А. с. пушкин “я памятник себе воздвиг”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “не зарастет народная тропа“.

Эпитеты – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук“.

Инверсии – “главою непокорной“, “и славен буду я…“.

Анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу“.

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея.

Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”.

Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”.

Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей.

Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуле, слушаясь только бога.

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении только одна метафора – “не зарастёт народная тропа”, однако остальных выразительных средств и образов гораздо больше.

Так, в произведении есть такие стилистические фигура, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”, эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук”, “жестокий век”, инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счет анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию – свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyy.html

Анализ стихотворения “Памятник” (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный”) – стихи А.С. Пушкина

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником.

Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов.

В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.

И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста.

Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют.

Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде.

Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно.

Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию.

Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире».

Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому.

Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj-analiz.html

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык. 

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

1836

 

Филологический анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. В филологии Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка. Д. С.

Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно.

Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён).

Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души, веру в жизнь, свободу, уважение, любовь и глубокое сочувствие к людям.

Пушкин живет в наших сердцах и по сей день. Однако, несмотря на большое количество монументов в честь Александра Сергеевича Пушкина, он сам воздвиг себе памятник своей поэзией. У Пушкина поэзия – величайшее искусство из всех искусств.

За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». Само стихотворение нельзя воспринять полно вне исторического контекста. Весь текст стихотворения пронизан реминисценциями. Реминисценцией, т.е.

неявной цитатой, наводящей на воспоминание о другом произведении, является эпиграф к стихотворению Пушкина, отсылающий нас к оде великого древнеримского поэта Горация ''Exegi monumentum''.

Основной смысл стихотворения Горация в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который будет стоять, пока стоит Рим (Рим как государство). По стилю, ритму стихотворение Пушкина максимально, местами дословно, приближено к вольному переводу горациевой оды – стихотворению “Памятник” Державина.

То есть Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный ряд Гораций – М. В. Ломоносов – Г. Р. Державин, и тем явственнее различия между позициями поэтов. Пушкинский «Памятник» носит характер подражания и переосмысления одновременно.

Гораций связывает свой памятник со славой Рима, Державин также видит неразрывность своего творчества и государства Российского:

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин же говорит не о государстве, не о своем народе. Его обращение к человечеству, к душе каждого человека:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Явные различия Пушкинского и Державинского «Памятника» в размышлениях о прожитом и о совершённом, о своих главных достижениях, обещающих бессмертие поэту.

Державин говорит о своих художественных достижениях “в русском слоге” и о мужестве говорить царям истину. Пушкин, отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Теперь сосредоточимся только на пушкинском тексте и выявим его особенности. Текст стихотворения состоит из пяти строф, взаимосвязанных друг с другом по смыслу.

Читайте также:  Казахстан. география, описание и характеристики страны

Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е.

колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Во второй и третьей строфах поэт утверждает значение своего творчества для народов России. Также здесь звучит ответ Пушкина на мысль о забвении. Поэт не умрет, а простых же смертных ждет забвение:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

В IV строфе звучит основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.

Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).

В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. По форме перед нами стихотворение-монолог, философское размышление поэта.

Это духовное завещание и исповедь одновременно, в этом стихотворении и великий поэт, и человек, смиренно принимающий от жизни все, знающий цену всему: хвале и клевете, глупости черни, которую он даже не презирает, но горечь звучит в строках стихотворения: «…И не оспаривай глупца».

Точка в конце предложения весьма показательна, перед нами философское осмысление жизни, проникнутое печалью. Таким образом, это стихотворение – посмертное пророчество на грядущие века. Обратим внимание на синтаксическую и морфологическую организацию текста. Разговорную интонацию создают короткие предложения («Нет»), обращение («о муза»).

Деепричастные обороты придают размеренный ритм речи («Обиды не страшась, не требуя венца»).Использование местоимений указывает на то, что повествование ведется от первого лица. Но монолог представлен только в первых четырех строфах.

