Сочинение: “тема маленького человека” в рассказе “смерть чиновника” а.п. чехова

Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника» | Литерагуру

Антон Павлович Чехов неоднократно приоткрывал завесу истории над канцелярским миром царских клерков и писарей, канувшим в небытие. Однако неизменными остались те виртуозно описанные типажи людей, порожденные бюрократической системой.

Забитые, ограниченные, лицемерные и сведенные с ума своей иерархической зависимостью жертвы работы по-прежнему смешат их здравомыслящих знакомых, а мастер слова больше ста лет назад дал им такую меткую характеристику, которая до сих пор актуальна.

Особенно интересна она в рассказе «Смерть чиновника».

Жанр

Чехов показывает истинные и ложные ценности: истинная ценность – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства, а ложная – стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов.

Недаром для своего произведения «Смерть чиновника» он выбрал жанр «юмористический рассказ». Это нужно для того, чтобы высмеять ложные ценности, сформированные обществом.

Писатель высмеивает такие пороки, как лизоблюдство, чинопочитание и стремление вжиться в конъюнктуру, приспособленчество, иначе говоря.

О чём произведение?

В рассказе говорится о том, как экзекутор Червяков смотрел пьесу «Корневильские колокола» и случайно чихнул на лысину статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения, который сидел впереди него:  «Я его обрызгал! — подумал он. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Он наклонился и извинился, зритель в первом ряду сказал «ничего страшного». Однако чиновнику показалось, что его превосходительство лукавит и не простит обиду.

Хотя это был не его прямой начальник, представитель другого ведомства, нарушитель порядка очень встревожился и подошел на антракте, но сановник опять сказал, что ничего страшного.

Дома он пожаловался жене, но супруга не оказала на происшествие должного внимания. На следующий день Червяков вновь потерпел неудачу с просьбой о прощении, услышал, что произошедшее – пустяк. Тогда он подумал:  «Говорить не хочет! — подумал он, бледнея.

— Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» — и решил вновь попросить прощения на следующий день, однако генерал выгнал его с гневом. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Суть произведения Чехова «Смерть чиновника» в том, чтобы показать, до чего доводит человека безумное чинопочитание.

Главные герои и их характеристика

Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.

Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу.

Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам.

По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы.

Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо.

Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка.

В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.

Бризжалов (статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя.

И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост.

Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.

Темы

  1. Проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией.
  2. Кроме того, Чехов затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе.
  3. Особняком в тексте стоит тема тоски.

    Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. «Смерть чиновника» раскрывает трагедию униженной личности.

  4. Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом.

    Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.

  5. Тема маленького человека тоже дает о себе знать, ее автор воплощает посредством образа главного героя.

    Такая ничтожная и беззащитная личность обречена на прозябание в большом и жестоком мире.

Проблематика

Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.

  1. Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
  2. Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных. Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
  3. Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
  4. Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.

Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.

Главная мысль

К сожалению, реалии России того времени таковы, что самодурство начальника могло сделать нищим любого его подчиненного. Всевозможные государственные службы закрепощали души, которые навек застывали в неволе и трепете перед вышестоящим лицом.

Основная мысль рассказа – показать, как человек теряет достоинство, стремясь не потерять должность.

Чехов обращает внимание читателя на то, как общество уничтожает естественные закономерности и заставляет обывателя вести себя противоестественно: бояться начальника до смерти, например.

Даже название произведения уже говорит о замысле писателя.

Идея рассказа «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы показать, как человек теряет свое лицо и становится всего лишь должностным лицом, которого убивает его же стремление во всем услужить господам.

Он настолько ничтожен, что его жизнь ограничивается службой, а его достоинство – «приличным поведением на людях»,  как метко выразилась жена Червякова, которую больше волнует, что люди скажут, а не самочувствие мужа.

Действительно, в книге речь идет о том, что умер не человек, а чиновник. Причина его смерти в вопиющем чинопочитании, так как герой расстроил нервы из-за того, что не угодил начальству.

Не реальная трагедия была тому основанием, а иллюзорная реальность мундиров, в которой подчиненный забывает о собственном достоинстве и становится рабом государственной системы принуждения.

Смысл рассказа в том, что вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие и лизоблюдство.

Чему учит рассказ?

Автор серьезно описывает, по сути, курьезную ситуацию: персонаж загонял себя до смерти из-за такого пустяка. Довольно смешно наблюдать, как герой не может понять простых вещей, что банально надоел генералу своими бреднями.

