Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» (с планом работы)
План работы 1. Вступление 2. История создания стихотворения «Тучи» 3. Композиционные особенности стихотворения 4. Темы и мотивы стихотворения 5. Средства поэтической выразительности 6. Стихотворный размер
7. Заключение
Стихотворение «Тучи», принадлежащее перу классика русской литературы М.Ю.Лермонтову, увидело свет в апреле 1840 года. Опубликовано оно было в том же, 1840 году. Это время расцвета таланта поэта, время его литературной славы. Он — поэтический наследник Пушкина.
История создания стихотворения «Тучи»
По наступлению 1840 года у М.Ю.Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли.
Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал в результате поединка. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ.<\p>
С тяжёлым чувством поэт уезжал из Петербурга.
Мрачные предчувствия переполняли его сердце. Стихотворение «Тучи» вышло из-под пера М.Ю.Лермонтова как раз перед отъездом. История сохранила рассказ В.А.Соллогуба в пересказе П.А.Висковатова. «…На квартире Карамзиных необходимо было собраться, ведь уезжал юный друг, поэт Лермонтов.
Рассматривая картины за окном, он увидел тучи, которые решили на время заполонить небесное пространство над Летним садом и красавицей Невою.
Лермонтова посетила поэтическая Муза и он быстро набросал строки: «Тучки небесные…» Только что увидевшее свет стихотворение было прочитано вслух по просьбе Софьи Карамзиной других гостей. По прочтении поэтических строк в глазах Лермонтова стояли слёзы.»
Существует и иная версия рождения стихотворения «Тучи».
… Дуэль с Барантом позади. Впереди Кавказ. По пути в Ставрополь, пребывая в походной тележке, Лермонтов, по обычаю, смотрел на облака. Он любил глядеть на них с детских лет.
Повсюду в его произведениях облака описаны оригинально и прекрасно – то как «волокнистые стада», то как «вольные станицы». Так, в дороге, созерцая движенье небесных громад, М.Ю.
Лермонтов наскоро набросал в записной книжке ряд строк. Это и было стихотворение «Тучи».
Композиционные особенности стихотворения «Тучи»
В композиционном плане стихотворение включает в себя три строфы. В основе произведения — прием сравнения. Лирический герой ассоциирует себя с вечными странниками-тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Образ туч (частый образ в русской поэзии) — «вечных странников» наделяет стих особой остротой. Кто остановит тучи? Кому дано такое право? Тучи свободны; они вольны в своём движении.
Сравнивая себя с тучами, лирический герой представляет себя таким же изгоем (странником), мятущимся без близких по духу людей по жизненной стезе.
Во второй строфе лирический герой пытается определиться с гонителем: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..» Освещая этот вопрос, Лермонтов использует особые средства, специальные обороты речи («риторическое обращение»). Риторическое обращение никогда не требует ответа.
Третья строфа начинается со слова «нет». Нет — это противопоставление. Его и можно заметить. Если тучам нет никакого дела до мира страстей и страданий, то лирический герой совершенно в другой ситуации: он терзается и тревожится. Любимую родину вынуждают покинуть. Это горестно. А у туч нет родины. Незнакомо им понятие «изгнание».
Темы и мотивы стихотворения «Тучи»
Проводя анализ стихотворения «Тучи» можно сказать, что главными темами стихотворения являются темы одиночества и свободы.
Автор описывает терзания лирического героя, вынужденного оставить обжитые места, и мчаться хоть и сторону теплую, южную, но не родную. Лирический герой — изгнанник. Мотив изгнания красной нитью проходит через всё стихотворение.
Что такое изгнание? Изгнание — тип наказания, смысл которого состоит в том, чтобы переместить лицо или группы лиц с места обычного проживания на иную территорию под страхом тюремного заключения или казни.
Средства поэтической выразительности стихотворения
Эпитеты — «тайная зависть», «ядовитая клевета», «открытая злоба», «степью лазурною», «с милого севера», «цепью жемчужною».
Метафоры — «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».
