Урок-конспект по теме: “что такое погода”

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Разработка урока по теме «Что такое погода. Термометр.»

2 класс УМК «Школа России»

Учитель начальных классов Смолькова Елена Юрьевна

Учитель физики Иванова Наталья Валерьевна

Урок окружающего мира

Тема урока: «Что такое погода. Термометр».

Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

Задачи: – совершенствование базовых знаний и умений по теме;

– познакомить со значением температуры для всего живого;

– научить пользоваться термометром;

– формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

– формирование умения работать в группах;

– понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.

Формулировка нового знания: 

  1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
  2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
  3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Рабочая тетрадь:  А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

(Учитель начальных классов)

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

(Учитель начальных классов)

– У нас в природе осень.  А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

– Какая основная причина изменений? (Похолодание.)

– Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? (трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)

– А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

  1.  Создание проблемной ситуации.

(Учитель начальных классов)

– Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

//Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми//

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!

Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется – холодно.

– Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

 – А на улице?

– А вода в проруби?

– Когда утром пьете чай (кофе), какой он?

– Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы. 

(Учитель физики)

– Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали?

 – Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой.

//Термин дан на доске без понятия.//

 – Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то.  В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.

– При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.)

– Как вы думаете, что такое термометр? (Прибор для измерения температуры.)

//Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь (стр.20)//

(Учитель физики)

1. Запись на доске:               терм о метр

В переводе с греческого: тепло  мера

Слово термометр  ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку.

Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г.

Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.

2. Ознакомление с видами термометров.

– Рассмотрите современные термометры.

(Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры).

– Из каких основных частей состоит термометр?

//Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу//

– Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.

– Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Как определять температуру.)

(Учитель начальных классов)

– Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру.

– А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы.  Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет)

– Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

  1.  Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. 

(Учитель физики)

– Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? (Он показывает температуру маме.)

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра. 

– Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

 – Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)

– Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. 

//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра//

– Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус  – 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

–  Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля)

– Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.)

– А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)

– Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

– Какая температура у здорового  человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

//Запись в рабочей тетради (стр.22 зад.1) //

– Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.

3. Практическая работа: «Принцип работы термометра» 

(Учитель физики)

– Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

//Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются//

– Почему ползет? ( Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)

– Понятно. Кто думает иначе?

– При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

–  А почему жидкость перестает ползти? (Потому что настолько нагрелась.)

– Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

–  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. (ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)

– Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

//Запись показаний в рабочей тетради (стр.22 зад.2, 3, 4 – синий и красный карандаши)//.

Физкультминутка (Учитель начальных классов)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

4. Практическая работа: «Измерение температуры.»

(Учитель физики)

–  Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.//

–  Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры?

(У них разный рост.)

–  Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)

(Учитель начальных классов)

  1. Чтение и сравнение температур.

– Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰  

– В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

– Покажите на своих моделях эти температуры.

  1. Запись показаний в рабочей тетради (стр.23 зад. 6)
  2.  Сравните:

 +48⁰ … +54⁰                        +12⁰ … –12⁰

                     –60⁰ … –30⁰                         –8⁰ …  0⁰

                     +23 ⁰… –2⁰                         +4⁰ …  0⁰

 – С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?

– Каким прибором её можно измерить?

– Какие виды термометров вы знаете?

– Как устроен термометр?

– В каких единицах измеряется температура?

– Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

– При какой температуре замерзает вода?

– Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

– Когда мы говорим мороз: – 20⁰ или -2⁰?

– Для кого важна температура?

– Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

 – Мы познакомились с новой характеристикой погоды – температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора – термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.

(Учитель начальных классов)

–  Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

– Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)

– Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

(Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.)

– Есть другие мнения?

(Учитель начальных классов)

– Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?

Похвалите себя, пожмите друг другу руки.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/08/razrabotka-uroka-po-teme-chto-takoe-pogoda

Конспект урока по теме «Что такое погода?»

  •   Что такое погода?
  • урока. Создать условия для формирования представления  о  погоде  как  сочетании  природных  явлений  в  данный  отрезок  времени  и  на  данной  территории.

Задачи урока.

1)дать элементарное понятие о погоде, выяснить причины непостоянства погоды;

2)дать представления о том, как изучают погоду;

Читайте также:  Стихи о лете: а.с. пушкин из поэмы "кавказкий пленник"

3)сформировать представления о том, как вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений;

4)продолжить  работу  над  пополнением  словаря  учащихся,  добиваться  активизации  словарного  запаса,  развивать  устные  речевые  умения  учащихся.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Средства обучения: учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова, Л.А.Царева. Окружающий мир, 3 класс; хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, компьютер, проектор, карты открытий.

Использование ИКТ на данном уроке дает возможность:

– использовать для урока дополнительный красочный иллюстративный материал;

– с помощью теста быстро провести проверку усвоения материала урока.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Смоленского района Алтайского края

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ

«Что такое погода?»

Курносовой Натальи Анатольевны,

учителя начальных классов

п. Кировский

2013

Тема: Что такое погода?

