Влияние деятельности человека на экосистему

Влияние человека на экосистему (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.

Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX – XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.

Что же несет нам век грядущий – новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем – философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Следует подчеркнуть, что данный аспект является одной из “слабостей молодой науки футурологии” в целом. Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном этапе развития человечества.

Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять” бесплодна, повсеместно завела в тупик. “Предвидеть и предотвращать – единственно реалистический подход”.

Исследование будущего поможет всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных сил и ресурсов по пути, который будет полнее удовлетворять потребности людей и не нарушать при этом экологические процессы?

2. Методы прогнозирования результатов влияния человека на экосистему

Научное прогнозирование (в отличие от разнообразных форм ненаучного предвидения) – это соответственно непрерывное, специальное, имеющее свою методологию и технику исследование, проводимое в рамках управления, с целью повышения уровня его обоснованности и эффективности.

Исследование будущего разделяется на два качественно различных направления: поисковое (исследовательское) и нормативное прогнозирование.

Поисковое прогнозирование – это анализ перспектив развития существующих тенденций на определенный период и определение на этой основе вероятных состояний объектов управления в будущем при условии сохранения существующих тенденций в неизменном состоянии или проведения тех или иных мероприятий с помощью управленческих воздействий.

Нормативное прогнозирование (иногда его называют “прогнозированием наоборот”, т.к. в данном случае исследование идет в обратном направлении: от будущего к настоящему) представляет собой попытку рационально организованного анализа возможных путей достижения целей оптимизации управления.

Этот вид прогнозов как бы отвечает на вопрос: “Что можно или нужно сделать для того, чтобы достичь поставленных целей или решить принятые задачи?”.

Предметом нормативного прогнозирования выступают субъективные факторы (идеи, гипотезы, предположения, этические нормы, социальные идеалы, целевые установки), которые, как показывает история, могут решающим образом изменить характер протекающих процессов, а также стать причиной появления качественно новых, непредсказуемых феноменов действительности.

В исследовании различных аспектов взаимосвязи человека и биосферы можно выделить ряд стадий: описание – исходный, эмпирический этап, отвечающий на вопрос “что происходит в окружающей среде и в самом человеке?”; объяснение – промежуточный, теоретический этап, отвечающий на вопрос “почему это происходит?”; предвидение – завершающий, практически ориентированный этап экологического исследования, который должен давать ответы на два (как минимум) вопроса: “каким образом обнаруженные тенденции будут вести себя в будущем?” и “что следует предпринять для того, чтобы предотвратить нежелательные явления или, наоборот, способствовать реализации благоприятных возможностей?”.

К середине 1990-х годов имелось более 15 глобальных прогнозов, получивших название “моделей мира”. Самые известные и, пожалуй, наиболее интересные из них – это “Мировая динамика” Дж. Форрестера, “Пределы роста” Д. Медоуза с соавторами, “Человечество у поворотного пункта” М. Месаровича и Э. Пестеля, “Латиноамериканская модель Баричоле” А. О.

Эрреры, “Будущее мировой экономики” В. Леонтьева, “Мир в 2000 году. Доклад президенту” и другие. Основоположником и идейным отцом глобального прогнозирования на основе системного анализа по праву считается американский ученый Д.

Форрестер, несомненной заслугой которого является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Значение своей работы Дж.

Форрестер видел в том, что она “будет содействовать возникновению ощущения необходимости безотлагательного решения существующих проблем и укажет на эффективное направление работы для тех, кто решится исследовать альтернативы будущего”.

У Дж. Форрестера действительно оказались последователи. Появился первый глобальный прогноз Римского клуба под названием “Пределы роста”, авторы которого под руководством Д.

Медоуза построили динамичную модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения (фонды), земное пространство, загрязнение, использование природных ресурсов, посчитав эти компоненты основными в динамике изменения мировой системы.

Выводы авторов сводились к следующему: если сохранятся существовавшие на конец 1990-х годов тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастрофе. “Апокалипсис” предрекался примерно на 2100 год. А отсюда и рекомендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.

Однако эти предложения авторов модели нереальны, неприемлемы, да и просто утопичными, но дали пищу для развития антинаучных и антигуманных теорий, способствовали резкой вспышке всякого рода неомальтузианских и геополитических рассуждений, уводящих от реальных путей преодоления экокризисных явлений.

Не случайно уже следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля – “Человечество у поворотного пункта” – была значительно более обоснованной. И дело не только в том, что в ней комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов, состояние окружающей Среды и природных ресурсов представлены как сложная многоуровенная иерархическая система.

Авторы попытались посмотреть на мир не как на нечто аморфно-целое, а как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Выводы авторов этой модели более оптимистичны, чем предыдущей.

Однако “прогресс” Месаровича и Пестеля можно свести к тому, что они, отвергая неизбежность “единой” глобальной экологической катастрофы, будущее человечества видят в длительных, разнообразных кризисах – экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, могущих постепенно охватить всю планету, если общество не примет их рекомендации перехода к “органическому росту” – сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Но это также далеко от реальностей, которыми полон современный мир.

Постепенно модели становились все более конкретными, а проблемы – более цельными. К настоящему времени методологические принципы, техника, методика современного глобального прогнозирования неизмеримо усложнились по сравнению с исторически первыми и простейшими методами оценки экологической емкости Земли.

