Книга Синие листья. Сказки и рассказы читать онлайн бесплатно, автор Валентина Осеева на Fictionbook
Скачать полностью
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Бабушка и внучка
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
– Вот какие умницы вы у меня!
Время
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
– Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
– Что – за двадцать!.. – деловито сказал Юра. – Иногда пять – десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
– А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
– А я знаю… – Олег вдруг остановился и взглянул на часы. – Ровно два!
Юра ахнул.
– Бежим! – сказал Юра. – Мы опоздали в школу!
– А как же пример? – испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.
Рекс и Кекс
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за неё схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Труд согревает
В интернат привезли дрова.
Нина Ивановна сказала:
– Наденьте свитеры, мы будем носить дрова.
Ребята побежали одеваться.
– А может быть, дать им лучше пальто? – сказала нянечка. – Сегодня холодный осенний денёк!
– Нет, нет! – закричали ребята. – Мы будем трудиться! Нам будет жарко!
– Конечно! – улыбнулась Нина Ивановна. – Нам будет жарко! Ведь труд согревает!
Хорошее
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
– Погуляй со мной, Юра!
– Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
– Убери посуду, Юрочка.
– Убери сама – некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
– Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
– Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
– Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
Источник: https://fictionbook.ru/author/valentina_oseeva/sinie_listya_skazki_i_rasskazyi/read_online.html
Валентина Александровна Осеева. Рассказы: «Синие листья», «Что легче?» | Развивайка
Издательство | “Эксмо” |
Год издания | 2015 |
Художник | Е. Карпович |
Я начал читать 29 июня
Я завершил чтение 29 июня
- Рассмотри внимательно обложки. Отметь галочкой, какие книги не были написаны Валентиной Александровной Осеевой.
“Синие листья”
∨ рассказ
- Отметь основную тему произведения.
∨ о людях и их отношениях
- Отметь главных героев рассказа “Синие листья”.
∨ Катя
∨ Лена
- Выбери слова, которыми можно охарактеризовать подругу Лены Катю, и раскрась их.
- Закончи отрывок словами из текста.
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Как ты думаешь, почему Катя покраснела как рак? Выбери ответ.
∨ Стало стыдно, что пожадничала и не дала карандаш подруге.
- Составь картинный план рассказа, пронумеровав иллюстрации.
- Дорисуй дерево, которое получилось у Лены.
“Что легче?”
∨ рассказ
- Расставь буквы по местам, чтобы вспомнить, кто главные герои рассказа “Что легче?”
РИТ ЛЬЧИМАКА ТРИ МАЛЬЧИКА
- Почему ребята боялись возвращаться домой? Выбери правильный ответ.
∨ Загулялись, не заметили, как день прошёл.
- Закончи предложения словами из текта.
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил.
– А я правду скажу, – говорит третий.
- Соедини слово и его значение.
повинился | признался в своей вине |
поворчать | некоторое время ворчать на кого-нибудь |
бранить | ругать, осуждать кого-либо |
- Какие причины задержки в лесу назвали мальчики, когда пришли домой? Раскрась соответствующие картинки.
Читать Осеева В. А. “Синие листья”
Читать Осеева В. А. “Что легче?”
Читательский дневник. 1 класс. ОТВЕТЫ
Источник: http://razviwaika.ru/valentina-aleksandrovna-oseeva-rasskazy-sinie-listya-chto-legche/
Читать
© Осеева В.А., насл., 2018
© Ил., Кукушкин А. И., 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Кузнечик вспрыгнул на бугорок, погрел на припёке зелёную спинку и, потирая лапки, затрещал:
– Пр-р-е-е-красный день!
– Отвр-ратительный! – отозвался дождевой червяк, глубже зарываясь в сухую землю.
– Как! – подпрыгнул кузнечик. – На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает. Каждый скажет: прекрасный день!
– Нет! Дождик да мутные тёплые лужи – это прекрасный день.
Но кузнечик не согласился с ним.
– Спросим третьего, – решили они.
В это время муравей тащил на спине сосновую иглу и остановился отдохнуть.
– Скажите, – обратился к нему кузнечик, – какой сегодня день: прекрасный или отвратительный?
Муравей вытер лапкой пот и задумчиво сказал:
– На этот вопрос я отвечу вам после захода солнца.
Кузнечик и червяк удивились:
– Что ж, подождём!
После захода солнца пришли они к большому муравейнику.
– Ну, какой сегодня день, уважаемый муравей?