Об этом говорит частое употребление местоимений: возвратного местоимения «себя», определительного местоимения «весь», личного местоимения первого лица «я», а также его падежных форм («меня», «обо мне», «мне»). В последней строфе – обращение к Музе, т.е. к богине поэзии, как у Горация и Державина.

Это показывают глаголы в повелительном наклонении («будь послушна», «приeмли равнодушно», «не оспаривай»). Особую торжественность придает тексту стихотворения инверсия («памятник нерукотворный», «не зарастет тропа», «вознесся он», «главою непокорной», «славен буду я», «Руси великой», «назовет язык», «буду любезен я», «чувства добрые»).Своеобразна и лексическая сторона текста.

В отличие от своего предшественника Державина, Пушкин использует этнонимы («гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык»). Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, населяющим его родину, как к равным: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…

Однако уже в последней строфе поэт понимает всемирное значение своего творчества: «И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит».Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою», «вознесся», «тленья», «восславил», «падшим», «дикий»), но есть и нейтральная («памятник», «народная», «чувства»).

В тексте присутствуют семантические повторы: точные лексические повторы (и, что, я), корневые повторы «лире – лирой», «переживет – жив», «народная – народу». В четвертой строфе наблюдаем синонимические повторы «пробуждал – восславил – призывал». Тем самым автор акцентирует наше внимание на самом важном и значимом.

Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит», «сущий в ней язык», (т.е. народ), «велению».

По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.Интересно стихотворение и с фонетической стороны. В тексте преобладают сонорные р, л, м, н. Благодаря звукописи стихотворение читается звонче, а значит торжественнее; перед читателем возникает образ могучего поэта, обладающего правом на бессмертие: памятник, нерукотворный, нему не зарастёт народная тропа, главою непокорной, Александрийского столпа, Нет, не умру, в заветной лире, Мой прах переживёт, тлeнья, славен, доколь в подлунном мире, Слух, обо мне пройдёт, Руси великой, меня, в ней, гордый внук славян, и финн, и ныне,Тунгус, и друг, калмык, долго, тем любезен, народу, добрые, лирой пробуждал, в мой, восславил, милость, призывал, Веленью, послушна, не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно, не оспаривай глупца.Текст стихотворения имеет перекрестную рифмовку. Целенаправленно и чередование мужской и женской рифмы. Это чередование является скрытой антитезой. Высокое, торжественное – в мужской, жесткой рифме; лирическое – в мягкой, певучей женской рифме.

Особую выразительность привносит такой стилистический прием, как анафора. Единоначатия задают тексту особый ритм:

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Шестистопный ямб показывает размеренный ход размышлений поэта. Каждая последняя строка каждой строфы написана четырехстопным ямбом, что делает стихотворение, с одной стороны, неповторимым и своеобразным, с другой стороны, снижает приподнятый тон до разговорной интонации.

Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными: «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца».

Особую смысловую окрашенность тексту придают эпитеты: «жестокий век», «заветной лире», постоянный эпитет «Руси великой», «чувства добрые», «главою непокорной». Лира символизирует заслуги поэта перед народом. Лирой посвящают в поэты, она – символ поэзии.

Необычна перифраза «в подлунном мире». Она тоже задает возвышенный тон тексту стихотворению.

Таким образом, Пушкин заново переосмысливает оду Горация, вслед за Державиным он делает свой вольный перевод стихотворения, которое и тогда и сегодня существует как отдельное произведение. По лаконизму и философской глубине, данное стихотворение является поэтической формулой искусства.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/109-analiz-stihotvorenija-ja-pamjatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года.

Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку.

Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал.

К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века.

Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным.

Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл.

В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант.

Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи.

Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта.

Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти.

Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Источник: http://pishi-stihi.ru/ya-pamyatnik-vozdvig-sebe-nerukotvornyj.html

Анализ стихотворения “Я памятник воздвиг” | Инфошкола

8 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   13229

Это стихотворение часто называют поэтическим завещанием А. С. Пушкина — оно воспринимается так потому, что было написано за полгода до смерти поэта, в августе 1836 года.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» состоит из пяти торжественных строф и является настоящим гимном поэзии. Главная его тема — прославление истинной поэзии и утверж- дение высокого назначения поэта. Пушкин раскрыл эту тему, являясь прямым наследником поэтических традиций М. В. Ломоносова и Г. Р.

Державина. По жанровым признакам пушкинское стихотворе- ние представляет собой оду (ода — это торжественные стихи, прославляющие какое-либо событие). Эпиграфом Пушкин взял строки из оды древне- римского поэта Горация «К Мельпомене э : Exegi топитеплит. — «Я воздвиг памятник».

Гораций в этом произведении оценил свои поэтические за- слуги. А в дальнейшем создание стихотворений в жанре поэтического «памятника» стало литератур- ной традицией. В русскую литературу такую традицию ввёл М. В. Ломоносов, который первым перевёл оду Горация.

В 1795 году вольный перевод этого же стихотворения, но с оценкой уже своих заслуг в Поэзии сделал Г. Р. Державин. Именно в произ- ведении Державина определились основные жан-

РОвые особенности поэтических « памятников ». Но

окончательно жанр «памятника» сформировался в пушкинском стихотворении. По построению стихотворение Пушкина близко к « Памятнику » Державина, но при этом он во многом намеренно отступает от выдающегося образца и вы- деляет особенности своего творчества.

Как и Державин, Пушкин делит своё стихотво- рение на пять строф, использует похожие форму и размер.

В первых трёх строчках, как и Державин, Пушкин использует традиционный размер оды — шестистопный ямб (александрийский стих), но по- следняя строка написана четырёхстопным ямбом, что делает её ударной и ставит на ней смысловой акцент. В первой строфе Пушкин традиционно утверждает значимость поэтического памятника.

Но он также вводит сюда и тему свободы, которую можно назвать сквозной во всём его творчестве. Он акцентирует вни- мание на том, что его «памятник» очень высок: Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Александрийский столп (Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) — са- мая высокая в мире колонна — являлась символом царской власти в России. Пушкин был придворным низшего чина и в то же время был гениальным по- этом. Памятник самодержавию поэт победил силой своего поэтического слова и высокой духовностью: ему не знакомы страх и рабская покорность перед властью.

Читайте также:  Русская народная сказка "по щучьему веленью"

60

Вторая строфа у всех поэтов, которые создавали подобные стихотворения, утверждает бессмертие поэзии. Утверждает это же и Пушкин: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит.

Но в отличие от Державина Пушкин, Испытавший в жизни непонимание и неприятие, говорит о том, что его поэзия найдёт более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, и речь идёт не только об отечественной литературе, но и о поэтах всего мира: и славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Всю третью строфу, как и Державин, Пушкин посвящает теме широкой посмертной славы. Он предугадывает развитие интереса к его поэзии у са- мых широких слоёв народа: Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне Дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Четвёртой строфе дана самая главная смысловая нагрузка — Пушкин определяет сущность своего ТВорчества. Он объясняет, почему вправе надеяться на своё поэтическое бессмертие — потому, ЧТО он

ГОРДИТСЯ гуманизмом своих произведений:

и долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Ч то в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. С точки зрения Пушкина, «чувства добрые», кото- рые пробуждает в читателях искусство, важнее всех иных его достоинств.

Эта проблема станет для литера- туры второй половины XIX века предметом жарких споров между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Важно, что в черновиках Пушкина вместо слов «В МОЙ жестокий век восславил я свободу» было написа- но: «вслед Радищеву восславил я свободу» — прямое указание на политический смысл стихотворения.

В последней, пятой строфе, как это было принято традиционно, поэт обращается к Музе: Веленью Божию, о Муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Эти строки возвращают читателя к идее, уже вы- сказанной Пушкиным в стихотворении «Пророк е .

