Цветы родной станицы в стихах поэтов-земляков донского края

Цветы родной станицы в стихах поэтов-земляков Донского края

Сычёва Наталья Александровна.ст.Кочетовская.

Кочетовский детский дом.Воспитатель.

С незапамятных времён, когда ещё не было нас с вами, появился росточек зелёного цвета, потянулся к солнышку и распустился цветком. Каким он был, никто не знает. Но, несомненно, на земле появилось чудо, и это чудо-красота.

При виде этого божественного создания какая-то магическая сила заставляет трепетать наши мысли и чувства. Форма, окрас, тончайший аромат,-истоки совершенства создателя природы. Сила чудесных эфирных маслов велика.

Применяется в косметических ,медицинских и других целях.

Наша станица Кочетовская находится на правом берегу Дона. Цветы встречаю буквально повсюду: в степи, в лесу, по берегам рек дон, барсовки, плёски, на песчаных , болотистых и каменистых почвах.

В нашем краю цветочный мир богат неповторимыми формами, красками и видами цветов. Самые благоухающие цветы встречаю в лесу.

С ранней весны до поздней осени цветут цветы, поочередно сменяя друг друга, как будто ткут ковер, переливающийся всеми цветами радуги.

Красота цветов не могла оставить равнодушной наших писателей и поэтов, посвятивших немало своих поэтических строк. В стихах поэтов звучит их настроение навеянное ароматом цветов.

Кермек-степное растение, в народе так называемое, перекати-поле. Шарообразное с сильными ветвями-эффектное. Осенью обламывается и перекатывается гонимым ветром, высеивает свои семена.

Автор поэтических сборников, таких как «Медовый месяц», «Стихи», «Роса полей» «Над порогом моим» и других Гриценко Анатолий – член союза писателей России пишет об этом цветке:

И вдруг вдали поляна у затона

Цветет кермек- как бы цветёт сирень.

Сирень предземья провожает лето

Увяло всё-поблекло однотонно-

Куда ни глянь в унылый серый день

И зиму всю здесь собранный букет.

Как вещая старинная примета,

Мне будет слать неугасимый свет.

Кермек,кермек,цветок солончаковый,

Не вянущий, не гнущийся в бою

Вот, как и ты, ко всему готовый,

Перед ветрами осени стою.

Действительно, «Сирень предзимья» очень красива в предзимней природе, так называет поэт цветы кермека. Анатолий Гриценко описывает, сравнивая жизненную стойкость человека с силой и стойкостью кермека.

Кто не знает, широко распространнёного кустарника, с цветущими белыми, желтыми и красными цветами. В наших местах распространен белый жасмин, широко разводится любителями цветоводства.

Во время цветения восхищает красота цветка, раскрываются только поздним вечером. Воздух наполняется сильным далеко разносящимся ароматом.

Есть дворы с жасминовой изгородью, усыпанной белыми цветами производит неизгладимое впечатление.

Как дыханье бесхитростных уст,

Веет белым цветеньем жасминовый куст.

В сновиденье пришедший ласкательный звук.

Прикасанье к щекам исцелованных рук-

Эта нежность цветка!

Эта свежесть куста!

Эта остро-округлая чёткость листа!..

Как весенняя солнца соната.

Как улыбка того, кто любим был когда-то,

Тайн невинных живой молчаливый привет,

Чувств былых восковой неразгаданный свет

Эта нежность цветка!

Эта свежесть куста!

Эта остро-округлая четкость листа!

Плоть обретшая скорбная песнь соловья

Над могилой подруги своей у ручья;

Росный бело-зелённый скульптурный портрет

Дум о друге, которого в мире уж нет,-

Эта нежность цветка!

Эта свежесть куста!

Эта остро-округлая чёткость листа!

Чувствуется богатая гамма чувств, которую вызвал у поэта куст жасмина.

Кусты сирени в нашей станице растут в каждом дворе. Издавна эти кусты с кистями душистых цветков на фоне тёмно-зеленых сердцевидных листов украшали станицы и города Дона. С сиренью у нас связано воспоминание о весне. Поэт Анатолий Гриценко очень любит и чувствует природу, посвящает ей стихи. Вот стихотворение «Сирень»:

Зацветает сирень во дворах возле молкомбината.

Над кустами клубится недвижный сиреневый дым.

Подходя к проходной, быстрый шаг замеляют девчата,

Журавлиные клики нечаянно слышатся им.

Их воздвигла весна на своих стародавних путях.

Каждый цех утонул до колен в бело-розовой пене.

И соцветие каждое вскинуто в небо, как флаг.

По- коровьи мычат здесь тяжёлые молоковозы,

Возвратились они с дальних сине-зелёных полей.

Их бокастые брюха наполнили млеком совхозы,

Их бензиновым жилам от долгого бега теплей.

Ткнув железные морды в кусты у бетонных строений,

Остывают машины, стеклянные очи смежив.

А шофёры, вдыхая дурманящий запах сирени,

Ощущают в душе беспричинного счастья прилив.

Раздуваются ноздри ,как в миг грозового разряда.

Стойким духом тончайшим овеян сияющий день.

Это-запах любви, приворотного зелья отрада,

Это всё сокрушая, неслыханно пахнет сирень.

Ослепляя, блестят половодьем залитые дали,

Словно множество солнц опустилось за Мертвым Донцом.

Город будто привстал на зелёном пьедестале

И украшен искусно сиреневым чистым венцом.

Окружающая красота цветущей сирени кружит нам голову, все рады жизни, готовы совершать романтические поступки, готовы любить и дарить.

Уроженец Дона Анатолий Сафронов известный поэт и драматург посвятил много замечательных стихов своей «малой родине». Прошел Великую Отечественную войну, строил Сельмаш, стал известным поэтом -песенником.

Стихотворение «Бессмертник олицетворяет стойкость молодого казака, защитника родины.

Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет…

Растет на кургане над Доном-рекой

Суровый цветок-бессмертник.

Как будто из медали его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой, белозубый,

И кровь его тёмною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью

Да всё было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулеметом;

Ион не ушёл, и они не ушли-

Полроты фашистской пехоты.

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить-

Суровой победы свидетель.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сбиваемый ветром.

Пронзительное по глубине чувств стихотворение. «Суровой победы свидетель»- бессмертник- остаётся в нашей памяти как символ высокого подвига молодого бойца, защитившего родную Донщину от ненавистного врага.

Уроженка города Новочеркасска- поэтесса Александра Киселева в своих стихах вспоминает детство, радуется новому дню, грустит о несбывшемся, видит красоту окружающего мира. Поэтесса восхищается незабудками-милыми, трогательными цветами постоянства и верности. В немецком предании говорится, что незабудка появилась из слёз невесты, расстающейся с женихом.