Олицетворение — «тучки — странники»
Стихотворный размер
Стихотворный размер — дактиль.
Дактиль — трёхсложная стопа, характерная для в русского силлабо-тонического стихосложения, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки.
Заключение
Стихотворение Лермонтова «Тучи», равно как и другие его произведения, бессмертны. Оно принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Лирический герой сравнивает себя с тучами.
…Тучи, эти «вечные странники», были над головой Лермонтова в детстве, когда он лежал, сражённый болезнью, они — над его головой и в момент принудительного отъезда из Петербурга на Кавказ. Они были недалеки и во время последней дуэли поэта с Мартыновым, эти немые беспомощные свидетели кровавой расправы над великим русским поэтом.
Источник: http://DetskiyChas.ru/school/lermontov/lermontov_tuchi/
Михаил Лермонтов – Тучи: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.
Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.
«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно.
Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками».
В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.
Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен.
Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.
Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества.
Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение.
Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.
Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту.
Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом.
Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.
Популярные тематики стихов
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Тучи на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-tuchi/
Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс
Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной кончины. Лермонтов – человек очень большой романтик, хоть он и скрывал всегда свои чувства от других людей.
Недаром его не все понимали, ведь он был – отличный интригатор, и мог буквально убить человека своим сарказмом и иронией, хоть в большей степени действовал методом сарказма, то есть более напрямую, чем скрытно.
Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.
Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают.
Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана.
И сам поэт никак не мог понять – что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.
6 класс
Анализ №2 (Восприятие, толкование, оценка)
Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.
Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лирического героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. В стихотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в философскую медитацию.
В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сближая себя с ними:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
И мы понимаем, что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.
В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи противопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страсти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.
Анализ №3
Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее.
Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.
Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили.
Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».
Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.
За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка.
Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание.
Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад.
В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить.
Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя.
Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту.
И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать.
А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании.
И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли.
Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым перед отправкой во вторую ссылку в 1840 году. Лермонтов также как и Пушкин выступал за свободу слова и был сторонником справедливости. Однако для власти такое поведение было неприемлемым, поэтому всех, кто выступал против нее, отправляли в ссылку.
Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами.
Он также как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя.
Себя и тучи он называет изгнанниками.
Во втором четверостишии поэт говорит о людских пороках, но применяет их по отношению к тучам. Он рассуждает о том, что же гонит тучи из одного края в другой. Для людских пороков он использует соответствующие эпитеты: «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета». Именно эти пороки как считает поэт, стали основными причинами его ссылки.
В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет считать себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.
Размер стихотворения – дактиль. Рифмовка в нем – перекрестная. Произведение насыщенно эпитетами и метафорами, что добавляет стихотворению большей выразительности и эмоциональности.
Много метафор одушевления, так как автор сравнивает себя с тучами, принимая их за живых существ.
Лермонтов хотел показать, что у природы нет пороков, тучи плывут над мирской суетой, а у людей много пороков, поэтому они не могут стать такими же возвышенными как тучи.
Текст «Тучи» М.Лермонтов
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»
Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой.
Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения.
Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.
«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную».
Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться.
Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края.
«Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!
Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом.
Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость.
Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.
У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем.
Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений.
По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.
Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью.
Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи».
Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова №6
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта.
По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи.
Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Образ туч – «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу.
В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север». Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету.
Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба ), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать.
Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине. тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине.
В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные.
Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя.
В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники ) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?» ).
Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы.
Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя.
Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.
6, 9 класс.
Слушать стихотворение Лермонтова Тучи
Темы соседних сочинений
← Три пальмы↑ ЛермонтовУзник →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/tuchi
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение “Тучи”
Урок литературы в 6 классе М. Ю. Лермонтов (1814-1841). Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».
Цель урока: познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Тучи», осознать символическое значение образов в этом стихотворении.
Ход урока.
Обращаемся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с детства.
Какие произведения Лермонтова вы помните? («Парус», «Бородино» — изучали в 5 классе, др.)
Он был и талантливым художником.
Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого помещена в учебнике.