Муравей показал на глубокие ходы, прорытые в муравейнике, на кучи сосновых иголок, собранных им, и сказал:
– Сегодня чудесный день! Я хорошо поработал и могу спокойно отдохнуть!
Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелёными ветками от болтушек.
Вдруг из лесу выскочил заяц.
– Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.
Присел заяц за куст. Замолчали сороки.
Вот идёт охотник. Невтерпёж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.
– Кра-кра-кра! Удобный сучок, да болит язычок!
Посмотрел охотник наверх. Не стерпела и вторая сорока – широко раскрыла клюв:
– Кра-кра-кра! Поговорить!
Оглянулся кругом охотник. Не стерпела и третья сорока:
– Тр-ром! Тр-ром! За кустом!
Выстрелил охотник в кусты.
– Проклятые болтушки! – крикнул заяц и помчался что было духу.
Не догнал его охотник.
А сороки долго удивлялись:
– За что же это нас обругал заяц?
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
– Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок!
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
– Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам!
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка – дала курочку, взяла петушка.
Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день – свежее яичко несёт.
– Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!
Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
– Отдай мне твою уточку – я тебе свою курочку отдам!
Услыхала курочка, опустила пёрышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плывёт – и уточка рядышком.
– Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко – в речке дно глубоко!
Выйдет девочка на бережок – и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
– Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка – возьми мою уточку!
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял её сосед, сунул под мышку и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
– Был у меня петушок – я за него курочку взяла; была курочка – я её за уточку отдала; теперь уточку на щенка променяла!
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
– Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.
Проснулась девочка – никого у неё нет!
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно!
Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный.
Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
– Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.
– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит.
Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелит на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла.
Искала, искала, всю травку обшарила – нет как нет иголочки. Села Машенька под дерево и давай плакать.
Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку:
– Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!
Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=605785&p=1
Текст рассказа В. Осеевой «Синие листья»
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зеленый карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– ^
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
– ^
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– ^
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берет.
^
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вроде бы все ясно – речь идет о жадности, о некотором роде вредности. Вместе с автором (и с героем рассказа – учителем) мы с чувством справедливости осуждаем поведение школьницы – владелицы карандаша. Нас к этому прямо подводит сюжет.
Если в классе и найдется ученик, который будет задавать критические вопросы: «А что – больше ни у кого не было зеленого карандаша?» или «А почему синие листья – это плохо?», то ему ответят что-то вроде: «Ну, ты разводишь демагогию!», «Ты слишком фиксируешься на деталях, а не видишь главного»… Между тем, внимательный, критичный настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые не сразу видны. Девочка попросила карандаш в достаточно невежливой форме (без волшебного слова «пожалуйста»), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением. Ситуация, описанная в рассказе, действительно максимально упрощена до трех активных и одного пассивного персонажа (брата), что исключает возможность рассмотрения других вариантов решения проблемы (попросить у других и так далее). Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться, о том, что негативные цели, как бы праведно они не выглядели, не приводят к позитивному результату: учитель ведь тоже не решил проблему, хотя последнее слово и осталось за ним.
Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1373987.html
Внеурочная деятельность. В. Осеева “Синие листья.”
Тема: В. Осеева “Синие листья”.
Задачи
-
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
-
Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
-
Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.
атлас – определитель “От земли до неба”,
Ход урока.
Я читаю стихотворение, а вы , если согласны, говорите “да” и хлопаете в ладоши.
1. Работа над загадкой.
– Послушайте загадку. Что это?
2. Создание проблемной ситуации.
– Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите.
– Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас – определитель “От земли до неба”.)
– Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)
– Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок,Существует два типа дерева – мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)
– Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)
– Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)
– Могут ли листья быть синего цвета?
– Рассказ который мы сегодня будем читать называется “Синие листья”. Его написала В. Осеева.
– Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)
– Итак, наши задачи:
1) познакомиться с В. Осеевой.
2)познакомиться с рассказом В. Осеевой “Синие листья”;
3) выяснить почему рассказ так называется;
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с В. Осеевой.
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.
. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?Я ответила:– Не знаю. Я о нём не думала.Мама очень огорчилась.– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных.
И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
– Давайте послушаем рассказ В. Осеевой “Синие листья”.
• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;
3. Слушание рассказа В. Осеевой “Синие листья”
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
4. Беседа.
– Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?
– Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?