На наших полях встречаются россыпи незабудок. Они причудливо, разбегаются по малахиту травы и, словно голубым кружевом, покрывают поляну.

У вас глаза-озера сини.

Вы символ верности любви

И скромность Родины-России

И нежность матери-земли.

Послушав стихи наших поэтов-земляков, испытываем глубокую гамму чувств, любуясь ими. Живя, в нашем неповторимом замечательном Донском крае, давайте, учиться любить, чувствовать и наслаждаться. Мы восхищаемся замечательными цветами родного края, ждем новых стихов.

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2311

Современные, душевные стихи о родной Ростовской области

Дорогие читатели! Сайт “Любимая Родина” рад представить вам стихи о Ростовской области (Южный ФО, Россия), которые написали современные поэты. Мы благодарим авторов за творческое вдохновение, чуткость, доброту и любовь к Родине.

Ростовская область

автор: Симоли

Ростовская область – степные просторы,

Лазоревый цвет на заре,

Полей посевных, расписные  узоры,

Ковыль,  словно снег в январе.  

Ростовская область – сады винограда,

Есть хлеб здесь душистый и мёд,

И Батюшка Дон, как природы награда,

И песни   высокий  полёт.

Ростовская область – души очищенье,

Рождение  храмов  святых,

Казачьей традиции вновь возрожденье

И слава знамен боевых.

 Ростовская область, России частица,

Здесь край наш родимый и дом,

 В полях твоих хлеб пусть стеной колосится

И полнится чаша вином.

Ростовский край

автор: Максим Куделин 

Ростовский край, родной мой дон,

Тебя люблю, я всей душой,

Твои поля, твои луга, 

Без них, мне жизнь моя пуста.

Не променяю я тебя, не на какие города, 

Лишь только ты всегда со мной,

Мой милый край, мой дом родной.

Твои закаты и рассветы, в груди моей, теперь навеки.

Ростовская область…

автор: Оля Матвееева

Ростовская область,

Родимый мой край.

Из златой пшеницы

Пекут каравай.

Он солнцем согретый,

Обласканный ветром,

Который приходит

Совсем незаметно.

Здесь берег широкий 

У Тихого Дона,

И город Ростов

Гордо носит корону.

Вокруг него стражи

Стоят на границах-

Поля охраняют,

Где рожь колосится.

Полезных ресурсов

Хранятся тут клады.

И каждому жителю

Новому рады.

Здесь люди, как братья,

Соседи, как семьи.

По праздникам 

Льется рекою веселье.

Здесь Шолохов жил,

Прославляя навеке

Места, где поля,

Небо чистое, реки,

Подсолнухи желтые,

Маки, ромашки,

И где казаки 

Управляются с шашкой.

И кони их славные, 

Пыль поднимая,

Летят по простору

От края до края…

Здесь дом мой, семья,

Здесь история наша,

И мест на Земле

Я не видела краше.

И пусть буду я 

На планете другой

Всегда буду помнить

Я край мой родной.

Ростовской области 75 лет

автор: Сералекс Усачев

НА ЮЖНЫХ ПРОСТОРАХ РОССИИ МОГУЧЕЙ,

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ЗЕМЛЯ КАЗАКОВ.

ПУТЬ В СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ СРЕДИ ДОНА ИЗЛУЧИН, 

УХОДИТ В ИСТОРИЮ МНОГИХ ВЕКОВ.

ЗДЕСЬ ПОТОМ И КРОВЬЮ ПРОПИТАН ДО БОЛИ,

ОТЕЧЕСКИЙ КРАЙ ПЛОДОРОДНОЙ ЗЕМЛИ.

СБЕГАЛИСЬ НА ДОН ВСЕ ИСКАВШИЕ ВОЛИ,

ЗДЕСЬ МНОГО ГЕРОЯМИ В ЗЕМЛЮ ЛЕГЛИ.

СРАЖЕНЬЯ, ПОБЕДЫ И ГОРЕЧЬ УТРАТЫ,

ДОНСКАЯ ЗЕМЛЯ ЭТИ ТАЙНЫ ХРАНИТ.

РАЗБИТЫЕ СУДЬБЫ, СГОРЕВШИЕ ХАТЫ.

И ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ И БЕЗМОЛВНЫЙ ГРАНИТ.

И ЕСТЬ У ОКРАИН ДОНСКОГО РАЗДОЛЬЯ

СТАНИЦА ОБЛИВСКАЯ – КРАЙНИЙ ФОРПОСТ.

РАЗЛИВЫ ЧИРСКИЕ, КОВЫЛЬ И ПРИВОЛЬЕ,

ГРАНИЦА К СОСЕДЯМ ИДЕТ ЧЕРЕЗ МОСТ.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ! САЛЮТ ЮБИЛЯРУ!

ТЫ КРЕПНЕШЬ С ГОДАМИ, ДОБРЕЕШЬ ДУШОЙ.

ЧАСТИЦЕ РОССИИ – САЛЮТ ЮБИЛЯРУ!

ДЛЯ ВСЕХ РОССИЯН ЭТО ПРАЗДНИК БОЛЬШОЙ.

РОДЯТСЯ ПУСТЬ ДЕТИ, ЖИВУТ ПОЖИЛЫЕ,

ПУСТЬ КРЕПНЕТ НАВЕКИ ЕДИНЫЙ НАШ ДОМ.

НА ХРАМАХ ГОРЯТ КУПОЛА ЗОЛОТЫЕ,

И ПУСТЬ ПОЛНОВОДНЫМ ВСЕГДА БУДЕТ ДОН.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ! САЛЮТ ЮБИЛЯРУ!

ТЫ ДРУЖБОЙ НАРОДОВ ГОРДИЛАСЬ ВСЕГДА.

ЧАСТИЦЕ РОССИИ – САЛЮТ ЮБИЛЯРУ!

ТЫ В НАШИХ СЕРДЦАХ, СЛОВНО В НЕБЕ ЗВЕЗДА!

***

автор: Дмитрий Швец 

Уже значительно подтаяло,

Средь деревец теперь в саду

Чернь – змеевидные проталины 

В даль беспросветную ведут. 

Как будто бы весна чудесная

В Ростовский край пришла уже.

Лазурью томной поднебесною

Глядит луна, как блюдце гжель. 

В реке – ни льдины, незамерзшею 

Она течет из года в год,

И ручейков водица вешняя 

Ее полнит водоворот. 

А по весне и птицы стаями – 

Кто на воде, кто сев в лесу

Своей красой необычайною

Природы лики создают. 