— Каким изобразил себя поэт?
(Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, — это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах.)
Поэт прожил очень короткую, трагичную жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом.
Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем всю жизнь, дала хорошее образование.
Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его кумиром был Пушкин.
Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается — и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе же в 1841 г. на дуэли поэт погибает
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи».
Как вы понимаете слова «степью лазурною»?
Заглядываем в толковый словарь: лазурь — светло-синий цвет, синева. «Степь лазурная» — простор неба.
Выражение «степью лазурною» употреблено в переносном значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае — бескрайних просторов неба и степи. Такие выражения называются метафорами.
Есть ли еще метафоры в этом стихотворении?
(«Цепью жемчужною» — представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу.)
В первой строфе нарисована чудесная, почти идиллическая картина. Одно слово нарушает ее. Какое? («Изгнанники».) Здесь сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» туч. Обратим внимание на выразительность эпитетов: «вечные» (этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев), «с милого севера» (очень ностальгический эпитет).
В чем особенность второй строфы?
(Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе. Это риторические вопросы, то есть не требующие ответа. Они употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания. )
Какой образ второй строфы особенно обращает внимание?
(«Друзей клевета ядовитая» — не врагов, а друзей — что может быть страшнее?)
Как разрешается стихотворение в третьей строфе?
(Отрицание: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные… / Чужды вам страсти и чужды страдания» утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. «Нет у вас родины, нет вам изгнания» — подразумевается, что изгнание «с милого севера», с родины судьба самого поэта. Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.)
Вспомним, что такое противопоставление называется антитезой..
Анализ стихотворения «Тучи»
Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу и особенно вторую ее строчку: «Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы…»? Какие слова (образы) кажутся вам овеянными грустью?
Цель этого задания задержать внимание на тех образах, которые связаны с внешним планом стихотворения, и показать, что главное здесь — не эти предметные картины, а их сопоставление с человеческой судьбой. Казалось бы, вид белоснежных, нанизывающихся друг на друга тучек, бегущих по бескрайнему голубому небу, не должен рождать уныния или тоски.
Образ «вечные странники» дает иной эмоциональный ключ к строфе и всему стихотворению. Почему он важен и почему поэт сравнивает свою судьбу с судьбой туч? Образ «вечные странники» может быть прояснен ученикам эмоциональными синонимами, которые они сами будут предлагать. Странник — это тот, кто лишен родного дома, крова, приюта, может быть, даже родины.
В строфе Лермонтова этот образ приобретает особую выразительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники.» Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта: и тучи, и поэт вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».
Почему же они изгнанники, кто их гонит? У Лермонтова этим вопросом открывается второе четверостишие, и конечно же, он обращен не к тучам. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Короткие вопросы-восклицания звучат не столько тревожно, сколько задумчиво.
Кто выступает его гонителями, что его гонит «в сторону южную»? Задержимся на существительных: судьба, зависть, злоба, клевета, преступление… Эти слова выстроенные в один ряд, выразительно говорят о мрачных и тайных силах, обрекающих человека на несчастье, одиночество, изгнание.
Чем отличается настроение и чувство поэта в первой и второй строфах? Давайте подумаем, какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой? Ребята обычно отвечают: «друзей клевета ядовитая» Почему?
Потому что на друзей всегда надеешься, а здесь они, как враги.
Потому что поэт был очень одиноким, настоящих друзей у него не было.
Он как бы в кавычках называет их друзьями. На самом деле они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда.
А как далее от второй строфы к третьей движется поэтическая мысль Лермонтова? Поставим перед ребятами вопрос: подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворении. В последней строфе отвергается первое сравнение «будто, как я же, изгнанники».
Она начинается прямым отрицанием: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…» Тучи никто и ничто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они «вечно холодные». В сущности сопоставляются два мировосприятия, два типа отношения к жизни.
Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле — чувство родины.
И как бы ни сильна была его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.