Цель урока. Создать условия для формирования представления о погоде как сочетании природных явлений в данный отрезок времени и на данной территории.

Задачи урока.

  1. дать элементарное понятие о погоде, выяснить причины непостоянства погоды;

  2. дать представления о том, как изучают погоду;

  3. сформировать представления о том, как вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений;

  4. продолжить работу над пополнением словаря учащихся, добиваться активизации словарного запаса, развивать устные речевые умения учащихся.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Средства обучения: учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова, Л.А.Царева. Окружающий мир, 3 класс; хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, компьютер, проектор, карты открытий.

Использование ИКТ на данном уроке дает возможность:

– использовать для урока дополнительный красочный иллюстративный материал;

– с помощью теста быстро провести проверку усвоения материала урока.

Ход урока

Слайд Сценарий урока УУД
№1
  1. Мотивация к учебной к деятельности

– У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать.Дождь ли, снег- любое время года надо благодарно принимать.-Вы, конечно, догадались, о чём пойдет сегодня речь на уроке?-Тема нашего урока: Что такое погода?

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.ЛичностныеУУД:  самоопределение.
№1 II. Постановка учебной задачи– А что вы знаете о погоде?-Чего не знаете, но хотите узнать?Перед каждым из вас лежит Карта Открытий. Отметьте в колонках ЗНАЮ и ИНТЕРЕСНО, то, что вы знаете и что хотели бы узнать. Колонку УЗНАЛ заполните в конце урока.-Сформулируйте цели урока.Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
№2№3 Какими словами нельзя охарактеризовать погоду?Характеристики погоды разные, значит, она меняется.-Почему она меняется? Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению
IV. Построение проекта выхода из затруднения– Обратимся к учебнику. Откройте его на стр.120, прочитайте «по цепочке» первые 2 абзаца. (2мин)-Почему меняется погода? (движение теплого и холодного воздуха,..)-Что значит «Одеться по погоде»?-Выскажите свое мнение о том, что же такое погода, о которой говорят по телевидению, радио, дома и в школе? Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
№4№5№6№7№8№9№10№11№12№13№14№15№16№17
  1. Реализация построенного проекта

Работа в парах.Прочитайте 2 абзаца на стр. 121 и посовещавшись закончите предложение: Погода – это… (3 мин)- Выскажите ваши предположения-Погода непостоянна и изменчива. Что же в ней меняется?- Интересно, а кто-нибудь изучает эти изменения? (Существует специальная метеослужба. На орбите Земли вращаются спутники, передают сведения на компьютеры, расшифровываются и передаются в прогноз погоды. На метеостанциях с помощью приборов определяют нижнюю границу облаков, силу ветра, направление ветра, температуру воздуха и почвы, количество осадков)На основе данных об изменениях в атмосфере строится прогноз погоды на последующие дни.-Чтобы нам заметить эти изменения, за погодой нужно наблюдать.На стр. 122 изучите условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой.-Что нового узнали?С этого урока мы тоже будем вести наблюдения за погодой.На доске примерная форма таблицы для дневника наблюдений. Люди уже давно наблюдают за погодой. Можно поискать в дополнительных источниках информации народные приметы хорошей и ненастной погоды.Вчера был большой христианский праздник –святого Николая Чудотворца, это Николай-Заступник. (Никола зимний, студеный) “ПРИШЁЛ НИКОЛИН ДЕНЬ – БУДЕТ И ЗИМА НА САНКАХ” Святой Николай в жизни творил только добро. НИКОЛАЙ-ЧУДОТВОРЕЦ помогает, заступается за нас, творит чудеса. А завтра, 21декабря наступит день зимнего солнцестояния. Говорят: “Солнце – на зиму, зима – на мороз”; “Денёк на воробьиный скок прибавляется”.

Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.Личностные УУД: умение преодолевать трудности
  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1) – Ребята, используя информацию сети Интернет, расскажите о погоде на завтра. Прочитайте температуру по разному.2) Скажите, пожалуйста, надо ли знать погоду людям разных профессий?- Тогда я предлагаю вам поиграть в игру. Сейчас вы работаете в группах.Каждая группа получит роль. Вам необходимо будет привести свои доводы, зачем людям вашей профессии надо знать прогноз погоды.(Медицинские работники, работники сельского хозяйства, водители транспорта)

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знанияРегулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Самостоятельная работа- Ребята, используя свои наблюдения, расскажите о той погоде, которую наблюдаете сейчас за окном. Запишите ее условными знаками в тетрадь для самостоятельных работ.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке .Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
№18
  1. Включение новых знаний в систему закрепления и повторения

1)Кроссворд (см. Презентацию)2)Работа с тестом

Коммуникативные УУД:  умение  точно выражать свои мысли.Регулятивные УУД:  самооценка.Познавательные УУД: умение применять полученные знания
  1. Рефлексия учебной деятельности

– Положите перед собой Карты Открытий. Заполните последнюю колонку «Узнал». Озвучьте, что вы узнали сегодня на уроке, какой информации было мало?Сегодня мы с вами говорили о погоде. А как вы понимаете «Главней всего – погода в доме»? Я желаю вам и нашим гостям хорошей погоды в ваших домах, а НИКОЛАЙ ЧУДОТВОВЕЦ обязательно поможет вам в ваших добрых делах.- Домашнее задание: с.122 выучить знаки, вести наблюдения за погодой. Подобрать народные приметы о погоде.