Он, как клоун, вновь и вновь поскальзывается на банановой кожуре и театрально падает, расшибив лоб, но в упор не понимает, что происходит. Обыкновенные слова его превосходительства он воспринимает, как изощренные намеки и лукавство, приписывает ему хитрость и лицемерие, хотя, на самом деле, инцидент исчерпан, и человек думать о нем забыл.

Чехов бесстрастно и серьезно говорит о том, что смешно, ведь таких нелепых и жалких клерков мы высмеиваем и сами. Мораль в рассказе «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы не высмеивать, а жалеть таких людей, они глубоко несчастны, но не одни они виноваты в этой ущербности. В этом виновато все несправедливое общественное устройство.

Вот вывод, к которому приводит писатель свои размышления. Измениться надо не абстрактному Червякову, а всему социуму.

Источник: https://LiteraGuru.ru/a-chehov-smert-chinovnika-analiz/

Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова

Творчество А. П. Чехова – одна из ярчайших страниц русской литературы. В его реалистических рассказах и пьесах отражается жизнь русского общества конца XIX – начала XX веков. В рассказах Чехова слышен и уничтожающий сатирический смех, и горькое разочарование в современном обществе, где процветают пошлость, мещанство, раболепие.

Проблема духовной деградации людей волновала писателя еще в начале творческого пути. С течением времени произведения становились острее, злободневнее, но неизменной оставалась авторская позиция неприятия «мерзостей жизни».

Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная от самых простых до сложнейших.

В чеховском повествовании среда перестала быть внешней, посторонней человеку силой, и персонажи зависят от нее в той мере, в какой сами же ее создают и воспроизводят.

Поэтому у Чехова, в отличие от большинства других писателей, разрабатывавших именно тему конфликта со средой, так много рассказов о достигнутой цели, о сбывшейся мечте, о людях, добившихся «счастья».

Чем полнее чеховский персонале соответствует «среде», тем меньше он похож на человека.

Чехов дал множественный анализ причин, принуждающих людей к подчинению и неволе.

В рассказах Чехова завершилась и тема «маленького человека» – тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть «маленькими».

Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.

Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог. Его обуял животный страх.

Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». У этого смешного рассказа очень грустный подтекст.

В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.

Той же самой теме посвящен рассказ «Толстый и тонкий». Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену.

Когда «тонкий» узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился…».

Его чемодан, узлы и картонки «съежились, поморщились…» Чинопочитание, подхалимство «тонкого» вызывает тошноту не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.

Писатель вскрывает все негативные стороны жизни, характерные для общества того периода! Можно упомянуть рассказы «Маска», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», каждый из которых высмеивает различные проявления «пошлости жизни».

Элементы зоологического уподобления встречаются в рассказе Чехова «Хамелеон», где полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин по-хамелеонски «перестраиваются» в своем отношении к собаке, в зависимости оттого, «генеральская» она или «не генеральская».

Очень часто в раннем творчестве Чехов комически обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации. По-новому решает он, например, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы.

Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственною отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств.

Однако в восьмидесятые годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.

Один из ранних рассказов Чехова называется «Мелюзга». Символическое название! Большинство персонажей в его произведениях первой половины восьмидесятых годов – мелкие чиновники Подзатылкины, Козявкины, Невыразимовы, Червяковы. Чехов показывает, как в эпоху безвременья мельчает и дробится человек.

В чеховских рассказах не найдешь привычных литературных героев, раскрытых в глубоком противоречии со средой.

В сравнении с этими монументальными образами персонажи Чехова казались беглыми набросками в два-три штриха; старая русская критика полагала, что это – следствие излишней краткости; в наше время возникла теория, упростившая проблему: эпоха была «безгеройная, люди были маленькие, эмоции были мелкие, поэтому и роман у Чехова «не вытанцовывался».

Антон Павлович Чехов в своих рассказах изображает типичные явления того времени. Герои чеховских произведений – это слепки с натуры.

Имена некоторых персонажей стали нарицательными, как, например, Беликов из рассказа «Человек в футляре».

Болезнь русского общества глубоко волнует писателя, выступавшего противником «футлярной жизни», деградации личности. Чехов показывает реальную жизнь изнутри, горьким смехом вынося ей приговор.

