Урок-конспект по картине с. григорьева “вратарь”

Подготовка к сочинению по картине Григорьева “Вратарь”

Подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева “Вратарь”, 7-й класс

Цели урока:

  • подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;
  • закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;
  • собрать материал для написания сочинения по картине;
  • дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

презентацияк уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Рассказ о художнике.

– Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

– Рассмотрите репродукцию картины Григорьева «Вратарь».

– Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

– Где происходит действие, изображенное на картине?

( Скорей всего ребята играют на окраине большого города, на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и шапок.)

– Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

– Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись, в напряженной позе. Ожидая мяч, он сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота.

Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой.

Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь – смелый, бесстрашный мальчик.)

– Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

– Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой.

Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, – более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

– Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок, и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

– Почему картина называется «Вратарь»?

(Вратарь – главное действующее лицо картины).

– Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем. Футбол – любимый вид спорта .Бесстрашный вратарь на страже своих ворот.)

– Рассмотрим, как построена картина. Где – на переднем или на заднем плане – изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

– Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

– Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

– Итак, мы с вами рассмотрели композицию картины. Выяснили, что главный герой расположен на переднем плане, ближе к центру картины. Он хорошо виден и сразу привлекает наше внимание. На заднем плане находятся второстепенные лиц и предметы. Все действующие лица изображены так, что они хорошо видны. Композиция дает возможность полнее раскрыть основную мысль произведения.

– Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло – коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло – желтые.

Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки.

Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

– Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так, как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

  1. Словарно-стилистическая работа.

1. Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1) Мальчик шел на ворота….2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.

4) … резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:

Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

  1. Составление плана описания картины.

1) замысел художника;  2) место и время действия; 3) вратарь; 4) болельщики; 6)отношение к картине.

Подчеркиваем условность названной последовательности описания и возможность иного построения, например, может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце — время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным.      В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.2) Бесстрашный вратарь.3) Болельщики и зрители.

4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

2 вариант

1) Тема и основная мысль картины. 
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а) на пустыре в погожий осенний день;б) бесстрашный вратарь;в) мальчик в красном костюме;

г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.4) Роль деталей в картине.5) Колорит картины.

6) Мое отношение в картине.

3 вариант

  1. Краткая справка о художнике.

  2. Основная мысль картины и средства ее выражения.

а) тема картины и сюжет;

б) композиция:

– вратарь – главный герой картины;

– мальчик позади вратаря;

– образы зрителей – болельщиков.

в) выразительность деталей в картине;

г) колорит картины;

д) фон картины.

3. Что понравилось в картине?

  1. Д/З Написать черновик сочинения, обратив особое внимание на описание позы и действий вратаря.

Источник: https://multiurok.ru/files/podghotovka-k-sochinieniiu-po-kartinie-grighor-ieva-vratar.html

Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь» Урок развития речи в 7 классе Автор: Никитина Н.А. МБОУ СОШ 22. – презентация

1<\p>

2 Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь» Урок развития речи в 7 классе Автор: Никитина Н.А. МБОУ СОШ 22<\p>

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "новый год"

3 Сергей Алексеевич Григорьев 1910 г г. советский художник, живописец и график. Народный художник УССР (1951 г.), народный художник СССР (1974 г.), действительный член АХ СССР (1958 г.).<\p>

4 «Друзья-приятели» 1947 год «Пионер» 1951год<\p>

5 «Морской волк» 1950 «Юность» «На Днепре», 1960<\p>

6 «Девушка из Киева»1983 «Инна Заводий»1983<\p>

7 Вратарь<\p>

8 -Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? -Где происходит действие, изображенное на картине?<\p>

9 -Кто является главным действующим лицом картины? -Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.<\p>

10 – Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.<\p>

11 -Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. -Кто равнодушно относится к происходящему на поле?<\p>

12 -Почему картина называется «Вратарь»? -Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?<\p>

