Ф.и. тютчев “нам не дано предугадать…”: анализ стихотворения

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…» (восприятие, истолкование, оценка)

    Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

    В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

    Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение.

Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»).

В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

    Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта – в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

    Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовется, – 
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…

    Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни. 

    Рассмотрим первые две строки стихотворения:

    Нам не дано предугадать, 

    Как слово наше отзовется…

    Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля. 

    Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей.

Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений – в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки.

Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно. 

    Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда – как бы помимо своей воли: 

    И нам сочувствие дается,

    Как нам дается благодать…

    В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

    Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно.

За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

    В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие. 

    Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам – нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

    Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tyutchev-f-i/9262-stikhotvorenie-f-i-tyutcheva-nam-ne-dano-predugadat-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

Анализ стихотворения Тютчева Нам не дано предугадать

Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать».

Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части.

Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Здесь искали:

  • нам не дано предугадать анализ
  • Анализ стихотворения нам не дано предугадать
  • нам не дано предугадать

Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»

Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать».

Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части.

Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними.

Читайте также:  Н.в. гоголь "заколдованное место": описание, герои, анализ произведения

Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная.

Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф.

Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/nam-ne-dano-predugadat

«Нам не дано предугадать…» Ф. Тютчев

Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом.

Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира.

Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.

В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина.

В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году.

К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.

Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром.

Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его, изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке.

Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.

В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин.

Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать».

Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.

Источник: http://pishi-stihi.ru/nam-ne-dano-predugadat-tyutchev.html

Тютчев Нам не дано предугадать

Великий русский поэт Ф.И. Тютчев был глубоким знатоком жизни и характеров людей. Его творчество находится под влиянием лирических произведений таких выдающихся поэтов позапрошлого века, как Пушкин, Лермонтов и Фет.

Он жил в ту эпоху, когда имели место великие потрясения, изменения и катаклизмы в общественной жизни России, которые в значительной степени получили отражение в творчестве этого поэта.

Многие исследователи наследия Тютчева считают его последним русским романтиком, творчество которого приходится на эпоху реализма. Кроме того, он является предшественником таких направлений в русской поэзии, как символизм и экзистенциализм.

Юрий Тынянов видел в Тютчеве мастера фрагмента, подчёркивая краткость и ёмкость его стихотворных произведений, которые буквально цепляют за душу. И он был не просто великим поэтом, но философом и даже психологом.

За свою жизнь Тютчев написал несколько сотен стихотворений, которые стали широко известными лишь после смерти поэта. За последние годы своей жизни он написал около полусотни произведений стихотворного жанра, в том числе и известное произведение:

Нам не дано предугадать

Данное произведение получило широкую известность во многих странах мира, где ценят и любят русскую поэзию, а также интересуются творчеством известных писателей и поэтов.

Фёдор Тютчев был не только прекрасным поэтом и философом, но и великолепным дипломатом, с молодости посвятивший себя этой сфере деятельности. На протяжении двух десятилетий он представлял интересы своей страны за границей.

В целом, Тютчев был образованным человеком, разбиравшимся во многих областях жизнедеятельности людей. Произведения Тютчева выводят любителей русской поэзии на качественно новый уровень в восприятии жизненных ценностей.

Во многом они способствуют морально-этическому формированию молодого поколения, стремящегося впитывать всё самое лучшее от русского поэтического наследия. А это имеет большое значение в плане роста и формирования личности на основе позитивных тенденций, заложенных в русской поэзии.

История стихотворения «Нам не дано предугадать»

Известное стихотворение поэта Тютчева Ф.И. «Нам не дано предугадать» было написано в конце февраля 1869 года во время его пребывания в Санкт-Петербурге. Этот период был завершающим в творчестве и жизни поэта.

Данное стихотворение является своеобразной философской миниатюрой – сжатой, краткой и чрезвычайно выразительной, которая не может оставить равнодушными истинных ценителей глубокой поэзии. Можно отметить, что это произведение вышло из-под пера очень зрелого и мудрого человека, который многое повидал и пережил.

Что касается публикации, то впервые его выпустил альманах «Северные цветы» только в начале двадцатого века (в 1903 году). Таким образом, после написания данного произведения прошло почти три с половиной десятилетия, прежде чем оно было опубликовано и оценено любителями литературы.

