Н. а. заболоцкий “не позволяй душе лениться…”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Cочинение «Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»»

Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

* Душа обязана трудиться *

И день и ночь, и день и ночь.

Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

О необходимости быть добрым, внимательным к окружающим людям, о стремлении помочь рассказывается в поэзии А. Яшина. Поэт призывает читателей: «Спешите делать добрые дела!» Ведь они наполняют сердце радостью, делают человека более счастливым.

Причём не обязательно совершать подвиг, достаточно маленького доброго дела — например, покормить птиц зимой. И тогда без песен не придется «нам встречать весну».

Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой можно стать настоящим человеком.

Похожие сочинения

Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта. смотреть целиком

Н. Заболоцкий — мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и окружающего его мира природы. Стихотворение «Не. смотреть целиком

Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей. смотреть целиком

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт.

Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами.

Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

На этой странице искали :

  • не позволяй душе лениться анализ
  • анализ стихотворения не позволяй душе лениться
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться
  • заболоцкий не позволяй душе лениться анализ
  • не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться» относит эти строки к душе человека.

Он пишет: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Для того чтобы душа трудилась, ее и надо, как считает поэт, держать в черном теле.

Он говорит о душе, о том, что надо тащить ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб!» Но что значит так поступать с душой? Понятно, речь идет не о чем-то неосязаемом, существующем в нашем воображении, а о конкретном человеке.

Этот человек не должен «спать в постели при свете утренней звезды». Человек станет намного беднее, если не услышит голоса просыпающихся птиц, не ощутит тепла первых лучей восходящего солнца.

А может, в это время на пути его встретится человек, который перевернет всю его дальнейшую жизнь? Может, это будет любовь или настоящая дружба, а может, кому-то потребуется утешение в минуту горя и именно ты протянешь несчастному руку помощи.

Поэт предупреждает о том, что можно потерять последнюю рубашку, если вздумаешь дать себе поблажку, освободить себя от душевной работы.

Казалось бы, человек умудрен опытом и ничем его не удивишь, однако душу свою он должен всякий раз учить заново, чтобы возвратить утерянное незаметно для самого себя чувство доброты, справедливости, сострадания, смотреть на мир, как в юности, влюбленными глазами.

Конечно, это трудно сделать, потому что душа «…рабыня и царица, она работница и дочь…». то есть многолика, всякий раз она разная, но «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий вошел в русскую литературу в начале 30-х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20-30-х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» — одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» — это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная.

Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа — будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой — толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Читайте также:  Огонь - роль огня в жизни человека

Как вы понимаете название и смысл стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»?

«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий относит эти строки к душе человека. Он пишет: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Для того чтобы душа трудилась, ее и надо, как считает поэт, держать в черном теле.

Он говорит о душе, о том, что надо тащить ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб!» Но что значит так поступать с душой? Понятно, речь идет не о чем-то неосязаемом, существующем в нашем воображении, а о конкретном человеке.

Этот человек не должен «спать в постели при свете утренней звезды». Человек станет намного беднее, если не услышит голоса просыпающихся птиц, не ощутит тепла первых лучей восходящего солнца.

А может, в это время на пути его встретится человек, который перевернет всю его дальнейшую жизнь? Может, это будет любовь или настоящая дружба, а может, кому-то потребуется утешение в минуту горя и именно ты протянешь несчастному руку помощи.

Поэт предупреждает о том, что можно потерять последнюю рубашку, если вздумаешь дать себе поблажку, освободить себя от душевной работы.

Казалось бы, человек умудрен опытом и ничем его не удивишь, однако душу свою он должен всякий раз учить заново, чтобы возвратить утерянное незаметно для самого себя чувство доброты, справедливости, сострадания, смотреть на мир, как в юности, влюбленными глазами.

