Воланд: характеристика и образ в романе м. булгакова “мастер и маргарита”

Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

Роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет интересное композиционное построение. Сюжет произведения затейливо переплетается из двух, на первый взгляд, разных и не касающихся друг друга историй. Часть событий, описываемых в романе, происходит в стенах древнего города Ершалаим. Другая часть событий происходит в Москве, в начале двадцатого века.

Реальные события, происходящие в жизни, в сюжете перемежаются со сценами, наполненными волшебством и мистицизмом. Этаким проводником и связующим звеном между реальной жизнью и сверхъестественными явлениями является Воланд.

Этот мистический персонаж, который, ни во что не вмешиваясь, тем не менее, влияет на события, происходящие вокруг. Для того, чтобы случилось что-то из ряда вон происходящее, герою не нужно ничего делать. Для этого у него есть безотказные подручные – Кот Бегемот и Азазелло. Им достаточно только спровоцировать людей своим появлением в их жизни, а дальше герои романа сами всё сделают.

Образ Воланда можно принимать за образ Сатаны, описанный иносказательно. Он, своим появлением способствовал тому, что некоторые жители Москвы, не зная, как понять мистические явления, просто сходили с ума.

Но при всём этом этого героя нельзя категорично записать в отрицательные персонажи. Иногда он совершенно справедливо наказывает порочных людей.

Это видно на примере с директором варьете Лиходеевым и алкоголиком Никаноровым.

Обладая сверхъестественными способностями, Воланд видит всё, что происходит в обществе людей. Иногда он вмешивается в ход событий и наказывает по своему усмотрению людей нечестных и порочных. Некоторые люди и их поступки вызывают у него смех. Не все люди вызывают у него злую усмешку. Мастер и Маргарита вызвали у него симпатию. Он проникся их страданиями и готов подарить им свободу.

За три дня, которые Воланд провёл вместе со своими подручными в Москве, произошло немало всяких событий. Происходящее нельзя было бы назвать обыденными явлениями.

Таким образом, наблюдая за обществом людей, Воланд испытывает их в разных неординарных жизненных ситуациях. Реакция людей на происходящее с ними была самая разнообразная.

Одно только было неизменным – Воланд давал им возможность самостоятельно сделать свой выбор между силами Тьмы и Света.

Сочинение Характеристика и образ Воланда

Воланд – мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем».

Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором.

Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд (по договору с Иешуа).

Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи (в книгах, в фильмах) всегда ярче, больше запоминаются.

Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.

Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы.

Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно.

Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.

Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.

И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.  

В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный.  Без него роман потерял бы очень много…    Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.

11 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/master-i-margarita/obraz-i-harakteristika-volanda-v-romane-master-i-margarita-11-klass

Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа.

Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо.

Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.

Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?

Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «…, рот кривой.., правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен.

Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия.

Многие после этого вразумляются.

Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен.

Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный.

Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.

Сочинение Образ Воланда

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.

Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.

Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще.

Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними.

Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».

Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы.

Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.

Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед.

Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам.

Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.

В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое.

Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.

Вариант 3

Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…

В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление,  «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.

Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить.

У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем.

Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.

Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».

Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться.  Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.

Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.

Для 11 класса

Также читают:

← Шариковщина, что такое шариковщина ← Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце↑ БулгаковХарактеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита → Харакеристика и образ Иешуа в романе Мастер и Маргарита →

  • Анализ особенностей литературного языка ПушкинаАлександр Сергеевич Пушкин по праву может считаться творцом национального литературного языка. Завершив процесс его развития, он совершил открытие поистине мирового масштаба: книжная речь стала гораздо ближе
  • Сочинение Анализ рассказа Старуха Изергиль ГорькогоМаксиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.
  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке 4 классКартина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором
  • Моя семья в годы Великой Отечественной войны сочинение эссеМинует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.
  • Анализ рассказа История болезни Зощенко сочинениеВ рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.
Читайте также:  Горящие горы янарташ, янардаг и водопад вечного огня

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/harakteristika-i-obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita

Характеристика Воланда (Мастер и Маргарита)

Роман Булгакова станет настоящим откровением, историей любви и самопожертвования. Образ и характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является мастерской реализацией философской задумки автора. Ключевой фигурой, участником двух историй, вершителем судеб главных героев Мастера и Маргариты.

Воланд – повелитель темных сил, маг, дух зла.

Возраст

О годах Воланда Булгаков умалчивает. Возраст предположительный и неопределенный. Мужчина средних лет. Сколько лет ему на самом деле не знает никто. Дьявол бессмертен и его года могут исчисляться тысячелетиями.

