Урок-конспект по теме: “природа осенью”

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок-экскурсия

по окружающему миру

во 2-м классе

Тема урока:

              «В гости к осени»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10

 имени героя Советского Союза Д.Е.Кудинова

 г.Вязьмы Смоленской области

 Захарова Юлия Руслановна.

Тема:Живая и неживая природа осенью «В гости к осени»

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты:

учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная. 

Оборудование:

1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.

2. Плоды, семена, осенние листья различных растений

3  Подкормка для птиц.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения. До начала экскурсии проводится  беседа по технике безопасности. 

                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте что то хорошее своему товарищу перед началом урока. (проводится  беседа по технике безопасности )

II.Актуализация знаний.

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливый караван тянулся к югу:Приближалась довольно поздняя пора; 

Стоял ноябрь уж у двора

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

 III. Формулирование темы и целей урока

-Вот и   заглянула к нам  осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила. Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края. Как вы думаете что мы узнаем? чему научимся?

   IV.Повторение изученного

-Ребята, какое сейчас время года? (осень).

-Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце?Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)

1)Осенние изменения в неживой природе

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

ВЫВОД:Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.

2.Как меняется осенью жизнь растений

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам . Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.(рассказывают)

И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды.

Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью.

Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз.

Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

V Самостоятельная работа.

Учитель:- Ребята, внимательно посмотрите вокруг.

Задание для всех :Вам нужно вспомнить загадки о живой и неживой природе.

Задание для первой группы:- Вам нужно собрать коллекцию опавших листьев.

Задание для второй группы: -Вам нужно собрать плоды, семена различных растений.

 Игра «Отгадай растение» Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустика этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

3) Осенние изменения в жизни животных

-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)

-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)

ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Учитель рассказывает о перелетных птицах.

– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Читайте также:  Бионика – наука вдохновленная природой

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.(кормим уток)

Игра «Отгадай животное»

Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?

а)Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.

Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)

б)А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей.

Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают.

А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)

в)Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон.

Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты».

Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)

г)Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса.

Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков.

К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)

д)Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка.

Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка.

Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)

VI Рефлексия

– Какие изменения происходят природе с приходом осени? Солнышко поднимается невысоко, плохо греет. Чаще идут дожди. Похолодало. Улетают на юг птицы. Звери готовятся к зиме. Желтеют и краснеют листья. Листопад.

VII.Итог урока

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?

VIII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

– Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

Домашнее задание

1.Прочитать текст «Неживая природа осенью» (с.26-27), ответить на вопросы к тексту (с.27)

2.Прочитатьтекст «Из жизни птиц» (с.28-29),ответить на вопросы к тексту.(с.29)

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/12/03/urok-ekskursiya-po-okruzhayushchemu-miru-vo-2-m

Урок-экскурсия/ Тема: «Природа осенью»

Тип: Урок-экскурсия

Подготовила:Репченко Д.С.

Класс: 1

Тема: «Природа осенью».

Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с понятием «окружающий мир»; расширить представление обучающихся о приметах осени; формировать у детей понятия «живая и неживая природа».
  • Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, мышление, внимание, связную устную речь учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.

Оборудование: опавшие листья разных деревьев, репродукции осенних пейзажей, стихотворения об осени, цветные мелки.

Ход урока:

– Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Итак, мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)

Деление на группы:

Назначение старшего в классе, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

1 группа – листья

2 группа – фрукты

3 группа – овощи

– В каждой группе выберите командира, который будет отвечать за дисциплину, а группе.

-Ребята, послушайте стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

– О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)

-Кто автор? (А.С.Пушкин)

-Вот сегодня наш урок-экскурсия посвящается осени. Тема нашего урока «Золотая осень».

– Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

-А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)

– А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.)

А что создано природой? (Называют.)

– Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».

-Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.

(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)

-А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)

-Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)

-Вот мы и определили признаки живого и неживого.

-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.

(деревья, птицы, цветы).

-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.

(солнце, облака, камень, песок, ветер).

Вывод:

– Итак, природа бывает «живая» и «неживая».

Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)

– Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.