В новых условиях обострившихся потребностей в нахождении эффективных способов целенаправленного воздействия на процессы взаимодействия человека и биосферы встают задачи разработки конкретных прогнозов будущего человечества, формирования конкретных научно обоснованных представлений об основных возможных тенденциях развития человечества на ближайшие 50 – 100 лет. Существенно то, что результаты такого прогнозирования спектра возможностей “должны быть сформулированы не только на языке теории, но и на языке управленческой практики”. Поэтому “насущная необходимость” в создании системы глобального прогнозирования с самого начала должна осмысливаться с учетом мировой практики управления сверхсложными системами и соответственно в качестве необходимости создания “человеко-машинной системы”, т.е. автоматизированной информационно-прогнозирующей системы. Основная задача автоматизированного компьютерного прогнозирования взаимодействия человека и биосферы состоит в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальные условия объединения усилий экологов, социологов, экономистов и других специалистов “для оценки и выбора возможных вариантов международных решений” на междисциплинарном уровне. Известный кибернетик У. Р. Эшби писал: “Ценность системного подхода заключается в том, что он применим для анализа объектов особой сложности, понимание которых с помощью традиционных методов исследования затруднено, а иногда и невозможно. Системный подход, основанный на компьютерах, отвергает смутные интуитивные идеи, извлекаемые из обращения с такими простыми системами, как будильник или велосипед, и дает нам надежду на создание эффективных методов для изучения систем чрезвычайной внутренней сложности и управления ими”.

Само создание систем автоматизированного прогнозирования, отвечающих современным требованиям методов управления, в свою очередь превратилось в одну из важнейших научно-технических проблем, перспективы решения которой непосредственно связаны с организацией междисциплинарных исследовательских программ.

Острее всего необходимость приобретения “нового компаса для научного познания”, новых принципов организации научных исследований обнаружилась в связи с прогнозированием социальных процессов. Сложность предметов исследования, а также условия функционирования в системе управления социальными процессами, где требуются оперативность принятия решений, подлинная всесторонность в учете значимых

Источник: http://works.doklad.ru/view/pV5351n3-x8.html

“Влияние человека на экосистемы”

11 класс Дата____________

Тема: Влияние человека на экосистемы.

Лабораторная работа .№ 7. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Цель: обобщить, расширить, систематизировать знания учащихся об экосистемах, причинах их устойчивости и смены, а также влияния человека на экосистемы.

Задачи:

Образовательные:

продолжить углубление понятия «экологические факторы» на основе характеристики влияния антропогенных факторов на экосистемы;

Развивающие:

-развивать умения работать с текстом учебника, анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы,;

– развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Воспитательные:  

– воспитывать биологическую культуру и ценностное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Влияние человека на экосистемы», инструктивные карточки к ЛР.

Ход работы:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

1). Блиц-опрос

Продуценты

Консументы 1го порядка

Консументы 2го порядка

Редуценты

Автотрофы

Гетеротрофы

Симбионты

Паразиты.

2). Беседа

1. Что такое сукцессия?

2. Какие виды сукцессий вы знаете?

3. Что такое пищевая цепь?

(Цепь, в которой осуществляется однонаправленный поток вещества и энергии от одной группы организмов к другой).

4. Какие типы пищевых цепей вы знаете? Приведите примеры.

5. Что такое экологическая пирамида?

6. Под соснами в лесу встречаются молодые ели, но под елями никогда нет молодых сосен. Почему? (Ели – теневыносливые растения. Ее всходы не выдерживают солнечных ожогов на открытой местности и находят благоприятные условия в сосновой тени. Светолюбивым соснам не хватает освещения под кронами ели).

7. Зимой на речках и озерах во льду делают проруби, в которые вставляют снопы камыша, соломы. С какой целью это делается? (Таким образом создаются условия для газообмена между воздухом и водоемом, вследствие чего она обогащается кислородом, и предотвращает замор рыбы).

8. В умеренном поясе водятся несколько десятков видов земноводных, в тропиках же их около полутора тысяч видов. Чем это объясняется?

(Условия в тропиках более благоприятны для жизни земноводных (повышенная влажность и тепло).

3. Новый материал.

1. Загрязнение окружающей среды.

Многие экологические проблемы, существующие сегодня, являются следствием неразумной хозяйственной деятельности человека. Развивающиеся промышленные производства, энергетика, сельское хозяйство могут, при несоблюдении экологических требований, сильно загрязнять окружающую среду.

Так, хозяйственные выбросы свинца, кадмия и цинка, которые являются токсичными (вредными) для живых организмов, уже превосходят естественное содержание этих металлов в биосфере соответственно в 18, 5 и 3 раза.

Читайте также:  Сюрреализм в искусстве

Многие синтезированные человеком химические соединения, даже при очень малых концентрациях, опасны для живых организмов.

Например, диоксин, образующийся в виде примесей во многих производствах, где используется хлор, обладает очень высокой биологической активностью, большой стойкостью и способностью к биопереносу в природе.

Он даже в ничтожных концентрациях подавляет иммунную систему организмов, повышает чувствительность к вирусным заболеваниям, снижает умственную и физическую работоспособность. В более высоких концентрациях он может вызвать раковые заболевания, поражать нервную систему, печень, пищеварительный тракт.

