Сочинение: “тема природы в “слове о полку игореве”

Тема природы в творчестве В.Г. Распутина

    Природа всегда была источником вдохновения для писателей, поэтов, художников. Но немногие в своих произведениях касались проблемы охраны природы. В. Распутин одним из первых поднял эту тему. Практически во всех своих рассказах писатель касается данных вопросов. 

    «Июль вышел на вторую половину, погода держалась ясная, сухая, к покосу самая что ни на есть милостивая. На одной луговине косили, на другой гребли, а то и совсем рядом стрекотали косилки и подпрыгивали, дребезжа, конные грабли с большими изогнутыми зубьями.

К концу дня угорали и от работы, и от солнца, а больше того – от резких и вязких, тучных запахов поспевшего сена. Запахи эти доставали и до деревни, и там народ, с удовольствием втягивая их, обмирал: эх, пахнет-то, пахнет-то!..

где, в каком краю может еще так пахнуть?!».

    Это отрывок из повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Повесть начинается с лирического вступления, посвященного природе своей малой родины. Матера – это остров и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне.

Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей она сделала счастливыми. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой.

Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара. 

    Но уходит Матера, уходит душа этого мира. Надумали строить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это родина ее предков. А сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

    И встают старики на защиту своей родины. Но что они могут сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матеру, стереть ее с лица Земли. Для чужих этот остров всего лишь кусок земли. А молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

    Так Распутин связывает утрату совести с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К такому же выводу приходит и Дарья: «Народу стало много боле, а совесть, поди-ка та же… А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть, ежели такое твориться!»

    Распутин говорит и о чрезмерной вырубке лесов в своей повести «Пожар». Главного героя волнует отсутствие в людях привычки к труду, их желание жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без дома, стремление «урвать побольше для себя».

Автор высвечивает «неуютный и неопрятный» вид поселка, а вместе с тем разложение в душах людей, неразбериху в их отношениях. Страшную картину рисует Распутин, изображая архаровцев, людей без совести, собирающихся вместе не для дела, а для выпивки.

Они и на пожаре-то, в первую очередь спасают не муку и сахар, а водку и цветные тряпки.

    Распутин специально использует сюжетный прием пожара. Ведь пожар испокон веков сплачивал людей, а у Распутина мы наблюдаем, наоборот, разобщенность между людьми. Символично окончание повести: добрый и безотказный дед Миша Хамко убит при попытке остановить воров, убит и один из архаровцев. И вот такие-то архаровцы и остануться в поселке. Но неужели на них будет земля держаться?

    Этот-то вопрос и заставляет Ивана Петровича отказываться от своего намерения покинуть деревню Сосновка. На кого же тогда может положиться автор, на каких людей? Только на таких, как Иван Петрович – человека совестливого, честного, чувствующего кровную связь со своей землей.

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом», – такова его нравственная опора, таков смысл жизни этого героя. «Никакая земля не бывает безродной.

Такой ее может сделать только сам человек» – и Иван Петрович это понимал.

    Распутин заставляет своего героя и нас, читателей, вместе с ним размышлять над этой проблемой. «Правда проистекает из самой природы, ни общим мнением, ни указом поправить ее нельзя», – так утверждается неприкосновенность природной стихии.

«Лес вырубить – не хлеб сеять» – эти слова, как это ни прискорбно, не могут пробить «брони» плана леспромхоза. Но человек сможет понять всю глубину и серьезность проблемы, поставленной этими словами.

И Иван Петрович не оказывается бездушным: он не бросает свою малую родину на разорение и запустение, а выходит на «верную дорогу» помощи Ангаре и ее прибрежным лесам. Поэтому-то герой и испытывает легкость в движении, весну в душе.

    «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» – таковы последние строки «Пожара».

Мы не должны быть глухими к ее мольбам и просьбам, мы должны ей помочь, пока еще не поздно, ведь она не всесильна, ее терпение не вечно. Об этом говорит и Сергей Залыгин, исследователь творчества В.

Распутина, и сам Распутин своими произведениями. Может случиться так, что природа, терпевшая столько времени, не выдержит, и проблема завершится не в нашу пользу.