Она заключается в том, что у настоящего поэта — высокое предназначение, он избран Богом, а потому несёт ответственность за своё искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Создателем. Значимость темы, высокий пафос, торжественное звучание — это основные черты стихотворения.

62 Медленный, величественный ритм создаётся за счёт одического размера (ямб с пиррихием). С этой же це- лью автор широко использует анафору (Н славен буду я; И назовёт меня; Н гордый внук славян; Н долго буду тем любезен; Н милость к падшим .. » ) и инвер- сию: «Вознёсся выше он главою непокорноЙ … ».

Следует такжь отметить введение в текст синтак- сического параллелизма и рядов ОДНОРОДных членов: «И гордый внук славян, и финн, и ныне ДИКОй тунгус, и друг степей калмык». Поэт выбирает ВОЗВышенные ЭПитеты (памятник нерукотворный; глава неnокорная; заветная лира; подлунный мир; гордый внук славян).

В стихотворе_ нии используется большое количество славянизмов (воздвиг, глава, пиит, доколь, всяк сущий). В текста нет настоящего времени _ только про- шлое и будущее. Поэт утверждает веЛИчие поэзии и ставит её выше славы царей и полководцев. А главная ценность поэзии для Пушкина _ нести людям добро. Данное про изведение великого поэта наполнено безграничной любовью к России, к читателям, несо- КРУШИМОЙ верой в МОгущество поэтического слова и

СОзнанием выполненного долга.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-ya-pamyatnik-vozdvig/

А.С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Пушкин А.С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читает Сергей Бехтерев. Слушать стихотворение.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

А.С. Пушкин в своем произведении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» написал пророческие строки. Стихотворение было создано за год до смерти. И автор выразил уверенность: его лирику запомнят на многие столетия вперед. Он оказался прав.

Ведь несмотря на многократную смену поколений, трансформации и упрощения русского литературного языка, даже в наши дни его стихи остаются актуальными, образы понятными и простыми, вдохновляющими на добрые, светлые поступки. Лирика Пушкина несет созидательную миссию.

К ней, действительно, «…не зарастет народная тропа».

О каком памятнике говорил А.С Пушкин в своем стихотворении? Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России.

В стихотворении затронуты темы, связанные со значением поэтического творчества в жизни общества. Свобода личности выражена в строках «..Вознесся выше он главою Александрийского столпа».

Так образно поэт выражает свои непростые взаимоотношения с царем, основанные на обоюдном неприятии. Известными фактами биографии Пушкина стали ссылки по указу царя.

Основная причина столь непростых отношений — растущая популярность и влияние поэта в обществе, умение своим творчеством зажечь множество сердец и призывать к добру, гуманности, высоким идеям.

В пророческом стихотворении Александр Сергеевич все же ставит значение своего таланта выше государя, намекая на его бессмертность в веках.

Вместе с первой темой плавно переплетется вторая — миссия поэта в обществе. Автор считает главным предназначением лириков затрагивать человеческие чувства, призывать к милости по отношению к слабым. Именно в этом, по мнению Пушкина, секрет народной любви к его творчеству.

И дополняет тематику стиха — бессмертие настоящей лирики. Именно поэтому память о Пушкине будет жить в сердцах людей.

«…Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…».

В строках поэта чувствуется зрелая, осмысленная оценка собственной лирики. Стих недаром называют «одой поэзии». И по жанру стихотворение Пушкина является одой. Именно ей присущ высокий стиль изложения. Особенной возвышенности придает эпиграф из произведения Горация «К Мельпомене».

Размер и композиция

Как и оды наставника Пушкина Г.Р. Державина стихотворение написано шестистопным ямбом (александрийский стих), что придает ему торжественного величественного звучания. Эта традиция исходит еще со времен оды Горация. Стих написан катренами, читается с расстановкой, размеренно.

Примечательно строение каждой строфы. Последняя строка сокращена до четырехстопного ямба, что придает ей особенный акцент.