Внешность

Мастер перевоплощения. Представал перед людьми в разном обличье. Каждый, столкнувшись с ним, описывал его по-своему. За все время ни одно описание не совпало с другим. Было известно, что он прихрамывал, получив хромоту в наказание от ведьмы.

За какой поступок был наказан, Воланд не распространялся. Рост мужчины выше среднего. Брюнет. Рот кривой.«Скривил и без того кривой рот…».Идеально выбрит. Брови темного цвета лежали неровно. Одна выше другой.

Глаза разного цвета.

Один зеленый, другой черный.

«Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо…».Зубы украшали платиновые коронки с одной стороны, с другой золотые. Лицо загорелое, словно после отдыха на заграничном курорте. Кожа сухая, с глубокими морщинами на лбу.

Голос бархатный, низкий.

«Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…».

Гардероб

Воланд не придерживался определенного стиля в одежде. В торжественных случаях предпочитал выглядеть стильно. Классический, дорогой костюм, перчатки, заграничные туфли.

https://www.youtube.com/watch?v=4kNZ6Abgah4

В домашней обстановке он мог показаться неряшливым и неаккуратным. Засаленный халат, успевший позабыть, что такое стирка. Пижама не первой свежести. Стоптанные домашние туфли.

Принимая свой истинный облик, Воланд предпочитал одежду черного цвета. Черные перчатки, черные туфли, черная накидка.

«На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей…».

Характер. Личность Воланда

Кто он на самом деле, ответить c точностью не получится. Он мог наказать и отблагодарить. Свои руки Воланд предпочитал не марать грязными делами. Для этого у него была свита из верных помощников. Воланд справедлив, но по-своему, по-дьявольски. Мудрый и обаятельный. Он не представляет зла для тех, кто чист совестью и поступками.

Загадочный и незаурядный.

«Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть!..».
Вежливый и тактичный. Располагающий к себе с первой минуты разговора. Спокойный, рассудительный. Улыбается часто, но при этом его глаза не выражают эмоций, оставаясь холодными.

Умен. Начитан. Знает множество языков. Способен поддержать любую тему разговора. Много путешествует. Ему известно все и обо всех: прошлое, настоящее, будущее.

Его персона вызывает противоречивые чувства. Его можно любить, можно ненавидеть, бояться и презирать. Точно одно, он никого не оставит равнодушным.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1270-harakteristika-volanda-master-i-margarita.html

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда

Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гёте однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова. Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов прошлого века для проведения бала Сатаны.

Впервые Воланд появляется на страницах романа в эпизоде встречи с Берлиозом и Бездомным: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.

Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец»…

В диалоге с ними, он предсказывает их судьбы, показывая, насколько неожиданным может стать для человека его будущее: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…»

Образ Воланда как представителя сил тьмы не совсем обычен. Он не творит зла как такового, скорее восстанавливает попранную справедливость своими, не совсем гуманными, но весьма действенными методами.

Разоблачает, выводит на чистую воду и наказывает доносчиков, сластолюбцев, взяточников, подлых и корыстных людей, помогая честным и порядочным героям.

Воланд – то необходимое зло, без которого нет добра: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

В то же время Воланд может быть и несколько снисходителен к человеческим слабостям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.

Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.

Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

С помощью образа Воланда и его свиты Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Эти антигерои, доводя ситуацию иногда до абсурда, показывают обратную сторону внешне приличной жизни обывателей, заставляют другими глазами взглянуть на привычные события.

Цитатная характеристика Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Собачье сердце» анализ кратко

Описание героев «Собачье сердце»

Сочинение «Проблема ответственности за свои поступки” (в частности ответственности ученого по повести) «Собачье сердце» М. Булгакова

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=181

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» | Литерагуру

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является одним из интереснейших архетипов не только русской, но и зарубежной литературы. Любопытно, что имя персонажа было заимствовано из «Фауста» Гёте. Мефистофель именует себя лордом Воландом, пробиваясь сквозь толпу. Эпиграф к роману тоже взят именно из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».

Мефистофель Гёте не является злом, каким его принято считать, и Воланд Булгакова похож на него, но возникает закономерный вопрос: какие сходства и отличия от архетипического образа дьявола в культуре есть у сатаны из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Стоит отметить, что злом в романе «Мастер и Маргарита» является не Воланд, ведь изначально он прибывает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменилось человечество за века. Он не причиняет никому вреда.

Конечно, кто-то может не согласиться со мной, ведь в самом начале романа, после беседы с «Князем тьмы», под колёсами трамвая умирает Берлиоз.

Однако если вглядеться внимательнее в смысл этого отрывка, то можно понять, что Воланд не провоцирует смерть литератора, а только в завуалированной форме предупреждает его, что стоит изменить свои представления относительно сложившейся реальности, иначе печального финала не миновать.