    Люди! не надейтесь на вечность! За всю свою жизнь, даже за несколько десятков лет, вы сможете вернуть природе прежнюю красоту и силу. Наверное, тогда наша литература не будет так бичевать человека за его безответственность. Давайте сделаем приятным и прекрасным наш мир!

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/rasputin-v/raznoe/7117-tema-prirody-v-tvorchestve-v-g-rasputina

Тема природы в лирике В. А. Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.

Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы очень таинственна, ее можно понять, разгадать. Жизнь Жуковского тоже была таинственна.

Возьмем, например стихотворение «Море», написанное в 1822 г. Поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно приводит сопоставление мира природного и человеческого. Читатель видит безвольное море, светлое небо, соседствующее с темными тучами.

Лирический герой очарован изменениями, происходящими в природных стихиях. Море близко состоянию души поэта. Оно олицетворяет собой плен, печаль, тоску. Жуковский, как и прежде, любит гармонию, восхищен согласием моря и неба.

Но эта любовь не к покою, а к движению:

Ты живо; ты дышишь; смятенный

любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

«Безмолвное», «лазурное» море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а тревогу вопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба обманчиво.

У Жуковского пейзаж связан с психологическим состоянием. Пейзаж и переживания сливаются в одно. Его ранняя элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта.

При зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священных круг», песни пламени и музам, и свободе».

В ночи человек чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, Влача сомнений груз, Разочарованной душою…» Но, заглянув в мир тайны, поэт спешит признать очарование реальной жизни, приветствует восход дневного светила:

…лиру оглася со свирелью

пастухов,

Поет Светила возрожденья!

Даже восклицание о возможной близкой смерти, заключающие стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания.

Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Мир не разрушен конфликтами.

Солнце, заходящее в первой части элегии, восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны. Но все же печаль преобладает в этом стихотворении.

В стихотворениях и элегиях Жуковского про природу мы видим и общность настроения, художественных образов, и отличие грусти сентиментализма от горечи романтизма, большую глубину чувств, грозящую взрывом страстей, в романтическом произведении.

Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/zhukovskij/913-tema-prirody-v-lirike-v-a-zhukovskogo.html

Сочинение на 5.Ру

Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича.

В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек.

Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.

В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.

Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.

Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой.

В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров.

Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства.

Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских.

В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне.

Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.

В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия.

Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом.

Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.

Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю.

В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини.

Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев.

Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».

Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "что такое погода"

Источник: http://sochinenie-na5.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-slovo-o-polku-igoreve-prizyv-k-edineniyu-russkoj-zemli/

2.2 Союз природы и человека

Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.

Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк: ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе.

Трава и деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен.

В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава.

Между природой и человеком стираются границы. Образ Обиды – девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов стоят где-то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т.д. и т.п. Игорь выступает в разговор с Донцом и получает от него помощь.

Ярославна ищет помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значимость происходящего, усиливает драматизм.

Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.

Итак, природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. [3, с. 26-27]

Это связано с религиозными представлениями человека XII века.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и не понятных, то добрых и готовых помочь.

Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, а кот умеет говорить человеческим голосом. Для них весь окружающий мир был пронизан волшебством. Такая вера получила название «язычество», т.е.

народная вера. Славяне – язычники верили в родство людей с разными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

Все божества делились на человекоподобные божества (леший, русалка, полудницы), домашние божества (домовой), божества – чудовища (змей, ящерица, морской царь и др.). В образах этих божеств связь человека с природой ясно видна. Читая «Слово…», мы видим человека среди рек, полей и лесов.

Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древним мужским божеством был Род – бог неба, грозы и плодородия. Язычники так же верили в бога зерна.

– Ярило, громовержца и царя морских стихий – Перуна, бога – отца – Стрибога, небесного бога – Сварога и многих других. Например, при описании солнечного затмения в «Слове…», автор упоминает Сварога, при рассказе о грозе и ливне – Рода и Перуна.

Поклонение им происходило в самых различных формах: от простой веры до жертвоприношения.

В «Слове…» славянские боги упоминаются очень часто, причем не только прямо, но и косвенно. «Боян – Велесов внук», пахари – Дажьбожьи внуки, даже ветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова…» видит вокруг себя мир, сотворенный богами. Этот мир живет под их покровительством. Жизнь людей неотделима от невидимого, могущественного мира богов.