Теперь ж калина только красная

Вблизи забора кисти вьет,

Природу делая прекрасною,

Что и зимой в мороз живет.

Ростовская область. боль души

автор: Сергей Целищев

ПОД  ЗВЁЗДАМИ  И  СОЛНЦЕМ

ПОД  СНЕГОМ  И  ДОЖДЁМ,

ПРЕКРАСНА  НАША ОБЛАСТЬ

В КОТОРОЙ  МЫ  ЖИВЁМ.

И КАК  ТЫ ТУТ НЕ  ДУМАЙ

И КАК ТУТ НЕ КРУТИ,

РОДНЕЙ  НА  КАРТЕ МЕСТА

НАМ ПРОСТО НЕ  НАЙТИ.

Я БЛАГОДАРЕН БОГУ

ЧТО ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ Я,

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я ОБЛАСТЬ

ТЫ  РОДИНА  МОЯ.

По изгибам великого ДОНА 

Вдоль горбатых песчаных холмов,

Появилась Ростовская область

Много сёл, городов, хуторов.

Облака по лазурному небу

Проплывают любуясь с высот,

До чего же  чудесная местность

До чего ж в ней прекрасный народ.

Вьётся змейкой великая речка

Жарят щёки на солнце холмы,

И в объятиях жаркого лета

Ждут они с не терпеньем зимы.

В этом маленьком сказочном мире

 Мы великой семьёю живём,

И любые невзгоды по жизни

Терпеливо по жизни несём.

Есть на свете Ростовская область

Города, у неё “борода”,

И куда бы судьба не бросала

Всё равно всех нас тянет сюда.

Смотрите и другие материалы по теме:

Источник: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1492-rostovskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-

Стихи о Родине и Ростовской области

Видеорегистраторы из Китая можно купить здесь

 Донской край 

Как велика моя земля,Как широки просторы:Озера, реки и поля,Леса, луга и горы…Объехав тысячи дорогИ сотни  верст путиСтал для меня милей и дорогПростор донской степи.Запах лазоревых цветов И чабреца травыПьянят  меня,  дурманят кровь,Волнуют ковыли.От красоты донских полейМне глаз не отвести,Прекрасней края и родней Я не смогу найти!

                                                     Матеева В.В.

Родная сторонка

Мне милее всего Донская земля,Ее степи бескрайние, Луга и поля, И полуденный зной,И  прохлада дождя,Предрассветный туман,Трель в ночи соловья,И крещенский мороз, И  камыш у реки,Хутора и станицы,Где живут казаки,А еще запах хлеба,Что взрастила земля…Здесь родная сторонка,Здесь Россия моя!

Бойцова Валентина

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "цветы"

Цвети мой край родной 

Родной мой край, просторы голубыеМой отчий дом, и хуторок мой вдоль реки Гашун.Меня растили зори золотые,Водою ключевой поили родники.В моих мечтах и мыслях сладострастья Таю любовь в душевной глубине.

Я благодарна Богу – родилась яВ святой Российской – стороне Донской.Здесь все мое: и речка, и поляна,Мой дом и сад, и славная роднаяВ своих мечтах и наяву я рада,Что это все есть в жизни у меня.Мой край полей, мой уголок – Донщина.

В моей душе ты навсегда со мной:Поля и небеса, и степи золотые.Ты дорог мне! Цвети мой край Донской!

                                                                   Ермолова Люба

Моя родина 

В глубине необъятной РоссииСредь бескрайних просторов степейЕсть один не приметный поселок – Место родины малой моей. В степной зоне ДонщиныПоселился когда-то народ,Основав хуторок невеликий,Называвшийся Хуторской.Дни летели, и годы катились,Новым веком сменялся век,И пустил на земле этой корниРусский труженик – человек.

Много лет уж с тех пор миновало,Все теперь изменилось тут.Для кого это просто «глубинка»,Позабытые Богом места,Для меня это край моих предков,Где на свет появилась и я.Все здесь с детства до боли знакомо:Двор, Гашун-река, тополяИ сиреневый куст возле дома,И заветная рядом скамья.

В летний день, раскаленный от зноя,Вольным ветром пахнет вдруг с полей,И, вспорхнув лебединою стаей,Белый пух полетит с тополей.Как вдохну этот воздух полынный,Сразу сердце забьётся сильней,И подумаю: «Край мой любимый,Нет дороже тебя и милей!»И куда ни забросит судьбина,Буду сердцем стремиться сюда.

Много мест есть прекрасных на свете, Только родина все же одна.

                                                            Рубцова Анна

ЗИМОВНИКИ 

Это родина отцов, Это край родной, отцовский:Чей-то хутор Горобцов, Чей-то хутор Василевский, Чей-то хутор Красный Кут, Хутор Кучман и Рабочий… Те названия живут И сегодня, между прочим. Прилепились вдоль реки Куберле… и так до Сала.Станция Зимовники. Им связною с миром стала.

Как, когда – никто не знал –Им придется породниться. Тропками базар – вокзал –Поликлиника – милиция. Сколько лет с тех пор прошло, Утекло воды немало. Хутора влились в село – Никаких границ не стало.Только в памяти отцов Сохранились те названия: Это хутор Горобцов… И пошли воспоминанья..

.

                                                    Помещенко А.

Заповедные места

Заповедные места, Степь, не тронутая плугом, А за ними Элиста, Астраханская подруга. Ковыли, как камыши- Разбежаться есть где воле, Ни строенья, ни души, Ни движения тем более. Едем прямо, не юля, Сколько может это длиться, Только небо и земля, Точно сон красивый снится.

 Я к простору не привык,Задыхаюсь от простора.И меня шофер-калмык Исцеляет разговором. Объясняет, где и как Кочевали со стадами,И за что рогуль-сайгак Платит дань земле рогами. Вспоминает про снега,Бури черные, сыпучие,Почерневшие стога,Да репейники колючие.

 И течет калмыка речь, Как волна, напевно, строго, Так и хочется прилечь: Убаюкала дорога.

                                                    Помещенко А.