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.Регулятивные УУД:  самооценка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта Открытий

№ п/п Вопрос Знаю Интересно Узнал
1 Что такое погода?
2 Какие условные знаки для обозначения погоды ты знаешь?
3 Для чего надо знать погоду?
4 Почему погода изменяется?

Карта Открытий

№ п/п Вопрос Знаю Интересно Узнал
1 Что такое погода?
2 Какие условные знаки для обозначения погоды ты знаешь?
3 Для чего надо знать погоду?
4 Почему погода изменяется?

Карта Открытий

№ п/п Вопрос Знаю Интересно Узнал
1 Что такое погода?
2 Какие условные знаки для обозначения погоды ты знаешь?
3 Для чего надо знать погоду?
4 Почему погода изменяется?

Медицинские работники (врачи)

Работники сельского хозяйства

(полеводы, животноводы)

Работники транспорта (водители)

Дневник наблюдений за погодой

Дата температура облачность осадки ветер

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-chto-takoie-poghoda

Конспект урока по окружающему миру для слепых детей на тему Что такое погода? (2 класс)

Урок по окружающему миру для слепых детей, 2 класс.

“Что такое погода?”

Цель: закрепить понятия «погода» и «погодные явления», дать представления о причинах происхождения погодных явлений, о том, как изучают погоду. Научить использовать сохранные анализаторы при самостоятельном наблюдении погоды.

1. Характеристики плохой погоды

Ребята сегодня на уроке мы вспомним, что такое погода, узнаем чем она характеризуется и от чего зависит.

Собираясь выйти из дома, мы обязательно узнаем какая стоит погода. Если от взрослых вы слышите, что : «Сегодня плохая погода». Что это значит?

Выберите слова, которые, по-вашему мнению, характеризуют плохую погоду:

Маленькая, теплая, сырая, солнечная, сухая, холодная, широкая, дождливая, ветреная, жаркая

(Для тотально слепых детей печатаются индивидуальные карточки со словами по системе Брайля, для детей с остаточным зрением – карточки с крупным шрифтом вывешиваются на доску).

Плохую погоду мы характеризуем так:

1. Сырая

2. Холодная

3. Дождливая

4. Ветреная

2. Что такое погода

Слово погода мы употребляем ежедневно.

Так что же такое погода? Какое объяснение можно дать этому термину. Как обычно, нам поможет словарь Ожегова. «Погода- это состояние атмосферы в данном месте и в данное время». А что же такое атмосфера?

Атмосфера- это воздушная оболочка, которой окружена наша планета Земля.

Ребята, чтобы вам легче было понять, что значит воздушная оболочка постарайтесь представить себя внутри воздушного шарика, который каждый из вас держал в руках много раз. Вы внутри шарика будете играть роль Земли, а воздух, которым наполнен шар и будет той самой воздушной оболочкой.

Итак, будем разбираться, что такое погода.

3. Температура

Солнечные лучи нагревают эту оболочку и от этого зависит температура воздуха.

Вспомните, каким прибором измеряется температура (термометром).

Как можно сообщить о температуре воздуха? (Дети с остаточным зрением используют термометры)

1). +7˚С – плюс семь градусов или семь градусов тепла.

2). -6˚С – минус шесть градусов или шесть градусов мороза.

3). 0˚С – ноль градусов.

Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года

(на доске иллюстрации с изображением времен года для детей с остаточным зрением и карточки с надписями + 12* С, -10* С, +20* С). Дети с остаточным зрением подходят к доске и рассказывают тотально слепым детям, что они видят.

– Подумайте, какая средняя температура в каждом сезоне. Почему времен года четыре, а карточек только три? Подберите к каждому времени года соответствующую карточку. (летом t +, зимой t -, осенью и весной t +, но ниже чем летом.)

Вывод. Одна из составляющих понятия погода – это температура воздуха

4. Атмосферное давление и ветер

От чего еще зависит погода?

Мы не ощущаем, но воздушная оболочка земли давит на поверхность планеты. Это давление называется атмосферным. Атмосферное давление постоянно меняется. Из-за разницы давления образуется ветер. Давайте вспомним, что такое ветер? Ветер – это поток воздуха. Попробуем провести эксперимент и создать ветер в нашей комнате.

(Дети выходят к доске, поднимают руки вверх и ощущают теплый воздух. Затем приседают и также чувствуют теплый воздух. В это время учитель открывает окно и поток холодного воздуха устремляется вниз. Дети чувствуют холод. Учитель просит их подняться и проверить руками какой воздух у них над головой. Он оказывается теплым).

