Времена года в классической музыке

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года”  – “Зима”

************************************************************************

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Камиль Сен-Санс

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Модест Мусоргский

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список.

Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Автор – Светлана Субботина

Источник: https://music-education.ru/muzykalnye-proizvedeniya-o-prirode-podborka-horoshej-muzyki-s-rasskazom-o-nej/

Сезонность в музыке. Времена года – Весна

Начну с известного анекдота

Шестилетнего мальчика отдают в школу. На собеседовании его спрашивают, сколько он знает времен года?

Ребенок на минутку задумывается и уверенно говорит:

– Шесть!

Учитель тактично ему намекает:

– А если подумать?

Парень на мгновение задумывается и говорит:

– Честное слово, больше не помню…

Учитель просит маму и мальчика на минуточку выйти в коридор. Там мама возмущенно спрашивает ребенка:

– Какие шесть? Что ты меня позоришь?!

– Мама! – чуть не плача отвечает ей сын, – Я правда не помню никого, кроме Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Гаврилина и Глазунова!

И правда, это имена величайших композиторов, которые оставили целые сборники произведений из цикла «Времена года».

Все эти циклы очень разные: барочно-изысканные у Антонио Вивальди, трогательные у Петра Чайковского, страстные у Астора Пьяццоллы, грандиозные у Гайдна и мелодично-нежные у Валерия Гаврилина.

Все произведения вместе образуют музыкальное единство, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле. Расскажу о тех циклах, которые люблю сама.

Антонио Вивальди

Пожалуй, самый известный цикл «Времена года» авторства Антонио Вивальди. Именно это творение подарило ему бессмертную славу и вдохновляло дальше многих композиторов и импровизаторов.

Его цикл состоит из 4 концертов, каждый из которых посвящен одному времени года и состоит из трех частей, соответствующих определенному месяцу.

Каждому из концертов предшествует сонет, авторство которого приписывается самому Вивальди.

Мне очень нравится зимний сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.
 

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.
 

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.
 

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Поскольку все произведения Вивальди созданы в парадигме барочного мышления, они предполагают обязательные побочные смыслы, намеки и символы. В первую очередь, времена года – это четыре возраста человека от рождения до смерти.

Во вторую, – угадывается намек на время суток и четыре региона Италии (весна – утро – Венеция, лето – полдень – Неаполь, осень – вечер – Рим, зима – полночь – Болонья).

А так же «Времена года» Вивальди стали пророчеством его собственной жизни – первой частью было его обучение, второй – признание виртуозом, третьей – горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.

Читайте также:  Н. а. заболоцкий "не позволяй душе лениться...": анализ стихотворения

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн, сын каретного мастера, который толком не учился музыке, но стал очень талантливым композитором, удостоен множества почетных званий и был избран членом музыкальных академий. В последние годы своей жизни Гайдн увлекся хоровой музыкой. Этот интерес у него возник после посещения грандиозного фестиваля в честь Георга Фридриха Генделя, организованного в Вестминстерском соборе.

Гайдн тогда создал несколько месс, а также оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Драматургия оратории «Времена года» строится на неторопливой смене контрастных картин. Четырем временам года соответствуют 4 части оратории – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», каждая из которых имеет свой колорит. Все части состоят из ряда номеров, общее их количество 47.

Заключительная часть «Времен года» знаменует собой финальный этап жизненного цикла, это период увядания и обретения спокойствия. Строгая грусть сменяется позитивными настроениями. Вся «Зима» образует собой сплошной поток противоречивых чувств – радость сменяется болью, любовь – ощущением потери любви.

Центральная часть «Зимы» – ария Симона.

Это гимн, утверждающий самобытность любой жизни, утверждающий, что жизнь ценна, а человек бессмертен, поскольку после его ухода остаются на земле и в сердцах близких те добрые дела, которые были им совершены.

Финалом «Зимы» становится хоровое пение – позитивное и исполненное радости предстоящей новой жизни. Название эпизода говорящее – «И встает заря». Так закольцовывается оратория, утверждая вечный цикл событий мира.

Петр Ильич Чайковский

Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года.

Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определенную пору года.

Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

Слегка грустная, но очень светлая, зимняя тема пьесы «У камелька. Январь» наполняет сердце умиротворенностью. Пусть за окном ветер и холод, а у небольшого камина всегда уютно. Тихую задумчивость сменяет молодецкая удаль следующей пьесы «Масленица. Февраль». Слышится и звон бубенцов, и переборы гармошки, и удалая народная пляска. И так далее по природному круговороту.

