Классицизм в искусстве (xvii-xix вв)

Классицизм XVII века

Классицизмом называется художественное направление в искусстве и литературе 17-18-го веков. Для этого направления характерны такие черты, как строгое соблюдение норм и правил, и высокая гражданская тематика. Зарождение классицизма было обусловлено борьбой против высшего барокко.

Своего апогея классицизм достиг в семнадцатом столетии во Франции: в поэзии благодаря Лафонтену, в драматургии – Расину, Мольеру и Корнелю, а в живописи за счет трудов Пуссена. Это направление литературного искусства характеризуется использованием сословного принципа к разным жанрам.

Похищение сабинянок. Никола Пуссен

Поэтика классицизма «разбила» все жанры на «низкие» (басня, комедия, сатира и т.д.) и «высокие» (ода, трагедия, эпопея). При чем разграничила она их по сословному признаку: в низком жанре вступали исключительно простые люди, а в высоком могли принимать участие только принцы, короли, полководцы и придворные.

Герои комедии должны были только смешить зрителей, а герои трагедии имели право прикасаться к ним. Кроме того, сословное разделение жанров находило выражение также в различии слога и языка. Таким образом, трагедия писалась обязательно поэтическим, высоким слогом и была абсолютно лишена обычных бытовых понятий и даже слов.

Французская трагедия семнадцатого столетия – это трагедия героического действия, она не допускает лирического, фантастического и чудесного.

Главной характерной чертой классицизма называют нормативность и строгое следование всем правилам классицистической доктрины. Нормативность стоит воспринимать как результат отсутствия в классицизме абсолютной опоры на разум и историческое мышление. Классицисты того времени верили, что неизменные и вечные, единые для всего общества законы разума создают в сфере искусства «хороший вкус».

Во всех произведениях в стиле классицизма все должно быть основано на разуме и оправдано здравым смыслом. Возвышенные, благородные чувства героев отображались в пространных монологах.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784)

Главные принципы классицизма:

  • Главная задача – становление и укрепление абсолютной монархии;
  • Прекрасным считается лишь то, что разумно. Разум – основа всего;
  • Главная тема заключается в конфликте гражданских и личных интересов, а также чувств и долга;
  • Высшее достоинство человека – это беспрекословное служение государственной идее;
  • Античность – как образец наследования;
  • Подражание «приукрашенной» природе;
  • Красота – главная героиня.

Источник: http://www.letopis.info/themes/literature/klassicizm_xvii_veka.html

Классицизм в искусстве Франции XVII века

Термин классицизм обычно подразумевает непосредственную связь с античным искусством. Вместе с тем, в самом слове классицизм имеет место слияние исторического термина и оценочного суждения. Под классикой понимают самые лучшие, образцовые, наиболее характерные черты любого жанра, любого этапа в истории искусства.

Классицизм как художественный стиль, ориентирующийся на античность, видел в нем идеальный образец для подражания. Он возник во Франции еще в XVII веке, то есть в то время, когда в других странах господствовало барокко. Ярче всего ранний французский классицизм проявился в архитектуре и драматургии, но также и в живописи (Пуссен), музыке (Люлли).

Подобно искусству Ренессанса классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта – философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.

Художники этого направления не стремились к передаче окружающей их действительности, а создавали поэтически облагороженный мир, где царят идеалы добра, справедливости, высокой морали.

Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Он выдвинул нового героя: сильного и мужественного перед жизненными испытаниями, стойко переносящего удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества.

Главное в классицизме – ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг, а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.

Архитектура классицизма близка к античной, что проявилось:

  • в применении ордерной системы;
  • в логичности, ясности планировки;
  • в разумности пропорций, геометризме форм;
  • в отсутствии декоративных излишеств, простоте оформления;
  • в создании дворцово-парковых ансамблей.

В целом классицистские постройки отличаются суровым величием и спокойствием. Самый знаменитый памятник архитектуры классицизма – восточный фасад Лувра (60-е годы XVII века). Архитектор Клод Перро, который достроил здание, возведенное еще в XVI веке. Колоннаду коринфского ордера оттеняют три выступа в виде портиков (в центре и по углам фасада).

