Шариков: характеристика и образ героя в повести м. булгакова “собачье сердце”

Характеристика Шарикова «Собачье сердце»

В ходе изучения творчества Михаила Булгакова школьники проходят повесть «Собачье сердце». Одним из ключевых персонажей данного произведения является Полиграф Полиграфович Шариков. На этом образе сконцентрировано все идейное и сюжетное содержание повести. Итак, перед нами характеристика Шарикова. «Собачье сердце». Сочинение ученицы 9 класса.

Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков написал в 1925 году. Но читатели смогли с ней познакомиться только через 60 с лишним лет – в 1987-м. И это не удивительно – ведь автор высмеивает в данном произведении советскую действительность, которая ему, как и многим представителям интеллигенции того времени, была очень не по душе.

Главными героями повести являются профессор Преображенский и Полиграф Полиграфович Шариков. Первый образ вызывает симпатию и уважение. Преображенский – очень умный, образованный, воспитанный и порядочный человек. А вот характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце» крайне негативна.

Полиграф Полиграфович появился на свет в результате эксперимента профессора, который проводил опыты в сфере омоложения человеческого организма. Преображенский провел уникальную операцию, пересадив мозг погибшего мужчины дворовому псу Шарику. В результате собака превращается в человека. Его и назвали Полиграф Полиграфовичем.

От своих «доноров» Шариков взял самое худшее. От дворняги – свойство огрызаться, носиться за кошками, ловить блох и т.д. От судимого вора, хулигана и алкоголика – соответствующие черты: лень, наглость, глупость, жестокость.

Получилась гремучая смесь, которая привела в ужас профессора Преображенского и его помощника доктора Борменталя. Они были шокированы и расстроены своим детищем.

И сколько бы ни пытались привить ему черты нормального человека, у них это не получилось.

А вот общество приняло Шарикова вполне спокойно. Он даже получил ответственную должность и пользовался авторитетом в своем кругу. Это делало Полиграфа Полиграфовича все более наглым и жестоким. Видя, что его поведение не вызывает осуждения общества, а даже наоборот, Шариков становился еще большим моральным уродом, чем был изначально.

В итоге Преображенский не выдержал и вернул распоясавшееся чудовище в тело собаки.

Но что же хотел сказать всем этим читателю Булгаков? На мой взгляд, образ Шарикова в произведении символизирует всех тех, кто пришел путем революции к власти.

Необразованные, ограниченные, ленивые и наглые люди возомнили себя хозяевами жизни, и превратили нормальную страну в развалину. В фантастической повести профессору удалось «загнать джина обратно в бутылку».

А вот в реальной жизни это, увы, невозможно. Поэтому каждый человек должен очень хорошо продумывать свои действия. Ведь не зря же говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А иначе на свет могут появиться такие чудовища как Шариков. И это по-настоящему страшно!

На этой странице искали :

  • характеристика шарикова
  • образ Палиграф палиграфовича Шарикова

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-sharikova-sobache-serdce.html

Образ шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Сочинения по литературе: Образ шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.

Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса.

Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”.

Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.

В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы.

Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека.

Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).

Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен.

Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу.

От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг.

Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.

Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.

И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.

В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.

Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак.

Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.

Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием.

Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же.

Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются.

Читайте также:  Сочинение на тему: добро и зло в романе "мастер и маргарита" м. булгакова

И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.

Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой.

Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении.

Как хочется верить, что это время настанет!..

Источник: http://ruslit.biz/obraz-sharikova-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент.

Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой власти является эксперимент профессора Преображенского, в результате которого из Шарика был создан Шариков.

В наружности Шарикова ясно проявляется, что он «стоит на самой низшей ступени развития»: «У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности… Лоб поражал своей малой вышиной.

Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Единственное, что могло бы сделать из Шарикова нормального члена общества — постоянная учеба, стремление усвоить хотя бы элементарные правила культуры. Но все попытки в этой области оказываются бесплодными, потому что в дело воспитания Шарикова вмешивается Швондер.

Внутренней сущности люмпена и рецидивиста Клима Чугункина удивительным образом оказывается созвучной социальная демагогия Швондера, и вот уже вчерашняя собака рассуждает: «Ухватили животную, исполосовали Ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно… и мои родные.

Я иск, может, имею право предъявить?» Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним, что собака чувствует благодарность к своему спасителю, называет профессора «божеством».

Даже те «безобразия», которые творит собака, — разодранное чучело совы, разбитая фотография — выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков: бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину.