В сельском хозяйстве широко используются различные ядохимикаты. При этом их воздействию подвергаются не только вредители, но и живущие рядом с ними полезные организмы (птицы, черви, насекомые-опылители, бактерии и др.

), которые либо гибнут, что приводит к нарушениям в экоcистемах, ухудшению структуры и плодородия почвы, либо накапливают в своих организмах этот яд, передавая его по пищевым цепям консументам более высокого порядка вплоть до человека.

А так как консументы съедают за свою жизнь не одно растение или животное, а много, то с каждым уровнем цепи концентрация вредных веществ в организме повышается примерно в 10 раз, доходя до смертельных доз ( рис.139 ). Это относится не только к ядохимикатам, но и к любым другим вредным загрязнителям.

2. Накопление загрязнителя в пищевых цепях.

Для многих веществ – загрязнителей характерно явление биологического накопления в пищевы цепях. В рыбе, например, концентрация ртути может быть в 1000 раз больше, чем в воде, в которой она живет. Любой организм, питающийся такой рыбой, подвергает себя смертельной опасности.

Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться.

3. Формирование экологического сознания.

В настоящее время воздействие человеческого общества на природу привело к возникновению сложных экологических проблем биосферы. Решить их способно лишь общество, которое научится соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему Природа.

Для осуществления разумного управления состоянием атмосферы и перехода на уровень ноосферы необходимо не только знать устройство и механизмы этой сложной и огромной системы, но и иметь возможность влиять на ее процессы в желаемом направлении.

Но даже совершенное знание биосферных механизмов и ясное понимание того, что надо делать, не дадут реальных плодов при отсутствии определенного уровня зрелости и культуры общества. Здесь важнейшим моментом является формирование новой социальной и экологической нравственности.

На смену лозунгам типа «Человек — царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы только и существуем в Природе.

Необходимо формирование такой стратегии развития человеческого общества, которая позволяет гармонично сочетать его потребности с возможностями сохранения нормального функционирования биосферы.

Это означает не только широкое распространение производственных способов (технологий) сбережения энергии и ресурсов, но и изменение характера потребностей людей.

В настоящее время мы живем в обществе, которое называют «обществом одноразового потребления». Для него характерно нерациональное, расточительное использование природных ресурсов. Для сохранения человеческой цивилизации необходимо построить природосберегающее общество.

Природные ресурсы — важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества (рис. 140).

Ограниченность ресурсов Земли становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем человеческой цивилизации. Поэтому одним из важнейших моментов современности можно считать решение задач по рациональному управлению природными ресурсами.

Ограниченность природных ресурсов, несовершенство технологии их добычи и переработки часто приводят к разрушению биогеоценозов, загрязнению окружающей среды, нарушениям климата и круговорота веществ в экоcистемах.

4. Рациональное природопользование.

Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в нахождении наилучших (по определенным критериям) или оптимальных способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем.

Создание новых технологий должно сочетаться с компетентной, грамотной экологической экспертизой всех, особенно широкомасштабных, проектов в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях человеческой деятельности.

Проводимая специальными независимыми органами, такая экспертиза позволит избежать многих просчетов и непредсказуемых последствий реализации этих проектов для биосферы.

Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов должны предусматривать следующие виды деятельности:

—локальный (местный) и глобальный экологический мониторинг, т. е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде почве;—восстановление и охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней;—расширение и увеличение числа заповедных зон, эталонных экосистем, уникальных природных комплексов;

—охрану и разведение редких видов растений и животных; широкое просвещение и экологическое образование населения;

—международное сотрудничество в деле охраны среды.

Только активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии будущего смогут решить экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному «сотрудничеству» с природой.

4. Закрепление.

1. Беседа

1). Почему наше общество можно отнести к «обществу одноразового потребления»?

2).   Какие природные ресурсы вам известны?
3).    В чем причина экологического кризиса на нашей планете?

2. Лабораторная работа № 7. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». (ПРИЛАГАЕТСЯ)

5. Итог урока. Домашнее задание.

Д/ЗП. 7.1, с.237-239, (Общая биология. Сонин Н.И. 11 класс).

§§ 87,88 стр.337-342, (Общая биология. Пасечник В.В.)

Повторить по кодификатору 4.4 (Царство растений. Строение ( ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма ( на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений).

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Лабораторная работа. № 7. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Цель: научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах.

Ход работы:

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности?

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

Ответьте на вопрос:

-Известно, что на полях можно получать очень высокие урожаи, стоит ли при этом беспокоиться о снижении продуктивности дикой природы?

ИНФОРМАЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Влияние человека на окружающую среду

Воздействие человека на животных выражается как в прямом преследовании и нарушении структуры популяции, так и в перемене мест их обитания. В последнее время к общим изменениям условий обитания добавился такой мощный фактор, как загрязнение природной среды.

Очень часто прямое преследование (охота) сопровождалось изменением ландшафта. Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают.

Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д.

В XX в прямое преследование стало причиной гибели видов в 28 % случаев, а косвенное в 72 % случаев. Полное или почти полное истребление животных в результате неумеренной и нерегламентированной добычи было довольно широко распространено в прошлом.