По всей видимости, оно зародилось вследствие многолетних размышлений Ф.И.Тютчева о смысле жизни людей, роли слова в формировании их поведения и настроения. Академик Жирмунский отмечал, что каждое слово, которое использовал поэт, является темой, и его можно использоваться в качестве самостоятельного художественного мотива.

С его мнением согласны и исследователи творчества Ф.И.Тютчева, подчёркивая глубину и поэтичность стихотворных произведений этого русского поэта. Любители его творчества очень часто цитируют его стихотворения, которые стали особо популярными в народе.

Структура стихотворения

Стихотворение несёт в себе вполне законченную мысль. Оно является своеобразным предложением-периодом. Для его написания автор использовал четырёхстопный ямб, и оно является катреном, имеющим кольцевую рифмовку. Метафора, анафора и развёрнутое сравнение – это те тропы, которые использует Тютчев в данном шедевре.

Произведение условно можно разделить на две части, каждая из которых состоит из двух строк. Обе части гармонично сочетаются между собой, создавая мелодичность и ритмичность стиха. Это обстоятельство было отмечено литературоведами, которые исследовали творчество Тютчева.

В первой части поэт утверждает, что человеческие реакции на слова могут быть вполне непредсказуемыми:

Здесь подчёркивается не только общение людей как таковое, но и поэтическое слово, которое идёт в широкие массы и распространяется среди любителей поэзии.

В этом произведении Тютчев стремился отразить окружающую действительность в художественных образах, что является актуальной задачей для русской поэзии во все времена.

И надо отметить, что в представленном фрагменте это удалось Тютчеву практически на все сто процентов!Вторая часть стихотворения повествует о реакции людей на поэтическое слово, о том, что у них пробуждаются такие возвышенные чувства, как сострадание, доброта и сочувствие. И здесь поэт приводит сравнение сочувствия с благодатью.

Тютчев полагал, что сочувствие к проблемам, заботам и бедам окружающих людей, является великой благодатью для каждого человека.

Говоря простым языком, первая часть стихотворения является причиной, а вторая – следствием, но они вместе образуют единое целое, создающее своеобразную картину мировосприятия поэта. И в этом стихотворении раскрывается существенная часть души поэта, который смотрит на жизнь с некоторым мистическим уклоном.

Основная идея стихотворения

Исследователи творчества Тютчева полагают, что поэт в этом стихотворении призывает крайне осторожно относиться к словам, которые могут привести к неожиданным последствиям. Если одни слова оживляют и возвращают надежду людям, то другие – могут просто уничтожить человека морально и даже физически, нанеся тем самым вред его родственникам и друзьям.

Стихотворение относится к жанру стихотворного афоризма, и оно наполнено философской лирикой. В этом литературном произведении Тютчев размышляет о роли слова в жизни людей, каким образом оно может повлиять на их судьбы и роль в человеческом обществе.

Тесным образом поэт связывает между собой божественное начало и человеческое существование, делая акцент в пользу необратимости происходящего в реальной жизни.Несмотря на то, что стихотворение состоит всего из одного четверостишия, в нём содержится очень глубокий философский смысл.

В нём нашло отражение отношение поэта к жизни, а также к тому, к чему может привести необдуманность в высказываниях. Кроме того, Тютчев считает, что божественное начало осуществляет управление людьми, их мыслями и действиями. Эту же мысль он выражает и в ряде иных произведений.

В целом, данное произведение Тютчева можно рассмотреть в контексте размышлений поэта на философские темы, среди которых можно выделить роль слова в жизни людей. И через всё стихотворение проходит отчаяние поэта, что невозможно обрести гармонию в процессе общения людей между собой. Всего лишь четыре строки вмещают в себя глубокий философский смысл, который разгадать под силу только истинным ценителям высокой поэзии!

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях.

И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.

Читайте также:  Владимир маяковский "прозаседавшиеся": анализ стихотворения

Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература.

Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Критики о стихотворении

Многочисленные литературные критики, которые анализировали данное стихотворение, отмечали в нём глубокий философский смысл и откровенную жизненную правду, присущую для духовно чистого человека. Это литературное произведение, по их мнению, несмотря на свой небольшой размер, входит в число выдающихся достижений русской поэзии девятнадцатого века.

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.

Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века.

В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.