У истоков живописи классицизма стоял Никола Пуссен (1594-1665), посвятивший себя изучению античности. Он писал картины на мифологические сюжеты, взятые у Овидия, Торквато Тассо, разрабатывал темы, связанные с библейскими и историческими сюжетами, часто обращался к пейзажу. В пейзаже Пуссен достиг выражения величественной простоты и спокойствия.

Самым популярным автором «идеального пейзажа» стал Клод Лоррен (1604-1682). Образы его картин часто навеяны Библией, поэзией Вергилия, Овидия или средневековым эпосом, но на самом деле они посвящены одной главной теме – отражению внутренней гармонии природы («Асканио и олень»).

Во французской драматургии классицизм дал таких титанов, как Корнель, Расин, Мольер. Корнель и Расин создали лучшие образцы новой классической трагедии, а Мольер – комедии.

В середине XVIII века принципы классицизма преобразовались в духе эстетики Просвещения. Героические оперы Глюка – это классицизм в музыке, а в живописи воплощением классицизма стали полотна Давида.

Источник: http://musike.ru/imk/17th-century/france

Классицизм – стиль в искусстве XVII – начала XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Особенности: – обращение к. – презентация

1<\p>

2 Классицизм – стиль в искусстве XVII – начала XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Особенности: – обращение к античной культуре как к образцу; – декларирование идеи совершенного общества; – преимущество долга перед чувством; – возвеличивание разума и рациональности; – подчинение человека государственной системе.<\p>

3 Концепцией стиля классицизм в архитектуре является рациональность, конструктивность, материальность, выделяющиеся с помощью ясных ритмов и мягких пластичных сочетаний. Законы красоты определяются средствами разума. В архитектуре это средства математики и геометрии. Приходит полное убеждение в непpexoдящей ценности античного искусства, в том, что все законы красоты уже найдены и для того, чтобы понять эти законы, к античной архитектуре. Широко используются античные ордер и орнаментика. Творческое заимствование форм, композиций и образцов искусства античного мира возвращает в архитектуру колонный портик, являющийся доминирующей композиционной частью здания. Завершают фасад с двух сторон выступы-ризалиты или маленькие портики. Такой прием не только подчеркивает величие и доминанту главного портика, но и помогает восприятию здания как пластического целого, утверждающего себя в окружающем пространстве. Жак-Жермен Суфло Пантеон г. Париж<\p>

4 Замечательным памятником этого стиля во Франции является ансамбль королевского дворца в Версале. Он строился в несколько приемов, начиная с первой половины XVII в., а свое завершение он получил в 1679 г. Архитектор Мансар придал дворцу строгий, торжественный вид. Отличающийся особой ясностью, симметрией и конструктивностью план Версаля включает в себя протяженный главный дворец; два парадных двора; одноэтажный дворец Большой Трианон; три расходящихся лучами от главного дворца проспекта; аллеи; бассейны; каналы; фонтаны. Центром всей архитектурной планировки Версаля служит королевский дворец. Анфилады роскошных парадных залов ведут в апартаменты короля или королевы. Продуманный до мельчайших тонкостей, рационально устроенный ансамбль является образцом идеального государства, построенного по законам разума и гармонии.<\p>

5 От дворца спускаются вниз террасы Версальского парка, удаляются к Большому каналу аллеи. План парка строг и геометричен, широкие пространства легко обозреваются. В основе композиции лежат прямые линии, правильные плоскости газонов и водоемов. Полное подчинение природы воле и разуму человека, отраженное в планировке парка, полностью соответствует концепции классицизма: не все в природе красиво, а только то, что закономерно, неизменно, устойчиво. Фонтаны, скульптурные группы, рельефные композиции довершают украшение этого самого замечательного французского, так называемого «регулярного», парка, послужившего образцом садово- паркового искусства для всей Европы<\p>

6 Образцом зрелого французского классицизма XVII в. является Лувр – королевский дворец в Париже. Раскинувшийся на 173 м в длину, украшенный на уровне двух этажей мас­сивной колоннадой и выступающими в середине и по углам фасада ризалитами в виде классических портиков, он производит впечатление мощи и сурового величия, выражая идею незыблемости закона и порядка.<\p>