Источник: http://www.slavkrug.org/osobennosti-izobrazheniya-malenkogo-cheloveka-v-proze-a-p-chexova/

Анализ «Смерть чиновника» Чехов

В русской литературе Чехов считается “Пушкиным в прозе”, благодаря масштабности и непревзойдённой художественной манере. В рассказе Чехова “Смерть чиновника” раскрывается тема “маленького человека”, но не так, как у Гоголя или Пушкина.

В произведении “Смерть чиновника” анализ предусматривает ознакомление с историей создания, проблематикой, особенностями жанра и композиции – всё это есть в нашей статье.

Она будет полезна для учащихся 9 классов при изучении творчества Чехова на уроках литературы.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.

Год написания – 1883 год, 25-26 июня.

История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.

Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли.

В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня.

Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

В рассказе Чехова “Смерть чиновника” поднимается тема маленького человека, раболепского сознания, уничижительного отношения к себе перед лицом высших чинов.

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.

Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым – это конфликт персонажа с собой. Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. Проблематика рассказа обусловлена болезнью общества – привычкой пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе, что достаточно актуально и в наше время.

Червяков и Бризжалов – герои-противоположности: именно генерал должен был стать отрицательным персонажем, но у Чехова они поменялись ролями.

Генерал на редкость положительный, адекватный персонаж, а младший чин – труслив, не уверен в себе, назойлив, непоследователен и, по меньшей мере, странен в своих поступках и стремлениях.

Основная мысль произведения – потеря нравственных основ, идеалов, на которых держится “здоровая” личность.

Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.

Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности.

Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции.

Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Смерти чиновника».

Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны.

Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести.

Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/smert-chinovnika/analiz-proizvedeniya-chehova.html

Сочинение: Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»

Вопрос экзаменационного билета (билет № 4, вопрос 2)

Большинство ранних рассказов Антона Павловича Чехова очень смешны. Начало его творчества связано в основном с юмористическими произведениями. Это небольшие рассказы, сценки, фельетоны и зарисовки, в которых представлены раз­носторонние комические проявления в жизни.

В юмористических рассказах Чехов не высмеивает, а лишь посмеивается над человеческими слабостями. Ведь юмором мы называем смех добродушный, не направленный на отрицание носителя смешных черт. Классическими образцами чеховско­го юмора могут служить рассказы «Лошадиная фамилия», «Ра­дость», «Налим» и многие другие.

Но среди рассказов Чехова можно встретить не только об­разцы безобидного юмора. Чаще всего юмористическая ситу­ация в них оказывается наполнена сатирическим содержани­ем. Писатель высмеивает те качества человеческой натуры, которые считает неприемлемыми.

Ярким примером переплетения сатиры и юмора в одном произведении может служить рассказ «Смерть чиновника». Интересно отметить, что в этом рассказе находит своеобразное преломление традиционная для русской литературы девятнад­цатого столетия тема «маленького человека».

Но если, раскры­вая эту тему, предшественники Чехова Пушкин, Гоголь, Досто­евский и другие стремились вызвать у читателя сочувствие к своему герою, то Чехов снижает этот образ, подчеркивая, что «малость» его персонажа определяется полным отсутствием у него чувства собственного достоинства.

Некий мелкий чиновник Червяков (уже говорящая фами­лия указывает на отношение к нему автора) случайно чихнул в театре на лысину генералу.

Тому, конечно, радости это не дос­тавило, но он понимал, что неумышленная оплошность может произойти с любым человеком. И не придал значения случив­шемуся.

Однако несчастный чиновник так перепугался, что стал одолевать генерала извинениями и настолько допек его, что тот выгнал назойливого посетителя.

«В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Казалось бы, случилась трагедия. Погиб человек. Но у чи­тателя никакого траурного настроения не возникает. И сам автор указывает на свое малосочувственное отношение к пер­сонажу употреблением пренебрежительного словечка «помер» вместо «умер».

Итак, в рассказе «Смерть чиновника» смешное и грустное неразрывно связаны друг с другом. В итоге возникает ситуа­ция, которую принято называть трагикомической. Умение ви­деть смешное в грустном и грустное в смешном — одна из от­личительных особенностей творческой манеры Антона Павло­вича Чехова.

На этой странице искали :

  • смешное и грустное в рассказе чехова смерть чиновника
  • сочинение смешное и грустное в рассказах чехова
  • сочинение смерть чиновника
  • смерть чиновника сочинение
  • сочинение на тему смерть чиновника

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-smeshnoe-i-grustnoe-v-rasskaze-a-p-chexova-smert-chinovnika.html

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. «Смерть чиновника» А. П. Чехова: сопоставление с произведениями Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя

1.  «Маленький человек» Гоголя.