Собака же Шарик, в отличие от Шарикова, обладает способностью разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей.

Он может поделиться своими мыслями о «свободе воли», вспомнить, причем вполне уместно, о «Садах Семирамиды» и т. д. Собственно, словарь, интонации и темы рассуждений Шарика — это лексика и размышления интеллигентного человека.

Во второй части перед нами уже не Шарик, а Клим Чугункин, первые же фразы которого говорят о социальной агрессивности, безнравственности, нечистоплотности и полнейшем невежестве («Обыкновенная прислуга, а форсу, как у комиссарши», — о Зине, «…еще за такого мерзавцы полтора целковых платить», — о соседе по дому). «Вот все у вас как на параде, — обвиняет Шариков своих хозяев, — а так, чтобы по-настоящему, — это нет…» Нормы культуры, естественные для профессора и Борменталя, мучительны и обременительны для Шарикова. И эти нормы он считает «ненастоящими», мучительными для всех.

«Жить по-настоящему» для Шарикова значит грызть семечки и плевать на пол, нецензурно браниться и приставать к женщинам. По всей вероятности, он искренен, когда заявляет своим воспитателям, что они «мучают себя, как при царском режиме». Мысль о естественности и «нормальности» иного, отличного от его собственного поведения, просто не приходит, да и не может прийти в голову Шарикова.

И в этом он как раз смыкается, находит общий язык с членами домкома и в их лице — с новым обществом в целом.

Ведь Швондер и его присные искренне убеждены, что человеку совершенно ни к чему «жить в семи комнатах», «иметь сорок пар штанов», «обедать в столовой» и т. д. То, что ненужно им, представляется им ненужным никому другому.

Все, что поднимается над средним уровнем развития, кажется им вредным и опасным. Итак, в повести «Собачье сердце» М. Булгаков вскрыл подлинную природу социализма.

Он стал настоящим сатириком как раз в то время, когда никакая сатира была в стране абсолютно немыслима.

Источник: http://sochbox.com/sobache-serdce-obraz-sharikova-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.

Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса.

Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”.

Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду – все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.

В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность – он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы.

Над нимзадуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека.

Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом – человеком, который дает собаке свой гипофиз, – Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).

Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен.

Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу.

Читайте также:  Сочинение: "тема маленького человека" в рассказе "смерть чиновника" а.п. чехова

От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, – классовый враг.

Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное – стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.

Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это – наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… ” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.

И последний аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского. В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.

Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые – пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.

Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом.

Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность.

Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой.

Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет – сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

(No Ratings Yet)
Loading…

Внесок і карпенко карий його спадок.

Ви зараз читаєте: Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”« Тарас Шевченко – Було, роблю що, чи гуляюГітара Пабло Неруди – драч Іван »

Источник: http://ukr-lit.com/obraz-sharikova-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

Образ Шарикова в повести

Образование 29 июня 2015

Рассмотрим образ Шарикова из повести “Собачье сердце”. Булгаков в этом произведении не просто рассказывает о проведенном профессором Преображенским противоестественном эксперименте.

Михаил Афанасьевич описывает новый тип человека, который появился отнюдь не в лаборатории ученого, а в советской действительности послереволюционных лет. Аллегорией этого типа выступает образ Шарикова в повести “Собачье сердце”.

Сюжетную основу произведения составляют взаимоотношения между крупным ученым и Шариковым, искусственно созданным из собаки человеком.

Оценка жизни псом Шариком

Первая часть этой повести строится во многом на внутреннем монологе бродячего полуголодного пса.

Он оценивает уличную жизнь по-своему, дает характеристику характеров, нравов, быта Москвы времен нэпа со множеством чайных, магазинов, трактиров на Мясницкой с приказчиками, ненавидящими собак. Шарик способен ценить ласку и добро, сочувствовать.

Он, как это ни странно, хорошо понимает социальное устройство новой страны. Шарик новоявленных хозяев жизни осуждает, а про Преображенского, старого интеллигента из Москвы, знает, что он не будет “пинать ногой” голодного пса.

Осуществление эксперимента Преображенского

В жизни этой собаки происходит счастливая, по ее мнению, случайность – ее забирает к себе в роскошную квартиру профессор. В ней есть все, даже несколько “лишних комнат”. Однако пес профессору нужен не для забавы.

Он хочет осуществить фантастический эксперимент: собака должна будет после пересадки некоторой части человеческого мозга превратиться в человека.