13 -Рассмотрим, как построена картина. Где – на переднем или на заднем плане- изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря? – Кто изображен на втором плане картины? – Что вы видите на заднем плане?<\p>

14 -Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события? – Нравится ли вам эта картина?<\p>

15 Словарная работа Футбол, вратарь, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер, капюшон, очертания строек…. Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнувшись, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывая ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено…<\p>

16 Словарно-стилистическая работа 1. Мальчик шел на ворота…. 2. Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить. 3.Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу. 4. …. резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить Для справки: Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня<\p>

17 Словарно-стилистическая работа 1. Мальчик шел на ворота, притормаживая и меняя направление. 2. Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и, не теряя мяча, столь же неожиданно затормозить. 3. Он мощно разгонялся и, не меняя ритма шагов, не семеня, наносил удар с ходу. 4. Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом, резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить.<\p>

18 Словарно-стилистическая работа Согнувшись, руками опершись на колени, прикрывая ворота, кинувшись к воротам,, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, внимательно наблюдая, присев ненадолго, …<\p>

19 1) За домом в погожий осенний день. 2) Бесстрашный вратарь и его помощник. 3) Зрители «болеют» по-разному. 4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.<\p>

20 Вратарь<\p>

21 План сочинения 1.Тема и основная мысль картины. 2.Описание картины С.А. Григорьева «Вратарь»: а) на пустыре в погожий осенний день; б) бесстрашный вратарь; в) мальчик в красном костюме; г) болельщики и зрители. 3. Особенности композиции картины. 4. Роль деталей в картине. 5. Колорит картины. 6. Мое отношение к картине.<\p>

22 Удачи и творческого вдохновения! Спасибо за урок!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/493602/

Григорьева Вратарь

Передо мной изображена бытовая картина С. Григорьева «Вратарь». На переднем плане этой картины изображен мальчик, по его виду понятно, что он вратарь. Другой мальчик, в красном костюме, стоит сзади вратаря. На этой картине изображены зрители и вратарь во время футбола. На картине С.Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре.

Мы советуем использовать эти сочинения только когда нет вдохновения. На картине Григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. Но туда, куда смотрит вратарь и зрители очень острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам.

Краткое описание картины вратарь

Только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. На руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик очень опытный и не раз стоял на воротах.

Самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. Вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия.

Каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «Вратарь» является одной из лучших.

На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах. Возможно, что собака, лежащая рядом с братьями, им и принадлежит.

Я думаю, действия этой картины происходят в крупном городе, вероятно, в Москве, где-то золотой осенью, примерно при Хрущеве, в годах 50–60-х. Эта картина символизирует футбол. В целом картина мне понравилась, но лучше бы было, если на ней было изображено все поле и все игроки.

В центре картины находится маленький мальчик, который поражает своей серьезностью и сосредоточенностью. На картине изображен матч и наблюдающие за ним зрители.

Картина привлекает внимание своей непринужденностью. Кажется, что ребята только что прибежали из школы на пустырь, сделали из портфелей ворота и начали игру.

Любопытной особенностью картины служит то, что на ней не нарисовано полевых игроков.

Именно с его описания, как я думаю, нужно начинать описание картины «Вратарь» Григорьева. Это мальчик лет двенадцати-тринадцати. Он стоит, полусогнувшись, ожидая мяча. Его лицо выражает серьезность, он очень увлечен игрой. Видно, что мальчик – опытный вратарь.

Картина Григорьева «Вратарь» — футбол на пустыре

Что происходит на поле, зрителю не видно, и из-за этого лично мне картина кажется еще интереснее. Можно только догадываться, где сейчас мяч, когда он прилетит в ворота и повезет ли вратарю. Но, судя по лицам наблюдающих за матчем, игра в самом разгаре. А если приглядеться к сосредоточенному лицу вратаря, можно уверенно сказать, что он мяча не пропустит!