Стихи о Родине и Ростовской области
Донской край 
Как велика моя земля,Как широки просторы:Озера, реки и поля,Леса, луга и горы…Объехав тысячи дорогИ сотни  верст путиСтал для меня милей и дорогПростор донской степи.Запах лазоревых цветов И чабреца травыПьянят  меня,  дурманят кровь,Волнуют ковыли.От красоты донских полейМне глаз не отвести,Прекрасней края и родней Я не смогу найти!
Матеева В.В.
Родная сторонка
Мне милее всего Донская земля,Ее степи бескрайние, Луга и поля, И полуденный зной,И  прохлада дождя,Предрассветный туман,Трель в ночи соловья,И крещенский мороз, И  камыш у реки,Хутора и станицы,Где живут казаки,А еще запах хлеба,Что взрастила земля…Здесь родная сторонка,Здесь Россия моя!
Бойцова Валентина
Цвети мой край родной
Родной мой край, просторы голубыеМой отчий дом, и хуторок мой вдоль реки Гашун.Меня растили зори золотые,Водою ключевой поили родники.В моих мечтах и мыслях сладострастья Таю любовь в душевной глубине.Я благодарна Богу – родилась яВ святой Российской – стороне Донской.Здесь все мое: и речка, и поляна,Мой дом и сад, и славная роднаяВ своих мечтах и наяву я рада,Что это все есть в жизни у меня.Мой край полей, мой уголок – Донщина.В моей душе ты навсегда со мной:Поля и небеса, и степи золотые.Ты дорог мне! Цвети мой край Донской!
Ермолова Люба
Моя родина
В глубине необъятной РоссииСредь бескрайних просторов степейЕсть один не приметный поселок – Место родины малой моей. В степной зоне ДонщиныПоселился когда-то народ,Основав хуторок невеликий,Называвшийся Хуторской.Дни летели, и годы катились,Новым веком сменялся век,И пустил на земле этой корниРусский труженик – человек.Много лет уж с тех пор миновало,Все теперь изменилось тут.Для кого это просто «глубинка»,Позабытые Богом места,Для меня это край моих предков,Где на свет появилась и я.Все здесь с детства до боли знакомо:Двор, Гашун-река, тополяИ сиреневый куст возле дома,И заветная рядом скамья.В летний день, раскаленный от зноя,Вольным ветром пахнет вдруг с полей,И, вспорхнув лебединою стаей,Белый пух полетит с тополей.Как вдохну этот воздух полынный,Сразу сердце забьётся сильней,И подумаю: «Край мой любимый,Нет дороже тебя и милей!»И куда ни забросит судьбина,Буду сердцем стремиться сюда.Много мест есть прекрасных на свете, Только родина все же одна.
Рубцова Анна
ЗИМОВНИКИ
Это родина отцов, Это край родной, отцовский:Чей-то хутор Горобцов, Чей-то хутор Василевский, Чей-то хутор Красный Кут, Хутор Кучман и Рабочий… Те названия живут И сегодня, между прочим. Прилепились вдоль реки Куберле… и так до Сала.Станция Зимовники. Им связною с миром стала.Как, когда – никто не знал –Им придется породниться. Тропками базар – вокзал –Поликлиника – милиция. Сколько лет с тех пор прошло, Утекло воды немало. Хутора влились в село – Никаких границ не стало.Только в памяти отцов Сохранились те названия: Это хутор Горобцов… И пошли воспоминанья…
Помещенко А.
Заповедные места
Заповедные места, Степь, не тронутая плугом, А за ними Элиста, Астраханская подруга. Ковыли, как камыши- Разбежаться есть где воле, Ни строенья, ни души, Ни движения тем более. Едем прямо, не юля, Сколько может это длиться, Только небо и земля, Точно сон красивый снится. Я к простору не привык, Задыхаюсь от простора. И меня шофер-калмык Исцеляет разговором. Объясняет, где и как Кочевали со стадами, И за что рогуль-сайгак Платит дань земле рогами. Вспоминает про снега, Бури черные, сыпучие, Почерневшие стога, Да репейники колючие. И течет калмыка речь, Как волна, напевно, строго, Так и хочется прилечь: Убаюкала дорога.
Помещенко А.

Источник: http://mcbzimovniki.ru/index.php/2-materialy/2032-stikhi-o-rodine-i-rostovskoj-oblasti

Урок вн. чтения “Красота родного края в стихах донских поэтов”

Урок внеклассного чтения «Красота родного края в стихах донских поэтов».

Цель урока:

Приобщение учащихся к духовной культуре Донского края, поэтическому наследию Дона;

Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового и зрительного восприятия;

Задачи урока:

1. Образовательные:

• совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;

2. Развивающие:

• развивать речь, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;

• обогащать словарный запас .

3. Воспитательные:

Воспитывать в себе интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Словарь: Донщина- неформально называют Ростовскую область

Оформление: книжная выставка; фотографии пейзажей; презентация с музыкальным сопровождением, стихи.

Ход урока

Эмоциональный настрой:

Быстро встали, улыбнулись, выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.

Рука об руку потрите, друг на руга посмотрите.

А теперь тихонько сели, все работать захотели.

Любование природой есть следствие любви к ней,

а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

К. Паустовский

Сегодня у нас урок внеклассного чтения и тема урока «Красота родного края в стихах донских поэтов».

Мы с вами прочтем, послушаем, посмотрим, как поэты и фотохудожники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжим знакомство с творчеством донских поэтов.

Вступительное слово учителя:

  1. Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь, где ты родился, сделал первые шаги. Наша, ребята, с вами малая Родина – это, Ростовская область, которая занимает географическое место на территории нашей страны и духовное в нашем сердце.

Изображение карты Ростовской области

Показать границы, найти на карте наш г. Пролетарск.

А почему край наш зовут Донским?

  1. Реке Дон посвящено много стихов и песен, в которых авторы воспевают красоту, просторы нашего края.

Звучит песня «Дон, мой Дон» (1мин. 22сек.)

Родина, родной край….

– что для вас значат эти слова? (Ответы учащихся)

3. Вы должны были подготовить д/з, стихи донских поэтов.

Хворост М.

«Донской край»

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки – мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Попов И.Н.

Кутровская Д.

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба не забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Губарева В.

Избасаров В.

В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя донщина, родина моя.

И. Федоров

– Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает он о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Кирин А.

Родная, родная, земля ты Донская,Чем дольше живу, тем сильнее люблю.От неба до речки, от края до краяЯ снова и снова тебе повторю.Люблю я дождинок косых паутинки.Люблю всплеск воды у притихшей реки,Люблю облаков синеватых картинкиИ степь я люблю, всем словам вопреки!Земля – это все. Это наше начало,Всем сердцем мы с детства привязаны к ней.Земля – колыбель у родного причала,

Чем дольше живу, тем люблю все сильней!

Раиса Верич- Попова

Убийвовк К.

Красота Донского края

Прекрасна жизнь в донских краяхВ при донье на лугах, степях…Прекрасен Дон… прекрасны и озёраПрекрасны на полях пшеничные здесь зёрна…

А если лебеди живут

Без страха по озеру плывут…
Знать жизнь прекрасна на Дону!