1.Задание

1 группа

-Проблемный вопрос.

Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)

2 группе

-Проблемный вопрос.

– А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)

3 группа.

– А как изменилась жизнь людей с приходом осени? ( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)

– Все верно. Молодцы!

-Ну а сейчас мы отдохнем.

– Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе?

Например (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)

  1. Дидактическая игра «Угадай дерево».

-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

-А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

Рассказ учителя

– Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

-Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

-Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета).

-Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…

– Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой. Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники (дети рассматривают репродукции,картины художников).

-Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы.

Читайте также:  Астор пьяццолла "времена года" весна / описание произведения

Для этого вы были поделены на 3 группы (дети под руководством учителя рисуют на асфальте выбранные деревья).

-После того, как вы нарисуете мы выберем лучший рисунок группы.

-Ребята, что же нового вы узнали сегодня на уроке-экскурсии? (ответы детей).

-Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

-Какая бывает природа? (живая и неживая).

-Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.

-Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.

-Как же меняется природа с приходом осени?

– Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-ekskursiia-tiema-priroda-osien-iu

Урок экскурсия с элементами исследования по окружающему миру во 2 «Г» классе Тема: «В гости к осени. Живая природа осенью»

Государственное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная

школа № 992

Урок – экскурсия

с элементами исследования

по окружающему миру

во 2 «Г» классе

Тема: «В гости к осени. Живая природа осенью».

Учитель: Матузенко Галина Ивановна

30.09.10 г.

Цели урока:

  • Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений и навыков работы с таблицей, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.
  • Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса.
  • Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой.Одно «почему» меж деревьями мчится,Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке,«Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью)

IV. Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.) – Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

V. «Открытие» нового знания

Каждому ряду выдаётся таблица, которую дети заполняют по ходу урока.

1. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе.

– По календарю осень наступает первого сентября. Но это календарные сроки. В природе такх чётких сроков нет. Где – то листья опадают раньше, где – то позже, где – то птицы улетают на юг раньше, а где – то позже.

Гипотеза.

Когда же в природе кончается лето и начинается осень?(Дети слушают доклад ученика.)Это происходит в дни первых заморозков. Заморозками называются лёгкие утренние морозы. Именно после этих заморозков начинается усиленный листопад, прячутся и улетают птицы на юг.Так как территория нашей страны очень большая, то и заморозки начинаются в разное время.

В Московской области они бывают в первой половине сентября. На севере заморозки начнутся чуть раньше, а на юге – к концу сентября.Осень делят на два периода. Первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы.- Какие факты, доказывающие или опровергающие гипотезу, вы услышали?Летом солнце поднимается высоко в небо, поэтому дни были длинные.

Осенью дни, по сравнению с летом, становятся короче. 23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 часов. После этого дня ночь становится всё длиннее, а день заметно уменьшается. Наступают короткие дни осени: только солнце скрылось – и уже надвигается ночь. Однажды рано утром вы увидите, что всё кругом покрыто инеем. Этот иней нестоек.

Как только появится солнце, он тут же растает.

Гипотеза.

Отличаются ли осенние дожди от летних?(Дети читают текст на карточке.)В основном идут моросящие, холодные, затяжные дожди. Стелются над землёй туманы.

Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю – и туман исчезает.

Туман, дождь, заморозки – обычные явления для осени.

– Что вы можете сказать?

Но нередко вслед за этим начинается тёплая и сухая солнечная погода – возврат лета. Начинают летать попрятавшиеся на зиму насекомые. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. Это – бабье лето. И только то, что света становится всё меньше и меньше, да деревья покрыты разноцветной листвой, напоминает, что на дворе уже осень.

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе.

2. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.– Остановитесь на минуту и прислушайтесь к звукам в парке. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства. И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу: Лес, точно терем расписной:Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной.– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

Гипотеза.

А теперь подумаем, как начинается листопад.(Дети слушают доклад ученика.)- Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?

Гипотеза.

На всех ли деревьях одновременно он начинается?(Дети слушают доклад ученика.)- Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?

Гипотеза.

Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?(Дети слушают доклад ученика.)- Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?(Дети читают текст на карточке.)Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т.

к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.

Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев.

Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность.

Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.- Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?

Читайте также:  Природа, растения и животные англии

3. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Проектные работы детей.

VI. Итог урока

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

Осенние явления в неживой природе Деревья, сбрасывающие листву Деревья, не сбрасывающие листву Перелетные птицы Зимующие птицы
1 Береза Ель
2 Осина Сосна
3 Похолодание Клен Кедр
4 Заморозки Дуб
5 Первый снег Тополь

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

VII. Домашнее задание.

1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, с. 26-27); ответить на вопросы к тексту (с. 27); 2. Прочитать текст «Из жизни птиц» (с. 28–29); ответить на вопросы к тексту; 3. Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради «Проверим себя».Урок можно закончить стихотворением Е. Благининой.Если встанешь на заре-Крышка в сером серебре…Длинно тень ложится,Долго лист кружится.Если выйдешь поутру-Галки стынут на ветру…Вьются над парамиВслед за тракторами.Разгуляется денек –В полдень сядешь на пенек,Смотришь на припекеПрыгают сороки.А в обед совсем теплыньПахнет горькая полынь,Тянет медом, мятойИ травой примятой.Только этому не верь…Осень все-таки теперь!Солнышко бледнее,Небо холоднее.Е. Благинина

Источник: http://5-bal.ru/geografiya/37524/index.html

Урок окружающего мира “В гости к осени” – PDF

Осенняя экскурсия в природу (3-й класс) О.Г. Кривских Сезонные экскурсии в природу имеют огромный развивающий потенциал в процессе формирования образа экологической картины мира у младших школьников. Для

Подробнее

План конспект открытого урока по окружающему миру. 1класс Тема: Осень- природа готовится к зиме. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся

Подробнее

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100») Ястребова Светлана Михайловна учитель начальных классов ГБОУ гимназия

Подробнее

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Подробнее

Урок окружающего мира Тема: Птичьи секреты Целевые установки урока Предметные результаты: *знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; *различать перелетных и зимующих птиц; *узнавать

Подробнее

Комплексное занятие на тему “Поздняя осень” Средняя группа Провела: воспитатель МДОУ «Д/с 21 «Гнѐздышко» Кротикова О.В. Образовательная область: развитие речи Вид деятельности: познавательная, коммуникативная,

Подробнее

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 4 классавикторина “Все обо всем” Подготовила: учитель начальных классов Сапункова А.Д. 2009 год 1. Разминка (2 балла за правильный ответ) 1 / 10

Подробнее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Калининской. «Дикие животные» 2015год Цели урока: познакомить учащихся с подготовкой

Подробнее

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ СТАРШАЯ ГРУППА ОСЕНЬ Главная цель и задачи Объект познания Содержание знаний ЦЕЛЬ: Углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных,

Подробнее

146 Учитель начальных классов Михейкина Н. К. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Осенние изменения в жизни животных. Насекомые, пресмыкающиеся, земноводные. Птицы. Цели урока. Главная цель урока:

Подробнее

Дикие и домашние животные Л. М. Сенокосова, учитель начальных классов сш 32 г. Могилева Курс «Человек и мир» играет наряду с другими предметами значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании

Подробнее

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Жизнь диких животных весной» Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной: линька,

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Подробнее

Конспект урока окружающего мира по теме “В гости к осени”, 2-й класс. программа А.А. Плешакова Цель урока: обобщить знания детей о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних

Подробнее

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Подробнее

У р о к 7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ Цели: познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы; учить выделять из объектов неживой природы изделия человека;

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/30219784-Urok-okruzhayushchego-mira-v-gosti-k-oseni.html

Неживая природа осенью «Окружающий мир» 2 класс УМК «Школа России» Выполнила: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского. – презентация

1 Неживая природа осенью «Окружающий мир» 2 класс УМК «Школа России» Выполнила: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области<\p>

2 Повторение Что такое температура? Это ощущение тепла и холода. Что такое термометр? Это прибор для измерения температуры.<\p>