Подобное милосердие к человеческой природе встречается и в других отрывках романа – после бала, после воссоединения Маргариты с возлюбленным. Конечно, сам Воланд говорит о милосердии так: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (прим. – милосердие) проникает в самые узенькие щёлки. Вот я и говорю о тряпках», — но, тем не менее, всё равно помогает людям.

Теперь же рассмотрим сходство Воланда с классическим повелителем ада. Основным «дьявольским» качеством сатаны в романе «Мастер и Маргарита» является его связь с тёмными силами и с мёртвыми. Вспомним, к примеру, отрывок «Бал у сатаны» — на него являются самые разнообразные грешники – убийцы, самоубийцы, тираны и т.д.

, но все они являются обнажёнными, что свидетельствует о том, что их души не скрыты маской и всю их сущность можно узреть, лишь удостоив взглядом. Также Воланду дана великая сила давать магические способности тем, кто ему приглянулся.

Ведь именно по его велению за некоторое время перед балом Азазелло вручает Маргарите волшебную мазь, которая в лунную ночь (что немало важно, ведь луна также является символом сил тьмы) обращает женщину в ведьму.

В завершении всего хотелось бы сказать одну простую вещь – всё в этом мире относительно. Иногда то, что кажется чёрным, на самом деле белое или серое.

В своём романе Булгаков очень явственно показал, что зло на самом деле не то, чем кажется, да ещё и неизвестно, что на самом деле является злом.

Сатана в романе «Мастер и Маргарита»  хоть и является Князем тьмы, но он предстаёт перед нами не тем классическим архетипом, который принят в культуре. Именно поэтому характеристика Воланда и по сей день заставляет внимательных читателей разгадывать ее загадку.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita/

Образ воланда в романе булгакова «мастер и маргарита»

ОБРАЗ ВОЛАНДА. Одним из виртуозных воплощений философской идеи автора «Мастера и Маргариты» является Воланд. Его образу в романе при­надлежит особая роль. С одной стороны, он — представление фан­тастического элемента, который уже традиционно использует писа­тель, с другой — Воланда во многом можно назвать авторским ре­зонером, выразителем идеи романа.

Воланд появляется в первой же главе «Мастера и Маргариты» и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги. Это единственный герой, неподвластный чужому суду, решению, воз­мездию или разоблачению.

Правда, мы помним его слова о какой-то «очаровательной ведьме», оставившей на память ему боль в колене. Но в самом-то романе — в его повествовании — нет ни одного слу­чая, где бы Воланд потерпел поражение. Вспомним, чем окончилась попытка его разоблачения в варьете на сеансе черной магии.

Во­ланд — своеобразный «надперсонаж», «сверхгерой», выходящий из всех ограничительных рамок трех плоскостей повествования: «ро­мана о Мастере», «романа о Пилате» (в нем Воланд непосредственно не участвует, является лишь свидетелем происходящего), «романа о Воланде и Москве», если можно так сказать, об основной материи романа «Мастер и Маргарита», наиболее объемной его части, где противостоят друг другу «силы тьмы» и Москва 30-х годов.

Но сопротивление Москвы «части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», заранее бессмысленно. Воланд же обна­руживает свое присутствие в романе еще раньше, чем основной «герой» (хотя и заявленный в названии) Мастер, раньше, чем Мос­ква — в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к Воланду.

Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть… Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда.

Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.

По существу, он — одна из главных сю­жетных «пружин», потому что мотив возмездия, суда, осуществле­ния справедливой оценки является главным мотивом произведения.

О том, что Воланд — это представитель силы зла, тот же Сата­на, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует вни­мание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное де­ление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые.

Сам Воланд относится к формальностям, к своим «министерским» обязанностям достаточно пренебрежитель­но: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачи­ваясь, а его «пакостничанье» ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота. Основная же «деятельность» Воланда, види­мо, — уравновешиванье сил добра и зла, осуществление справедли­вости.

Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедли­вость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу «каждому по вере». «Не по разуму, не по правильности выбора ум­ственности, а по выбору сердца, по вере!» Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, чело­вечности и правды. «…Не верю я ни во что из того, что пишу!..

» — восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пус­тоту, и тем самым платит по счетам. Так Воланд, прямо или кос­венно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда — не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт.

Читайте также:  Река северная двина в россии

Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, человечес­кой природы и мирового устройства жизни от внешней оболочки. Воланд — это сила, необъяснимая простыми логическими рассуж­дениями, которая и существенна для Булгакова потому, что разру­шает своим существованием в романе рационалистическую идею.

Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, по­беждает «вдохновителя» материалиста, главу Массолита Берлиоза, который «к необыкновенным явлениям… не привык» и старается «защитить» себя от «темной силы» мыслью: «Этого не может быть».

Воланд и его свита — не первое фантастическое допущение Бул­гакова, но новаторство писателя в создании образа Сатаны вырази­лось в том, что Воланд — герой вовсе не формальный, и его функ­ция вовсе не ограничивается обычным «репертуаром» чертей и «темной силы*. Образ Воланда оказывается едва ли не самым глав­ным в системе персонажей: он скрепляет собой все три плоскости повествования романа, осуществляет основной мотив возмездия, суда.

Образ Воланда напрямую связан с концепцией романа. Воланд называется своим именем (Сатана) только несколько раз — в том числе и в названии главы «Бал у Сатаны». На бал приезжают убий­цы и палачи, отравительницы, висельники.

Но, как и Воланд, они — лишь посредники между злом и людьми, «помогающие* со­вершаться преступлениям и пакостям. Все гости — как бы чиновни­ки, «служащие канцелярий» темных сил, имеющие право чаще всего не на совершение зла, а на искушение злом людей (конечно, все они сами уже были искушены).

Сатана ведь тоже поддался иску­шению, он — глава, главный искуситель. Содержание всех трех «романов» сводится к цепочке искушений. Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы, искушая ее деньгами, шир­потребом на сеансе черной магии и раскрывая зло тем же искушени­ем у каждого человека в отдельности.

Все зло, которое затаилось, скрыто, спит в людях, потенциально существует, но подавлено соци­альными запретами. Воланд, «свита» и вся «темная сила* раскры­вают, разоблачают, соблазняют.

Но если такое соблазнение, искуше­ние является каждодневным и в нем ничего особенного нет, то Во­ланд вносит элемент возмездия, наказания за совершенный просту­пок. Единственные, кто выносит испытание, — Мастер и Маргарита (да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой).

Воланд — эта та основная сюжетная «пружина», которая помо­гает автору раскрыть, разоблачить, «обезглавить» (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, «оболочечной» жизни.

Так же, как в повествовании романа материализуется, всплывает нару­жу, осуществляется то, что обычно скрыто внутри людей (лишение тела Варенухи и «говорящий» костюм, пожар в доме Грибоедова — и т. п.

обнаружение истины), так и Воланд представляет собой ма­териализацию идеи автора.

Образ Воланда — образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, каждые ком­позиционные параллели соединяет между собой. Воланд материа­лизует в своем лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем.

Источник: https://prepodka.net/obraz-volanda-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Образ и характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита», описание внешности

Воланд является одним из виртуозных воплощений философской идеи автора «Мастера и Маргариты».  Его образу принадлежит особенное место в романе, можно даже сказать – ключевое. Именно Воланд является единственным участником обеих историй, он же, в конечном счете, вершит суд над главными героями.

Автор знакомит нас с Воландом с самой первой главы. Его внешность, также как и имя – не более чем одно из проявлений  князя тьмы, одна из его многочисленных масок. Фактически, во всех плоскостях Воланд присутствует инкогнито, не обнажая свое истинное лицо: в первой – как свидетель, во второй – как судья.

Именно таким предстает перед читателем Воланд в самом начале романа. Внешность его красноречива и уже сама по себе пропитана неким мистицизмом.

Впоследствии хромота неоднократно проявляется, но сам Воланд деликатно обходит эту тему, только упоминая некую ведьму, которая оставила ему данный недуг  на память.

Но хромота Воланда, также как и другие недостатки его внешности, такие как коронки, изогнутый рот и разные глаза – скорее проявление отсутствия божественного.

Ведь ангелы не могут иметь дефектов, а дьявол был покалечен во время низвержения из Рая и с тех пор его хромота стала физическим свидетельством его порочности.

Образ булгаковского князя тьмы нельзя назвать каноничным, ведь назвать его олицетворением зла очень трудно. По сути, каждый его поступок – это акт справедливости, хоть и совершенный в особой манере,  чаще всего совершенно негуманной.

Примечательно также и то, что наказывает Воланд чаще всего не собственноручно, по его приказу это делают члены его свиты. Смешные и нелепые – они являются призмой, через которую хорошо видно пороки общества, описанного автором: жадность, бездуховность, предательство, лицемерие, взяточничество, пресмыкательство.

И все они, так или иначе, были наказаны – зачастую, в гротескной и жестокой манере.

Но Воланд также способен и на снисходительность к человеческим слабостям:

В коне романа мы понимаем, что как судья, Воланд может не только наказывать, но и награждать. Так Маргарита, после пройденных испытаний, воссоединяется с Мастером и вместе они обретают покой. Также благодаря просьбе Маргариты, Фриде даруется прощение. А поэт Бездомный, переосмыслив свои взгляды, получает совсем другую судьбу.