Мы только что прослушали, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихах. А что же вдохновляет их, помогает им увидеть все то прекрасное, что окружает, и перенести это на бумагу.

Родная природа всегда являлась источником вдохновения для поэтов и художников. Все радует вокруг: высокое небо, гомон птиц, запах родной земли, появление разных цветов. Природа хороша в любое время года: весной, летом, осенью, зимой.

4. На доске фотографии просторов нашего края в разное время года, а перед вами небольшие стихотворения, в каждом говориться о конкретном времени года, ваша задача – определить к какому изображению относится ваше стихотворение. Подготовьтесь, к выразительному чтению.

Лежит под снегом серая земля!Буд – то приукраситься решилась.Прикрылись снегом речки и поля!

Пришла зима и все преобразилось!

Опять весна в степи шагает,
Растет пырей, чабрец, бурьян,

И стрепет на току взлетает,

И розов утренний туман.

——————————————————————————————————————-Подуй ветер длинный – с Дона Во все стороны и дни, И лицо ополосни Зеленью студеных кленов, Августом запорошенных, До озноба уплотненных, –

Листья на сердце плесни!

—————————————————————————————————————–

Осень придёт – превратит зелень в золото.

Осень придёт – ты мне станешь нужней.

Сердце сожмется, как будто проколото

долгими иглами серых дождей.

Осень в багрянец одела листву,Гроздья рябины скатились в траву.Скоро уже, как туман над рекой,

Тихо опуститься белый покой…

Объясните свой выбор.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Выполним несколько упражнений. Чтобы ваши глазки отдохнули.

Да, полна красок и разнообразна природа нашего края. И поэты не боятся смешивать эти краски в своих произведениях.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "перелётные птицы"

5. Хочу познакомить вас с одной из них. Нестерова Елена Васильевна (1938-1986), родилась и проживала в г. Ростове – на – Дону. Работала методистом в Ростовской областной научной библиотеке имени К. Маркса.

Начала писать стихи в 1960 г. Публиковалась во многих журналах: «Дон», «Юность», «Огонек» и др.. Некоторые ее стихи положены на музыку. Награждена орденом «Знака почета».

К сожалению погибла при неизвестных обстоятельствах в 1986 году.

Послушайте стихотворение Нестеровой Елены Васильевны

Цветные ветры Над речкой вижу белый ветер. Он превратился в облака. Он так стремителен и светел. 

Его дорога высока.

Вот берег. Ветер там зеленый. На всех лугах его следы. Он влился в радостные кроны, 

Ворвался в спелые сады.

А в поле выйду — ветер красный С восходом крепко сплавлен он. Он заглушит любые краски, 

Весь к небу только обращен.

Трепещет синь от напряженья, Навстречу солнцу поднята. И ветры — вечное движенье — 

В себя вмещают все цвета.

О чем говорится в стихотворении? Почему стихотворение так названо? Приведите примеры, с чем автор сравнивает цвет ветра?

6.Но свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.

Внимательно рассмотрите изображение, мысленно почувствуйте легкий холодок на своем лице. Коснитесь ручья, ощутите запах морозного утра. Представьте себя поэтом-писателем. Какие слова, словосочетания можно подобрать к данному пейзажу. Давайте вместе попробуем дать описание природе. Какое время года на изображении? (дети по очереди подбирают предложения к описанию)

Зима- снежная, белая, волшебная, морозная, красивая…

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы выйдем дружно, но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе, поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки и потопаем немножко.

А теперь представим, детки, будто руки наши- ветки.

Покачаем ими дружно, словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно.

Подровнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.

7. На многие стихи о Донском крае были написаны песни.

Закройте глаза, внимательно прослушайте песню. Какие чувства, эмоции вызвало у вас услышанное? Включите воображение. Какие картины встают перед вами?

Звучит песня «Край родной»

8. (работа в парах по группам обучаемости)

У вас на столах лежат фотографии, с изображениями просторов нашего края. Глядя на картину и используя слова для справок, составьте пожалуйста несколько предложений.

Хворост, Кирин

Зимний пейзаж, белая перина, погода, солнечные лучи, загадочность.

Убийвовк, Кутровская

Слова для справок: Гармония природы, растет, на картине, речушка, вдоль берега, камыш, лазурное небо, пробиваются, лучи солнца, горизонт разбивает.

Избасаров

На картине большую часть занимает ______ . В поле стоит кобыла с ______. Вдали можно разглядеть_____. По полю разбросаны огненные _______.

Слова для справок: жеребенком, речку, тюльпаны, поле.

Дети зачитывают свои рассказы.

9. Учитель подводит итог урока.

Сегодня на уроке вы познакомились с творчеством донских поэтов о нашем крае, чьи стихи полны любви к донской земле, и пытались представить себе место, которое они описывают и себя в том месте.

Рефлексия

– Достигли ли мы, поставленных в начале урока, целей?

– Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?

– Попробуйте оценить себя и своих товарищей.

Молодцы, хорошо работали на уроке. Если у вас возникло желание продолжить знакомство с творчеством донских писателей, представляю вам книжную выставку. Подобранные мной сборники рассказов и стихов наших земляков будут вам интересны. А на память о нашем уроке я хочу подарить вам закладки для книг.

И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах.

Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники.

Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.

А народная мудрость гласит: «Где родился-там и пригодился». Любите свой край, берегите все то, что вас окружает, чтобы сохранить эту красоту для будущих поколений.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/corect/uroki/urok_vn_chteniia_krasota_rodnogo_kraia_v_stikhakh_donskikh_poetov

Урок внеклассного чтения «Донская природа в поэзии и живописи»

Урок внеклассного чтения «Донская природа в поэзии и живописи».

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;
  • продолжить обучение языку словесного искусства;
  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;
  • развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;
  • воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;
  • расширять культурный кругозор ребёнка.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Повторение: эпитет, метафора, олицетворение.

Оформление: на доске – дата, тема урока, эпиграф; рисунки учащихся; репродукции картин Б. Щербакова; презентация..

Ход урока

С чего начинается Родина?

С тропинки твоей у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растёт.

1. Вхождение в тему урока.

Объявление темы урока.

Предлагается обучающимся подумать над целями урока. Что предстоит сделать, чтобы цели были достигнуты?

Вступительное слово учителя:

– Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь. Это место, где ты родился, сделал первые шаги. Сказал первое слово. Наша, ребята, с вами малая Родина – это Дон, донской край.

И поэтому цель нашего урока сегодня – посмотреть, как поэты и художники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжить знакомство с творчеством донских поэтов.

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Им стал отрывок из песни.

(Учитель выразительно читает эпиграф).