Произведение, как и державинский «Памятник», состоит из пяти строф. Начинается стих утверждением о возведении памятника. В последующих строфах развивается мысль о том, как лирика Пушкина сделает его бессмертным. И финальная строфа обращена к музе с просьбой о послушании:

«…Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца».

Образы и художественные приемы

Стих носит утвердительный характер. Этому способствует жанр и размер. Но усиливает акцент, все больше убеждает читателя такой художественный прием, как анафора. Каждая строка начинается со схожих звуков: «И славен буду я…», «И назовет меня…». Также поэт применяет анафору, перечисляя народы, которые будут помнить о нем.

Автор меняет местами части привычных синтаксических конструкций, применяя инверсию:
«Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа).

Ярко представлены в оде эпитеты с возвышенным смыслом: в подлунном мире, глава непокорная, гордый внук славян.

Высокий стиль выражается в частом использовании древнеславянских слов.

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» стало возвышенной одой поэзии, задав высокую планку для лириков последующих эпох.

Источник: https://aromatyschastya.ru/pushkin-pamyatnik

Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (анализ) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р.

Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796 г.).

Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по‑разному формулировали свои права на бессмертие: Гораций хорошо писал стихи и за это достоин бессмертия; Державин достоин бессмертия за поэтическую искренность и гражданскую смелость.

В нем Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии:

В «Памятнике» с большой поэтической силой и с ясным осознанием своего права на бессмертие выражены надежды на всенародное признание и всенародную память:

В четвертой строфе Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества: он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что лирой он пробуждал «чувства добрые».

Вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Не случайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е.

вероятнее всего о тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.

Концовка стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только «веленью божью», т. е.

внутренней совести, голосу правды и следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Здесь, как и в большинстве стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, звучит тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни». Подобные же мотивы были и в стихотворении «Поэту»(1830 г.):

Разумеется, говоря о «невеждах» и «глупцах», Пушкин не был высокомерен, не отделял себя от других людей. Он лишь подчеркивает независимость своих суждений и мнений, свое право поэта идти туда, «куда влечет…свободный ум», подниматься все к новым и новым высотам творчества.

И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения и нашло свое великолепное и полное воплощение в торжественно‑величавых заключительных строках «Памятника»:

Источник: http://resoch.ru/stixotvorenie-pushkina-ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj-analiz/

Анализ стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”

александрийский столп

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” стал своеобразным творческим завещанием А. Пушкина, ведь был написан незадолго до дуэли с Дантесом в 1836 г. В стихотворении он продолжил традицию подведения творческого итога жизни поэта, основанную еще в первом веке до н.э.

римлянином Горацием. Начало его оды “К Мельпомене” стал эпиграфом поэзии Пушкина. Именно Горацию принадлежит мысль, что творчество делает художника бессмертным: “Смерти я не покорюсь; не упаду я во мглу /Доля лучшая моя”, а духовные ценности гораздо длительнее, чем материальные. До этой темы поэты разных времен и народов обращались неоднократно. Так, В.

Шекспир в 55-м сонете заявил: “Держатели мраморных монументов /переживут могучие строки мои”. А его младший соотечественник, Дж.

Мильтон, размышлял о памятнике, который построили на могиле автора “Гамлета”, удивлялся, зачем его надо было делать, ведь “сильнее чем границы государства” памятник великому поэту и драматургу построен в человеческих сердцах – это страницы “бесценных книг” Шекспира.

Однако, разрабатывая эту традиционную для мировой литературы тему, Пушкин принес к ней новые нюансы. Весь стих построен на скрытой оппозиции – антитезе: “нерукотворный памятник поэту (его творчество) Александрийский столб (аллегория гордой власти)”.

Читайте также:  Внеклассное занятие по экологии в 1 классе по теме: экологическая игра

Это большая гранитная колонна была возведена на Дворцовой площади в Петербурге в честь царя Александра 1, победителя Наполеона, должна была символизировать величие и мощь царской власти.