–
6. Работа у доски
Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки –
Ничего
Не говорили,
И не ели, и не пили,
Только дулись,
Дулись,
Дулись…
***
Но потом вдруг улыбнулись,
И на маму поглядели,
И попили.
И поели,
Над собой
Похохотали,
Да и спать легли.
Устали.
***
Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки.
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите…
Тс-с-с…
– Проголосуем. (Светофор.)
– Можно ли назвать девочек настоящими подругами?
– Какими чертами они обладают? Почему?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
– Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.
Случается, бываем одиноки,И не хватает нам душевной теплоты,Бываем мы задумчивы и строгиИ не кому как будто не нужныИ светит солнышко неяркоИ нет желанья рисовать,Читать, играть не интересноНо, как скажите не скучать?Мир сразу красками наполнитсяИзмениться вдруг все вокругКогда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг
– А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!
Источник: https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-v-oseeva-sinie-listya-1063655.html
Краткое содержание Осеева Синие листья
В пенале у Кати лежало целых два зелёных карандаша, разнообразных оттенков. А у соседки Лены, карандаша зелёной расцветки, не оказалось. Ей надо было сделать задание, которое им дал на уроке учитель.
Лена попросила у соседки по парте – Кати: «Можно у тебя, пожалуйста, одолжить мне, на одну, минутку зелёный карандаш». А подружка – Катя ответила, что надо у своей мамы пойти спросить.
Встретились на другой день в школе две ученицы. И Лена опять задала свой вопрос: – Ну, что мать тебе разрешила давать мне карандаш зелёного цвета?
С тяжёлым вздохом Катя произнесла, что у своего старшего брата забыла спросить! – Да! Надо, обязательно, у твоего брата разрешения спросить! – с грустью произнесла Леночка.
Наступил новый учебный день. Лена задала снова вопрос: «Что брат, разрешает тебе мне давать этот карандаш?» – Он сказал, что можно! Только, мне кажется, что ты поломаешь мой карандаш! – Не волнуйся, я очень осторожно, – произнесла обижено Лена. – В рот нельзя брать, чинить, очень сильно давить, когда будешь рисовать. Много раскрашивать им тоже нельзя!
А Лена тогда ей и говорит: «Только зеленеющую травку и на кроне деревьев листики».
С недовольным выражением лица Катя произнесла, что это очень много. Тогда Лена взглянула на подругу и просто ушла не с чем.
Удивлённая Катя помчалась за ней. И стала предлагать: – На зелёный карандаш, возьми, пожалуйста! «Мне, он уже, не нужен!» – сказала Лена.
Начался урок рисования. И учитель захотел узнать: « Почему у девочки на деревьях листья синего цвета!»
– А у меня нет зелёного карандаша! – А почему у своей подруги не попросила?
Лена стоит и не знает, что сказать. Покрасневшая от стыда подруга сказала: «Давала я ей, но она, почему – то не взяла!»
Тогда преподаватель сказал им: «Давать нужно так, чтоб приятно было взять!»
Главная мысль
Вывод: Если тебя просит подруга, то дай ей, что ей нужно. А, если не хочешь, то так и скажи, а не придумывай отговорки. Не обижай друзей. Дорожи общей дружбой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Титов Всем смертям назло
Произведение изложено в виде автобиографии самого писателя. Он повествует нам о человеке, который стал калекой, но не сдался, а продолжал жить.
- Краткое содержание Фома Гордеев Горького
Действия данного произведения происходят на границах девятнадцатого и двадцатого столетия, в российском городе, расположенном на Волге. Купеческому водоливу Игнату Гордееву удалось разбогатеть к сорока годам и заиметь три парохода и несколько барж
- Гримм
Гримм Якоб родился в 1785, Вильгейм 1786 году, являются создателями науки о народе германии. Писатели много лет отдали составлению «Немецкого словаря», а также просветили людей о возникновении немецкого языка
- Краткое содержание Костер Легенда об Уленшпигеле
В произведении «Легенда об Уленшпигеле», созданном бельгийским писателем Шарлем де Костером, рассказывается о жизненном пути Тиля по прозвищу Уленшпигель в страшное время, когда в его родных землях творила суд над всеми людьми инквизиция
- Краткое содержание Сеттерфилд Тринадцатая сказка
Рассказ начинается с того, что нас знакомят с двумя персонажами романа, на общении которых и будет построено всё содержание, это Маргарет Ли – писательница-биограф и Вида Винтер – умирающая известная писательница
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/valentina-oseeva/sinie-listya-kratko