В конечном счете, о Воланде можно сказать, что он если и зло – то необходимое. Как тень, без которой не было бы видно света.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1439

Нетрадиционность образа Воланда в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Нетрадиционность образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Воланд – один из центральных персонажей романа “Мастер и Маргарита”, возглавляющий мир потусторонних сил. Он упоминается в романе раньше всех – в эпиграфе, что лишний раз подчёркивает значимость образа для автора и для концепции романа.

Дьявол, сатана, “князь тьмы”, “дух зла и повелитель теней” – все эти определения встречаются в тексте и явно указывают, как понимать образ. Однако, несмотря на такие чёткие указания, нельзя сказать, что Воланд – это библейский дьявол.

Михаил Алексеевич Булгаков сделал персонаж более глубоким, многомерным.

Образ Воланда во многом ориентирован на Мефистофеля из “Фауста” Иоганна Вольфганга Гёте. На это указывает, во-первых, эпиграф романа, а во-вторых, само имя героя. Оно взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды.

Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: “Дворянин Воланд идет!”. Следует отметить, что в ранних редакциях Булгаков пробовал для мессира имена Азазелло и Велиар, однако остановился всё же на варианте из «Фауста».

В то же время нельзя отождествлять двух этих персонажей. Мефистофель выступает в роли искусителя, а Воланд скорее судья, вершитель судеб, сила справедливости. Искушая, он всё же даёт человеку возможность проявить волю и выбрать добро или зло.

Именно стремление Воланда воздать всем по заслугам – не наказать, а восстановить справедливость – выделяет булгаковского дьявола среди родственных персонажей.

Нетрадиционность образа Воланда проявляется и в том, что он, будучи дьяволом, наделен некоторыми явными атрибутами Бога.

Так, например, эпизод, когда буфетчик Театра ВарьетеСоков узнает от Воланда о своей неизлечимой болезни и скорой смерти, но все равно отказывается потратить свои немалые сбережения, восходит к книге английского церковного историка и епископа Ф. В.

Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», с которой Булгаков был хорошо знаком. Появление Воланда на балу в грязной ночной сорочке отсылает нас к рубищу, в котором предстаёт перед нами Иешуа Га-Ноцри. Наконец, довольно странно в устах дьявола звучит фраза «чёрт вас возьми!».

Но говорить и о том, что Воланд – это своеобразный образ Бога. По крайней мере, автор устами самого героя говорит о том, что он присутствовал при известных событиях в Ершалаиме, но инкогнито, то есть тайно, а значит, не в роли Иешуа.

Необычно для образа дьявола, чёрта, нечистой силы и то, что Воланд не мешает Маргарите совершать хорошие поступки, да и сам он ни разу не совершает ничего плохого собственными руками. Его функция – вскрыть зло, указать на пороки, но не наказывать. Зло в конечном итоге творится руками самих людей.

Однако внешность Воланда говорит в пользу «нечистой силы».

Согласно Библии, у ангелов, как и у церковнослужителей, не может быть физических недостатоков, тогда как у Воладна внешних недостатков много: это и разные глаза, и асимметрия лица, и хромота.

И всё же мы не видим типичных для библейского злого духа черт – рогов (Воланд носит берет), копыт на ногах (мы видим голые ноги Воланда во время бала).

Как и подобает дьяволу, Воланд многолик, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски, дает совсем несхожие ответы о целях своей миссии. Между тем, все приведенные версии служат лишь для маскировки истинного намерения – извлечения из Москвы гениального Мастера и его возлюбленной, а также рукописи романа о Понтии Пилате.

Есть у Воланда и некоторые человеческие черты. Он, например, упоминает рецепт, который достался ему от его бабушки. Если следовать за Библией, то дьявол существовал ещё до появления людей. Автор нам как бы намекает, что образ Воланда не ограничивается дьявольской сущностью.

Необычна и роль Воланда в повествовании. Он не творит зло, не разрушает, не искушает. Его миссия в другом. У Булгакова персонаж в ранних редакциях носит имя Теодор, что в переводе с древнегреческого значит “божий дар”. Здесь это не только пародия, но и ещё одно указание на связь Воланда с Иешуа Га-Ноцри, который решает судьбу Мастера и Маргариты, но выполнить это решение просит Воланда.

Сам сеанс черной магии отчасти понадобился Воланду для того, чтобы Маргарита, прослышав о происшедшем в Театре Варьете, уже была бы подготовлена к встрече с его посланцем Азазелло.