Вывод – холодный воздух сконцентрировался внизу, а теплый переместился вверх. Так образуется ветер.

Существуют условные обозначения ветра. (Детям с остаточным зрением раздаются карточки с условными обозначениями в плоскопечатном варианте, тотально слепым – дублируются по Брайлю).

Итак, делаем очередной вывод: вторая составляющая понятия погода – это ветер.

5. Облачность

Еще погода зависит от состояния неба. Наличие на небе облаков или туч называется облачностью. Давайте вспомним, как образуются облака, откуда они появляются.

Подойдите к учительскому столу. Сейчас он играет роль земной поверхности. Мы знаем, что на земной поверхности очень много воды. Где ее больше всего? (океаны, моря, реки)

Учитель протирает стол влажной губкой. Дети прикасаются к столу и констатируют факт влажности стола. Через некоторое время дети обследуют стол и убеждаются, что он стал сухим. Куда же делась влага? Испарилась.

Солнце нагревает землю, вода под воздействием тепла испаряется. В атмосферу попадает большое количество влаги, которая охлаждается в верхних слоях атмосферы, образуя капельки воды. Они в свою очередь собираются в облака и тучи.

Теперь наш стол будет играть роль неба. Вот на нем солнце (Круг из желтого картона) и нет облаков. О таком состоянии неба говорят, что небо ясное.

Но вот на небе появились облака (куски ваты), которые временами закрывают солнце. Такое состояние называют – переменной облачностью. Вот облаков становится много, они полностью закрывают солнце, становится пасмурно.

Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность земли.

Вывод: третья составляющая понятия погоды – облачность.

Облачность также обозначается условными знаками.(Проводится работа, подобная работе с условными знаками ветра)

6. Осадки

Постепенно тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и тогда идет? ( Дождь – учитель обрызгивает всех из пульверизатора). Так образуются осадки.

Но осадки это не только дождь. Какие виды осадков вы знаете?

Ответы детей ( снег, град, туман, роса и иней).

Осадки тоже принято обозначать условными знаками (работа карточками)

Вывод: осадки – четвертая составляющая понятия погода.

Итак, подведем итог нашего занятия.

Как вы поняли, что такое погода?

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.

7. Практическое задание

Итак, облачность, дождь, ветер – это основные явления погоды. Давайте попробуем по условным знакам определить, в какое время года бывает та или иная погода.

Дети с остаточным зрением читают на карточках условные обозначения, тотально слепые дети определяют время года.

1. Переменная облачность, температура +20 градусов, град, сильный ветер. Это бывает летом.

2. Пасмурно, +2 градуса, дождь, слабый ветер. Такая погода бывает осенью.

8. Наблюдения за погодой, наука метеорология

За погодой постоянно наблюдают ученые. Они составляют прогнозы, то есть предсказания, погоды на завтра, на неделю или даже месяц вперед. Наука о погоде называется метеорология(от гр. «метеорос» – атмосферные и небесные явления).

На земле существует много метеорологических станций, где ведутся наблюдения за погодой. В космосе работают специальные метеобуи. Есть также специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и по ним составляют прогнозы погоды.

9. Подведем итог нашего урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. О чем можете сегодня рассказать дома?

3. Что понравилось на уроке?

4. Что осталось непонятным?

Спасибо за работу на уроке.

Источник: https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/olrjdwka.html

Конспект игровой ситуации по ознакомлению с миром природы с детьми старшей группы «Что такое погода?»

Место игровой ситуации в образовательном процессе: утро, дневная прогулка.

Цель: Сформировать у детей представление о значении понятия «погода».

Задачи:

  • Закрепить знания детей о природных явлениях.
  • Познакомить детей с понятием «погода».
  • Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
  • Познакомить детей с назначением метеорологической станции.
  • Познакомить с профессией метеоролога.
  • Познакомить детей с приборами – помощниками и их назначением (термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы).
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.
  • Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
  • Развивать связную и диалогическую речь, помогать детям логично и понятно высказывать суждение.

Предшествующая работа: летом в ДОУ установили метеоплощадку и дети имели возможность её исследовать.

Беседы: «Для чего метеоплощадка?», «Кто интересуется погодой?», «Метеоприборы», «Как нарисовать погоду?». Рассматривание иллюстраций «Природные явления», «Метео помощники»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе к игровой ситуации:

  • Иллюстрации «Осень», с изображением деятельности людей в это время года.
  • Набор картинок «Метеоплощадка. Метеоприборы»: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы.
  • Набор картинок «Природные явления».
  • Календарь погоды.

Материалы и оборудование: Метеоплощадка на территории ДОУ, ИКТ, Презентация «Что такое погода?», кубик с цифрами, колокольчик, набор картинок «Метеоприборы»: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы.

Словарная работа: погода, природные явления, туман, роса, смерч, метель, вьюга, пурга, снегопад, прогноз погоды, метеостанция, метеоплощадка, метеоприборы, метеоролог, синоптик, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы, садовник, огородник, фермер.