7 В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов Помпеи и Геркуланума. Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль. Высокие колонны коринфского ордера, поставленные на цоколь, объединяют два этажа. Здание имеет плоскую крышу, заканчивающуюся балюстрадой. Строгая гармония и простота соединяются в нем с ощущением спокойного достоинства. Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне – загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.<\p>

8 Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей – река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны. Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем, также находят воплощение в творчестве Габриэля. Спланированная им площадь Согласия представляет собой торжество единого, четко организованного пространства городской среды.<\p>

9 Окончательное завершение композиция площади получает в период ампира, т.е. зрелого классицизма, благодаря постройке церкви Мадлен (архитектор Пьер Виньон, 1806 г.). Классицизм в своей последней стадии приобретает массивные, грузные формы. Большие плоскости стен противопоставляются декоративным элементам отделки. В церкви Мадлен мы вновь видим монументальные формы античного периптера.<\p>

10 В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже. Величественная и массивная, она словно ставит последнюю точку в перспективе городского пространства.<\p>

11 Обращение к идеалам античного искусства вносит новое в понимание образа идеального человека, а также ясность, простоту, соразмерность в его одежду. Первоначально парижские модники и модницы старались точно копировать античные одежды. Мужчины носили короткую тунику, доходившую до колен и схваченную на талии поясом, поверх туники надевали плащ, также носили сандалии с завязанными вокруг ноги лентами. Женщины надевали длинную, разрезанную по бокам легкую тунику, перехваченную под грудью поясом и красиво задрапированную. Всем своим обликом женщина должна была напоминать мраморную скульптуру. Вот почему одежды носили исключительно белые. В моду в большом количестве вошла пудра, которой модницы покрывали не только лицо, но и шею, грудь, спину, руки. Жак-Луи Давид Портрет г-жи Вернинак г.<\p>

12 По мере развития стиля костюм перестает быть точным воспроизведением античного. Необходимость приспособиться к климату Западной Европы потребовала возвращения рукавов и глухого ворота. Длинные платья шьют из одноцветной, чаще белой ткани с вышивкой по нижнему краю несколько укороченной юбки. Прямой покрой придает платью цилиндрическую форму, зато теперь оно украшается многочисленными бантами и оборками. Характерны также очень высокая талия и охватывающий шею пышный воротник. В мужской моде античные традиции теперь не проявляют себя, но принципы классицизма – рационализм, строгость, функциональность и деловитость – присущи и мужской одежде этого периода в полной мере.<\p>

13 Удобная и многообразная мебель восходит к образцам Древней Греции и Рима. По сравнению с мебелью предыдущего стиля она проста и спокойна, имеет торжественный и холодный вид. В силуэте мебели преобладают прямые линии, пропорции выразительны и гармоничны. Лаконичный декор восходит к античным орнаментальным мотивам: листья аканта, меандр, дубовые и лавровые гирлянды, ножки покрываются каннелюрами. Прочная тяжеловесность форм подчеркивается сужающимися книзу ножками в виде тонких колонок, сверху украшенных капителью. Подлокотники кресел также имеют прямую форму и опираются на волюты с аканфовым листом. Особой тонкостью линий и мягкостью очертаний отличается мебель для сидения.<\p>

14 Художникам и скульпторам классицизма интересен не конкретный, наполненный индивидуальным своеобразием характер человека, а типический, обобщенный образ. Непременными условиями произведений живописи и скульптуры, так же как и архитектуры, остаются симметрия, гармония, настроение приподнятости. Основными сюжетами являются мифологические сцены. Внимание художников сосредоточивается на выдающихся личностях истории и идеальных мифологических героях. Мастера реалистического направления, развивающегося в рамках классицизма, наблюдают исполненную противоречий повседневную жизнь.<\p>