Если Фаустом, создающим в пробирке человека, становится Преображенский, то его вторым отцом, давшим Шарику свой гипофиз, является Чугункин Клим Петрович. Булгаков очень коротко дает характеристику этого человека. Его профессия – игра по трактирам на балалайке.

Он плохо сложен, маленького роста. Печень в результате употребления алкоголя расширена. Чунугкин умер в пивной от удара ножом в сердце. Существо, появившееся после операции, унаследовало сущность своего второго отца. Шариков агрессивен, чванлив, нагл.

Видео по теме

Полиграф Полиграфович Шариков

Михаил Афанасьевич создал яркий образ Шарикова в повести “Собачье сердце”. Этот герой лишен представлений о культуре, о том, как следует вести себя с другими людьми. Через некоторое время назревает конфликт между творением и творцом, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, именующим себя “гомункулус”, и Преображенским.

Трагедия заключается в том, что “человек”, едва выучившийся ходить, находит надежных союзников в своей жизни. Они подводят революционную теоретическую основу под все его поступки. Один из них – Швондер. Шариков узнает от этого героя о том, какие у него, пролетария, имеются привилегии по сравнению с Преображенским, профессором.

Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый – классовый враг.

Поведение Шарикова

Дополним образ Шарикова в повести Булгакова “Собачье сердце” еще несколькими штрихами. Этот герой четко осознает главное кредо новоявленных хозяев жизни: воруй, грабь, растаскивай созданное другими, а главное – стремись к уравниловке. И пес, некогда благодарный Преображенскому, уже не хочет мириться с тем, что профессор поселился “один в семи комнатах”.

Читайте также:  Ирландия. география, описание и характеристики страны

Шариков приносит бумагу, согласно которой ему следует выделить в квартире площадь в 16 кв. м. Полиграфу чужды мораль, стыд, совесть. Отсутствуют у него все другие человеческие качества, кроме злобы, ненависти, подлости. Он распоясывается все больше и больше с каждым днем. Полиграф Полиграфович бесчинствует, ворует, пьет, пристает к женщинам.

Таков образ Шарикова в повести “Собачье сердце”.

Звездный час Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Новая работа становится для Шарикова его звездным часом. Бывшая бездомная собака делает головокружительный прыжок. Она превращается в заведующего подотделом по очистке Москвы от бездомных животных.

Неудивителен такой выбор Шариковым профессии: подобные им всегда хотят уничтожить своих же. Однако на достигнутом Полиграф не останавливается. Новые детали дополняют образ Шарикова в повести “Собачье сердце”.

Краткое описание дальнейших его деяний следующее.

История с машинисткой, обратное превращение

Шариков появляется через некоторое время в квартире Преображенского с молодой девушкой и говорит, что расписывается с ней. Это машинистка из его подотдела. Шариков заявляет, что нужно будет выселить Борменталя.

В конце концов выясняется, что он эту девушку обманул, сочинил множество историй о себе. Последнее, что делает Шариков, доносит на Преображенского. Чародею-профессору из интересующей нас повести удается превратить человека обратно в собаку.

Хорошо, что Преображенский осознал, что природа насилия над собой не терпит.

Шариковы в реальной жизни

В реальной жизни, увы, шариковы намного более живучи. Наглые, самоуверенные, не сомневающиеся в том, что им все дозволено, эти полуграмотные люмпены довели до глубокого кризиса нашу страну.

Это не удивительно: насилие над ходом исторических событий, пренебрежение законами развития общества породить могло лишь Шариковых. Полиграф в повести превратился вновь в собаку. Но в жизни ему удалось пройти длинный и, как казалось ему и внушалось другим, славный путь.

Он травил людей в 30-50-е годы, как по роду службы когда-то бездомных животных. Он пронес через всю свою жизнь подозрительность и собачью злость, заменив ими собачью верность, ставшую ненужной. Этот герой, вступив в разумную жизнь, так и остался на уровне инстинктов.

И он хотел изменить страну, мир, вселенную для того, чтобы было проще удовлетворить эти звериные инстинкты. Все эти идеи проводит в произведении Булгаков, создавший образ Шарикова в повести “Собачье сердце”.

Человек или животное: что отличает шариковых от других людей?

Шариков гордится низким происхождением, своей необразованностью. Вообще, он гордится всем низким, что есть в нем, поскольку лишь это высоко его поднимает над теми, кто выделяется разумом, духом. Подобных Преображенскому людей нужно втоптать в грязь для того, чтобы Шариков мог возвыситься над ними.