При этом всевидение сатаны у Воланда вполне сохраняется: он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с “евангелием Воланда”, тем самым, что было рассказано незадачливым литераторам на Патриарших.

Неслучайно Азазелло при встрече с Маргаритой в Александровском саду цитирует ей фрагмент романа о Понтии Пилате, чем в итоге и побуждает возлюбленную Мастера согласиться отправиться к могущественному “иностранцу” – Воланду.

Удивление Воланда, когда после Великого бала у сатаны он “узнает” от Мастера тему его романа – всего лишь очередная маска.

Действия Воланда и его свиты в Москве подчинены одной цели – встрече с творцом романа об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате и с его возлюбленной для определения их судьбы.

У Булгакова Воланд, желая зла, должен совершать благо. Чтобы заполучить к себе Мастера с его романом, он карает литератора-конъюнктурщика Берлиоза, предателя Барона Майгеля и множество мелких жуликов, вроде вора-буфетчика Сокова или хапуги-управдома Никанора Ивановича Босого.

Однако стремление отдать автора романа о Понтии Пилате во власть потусторонних сил – лишь формальное зло, поскольку делается с благословения и даже по прямому поручению Иешуа Га-Ноцри, олицетворяющего силы добра.

Но не следует забывать, что Воланд и его свита, хоть и представители стороны «тёмных сил», всё же оставляют право выбора между добром и злом за людьми.

Например, жестокость толпы по отношению к Жоржу Бенгальскому в Театре Варьете сменяется милосердием, и первоначальное зло, когда несчастному конферансье захотели оторвать голову, становится необходимым условием для проявления добра – жалости к лишившемуся головы конферансье.

Иешуа через Левия Матвея просит Воланда взять с собою Мастера и Маргариту. Воланд, как и Иешуа, понимает, что “голым светом” способен наслаждаться лишь преданный, но догматичный Левий Матвей, а не гениальный Мастер. Именно Воланд с его скепсисом и сомнением, видящий мир во всех его противоречиях, лучше всего может обеспечить главному герою достойную награду.

Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. Цель его миссии в Москве как раз и заключается в выявлении злого начала в человеке. Воланд и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в полной безнаказанности, а затем сами пародийно наказывают их.

У Булгакова Воланд, олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа.

Такое необычное представление «вечного» образа даёт роману необычайную глубину и широчайший простор для интерпретаций.

Пожалуй, ещё очень долго исследователи будут обсуждать образ Воладна, его прототипы и роль в произведении, но всё равно каждый увидит всё по-своему.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357089/netraditsionnost-obraza-volanda-v-romane-ma-bulgakova-master-i-margarita

Воланд – герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Воланд – характеристика персонажа

ВОЛАНД — центральный персонаж романа М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в “час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, “великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной многих необычайных событий, которые произвели смуту в мирной жизни города и доставили немало беспокойства его обитателям.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "природа осенью"

В процессе создания романа образ В. играл ключевую роль. Этот персонаж был отправным пунктом художественного замысла, который затем претерпел множество изменений. Будущий роман о Мастере и Маргарите зачинался как “роман о дьяволе» (слова Булгакова из его письма “Правительству СССР», 1930).

В ранних редакциях В., еще не нашедший своего имени, называемый то герр Фаланд, то Азазел, был главным лицом, поставленным в центре повествования.

На это указывают едва ли не все варианты названия романа, отмеченные в рукописях с 1928 по 1937 год: “Черный маг», “Копыто инженера», “Консультант с копытом», “Сатана», “Черный богослов», “Великий канцлер», “Князь тьмы» и др.

По мере того как расширялась “даль свободного романа» (получила развитие “античная» линия, появились Мастер и Маргарита, а также многие другие лица), В. утрачивал функцию героя.

В “окончательной» редакции он был оттеснен с главных ролей и стал тритагонистом сюжета, после Мастера и Маргариты, после Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Утратив верховенство в иерархии образов, В. тем не менее сохранил очевидное первенство с точки зрения сюжетного присутствия. Он участвует в пятнадцати главах романа, тогда как Мастер появляется только в пяти, а Иешуа лишь в двух главах.

Имя В. автор почерпнул из “Фауста» Гете: возглас Мефистофеля “Plate! Junker Voland kommt» (“Дорогу! — черт идет!»; перевод Н. А.Холодковского; сцена “Вальпургиева ночь»). Источником образа для Булгакова послужила книга М. Н.Орлова “История сношений человека с дьяволом» (1904), а также статьи о сатане, о демонологии “Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона.

Литературная генеалогия В. весьма обширна. Среди его предшественников обычно называют Сатану Мильтона, Мельмота-скитальца Метьюрина; самый же близкий прообраз — Мефистофель трагедии Гете и оперы Гуно. (Ироническая идентификация В.