15 Никола Пуссен ( бб 5 гг.), являющийся законодателем живописи данного стиля, с необычайной силой чувства изображает сцены античной мифологии, древней истории, сюжеты из Библии. На их примере художник раскрывает возможности воспитания и самосовершенствования человека современности. Его произведения полны гражданственности и высокого морального порыва. Как и положено живописи классицизма, эти произведения несут в себе идею величавого спокойствия, возвышенной уравновешенности, присутствия духа. Аркадские пастухи Вдохновленный искусством Античности и Ренессанса, художник изображает идеального героя, не теряющего в любых испытаниях самообладания, веры в себя, готовности к подвигу.<\p>

16 Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле) – художник, который сумел открыть новую страницу в жанре идиллического пейзажа. При всей типичности применяемых композиционных приемов, свойственных пейзажной живописи классицизма, художнику удалось как бы вдохнуть новую жизнь в старую классицистическую схему, что привело к обновлению жанра в XIX в. Лоррену удалось создать картины, наполненные удивительным живописным обаянием, в которых при некоторой театральности, свойственной произведениям классицизма, ощущается живое дыхание природы, воздушной среды. Пейзаж с нимфой Эгерией, которая оплакивает Нуму Помпилия г<\p>

17 Итальянский скульптор Антонио Канова ( )-один из главных представителей классицизма. Он старается усовершенствовать античную скульптуру и часто выбирает мифологические сюжеты, как, например, в своем шедевре, иллюстрирующем миф об Амуре и Психее. Психея, разбуженная поцелуем Амура г.<\p>

18 Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен (18 век). Господствующий в произведениях художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека. Картина «Царство Флоры» создана на основе античной легенды: герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания.<\p>

19 В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит легенда о том, как герой Танкред берет в плен прекрасную волшебницу Эрминию, полюбившую его. Танкред сражается с мавром и, несмотря на победу, умирает от ран. На полотне Пуссена изображен момент, когда Эрминия отсекает мечом свои прекрасные волосы, обладающие волшебной силой, чтобы перевязать своему любимому раны и спасти его.<\p>

20 Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые пастухи страны Аркадии не знали зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», – повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас. Каков общий эмоциональный тон картины: ощущается в состоянии пастухов трагизм этого открытия или нет?<\p>

21<\p>

22 Архитектура русского Классицизма Вид на дворцовую набережную и Эрмитаж (гравюра XVII века) Архитектор Растрелли<\p>

23 Вид на Зимний дворец с начала Невского проспекта (с гравюры XVII века) Архитектор Растрелли<\p>

24 Парадная лестница Зимнего дворца Парадная статуя Зимнего дворца<\p>

25 Путевой дворец Архитектор М.Казаков<\p>

26 Большой дворец Архитектор М.Казаков Памятник архитекторам Казакову и Баженову в Царицыне<\p>

27<\p>

28 Храм святой Анны Архитектор Растрелли<\p>

29 Михайло – Архангельская церковь во Владимире Середина 18 века г.Владимир Никитская церковь. 18 век<\p>

30 Церковь Богоявления 19 век Храм Христа Спасителя в Москве. 19 век Восстановлен в конце 20 века<\p>

31<\p>

32 На жатве П.Венецианов На пашне П.Венецианов<\p>

33 Портрет девушки в кокошнике В.Боровиковский Портрет девушек В.Боровиковский<\p>

34 Русский парадный портрет Портрет Г.Р.Державина В.Боровиковский Портрет графа Шереметева В.Боровиковский<\p>

35 Русский парадный портрет 18 века Один из крупнейших портретистов 18 века – Дмитрий Левицкий. Его творчество включает все виды портрета – от монументально парадного до камерного. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица– обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.<\p>

36 Портрет Лобановой Н.Аргунов Портрет графини Шереметевой Н.Аргунов<\p>

37 Портрет императрицы Елизаветы Петровны Н.Рокотов<\p>

38 Портрет Екатерины Второй Н. Аргунов Портрет Екатерины Второй Н.Рокотов<\p>

39 РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА – Антон Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве. По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.<\p>

40 1. Стремление к выражению большого общественного содержания, характер, внутренний мир человека отходят на второй план; 2. Создание возвышенных героических и нравственных идеалов; 3. Строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов; 4. Человек рассматривается как служитель государства.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/925950/

Классицизм в искусстве XVII века

Филипп де Шампен. Портрет Людовика XIV.