2.  «Маленький человек» Достоевского.

3.  «Маленький человек» Чехова.

4.  Гении и их произведения.

Тема «маленьких людей» всегда была актуальной для русских писателей. Пожалуй, такие произведения есть у каждого автора. Но особенно ярко и остро ее освещали такие ге­нии русской литературы, как Достоевский, Гоголь и Чехов.

Мир вокруг людей меняется, меняются и сами люди, время и обстоятельства меняют писателей, а вместе с ними и их героев. «Маленький человек» также эволюционировал».

О «маленьком человеке» Гоголя мы узнаем из знаменитой «Шинели». Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, — мелкий чиновник. Весь его «талант» состоит в том, что он может «переписывать» бумаги. Сам смысл документов, с которыми ему доводится работать, совершенно не интересует Акакия Акакиевича. Башмачкин интересуется буквами, «закорючками».

У Достоевского в «Бедных людях» и «Двойнике» мы также видим «маленьких», забитых чиновников. По своей нравственной сущности Девушкин «вышел» из гоголевской «Шинели».

Но Достоевский несколько иначе осознает характер «маленького человека». В некоторой степени «маленькие люди» Достоевского и Гоголя противопоставлены друг другу.

Башмачкин изображен извне, Макар Алексеевич Девушкин — как бы изнутри, в его переписке с Варварой Доброселовой.

В «Бедных людях» показана история действительно нищих людей, жить которым сложно и тяжело, и только переписка спасает их, делает жизнь отрадней. Девушкин нравственно подавлен, он полностью зависит от своего начальства. И нет у него сил вырваться из этого порочного крута.

Всячески он стремится к защите своего достоинства, своей «амбиции», как он сам говорит. Но все тщетно. Тяжкий гнет нищеты и неуважения давит на него и Вареньку слишком сильно. Макар Алексеевич много размышляет о несправедливости социальной жизни, мысли эти пугают его, но не покидают, несмотря ни на что.

Не в силах выразить протест, герой смиряется со своим положением, и только Варенька дает ему силы существовать. Но однажды добрым друзьям, искренне привязанным друг к другу, приходится расстаться — Варвара выходит замуж. И замужество это тоже безрадостное, несчастливое.

Здесь «маленькие люди» вызывают сочувствие, искреннюю жалость. Читателю совершенно не хочется смеяться или издеваться над ними.

«Двойник», написанный сразу же после «Бедных людей», продолжает тему униженных и оскорбленных, но теперь автор показывает нам «маленького человека» в несколько ином свете. Голядкин имеет некоторый доход, у него даже есть слуга.

«Главное стремление чиновника — преодолеть в себе робость, показать, что он ничуть не хуже других, что он также не только может ездить в карете, покупать дорогие вещи, но даже посещать званые обеды статского советника, ухаживать за его дочерью», — писал Г. Н. Поспелов.

Конечно, никто Голядкина на обед не звал, он сам пытается проникнуть в дом — то с парадного, то с черного хода, и все его предприятие заканчивается скандалом. Голядкина с позором гонят из «приличного общества». Изо всех сил чиновник пытается казаться свободным, уверенным в себе, смелым.

На самом же деле даже Петрушка, его слуга, видит, насколько он робок и забит. И вот в жизни Голядкина возникает двойник — плод его воображения. Он добивается всего, чего так страстно желает чиновник, вытесняет Голядкина из всех сфер жизни, где его не признают и не замечают. Двойник отнимает у главного героя все, что только можно отнять.

Голядкин окончательно сходит с ума, его увольняют с работы.

«Маленький человек» Чехова совсем другой. Как и Гоголь, Чехов использует гротеск, он преувеличивает все происходящее, словно рассматривает букашку в увеличительное стекло. «Смерть чиновника» заставляет нас удивляться, смеяться, и сама смерть кажется нелепой, глупой смешной.

Эта история до того трагикомична, что над ней невозможно не смеяться. Как жалок Червяков в своем тупом преклонении, уничижении самого себя, в своем животном страхе перед вышестоящими чинами! Он не видит других людей, да и себя не считает за человека. Обидно и по-настоящему смешно.

Каждый из этих авторов привнес в образ «маленького человека» свои неповторимые черты, свою манеру писать, видеть и понимать жизнь.