Источник: https://gfom.ru/tyutchev_nam_ne_dano_predugadat.php

Анализ Стихотворения Тютчева “Нам не дано предугадать…”

Стихотворение “Нам не дано предугадать…”. Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Нам не дано предугадать” было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе “Северные цветы” за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его – стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении – “слово”, “сочувствие” и “бла­годать”.

Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части.

Первая часть – это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении “Невыразимое” говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое

подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении “Silentium!”:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение “Нам не дано предугадать…”. Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, – о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к “благодати”. Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих – это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы – метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении – стихотворений “Silentium!”, “Ког­да сочувственно на наше слово…”, “Душа моя, Элизиум теней…”. Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Глоссарий:

  • нам не дано предугадать анализ
  • Анализ стихотворения нам не дано предугадать
  • нам не дано предугадать

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-nam-ne-dano-predugadat/

Тютчев – философская лирика. “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…”. Своеобразие лирики Тютчева

О нем говорили выдающиеся умы классической русской литературы. Для Льва Толстого он был любимым поэтом, Некрасов называл его творения блестящим явлением русской поэзии, а Пушкин просто восхищался его работами.

За годы своей деятельности он не написал бесчисленные сборники, его работы – это не многотомное издание, а всего 250 стихов и несколько публицистических статей. Его произведения считаются философской лирикой.

Тютчев Федор Иванович – именно о его творчестве и пойдет речь.

Немного о поэте

Тютчев родился в семье дворян, происходивших из старинного рода. Детство провел в родовом имении в Орловской губернии. Его первым учителем был поэт Семен Егорович Раич, именно он привил будущему стихотворцу любовь к поэзии, знакомя маленького Тютчева с лучшими произведениями мировой литературы.

Начиная с 1819 года Федор учится на словесном отделении Московского университета. В 1822 году приступает к службе в Министерстве иностранных дел. В этом же году благодаря связям получает рабочее место в Мюнхене, но лишь через 6 лет сможет немного повысить свое служебное положение.

Однако Тютчев никогда не хотел делать карьеру, хотя дополнительные финансовые возможности не были бы для него лишними. 22 года Федор провел за границей, дважды был женат и в совершенстве владел французским языком.

Даже переписку вел на французском, однако никогда не терял связи со своей родной Россией.

Сила родного языка

Русский язык был для поэта некой святыней. Незримым, ментальным тотемом, силу которого нельзя было растрачивать понапрасну. И хранил он свой родной язык исключительно для поэзии.

При анализе философской лирики Тютчева можно сказать, что как поэт он состоялся на границе 1820-1830-х годов.

Впервые о нем заговорили, когда вышел первый сборник «Стихотворения, присланные из Германии», в который вошло 24 произведения.

Второй раз Тютчева как выдающегося поэта открыл миру Некрасов, посвятив его творчеству статью, в которой назвал Федора «первостепенным поэтическим талантом». Так какая же она – философская лирика Тютчева?

Со вкусом философии

Произведения Тютчева носят в основном философский характер, хотя в его арсенале были стихи политического и исторического содержания. Но как говорил Тургенев: «Тютчев – это поэт мысли. Мыслью начинается каждое его стихотворение, и вспыхивает она, как огненный маяк».

Конечно, глупо рассматривать его произведения сквозь призму действующих философских школ и концепций. Намного важнее понять, какие мысли и чувства скрываются за этими тезисами. Для России Тютчев был поэтом будущего: то, что в Европе уже давно стало обыденностью, только начинало зарождаться в его родной стране.

Но стоит отдать ему должное: он, пришедший из отсталой страны, стал своим в этом новом мире, что уже оправился от Французской революции и строил новое буржуазное общество. В отличие от своих братьев по перу, Тютчев никому не подражал, не воспроизводил на свет подсобных иллюстраций для других авторов.

Он имел свой взгляд и свою мысль, которые так ярко прослеживаются в его лирике.

Горный родник

Так почему лирику Тютчева называют философской? Как верно подметил когда-то Иван Аксаков, для Тютчева жить означало мыслить. А что, как не мысль, рождает философию? У Тютчева эта мысль часто оформлялась в рифмованные строки и становилась сильным символом.

Такие произведения говорят намного больше, чем хотел воспеть сам поэт. К примеру, в образах скалы и моря (стихотворение «Море и утес») автор всего лишь хотел показать, насколько бессильными являются революционные движения против русского народа.