3 Какие бывают термометры? Комнатные Медицинские Уличные Почвенные Водные<\p>

4 Расскажите об устройстве термометра. шкала Граница между градусами тепла и холода Стеклянная трубка, наполненная окрашенной жидкостью.<\p>

5 Запишите условными знаками Семь градусов тепла Тринадцать градусов выше нуля Нуль градусов Десять градусов мороза Четыре градуса ниже нуля<\p>

6 Какое это время года? Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.<\p>

7 Что относится к неживой природе? солнце звёзды воздух вода камни почва осадки горы облака<\p>

8 Сравним погоду летом и осенью. летомосенью Небо голубое, лишь кое- где небольшие облака. Небо затянуто облаками, кажется низким. Дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы. Дожди затяжные, холодные. Погода тёплая, много ясных дней. Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.<\p>

9 Осенние явления в неживой природе<\p>

10 Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко, дни стали заметно короче, чем были летом. Поэтому похолодало.<\p>

11 Снега нет, а утром земля, трава и крыши домов побелели. Это иней. Значит на улице – заморозки.<\p>

12 Ближе к середине сентября бывает последняя гроза. Осенние дожди мелкие, моросящие, затяжные.<\p>

13 Над рекой, озером, прудом всё чаще зависают густые туманы.<\p>

14 Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. На водоёмах происходит ледостав – реки, озёра, пруды покрываются льдом.<\p>

15 Осенние явления в неживой природе – это … похолодание первые заморозки появление инея последняя гроза затяжные дожди густые туманы первый снег ледостав<\p>

16<\p>

17 Используемые источники: gif анимационный термометр jpg jpg термометр gif солнце с облаками gif ветер gif опадающие листья gif солнце gif звёзды gif мышонок под зонтом gif иней gif молния jpg jpg туман q85.jpghttp:// q85. jpg ледостав<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/864544

В гости к осени. живая природа осенью. | открытый класс

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку . Сообщает тему, цели и задачи урока Создаёт эмоционалъный настрой.

Слушает и обсуждает тему урока.

2

2

Актуализация знаний.

№1 «Осень. Осенние месяцы.»

Поясняет задание,

осуществляет контроль, организует беседу.

Активно участвует в выполнении задания,  отвечает на поставленные  вопросы.

5

3

Изучение нового материала

1) Беседа на тему «Осенние изменения в природе.»

               №2    «Осень.»

         Демонстрирует и комментирует слайды.

         Проводит беседу по вопросам:

-Каких птиц вы видели летом? Чем питаются птицы? Почему улетают птицы?

Просматривает презентацию.

Отвечает на вопросы.

7

2) Работа по материалам учебника (с. 38-39)

Поясняет задание, отмечает степень вовлечённости учащихся, организует беседу.

Знакомится с содер-жанием и отвечает на вопросы.

10

3)Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

             Выполняет упраж-нение.

2

4)Беседа на тему «Осенние изменения в жизни зверей»

Проводит беседу по вопросам:

-Что происходит осенью у зверей? Как они готовятся к зиме?

Отвечает на вопросы.

5

4

Первичное осмы-сление и закрепление.

№3 «В каком порядке птицы улетают на юг?»

№4 «Осенние изменения в жизни зверей.»

Поясняет задание,

осуществляет контроль, организует беседу.

Активно участвует в выполнении задания,  отвечает на поставленные учителем вопросы, делает выводы.

5

            5

5

Итоги урока. Реф- лексия.

Обобщает полу-ченные на уроке сведения, оценивает работу класса, объявляет оценки.

Отвечает на вопросы.

Определяет своё эмоциональное состояние на уроке.

2

6

Домашнее задание

Объявляет и комментирует домашнее задание

Записывает домашнее задание в дневник:

-Выполнить творческое задание: выполнить рисунок «Красота осени», рабочая тетрадь, с.30.

2

Прикрепленный файлSize
Итоговый урок-конспект.zip 12.02 KB

Источник: http://www.openclass.ru/node/431883

Ссылка на основную публикацию