При блестящем дворе короля-Солнце Людовика XIV (правил в 1643-1715) процветали все искусства. В этот период Франция становится признанной законодательницей общеевропейских мод.

Людовик заботился о возвеличении своей власти, о создании вокруг королевской особы божественного ореола.

Усилилась регламентация художественной жизни: в дополнение к основанной Ришелье Французской академии «сорока бессмертных» были созданы: Королевская академия живописи и скульптуры (1648), Королевская академия архитектуры (1671), Королевская музыкальная академия (1669).

Стиль классицизм с его установкой на упорядоченность безраздельно господствовал во всех искусствах. Королевские дворцы и резиденции окружались регулярными парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный ансамбль Версаля).

В Париже завершилось начатое ранее сооружение геометрически правильных единых по стилю площадей (Конкорд, 1685-86; Вандом, 1685-1701; обе — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). В подражание королевским дворцы и отели строились по всей стране.

В придворной живописи сложился новый тип репрезентативного портрета (Г. Риго), оказавший огромное влияние на европейский портрет.

Законодателем «большого королевского стиля» был Шарль Лебрен, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Изделия декоративно-прикладного искусства отличались парадностью и великолепием. Выдающегося расцвета достиг французский театр: в этот период творили величайшие французские драматурги П. Корнель и Ж. Расин, Мольер.

Стиль игры, сложившийся в этот период, надолго определил развитие французского театра и его влияние на театры других стран. Особенно впечатляли современников грандиозные музыкально-танцевально-драматические феерии Ж. Б. Люлли. Роль танца (особенно любимого самим королем) возросла, хотя он еще не выделился в самостоятельное искусство балета.

В 1661 была создана Академия танца.

Посмотреть иллюстрации

Искусство класицизма

Клод Лоррен. Пейзаж..

Классицизм – стиль искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале XVII века, существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Жан Огюст Доминик Энгр. Этапами классицизма считаются европейский неоклассицизм кон. XVIII — XIX веков, русский архитектурный неоклассицизм начала XX века.

Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума.

Классицизму XVII века свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм.

Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Пуссена увлекала героика Древнего Рима, идеал всепобеждающего чувства долга. Космические панорамы мира Лоррена — чистая природа, исполненная нюансов настроений, его главная тема — свет во всех тончайших своих изменениях.

Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца.

Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты: упорядоченность и логичность всех живописных построений, их разумную организацию, обращение к вневременным, внеэмоциональным темам природы, человеческой истории и жизни.

Многочисленные последователи Пуссена и Лоррена (крупнейшие — Гаспар Дюге-Пуссен, Шарль Лебрен) лишь более или менее талантливо следовали манере своих великих учителей.

Господство барокко в европейском искусстве и архитектуре наложило свой отпечаток и на развитие классицизма. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII – XVIII, так и первой половины XIX веков.

Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А.

Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России).

Посмотреть иллюстрации

Источник: http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/XVII/art_klass.html

КлассицизмИскусство века Просвещения

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого – начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классического стиля, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале).

В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший).

В живописи классического стиля основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера 17-го столетия; “идеальные пейзажи” (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.

В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классического стиля – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство.

Интернациональным центром европейского классического стиля 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель).

Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.

В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда.

Собственные варианты классического стиля развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль этого стилевого направления в искусстве почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классического стиля в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Справочные и биографические данные “Галереи живописи Планеты Small Bay” подготовлены на основе материалов “Истории зарубежного искусства” (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), “Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства”, “Большой Российской энциклопедии”.

Источник: http://smallbay.ru/classic.html

Искусство XVII века. Барокко. Классицизм. Реализм

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

Семнадцатый век – новый этап в истории искусства. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ в Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.

Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым, но образ человека остаётся по-прежнему в центре внимания художника.

В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж;, портрет, натюрморт.

Получает новое истолкование понятие синтеза искусств: здания органически включаются в пространство улицы площади, парка; скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство.

Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет архитектурные интерьеры.

В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), XVII в.

характеризуют два больших стиля – барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил.