Но читатель может трактовать эти символы по-своему, и стихотворение не утратит от этого своего первоначального очарования.

Философская лирика Тютчева базируется на мысли, здравом восприятии всего происходящего, но вместе с этим поэту удается вкладывать в свои произведения бессознательное мироощущение. Благодаря непревзойденной творческой интуиции это пресловутое «бессознательное» и является тем горным родником, что проникает и питает его поэзию.

Основные мотивы

Особенности философской лирики Тютчева заключаются в мотивах хрупкого и призрачного бытия. Все, что прошло – не более чем призрак. Это обычный образ минувшего в творчестве Тютчева.

Поэт уверен, что от прожитой жизни не остается ничего, кроме воспоминаний, но даже они со временем исчезнут, сотрутся из памяти и рассыплются на тысячи незримых частиц.

И даже настоящее Тютчев считал призраком, раз оно так быстро и неумолимо исчезает.

Такие чувства ярко выражены в произведении «День и ночь», в котором мир является всего лишь иллюзией, что находится над кромешной бездной.

День угасает, и перед человеком открывается настоящая реальность – кромешная тьма и полное одиночество, где нет ни искры, ни опоры.

Эти строки не более чем слова оторванного от мира человека, что проживает свои дни за пределами социума, наблюдая за ним и размышляя о вечном. Но есть в философской лирике Тютчева и другая сторона.

Космос, хаос, вечность, человек

У Тютчева неразрывно связаны между собой Вселенная и человек. Темы и мотивы философской лирики Тютчева основаны на осязании целостности окружающего мира, но эта целостность невозможна без противостояния биполярных сил. Мотивы вечности, Вселенной, истоков жизни приобретают особое значение в лирике поэта.

Порядок и хаос, свет и тьма, день и ночь – о них говорит в своих работах Тютчев. День он характеризует как «блистательный покров», а ночь представляется ему бездной человеческой души.

Своеобразие лирики Тютчева заключается в том, что он видит в хаосе некую притягательность и красоту. Поэт считает, что подобный беспорядок является тем фактором, который отвечает за развитие и созидание. Хаос вечен.

Из него возникает свет, из света образуется Космос, и он же превращается в холодную тьму, где зарождается хаос, из которого вновь начнет струиться свет…

Природа и человек

Бесценными экземплярами в творчестве поэта выступают и те стихотворения, что были посвящены пейзажам.

Навсегда в его сердце отпечатались очертания родимых просторов, и какой бы ни была погода, когда он приезжал на родину, Тютчев всегда восхищался первозданной красотой мира.

Пускай для кого-то осень – это лишь зябкий ветер и размытые дождями дороги, но поэт видел намного больше: «Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера».

Но большее внимание следует уделить человеку и природе в лирике Тютчева. Их единение описывается невообразимым противоречием. С одной стороны, человек является частью этого мира и должен жить с ним в гармонии, сливаясь с физической природой. С другой, человек и есть целый непознанный мир, что таит в себе хаос, и такое слияние опасно.

Читайте также:  Калужница - жительница речных заводей

Сама по себе природа в творчестве поэта наделена человеческими характеристиками. Окружающий мир – это живой организм, способный чувствовать, мыслить и радоваться.

Если наделять окружающий мир такими чертами, природа начинает восприниматься как живой человек.

Эту тенденцию легко проследить в произведениях «Летний вечер», «Осенний вечер», где природа не просто наделена некими чертами, присущими людям – она полностью очеловечена.

Сияние разума

Великолепная философская лирика, стихи Тютчева о разных гранях жизни стали неоцененным достоянием классической русской литературы.

Поэт затрагивает темы не только природы, общества или чувств, но и человеческого разума. Тютчев свято верил в то, что познание окружающего мира происходит только после осознания человеком своего естества.

В стихотворении «Молчание» он восклицает: «Лишь жить в себе самом умей!»

Человеческая душа, чувства, желание познавать и созидать прекрасны сами по себе, вот только они наталкиваются на жестокую реальность, которая так призрачна и быстротечна. И пишет об этом поэт, и тоскует о том, что все мимолетно, но главная его печаль в том, что все это предопределено.