1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание и обратная связь на высказывания детей
Дети вернулись из столовой и после гигиенических процедур, воспитатель собирает их на общий утренний сбор (в ДОУ имеется столовая). Звенит в колокольчик и говорит:Колокольчик мой звенит –Вместе всех собрать спешит!Дети подходят к воспитателю и слушают сообщение:– Ребята, я хочу вам рассказать историю одной девочки, хотите послушать? (Ответы детей.)– Я рада, что вы готовы меня выслушать. – Тогда присаживайтесь удобнее.Стулья стоят полукругом перед мультимедийной доской. Воспитатель показывает слайд с рассказом В. Сухомлинского «До свидания, Солнышко»:
СЛАЙД 2.<\p>Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.– До свидания, Солнышко, – сказала девочка.– До свидания, девочка, – ответило Солнышко.Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя.Жди меня вон в том окошке.Легла девочка спать. Снится ей голубое небо.Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит:– Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
СЛАЙД 3.Воспитатель продолжает диалог, а дети высказывают свои предположения.

  • Ребята, а вы радуетесь солнышку, как эта девочка?
  • А почему вы радуетесь солнцу?
  • Возможна ли жизнь на Земле без солнца?

– Ребята, а вы бы хотели быть ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ солнца? (Ответы детей)– Тогда я вас посвящаю в исследователи! – приклею вам эмблему «Солнышко»! Хотите?– Но помните, чтобы быть исследователем надо наблюдать за солнцем и много о нем знать.– А для этого мы сейчас с вами потренируемся!

СЛАЙД 4.<\p>– Вот например, а вы бы хотели узнать, что такое погода? (Ответы детей)– Какие вы у меня смышлёные!– Правильно, погода – это характеристика природных явлений.
СЛАЙД 5.Игра «Назови природное явление»Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок называет природное явление.– Вот это да! Вы такие наблюдательные! Точно исследователи!– Ребята, я хочу чтобы вы запомнили, что облака, ветер, дождь, снег, град, туман, радуга, молния, гроза, иней – эти явления, происходят в природе сами по себе, независимо от человека.– Как человек может узнать об этих явлениях? (Дети высказывают свои предположения)– Кто еще как думает? Молодцы!
СЛАЙД 6.А теперь немного отдохнем и поиграем.Физминутка «Дождик»Шлёп – шлёп – шлёп – иду по лужам. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени) Хлюп – хлюп – хлюп – вода в ботинках. (Ритмично топают ногами) Буль – буль – буль – упала капля. (Ритмично делают пружинку) Кап – кап – кап – мне зонтик нужен! (Ритмично взмахивают кистями рук сверху вниз) Ой – ой – ой – кругом вода. (Кружатся вокруг себя) Да – да – да – Одевайтесь в дождь всегда!(Ритмично качают головой)– Дети, а как вы думаете, что человеку нужно знать, чтобы одеваться по погоде? (Ответы детей)– Молодцы, правильно, человеку необходимо знать прогноз погоды.
СЛАЙД 7.

  • Мои дорогие исследователи скажите, что такое прогноз погоды?

(Дети высказывают свои предположения)– Хорошо рассуждали, молодцы.– Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период.(Если дети затрудняются отвечать, воспитатель сама рассказывает.)

  • Откуда мы узнаем о прогнозе погоды?

(Дети высказывают свои предположения)Если бы не было прогноза погоды по телевизору, по радио, в интернете, то люди не имели бы хоть какое-нибудь представление о том, какая завтра будет погода. И как человеку необходимо одеваться, и не только.Давайте сейчас в игре об этом и узнаем! А игра называется «Расскажи, кому и для чего нужны предсказания погоды».

СЛАЙД 8.

  • Игра «Расскажи, кому и для чего нужны предсказания погоды?»

Предлагаю вашему вниманию картинки, рассмотрите их.Правила игры. Кубик с цифрами. Дети бросают его по очереди, рассказывая по картинке, (кому и для чего нужны предсказания погоды) в зависимости от выпавшей цифры. Если выпала цифра, которая уже была, то ребенок выбирает самостоятельно другую цифру. Примерные суждения детей:«1» – Прогноз погоды нужен рыбакам, потому что клёв рыбы во многом зависит от погоды.«2» – Прогноз погоды нужен лётчикам, чтобы самолёт не потерпел крушение при сильном урагане и т.д.«3» – Прогноз погоды нужен морякам, чтобы не попасть в бурю…«4» – Прогноз погоды нужен, огородникам и садовникам, чтобы запланировать посадку растений и другие работы.«5» – Прогноз погоды нужен фермерам, чтобы во время скосить траву на сено для домашних животных.«6» – Прогноз погоды нужен людям, чтобы планировать свой отдых и решить, что надеть в этот день и взять ли с собой зонтик. – Как хорошо вы рассуждали! Умницы.– А можно я еще дополню? Так как мы с вами живем на Черноморском побережье, то для нас важными прогнозами являются штормовые предупреждения. Потому что они используются для защиты жизни и имущества людей.– Что можно еще дополнить? (Ответы детей)– Как много интересного мы сейчас с вами рассказали.