Конечно, это трудно сделать, потому что душа «. рабыня и царица, она работница и дочь. », то есть многолика, всякий раз она разная, но «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

Слушать стихотворение Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Темы соседних сочинений

← Можжевеловый куст↑ ЗаболоцкийНекрасивая девочка →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockogo/ne-pozvolyaj-dushe-lenitsya

«Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» датировано 1958 годом и относится к позднему творчеству Заболоцкого, которое в отличие от его ранних произведений считается более простым, понятным. Оно было написано незадолго до смерти поэта.

Согласно воспоминаниям Никиты, сына Заболоцкого, его отец «к смерти был внутренне подготовлен, он лучше врачей знал, что жить ему осталось немного, в последний год жизни постоянно ожидал внезапной смерти, свойственной сердечным больным». «Не позволяй душе лениться…» — развернутый совет молодым людям.

Совет, который дал поэт, знавший о своей скорой смерти. К читателям автор обращается «ты». По-видимому, чтобы с первых же строк сократить дистанцию.

Стихотворение состоит из шести катренов. Оно написано четырехстопным ямбом, использована перекрестная рифмовка.

В числе изобразительно-выразительных средств, встречающихся в тексте, – антитезы (душа определяется одновременно как рабыня и царица), анафора (первые три строчки последней строфы начинаются с одного и того же слова), риторические восклицания («Не позволяй душе лениться!»). Кроме того, в произведении есть несколько фразеологизмов – толочь воду в ступе, не снимать узды, держать в черном теле, сорвать последнюю рубашку.

Вообще стихотворение отличается очень простой и в некоторых случаях даже разговорной лексикой («поблажка», «по-человечьи»). Скорей всего, это сделано, чтобы каждый читатель мог понять основной посыл. Интересный момент – автор призывает тащить душу «с этапа на этап».

Терминология, связанная с тюремным заключением, возникает неслучайно. Это отголосок тех лет, что Заболоцкий провел в лагерях, – в 1938 году его осудили по делу об антисоветской пропаганде. В действительности виновен он не был.

Поэта реабилитировали только 1963 году по заявлению Екатерины Заболоцкой, его вдовы.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» характеризуется кольцевой композицией, за счет чего удается подчеркнуть основную идею произведения. Оно начинается с утверждения, что душа обязана трудиться, и им же завершается.

По мысли автора, если человек постоянно не занимается самовоспитанием, у него вряд ли получится добиться чего-то в жизни. Душе нельзя давать поблажек, иначе останешься без последней рубашки. Лень представляется в стихотворении страшным врагом.

Если душа ленится, пусть даже только время от времени, то не стоит ждать ничего хорошего. Зато человек, который не пренебрегает работой над собой, занимается саморазвитием, имеет все шансы стать сильной, успешной и гармоничной личностью. Конечно, путь будет трудным. Об этом говорится во втором четверостишии.

Душу придется гнать от дома к дому, тащить с этапа на этап. Ей придется пройти «по пустырю, по бурелому», проследовать «через сугроб, через ухаб». Впрочем, результат стоит всех затраченных усилий.

Во время чтения стихотворения «Не позволяй душе лениться…» вспоминается жизненный принцип Заболоцкого: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…».

«Не позволяй душе лениться…» – одно из самых известных стихотворений Заболоцкого, которое и сегодня не утратило актуальности.

В начале 1980-х годов его положила на музыку молодая тамбовская рок-группа «Круиз», в качестве композитора выступил Валерий Гаин. Правда, в ее исполнении текст звучит откровенно комично.

Это не помешало композиции войти в саундтрек к романтическому роуд-муви «Путешествие будет приятным» (1982), в котором снималась группа «Круиз».

По произведению: «Не позволяй душе лениться…»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Источник: https://goldlit.ru/zabolotsky/1292-ne-pozvolai-analiz

Анализ стихотворения Не позволяй душе лениться Заболоцкого

Это стихотворение было написано в 1958 году.  Послевоенное поколение, наши бабушки и прабабушки толком не умели отдыхать и вести праздный образ жизни. Именно они поднимали страну из послевоенных руин, осваивали целинные земли и штурмовали космос.