  • Как вы понимаете эти строки? (Ответы учащихся)
  • В творчестве каких известных вам русских поэтов говорится о Родине?

(Чтение учащимися стихотворений наизусть:С. Есенин “Топи да болота…”, А. Толстой “Край ты мой, родимый край…”, Н. Рубцов “Тихая моя Родина…”)

Так писали о Родине Сергей Есенин, Алексей Толстой и Николай Рубцов. А сегодня мы с вами попытаемся пройти вместе с писателями, нашими современниками, по донской земле, увидеть поэтические картины родного края.

2. Текстовый элемент урока.

  • Стихи каких поэтов о нашем крае вам известны?

(Владимира Калмыкова, АшотаГарнакерьяна, Бориса Куликова, Анатолия Гриценко).

Давайте послушаем стихотворение нашего с вами земляка, новочеркасского поэта, Владимира Калмыкова “Я люблю…” (читает ученик)

Ялюблю степную безбрежность,

Дона тихого светлую гладь.

И цветов полевую нежность,

и курганов спокойную стать,

и подсолнухов шапки косые,

морозы твои, и зной,

уголок необъятной России –

край былинный, задумчивый мой!

Я люблю твои росные тропки

и арбузную свежесть рассвета,

крик птенца, беспокойный и робкий,

и казачек смех искрометный!

Стариков, как ковыль, поседелых.

Озорных загорелых детей. …

С этим мне ничего не поделать –

я донской до мозга костей

Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?

  • Почему стихотворение так названо, о какой любви идет речь?
  • В каких строчках эта мысль выражена наиболее ярко?
  • Что помогло автору выразить в стихотворении свое отношение к родному краю, Родине? (Художественные выразительные средства)
  • Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства языка?
  • Давайте ещё раз обратимся к тексту стихотворения и найдём эти художественные средства.
  • Еще одно стихотворение о родном крае Бориса Куликова “Донщина”.

(Учитель читает стихотворение.)

Родная степь.

Бескрайние покосы.

Кузнечики куют, как ковали,

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

Вдыхаю полной грудью терпкий запах;

И радостью кружится голова!

Бреду за солнцем по траве на запад

Шепчу земле хорошие слова.

Поля мои, сады мои зелёные,

Мой тихий Дон, озёра как моря.

Моя Донщина, солнцем прокалённая,

Ты – сердце, ты кровинушка моя.

  • Как вы понимаете, что значит слово “Донщина”?
  • В каких строках выражена главная мысль?

Как вы понимаете строку: “Моя Донщина, солнцем прокалённая, Ты – сердце, ты кровинушка моя».

  • Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении? Какова их роль?

Аналогичная работа проводится со стихотворением А.Гарнакерьяна «У нас на солнечном Дону…»

Мы только что увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях. Но не только поэты, а и художники воспевают в своих произведениях родную землю.

Посмотрите на репродукции картин Б. Щербакова . Он родился и вырос не на донской земле, но, переехав сюда однажды, он полюбил ее, как сын. И его неудержимо влекла к себе донская ширь. На его картинах мы видим необъятные донские просторы: (учитель комментирует репродукции ). Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко;

Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника – все переплетается в причудливом узоре. Гудят пчелы: это их царство.

А сейчас мы с вами проведем игру “Войди в картину”. У вас на столах лежат репродукции картин Б. Щербакова. Вы внимательно их рассмотрите и попытайтесь представить себя на том месте, которое изображено на картине. (Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете?). (Заслушать 5-6 учеников).

А теперь я предлагаю послушать стихотворение В.Калмыкова “Осеньв степи”.

Ложилась степь послушно под колеса,Дорога мягко убегала в даль.Была задумчива, златоволоса

Извечная осеняя печаль.

Чудесна степь в разливе увяданья,Готовая забыться зимним сном,Как будто в запоздалом ожиданье,

Устало дремлет жирный чернозем.

Под бременем плодов покорно клонятсяДеревья в тихой лесополосе,И грустной лаской нежно гладит солнце

березку по растрепанной косе.

Давно умолкли птицы и комбайны.Природа отдала себя сполна…Какою-то неизъяснимой тайной

Под сенью осени вся степь полна.

Ребята, давайте попытаемся представить себе картину осенней степи.

Что вы видите, слышите?

Какие чувства, настроение вызывает стихотворение? (Ответы учащихся)

А теперь мы поиграем немного по-другому. Игра называется “Я художник”. Представьте, что вы – художники. У вас кисти и краски, вы рисуете наш донской край. Что именно нарисует каждый из вас, какие краски вы будете использовать и почему?

(Заслушать 5-6 учеников).

Я хочу обратить внимание на то, что некоторые из вас нарисовали дома рисунки о родном крае. (3-4 ученика делают комментарии. Рисунки на доске).

Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было написать сочинение-миниатюру о родном крае, о любимых уголках родной природы. Кто хочет прочитать? (5-6 человек, у остальных собрать для проверки).

3. Посттекстовый элемент урока. Выводы.

Учитель подводит итог урока.

Сегодня на уроке вы послушали стихи донских поэтов о нашем крае, познакомились с творчеством художника Бориса Щербакова, чьи картины полны любви к донской земле, и пытались представить себя в том месте, которое изображено на картине; вы также представляли себя художниками, изображающими родной край. Все хорошо поработали на уроке и до урока. (Оценки).

И заканчивая сегодня наш разговор о родном крае, хочется, чтобы вы послушали стихотворение В.Калмыкова Ложилась степь послушно под колеса, Дорога мягко убегала в даль

И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах.

Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники.

Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.

4. Рефлексия

. – Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

– Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?

– Попробуйте оценить себя и своих товарищей.

Выставление отметок.

5. Домашнее задание: Написать сочинение-размыщление «Моя малая Родина – Тихий Дон» .

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-vnieklassnogho-chtieniia-donskaia-priroda-v-poezii-i-zhivopisi.html

Моя малая родина. Село Вилегодск. – тема малой родины в стихах поэтов села Вилегодска

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент исследовательской работы Оксаны Пахтусовой,  учащейся МБОУ “Вилегодская СОШ” , посвящённой творчеству наших поэтов. Научный руководитель – Е.М. Маланина. Оксана стала призёром X районной конференции исследовательских работ школьников “Юность Виледи” (2016 год).

Оксана Пахтусова во время защиты работы

     Вилегодская земля щедра на таланты. То тут, то там, на её просторах появлялись личности неординарные, настоящие мастера слова: это и Михаил Дмитриевич Пузырев, и Леонид Арсеньевич Полушин, и Николай Иванович Редькин… Этот список можно продолжать…

Читайте также:  Бамбуковый лес сагано, япония

     Сегодня мне хочется рассказать о поэтах села Вилегодска.  Широкой публике они  не известны, потому что не выпускают сборников своих стихов, не выступают перед читателями, но это не умаляет значимости их литературного дарования.