СЛАЙД 9.

  • Кто и как узнаёт изменения о погоде? (Предположения детей)

Давайте рассмотрим картинки. Вот на таких метеостанциях, ежедневно метеорологи (синоптики) проводят наблюдения за погодой.Они измеряют температуру воздуха, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, количество осадков и степень облачности.Затем метеорологи передают данные о погоде средствам массовой информации. Ведь они обязаны вовремя предупредить о приближающемся урагане или наводнении, сильном ливне или снеге.– Ребята, вы запомнили, кто наблюдает за изменениями в погоде? (Ответы детей)– Правильно, молодцы!

СЛАЙД 10.

  • Игра «Угадай и доскажи словечко»

Воспитатель рассказывает, для чего нужен метеоприбор, а дети добавляют название прибора (если дети затрудняются назвать прибор, можно показать его)1. Наблюдать за температурой воздуха помогают приборы – термометр и барометр.2. Наблюдать за ветром помогают – ветряной рукав и флюгер.– А как вы думаете, как можно еще узнать направление ветра? (Предположения детей)– Я согласна с вами, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.3. Прибор для измерения времени по Солнцу – солнечные часы.4. Атмосферные осадки, т.е. дождь, роса, их количество измеряется при помощи – осадкомера.5. Измеряет высоту снега – линейка.

3 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогу деятельности.
– Дети, вы сегодня были настоящими исследователями, так хорошо рассказывали, молодцы!– А можете мне напомнить, что такое погода? (ответы детей)– Для чего нужно знать состояние погоды?– Какие метеорологические приборы вы запомнили?– О какой новой профессии вы сегодня узнали?– В чем заключается работа метеоролога?
4 этап: способствует подведению итога деятельности.
– Ребята, а вы хотите каждый день наблюдать за изменениями в погоде? (Ответы детей).– На прогулке мы пойдем на метеоплощадку и вместе с вами определим, какая сегодня погода, и отразим ее в календаре. Если мы каждый день будем наблюдать за изменениями в погоде, нас можно назвать метеорологами? (Ответы детей).Спасибо всем. Ребята, вы молодцы!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/konspekt-igrovoy-situatsii-po-oznakomleniyu-s-mirom-prirody-s-detmi-starshey-gruppy-chto-takoe-pogod-21108/

Конспект урока на тему “Погода. Прогноз погоды. Его значение” (4 класс)

Автор презентации: Гайсина Айгерим Канатовна

Конспект урока по познанию мира

Тема: «Погода. Прогноз погоды.

Его значение»

4 класс

Цель: расширить знания у учащихся о погоде

Задачи:

дать преставление, что такое погода, прогноз погодыВыяснить, как погода влияет на окружающий мирвлияние природы на жизнь человека; формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе; развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.

Этап урока

Ход урока

Ответы детей

Орг момент

Изучение пройденного и проверка ЗУН

Изучение нового материала

Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность.

– Здравствуйте ребята, сегодня урок познания мира у вас проведу я, меня зовут Айгерим Канатовна.

Давайте пронаблюдаем, какая сегодня у нас погода? А теперь один человек из класса выйдет, покажет нам с помощью условных знаков, какая у нас погода.

Тема сегодняшнего нашего урока Погода. Прогноз погоды. Его значение.

Но сначала давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке?

Сейчас я ряд будут решать тесты. Сначала вспомните, как решаются тесты.

Что делают ученые с космическими предметами упавшими на Землю?

уничтожают

выкидывают

изучают и помещаю в музеи

Какие меры проводит правительство Республики Казахстан для охраны воздуха?

Ничего не делает

Занимается охраной воздушной среды

Загрязняет воздух

Укажи причины загрязнения воздуха?

Деревья и кустарники

Автомобили, заводы и фабрики

Ничего не загрязняет

Слой воздуха, окружающий земной шар, называется…

Тропосфера

безвоздушное пространство

атмосфера

Основные свойства воздуха….

непрозрачный газ, имеет форму

прозрачный газ с резким запахом

не имеет запаха, формы, цвета, поддерживает горение

2. задание на индивидуальной карточке. (Для 1 ученика)

– каким образом люди очищают воздух и для чего это надо.

3. А с остальными мы поиграем в игру: что загрязняет воздух. (убирать лишнее)

Проверить ребенка у доски. Оценивание. Сбор карточек

– Ребята, а из чего складывается погода?

– правильно, из-за облачности, осадков, ветра, температуры.

-а что такое облачность? Проработать знаки

– а что такое ветер?

– а что такое осадки?

-а где эти все процессы происходят?

– а так бывает всегда?

-что меняется? Все меняется

– сохранится такая же погода через 5 часов? Будет ли такая же температура, осадки, ветер?

– теперь скажите что такое погода?

Погода – это состояние воздуха в данной местности в данное время. Теперь запишите это определение у себя в рабочих листах.

– каким образом вы узнаете погоду?

– а кто составляет прогноз погоды?