В крайних проявлениях оно тяготеет к иррационализму, мистике, прежде всего воздействуя на воображение и чувство зрителя масштабностью, драматическим напряжением, экспрессией форм (Рубенс, Эль Греко).

Цветовые эффекты, динамизм, декоративная пышность характеризуют этот стиль в живописи. В архитектуре и скульптуре наивысшего расцвета стиль барокко достиг в творчестве Бернини, Борромини.

В основе искусства классицизмалежит рациональное начало. Прекрасным с их точки зрения является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично.

В архитектуре стиль классицизма характеризуется: ясностью, строгостью конструкций, простотой, логичностью; мелкие вертикальные и горизонтальные членения придают зданиям ритмичность, ясную гармонию, торжественную величавость (ансамбли Версаля, Лувра и Петербурга).

И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению: мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к ансамблям; в искусстве классицизма единство достигается путём соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение.

Великолепные образцы «высокой» трагедии и комедии дало творчество ярчайших представителей литературы французского классицизма Корнеля, Расина, Мольера.

В живописи классицизм характеризуется стремлением к созданию облагороженной действительности, идеальных образов, соответствующих представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Художники выработали ясный, лаконичный язык, нормы которого соответствовали принципам меры и порядка (Пуссен, Лоррен).

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве этого периода возникает мощное реалистическое направление. В этом плане высочайших достижений достигла живопись Голландии, Испании, Италии.

Наиболее полное выражение реалистическое направление нашло в произведениях итальянского художника Караваджо, который оказал громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.

Суровый реализм, необычайная жизненность и демократизм его искусства соединяются с монументализмом.

Величайшую гордость Голландии составляет творчество Рембрандта, в центре живописи которого стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений.

Главным объектом изображения голландских художников явилась окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ.

Ведущее место заняли: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, марины, анималистический жанр.

Специфические черты испанского искусства XVII в. – демократизм, народность, реализм (Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Рибейра). Суровая простота, серьёзность и жизненность их произведений сочетаются с глубоким драматизмом и выразительностью образов. Преобладающую роль в их творчестве играют религиозные сюжеты и портретная живопись.

Культура эпохи Просвещения

Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. Это столетие принято называть веком Просвещения. Эпоха стала называться так потому, что передовые мыслители, учёные, писатели считали, что переустройство общества возможно в том случае, если народу дать образование, просветить его.

Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник – многотомная Энциклопедия французских просветителей. Возникают объединения в разных странах, которые определяют направления философского, просветительского и культурного развития стран Западной Европы.

Выделяются четыре центра просветительского движения: Англия, Франция, Германия и Россия.

Вождями просветительского движения стали Вольтер, Дидро, Руссо. Анализируя произведения искусства, они давали им оценку с точки зрения общественной значимости, реалистической цельности и демократической направленности.

В изобразительном искусстве возрастает значение реалистического отображения жизни. Искусство наполняется злободневностью, обличает пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества (Шарден, Хогарт). Главный носитель реалистических тенденций – портрет (Гейнсборо, Рейнольде, Левицкий, Боровиковский, Рокотов).

К концу века в искусство входят новые образы. В них усиливается монументальная и героическая патетика, обозначаются параллели между событиями античной истории и современности. Искусство революционного классицизма характеризует антифеодальная направленность, прославление героической личности (Гудон, Фальконе, Ж. Давид).

Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре: падает значение церковного строительства, возрастает роль гражданской архитектуры, на первое место ставится планировка городов капиталистического общества, создаётся тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство XVIII в.

утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох, предметом особого культа становится искусство быта, декоративных форм, «галантных празднеств».

Получает распространение стиль «рококо»(причудливый, капризный, в переводе с французского «раковина»)(Ватто, Буше, Фрагонар).

РАЗДЕЛ 6

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

ОБЩЕСТВА

На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией не только в Европе, но и на других континентах, обостряется борьба прогрессивной демократической и реакционной культур. Критический реализм – наиболее ценный вклад в художественную культуру эпохи.