 Они скромны и не выставляют свои поэтические способности напоказ.  Пишут, скорее, для души.

За обычной внешностью и биографией при близком знакомстве открываешь для себя их талант, чистую и светлую душу, неравнодушную к красоте родной природы, способную на глубокие, искренние чувства.

     Среди тем, составляющих основу творчества любого поэта, значительное место занимает тема малой родины. Мне захотелось определить, какое место эта тема занимает в творчестве наших поэтов, выявить истоки вдохновения и рассмотреть художественный мир их произведений.

ОБРАЗ РОДНОГО КРАЯ В СТИХАХ ПОЭТОВ ВИЛЕГОДСКА

     Поэзия родного края – удивительное путешествие по родной земле. В своих простых, доступных, красивых стихах поэты рассказывают о  бесконечной любви к родному краю, с глубокой нежностью описывают дорогие сердцу места, вспоминают  давно ушедшее детство.  Любовь к малой родине сквозной нитью проходит через их творчество. Родной край, его природа служат истоками вдохновения местных поэтов.

«Волшебный край, наполненный чудесами», – хочется сказать вслед  за поэтом Александром Карпенко. Куда ни брось взгляд, всюду можно увидеть что-то сказочное:

А над Виледью небо синее,

Звёзды плещутся в речке Виледи,

Травы мягкие, будто в инее…

Красоты такой где вы видели? («А над Виледью небо синее…»)

Строки, написанные поэтом, дышат любовью к родной земле и людям, на ней живущим:

Над рекою, над Виледью, песни

Раздаются в вечерней тиши.

Край мой северный, край мой чудесный,

Ты такого ещё поищи. («Вилежанка»)

     Чувствуется, что Александр здесь родился и прожил всю свою жизнь. Это заметно уже с первых строк, пронизанных любовью и восхищением.

     В каждом стихотворении, посвященном родине, образ родного края наполняется новыми яркими деталями, помогающими раскрыть красоту родной земли. О красоте  родных просторов  говорит  стихотворение Михаила Козырева, которое тоже насквозь пропитано любовью к вилегодской земле:

Разливы рек и поля широта,

И над водою цвет плакучей ивы…

Ну, где ж ещё такая красота?

Лишь только здесь, на Виледи любимой!

     А с какой любовью и гордостью  говорит о своей малой родине Михаил Иванович в своей «Песне о Виледи»:

Сколько песен о России нами спето,

Сколько пройдено, проехано дорог…

Мне хотелось, чтобы ты была воспета

Наша Виледь – милый сердцу уголок.

И громко, не скрывая своих чувств, заявляет:

Не забуду, не предам и не покину,

Хоть и манят в путь-дорогу города.

Свою Виледь не сменяю на чужбину,

Мои корни здесь оставлю навсегда.

Не может долго находиться вдали от родных мест и Александра Захарова. Её неудержимо тянет на родину:

Я привыкла уже к лесу, к речке, к полям,

Это все незнакомо большим городам.

Чистый воздух и птиц щебетанье кругом –

Это Виледь моя! Виледь в сердце моем!

После жизни в городе Александра возвращается и выбирает на жительство Виледь – край, знакомый с детства:

Может, это лишь бред, что сюда не вернусь,

Злые ветры, метели бушуют здесь – пусть!

Я останусь. И здесь проживу много лет,

И мой дом сохранит детства ласковый свет.

Малая родина – это ещё и школа.  Для всех нас, когда-либо учившихся в Вилегодской школе, она была и остаётся самой лучшей, самой родной! И нам, нынешним ученикам Вилегодской школы, близки и понятны чувства поэта Александра Карпенко, окончившего нашу школу почти сорок лет назад.   Он в стихах объяснился родной школе в любви:

Той старой школе лет немало,

И нам немало стало лет,

Она и выглядит устало,

Но всё равно милее нет.

Милее нет, да и не будет –

Там столько пройдено всего!

И вряд ли кто из нас забудет

То вилегодское село.

     Татьяна Шевелёва пишет так, как чувствует, как дышит. В её поэзии много света, сердечности и душевной теплоты.  Родной край притягивает её своей неброской красотой, которую она видит  в каждой травинке и в каждом деревце:

Милая Виледь,

Родные края,

Здесь всё знакомо –

Леса и поля,

Ветка сирени у нас под окном,

Белая скатерть ромашек кругом.

Здесь родничок затерялся в траве,

Речка виляет, прячась в листве.

Голос кукушки и трель соловья –

Всё это вместе сторонка моя.

ОБРАЗ ДЕРЕВНИ В ПОЭЗИИ ВИЛЕГОДСКИХ АВТОРОВ

     Поэты Вилегодска в своих произведениях очень ярко и выразительно описали вилегодскую деревню, деревенский уклад жизни. Какой замечательный поэтический образ деревни создан Александром Карпенко:

Подпоясалась зорькой деревня,

Словно девушка вышла в народ…

И, надев свой цветистый передник,

Вновь  вошла в круг обычных забот.

Улыбнулась приветливо солнцу,

Распахнула объятья дворов,

И весёлые глазки-оконца

Смотрят сквозь вереницу домов. (А.Карпенко)

Так писать можно, только искренне любя деревню всем сердцем. Чувствуется,  что поэту  мила деревенская жизнь, деревенская природа, деревенский быт.

     Но в то же время местные поэты прекрасно понимают, что деревенская жизнь – это не только близость к природе, чистый воздух и натуральные продукты, но и тяжёлый физический труд от зари до зари:

«Хорошо иметь домик в деревне»,-

Убеждают нас лица с экрана,

Но не знают они, уж поверь мне,

Что в деревне встают очень рано»,  –  говорится в стихотворении Александры Захаровой.

     Истинные патриоты своей земли, поэты с болью пишут о вымирающих деревнях, в которых не слышно петушиное пение,  о деревенских улицах, зарастающих крапивой и бурьяном, о полях, в которых уже не сеют хлеба.  Как, например, в стихотворении Михаила Козырева: 

Забиты окна, двор зарос бурьяном,

И не валит из трубки сизый дым,

Осталась от колодца только яма.

Дом выглядит недобрым, грустным, злым.

Злым на людей, что бросили очаг,

Сменили кров на камень и бетон…

      Дом дорог поэту как символ деревенского быта с традиционными нравственными устоя­ми. В стихотворении звучат нотки тревоги и беспокойства за свою малую родину,  чувства  вины за пустующие дома и заброшенные вилегодские деревни, но в то же время слышна надежда на лучшее будущее для родного села:

И пусть наш край красив и сердцу мил,

И верим в силу мы святых икон,

Но хочется, чтоб дом стоял и вечно жил.