Дом. задание : выучить стихотворение
Источник: https://multiurok.ru/files/m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorieniie-tu.html
Чувство одиночества в стихотворении м. ю. лермонтова «тучи»
1 вариант
Чувство одиночества может преследовать человека всю жизнь: от рождения и до последних дней в этом бренном мире.
Удивительно, но, будучи окруженным вниманием других людей, — родителей, родственников, друзей, знакомых, — человек может чувствовать себя одиноким.
Лишения и, горести преследуют его, а заветные мысли и чувства не находят у окружающих понимания и отклика — он одинок… Так возникает сознание ущемленности, неизгладимой обиды, которую наносят человеку близкие люди.
Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам — тучам?
Дело в том, что стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтов написал в 1840 году, в день своего отъезда в ссылку на Кавказ. На квартире Карамзиных, окруженный друзьями, поэт стоял у окна и глядел на тучи, медленно, тяжело плывшие над Невой и Летним садом.
Трудно ответить, почему его чувства не нашли отклика у друзей. Но именно тучи становятся в этот момент его молчаливыми слушателями и собеседниками. Так рождаются строки:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.
Лирический мир Лермонтова складывается из двух элементов: образа лирического героя и взаимодействующей с ним среды (людей или природы), которая этого героя окружает. Лирический герой Лермонтова — носитель индивидуального характера. Это поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении земного и небесного, о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины.
Созерцание природных явлений оказывает на лирического героя необычайно волнующее влияние, заставляет задуматься о смысле неизбежного и вечного странствия туч.
Повторы отдельных слов в строфе создают своеобразный поэтический ритм, акцентируют ключевое выражение, подчеркивают одиночество лирического героя: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? – Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
В этих словах нетрудно угадать размышления героя о собственной судьбе, о смысле своего существования. Тучи подобны человеку, их судьба сходна с его судьбой. Какая сила в этом мире способна лишить человека его родной земли? Кто властен распоряжаться его судьбой, как своей собственной? Может быть, зависть, или злоба, или клевета друзей?..
Возможно, человек, совершив тяжкое преступление, вечным странствием и непокоем расплачивается за свои грехи. Вполне возможно, но природа, на мой взгляд, дает лирическому герою другой ответ. А именно: движение туч совершенно бессмысленно. В природе нет страстей, переживаний и понятий, существующих в человеческой жизни.
В данном случае, применяя прием противопоставления, Лермонтов создает эффект обманутого ожидания: чем больше мы, читатели, верим в уподобление туч человеку, тем неожиданнее и сильнее звучит третья строфа, окончательно завершающая образную систему стихотворения:
Мет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Тучам не могут наскучить однообразные северные пейзажи, « нивы бесплодные…». Тучи, « вечно холодные, вечно свободные », не подвластны чужой воле.
У туч нет родины, нет преданных друзей, нет любящих и близких сердец, их свобода бесконечна, они не боятся ничего потерять. Они не могут стать изгнанниками, не могут ощутить горького чувства одиночества.
И только человеку дано испытать все эти чувства: быть одиноким, иметь родину и мучиться изгнанием.
Мысленный диалог с природой помогает найти лирическому герою утраченную гармонию и хотя бы на мгновение избавиться от чувства одиночества.
2 вариант
Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами, другие восхищались природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным. Поэт бесконечно любит родину и ненавидит одновременно.
В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники»), а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания»). У тучек нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером», с местами, где остаются его друзья и единомышленники.
В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, но в заключительной строфе звучит слово «нет»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека.
Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание.
Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство.
Тучи — символ свободы и вечного поиска. Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.
Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи».
КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»
1вариант
Довольно часто человеку в обыденной жизни не хватает сил и времени для того, чтобы остановиться на миг, оглядеться и еще раз убедиться — мир прекрасен. Особенно трудно сделать это городскому жителю.
Ускоренный темп жизни, воздух, отравленный выхлопными газами машин, трубами многочисленных промышленных предприятий, стрессы — все это приводит к утомлению, необъяснимой тоске. Городской пейзаж печален, палитра красок его ограничена: серая, черная…
Только, пожалуй, рекламные вывески радужно пестрят на этом фоне.