У Гоголя все гротескно, наполнено сарказмом, иронией. У Достоевского — по-настоящему горько и трагично. Только жалость и сочувствие мы можем испытывать к его героям. Читателю хочется сделать для них что-то хорошее, светлое, нужное. Или же посильнее захлопнуть и сердце, и глаза — чтобы не видеть всей несправедливости и жестокости жизни.

Чехов же заставляет нас смеяться. Гротеск Чехова не фантастичен, он доводит саму жизнь в ее обыденности до абсурда, во что, казалось бы, невозможно поверить, а на самом деле, если присмотреться, подобное встречается на каждом шагу.

Итак, маленький человек в произведениях русской литературы эволюционирует — меняется вместе с авторами. Гоголь смеется над своими героями, над тем, как они жалки. Достоевский заставляет нас плакать, сострадать, искренне сочувствовать.

Он учит нас по-настоящему ценить все то светлое, радостное и доброе, что есть в жизни каждого человека. Читая его произведения, мы понимаем, как глубоки и тяжелы могут быть страдания человека, в какие невыносимые обстоятельства может поставить его жизнь.

Книги его прочно и навсегда остаются в сердце каждого читателя, если тот способен хоть немного сострадать.

Чехов показывает нам совсем иного «маленького человека». Да, он так же смешон, как у Гоголя, Антон Павлович также использует гротеск, но, при всех сходствах с гоголевскими героями, «маленькие люди» Чехова выглядят настолько незначительными, что мы не можем воспринимать их серьезно.

Тема «маленького человека» в русской литературе представлена гениальными произведениями настоящих мастеров слова, и каждый образ этих повестей и романов прекрасен в своей точности, неповторимости и глубине.

Источник: http://sochineny.ru/index.php/8-klass/76-obraz-malenkogo-cheloveka-russkoy-literature-smert-chinovnika-chekhov

Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М.

Достоевского!!! =>>>

Тема «маленького человека» в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С.

Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник») и Н. В. Гоголь («Шинель»). Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов также не обходят стороной эту тему. Происхождение каждого из писателей сыграло тут не последнюю роль. Как Чехов, так и Достоевский провели свое ребячество в обществе «маленьких людей».

Один- в больнице для бедных на Божедомке в Москве, прочий — в лавке колониальных товаров в Таганроге. Вероятно, уже тогда сформировались взгляды будущих писателей на «слабых мира сего».<\p>

В творчестве обоих писателей можно повстречать героев, похожих гоголевскому Акакию Акакиевичу.

Чиновник Червяков, случайно чихнувший на лысину генерала («Смерть чиновника»), Липа («В овраге»), Катерина Ивановна и Лизавета («Преступление и наказание») одинаково бесправны и угнетены. Эти герои вызывают к себе жалость и сочувствие. Однако герои Чехова совсем не похожи на героев Достоевского.

Что лимитирует и унижает «маленького человека»? У Чехова это страх и трепет перед начальниками, раболепство, охота сжаться и «влезть в футляр». Героев же Достоевского унижает бедность, нищета. Они часто становятся жертвами физического насилие, подвергаются побоям, публично оскорбляются.

Какое страдание испытывают «маленькие люди»? Что является причиной этих страданий?

«Маленькие люди» Достоевского мучаются от сознания своей нищеты, от безысходности, от невозможности изменить положение вещей.

А главными источниками страданий являются грехи, сопутствующие нищете: пьянство и безответственность Мармеладка, прекрасно осознающего свое положение, но при этом ничего не пытающегося совершать, чтобы спасти себя и семью; проституция Сони; чахотка и безумие Катерины Ивановны.

Герои Достоевского воспринимают нищету как тяжкую, отвратительную болезнь. Все страдания героев Достоевского имеют единственную причину — бедность, то есть социально детерминированы.

Мучения героев Чехова имеют иные причины. Так, ямщик из рассказа «Тоска» не может поделиться своим горемс окружающими, его никто не хочет слушать. Липа страдает от бессилю и кротости, а потом и от безнаказанности убийцы своего ребенка.

Учитель греческого Беликов болен своим прямо-таки маниакальным страхом «а как бы чего не вышло». Он боится нарушить закон и не угодить политическая элита имущим.

В конечном счете страдания «маленьких людей» в творчестве Чехова вызваны жестокостью и бесчеловечностью окружавшей реальности, которые подчас приводят более того к душевной болезни (вспомним Громова и Рагина из рассказа «Палата № 6»).

Герои Достоевского не одиноки. Они находят некоторое утешение в 482

общении товарищ с другом. Мармеладов делится своим горем с Раскольнико-вым (и тот понимает его), Соня и Лизавета сообща утешаются чтением Евангелия, у самого Раскольникова есть верный, честный и преданный товарищ Разумихин.

