюбленной. Не просвещённому читателю кажется, что автор опять увлекся темой природы, которая составляла большинство его ранних работ.

Ведь в нем поэт описал лес, запорошенный снегом, где лирический герой ощущает себя то жутковато и печально, то вдруг радостно. Фет пишет о буре, кружащей оставшиеся листья деревьев, внимает шуму ветра.

И эти звуки нравится ему, он даже согласен отправиться на этот зов, сравниваемый с голосом судьбы. Но лишь малая част читателей сможет понять, что вся разгадка такого поведения, да и смысла всего стихотворения кроется в его последней строчке.

В ней появляется та, что стоит вдали и к кому поэт обращается на «ты». Это был не образ подкрадывающейся суровой зимы, а образ погибшей возлюбленной, далекой и холодной. Автор грезит свиданием с ней, хотя и осознает, что для этого ему нужно проститься с жизнью на этом свете. Эта мысль его абсолютно не отталкивает, а напротив, радует.

Стихотворение имеет три строфы, написанных катреном с перекрестной рифмой. Это придает произведению особую твердость, словно намекая на решимость поэта, на его состоявшийся выбор.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Использованные автором эпитеты, такие как «глашатай медный» и «странник бедный», олицетворения «мертвые листы» создают безрадостную картину жизни. Прием аллитерации, то есть повторения согласных звуков, позволяет читателю «услышать» завывание ветра, шум в лесу, которые томили Фета.

Описывая медленное увядания природы, Афанасий Фет говорил о собственном угасании: его душа сгорала от мук как пламя свечи, постепенно и безвозвратно.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/05/analiz-stihotvorenija-el-rukavom-mne-tropinku-zavesila.html

Конспект урока литературы “Поэт- пейзажист А. А. Фет. Страницы биографии. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Гармоничность и музыкальность поэтической речи

Урок литературы в 6 классе. Разработан учителем русского языка и литературы МКОУ Новохарьковская СОШ РоманченкоЕ.В.

Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Страницы биографии. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Гармоничность и музыкальность поэтической речи.( , слайд №1)

Цель:показать разнообразие родной природы в лирике А.А. Фета. ( Слайд№2)

Ход урока.

1. Актуализация знаний

Игра «Брейн-ринг» по литературоведческим терминам ( вопрос произносится учителем четко и быстро, в таком же темпе должен быть ответ.)

(Слайд№3-4)

(Что такое стих? Какие вы знаете размеры стиха? Как называется двусложный размер стиха с ударением на 1-й, 2-й слоги? Как называется трехсложный размер стиха с ударением на 1-й, 2-й , 3-й слоги? Что такое троп? Что такое эпитет, антитеза, метафора, олицетворение, сравнение? Что такое звукопись? Аллитерация, ассонанс?) Похвала тому, кто дал больше всего правильных ответов.

 2.   Проверка домашнего задания

а) Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева

б) Проверка задания по учебнику.

  3. Работа над новым материалом

1) Слово учителя.

Стихи А. Фета – это чистая поэзия, там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы:

  • о дожде, ( Сл.№8)
  • о снеге( Сл.№9),
  • о море( Сл.№10),
  • о горах(Сл.№11),
  • о лесе( Сл.№12),
  • о звездах(Сл.№13),

о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года (Слайд№14).

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.

Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула.

Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

https://www.youtube.com/watch?v=mOoMxcRuDe8

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.

(Слайд№16)

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла. (Слайд№17)

 2) Работа над стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила…»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи

( Слайд№18) Стихотворение читает учитель. Вопрос классу: какие чувства вызвало это стихотворение? Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?
      Анализ текста       Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.

      Читаем 1-ю строфу.

      В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила…» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.

      Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.

      — Прочитайте 2—4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?Читаем 2-ю строфу.      — С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?      — Какие согласные звуки в 3—6 строках передают шум ветра?      — Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?

      — Как вы понимаете значение глагола «гудет»? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола «гудет» от смысла глагола гудит?

      — На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?

Читайте также:  Готическое искусство (xiii – xvi вв)

      Чу — междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.

      — Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?      Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: «Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека».      С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

      — Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

      Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий…      — Как меняется настроение во второй части строфы?

      Читаем 3-ю строфу.

      «Сладостен зов мне глашатая медного!»

      — К какой части речи относится слово «сладостен»?

      Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
      — В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?
      Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
      Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
      — Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?
      — Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
      — Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.      — Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?      Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».      — Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

      Взывающий, сладостен, глашатай.

      — К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?

      — Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?

3)  Обучение выразительному чтению      — Каким размером написано это стихотворение?      — Что общего у амфибрахия в стихотворении Ф. И. Тютчева «Листья» и у дактиля в стихотворении А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…

»?                  — Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?      — Определите способ рифмовки в этом стихотворении. Повторно читаем стихотворение А. А.

 Фета необходимое количество раз, стремясь передать выработанное в процессе беседы понимание текста.

4. Домашнее задание

    1.  Опираясь на статью учебника, подготовить рассказ о жизненном пути А. А. Фета.     2. Подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Нарисовать рисунок к этому или другому стихотворению А.А.Фета.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-poet-peyzazhist-a-a-fet-stranici-biografii-stihotvorenie-el-rukavom-mne-tropinku-zavesila-garmonichnos-1398757.html

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Афанасия Фета

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением.

Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя.

Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно.

Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело».

Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка.

Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью.

Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность.

Анализы других стихотворений

* * *

Ель рукавом мне тропинку завесила.

     Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

     Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

     Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

     Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

     Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

     Нежно приветствуешь ты.

4 ноября 1891

Источник: https://45parallel.net/analysis/afanasiy_fet/el_rukavom_mne_tropinku_zavesila.html

А. А. Фет. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» – Все сочинения по литературе за 10 класс – Произведения школьной программы

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.

Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности.

Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами.

Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя.

Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму».

Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается.

Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.



Источник: https://scribble.su/school-literature/sochineniya-lit-10/6.html

Стихотворение А.А.Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила…” (Восприятие, истолкование, оценка.)

   Древние говорили — поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, “повторяя сладостные стихи” автора “Кавказского пленника” и “Бахчисарайского фонтана”.

Читайте также:  История названий времен года

В немецком пансионе ощутил он первые “потуги” к поэтическому творчеству: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было.

Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными”.

    Ель рукавом мне тропинку завесила. 

    Ветер. В лесу одному 
    Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — 
    Я ничего не пойму.

    Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах.

Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с “сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к отзывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его”. 

    Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с “духом времени”. В отличие от гениального выразителя этого “духа” — Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена “на другой лад”.

    Ветер. 

    Кругом все гудёт и колышется, 
    Листья кружатся у ног. 
    Чу, там вдали неожиданно слышится 
    Тонко взывающий рог.

    В суженное художественного мира фетовской поэзии — в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися “духом времени” и остро волновавшими современников, — видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и “духом времени”. 

    Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от “битв” — в эстетическую созерцательность, — все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл “пассивным” и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между ними различие. 
    В идеальном мире лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не “весть” из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности — она присуща ей самой. “Мир во всех своих частях равно прекрасен, — утверждал Фет. — Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, — он еще не поэт… Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта — этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом… Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? “Нет”. Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе”. 
    Представлению о “красоте”, как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. “Целый мир от красоты, от велика и до мала”, — читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду “Вечерних огней”. И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное “фетовское” зерно:

    Сладостен зов мне глашатая медного! 

    Мертвые что мне листы! 
     Кажется, издали странника бедного 
    Нежно приветствуешь ты.

    О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/fet-a-a/9374-stikhotvorenie-a-a-feta-el-rukavom-mne-tropinku-zavesila-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

Стихотворение А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

Афанасий Фет – поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни и лирической миниатюры – был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали только вечные темы.

Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично, мерно, уравновешенно. Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении.

Его характер зависит от мироощущения поэта. Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев противопоставлял Фету, «великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала».

Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Так в чём же выражалась эта дерзость? Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину, уловив её сиюминутное состояние.

Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.

Как же создаётся прекрасный образ? Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы.

Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание , построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра – Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).

А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног // Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!) Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно.

Ощущения смутные, отсюда глагол «не пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается понять прекрасную душу природы».

Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки людского присутствия «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые что мне листы!»)свидетельствуют об этом.

А инверсия («неожиданно слышится», «странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора, несут наибольшую смысловую нагрузку.

Метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы.

Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской поэзии.

Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане, который называется «Вселенная».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenya.narod.ru

Источник: http://diplomba.ru/work/96842

Ссылка на основную публикацию