как сатаны в разговоре между Мастером и Иваном Бездомным. Последний не смог распознать в “иностранце» дьявола, потому что никогда не слышал оперу “Фауст».) Если, однако, Мефистофель лишь “слуга великого Люцифера», то В.

— главное лицо Среди сил тьмы, сам Люцифер, принявший другое имя.

В изображении дьявола писатель использовал некоторые традиционные атрибуты, эмблемы, портретные описания: хромота, косоглазие, кривой рот, черные брови — одна выше другой, трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, правда, без пера, и проч. Тем не менее булга-ковский В. существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией.

Как показывают исследования, эти отличия усиливались от одной редакции к другой. “Ранний» В. был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ. Он совершал святотатства и требовал кощунственных действий от других. В “окончательном» варианте эти моменты исчезли. Своеобразно интерпретируется Булгаковым провокация дьявола.

Традиционно сатана призван спровоцировать все темное, таящееся в душе человека, как бы разжечь его. Смысл провокаций В. — исследование людей, каковы они на самом деле. Сеанс черной магии в театре-варьете (классическая провокация) обнаружил в собравшихся там зрителях как дурное (алчность), так и хорошее, показав, что милосердие иногда стучится в людские сердца.

Последний вывод, убийственный для сатаны, булгаковского В. нисколько не уязвляет.

Мессир В., как его почтительно именует свита, состоящая из ломаки-регента Коровьева, Фагота, демона Азазелло, кота Бегемота и ведьмы Геллы, — отнюдь не богоборец и не враг роду человеческому.

Вопреки ортодоксальному толкованию, отказывающему дьяволу в истине, ибо “он ложь и отец лжи» (Иоанн, VII, 44), В. причастен к истине. Он безусловно различает добро и зло: обычно же сатана — релятивист, для которого эти понятия относительны. Более того, В.

наделен властью наказывать людей за зло, ими совершенное; сам ни на кого не клевещет, зато карает клеветников и доносчиков.

На всем протяжении романа В. не пытается улавливать души. Не нужны ему и души Мастера с Маргаритой, к которым он проявил столько бескорыстного участия. Строго говоря, В. не дьявол (греч. §1сфоХо^ значит “разбрасывающий»), понимаемый как злая воля, разъединяющая людей. В.

решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им “вечный приют».

Столь явное преступление дьявольских полномочий Булгаков обозначил в эпиграфе романа, взятом из “Фауста» Гете: “Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Философско-религиозным источником образа В. явилось дуалистическое учение мани-хейцев (III-XI вв.), согласно которому Бог и дьявол действуют в мире, выражаясь словами романа, каждый по своему ведомству.

Бог повелевает горними сферами, дьявол распоряжается на земле, верша справедливый суд. На это указывает, в частности, сцена В. с глобусом, на котором тот видит все происходящее в мире. Следы манихейской доктрины явно обнаруживаются в диалоге В.

с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова. В ранней редакции решение судьбы Мастера и Маргариты поступало к В. в форме приказа, который приносил “неизвестный вестник», появившийся под шорох летящих крыльев.

В окончательном варианте Ле-вий Матвей передает просьбу наградить Мастера и его возлюбленную покоем. Два мира, света и тени, сделались, таким образом, равноправными.

Источник: http://www.rlspace.com/voland-geroj-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образ Маргариты :

В этой статье мы обратимся к самому известному роману М. А. Булгакова – «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты будет интересовать нас в первую очередь. Именно этой героине мы постараемся дать подробную характеристику и рассмотреть все изменения, которые с ней происходят на протяжении произведения.

Маргарита: общие черты

Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером – 30 лет.

Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия – как глоток свежего воздуха для Мастера.

Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.

Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.

Характеристика Маргариты

О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.

Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.

Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.

Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.

Любовь

Возлюбленная Мастера и та женщина, с которой он случайно сталкивается на улице, – совершенно разные люди. Маргарита преображается, в ее жизни наконец-то появляется смысл – любовь к Мастеру, и цель – помощь ему в написании романа. Вся скопившаяся в ней душевная энергия отныне направлена на возлюбленного и его работу.

Никогда не заботящаяся о быте и не знающая, что такое примус, героиня, войдя в дом Мастера, тут же начинает готовить ужин и мыть посуду. Удивительно, но даже бытовые заботы приносили ей только радость, если она была рядом с любимым. Маргарита предстает перед читателем хозяйственной и заботливой.

При этом героине удается балансировать между образами музы писателя и заботливой жены.