Презентация на тему: » Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь»..» — Транскрипт:

Но в самом углу картины виднеется фигура взрослого человека в костюме, в шляпе и с папкой на коленях. Не меньше захвачен событиями и маленький мальчик в красном спортивном костюме. Вот он и застыл за спиной у вратаря, чуть отклонившись назад, так, что вся его фигура выражает протест.

Одна из них, с ярко-красным бантом, внимательно наблюдает за игрой. Видно, что у нее боевой характер и что она бы тоже могла играть. Думаю, это замечательно, что есть такие вещи, которые могут объединить самых разных людей, и именно этим выводом я хочу закончить сочинение по картине «Вратарь» Григорьева.

Одно из самых популярных произведений художника Сергея Григорьева — картина «Вратарь», которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

Она посвящена увлечению детей футболом, но одновременно передает атмосферу того времени, трудного и вместе с тем счастливого.

В футбол играли во дворах, в парках, просто на пустырях, как изображено на полотне «Вратарь». Главное действующее лицо картины — мальчик, стоящий на воротах.

Неудобная поверхность поля, которая занимает собой передний план картины, не смущает игроков. В те годы мало кому повезло играть на хороших зеленых полях. Как разворачиваются события на игровом поле мы не видим, художник специально вывел это действо за рамки картины.

События, изображенные на картине, происходят в светлый, погожий день ранней осени, даль просматривается хорошо. Этот строительный пейзаж добавляет оптимизма в общий настрой картины. Мальчик — вратарь на первом плане картины является главным героем. И наверное, это происходило в пасмурный день ранней осенью.

Передо мной лежит иллюстрация к картине Е.Широкова «Друзья». Мальчик одет в синюю футболку, серые штаны и сандалии.

В выборе сюжета картин Васнецов был совершенно свободен, его фантазия обратилась к богатым образам фольклора. Цели урока: 1. Научить писать сочинение-описание по картине.

Картина «Демон поверженный» была написана в 1901 — 1902 годах. Несомненно, Врубель хотел создать нечто патетическое и грандиозное, способное потрясти.

Картина Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» написана в 1948 году. Она вызы­вает у зрителей ощущение бодрости, энергии, радости. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял, ожидая атаки на его ворота.

Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но его не взяли, потому что он младше играющих. Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители.

Масленица, проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. За игрой следит мужчина, проходивший мимо и увлечённый возгласами детей.

Активнее всех «болеют» мальчик в тёмном костюме и девочка в красном капюшоне.

За игрой наблюдает и маленькая белая собачка, свернувшаяся в клубок у ног детей. Художнику удалось единым действием объединить довольно много персонажей. Колорит картины разнообразен. В ней как бледные, телесные оттенки, так и яркие краски.

Мне, как и многим мальчишкам, нравится наблюдать за игрой кого-либо в футбол. Картина мне понравилась, потому что художнику удалось передать накал футбольных страстей. Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 г.

В творчестве художника важную роль играет тема молодости, физического и духовного здоровья человека.

Картина «Вратарь» принесла Григорьеву заслуженную славу. За некоторые работы, в том числе и за «Вратаря», Григорьев получил Государственную премию. Именно об этой картине пойдет речь в данной работе. Эта картина очень динамична. Ребята возвращались из школы и зашли на пустырь поиграть в футбол. Зрители сидят на штабеле из досок. Центральным персонажем картины является мальчик-вратарь.

Замотанная бинтом коленка свидетельствует о том, что не впервые вратарь стоит на футбольном поле, и всегда он защищал ворота, даже ценой собственных коленей.

Возникает ощущение, что мальчик нередко наблюдал за игрой в футбол и стремится подражать футболистам даже в одежде. Кажется, что он тоже считает себя почти профессиональным футболистом, с видом знатока ребенок следит за игрой.

Но в команду его пока не принимают. В его позе художник сумел изобразить напряжение и готовность к порывистым движениям.

Место действия картины – Москва. Вратарь – это центральное лицо картины С.А. Григорьева. Зрители же самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. Об этом рассказывает нам картина «Вратарь».