у Чехова герои чаще всего страдают от одиночества. Их никто не хочет или не может понять. Так, Рагин, несмотря на то что имел приятеля, так и не смог найти с ним общий язык. Он вынужден посещать душевнобольного Громова, так как тот лучше всего его понимает.

Доктор Старцев, проживший много лет в уездном городе и имеющий большую врачебную практику, так и остался одиноким. Но он уже не чувствует своего одиночества, так как все человеческое в нем давнехонько уже умерло. Жива единственная страсть- «копить деньги».

Именно эта страсть и превратила доктора Старцева в обрюзгшего Ионыча.

«Слабые мира сего» из романа «Преступление и наказание» имеют отнюдь не маленькие души. Достоевский показывает их явное нравственное превосходство над сильными мира сего.

Вспомним сцену несправедливого обвинения Сони Лужиным в воровстве. Или последнее свидание Дуни и Свидригайлова. Эти герои пришли или в конце концов придут к переосмыслению жизни и очищению страданием.

Так в конце романа возрождаются к новой жизни Соня и Раскольников.

В чеховской прозе немного таких героев, но зато много таких, которые совсем не обнаруживают какой-либо духовной жизни. Ярчайший пример — герой рассказа «Толстый и тонкий». Разве может активизировать сочувствие герой, подобострастно кланяющийся, забывающий о собственном достоинстве лишь потому, что его бывший товарищ имеет более рослый чин. Тако
му герою Чехов отказывает в сочувствии.

Как видим, в творчестве двух писателей тема «маленького человека» раскрыта по-разному. Герои Достоевского живут духовной жизнью, раскаиваются и утешаются. Главной причиной их страданий является причина социальная — нищета.

Большинство чеховских героев не нуждаются материально, но их добросердечный мир узок, порой и совсем отсутствует, так как часто благие порывы становятся лишь воспоминанием, а сытый и устойчивый быт — как раз тем футляром, через крышку которого невозможно достучаться до души человеческой (рассказ «Ионыч»). Они статичны. Эти герои вызывают только насмешку и презрение.

Сочинение опубликовано: 16.11.2010 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского

Источник: http://www.getsoch.net/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-a-p-chexova-i-f-m-dostoevskogo-2/

Готовые школьные сочинения

Окт 25 2014

Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского

Тема “маленького человека” в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С.

Пушкин (“Станционный смотритель”, “Медный всадник”) и Н. В. Гоголь (“Шинель”). Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов также не обходят стороной эту тему. Происхождение каждого из писателей сыграло тут не последнюю роль. Как Чехов, так и Достоевский провели свое детство в обществе “маленьких людей”.

Один в больнице для бедных на Божедомке в Москве, другой в лавке колониальных товаров в Таганроге. Вероятно, уже тогда сформировались взгляды будущих писателей на “слабых мира сего”.

В творчестве обоих писателей можно встретить героев, аналогичных гоголевскому Акакию Акакиевичу.

Чиновник Червяков, случайно чихнувший на лысину генерала (“Смерть чиновника”), Липа (“В овраге”), Катерина Ивановна и Лизавета (“Преступление и наказание”) одинаково бесправны и угнетены.

Эти герои вызывают к себе жалость и сочувствие. Однако герои Чехова совсем не похожи на героев Достоевского. Что ограничивает и унижает “маленького человека”?

У Чехова это страх и трепет перед начальниками, раболепство, желание сжаться и “влезть в футляр”. Героев же Достоевского унижает бедность, нищета. Они часто становятся жертвами физического насилие, подвергаются побоям, публично оскорбляются.

Какое страдание испытывают “маленькие люди”? Что является причиной этих страданий? “Маленькие люди” Достоевского мучаются от сознания своей нищеты, от безысходности, от невозможности изменить положение вещей.

А главными источниками страданий являются грехи, сопутствующие нищете: пьянство и безответственность Мармеладка, прекрасно осознающего свое положение, но при этом ничего не пытающегося делать, чтобы спасти себя и семью; проституция Сони; чахотка и безумие Катерины Ивановны.

Герои Достоевского воспринимают нищету как тяжкую, отвратительную болезнь. Все страдания героев Достоевского имеют единственную причину бедность, то есть социально детерминированы. Мучения героев Чехова имеют иные причины. Так, ямщик из рассказа “Тоска” не может поделиться своим горемс окружающими, его никто не хочет слушать.