Маргарита прекрасно понимает и чувствует Мастера, отсюда ее сопереживание и любовь к его роману, который был выстрадан ими обоими. Именно поэтому героиня с такой злобой и ненавистью реагирует на отказ в издании романа и на критические отзывы о нем. С этого момента в ней начинает копиться ярость к серому и мелочному мирку, которая найдет выход позднее.

Ведьма

Сделка с дьяволом является одним из ключевых мотивов романа «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты очень тесно с ним связан. Находясь в отчаянии, героиня встречается с Азазелло.

Женщина сначала не обращала на него никакого внимания, но когда посланник Воланда начал цитировать строки из романа Мастера, верит ему. Именно Азазелло дает ей крем и инструкции.

Понимая, кто к ней пришел, Маргарита готова выполнить все, только бы у нее появилась возможность вернуть Мастера.

Ночью героиня решает воспользоваться волшебным кремом и превращается в ведьму. Вновь меняется характер Маргариты. Темная сила преображает ее не хуже любви. Она становится свободной и храброй, а ее импульсивность только увеличивается. В облике ведьмы Маргарита не теряет чувства юмора: шутит над соседом, увидавшим ее в окне, подтрунивает над спорящими хозяйками.

Рождается новая Маргарита. И она уже не держит гнев в себе. Готовая расправиться с обидчиками Мастера, она не упускает шанса разгромить квартиру критика Латунского. В этот момент она похожа на разъяренную фурию.

Маргарита-ведьма – очень яркий и сильный образ, Булгаков не жалеет эмоций и красок, рисуя его. Героиня сбрасывает все, что сковывало ее и мешало ей жить и дышать. Она становится легкой в буквальном смысле слова.

На балу у Воланда

Итак, какой предстает Маргарита на балу у Воланда? Начнем с того, что бал является кульминационным моментом в романе. Здесь поднимаются несколько ключевых (для романа и образа героини) вопросов. Например, проблема милосердия.

Эта тема неразрывно связана с образом Маргариты. И мы видим, что, даже превратившись в ведьму, она не утрачивает этой черты, избавляя Фриду от мучений.

Маргарита умудряется и в окружении нечистой силы сохранить свои светлые человеческие качества.

Все события главы, описывающей бал, сконцентрированы вокруг героини. Мы видим, как она страдает от украшений, но терпит. Маргарита действительно предстает королевой и хозяйкой на балу. Она мужественно выдерживает все, что выпадает на ее долю. Это отмечает и Воланд, упоминая о силе королевской крови, что течет в Маргарите.

Нет в героине больше ведьмовской удали и бесшабашности, она с достоинством ведет себя и соблюдает все правила этикета. На балу ведьма преображается в королеву.

Награда Маргариты

Именно поступки героини определили развязку книги «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является двигательной силой, что помогает сюжету развиваться.

Только благодаря ее согласию на предложение Воланда, Мастер обретает свободу и получает свой роман. Маргарита достигает той цели, к которой так стремится, – обретение любви и успокоение.

Несмотря на то, что образ героини часто трансформируется, мы не видим резких перемен в ее характере. Маргарита остается верна себе, несмотря на все испытания.

И в награду за все страдания ей даруется покой. Духовный мир, в который ее и Мастера отправляет Воланд, – это не рай. Героиня все же не заслужила его, так как пошла на сделку с дьяволом. Однако здесь она обрела долгожданный покой. Влюбленные идут рядом друг с другом, и Маргарита знает, что сделала все возможное, чтобы никогда уже не расставаться с Мастером.

Прототипы

Почти каждый герой имеет свой прототип в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты связан с третьей женой самого Булгакова – Еленой Сергеевной. Писатель часто называл ее «моя Маргарита».

Именно эта женщина была с Булгаковым последние годы его жизни и многое сделала для того, чтобы этот самый роман был дописан. Редакция произведения велась уже в то время, когда Булгаков был тяжело болен и умирал. Елена Сергеевна вносила правки под его диктовку, сидя у постели.

А после смерти мужа еще два десятилетия боролась с критикой за то, чтобы роман напечатали.

Также у булгаковской Маргариты есть черты Гретхен, главной героини «Фауста» Гете.

Цитаты из «Мастера и Маргариты»

Приведем несколько самых известных цитат нашей героини:

  • «И в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной».
  • «Грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, она вполне естественна, даже тогда, когда знаешь, что в конце этой дороги тебя ждет счастье?».

Цитаты из «Мастера и Маргариты» давно стали крылатыми фразами, которые слышали даже те, кто не читал это удивительное произведение.

Источник: https://www.syl.ru/article/295583/roman-m-a-bulgakova-master-i-margarita-obraz-margarityi

Ссылка на основную публикацию