Первой документально засвидетельствованной жертвой преследования человеком был гигантский голубь – дронт.

Кубанский историк, генерал-лейтенант и казачий писатель И.Д. Попко (1819 — 1893), оставил описание таких представителей степной флоры, как овсюг, типчак, клевер, ковыль, тонконог, мак-самосейка, донник, бессмертник, цикорий, мятлик, шалфей, кровохлебка, ромашка, зверобой, пастушья сумка, дикая горчица, дикий чеснок, хрен, полынь и другие.

Сейчас в местах, где когда-то произрастали степные ковыли, пырей, вика, тимофеевка и прочее степное разнотравье, на распаханных землях колосятся хлеба. А травы, обладающие лечебными свойствами, специально выращиваются на полях в качестве сырья для лекарственной промышленности.

Редкие и исчезающие животные

ПТИЦЫ: Орел-беркут, белоголовый сип, орлан- белохвост, дрофа;

ЗЕМНОВОДНЫЕ,ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ: Малоазиатский тритон, обыкновенная или серая жаба, обыкновенная чесночница, кавказская крестовка, кавказская гадюка, уж обыкновенный. эскулапов полоз;

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ:Енотовидная собака, европейская норка, ласка;

НАСЕКОМЫЕ: сколия- гигант, бражник Мертвая голова и др.

РЫБЫ: Белуга азовская, стерлядь, тюлька абрауская.

Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Расположен В Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь – 10600 га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.

Источник: https://multiurok.ru/files/vliianie-cheloveka-na-ekosistemy.html

Деятельность человека как особый экологический фактор и ее влияние на окружающую естественную среду

Природа для человечества является средой жизни, а также единственным источником ресурсов, необходимых для существования, для удовлетворения материальных потребностей человека. Человек – это неотъемлемая часть природы, он потребляет природные блага и оказывает на окружающую среду ощутимое влияние.

Определение 1

Антропогенный фактор – это фактор, обусловленный воздействием человека на окружающую природную среду или его деятельностью.

По мере развития производительных сил, а также увеличения оборота вовлекаемых в хозяйственный оборот веществ, воздействие человеческой деятельности на природу неуклонно растет.

Так, на заре развития цивилизации негативное влияние на природу ограничивалось выпасом скота, выжиганием и вырубкой лесов для земледелия, охотой на диких животных. Целые регионы опустошались в результате войн.

После промышленной революции XX века начались серьезные изменения в биосферных процессах. Человеческую деятельность стало возможным сопоставить с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. К этому привело развитие химии, энергетики, транспорта, машиностроения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Человечество потребляет материальные ресурсы и энергетику в масштабах, пропорциональных росту населения.

Последствия антропогенной деятельности человечества:

  • истощение природных ресурсов;
  • уничтожение природных экосистем;
  • загрязнение окружающей среды отходами производства;
  • изменение климата;
  • изменение структуры поверхности планеты Земля.

Замечание 2

Результатом антропогенного воздействия человека является нарушение протекания почти всех биогеохимических циклов.

Общая характеристика загрязнения природной среды

Определение 2

Загрязненность – это процесс появления в окружающей природной среде в результате человеческой деятельности или природных явлений компонентов, не свойственных данному региону.

Загрязненность характеризуется наличием в природной среде вредных соединений, способных нарушить функционирование экологических систем, ведущее к снижению качества среды проживания человека и ведения им хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Урок-схема лепки - цветок колокольчик из пластилина

Экологическое действие может затрагивать как отдельные организмы, так и более высокие уровни организации живых существ: популяции, биоценозы, экосистемы, биосферу.

Негативное влияние загрязнений проявляется в

  • нарушение физиологических функций организма;
  • понижение темпов роста и развития;
  • уменьшение адаптационных возможностей организма к воздействиям негативных факторов окружающей среды;
  • изменение численности и биомассы популяций;
  • изменение годовых циклов миграций;
  • нарушение количественных соотношений в биоценозе;
  • изменение пространственной структуры сообществ живых организмов;
  • деградация экосистем.

Загрязняющие вещества, возникшие в результате антропогенной деятельности человека, весьма разнообразны: соединения серы, углерода, азота, органические соединения, тяжелые металлы, радиоактивные элементы и др.

Антропогенное воздействие проявляется в истощении природных ресурсов биосферы. В результате огромных масштабов использования природных ресурсов во многих регионах значительно изменились ландшафты (угольные бассейны).

Пути решения экологических проблем

Рациональное управление природными ресурсами решает общую задачу: нахождение оптимальных и наилучших способов эксплуатации экосистем.

Решение этой задачи осложняется необходимостью многих критериев оптимизации:

  1. Сокращение производственных затрат.
  2. Получение наилучшего урожая.
  3. Сохранение видового многообразия сообществ, обеспечение нормального функционирования экосистем.
  4. Поддержание чистоты окружающей среды.

Восстановление природных ресурсов и охрана окружающей среды предусматривают:

  • разработка новых, щадящих технологий по добыче природных ресурсов;
  • рекультивация использованных земель;
  • максимально полное извлечение полезных ископаемых из месторождений;
  • безотходное использование сырья;
  • применение отходов производства;
  • использование вторичного сырья;
  • применение замкнутых циклов производства;
  • использование энергосберегающих технологий;
  • восстановление и сохранение лесных массивов от пожаров, болезней, вредителей;
  • расширение заповедных зон, национальных парков уникальных природных комплексов;
  • экологическое образование населения;
  • разведение и охрана редких видов флоры и фауны и др.

Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/deyatelnost_cheloveka_kak_osobyy_ekologicheskiy_faktor_i_ee_vliyanie_na_okruzhayuschuyu_estestvennuyu_sredu/

Влияние человека на экосистему – презентация, доклад, проект скачать

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Влияние человека на экосистему. Доклад-сообщение содержит 7 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:

Влияние человека на экосистему Выполнила: Овчинникова А. 11-Б кл. Проверила: Габитова В. В.

Слайд 2
Описание слайда:

Введение Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.

Слайд 3
Описание слайда:

Экологические проблемы городов Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

За период 1949 – 1989 гг. население крупных городов выросло в 4 раза. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Высокая концентрация аэрозолей и газов приводит к повышенному загрязнению, туманам и смогу.

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м² в сутки на одного человека.

Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов.

Слайд 4
Описание слайда:

Влияние человека на экологию сельскохозяйственных районов Охватом антропогенными нагрузками больших площадей, иногда практически на 100%; Малой лесистостью и небольшими площадями лугово-степных участков; Преобладанием определенных видов загрязнения в почве, воде и грунтах, связанных с удобрениями.

Слайд 5
Описание слайда:

Влияние человека на экологию сельскохозяйственных районов Кардинальные изменения природной среды сельскохозяйственных районов обусловлены тем, что на площадях угодий нарушается твердый, жидкий и растворенный сток. Сведение лесов увеличивает смыв почвы, твердый сток рек, приводит к заилению водохранилищ.

Активная миграция элементов по склонам, их быстрое поступление в водоемы с одновременным сокращением стока приводит к сильному загрязнению поверхностных вод.

Это загрязнение может быть токсичным, поскольку такие опасные элементы, как кадмий, ртуть, стронций, свинец, цинк, относятся к наиболее подвижным в большинстве видов почв.

Слайд 6
Описание слайда:

Принцип стабильности экосистем Видовое разнообразие обеспечивает стабильность экосистем.

Равновесие в системах “хищник-жертва” и “хозяин – паразит” не устанавливается мгновенно и автоматически, а возникает в результате длительной адаптации видов друг к другу и к среде своего обитания, так что естественные враги не уничтожают полностью популяцию своей жертвы.

В тех случаях, когда в экосистеме появляются виды из других сообществ, то равновесие между популяциями зачастую оказывается невозможным. Подобное явление, называемое интродукция, часто является следствием вмешательства человека.

Слайд 7
Описание слайда:

Влияние человека на устойчивость экосистем. Человек своей хозяйственной деятельностью резко упрощает экологические системы, уничтожая или ущемляя виды, эволюционно приспособленные к существованию в данных условиях.

Пример тому – экологические проблемы лесов : браконьерское уничтожение животных, вырубка лесов, лесные пожары.

Осваивая новые территории, он уничтожает экологические ниши и места обитания многих видов, разрушая экологические системы и сокращая видовое разнообразие.

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/vliyanie-cheloveka-na-ekosistemu

Влияние человека на экосистемы

Выживание вида обеспечивается генетическим разнообразием и незначительными колебаниями внешних условий.

Основным условием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет жизнеспособность отдельного вида и экосистемы в целом, – это способность поддерживать равновесие между видами благодаря круговороту биогенных химических элементов и стойкому потоку энергии.

Циклические явления, которые сопровождались изменением климатических условий на Земле, предопределяли изменения и в растительном и животном мире. Навсœегда исчезли огромные травоядные динозавры, мамонты, саблезубые тигры, птеродактили. Ученые называют много причин их гибели, среди которых – падение большого метеорита͵ изменение климата͵ уничтожение человеком.

Человек с его техническими возможностями существенно нарушает сложные механизмы поддержания равновесия, сложившиеся в природе.

Прежде всœего, он своей хозяйственной деятельностью резко упрощает экологические системы, создает упрощенные экосистемы, уничтожая или ущемляя виды, эволюционно приспособленные к существованию в данных условиях.

Пример тому – борьба с сорняками в сельском хозяйстве. Осваивая новые территории, человек уничтожает экологические ниши и местообитания, резко ухудшая условия существования многих видов, разрушая экологические системы, сокращая видовое разнообразие.

Человек часто является главной причиной интродукции чуждых для экосистем видов, вызывающих нарушение естественных экосистем, вытеснение многих видов, популяционный взрыв интродуцированного вида.

Хищников часто называют “санитарами леса”. Действительно жертвами чаще оказываются больные и слабые животные. В системе “хищник-жертва” выживают наиболее сильные и приспособленные представители вида-жертвы. Охотники же выбирают и убивают лучших представителœей вида, создавая таким образом условия для отрицательного отбора.

Вся деятельность человека приводит к нарушению механизмов, управляющих формированием равновесия.

Множество изменений внесла и человеческая деятельность в численность и разнообразие форм живого: сейчас каждому десятому виду угрожает исчезновение, в Европе каждый пятый вид требует охраны.

Скорость вымирания животных возрастала почти пропорционально увеличению численности людей. Всего за историю человечества вымерло 110 видов млекопитающих и 150 видов и подвидов птиц.