Демократическое искусство проходит несколько этапов развития. Первый этап, от Великой французской революции 1789-1794 гг. до 1815 г. (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии), – это период расцвета революционного классицизма и зарождения романтического и реалистического искусства.

Второй этап, от 1815 до 1849 г., приходится на время утверждения капиталистического строя в большинстве стран Европы. Это -период наивысшего расцвета революционного романтизма и формирования искусства критического реализма. Высочайших вершин достигает мировая литература (Гюго, Байрон, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Вагнер).

В архитектуре получает дальнейшее развитие проблема городского ансамбля, сооружаются общественные здания, утверждаются простые ясные конструктивные формы. Во время империи Наполеона в архитектуре господствует тяжеловесный и торжественный стиль «ампир» (поздний классицизм).

Художественные особенности этого стиля – в применении ордерной системы, в прямолинейности всех очертаний, массивности геометрических объемов. После подъема, определившего стиль «ампир», архитектура и прикладное искусство переживают кризис (происходит распад монументальных форм и стилевого единства).

Наиболее полное развитие получают станковые формы живописи, графика и отчасти скульптура.

В изобразительном искусстве при национальном своеобразии усиливаются общие черты: критическая оценка явлений жизни, историзм мышления, т.е. более глубокое объективное понимание движущих сил общественного развития. Широкое распространение получают все виды портрета, историческая картина, бытовой жанр, пейзаж с ярко выраженным национальным характером. Расцвет переживает сатирическая графика.

Искусство ХК столетия проходит ряд этапов развития: от романтизма, критического реализма до символизма и импрессионизма в последней трети века. Поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, богатства форм и движений, точности психологических характеристик становятся основным лейтмотивом искусства XIX века.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x7e83.html

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве

Конспект урока литературы в 9 классе

17 ВЕК – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА В ИСКУССТВЕ (АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, МОДА, МУЗЫКА)

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА
  2. ДАТЬ ПОНИМАНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССИЦИЗМА
  3. ПОЗНАКОМИТЬ С ЕГО ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
  4. ПРОБУЖДАТЬ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА

ПЛАН

  1. У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье).
  2. Наука – искусству (Декарт).
  3. Работа с картиной.
  4. Принципы  классицизма.
  5. Архитектура и садово-парковое искусство
  1. Б) Мода – составная часть культуры.
  2. Принципы классицизма в литературе.
  3. Музыка классицизма.
  4. Итоги урока.

ХОД УРОКА

С чем связана смена эпох?

(С рождением новых идей, с изменением идеологии, сознания людей)

Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые.

 В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.

Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма. Но пред тем, как говорить о нем, давайте вспомним основные особенности эпохи Возрождения.

  1. Человек – прекрасное творение природы
  2. Человек во всем разнообразии его страстей

_________________________________________________

  1. У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье)

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Что такое абсолютизм?

(Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть)

Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов.

Его называли “король-солнце”.  Знаете ли вы, почему?..

Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом.

Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: “Государство – это я”.

Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично. Вся жизнь Франции вращалась вокруг короля, как планеты вокруг солнца.

Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. 

– С каким произведением и художественным фильмом связано это имя?

(“Три мушкетера”)

Действительно, благодаря усилиям Дюма-отца мы знаем увлекательную историю приключений трех храбрых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса и их друга дАртаньяна, смело и бескорыстно борющихся против козней Ришелье.

Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.

  1. Наука – искусству (Декарт)

С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта.                                                                                              слайд                                                                                                                             Т

– С какими ассоциациями связано это имя?

(С системой координат)

Действительно, Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями.

Знаменитая фраза Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”.              Т

Давайте прочитаем статью в учебнике (стр. 76)  и попробуем дать определение классицизма.                          

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга.

Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю, как мы уже говорили, много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.

Так что же такое классицизм?

(Запись в тетради)

Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу                                                                                                  СЛАЙД    Т

Чтобы понять принципы классицизма достаточно поразмышлять над картиной одного из представителей классицизма Жака Луи Давида «Клятва Горациев».