Чтоб жил без заколоченных окон.

Оптимистично заканчивается и его стихотворение «Кто скажет мне, на чём стоит Россия». Поэт верит в счастливое будущее родины, большой и малой:
                         Я верю, что нам место не в углу,

                        В который нас давно уже загнали,

                        А верю гордому двуглавому орлу

                       И в то, о чём мы все давно мечтали.

                        А, если верю, значит, я живу

И знаю, что наступит скоро время:

Однажды на рассвете поутру

Оно взойдёт, посаженное семя!

                  РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХАХ ВИЛЕГОДСКИХ ПОЭТОВ

     Поэты  видят в деревенской жизни гармонию человека и природы, чувствуют любовь ко всему живому. Природа  для  них  всегда  является  источником  сил  и  вдохновения. Родное село, поля и луга, реки и леса стали для них Музой. В родном крае всё вокруг им любо и мило :

Я люблю эту знойную пору,

И лугов, и полей разнотравье,

И убранство соснового бора,

И березовой рощи дыханье,

И реки нашей быстрой теченье,

И речушку с красивым названьем,

В небе звездочек ярких свеченье,

Воздуха тихое очарованье… – пишет Александра Захарова.

     Образ родных лесов, полей занимает огромное место в творчестве вилегодских поэтов. Истинной любовью и нежностью дышат строки Михаила Козырева, обращенные к реке:

Может, хочешь рассказать, речушка,

Нам о жизни той, течёшь где вечно?

Что там наплела тебе кукушка

На своём наречии беспечном?

Заядлый рыбак, много времени проводящий на реке, он считает её своей подругой:

Расскажи, подруга, всё, что знаешь,

Расскажи нам всё о крае милом…

В этом стихотворении слышатся теплота, любовь и благодарность реке, ставшей для поэта родной. Заканчивается стихотворение словами: «Я люблю тебя, святая Виледь!»

     Природа воспринимается поэтами одухотворённой, способной сочувствовать  и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его чувствами и переживаниями.

  Они любят её,  живут с ней в единстве,  поэтому все деревья,  травы,  растения кажутся им  такими же живыми,  как они сами, живущими своей особой жизнью, наделёнными своей душой и судьбой.

Как, например, берёза в стихотворении Татьяны Шевелёвой:

Ты нас согревала

В стужу, холода,

Ты нас одевала –

Лапотки плела.

Туесок свой в руки

Подавала нам

И манила в рощу,

По родным местам.

     Береза является поэтическим символом России. Наверное, из-за своей милой и задушевной красоты.  «Чета белеющих берез» – это часть лермонтовской Родины, «страной березового ситца» предстала она перед Есениным. «Русь моя, люблю твои берёзы!» – восклицал Николай Рубцов. Не остались равнодушны к её красоте и вилегодские поэты:

Среди лесов дремучих,

Среди лугов, полей

Стоят берёзки кучей,

Что сердцу всех милей.

Собрались, как подружки,

На тайный разговор

У тихонькой речушки

На солнечный угор. (А.Карпенко)

     Надо отметить, что у поэтов Вилегодска отношение к берёзе особое ещё и потому, что береза является символом праздника  Троицы – престольного праздника нашей Богоявленской церкви. Праздник Троицы – традиционный для Вилегодска.

  В этот день съезжаются в Вилегодск люди со всего района, чтобы побывать на праздничном богослужении и помянуть своих родных и близких, покоящихся на вилегодском кладбище.

А вечером на берегу нашей любимой реки проходят знаменитые на весь район Троицкие гуляния, или праздник Берёзки – весёлый народный праздник, который продолжается до утра. У Михаила Козырева даже есть стихотворение, посвящённое этому празднику:

 Вот развернулась русская душа,

Село наполнилось каскадом ярких красок…

Ах, до чего ж берёзка хороша,

Вокруг неё пойдём весёлым плясом.

            Гуляй и пой, наш вилегодский люд –

Такой задор лишь в наших добрых душах!

Здесь лучше всех танцуют и поют

И даже звонче голоса кукушек.

     Русская берёзка – непременный персонаж этого праздника. Об этом пишет Александр Карпенко:

«Так давайте гостью встретим,

Ей подарки принесём.

Песней, пляскою приветим,

Хлеба-соли поднесём.

Пусть она гуляет с нами.

Этот праздник – в честь её!

Мы берёзку нашу славим,

Мы – влюблённые в неё!» (А.Карпенко)

     Поэзии Александра Карпенко и Михаила Козырева особенно свойственна глубокая лиричность, напевность. Она рождена их обострённым чувством прекрасного. Не случайно, некоторые из их стихотворений стали песнями, музыку к которым они написали сами. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Творчество вилегодских поэтов подкупает искренностью, открытостью чувств, правдивостью. Поэты являются певцами родного края, доносят его красоту и нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая миссия, но выполнить её может далеко не каждый, а лишь тот, кому дано. Поэзия самодеятельных авторов  глубоко патриотична.

Поэты нашего села искренне любят родную землю, Виледь, и эта любовь отражается в их непритязательных, но мудрых стихах. Их поэтические зарисовки проникнуты глубокой и нежной любовью  к родному краю, чувством родной земли, отчего дома.

  Они восхищают нас своей  красотой, дарят нам тихую радость  общения с природой,  поселяют в душе гармонию и покой.

     С профессиональной точки зрения стихи вилегодских поэтов далеки от совершенства: не всегда выдерживается размер стихосложения, встречаются не очень удачные рифмы, стилистические ошибки, но эти стихи обладают очень ценным качеством: духовной и нравственной чистотой, все они художественно правдивы.

Авторы не собираются никого удивлять изысканными поэтическими фигурами и не гонятся за изменчивой поэтической модой. Они честны перед собой и читателями и пишут о том, что нас всех волнует. В стихах самодеятельных поэтов возникает очень привлекательный образ Виледи, в который невозможно не влюбиться.

Каждая строчка стихотворений поэтов-земляков пронизана любовью к милой родине, к отчему дому и поэтому не может не трогать наши сердца.  Читая их, чувствуешь свою причастность к напечатанному – настолько они проникновенны и  близки нам, родившимся на Виледи.

После прочтения стихов местных поэтов  наша вилегодская земля стала для меня ещё ближе и роднее.

Источник: http://selovilegodsk.narod.ru/index/tema_maloj_rodiny_v_stikhakh_poehtov_sela_vilegodska/0-364

Ссылка на основную публикацию