Астор Пьяццолла

«Времена года в Буэнос-Айресе» – еще один известный цикл на тему сезонности. Создан он был Астором Пьяццола между 1965 и 1970 годами. Части цикла никогда не были строго связаны между собой и не всегда исполняются вместе.

Астор Пьяццолла – родоначальник стиля, получившего название nuevo tango, представив танго его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Пьяццолла Он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений.

И почти все сыграл сам со своими музыкантами.

«Времена года в Буэнос-Айресе» – это четыре танго: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

Тем не менее, у Астора Пьяццолла смело сочетаются латиноамериканские и джазовые мотивы с классической традицией, а периодически возникающая тема вивальдиевской «Грозы» свидетельствует не о простом подражании великому предшественнику, а о преемственности, переведенной на современный музыкальный язык.

Независимо от того, какое время года за окном, послушайте любую подборку из цикла «Времена года», чтобы выбрать того композитора, который вам ближе. 
Времена года весна:

Антонио Вивальди «Весна» Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269 (слушать)

Петр Ильич Чайковский «Весна» «Песня жаворонка» (слушать), «Подснежник», «Белые ночи»

Астор Пьяццолла «Весна» Primavera Porteña Allegro (слушать)

Йозеф Гайдн «Весна» 1-я часть Оратория «Времена года» (слушать).

Источник: https://www.vesnamedia.com/journal/sezonnost-v-muzyke-vremena-goda-vesna

Времена года в классической музыке. Вивальди

«Времена года» Антони Вивальди – одно из самых популярных произведений мировой музыкальной сокровищницы. Вивальди написал, как называют это музыковеды, программное произведение, то есть произведение, музыка, которого подчинена какой-то единой концепции.

«Весна» (La Primavera)

Сонет, предшествующий «весеннему» концерту, в переводе Владимира Григорьева, постаравшегося максимально точно передать настроение автора:

Весна грядет! И радостною песнейПолна природа. Солнце и тепло,Журчат ручьи. И праздничные вестиЗефир разносит, Точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,Как благовест звучит небесный гром.Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав,Полна природа грез.Спит пастушок, за день устав,И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.

Прослушивая первую часть «весеннего» концерта, вчитайтесь в первые восемь строк сонета, и вам откроется, насколько точно автор придерживается литературной основы. Третье четверостишие сопровождается второй частью, а последнее – финальной частью концерта.

Начало концерта передает радостное ожидание грядущей весны. В мотиве, исполняемом оркестром, как будто, звучат слова «Весна грядет!». Этот мотив автор использует несколько раз на протяжении всей первой части концерта.

Затем, благодаря высоким скрипичным нотам, отчетливо слышно пение птиц, приветствующих приход весны. Журчание ручьев прерывается тревогой набегающих туч и громом. Но все это ненадолго, тучи разгоняет ветер, а небо снова радует своей синевой.

Явления природы передаются Вивальди настолько точно, слушателю достаточно прикрыть глаза, а воображение, вдохновленное музыкой, само рисует яркие весенние картины.

Во второй части весеннего концерта тихим скрипичным соло витает «сон пастушка». Звучание оркестра напоминает шелест листвы. В альтах слышен лай собаки, охраняющей сон хозяина.

В пасторальной третьей части «Весны» звучит радостное жизнеутверждающее настроение, звуки скрипки кружат подобно хороводам нимф, описанным в финальном четверостишии сонета.

«Лето» (L'Estate)

И вновь сонет:

В полях лениво стадо бродит.От тяжкого, удушливого знояСтрадает, сохнет все в природе,Томится жаждой все живое.Кукушки голос звонко и призывноДоносится из леса. Нежный разговор Щегол и горлица ведут неторопливо,И теплым ветром напоен простор.Вдруг налетает страстный и могучийБорей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.И плачет пастушок, застигнутый грозой.От страха, бедный, замирает:Бьют молнии, грохочет гром,И спелые колосья вырывает Гроза безжалостно кругом.

Ремарка композитора к первой части «Лета» звучит как: «Изнеможение от жары».

Музыка звучит тихо, с короткими паузами, как будто бы, переводя дыхание от летнего зноя. Об этом и говорят первые строки сонета. Но вдруг неспешность летнего зноя «взрывает» щебетанием щегол. К щеглу добавляются крики кукушки, вступившей с ним в диалог.

И вновь ненадолго размеренная тишина летнего знойного дня, в которую врывается порыв холодного ветра. Но пронесшись над полем, ветер вновь оставляет нам беспечность летнего дня.