Об отношении Пушкина к этому монументу свидетельствует красноречивый факт: чтобы не быть при его освящении (как придворный, Пушкин должен был участвовать во всех мероприятиях, участником которых был царь), поэт уехал из Петербурга. Александрийская колонна имела большой успех среди обывателей, которые еще долго приходили любоваться новым чудом.

Мотив творческого бессмертия у Пушкина чрезвычайно тесно связан с народной памятью: только то искусство вечно, до которого “… не зарастет народная тропа”. Он чувствует себя поэтом певцом своей многонациональной страны:

Гораций усматривал заслугу перед искусством в том, что ему удалось поднять римскую поэзию к мировым вершинам (на то время такой вершиной было творчество древнего грецкого лирика, “эолийские песни”), а Шекспир гордился, что в своих сонетах обессмертил образ любимой.

Зато Пушкин задумался над тем, каким есть назначения литературы и искусства вообще. И свою заслугу он видит в том, что произведениями пробуждал в душах людей ихние прекрасные порывы и чувства, среди которых особое место имеют вольнолюбие и милосердие:

Последняя строфа имеет приподнято-торжественное звучание. Это не просто завещание поэта, это осознание особой роли художника, который является посредником между Богом и людьми, поэтому должен достойно пройти свой жизненный и творческий путь, не проникаясь ни критикой, ни комплиментами, ни “судом” невежд:

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/08/analiz-stikhotvoreniya-ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyy.html

Критика «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин

История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы.

Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Жанр и композиция.

 По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum — «я воздвиг памятник».

Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии..

В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник».

Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».

Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный.

одический размер — 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.

Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.

В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки.

Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно.” уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. — говорит он о своем литературном «памятнике»..

Первая строфа — традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая,, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит».

Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей,, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, «о и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит». Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:

Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой, И назовет меня веяк сущий в ней. язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой 

Тунгус,, и друг степей калмык.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

 И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу 

И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств.

Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства.

Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву».

Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.

Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:

Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно 

И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом.

Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики.

В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания.

Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…», «И милость к падшим..

»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств.

Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия — «Что чувства добрые я лирой пробуждал…». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.

Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте.

Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А.

Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4156-kritika-ya-pamyatnik-vozdvig-sebe-nerukotvornyj-pushkin

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (анализ стихотворения)

Для меня А. С. Пушкин — самый любимый поэт. Пушкинская эпоха уходит от нас все дальше и дальше, но Пушкин от нас не отдаляется, наоборот, с годами он становится нам ближе. Творчество Пушкина многогранно.

В своих произведениях он размышлял на философские, исторические и социально-политические темы, он раскрывал всю их глубину, используя яркую антитезу. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Пушкин подводит итог своему творческому пути.

Он задумывается о смысле жизни, об особой миссии, которая дается каждому человеку с его рождения. Пушкин выполнил свою миссию. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Что значит “выше”? Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, и в этом заключается художественное достоинство стихотворения.

Главной темой стихотворения, на мой взгляд, является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум.

Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он — голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое “Я”.

Пушкин жил и творил в “жестокий век”. Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной.

Александрийский столп — это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает “выше Александрийского столпа”?

Это можно истолковать и как победу “таинственного певцанад цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с “кумиромсвоего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного “кумирасилой поэтического слова и высокой духовностью. Пушкин действительно победил время и пространство.

Каждое произведение поэта неповторимо, в каждом своя философия и красота. Поэзия Пушкина — это тропа к сердцу самого поэта. В поэзии он находит силы жизни, чтобы бороться с одиночеством, потому что общество его не понимает, не понимает его философские взгляды. Я считаю, что творчество Пушкина — это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водойвсех, кто к нему прикасается.

Оно воспитывает добрые чувства, которые учат нас любить и понимать жизнь. Читая и перечитывая произведения Пушкина, мы каждый раз открываем для себя что-то новое.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/a-s-pushkin-ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj-analiz-stixotvoreniya-2/

Ссылка на основную публикацию