Липа страдает от бессилю и кротости, а затем и от безнаказанности убийцы своего ребенка. Учитель греческого Беликов болен своим прямо-таки маниакальным страхом “а как бы чего не вышло”. Он боится нарушить закон и не угодить власть имущим.

В конечном счете страдания “маленьких людей” в творчестве Чехова вызваны жестокостью и бесчеловечностью окружавшей действительности, которые подчас приводят даже к душевной болезни (вспомним Громова и Рагина из рассказа “Палата № 6”).

Герои Достоевского не одиноки.

Они находят некоторое утешение в 482 общении друг с другом. Мармеладов делится своим горем с Раскольнико-вым (и тот понимает его), Соня и Лизавета вместе утешаются чтением all soch © 2005 Евангелия, у самого Раскольникова есть верный, честный и преданный друг Разумихин. у Чехова герои чаще всего страдают от одиночества. Их никто не хочет или не может понять.

Так, Рагин, несмотря на то что имел приятеля, так и не смог найти с ним общий язык. Он вынужден посещать душевнобольного Громова, так как тот лучше всего его понимает. Доктор Старцев, проживший много лет в уездном городе и имеющий большую врачебную практику, так и остался одиноким.

Но он уже не чувствует своего одиночества, так как все человеческое в нем давно уже умерло. Жива единственная страсть “копить деньги”. Именно эта страсть и превратила доктора Старцева в обрюзгшего Ионыча. “Слабые мира сего” из романа “Преступление и наказание” имеют отнюдь не маленькие души.

Достоевский показывает их явное нравственное превосходство над сильными мира сего. Вспомним сцену несправедливого обвинения Сони Лужиным в воровстве. Или последнее свидание Дуни и Свидригайлова. Эти герои пришли или в конце концов придут к переосмыслению жизни и очищению страданием. Так в конце романа возрождаются к новой жизни Соня и Раскольников.

В чеховской прозе немного таких героев, но зато много таких, которые вовсе не обнаруживают какой-либо духовной жизни. Ярчайший пример — герой рассказа “Толстый и тонкий”. Разве может вызывать сочувствие герой, подобострастно кланяющийся, забывающий о собственном достоинстве лишь потому, что его бывший товарищ имеет более высокий чин. Такому герою Чехов отказывает в сочувствии.

Как видим, в творчестве двух писателей тема “маленького человека” раскрыта по-разному. Герои Достоевского живут духовной жизнью, раскаиваются и утешаются. Главной причиной их страданий является причина социальная — нищета.

Большинство чеховских героев не нуждаются материально, но их духовный мир узок, иногда и вовсе отсутствует, так как часто благие порывы становятся лишь воспоминанием, а сытый и устойчивый быт — именно тем футляром, через крышку которого невозможно достучаться до души человеческой (рассказ “Ионыч”).

Они статичны. Эти герои вызывают только насмешку и презрение.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-a-p-chexova-i-f-m-dostoevskogo/

Презентация к уроку по теме: Презентация “Тема маленького человека в рассказе А.П. Чехова “Смерть чиновника”

Слайд 1

Тема «маленького человека» В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»

Слайд 2

История создания произведения Чехова «Смерть чиновника» По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев.

Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя.

Опубликован в 1883 году с подзаголовком — «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти произведения раскрывают тему «маленького человека».

Слайд 3

Род, жанр, творческий метод До прихода в русскую литературу А.П. Чехова считалось, что малая эпическая форма является «осколком» большой (романной) формы: «глава, вырванная из романа», как сказал В.Г. Белинский о повести. Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре «сценки».

Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке — речь персонажей, правдоподобно бытовая и смешная одновременно.

Важную роль играет заглавие и говорящие фамилии персонажей.

Слайд 4

проблема рассказа «Смерть чиновника» Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий.

Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано.

Произведение Чехова, заранее можно предположить, — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка. Рассказ в целом написан в рамках критического реализма.

Слайд 5

Чеховский смех Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Однако во второй половине рассказа поведение Червякова переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма.

Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения.

Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

Слайд 6

Переосмысление традиционной темы «маленького человека» Переосмысливая традиционную тему «маленького человека», идущую еще от Пушкина, Гоголя, Тургенева и раннего Достоевского, Чехов в то же время продолжает и развивает в новых условиях гуманистический пафос этого направления.

