Стихи об осени: а. а. фет “осень”

Стихи про осень Фета

Грандиозный лирик Афанасий Фет! Лирика сродни музыке, музыка живёт внутри самого человеческого слова. Лирика Фета – гармоничная, чуткая, словно сложена из кубиков чистого горного хрусталя.

«Осенью» Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Осень – излюбленное время года поэтов. Осенью и белый день начинает походить на сумерки; настоящего рассвета, когда солнце поднимается над небосклоном и озаряет землю яркими, золотистыми лучами, как будто бы уже и не бывает. Даже в полдень точно ещё не настоящий день.

«Осень» Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Осень…Мелкий дождик сеет, как сквозь сито, облепляя лицо какой-то мокрой пылью. Туман висит над городом, точно покрывалом, закутывает ближние дома. Так будет и завтра, и через неделю, и никто не ждёт, чтобы погода прояснилась, и выглянуло солнце. Все терпят постоянные потёмки и непреходящую сырость, поджидая первых морозов, когда небо станет яснее, и земля окрепнет.

«Какая холодная осень» Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

В иные дни над городом висит сырая мгла, и воздух кажется тяжелее от промозглых испарений. Туман бывает серый или рыжий, он нависнет над городом так густо, что уже не видно другую сторону улицы. А в те дни, когда нет ни дождя, ни тумана, над собою можно видеть только однообразное серое небо…

«Ласточки пропали» Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь через поле Перекати-поле

Прыгает как мяч.

Но ранняя осень бывает чудо как хороша. В первой или во второй половине сентября деревья радуют нас яркими красками, леса получают необыкновенный, чрезвычайно нарядный вид.

«Задрожали листы, облетая» Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна, Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна… Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Там, где много смешанных древесных пород, где кроме берёзы, ольхи и осины растут дуб, клён, ясень, там картина осеннего леса кажется волшебной.

«Опять осенний блеск денницы» Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем, И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.

И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть, И в ночь краснеет лист кленовый,

Что, жизнь любя, не в силах жить.

«Осенняя роза» Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

«Тополь» Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист разметан под ногами,

Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

«Устало всё кругом: устал и цвет небес» Устало всё кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты, О жизни говоря незримой, но знакомой… О ночь осенняя, как всемогуща ты

Отказом от борьбы и смертною истомой!

…Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы, И только в небе, как зов задушевный,

Сверкают звезд золотые ресницы…

…Зари осенней след в мерцаньи этом есть: Над кровлей, кажется, и садом, Не в силах улететь, и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом…

Источник: http://DetskiyChas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/osen_v_stihah_feta/

Анализ стихотворения А. А. Фета «Осень»

Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

1883

А. А. Фет – русский поэт, посвятивший большую часть своего творческого наследия природной лирике, ставшей венцом его работы. Непревзойденного мастера пейзажной лирики вдохновляла весна с ее таяньем снегов, журчащими ручейками, первыми ласточками – вестницами скорого тепла и счастья.

Также Афанасий Фет любил лето. Яркие краски, тепло, озорные лучики солнца, играющее в водах рек и озер. Вот только осень поэту была не по душе. В одном из стихотворений он пишет о тоске, уныние, отчаяние, которые нахлынули на него с приходом межсезонья. Просит скорейшего прихода зимы, ведь встретить метель для него легче, приятнее осенней серости.

Но с годами отношение поэта к осени меняется. Одноименное стихотворение появляется в 1883 году, когда автору уже исполнилось 63 года. Его жизнь была полна невзгод, тревог, лишений. Пришлось проделать трудный, тернистый путь к гармонии и славе. Осень жизни приносит покой, умиротворение, уважение окружающих.

Фет уже в зрелом возрасте, полностью сформировался как личность, достиг авторитета в обществе. Позади трудности с признанием дворянского титула, светские интриги, любовные переживания, конфликты в обществе. Поэтому стихотворение, хоть и пропитано вновь тоской, но уже совсем другой, спокойной, зрелой, философской.

Погода отражает эмоциональное состояние рассказчика. Параллель становится ярко выраженной. «Хладная» осень приносит за собой беззвучные, сумрачные дни, навевающие грусть. В этих строках сквозит сожаление о прошедшей молодости. О минувших весне и лете жизни. Мысли о наступающем новом этапе, подведение итогов, воспоминания. В сердце просится «безотрадная истома».

Уже нет ярких красок в окружающем мире, как нет сильных эмоций в душе. Но второй катрен оживляет рассказчика. Он вспоминает, что еще есть дни, наполненные чувственностью, когда хочется любви, счастья, позитива. Проводится параллель с «золотолиственным» сентябрем, когда стоит хорошая, сухая, солнечная погода.