Очень ярко представления русичей о мире, отражались и в плаче Ярославны. Она поочередно обращается к ветру, к Днепру и к солнцу. [2]

Исследователи древнерусской литературы считают, что плач Ярославны – это не только плач по погибшим воинам, но и древнее заклинание, в котором содержится прямое обращение к высшим силам. «В плаче – заклинании столько… чувства…, что не остались равнодушными даже силы природы… По крайней мере, так думал автор, и так мыслили его современники».

В 988 году произошло крещение Руси, т.е. принятие христианства.

«Если говорить совсем коротко, то христианство – это религия, в основе которой лежит вера в то, что… бог пришел в мир.

Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего человечества.

Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан единым, предвечным богом».

Но к XII веку на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.

Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что автор – христианин.

Игорь едет по Боричеву

к святой Богородице Пирогощей.

Боричев – это спуск от центральной части Киева, где находился княжеский терем и храмы, на городской Посол, где находилась церковь Богородица Пирогощая.

В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере в различные божества.

Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, с одной стороны, природа представлена, как мир различных божеств, таинственных сил, а с другой – мир человека, окруженного духами, божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силами природы или, наоборот, в противоречии с ними.

Человек XII века одушевлял природу, окружающую его, все необычное (природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они объясняли как действие богов. В «Слове…» сверхприродный мир олицетворетворен. Он таинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Таким образом, в «Слове…» представлен взгляд человека, одушевляющего природу, т. е. язычника [2]

Хотя природа занимает исключительно большое место в «Слове», как такого пейзажа самого по себе в нем нет. Природа воспринимается автором «Слова» только в её изменениях.

Древнерусские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние, когда она проявляется в действии: в грозе, в буре, в разливах рек, в засухе, затмениях солнца, в явлениях комет, в темноте ночи, мешающей сражаться, в жаре, истомляющей воинов и т. д. В древнерусских произведениях нет описания бездействующей природы, служащей только фоном для повествования. В тех немногих случаях, когда природа присутствует в древнерусских произведениях, она играет в них прямую, а не косвенную роль, она «событийна», описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования, в развитие сюжета.

Система образов включает в себя образ природы, который играет существенную роль в жизни людей и является одним из главных действующих лиц, роль которого – ввести читателя в события, помочь реальней, точней представить все переживания и чувства героев произведения. Описывая печальные предзнаменования, которые предшествовали походу Игоря и сопровождали князя на его роковом пути, автор как бы хочет остановить его и тем самым сводит читателя в тревожную обстановку похода.

Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования. Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной в природе, в окружающем.

Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь.

Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла.

Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»

Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути.

Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема – беззаветного мужества небольшого русского войска.

Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью.

Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю – туда, к месту поражения войска.

Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони.

Природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.

Таким образом, мы можем утверждать, что:

1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.

2. Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

2.3 Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

пейзаж художественный слово древнерусский

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении.

Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий.

Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение.

«Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения.

Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».

В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни.

Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав.

Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.

«…Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Читайте также:  Вулканы индонезии: иджен (кавах иджен)

Лисицы брешут на червленые щиты.»

Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

«Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто вороны граяли,

трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили –

хотели лететь на кормление – уедие.»

А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают

Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.

Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы.

Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак.

Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора.

Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна.

Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении.

Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

– О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».

И еще одну реку описывает автор – Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.

Таким образом, реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.

Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

Таким образом, читая «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

1. Основной образ произведения – образ Русской земли.

2. Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.

3. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/7280

Тема природы в лирике Игоря Северянина

Поиск новых лирических форм, художественное двоемирие, смена броских масок, ролей, поз – характерные особенности творческого самоутверждения поэтов «серебряного века».

Вспомним хотя бы загадочный облик «сатанессы» Зинаиды Гиппиус с ее ожерельем из «обручальных колец поклонников», «желтую кофту фата» Владимира Маяковского.

И вот перед нами Игорь Северянин, создавший свой беспроигрышный имидж излюбленного временем «мистика» в длинном черном сюртуке, с бледным лицом и отрешенным взглядом.

Однако так ли однозначен лирический герой этого поэта? Насколько северянинские образы, переживания истины, искренни и насколько наиграны, искусственны? Попытаемся найти ответы на поставленные вопросы через обращение к теме природы в творчестве Северянина.