У вратаря забинтована нога, это показывает на то, что этот мальчик регулярно играет в футбол. Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола.

Главные персонажи в этой картине — мальчик и собака.

Источник: http://zvidalumkaser.ru/grigoreva-vratar/

Скачать материал

Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»

14.12.2011 16766 1663

Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»

Цели: развивать навыки устной речи, умение делать описание по картине; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический разбор, устное описание картины, сло­варная работа.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и пунктограмм; определение грамматиче­ских характеристик деепричастия.

Лону…ствовав опас… теть к своим воротам по(д, т)т…нулись игроки нашей команды.

(Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки нашей команды. Почувствовав – деепричастие совершенного вида, образовано от глагола почувствовать с помощью суффикса -в.) П. Проверка домашнего задания

1.            Рассказать о деепричастиях совершенного вида.

2.           Упражнение 181: проверка по цепочке.
Дополнительный вопрос: из какого произведения И.С. Турге­нева взяты предложения?

3.           Чтение выдержек и статей спортивного характера. Запись
предложений с описанием действий спортсменов, желательно с ис­пользованием деепричастий.

Если деепричастий в предложениях нет, перестроить их, ис­пользуя эту часть речи.

III.    Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 85-86, в словарики, придумать с ними предложения.

Комбинация, галерея, экспресс – [р'].

IV.    Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева
«Вратарь»                                                                                              (
Слово учителя.

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика – нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художест­венные произведения, их материалы читаешь с захватывающим инте­ресом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача – попробовать себя в роли спортивного журнали­ста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепри­частий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепри­частия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки – штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1)               Все поезда идущ …ев футбольную cm.. .лицу заполн… е(н, нн)ы болелыц…ками.

2)               Ко(м, мм)ентаторы уд …ляли повыше(н, нн)ое вн… мание футболисту забивш…му победный гол в ворота соперн…ка.

3)      (В)место пользу…щ…гося в команде (не, ни)пр…река…мым  автор…тетом вет…рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош… ской сборной страны.

4)      Дровиш…к в разг…ревш…йся к…стер надежд подбросила молодая пор…ель украинских игроков добравшись до ф…нала  чемп…оната Европы.

5)      Нап…дающий открывшись на гран… офсайда перебросил I мяч… через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч…  поч…ти на линии ворот.

6)              Об…грае три команды бр…зилъц… вышли в (четвертьфинал.
Ответы:

1)   Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2)   Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3)   Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4)   Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5)   Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6)              Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.
(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)
Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий – оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае – при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 185: устный разбор.

2.      Упражнение 186: подготовленный диктант.

3.           Беседа по вопросам (подготовка устного рассказа по картине
С. Григорьева «Вратарь»).

–      Что изображено на картине?

–      Когда происходит действие? Как вы это определили? (Изобра­женное на картине происходит в середине прошлого века: об этом говорит одежда героев, их школьные ранцы, обозначаю­щие границы ворот. На картине запечатлен сентябрьский день: ребята пришли на пустырь после школы; на кустах желтые листья, но, судя по одежде, еще нехолодно.)

   – Где происходит футбольное состязание?

–      По каким признакам мы можем судить о том, какой момент изображен на картине?

–      Почему картина называется «Вратарь»?

–      С каким чувством написана картина?

4.            Устный рассказ по картине.

Описание картины можно сделать в виде спортивного репорта­жа, а также в виде рассказа экскурсовода.

5.            Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение по картине, используя причастия и дее­причастия.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/209-1-0-2669

Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь

62551

Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей которых изобразил художник…

Русский

2014-06-11

42.07 KB

11 чел.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Чебаклинская средняя общеобразовательная школа»  Большереченский МР Омская область

Подготовка к сочинению в жанре спортивного  репортажа по картине С.А. Григорьева “Вратарь”

               Урок развития речи в 7 классе.