«Нам не дано предугадать»

Лучшим примером философской лирики поэта можно назвать стихотворение, состоящее всего лишь из одной строфы, но при этом имеющее законченную мысль. Стихотворение «Нам не дано предугадать» образно можно поделить на две части. В первой поэт говорит о человеческой непредсказуемости.

Он не знает, как общество воспримет его творчество (а эта проблема была всегда актуальной, если дело касалось русской поэзии). И вместе с тем, это можно понять, как и то, что человеку тоже стоит задуматься о своем повседневном общении.

Тютчев считает, что не хватит никаких слов, чтобы выразить все то, что творится на душе, чтобы обрисовать кому-то свой внутренний мир, и нет слов, которые заставят собеседника по-настоящему понять тебя.

Вторая часть стихотворения описывает результат, то есть реакцию на высказанные слова. Тютчев пишет, что для человека нет ничего лучше, чем доброе отношение окружающих к нему в частности и к произнесенным кем-то словам. Вот только неизвестно, будет такой реакция или нет. И все это говорит лишь об одном: в человеческом общении невозможно достичь гармонии.

Любовная лирика

Об этой двойственности человеческого общения говорят и любовные стихи Тютчева. Философская лирика проникает даже в самые дальние уголки интимных произведений.

Стоит только вспомнить стихотворение «О, как убийственно мы любим». Здесь поэт описывает, насколько ограниченными являются человеческие пределы любви.

Но даже в этом произведении присутствуют противоборствующие силы: «…вернее губим, что сердцу нашему милей!»

Счастье и страдание, возвышенные чувства и боль, нежность и роковая страсть – именно такой видит поэт любовь, именно так он любит и об этом пишет.

Его слова

Лирика Тютчева оказывает огромное влияние не только на среднестатистического читателя – она воздействует на произведения литераторов совершенно различных эпох. Философские мотивы Тютчева можно проследить в работах Фета, Толстого, Достоевского, Ахматовой, Бродского и многих других.

Этот поэт мог кратко сказать о многом. Казалось бы, невозможно сотворить из нескольких слов ту созидательную силу, что заставит человека вдумчиво мыслить и соображать. Но как показала практика, это вполне реально. Творчество Тютчева – это целая Вселенная, втиснутая в одно предложение, и центром этой Вселенной, несомненно, выступает человек, его мысли, его чувства, его светлая и вечная душа.

Над его словами время не имеет власти. Пока есть этот мир, будет существовать хаос и двойственность, природа и человек, Вселенная и Космос.

И действительно, нам не дано предугадать, что произойдет в далеком будущем, но одно можно сказать наверняка: пока жив человек, он постоянно будет находить в произведениях Тютчева множество ответов и еще больше вопросов. В этом и проявляется его вечная философия.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/tutchev-filosofskaia-lirika-nam-ne-dano-predygadat-kak-slovo-nashe-otzovetsia-svoeobrazie-liriki-tutcheva.html

“Нам не дано предугадать”: анализ стихотворения. Какой силой обладает слово

Образование 1 сентября 2017

В своих стихах Ф. Тютчев не только писал о красоте природы, но и затрагивал философские вопросы. Поэт был уверен в том, что у русского человека натура философа, которая старается постичь смысл жизни. Ниже будет представлен анализ стихотворения “Нам не дано предугадать”, которое является своеобразным афоризмом.

Немного о Тютчеве-философе

В анализе стихотворения “Нам не дано предугадать” можно немного рассказать о другой, менее известной общественности стороне поэта. Федор Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом – около 20 лет он представлял интересы России в других странах. Поэтому он, как никто другой, понимал, как много значит слово.

Тютчев стремился к внутренней гармонии, невзирая на все волнения общественной жизни. В своих мемуарах он пишет о минутах просветления, когда ему становится все очевидным. И свои мысли тогда он записывал в виде стихов. Хорошим примером философских размышлений служит написанное в 1869 г. стихотворение “Нам не дано предугадать”, анализ которого описывается в этом тексте.

Основная тема

В анализе стихотворения “Нам не надо предугадать” внимание нужно уделить определению главной мысли творения. Несмотря на то что оно совсем небольшое, при его прочтении читатель начинает задумываться о человеческих ценностях и о том, как слово может повлиять на жизнь людей.

По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, ведь сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Об этой великой силе Тютчев, поэт и дипломат, знал, как никто другой.