Во время войны во Вьетнаме, который принадлежит к аграрному государству, уничтожение растительности велось целœеустремленно с использованием тяжелой воинской техники (“римские плуги”), которая буквально скашивала тропический лес, бомбовых ударов, химических средств-дефолиантов. Всего во Вьетнаме уничтожено 325 тыс. га леса.

Вредят растениям, и в особенности животным, предрассудки и страх, делœение на полезные и бесполезные виды. Бездумно уничтожают лягушек, ящериц, ужей, пиявок, разнообразных жуков, несмотря на то, что каждая особь – звенья в трофической цепи, неповторимая капля богатства генофонда планеты.

Чем угрожает потеря пусть одного вида? Вид – это монополия природы, его не может создать человек, в связи с этим крайне важно сохранять разнообразие природы вокруг нас, ведь дальнейшее изучение живой природы открывает новые тайны и кто знает, может, когда-то крайне важно й станет растение или животное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сейчас мы называем вредным и бездумно уничтожаем. Все, что существует на Земле, имеет свое назначение.

Уместными здесь будут слова Д. Даррела: “Помните, что у растений и животных нет депутатов, им никому писать и жаловаться, за них никому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету.

Источник: http://referatwork.ru/category/ekologiya/view/534697_vliyanie_cheloveka_na_ekosistemy

Воздействие человека на экосистемы. Экологические нарушения. Агроценозы

 “Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы”. В.И. Сивоглазов (гдз)

Вопрос 1. Сформулируйте, что такое экологическое нарушение. Приведите примеры подобных явлений.
Экологические нарушения — это внезапные изменения в естественных экосистемах, которые вызывают резкое увеличение численности популяций одних видов и гибель других. Чаще всего эти изменения вызываются действиями человека.

Примером экологических нарушений является уничтожение воробьев в Китае. Птицы наносили вред посевам, и потому было принято решение их уничтожить. В результате в огромном количестве размножились насекомые-вредители, численность которых ранее контролировалась воробьями. Другой пример — ввоз кроликов в Австралию.

В отсутствие ограничивающего действия хищников они распространились по всему континенту, нанося вред пастбищам, и стали бедствием для овцеводов. Впрочем, овцы также являются причиной экологических нарушений, серьезно обедняя видовое разнообразие трав на пастбищах. В 1938—1939 гг. в Бразилии разразилась крупнейшая вспышка малярии, унесшая около 12 тыс. жизней.

При исследовании причин этой эпидемии выяснилось, что в 1929 г. в Бразилию на скоростном истребителе, прилетевшем из Южной Африки,попало какое-то количество малярийных комаров. Размножение этих комаров и вызвало в конечном итоге вспышку заболевания.

Местные виды малярийного комара плодились только в затененных участках водоемов, среди сплошных лесов, где не было постоянного населения; поэтому до тех пор и не было эпидемических вспышек малярии.

Известно отрицательное влияние плотин гидроэлектростанций на воспроизводство запасов рыб в связи с перекрытием нерестовых путей; специальные каналы для пропуска рыбы строятся далеко не везде, и не все рыбы эффективно их используют. Создаваемые плотинами водохранилища также нередко подрывают запасы рыб, прежние нерестилища. Кроме того, неустойчивость водного режима водохранилищ нередко бывает причиной обсыхания нерестилищ при резких сбросах воды.

Вопрос 2. Чем отличаются агроценозы от естественных экосистем? Назовите известные вам агроценозы.Агроценоз составляют организмы, обитающие на сельскохозяйственных угодьях — землях, занятых посевами и посадками культурных растений.

Как в естественном биогеоценозе, так и в агроценозе, комплексы организмов, входящие в его состав, формируют трофические цепи; между ними также возникают и другие типы взаимоотношений. Агроценозы имеют ряд характерных отличий от естественных экосистем:1.

Кроме солнечной энергии для поддержания агроценозов необходимы затраты дополнительной энергии: химической в виде удобрений, механической в виде работы мышц человека и животных, а также энергии горючих материалов и электричества.2.

Видовое разнообразие организмов резко снижено и представлено отдельными сельскохозяйственными культурами, иногда даже только одной, с сорняками и вредителями сельскохозяйственных растений, а также ограниченным количеством видов домашних животных.3.

Доминирующие виды растений и животных находятся под контролем искусственного отбора. Агроценозы организуются таким образом, чтобы получать максимальное количество продуктов питания. В настоящее время около 10 % свободной от льда суши занято пахотными землями, еще 20 % используется как пастбища.

Читайте также:  Астор пьяццолла "времена года" весна / описание произведения

https://www.youtube.com/watch?v=fUpM_fas8bE

Существует два основных типа сельскохозяйственных экосистем: экстенсивные и интенсивные агроценозы. Первые существуют с использованием в основной мышечной энергии человека и животных. Продукция этих систем используется для питания семей мелких фермеров и для продажи или обмена на местном рынке.

Вторые связаны с крупными затратами химической энергии и машин. Продукты питания производятся здесь в количестве, превышающем местные потребности, и они вывозятся на продажу, играя важную роль в экономике.

Примерами агроценозов являются разнообразные искусственно созданные экосистемы: поля, сады, огороды, рыборазводные пруды и т.д.