Как и «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, чеховские произведения исполнены протеста против подавления и искажения человеческой личности, в новых исторических условиях еще более беспощадного и изощренного.

Вместе с тем в рассказе предметом осмеяния представлен мелкий чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто не принуждает.

Слайд 7

Идея У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера.

Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведение, что и стало предметом осмеяния в рассказе. Чехов ратовал за высокие нравственные идеалы.

Слайд 8

Основные герои Анализ произведения показывает, что в рассказе два основных персонажа. Один из них генерал, который играет второстепенную роль и лишь реагирует на действия героя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны.

О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Ясно одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них различные логика и понимание — диалог между ними невозможен. Второй персонаж — чиновник Червяков — объект насмешки в рассказе.

Традиционно в русской литературе это был «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный» человек, вызывающий сочувствие у читателя. Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп. Он писал брату Александру в 1885 г.

(уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чиноши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, человеческого достоинства.

Слайд 9

Сюжет и композиция произведения Генерал, а не может понять!» Таким образом, Червяков в корне отличается от предыдущих литературных собратьев. В мировосприятии Червякова и заключается неожиданный, комический поворот традиционной темы и сюжетной схемы.

Получается, что Червяков умирает вовсе не от испуга. Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог.

Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи.

Слайд 10

Художественное своеобразие В историю русской литературы А.П. Чехов вошел как мастер малого жанра. С именем писателя связано становление сатирического рассказа, определяющими чертами которого явились лаконизм и афористичность.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2017/01/31/prezentatsiya-tema-malenkogo-cheloveka-v-rasskaze-a-p

Антон Павлович Чехов Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника» Автор: Никулина Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ. – презентация

1 Антон Павлович Чехов Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника» Автор: Никулина Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 24» г. Сыктывкар, Республика Коми<\p>

2 Слово о писателе. «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Л. Н. Толстой В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…». А. М. Горький<\p>

3 «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери» Годы жизни: – Место рождения: г. Таганрог Отец: Павел Егорович Чехов, владелец бакалейной лавки Мать: Евгения Яковлевна<\p>

4 «В детстве у меня не было детства» Мужская гимназия г. Таганрог. Городской театр Бакалейная лавка Чеховых Московский университет<\p>

5 «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды» Псевдонимы (более 50): Антоша Чехонте Человек без селезёнки Брат моего брата Дон – Антонио Чехонте Ч. Хонте Акакий Тарантулов Шиллер Шекспирович Гете Дяденька Архип Индейкин<\p>

6 Узнайте рассказы А.П. Чехова по иллюстрациям «Каштанка » «Хирургия » «Злоумышленник » «Хамелеон » «Лошадиная фамилия » «Толстый и тонкий »<\p>

7 Творчество Герой: средний человек из самых разных социальных слоев и групп Объект изображения: обыденная повседневная жизнь Сборники: «Пёстрые рассказы» и «Невинные речи»<\p>

8 Творчество в 1890-е годы Главная тема: разоблачение иллюзий, смешных претензий, ложных представлений, убивающих живое чувство Позиция писателя: у человека всегда есть выбор между естественным и искусственным, истинным и ложным, безнравственным и нравственным Рассказы и повести: «Попрыгунья», «Палата 6», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Дама с собачкой»<\p>

9 Чехов – драматург Художественный театр К.С. Станиславского и Вл.И. Немирович-Данченко «Чайка» «Дядя Ваня» «Три сестры» «Вишнёвый сад»<\p>

10 «… в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то … детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре. … И вместе угадывалось что-то более глубокое…” В. Г. Короленко. “Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества”. И.Е.Репин. А.П.Чехов г. Фото Х. Бабаева А.П.Чехов. Портрет И.Э. Браза, 1898 г.<\p>

11 Тема «маленького человека» в русской литературе «Маленький человек» велик в своем сопротивлении жизненным обстоятельствам и неизбежно гибнет под его натиском «Бедные люди» Ф.М. Достоевский «Шинель» Н.В. Гоголь «Станционный смотритель» А.С. Пушкин<\p>

12 «Смерть чиновника» (1883) Перескажите кратко сюжет рассказа. Прокомментируйте фамилию героя. Можно ли говорить о приеме «говорящих фамилий»? Охарактеризуйте Червякова и генерала с двух позиций: человек и чиновник. Какая сторона побеждает в каждом? Смешон или трагичен конец рассказа?<\p>

13 Домашняя письменная работа : Смешон или трагичен финал рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/414742/

Ссылка на основную публикацию