. Зимой город укрыт серо-белым одеялом — и от этого становится еще более унылым. А летом он пустеет: тысячи горожан выезжают на отдых в лес, на морское побережье — ближе к природе, красоте и гармонии.
Но не только природа может подарить человеку радостное незабываемое ощущение красоты и гармонии. Поэтическое искусство также обладает способностью дарить своим почитателям эти чувства.
Например, читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», живо представляешь прекрасный летний пейзаж. Уставший путник любуется волнующейся вдали желтеющей нивой. Таинственно шумит лес, даря свежесть и прохладу.
Радуют и пленяют взор дары садов, малиновая слива прячется «под тенью сладостной зеленого листка». Из-под куста путника приветствует серебристый ландыш.
Картину рая на земле дополняет изображение студеного ключа, бегущего в глубине оврага, лепечущего путнику « таинственную сагу про мирный край », в котором берет свое начало:
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он…
Обращает на себя внимание палитра пейзажа: полутона отсутствуют, все пейзажные мазки выполнены только яркими насыщенными тонами: желтый, малиновый, зеленый, золотой, серебристый. Эти тона создают особое настроение.
По мнению художников, искусствоведов, психологов, желтый цвет — теплый, бодрящий, веселый; малиновый возбуждает тоску и грусть; зеленый — спокойный, создает приятное настроение.
Целый ряд образов, имеющих яркую цветовую характеристику, создают картину красоты, гармонии, навевают настроение тепла, уюта, спокойствия: желтеющая нива, малиновая слива, тень сладостная зеленого листка, час златой, ландыш серебристый.
Такую же роль играют многочисленные эпитеты: свежий, сладостный, душистый, румяный, таинственный, мирный. Возникают образы, дополняющие пейзажный рисунок: свежий лес, сладостная тень, душистая роса, румяный вечер, золотое утро, таинственная сага, мирный край. Даже серебристый ландыш приветливо (именно приветливо) кивает головой случайному путнику, приветствуя его.
Этот ряд образов ведет к последней, финальной, выразительной и подводящей итог всему стихотворению мысли:
Тогда смиряется души моей, тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…
Действительно, созерцание красоты и гармонии природы восстанавливает силы человека, успокаивает нервную систему. И тогда человек способен на земле постигнуть счастье — счастье единения с природой.
2 вариант
Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…
» относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы в духовной жизни человека. Произведение написано в неволе — это были воспоминания о том, что стало для Лермонтова недоступным.
Михаил Юрьевич чувствовал разлад с окружающим миром, он находился в постоянных мучительных раздумьях о возможности счастья на земле.
Поэт слышит «таинственную сагу», а сагу произносят тихим загадочным голосом, чтобы донести давние события. У поэта обострен слух, он напряжен, а значит, неспокоен, и полного слияния с природой не происходит. Если не на земле постичь счастье — то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием — еще так много недосказать.
Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, золотого утреннего часа, «когда волнуется желтеющая нива», кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ. Лермонтову нравятся приглушенные звуки: «свежий лес шумит при звуке ветерка», лепечет ручей. Краски природы чисты и нежны: малиновая слива, зеленый листок, румяный вечер, золотое утро, серебристый ландыш.
Эмоциональные эпитеты соотносятся с общей картиной: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем умиротворяющее воздействие природы на человека:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины, на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Поэт соединяет разновременные явления для создания картины идеальной красоты, и каждый раз при чтении стихотворения это беспокоит и не дает наслаждаться идиллической картиной.
В реальной жизни цветущий ландыш и желтеющую ниву наблюдать невозможно, эти явления природы происходят в разные времена года — весной и осенью.
Непонятно, ошибка ли это поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?
Красота и гармония царят в этом стихотворении. Благодаря ярким, красочным эпитетам перед нами предстает очень выразительная картина русской природы.”
Источник: http://www.testsoch.info/chuvstvo-odinochestva-v-stixotvorenii-m-yu-lermontova-tuchi/