Шариковы внешне не отличаются ничем от других людей, однако нелюдская их сущность выжидает подходящего момента. Когда он наступает, такие существа превращаются в монстров, ждущих первой возможности для того, чтобы ухватить свою добычу. Таково их истинное лицо. Шариковы готовы предать своих.

У них все святое и высокое превращается в свою противоположность, когда они прикасаются к нему. Страшнее всего, что таким людям удалось добиться немалой власти. Придя к ней, нелюдь стремится всех вокруг расчеловечить, чтобы легче стало управлять стадом.

Все человеческие чувства у них вытесняет инстинкт самосохранения.

Шариковы сегодня

Нельзя не обратиться к современности, анализируя образ Шарикова в повести “Собачье сердце”. Краткое сочинение по произведению должно содержать в заключительной части несколько слов о сегодняшних шариковых.

Дело в том, что после революции в нашей стране созданы были все условия для того, чтобы возникло большое количество подобных людей. Очень способствует этому тоталитарная система. Они проникли во все области общественной жизни, живут они и сейчас среди нас. Шариковы способны существовать, несмотря ни на что.

Главная угроза человечеству сегодня – собачье сердце вместе с человеческим разумом. Поэтому написанная в начале прошлого века повесть и в наши дни остается актуальной. Она является предупреждением будущим поколениям. Кажется порой, что Россия за это время стала другой.

Но образ мышления, стереотипы, сознание людей ни за 10, ни за 20 лет не изменятся. Не одно поколение сменится, прежде чем из нашей жизни исчезнут шариковы, а люди станут другими, лишенными звериных инстинктов.

Ниже представлено фото М.А. Булгакова, автора интересующего нас произведения.

Итак, мы рассмотрели образ Шарикова в повести “Собачье сердце”. Краткое содержание произведения поможет вам поближе познакомиться с этим героем. А прочитав оригинал повести, вы откроете для себя некоторые детали этого образа, опущенные нами. Образ Шарикова в повести М.А. Булгакова “Собачье сердце” – большое художественное достижение Михаила Афанасьевича, как и все произведение в целом.

Источник: fb.ruОбразование
В чем смысл названия повести “Собачье сердце” Булгакова?

В чем смысл названия повести “Собачье сердце?” В нем можно увидеть двойное значение. Повесть могла быть названа так в честь эксперимента, который провел профессор Преображенский. Суть его заключалась в пересадке в тел…

Искусство и развлечения
Отзывы о книге “Собачье сердце” М. А. Булгакова

«Собачье сердце» вызывает интерес читателей и бурные споры критиков. В повести, как и в прочих произведениях Булгакова, литературоведы пытаются найти зашифрованный смысл. Читательские отзывы о книге «…

Искусство и развлечения
Образ дома в романе “Белая гвардия” М. А. Булгакова. Краткое содержание, главные герои

Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний у…

Искусство и развлечения
Повесть “Собачье сердце”: характеристика Шарикова. Шарик и Шариков: сравнительная характеристика

В 1925 году, как отклик на происходившие в стране события, появилась сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце». И хотя изначально предполагалась публикация произведения в журнале «Недра&raqu…

Образование
Актуальность повести «Собачье сердце». Современен ли М. А. Булгаков?

Вопрос заглавия статьи во многом риторический. Булгаков писал о вечных проблемах земли русской, да и не только русской. Но мы постараемся разобраться конкретно в теме, определяющей актуальность повести «Собачье …

Искусство и развлечения
Образ бабушки в повести Горького “Детство”. Характеристика героини

В первой части своей автобиографической трилогии писатель М. Горький беспристрастно изобразил «свинцовые мерзости» жизни, окружавшие главного героя, Алешу Пешкова, в его детские годы. Мальчику повезло, что…

Искусство и развлечения
Образ Савельича в повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным неслучайно, он олицетворяет собой национальный русский характер наравне с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, к…

Искусство и развлечения
Образ Петербурга в повести “Шинель”. Н. В. Гоголь, “Шинель”

Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетае…

Искусство и развлечения
Образ Ромашова в повести “Поединок” Куприна

Повесть «Поединок» вышла в свет в 1905 году и сразу сделала А. И. Куприна популярным. Это совсем не удивительно, ведь ни в одном сочинении того времени не описывалась армия и её нравы с такой степенью маст…

Искусство и развлечения
Образ Лизы в повести “Бедная Лиза” Карамзина

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) сильно повлиял на развитие русской литературы, преобразовав русский язык, освободив его от сложных латинских конструкций и славянизмов, приблизив к живой человеческой речи.

Источник: http://monateka.com/article/186028/

Ссылка на основную публикацию