Основная мысль стихотворения – это труд души. Она должна трудиться постоянно, не спать, не нежится в постели. Душа здесь выступает в роли конкретного человека. Проскальзывает жаргонное словечко «этап».

Почему? Что душу надо гонять так, как гонят заключённых по этапу? Она, что – преступница? Её надо постоянно подталкивать и тащить по непроходимым дорогам – пустырям, буреломам, ухабам, чтобы труднее было, чтобы жизнь раем не казалась.

Типично советские методы времён 20-30 х годов.

Поэт как – бы предостерегает – праздность и лень до хорошего не доведёт. Поколение тех лет руководствовалось в жизни главным принципом – учёт и контроль. Поэтому, и душу надо постоянно контролировать и «не снимать с неё узды».

Именно это обеспечит личностный рост. Поэт наивно думал, что счастье может быть только в неустанном труде.

И вечный бой, покой нам только снится? Интересно, автор описывает свою душу, которую надо постоянно заставлять работать или это просто аллегорическая метафора?

Это чья же такая душа может совать последнюю рубашку с тела-кормильца? И почему её надо учить и мучить «до темна»? К чему это изнуряющее самобичевание? А если не по-человечьи, то как, живёт душа? Почему она такая ленивая?

В последнем четверостишии определены роли души. Она выступает в разных лицах. Но всё – равно, хоть и царица, должна трудиться, и никаких поблажек.

У каждого поколения свои ориентиры. То, что было правильно и хорошо во времена Заболоцкого, сейчас не совсем жизненно и важно. Я не согласна с поэтом. Да, трудиться надо, но весь вопрос – как это делать. Тотальный контроль и постоянные тумаки ни к чему хорошему не приведут.

Ведь душа, особенно женская, может и взбунтоваться. А бунт русской женщины непредсказуем и страшен. Как известно, диктатура – не лучший общественный строй. Поэтому, душе надо иногда давать и отдых, позволять ей немного и полениться, хвалить и поощрять. В разумных пределах.

Отдохнувшая душа будет трудиться ещё лучше. У души должен быть стимул и цель. Её надо заинтересовать, причём, материально тоже. Тогда она так будет так работать, что контролировать и подгонять будет не нужно. Она будет петь от радости и счастья. А счастливая душа горы свернёт.

  • Анализ стихотворения Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мглаАлександр Сергеевич Пушкин центральным героем большинства своих произведений, а также их темой делает любовь. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» не стало исключением из его поэтических правил.
  • Анализ стихотворения Тютчева В часы когда бываетФедор Тютчев прошёл довольно таки сложный жизненный путь. Много препятствий стояло перед ним, которые ему обязательно нужно было пройти, для достижения желаемой цели. И одной из самых больших трагедий его жизни, является любовь.
  • Анализ стихотворения Есенина Сукин сынВ далеком 1924 году, молодой парнишка был увлечен одной красавицей. Анна Сардановская тогда была слишком юна для своего незнакомца, Есенину было всего лишь шестнадцать лет. Его увлечение стало большим прорывом в литературе.
  • Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был
  • Анализ стихотворения Никитина Встреча зимыСтихотворение “Встреча зимы”, написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.
Читайте также:  Фотосинтез растений. фотосинтез, как основа питания растений

Источник: https://analiz-stihov.ru/zabolockij/analiz-stixotvoreniya-ne-pozvolyaj-dushe-lenitsya-zaboloczkogo

Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Тема урока:  «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» 8 класс.

Цель урока: образовательные – ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст; помочь учащимся увидеть заложенный в творчестве Заболоцкого огромный нравственный потенциал;

                       развивающие – развитие устной и письменной связанной речи, совершенствование познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; умение анализировать, выделять главное, способствовать формированию у учащихся о нём своих собственных мнений;

                       воспитательные – привить любовь к труду, умение оберегать человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни, способствовать выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.  

Тип урока         урок усвоения новой темы

Форма урока    традиционная

Методы урока: метод проблемного вопроса, иллюстративный, словесный,  поисковый

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска

                                                 План урока:

І. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой к уроку.