Вторая часть – контрасты: испуг пастушка в созерцании приближающейся летней грозы и сила надвигающейся бури с отдаленными раскатами грома. Но вдруг все затихает, а через миг тишину разрезает грохочущий гром, небо исписано стрелами молний, вода потоками льет с небес.

«Осень» (L'Autunno)

Сонет говорит следующее:

Шумит крестьянский праздник урожая.Веселье, смех, задорных песен звон!И Бахуса сок, кровь воспламеняя,Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.А остальные жаждут продолженья, Но петь и танцевать уже невмочь.И, завершая радость наслажденья,В крепчайший сон всех погружает ночь.А утором на рассвете скачут к боруОхотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,Азартно зверя гонят, в рог трубя.Испуганный ужасным гамом,Израненный, слабеющий беглец От псов терзающих бежит упрямо, Но чаще погибает, наконец.

Отгремели летние грозы, пришла осень с веселым, сытным праздником урожая. «Осенний»  концерт перекликается с мелодиями «Весны», что добавляет жизнерадостных нот праздника.

Вивальди мастерски использует излюбленный барочными композиторами эффект эхо. Скрипка подражает журчанию струящихся потоков вина. Захмелевшие поселяне постепенно отходят ко сну. Наступает ночь, тихая и таинственная.

Любопытно, что партия звучащего в этой части «Осени» клавесина автором не выписана, что дает клависинисту свободу импровизации, возлагая на него определенную ответственность, поскольку он становится фактически соавтором мастера.

Ночь проходит, и утро оглашается звуками охоты, важно следующей по лесу. По замыслу Вивальди, музыка в середине охоты должна изображать выстрелы и лай собак.

«Зима» (L'Inverno)

Предвосхищая концерт, композитор в последнем сонете пишет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,И севера ветра волна накатила.От стужи зубами стучишь на бегу,Колотишь ногами, согреться не в силахКак сладко в уюте, тепле и тишиОт злой непогоды укрыться зимою.Камина огонь, полусна миражи.И души замерзшие полны покоя.На зимнем просторе ликует народ.Упал, поскользнувшись, и катится снова.

Читайте также:  Чехия. география, описание и характеристики страны

И радостно слышать, как режется ледПод острым коньком, что железом окован.А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идет не на шутку меж ними сраженье.Хоть стужа и вьюга пока не сдались,Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть «Зимы» рисует скрипичными пассажами морозные узоры на окнах. В оркестровом звучании присутствует драматизм, присущий зимним картинам.

Мелодика первой части действительно обдает слушателя зимней стужей. Вторая часть «Зимы» абсолютная противоположность первой. Нежный голос скрипки создает атмосферу тепла, покоя и уюта. Строки сонета «как сладко в уюте, тепле и тиши от злой непогоды укрыться зимою» буквально оживают в мелодии, слышится потрескивание дров в камине, представляются блики огня на стенах.

В душе уют и умиротворенность. Третья часть как будто призывает выглянуть в окно: там, по закованной во льды реке, весело звеня, скользят катающиеся на коньках люди, царит веселье. Третья часть «Зимы» полна драматизма, но одновременно она оптимистична и в ней слышится ожидание прихода весны: теплый ветер борется с холодом и его победа – лишь дело времени.

Этим и заканчивает свой цикл Вивальди: надеждой, оптимизмом, верой в новый приход весны.

В следующем материале мы будем вместе слушать представления о временах года Петра Ильича Чайковского.

Источник: http://www.prostosound.com.ua/klassika/stati/vremena_goda_v_klassicheskoy_muzyke_vivaldi

Весна в классической музыке

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла “Времен года”. Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

https://www.youtube.com/watch?v=i2fY4mN6ZNs

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов “Four Seasons” является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. “Весна” – это первый концерт из цикла “Времена года”.

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй – мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны – это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Сонет:Весна грядёт! И радостною песнейПолна природа. Солнце и тепло,Журчат ручьи. И праздничные вестиЗефир разносит, точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,Как благовест звучит небесный гром.Но быстро иссякает вихрь могучий,И щебет вновь плывет в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав,Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,И тявкает чуть слышно пёс.Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами,И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла – Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть.

Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны.

Главным героем цикла “Весна” Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.
“Песня жаворонка”. Март“Поле зыблется цветами,В небе льются света волны.Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны полны”

А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца.

Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

“Подснежник”. Апрель

“Голубенький чистыйПодснежник: цветок,А подле сквозистыйПоследний снежок.Последние слезыО горе быломИ первые грезыО счастьи ином…”

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников.

Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права.

Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами.

В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

“Белые ночи “. Май

“Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май!”

А.А.Фет

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий.

То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности.

Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль.

Так родился ни с чем несравнимый стиль – удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla – Primavera Porteña Allegro

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача – настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни – безоблачной и радостной весне.

Читайте также:  Урок-схема лепки - кошка из пластилина

Источник: https://emosurf.com/post/5304

Цикл “Времена года” Антонио Вивальди

Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя.

Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов.

В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).

В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений.

Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.

Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.

Времена года – «Весна» (La Primavera)

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома.

Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы.

Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы.

Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

Времена года – «Лето» (L’Estate)

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы.

Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы.

Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами.

Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Времена года – «Осень» (L’Autunno)

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова.

В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота.

Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Времена года – «Зима» (L’Inverno)

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно.

От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться.

Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба.

Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года.

Видеозапись концертов «Времена года»

А вот еще одна интересная интерпретация Времен года в постановке Ролана Пети:

Источник: http://vmiremusiki.ru/vremena-goda-antonio-vivaldi.html

Музыкальная зима: снежное время года в классической музыке | SEMPER. Культура


Одним из цикла концертов «Времена года» венецианского композитора Антонио Вивальди является «Зима» («L'Inverno»). Концерты были написаны в 1723 году в стиле барокко.

Каждое из «Времен года» состоит из трех частей, которые соответствуют трем месяцам. Каждому из концертов «Времен года» Вивальди подобрал сонет. Предполагается, что он и является автором стихотворений.

Сонет о зиме:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.
 


У русского композитора Петра Ильича Чайковского также есть цикл произведений под названием «Времена года». Цикл состоит из двенадцати частей-пьес, каждая из которых соответствует определенному месяцу.

К каждой из пьес идет эпиграф, который, возможно, был дан им издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернанду, которой и заказал Чайковскому этот цикл фортепианных пьес. К первой зимней пьесе можно отнести «Декабрь.

Святки» с эпиграфом, взятым из начала баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Далее по календарному порядку идет «Январь. У камелька» с эпиграфом из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Мечтатель»:

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

И завершает зиму «Февраль. Масленица». Здесь хорошо слышны звуки праздника и народных гуляний. В качестве эпиграфа выступают строки из стихотворения Петра Андреевича Вяземского «Масленица на чужой стороне»:

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.
 


Аргентинский композитор Астор Пьяццолла в разные годы своей жизни написал цикл из четырех танго-композиций, объединенных под названием «Времена года в Буэнос-Айресе» («Estaciones Porteñas»).

Через свои произведения композитор хотел передать не буквально смену сезонов, а картины жизни бедняков с окраин Буэнос-Айреса, среди которых и зародился такой танец, как танго. Эпизод под названием «Invierno Porteño» («Буэнос-Айрес.

Зима») был записан


Одним из самых известных произведений Йозефа Гайдна является оратория «Времена года». Оратория – это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оратория Гайдна делится на четыре части, каждая из которых, представляет собой один из сезонов.

Часть «Зима» завершает музыкальное произведение. Она резко отличается от других частей своим психологизмом, передачей душевного состояния людей в конце жизненного пути.

Словами одного из поющих крестьян автор раскрывает основную мысль всего произведения: «Путь человека на земле не бесследен, если после него остаются добрые дела».


В отличии от вышеназванных произведений, балет на музыку Александра Глазунова «Времена года» можно только условно разделить на четыре картины, соответствующие сезонам. Либретто балета было разработано известным балетмейстером Мариусом Петипа. Картиной «Зима» открывается произведение.

Зрители могут наблюдать как сменяют друг друга элементы Зимы: Иней, сопровождаемый звоном треугольника и деревянными инструментами, Лед, ступающий под мягкие переливы арфы, Град, изображаемый отрывистыми звуками гобоев и скрипок, Снег, кружащийся под вальсовую музыку. И Иней, и Лед, и Град, и Снег являются действующими лицами – спутниками Зимы.

Далее друг за другом сменяются музыкальные картины других времен года, а в конце вновь повторяется грустная тема Зимы.

 тест 

Источник: http://semperculture.wixsite.com/semper/single-post/2016/12/02/muzykalnaya-zima-snezhnoe-vremya-goda-v-klassicheskoj-muzyke

Ссылка на основную публикацию