Почему же художники классицизма обращаются к сюжетам античности? Давайте прочитаем слова Давида.                                                                       СЛАЙД

Сейчас мы попробуем проанализировать картину и выделить принципы классицизма в живописи, архитектуре.                                      Слайд с картиной   

Сюжет. Картина прославляет искусство, жизнь и нравственные принципы Древнего Рима как образец, достойный подражания. Смертельное единоборство братьев Горациев с братьями Куриациями должно решить исход войны.

Давид изображает тот миг, когда Горации клянутся перед отцом в верности отчизне и готовности умереть за нее. Братья совершают тяжкий выбор: один из Горациев женат на сестре Куриациев. Две женщины – воплощение скорби.

В белом – Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. Рядом – Камилла, обручена с ее братом.

Как изображены люди?

(четкие линии, достоверность каждой детали, изображены в движении)

Обратите внимание на множество четких линий. Позы героев говорят о нерушимости торжественной клятвы.

Обратимся к композиции. Люди изображены на архитектурном фоне. Что вы можете сказать об архитектуре?

(строгость, соразмерность)

Колонна с ее лаконичной формой и отсутствием базы считалась выражением воинственного мужского начала. Архитектура не давит, три арки соответствуют расположению персонажей: одна обрамляет фигуру отца, другая – братьев, третья – женщин. Здесь использован прием троекратного повторения.

Обратим внимание на краски.

(приглушенные тона)

4. Принципы классицизма (слайд)                                                     Т

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
  4. Патриотизм. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
  5. Наследование античности как образцу
    (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
  6. Главная категория – красота

5. Архитектура и садово-парковое искусство                      слайд

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.

Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика 14, Короля-Солнца.

Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции.

Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма.

Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли.

Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного стали нормой в эпоху классицизма.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.                         слайд

– Вспомните, кто такой Самсон?

Самсон – один из ветхозаветных судей. Скульптура показывает Самсона, который продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Он коленом прижимает льва к земле и одновременно выворачивает челюсть страшного зверя руками. Победить Самсону помогает Б-г. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы.

Богатырь Самсон олицетворял Петра I и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых был изображен лев.

Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?

(Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

6. МОДА                                                                                                    слайд

Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна.

– Вспомните, как были одеты герои “Трех мушкетеров”. Помните наряд короля? А эпизод, когда одевают королеву?

Круглый кружевной мужской воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами.

К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых сегодня состоит мужская одежда, – сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные – красные или светло-синие.

Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках.

В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами.

После того, как Людовик XIV начал лысеть, стали модными мужские парики, заменяющие настоящие волосы. Парики были большими завитыми, золотистыми или рыжеватыми, расчесанные на пробор посередине темени. Мужская голова становится похожей на голову льва. При таком обилии волос на голове с лица они полностью исчезают. Лицо украшали маленькими черными наклейками – мушками

7. ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЦИЗМА

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе. Труд написан в стихах.

Вот что писал Буало о рифме: “Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно”.

Основные требования классицизма в литературе            слайд

1. Герои – “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.От недостойных чувств пусть будет он свободенИ даже в слабостях могуч и благороден!

Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка

Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной строгости и соразмерность (пришло из архитектуры)

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места

в нем вам следует блюсти.Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры. (Чтение в учебнике  стр. 77)

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера (ТЕТРАДЬ + СЛАЙД). Первые двое писали трагедии, а Мольер – комедии. Кстати, Корнелю покровительствовал Ришелье.

– Какие произведения этих писателей вы можете назвать?

8. Музыка

Мы не можем не поговорить и о музыке классицизма. Она  менее всего подчинялась регламентации и нормативности. Тем не менее, композитор Люлли стал создателем классицистической оперы. Мы услышим яркую эмоциональность, силу звучания, многоголосную музыку. Основная тема – проблема человека, его взаимоотношение с самим собой, с миром. Представители: Моцарт, Бетховен, Глюк.

В конце урока мы послушаем отрывок из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»

9.  Подведение итогов

– С чем связано возвращение к идеям, образам, темам, сюжетам античности?

– Какие принципы классицизма вам показались интересными?

– Как перекликались живопись, архитектура, музыка и литература классицизма?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/26/17-vek-epokha-rastsveta-klassitsizma-v-iskusstve

Ссылка на основную публикацию