II. Стадия вызова.

Стадия вызова. Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

  1.  Кластер «Душа».
  2. Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске.
  3. Работа со значением слова.

Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа.

                          (составляется одно общее определение)

  1. Чтение работ. Каждая группа предлагает своё определение.
  2. Описание состояния души с помощью глаголов.        
  3. Чтение глаголов и их запись на интерактивной доске.
  1. Работа в группах. (Памятки «Правила работы в группах» находятся под рукой у ребят.)
  2. Выступления групп учащихся.

III. Стадия осмысления содержания.

Стадия фазы осмысления содержания. Цель – получение и осмысление новой информации.

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком.
  2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.
  3. Задания для класса.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( Памятка «Выразительное чтение»).

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.
  2. Лексическая работа.

Опережающее задание: сильные ученики-консультанты объясняют значения слов и выражений.

      Объясните значение слов и выражений.

Работа над текстом.

1 группа. Задание: найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

2 группа. Задание: обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3 группа. Задание:  в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? что произойдёт с душой, если она не будет трудиться? Почему душу заставлять работать и не давать лениться?

                                       (Заслушивание мнений групп).

Заполнение таблицы.

IV. Стадия рефлексии. Закрепление новой темы.

  1. Возврат к смысловому анализу заголовка.
  2. Экспресс-интервью «Для чего человек приходит в мир?»

V.  Подведение итогов урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

– Что запомнилось вам больше всего?  

VI. Домашнее задание:  1. Выучить наизусть стихотворение  Н.А.Заболоцкого

                                           «Не позволяй душе лениться».

                                            2. Написать эссе на тему «Труд души».

VII. Выставление оценок и комментирование.

Ход урока.

 І. Организационный момент.

Проверка к готовности к уроку.

Психологический настрой к уроку.

II. Стадия вызова.

Стадия вызова. Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

Учитель: Жизнь в современном мире постоянно повышает комфорт человека. Наш мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно уверенно вошёл в жизнь  каждого человека. Многие люди  даже не представляют свою жизнь без компьютера.

Современные люди стали общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей, спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с друзьями, с родными, с близкими людьми. Да,  компьютер не может заменить общения с человеком.

Почему?

1) А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесём свой вклад. Какие ассоциации вызывает у вас  слово «душа» ?  Учитель предлагает учащимся систематизировать полученную информацию. Кластер «Душа».

*1-этап. Учащиеся выполняют работу индивидуально

*2-этап. Обмен информацией в группах, обсуждение полученных записей.Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оптимальные идеи,вырабатывают коллективный вариант ответа.

*3-этап. «Сброс идей в корзину».Каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных представлений. Учитель фиксирует реплики на доске. (Условие:не повторять то, что было сказано другим. Все ответы учащихся записываются учителем, правильные и неправильные.На третьей стадии возвращаемся к «корзине», чтобы подвести детей к осмыслению своих ошибок.)

Кластеры, составленные учащимися.

(Душа – сердце  – отдых – человек – организм)

(Душа – ребёнок – любовь – чистота – состояние человека)

(Душа – мир – человек – тишина – чистота)

2) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске.

 Работа со значением слова.

3)Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые нам удалось записать на доске.

                          (составляется одно общее определение)

4)Чтение работ. Каждая группа предлагает своё определение.

Чтение учителем своих подобранных определений слова душа.  

  1. Душа – внутренний, психологический мир человека, его осознание (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
  2. Душа – это человек.

Учитель: Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола в каждый столбик).

5)Описание состояния души с помощью глаголов.

        (для работы предлагается заполнить два столбика)

                                                               ДУША        

Читайте также:  Природа, растения и животные австралии

                                     открывается               страдает

                                     радуется                       болит

6)Чтение глаголов и их запись на интерактивной доске.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о  состояниях души: душа трудится, душа ленится. Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй –  слово «ленится». Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека  интерес ко всему.