Сознание северянинского героя присутствует одновременно в нескольких «мирах». Первый такой пласт существования лирического «я» поэта – внешний, поверхностный, формальный. Это мир сытости и пошлости, мир светского салона, ресторана, дамского клуба, «томного журфикса» («Барбарисовая поэза», «В ресторане», «Диссона», «Увертюра»).

Наряду с миром обыденности, в котором все ненастоящее, а бутафорское, антуражное, в сознании поэта существует и другой мир – природный. И именно он является настоящим и представляет подлинную ценность.

Это среда, в которой происходит раскрепощение лирического героя: он как бы сбрасывает маскарадную мишуру салона и предстает перед читателем в истинном виде. Здесь напрашивается сравнение с человеком, вернувшимся с бала домой.

Вообще, скрытая параллель природа – дом, тема естественного существования постоянно (хотя и незаметно) присутствуют в стихах Северянина: «В моей стране – столица Виноград…»

Над горными кудрявыми лесами,

Поработив счастливые места,

Две королевы – страсть и красота –

Воздвигли трон и развернули знамя.

(«Виноград»)

Здесь эта тема развита широко: природа выступает как идеальная страна, королевство красоты. Перед нами уже не кричащие, нарочито броские, а тонкие поэтические образы, не пестрый калейдоскоп, хаос, а стройность и гармония.

В другом стихотворении – «Всепреемлемость»– возникает очень близкая параллель: природа – родина. Герой говорит о себе: «Я, слившийся с природой рано…», – и продолжает:

Любя эксцессные ликеры

И разбираясь в них легко,

Люблю зеленые просторы,

Дающие мне молоко.

В этом проявляется извечная северянинская двойственность: с одной стороны эстет, изощренный гурман; с другой – дитя природы, «естественный человек», натура простая и непосредственная.

Похожий образ – и в стихотворении «Девушка безымянная», в котором заключен своеобразный идеал поэта, его точка зрения на то, каким должен быть человек:

Она живет в глухом лесу,

Его зовя зеленым храмом…

Ее друзья – два зайца, лось

И чернобурая лисица…

И умывается в ручье,

Ест только хлеб, пьет только воду

И с легкой тканью на плече

Вседневно празднует свободу.

Таким образом, идеальный человек Северянина – непосредственный, свободный, простой, живущий в согласии с природой. Этот человек красив естественной красотой. Не случайно поэт в качестве эталона выбирает девушку, называя ее «земным божеством». В обоих стихотворениях также создается образ природы – матери, природы питающей – как источник вдохновения и творческих сил.

Следует также отметить присущую северянинскому мироощущению идею круговорота, взаимной наполняемости поэта и природы: природа вдохновляет поэта, наполняет его духовной энергией – в свою очередь, поэт отдает дань природе в виде прославления, воспевания ее красоты. Например, любуясь маленькой горной речкой, лирический герой восклицает:

Она бурлит, – я пламенею,

В ней славословя красоту!

Подобное отношение к природе можно сравнить с лирикой Мирры Лохвицкой – любимой поэтессы Северянина, о которой он сам же писал, что ее стихи «веят запахом полей» («Лира Лохвицкой»).

В северянинских стихотворениях, связанных с темой природы, привлекает еще и такая мысль: природа изолирована от общества, это особая замкнутая и самодостаточная система, куда не проникает шум общественных страстей:

Где ходит море синим шагом

То к берегу, то к островам,

Нет плаца бешеным ватагам,

Нет фразы взбалмошным словам.

Где в зелень берегов одета

Златисто-карая река,

Здесь нет ни одного «кадета»,

Ни одного большевика.

(«Вне политики»)

В природе все естественно и закономерно, она существует по своим, более справедливым, законам, чем человеческое общество. Вспоминается пушкинский «Анчар», где дисгармоничный жестокий мир людей противопоставлен гармоничному миру природы. У Северянина идея в принципе та же: в природе несправедливость и распри невозможны, «здесь нет политики, и значит: нет преднамеренной вражды!»

Северянин развивает также пантеистическую традицию изображения природы как одухотворенного начала, живого существа. У него можно встретить «комичные опенки, под кедрами склонившие чело» («Янтарная элегия»), «блондинки, косички ржи» («В осенокошенном июле»).