На какие сроки можно составить прогноз погоды?

Метеорология изучает физические явления и процессы, протекающие в земной атмосфере.

Откуда ведется метеорологические наблюдения?

Кроме станций и постов метеорологические наблюдения проводятся также в обсерваториях, где они ведутся по самой обширной программе.

Метеорологическая сеть строится таким образом, чтобы для любой точки территории страны можно было с достаточной точностью получить данные о текущих условиях погоды и климате местности.

Для успешного прогнозирования погоды синоптикам необходимо оперативно получать текущую информацию о погоде со всего мира. С этой целью в 1968 году была создана Всемирная Служба Погоды. На сегодняшний день почти 9000 метеорологических станций мира участвуют в международном обмене данными

Сведения о погоде в тех местах, где нет метеостанций, помогают собирать самолеты и корабли.

Для наблюдений за дождем, снегом и градом используются метеорадары.

И в нашем городе то же есть метеорология. Она занимается изучение погоды в нашей местности. И каждый день передает какая будет погода.

Прогноз погоды так же вы можете узнать через сайты:

http://pogoda.yandex.kz/ust-kamenogorsk/?ncrnd=3843

http://www.gismeteo.kz/city/daily/5201/

http://pogoda.mail.ru/prognoz/ust_kamenogorsk/

http://www.zakon.kz/pogoda/ust_kamenogorsk

Прогноз погоды – это предположение о предстоящих изменениях погоды изменение.

Зачем нам знать прогноз погоды?

Как вы понимаете фразу «одеваться по погоде»

Задание в группах: оденьте своего героя по погоде

Представление групп

Прогноз погоды не только помогает нам одеваться по погоде, но и также мы можем планировать прогулки, путешествия.

Давайте подумаем, людям каких профессий нужно знать прогноз погоды?

Для чего нужно знать летчикам?

Для чего морякам?

Для чего нужно знать сельхоз работникам?

О какой погоде говорит наличие облаков в небе?

В действительности есть облака которые несут осадки ,а есть и облака которые не несут осадки.

А домашнее задание у вас будет необычное, вы будете выполнять его целый месяц. Вы буде заполнять бланк наблюдения за погодой. Давайте заполним за сегодняшний день.

Воздух щит земли. Охрана воздуха

Изучают и помещают в музеи

Занимается охраной воздушной среды

Автомобили, заводы и фабрики

Здоровье, радость, общение

Облачность, осадки, температура, направление ветра.

В атмосфере

Нет

Все меняется

Нет, т.к. будет другая осадки, ветер. Температура

Погода – это состояние воздуха в данной местности в данное время

Метеорологи

Чтоб одеться по погоде.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-na-temu-pogoda-prognoz-pogody-ego-znachenie-4-klass.html

Конспект урока ” Что такое погода”

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАСССЕ

«Что такое погода?»

Пощенко В.А.

Тема: Что такое погода?

Цель урока. Создать условия для формирования представления о погоде как сочетании природных явлений в данный отрезок времени и на данной территории.

Задачи урока.

  1. дать элементарное понятие о погоде, выяснить. Почему погода непостоянна;

  2. дать представления о том, как изучают погоду;

  3. сформировать представления о том, как вести элементарные представления за погодой, работая с дневником наблюдений;

  4. продолжить работу над пополнением словаря учащихся, добиваться активизации словарного запаса, развивать устные речевые умения учащихся.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Средства обучения: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, толковый словарь русского языка Ожегов С. И., компьютер, проектор, ноутбуки для индивидуальной работы, карты открытий.

Использование ИКТ на данном уроке дает возможность:

– использовать для урока дополнительный красочный иллюстративный материал;

– с помощью теста быстро провести проверку усвоения материала урока.

План урока:

Время

(в мин.)

1

Мотивация к учебной деятельности

Стихотворение

Настроить детей на плодотворную деятельность

Проверить готовность к уроку, настроиться на активную работу

1-2 мин

2

Актуализация знаний

Работа по карточкам.

Организовать проверку домашнего задания. Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести детей  к  теме  урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

4-5 мин

3

Постановка учебной задачи

Работа с картой открытий

Создать условия для  проблемной ситуации. Организовать работу в Карте Открытий.

Фиксируют имеющиеся знания.

4 -5 мин

4

Построение проекта выхода из затруднения

Определяют тему урока. Выдвигают гипотезу.

3-4 мин

5

Реализация построенного проекта

1)Работа со словарем С.И.Ожегова

Предложить учащимся найти в словаре определение слова «погода».

2) Работа с учебником

Организовать работу с учебником.

3) Работа с хрестоматией.

Находят и зачитывают определение слова «погода»

Знакомятся с текстом, отвечают на вопросы.

Читают «по цепочке»

7-8 мин

6

Первичное закрепление

Наблюдение за погодой на улице – работа в сети Интернет

Организует работу учащихся в парах

4-5 мин

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в тетради для самостоятельных работ.