  1. Работа в группах   

                                        Правила работы в группах

  1. Делимся на группы по желанию.
  2. Распределяем обязанности честно, чтобы участие в работе принял каждый.
  3. Работаем так, чтобы не мешаь всем остальным.
  4. Слушаем внимательно ответы товарищей и фиксируем необходимую информацию в тетради.
  5. Не перебиваем. Не критикуем друг друга.
  6. Рецензируем ответ.
  7. Задаём уточняющие вопросы.

Учитель: приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится».

Вам знакомо состояние : когда ничего не хочется делать? Вы понимаете, что надо готовиться к урокам, писать рефераты, идти в библиотеку или на занятия секции, кружка.

Но вас побеждает лень, заставляя откладывать всё на завтра. И бесконечное завтра… (от каждой группы по одной ситуации).

  1. Выступления групп учащихся.

III. Стадия осмысления содержания.

Стадия фазы осмысления содержания. Цель – получение и осмысление новой информации.

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком.         

Учитель: Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться»   и будем работать над ним.

Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока.

Запишите в тетради тему урока и вопрос, на который мы постараемся ответить в ходе урока: Что такое труд души?<\p>

  1. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.

Опережающее задание: объясните значение слов и выражений : «чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», «пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в чёрном теле и не снимай с неё узды»,«дать поблажку», «последнюю рубашку сорвёт».

        (Сильные ученики-консультанты объясняют значения данных слов и выражений.)

Работа над текстом.

Учитель: Теперь, ребята, поработаем в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, всё зависит от того, как вы решите представить свой ответ. Пусть ваша душа потрудится!

1 группа. Задание: найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

2 группа. Задание: обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3 группа. Задание:  в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? что произойдёт с душой, если она не будет трудиться? Почему  душу надо заставлять работать и не давать  ей лениться?

                                       (Заслушивание мнений групп).

Учитель:  О чём это стихотворение?

– Какое настроение оно у вас вызывает? С помощью каких средств создаётся это настроение?

– Какие мысли  посетили вас после прочтения стихотворения?

Слушая выступления, ученики заполняют таблицу.

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

Образы

Тема, идея стихотворения

IV. Закрепление новой темы.

Стадия рефлексии.  

  1. Возврат к смысловому анализу заголовка.

Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Что же такое труд души для Заболоцкого?

– Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается?

– Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Давайте, вернёмся к нашей корзине идей, т.е. к первоначальным кластерам. Просмотрите, пожалуйста. Заполните кластеры на основе новой информации (цель: установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками).

 Кластеры, составленные  учащимися.

Душа – работница,  доброта, человек, счастье, царица.

Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека.

Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.

2.Экспресс-интервью «Для чего человек приходит в мир?».Каждая группа защищает свою позицию. С каждой группы выступает 1 ученик.

       (достойно жить, творить добро, уважать других людей, улыбаться      людям, усердно работать, иметь свой дом, уважать родителей).

Выводы.

Учитель: На первый взгляд слова стихотворения кажутся нравоучением, но авторское «ты» обращено не столько к читателю, сколько к самому себе. Вы знаете, что эти слова, которые говорят нам об огромном смысле существования человека на земле, писал смертельно больной человек.

Всё стихотворение поэта пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействия, напоминает, что расслабление губительно для человека. Поэт подсказывает «Не стоит давать поблажек своей душе», и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени однажды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое. Добиться определённых высот.

Для того, чтобы человек стал настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками. Постоянно учиться, совершенствоваться.

– Какой вывод сделаем для себя?  (Ответы учащихся)

Учитель: Вот как обращается   Н. Заболоцкий    будущему поколению:

V.  Подведение итогов урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

– Что запомнилось вам больше всего?  (жизненное кредо, труд души…)

VI. Домашнее задание:  1. Выучить наизусть стихотворение  Н.А.Заболоцкого  

                                              «Не позволяй душе лениться».

                                            2. Написать эссе на тему «Труд души».

VII. Выставление оценок и комментирование.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/08/tema-uroka-stikhotvorenie-nzabolotskogo-ne-pozvolyay-dushe

Ссылка на основную публикацию