И лес «восторженно зашепчет, стряхнув с макушек снежный чепчик» («На салазках»). Здесь перед нами веселая игра образами, смещение планов; когда природа наделяется человеческими качествами, становится полноценным героем, действующим лицом лирического произведения.

С таким «игривым» описанием природного мира контрастирует другое – «серьезное», строгое – изображение, когда природа наделяется божественными чертами, выступает как воплощение высшего начала на земле. В этом случае поэт называет ее «зеленым храмом» («Девушка безымянная»), где «в растущем изумруде лесов и поля дышит Бог» («Вне политики»).

Образ природы возвышается до философских вершин, и вместе с этим появляется иная тональность в стихотворениях: ставится проблема сохранения божественной природной красоты, звучит тревога поэта за ее судьбу.

Так, например, в стихотворении «Любят только душой» слышится негодование, осуждение людей-варваров, которые «каждодневно портят, рубят и обезглушивают глушь».

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно, – продолжает поэт в другом стихотворении («Что шепчет парк»). Он не в силах равнодушно смотреть, как «редеет парк, редеет глушь, редеют еловые кущи…»

Примечательно сравнение елового леса с кущами: возникает библейская аналогия с райскими кущами; природа изображается земным раем. Здесь же появляется символический образ «убийственного топора», который, разнося «свой гулкий взмах по долинам», губит все живое, естественное, природное.

Такой воспринимает природу уже новый герой Северянина, герой периода эмиграции – прозревший и умудренный страданием. Надо сказать (хотя об этом подробнее будет сказано чуть позже), что драма разлуки с родиной наложила серьезный отпечаток на поэта, который сбрасывает маску эстета и обращается к серьезным темам и филисофским размышлениям.

Поэт признается в любви северной природе, в частности к «еловым лесам» Эст-Тойлы, где «ласково подходит море к головокружным берегам» («Эст-Тойла»), к эстонскому краю,»где хлебом вскормлена малина и привкус воли в морских грибах» («Ах, есть ли край?»), «хвойной обители», куда скрывается душа поэта от «бездушных и убогих, непосвященных в красоту» («В хвойной обители»).

Следует также выделить в связи с этим еще одно противопосталение, возникающее в лирике Северянина: природа – город; природа – цивилизация. Очевидно, что поэт неприемлет городскую стихию, предпочетая ей общение с природой. Тема города проходит в его творчестве в резко негативной тональности.

Шум города сравнивается по контрасту с «молчаньем мертвым безнадежнее могил» («Молчанье шума»), а сам город изображается как «преступный», «убийца жизни», «убийца вдохновения», в котором герой, раздавленный и опустошенный, «ползет без чувств, без глаз, без слуха и без сил».

В стихотворении «И тогда» северянинский герой признается, что «грустит по лесному уюту взятый городом в плен на два дня». И затем в отчаянии восклицает: «Исчезни все, мне чуждое! Исчезни, город каменный!»

Итак, городская цивилизация предстает как чуждая лирическому «я» поэта, противная самой сути человеческой натуры – свободной и непосредственной, а стихия природы, хотя и является духовным убежищем, источником поэтического вдохновения, изображается как очень непрочная, хрупкая, ранимая.

Что же тогда прочно и незыблемо для северянинского героя? Есть ли такой мир, куда он может уйти безраздельно, где возможно обрести покой и полную гармонию? Поэт отвечает на этот вопрос однозначно: подобного уголка нет на земле, в действительности гармония и покой возможны лишь за пределами реальности – в мире сказки, фантазии, небесных грез:

… Есть у меня одна привычка:

Влечь всех в нездешние края.

В этих словах, очевидно, содержится ключ к пониманию творчества Северянина, его поэтического мироощущения.

В ироническом замечании о «привычке» заключен более глубокий, серьезный смысл, а именно: идея бессознательности, инстинктивности мысли поэта.

И здесь Северянин выступает как настоящий поэт, а не игрок в поэзию, проявляет подлинный талант и тонкий вкус, за отсутствие которого, его столь жестоко и несправедливо ругали современники.