Вопрос 3. Как, по вашему мнению, можно сократить потери энергии в цепях питания в искусственном сообществе организмов — агроценозе?Для минимизации потерь энергии необходимо создать систему, в которой все параметры по возможности учтены, а пищевые цепи — максимально укорочены.

В случае растениеводства важно ослабить межвидовую конкуренцию (использование гербицидов против сорняков) и исключить возможных консументов — потребителей растительной биомассы (сельскохозяйственных вредителей). Вместе с тем нельзя забывать, например, о насекомых-опылителях.

В случае животноводства важно как можно большее количество пищи предлагать в виде растительного (а не животного) корма, замещая, в частности, животные белки протеинами бобовых .

Еще раз подчеркнем, что, в отличие от биогеоценоза, агроценоз должен быть несбалансированной системой и создавать избыток первичной продукции. Тогда при изъятии части биомассы в качестве урожая система будет приводиться в равновесие, что служит важным условием ее стабильного существования.

Вопрос 4. Какая экосистема – естественная или искусственная – характеризуется большим видовым разнообразием?
Значительно большим видовым разнообразием характеризуются естественные экосистемы; в их состав входит множество популяций растений, животных, бактерий, грибов.

В искусственной экосистеме основой пищевых цепей часто является единственный растительный вид, внесенный человеком. Кроме того, в состав искусственных экосистем может входить несколько видов консментов и редуценты.

Сказанное относится не только к агроценозам (сельскохозяйственные угодья, теплицы), но и, например, к микроэкосистемам (аквариум, комнатные растения).

Источник: http://buzani.ru/biologiya/v-i-sivoglazova-10kl/436-5-7-vliyanie-cheloveka-na-ekosistemy

Влияние человека на состояние экосистемы

I. Системы с обратными связями.

Система – взаимосвязанная совокупность элементов, нечто большее, чем сумма ее составляющих.

Контур обратной связи – замкнутая цепь причинных связей.

Контур положительной обратной связи – цепь причинно-следственных связей, в которой увеличение любого из элементов контура вызывает последовательность изменений, которая еще больше увеличивает исходный элемент (саморазгоняющаяся обратная связь)

Контур отрицательной обратной связи – цепь причинно-следственных связей, в которой изменение одного элемента распространяется по кругу, вновь возвращается к этому элементу и изменяет его в направлении, противоположном первоначальному; служит для поддержания системы в рамках устойчивого состояния.

Пример: система гомеостаза

Элементы – рецепторы (сенсор)

– сравнительный элемент

– преобразователь

Запаздывание – период времени между причиной и ее проявлением (реакцией на причину).

Пример: курение и рак (запаздывание в 20-30 лет).

Небольшое время запаздывания необходимо для защиты системы от поспешных действий до получения более точной информации; длительная задержка запаздывания опасна. Чем длительнее время запаздывания, тем меньше вероятность того, что мы успеем вовремя отреагировать и предотвратить опасные изменения.

Пример запаздывания отклики – разрушение озонового слоя – время запаздывания ~15 лет.

Устойчивое общество

Есть множество определений устойчивости. Самое простое из них таково: устойчивое общество – это общество, способное существовать в течение жизни многих поколений, общество достаточно дальновидное, гибкое и мудрое, чтобы не разрушать поддерживающие его физические или социальные системы.

Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию облекла это определение в памятные слова: устойчивое общество – это общество, «удовлетворяющее нужды сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды».

С точки зрения системной динамики устойчивое общество – это общество, обеспеченное информационными, социальными и институциональными механизмами, способными осуществлять контроль за контурами положительных обратных связей, обуславливающих экспоненциальный рост численности населения и капитала.

Это означает, что в таком обществе рождаемость приблизительно равна смертности, а темпы инвестирования – темпам амортизации капитала, если только изменения в технологии и социальная политика не сделают оправданными запланированное и контролируемое изменение численности населения и запасов капитала.

В социально устойчивом обществе численность населения, запасы капитала и технология должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех.

В физически устойчивом обществе потребление сырья и энергии должно осуществляться в соответствии с тремя условиями, сформулированными экономистом Г.Дейли:

 темпы потребления возобновимых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления;

 темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивой возобновимой замены;

 интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды поглощать их.

Устойчивость и обратная информационная связь.

Живые организмы обладают свойством поддерживать некоторые свои характеристики в допустимых пределах, если изменяющиеся внешние условия не являются катастрофическими. Например, наш организм имеет системы поддерживания достаточнопостоянного кровяного давления и температуры. Такие регуляторные процессы живых организмов называются гомеостазом (от греч. stasis – неподвижность).

Обратная информационная связь состоит в получении сигнала, вызывающего определенные изменения для сохранения равновесного состояния. Существует два типа обратной информационной связи: отрицательная и положительная.

Отрицательная обратная связь – это поток информации в систему, противодействующий изменениям внешних условий.

Отрицательная обратная связь также поддерживает температуру тела человека около 37С.

Человек и все живые существа, являющиеся саморегулирующимися гомеостатичными системами, живут главным образом благодаря негативной обратной связи.

Положительная обратная связь, известная также как «саморазгоняющаяся» обратная связь, наблюдается в тех случаях, когда однонаправленные изменения в системе сопровождаются усиливающей эти изменения информации.