Но, к сожалению, человек не в состоянии оценить тот дар, который ему передан. Он не задумывается над тем, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому для Тютчева умение управлять словами – это удел избранных, которые достойны этого. Почему же поэт придерживается такой позиции?

Если обращаться со словом бездумно, то оно превратится в обычную игрушку и потеряет свою значимость. А для других остается сочувствие, и трактовать эти строчки следует так: слова могут вызвать добрые чувства, и это для людей благодать.

Видео по теме

Особенности композиции

Следующий пункт анализа стихотворения “Нам не дано предугадать” Тютчева – это определение особенностей его построения. Оно состоит из четырех строк, которые являются одной строфой. Таким образом, стихотворение представляет собой предложение-период.

Отнести его можно к философской лирике, и состоит оно из двух частей. В первой части говорится о человеческом общении и о том, что реакции на слова непредсказуемы. Не стоит думать, что речь идет только о простом общении, также важно то, какое место занимает слово в мире искусства.

Вторая часть – это следствие того, о чем говорится в первых строках. В них рассказывается о возможных последствиях – это чувство сострадания, милосердия, доброты. Тютчев считал, что возможность проявления добрых чувств – это благодать. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, используется кольцевая рифмовка.

Художественные средства выразительности

В стихе “Нам не дано предугадать” Тютчев использует следующие тропы: метафору, развернутое сравнение и анафору. Метафора здесь используется для одушевления слова, ведь оно может влиять на человека. Употребление возвышенных глаголов только усиливает волшебное воздействие слова.

А окончание стихотворения многоточием подталкивает человека на дальнейшие размышления, что подходит для его философской направленности. Это четверостишие открывает для читателей Тютчева с другой стороны – философа, понимающего, какую силу имеет слово, и ценно оно тем, что может вызывать в человеке добрые и светлые чувства, что представляло ценность для поэта.

Источник: fb.ruОбразование
Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во в…

Искусство и развлечения
«Я не люблю иронии твоей…»: анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом&ra…

Искусство и развлечения
М. Ю. Лермонтов: анализ стихотворения и его краткое содержание. Лермонтова “Бородино” как один из лучших образцов патриотической поэзии

Правильно понять смысл, идею и значение произведения часто помогает его краткое содержание. Лермонтова («Бородино» – одно из самых известных стихотворений в русской поэзии) принято считать последователем П…

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения “Звезда полей”. Рубцов как представитель тихой лирики

Николай Рубцов – русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту прихо…

Искусство и развлечения
Поэзия А. А. Фета. Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

Афанасий Афанасьевич Фет (а точнее, Фёт) родился пятого декабря 1820 года, прожил долгую жизнь и умер в 1892 году. Это необычный и, определенно, великий русский поэт.

Искусство и развлечения
Ф. Тютчев, “О, как убийственно мы любим”. Анализ стихотворения

В 1851 году прекрасное стихотворение написал Тютчев – «О, как убийственно мы любим». Анализ данного произведения будет проще произвести, если подробнее разобраться в биографии поэта, а именно в его л…

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения Бродского “Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…”. Творчество Бродского

Иосиф Бродский – это один из любимых поэтов современности. Наиболее известные стихотворения знает вся образованная молодежь. Цитаты из его произведений и писем разлетаются в социальных сетях. И. Бродский оставил Росси…

Искусство и развлечения
Анализ «О, как убийственно мы любим» Тютчева. История создания стихотворения

Изображение собственных чувств, любовных переживаний является неотъемлемой чертой абсолютно всех поэтов: и таких великих, как Пушкин, и середнячков, и даже тех, кто использует стихосложение в качестве отдушины, зная, …

Искусство и развлечения
Какой анализ стихотворения “Я помню чудное мгновенье”?

Стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье” было опубликовано в 1827 году. Оно было посвящено Анне Керн. Ее поэт встретил двумя годами раньше. Между ними вспыхнул роман. Он был коротким, но память об этих днях по…

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву как пример любви к родине

Наслаждаясь творчеством Пушкина, читатель неизменно очаровывается его изумительным поэтическим даром и открывает для себя одну из граней таланта и личности этого поэта. Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву позволяе…

Источник: http://monateka.com/article/245916/

Ссылка на основную публикацию