Источник: http://school-essay.ru/tema-prirody-v-lirike-igorya-severyanina.html

Слияние автора и природы в “слове о полку игореве”

Слияние автора и природы в “слове о полку игореве”

Автору “Слова о полку Игореве” присуще народно-поэтическое восприятие мира, и наиболее ярко это проявляется в изображении природы.

Природа является самостоятельным героем произведения, но в то же время изображение природных явлений подчеркивает и усиливает авторскую характеристику персонажей и событий.

Читайте также:  Сочинения по темам: люди, отношения и размышления

Характер изображения природы родствен изображению природы в устном народном творчестве: явления природы динамичны, пейзаж постоянно меняется.

В “Слове о полку Игореве” используется прием олицетворения природы, что характерно и для устного народного творчества. Знающего читателя удивляет упоминание в произведении языческих богов, обрядов.

Как известно, Русь была крещена князем Владимиром в 988 году, “Слово о полку Игореве” написано между 1185-м и 1187 годами. За двести лет христианство прочно укрепило свои позиции в общественном сознании русичей.

Можно предположить, что и автор поэмы – христианин, но он обращается к языческой мифологии, которая предоставила ему широкий спектр художественных образов. Он одушевляет природу поэтически, а не религиозно.

В этом плане интересными являются авторские характеристики князей, которые генетически связаны с природой. Так, брата Игоря, Всеволода Святославича, автор называет “буй-туром” или “яр-туром” (“буй”,“яр” – храбрый, отважный смелый; “тур” – дикий бык – символ силы и мужества).

Изображение природы в произведении служит уникальным источником информации о фауне и флоре Киевской Руси.

Перед выступлением князя Игоря в поход родная природа словно предупреждает его о грозящей опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди, свист зверин въста: збися Див, кричет връху древа. Влъци грозу въсрожат по яругах; орли клектом на кости звери зовут, лисицы брешут на чръленыя щиты”.

Как отмечают исследователи “Слова о полку Игореве”, это место – одно из сложнейших для толкования. Неясно, какие звери свистят. Одни ученые считают, что о несчастье князя Игоря предупреждали суслики и сурки. Под словом “дивъ” ученые понимают либо вещую птицу, либо мифическое существо, похожее на лесовика.

Другие ученые склоняются к мысли, что див – это половец-разведчик, который диким свистом оповещал своих о приближении русского войска. Отметим, что в передаче некоторых образов “Слова о полку Игореве” стирается грань между миром человека и природы, и они выступают как образы мифические.

Среди таких образов можно назвать птицу Див, а также языческих богов: Хороса, Велеса, Даждьбога.

Символически зловещей картиной природы открывается описание второй битвы: “Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучя с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Выти грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великаго!” Все это предложение представляет собой нагромождение явлений, предвещающих несчастье.

Кровавые звезды предвещают несчастья, черные тучи – образ могучей вражеской силы, синие молнии, гром, дождь из стрел – символы боя. Ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы.

Это подчеркивает трагичность происходящего, является отражением реальной обстановки – во время боя ветер действительно благоприятствовал половцам. Вся природа включается в кровавую схватку русичей с врагами: гудит земля, текут мутные реки, поля покрывает пыль. К окончанию битвы вся земля усеяна костьми павших воинов и полита кровью.

Такую жертву принесли воины благословенной земле: вместо того чтобы мирно растить хлеб и преумножать добро на благо отечества, они вернулись в лоно матери-земли.

После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”.

В “Слове о полку Игореве” травы и деревья дважды никнут от жалости и горя, наклоняясь в печали до самой земли: когда автор описывает поражение русичей в битве с половцами и когда упоминается гибель молодого князя Ростислава Всеволодовича, которого замкнула в своих водах на дне около темного берега речка Стугна: “Уныша цветы жалобою, и древо стугою къ земли преклонило, а не сорокы втрокоташа”.

Природа не только предупреждает о несчастьях, но и помогает в случае, когда человек несет несправедливое наказание, когда его помыслы и чувства находятся в гармонии с основными законами мироустройства.

Таким образом, природа принимает активное участие в судьбе Игоря, в судьбе Русской земли.

Во время бегства русичей из плена птицы умолкают, чтобы не указать преследователям, где прячутся беглецы, дятлы указывают им дорогу, а “соловьи веселыми песнями свет поведают”.