                                         Подготовила:

Шарыгина Л.Г.,

учитель русского языка

МКОУ  «Чебаклинская средняя

общеобразовательная школа»

Большереченский МР Омская область

Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре спортивного  репортажа по картине С.А. Григорьева “Вратарь”

Цели урока:

дать понятие о жанровых особенностях  репортажа, подготовив материал для написания сочинения по картине с   описанием   действий людей, которых  изобразил художник;

 формировать  навыки написания чернового варианта сочинения в   жанре  репортажа, отрабатывая орфографические и пунктуационные навыки;

 воспитывать потребность здорового образа жизни и  интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

   Оборудование урока:

  1.  Мультимедийная презентация к уроку;
  2.  Футбольный мяч, свисток;
  3.  Отпечатанные эпиграфы;
  4.  Иллюстрация картины  С.А. Григорьева “Вратарь”;

Методические приёмы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический анализ, устное описание картины, словарная работа, прослушивание репортажа

Средства для достижения цели:

1.Фоторепортаж о занятиях спортом.

2.Фотоколлаж.  Дидактический материал (памятка).

3.Отрывок спортивного радиорепортажа с футбольного поля.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-консультация с применением компьютера.

План урока:

I.Орг.момент.

Эпиграфы к уроку:

«Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К. Федин).

«Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)

Проблемный вопрос:  Почему атрибутами нашего урока является футбольный мяч и марш, с которого начинается спортивные соревнования по футболу и картина «Вратарь» ,  бейджики с вашими именами? Чему будет посвящён наш урок?

  1.  Вступительное слово (тема, цель формируют учащиеся)
  2.  Актуализация знаний учащихся о спорте,  спортивном репортаже.

Сегодня мы знакомимся  с новым для вас жанром – жанром репортажа и работаем с вами  в редакции спортивной газеты «Всё о спорте».

Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит  и будет опубликован в газете.

Эпиграфом нашего урока являются слова   русских писателей  К.Федина  и  В. Гиляровского,  которые отмечали, что труд репортера очень важен, нужен, требует сил, внимания и  находчивости.

Наша  главная задача на урок  – поработать творчески  и подготовиться к  написанию сочинения в жанре  репортажа.

Что вы знаете о репортаже?  (Репортаж – жанр публицистического  стиля)

В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)

Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый))

Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о  динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)

Какова цель репортажа?    (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами)     

Что такое  «эффект присутствия».  Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

Вывод:   Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее  и выражено авторское отношение к этому.

Где работают репортёры? ( В редакциях газет и журналов)

Объясните, как вы понимаете чем занимаются люди этих профессий?

Редакционные  профессии: шеф – редактор,  главный редактор, собственные корреспонденты, художники, фотокорреспондент, корректор, веб- редактор, рекламщик.  

Физкультминутка: «футбольный диктант» – автогол, арбитр, аутсайд, аутсайдер, бомбардир — игрок, забивающий много голов, ( игрок, защищающий ворота) – голкипер,капитан команды,  (нападающий) форвард, бутсы, сейв — (от англ. save, спасать) мяч, отбитый вратарём.

Английское изречение:

Регби — игра хулиганов, в которую играют джентльмены; футбол — игра джентльменов, в которую играют хулиганы.

Не говори гол, пока вратаря не обвёл. (Владимир Семенов)

5. Подготовка к написанию сочинения  в жанре репортажа

а) информация об авторе

б) обсуждение картины.

в) словарная работа.

г) работа над вступлением.

д) работа над основной частью.

е) работа над заключением.

Репортаж наш  будет  с футбольного матча, который проходит во дворе дома.  Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми.

В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.

 В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

Прежде,  чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художником.

VI. Презентация о художнике. Анализ картины.

Давайте внимательно рассмотрим картину и проанализируем:  

Где происходит действие картины?

Кто является участниками события?

Каким видом спорта заняты герои картины? На основании чего вы сделали такой вывод?

Кто изображен на переднем плане, на заднем плане?