4-5 мин

8

Включение новых знаний в систему знаний и повторений

Кроссворд – (взят из презентации на сайте viki.rdf.ru)

Работа на ноутбуках. Тест.

Организовать работу с использованием индивидуальных ноутбуков

7-8 мин

9

Рефлексия

1-2 мин

Ход урока

Мотивация к учебной к деятельности

– В классе нашем – важное событие,

На уроке сделаем новое открытие.

С собой мы берем настроенье отличное –

Трудность для нас – дело привычное!

– Итак, друзья, в путь! Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире вокруг нас.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

– Заглянул к нам на минутку Дед Всевед,

Хочет на свои вопросы получить ответ.

– Ребята, вам надо по очереди выходить к доске, брать карточки, читать вопрос и давать на него ответ.

Вопросы на карточках:

  1. Как образуется ветер?

  2. Какие бывают ветра?

  3. Как называется очень сильный ветер?

  4. С помощью какого прибора и как определить направление ветра?

  5. Что было бы с воздухом населенных пунктов, где есть промышленные предприятия, если бы не было ветра?

– Дед Всевед доволен вами,

И прощается он с нами.

– А мы с вами продолжаем работать.

– Итак, чтобы подвести итог вашим ответам, предлагаю обратиться к учебнику на странице 120. Прочитайте «по цепочке» первые два абзаца.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

  1. Постановка учебной задачи

– Выскажите свое предположение о том, что же такое погода, о которой говорят по телевидению, дома и в школе, от которой зависят урожай, работа транспорта и самочувствие людей? (Ответы детей)

– Что значит «одеться по погоде»?(Ответы детей)

– На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти точные ответы на уроке.

Посмотри дружок на парту,

И увидишь чудо-карту.

Все, что знаешь, отмечай,

На вопросы отвечай.

– Перед каждым из вас лежит Карта Открытий.

Запишите короткие ответы в колонки «Знаю» и «Интересно», а колонку «Узнал» заполните в конце урока.

На столе учителя песочные часы. Время для заполнения карты 2 минуты. Итак, приступите к выполнению задания.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

  1. Построение проекта выхода из затруднения

– Итак, вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы.

– Чтобы ответить на вопросы, которые вызвали у нас сомнения и затруднения воспользуемся помощниками. Кто может сказать, какими? (учебник, дополнительная литература)

– Сегодня на уроке мы будем работать с учебником, толковым словарем, будем использовать информацию, полученную в сети Интернет.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

№ 2

№ 3

  1. Реализация построенного проекта

1) Работа со словарем С.И.Ожегова

– В старину погодой, или ведром, называли солнечные безветренные дни. Когда шел дождь, мела метель и падал снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.

– Найдите определение погоды в толковом словаре.

(В словаре С. И. Ожегова написано:«Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время» )

2) Беседа

– Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время.

– Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами. (- 13 С)

– Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

– Большая часть планеты Земля покрыта водой. Назовите водоёмы.

– Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, тучи становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки.

– Какие виды осадков вы знаете?

3) Работа с хрестоматией

– А как люди узнают о предстоящей погоде мы с вами сейчас узнаем, прочитав текст в хрестоматии «Какая будет погода»

– На странице 122 рассмотрите условные знаки для обозначения погодных условий.

Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.

Личностные УУД: умение преодолевать трудности

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1) Работа с компьютерами в сети Интернет

– Ребята, используя информацию сети Интернет, расскажите соседу по парте о погоде на завтра, а сосед вам пусть расскажет о погоде на послезавтра.

2) ДМ

Скажите, пожалуйста, надо ли знать погоду людям разных профессий?

– Тогда я предлагаю вам поиграть в игру. Сейчас вы разделитесь на группы с помощью цветных карточек, каждая группа получит роль. Вам необходимо будет привести свои доводы, зачем людям вашей профессии надо знать прогноз погоды.

(Медицинские работники, работники сельского хозяйства, летчики, моряки, водители городского транспорта)

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Самостоятельная работа

– Ребята, используя свои наблюдения, расскажите о той погоде, которую наблюдаете сейчас за окном. Запишите ее условными знаками в тетрадь для самостоятельных работ.

– Сравните свою запись с записью на доске.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

  1. Включение новых знаний в систему закрепления и повторения

1)Кроссворд (см. Презентацию)

2)Работа с тестом

– Сейчас каждый из вас, будет работать с ноутбуком – выполнять тестовую работу.

Какие правила работы за компьютером вам известны?

Коммуникативные УУД:  умение  точно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:  самооценка.

Познавательные УУД: умение применять полученные знаия

  1. Рефлексия учебной деятельности

– Положите перед собой Карты Открытий. Заполните последнюю колонку «Узнал». Озвучьте, что вы узнали сегодня на уроке, какой информации было мало?

– Домашнее задание: Прочитать книгу М. Кривича «Какая завтра погода»;

вести наблюдения за погодой.

Подобрать народные приметы о погоде.

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:  самооценка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта Открытий

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka–chto-takoe-pogoda-6016.html

Ссылка на основную публикацию