Интересно, что названия птиц в “Слове о полку Игореве” встречаются 54 раза, названия рек – 23. При этом реки воспринимаются автором как живые существа. Вспомним, например, обращение реки Донца к Игорю Святославичу: “Князь Игорь! Не мало тебе величия, а Кончаку – досады, а Русской земле – веселия!”

Олицетворяя природу, автор добивается яркого и поэтического выражения своей политической идеи: самовольно выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле, и природа отвернулась от него, стала на сторону врагов; когда же Игорь, осознав вину перед родиной, бежал из плена, чтобы принести повинную голову Святославу в Киев, силы природы радостно приветствовали князя и активно ему помогали.

К природе обращается за помощью жена Игоря Ярославна. Славяне-язычники верили в то, что природа, все существующие в ней предметы и явления живут своей жизнью, имеют душу.

Отсюда и представление о том, что все предметы и явления, а также растения и животные имеют такие же способности, что и люди: “солнышко играет”, “задумался месяц”, “ой в поле могила с ветром заговорила”, “что ты нам, весна, принесла?” Обряды, которым приписывалась чудодейственная сила, способность влиять на людей и силы природы с помощью песен, ритуальных действий, называются магическими. Плача в Путивле-граде, обращаясь ко всей природе, Ярославна выполняла своеобразный магический обряд. В итоге – любовь русской женщины торжествует: она заставляет силы природы служить Игорю, ее милому “ладе”.

Мы почти ничего не знаем об авторе “Слова о полку Игореве”, но можно с уверенностью говорить о том, что он был всесторонне развитой, талантливой личностью, человеком, который очень хорошо знал устное народное творчество, историю, географию, политику, военное дело.

Он был не только гениальным творцом, но и горячим поборником объединения русских земель.

И то, что в “Слове о полку Игореве” действующими лицами являются и звери, и птицы, и растения, можно объяснить его глубокими патриотическими чувствами: автор настолько остро воспринимает беды и радости своих героев, что у него возникает ощущение, будто все вокруг также по-своему выражает свое сочувствие.

(No Ratings Yet)
Loading…

Слияние автора и природы в “слове о полку игореве”

Источник: https://goldsoch.info/sliyanie-avtora-i-prirody-v-slove-o-polku-igoreve/

Сочинение о полку игореве

«Слово о полку Игореве» – одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность.

Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним.

Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.

В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем.

Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников.

После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.

В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение».

Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы.

Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.

Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.

А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение.

И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами.

Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.

Основная идея «Слово о полку Игореве» – единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.

Читайте подібні твори

Інформація на сайті охороняється Законом України про авторські права. Копіювання матеріалів заборонено

(На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)

Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее.

Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова9raquo; – исключительным знатоком русской природы.

Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного9raquo; Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони.

Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро.

Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.

Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий.

Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели.

Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

Условно автор практически стер границу между природой и человечеством, поскольку часто сравнивал людей с животными и птицами, наделяя персонажей их знаменательными качествами. В «Слове о полку Игореве» природа часто сотрудничает с героями, и даже не напрямую ведет с ними диалоги (плач Ярославны, беседа Игоря с Донцом).

Черты природы просматриваются и описании автором разных событий – вместо того, чтобы прямо описать действие, автор прибегает к использованию художественных средств на основе природных явлений.

Например, половецкое войско он сравнивает с черной тучей, четырех князей – с четырьмя солнцами, битву – с посевом.

В тексте присутствует очень много эпитетов, которые также имеют происхождение из природы.

Пусть в поэме и немного описаний самой природы, все же ее дух ощущается на каждой странице произведения. Она ощущает каждые изменения, болезненно переживая каждое поражения русского народа, она пытается способствовать героям, она является участником и неотъемлемой частью многих событий.

Можно с уверенностью сказать, что автор поэмы очень хорошо знал и тонко чувствовал русскую природу, благодаря чему так точно и детально описал ее явления.

Без этого произведение не было бы таким насыщенным и ярким, автору удалось сделать практически невозможное – ввести в текст персонажа, который сопутствовал бы всем происшествиям, чувствовал, сопереживал и предоставлял возможность в полной мере ощутить весь трагизм события, которому уже несколько сотен лет.

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/4000/

Ссылка на основную публикацию