Кто главный герой, кто второстепенный? Почему так решили?

Какие цвета преобладают в картине? Какой любимый  цвет у художницы?  Проявила ли она свое отношение к любимому цвету в картине?

Какое впечатление произвела на вас картина?

VII. Работа с радиорепортажем.

Какими качествами должен обладать радиорепортёр? На что вы обратили внимание во время его комментария? Создалась ли у вас цельная картинка с футбольного поля?

VIII. Работа с учебником. Упражнение 187.

– В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)

– Какие средства публицистического  стиля  можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость  изложения, обращения и риторические вопросы,  ярко выраженная авторская позиция)

– Какой тип речи уместно использовать?  (Повествование, описание, рассуждение).

– Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

– Составьте план сочинения-репортажа.

План сочинения:

Краткое вступление – общая картина.

Описание участников картины.

Выбор объекта для интервью

Заключение, в котором выражаются чувства автора,  которые он хочет передать читателю.

Рефлексия:

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Получили ли вы полное представление о картина и жанре спортивного репортажа?

3. Заполните таблицу «Моё участие  в работе урока».

IX. Домашнее задание: создание репортажа.

X. Выставление оценок.

Список используемой литературы:

  1.  Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку», М., «Вако», 2011.
  2.  Фёдорова М.В. «Уроки русского языка в 7 классе», М., «Просвещение», 2002
  3.  Материалы периодической печати.

Приложение

«Словарь футболиста»

Автогол — мяч, забитый футболистом в свои ворота

Арбитр — футбольный судья

Аренда — переход игрока из одного клуба в другой на оговорённое клубами время, по истечении которого он обычно возвращается обратно.

Аритмия — смена (иногда частая) темпа игры. Аритмия может быть следствием физической усталости игроков или преднамеренной частью игровой концепции.

Атака — продвижение к воротам противника.

Аут (от англ. out, выход) — выход мяча за боковую линию.

Аутсайд — фланговый, крайний нападающий, играющий на правом или левом фланге.

Аутсайдер — команда, находящаяся в конце турнирной таблицы.

Банка:

скамейка запасных;

гол.

Бисиклета (велосипед) — удар ножницами в прыжке через себя.

Бек (от англ. back) — то же, что защитник.

Бетон (сленг) — глухая оборона.

Бомбардир — игрок, забивающий много голов.

Быстрый гол — гол, забитый до 19-ой минуты матча включительно.

Вингер (от англ. wing, крыло):

крайний атакующий полузащитник;

фланговый игрок, бороздящий всю бровку.

Ворота (футбольные) — конструкция из двух штанг и перекладины на краю поля, куда игроки пытаются забить мяч. Размер — 7,32 метра на 2,44 метра.

Вратарь — игрок, защищающий ворота.

Вратарская площадка — площадь внутри штрафной, в которой запрещена любая борьба с вратарём.

Второй этаж (сленг) — игра головой.

Вынос:

сильный удар по мячу игроком защищающейся команды с целью выбить его как можно дальше от своих ворот и разрядить таким образом обстановку;

лёгкая победа с крупным счётом (сленг).

[править]

Г Гандикап — соревнование, в котором одна из команд заранее получает некоторое преимущество (фору).

Гекса-трик — шесть мячей, забитых игроком в одном матче (упоминается редко).

Гол (от англ. goal, цель) — взятие ворот соперника, для которого необходимо, чтобы мяч полностью пересёк линию ворот.

Гол в раздевалку — гол на последних минутах первого тайма.

Гол из раздевалки — гол на первых минутах второго тайма.

Голкипер (от англ. Goalkeeper) — вратарь.

Горчичник — жёлтая карточка (жаргон).

Грузить — производить частые навесы в штрафную площадь на своего нападающего в попытках преодолеть плотную оборону соперника.

Группа смерти — группа в турнире, состоящая из примерно равных по высокому мастерству команд. Определяется при жеребьёвках.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=62551

Ссылка на основную публикацию