Обычно отрицательная обратная связь служит для поддержания системы в относительно постоянном или равновесном состоянии; в то же время положительная обратная связь служит для разрушения стабильности системы – по принципу: чем сильнее действие, тем сильнее и ответ.

Временная задержка.

Другой характеристикой системы, регулируемой с помощью информационной обратной связи, является временная задержка – задержка между временем получения возбуждающего сигнала и временем, когда система вносит коррективы под действием обратной связи.

Временная задержка может защитить систему от информационной перегрузки и предостеречь от поспешных действий до поступления дополнительной информации. Но слишком длительная задержка во времени между причиной и последующей реакцией часто делает корректирующие действия не столь эффективными.

II. Вмешательство в природные экосистемы.

Мы никогда не делаем что-то одно. Любое вмешательство в природу имеет различные последствия, часто непредсказуемые.

Например: 1.кролики в Австралии;

2.борьба с малярией на о. Северное Борнео (сейчас Бруней)

1950-е гг. – эпидемия малярии

1955 г. – распыление диэлдрина (пестициды) для борьбы с комарами

эпидемия прекратилась, комары исчезли

но: погибли другие насекомые, в т.ч. мухи и тараканы

погибли маленькие ящерицы, которые жили в домах и питались тараканами

погибли кошки, наевшиеся дохлых ящериц

быстро размножились крысы

угроза чумы

для исправления ситуации на остров на парашютах сбросили здоровых кошек

III. Антропогенные экосистемы.

Сельскохозяйятвенные системы – экосистемы на ранних стадиях сукцессий (высокопродуктивные, но сильно упрощенные). Проблема – вторжение других видов (сорняков, вредителей, болезней). Требуются большие затраты энергии и ресурсов для поддержания таких экосистем.

Задача – сохранить баланс между упрощенными антропогенными экосистемами и соседствующими более сложными природными экосистемами, от которых в итоге зависят антропогенные экосистемы.

IV. Законы экологии (в виде афоризмов).

– все связано со всем (принципы взаимосвязи);

– мы не можем делать что-то одно (принцип сопутствующих последствий);

– все куда-либо движется (любое химическое вещество рано или поздно попадает в окр. среду);

– всему есть предел (ресурсы и системы жизнеобеспечения Земли не бесконечны, никакая

популяция не может расти бесконечно);

– природа знает лучше (принцип сложности: природа не только более сложна, чем мы о ней

думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить).



Источник: https://infopedia.su/3×8081.html

Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Влияние человека на экосистемы

Слайд 1

Влияние человека на экосистемы Презентацию подготовила: Киселева А. А. учитель биологии МБОУ СОШ №3 г. Лысково

Слайд 2

Экологическое нарушение- э то внезапные изменения в естественных экосистемах, которые вызывают резкое увеличение численности популяций одних видов и гибель других

Слайд 3

Сброс сточных вод бурный рост водорослей зарастание водоема

Слайд 4

При нарушении экологических норм хозяйствования или в результате аварийных ситуаций нередко возникают экологические нарушения и даже развиваются экологические катастрофы.

Слайд 5

Экологические системы испытывают постоянное воздействие со стороны человека, его хозяйственной деятельности. Различают воздействия длительные, с постоянной интенсивностью и воздействия кратковременные, с очень высокой интенсивностью.

Слайд 6

Экологические нормы и законы: закон «Об охране окружающей среды» , Разработаны нормативные документы, определяющие правила и методы контроля за состоянием природной среды, — государственные стандарты и прочие подзаконные акты. Определены ПДК — нормативы количества вредного вещества в окружающей среде, при которых за определённый промежуток времени оно не влияет на здоровье человека и его потомство.

Слайд 7

Экологическая ниша — место, занимаемое биологическим видом в биосфере, включает в себя не только место в пространстве, но и роль биологического вида в трофических связях и других взаимодействиях в сообществе (экосистеме).

Слайд 8

Вид-пришелец — это организм, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности.

Естественный ареал енотовидной собаки — Китай, Корея, Япония, Вьетнам и Дальний Восток России. Начиная с 1927 года она была расселена зоологами по всей нашей стране.

Теперь ареал этого зверя весьма обширный — он прекрасно прижился на европейской части России, а также проник в страны Центральной и Западной Европы

Слайд 9

Аборигенные виды — коренные, свойственные данной местности виды. В России такими аборигенными видами можно назвать: выхухоль (её естественный ареал ограничен бассейнами Днепра, Волги, Дона и Урала, сейчас имеет разорванный характер);

Слайд 10

краснозобая казарка ( тундра Таймыра, Ямала и Северной Сибири);

Слайд 11

Агроценозы — антропогенные экосистемы, сельскохозяйственные угодья или агроэкосистемы , созданные в результате хозяйственной деятельности человека. Агроценозы возникают на распаханных землях, засеянных сельскохозяйственными культурами.

Слайд 12

Отличие агроценоза от естественной экосистемы Преобладание монокультуры Короткие пищевые цепи Незамкнутый круговорот веществ

Слайд 13

http://bio-faq.ru/zubr/zubr011.html

Слайд 14

д/з П. 2.7

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/01/21/vliyanie-cheloveka-na-ekosistemy

Ссылка на основную публикацию