В третьей строфе автора настигает равнодушная печаль, холод. Все движется к зиме. Меняется мелодия, ритм стихотворения. Слова становятся пафосными, стиль возвышенным.

Произведение относится к романтическому стилю. Текст отличается образностью. Большое количество средств художественной выразительности не перегружает повествование, а делает его ярким, живым, насыщенным, рельефным. Лирическим героем является сам рассказчик.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он позволяет придать размеренности чтению, создает философский настрой. Он идеален для печальных размышлений, навеянных плохой погодой. Чтобы показать всю неоднозначность поры, автор выбирает кольцевую композицию для произведения.

От первой строфы веет тоской. Далее всплеск эмоций. Вторая строфа несет иную смысловую нагрузку. Автор вспоминает о знойных чувствах, ему хочется любви, сердце еще пылает.

Читайте также:  Сколько видов фудзи написал хокусай?

А последнее четверостишие говорит о безнадежном равнодушие. Настроение снижается к третьему катрену. Наступает покой, умиротворение. Использован яркий, выразительный эпитет: «стыдливая печаль».

И заканчивается горькой строчкой о том, что ничего уже не жаль.

Возрождение чувств было кратковременным, обманчивым. Вспышка страсти была короткой, мгновенно погасла, но все же позволила рассказчику снова ощутить полноту жизни. Поэт играет на контрасте, применяемых эпитетов. Второй катрен противопоставлен первому и третьему.

Произведение оставляет смешанные, противоречивые чувства, как и время года, которому оно посвящено. Все же автор немного лукавит в своей безнадежности. Здесь нет равнодушия, а есть отчаяние, которое героя покинет с первым снегом.

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/a-a-fet-osen-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

Анализ стихотворения А.А. Фет «Осень»


Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

Размер стихотворения?

Рифма стихотворения?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

1.Тема: Осень

2.Идея: В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души.

1)      Осень, как и человек, способна жить (“…в крови золотолиственных уборов”), любить (“…Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“…И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”)…

2)      Осень, как и человек, способна переживать печальные моменты в своей жизни и счастливые. И, подобно человеку, осени «замирающей так пышно» «ничего уже не жаль».

3.Композиция:

В первой части стихотворения автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, безысходности (за счет использования тропов).

Вторая часть противопоставлена первой.Здесь осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А.

 Фет использует приём градации. Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами.

В словах же “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль”. Все снова затихает.

Эту композицию поддерживает и рифма: кольцевая.

4.Особенности (от импрессионизма):

  • перед нами обрывки событий, явлений, когда читателю нужно додумывать,
  • в отличие от других произведений, где все строится на смене действий, персонажей, здесь сменяются эмоции и ощущения.
  • Важно: Фет использует много прилагательных, его речь эпитетна, что закономерно при описании мгновения = импрессионист.

5.Тропы:

эпитеты: сумрачные дни; беззвучной осени и хладной; золотолиственных уборов.

метафора: в крови золотолиственных уборов.

градация: золотолиственных уборов… горящих взоров… и знойных прихотей любви.

Где еще сходное описание осени?

Александр Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье!”

Источник: http://eveschool.pskovedu.ru/page/e3868425-ea02-4ebe-994b-f8805976675d

Анализ стихотворения «Осень» А.А. Фета

Творческое наследие Фета открывает новый этап в развитии поэзии русского романтизма. В основе поэтики лежит особая философия, в которой нашла отражение тесная связь человека с природой. Именно пейзажная лирика, прославившая поэта, стала венцом творчества Афанасия Фета.

В стихотворении «Осень» явно прослеживается параллель между описанием природы и жизнью самого автора. Написано стихотворение в 1883 году, когда Фет уже чувствовал приближение старости.

Сожаление об уходящей молодости, переживания о наступлении нового этапа жизни, душевные воспоминания о событиях жизни прошедшей — всё это проявляется в тексте стихотворения.

Отличительными чертами пейзажных зарисовок поэта являются образность, конкретные описания деталей, наличие в произведениях средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, сравнений.

Стихотворение «Осень» можно условно разделить на три части — три строфы, в каждой есть своя тема и скрыт глубокий смысл. Это деление помогает понять мысли лирического героя, его настроение.

Становится возможным увидеть, как меняется душевное состояние героя под влиянием изменений в окружающей действительности.

Образ осени меняется на протяжении всего повествования.

В начале стихотворения она представляет собой довольно безрадостную картину: «грустны сумрачные дни», «беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной К нам в душу просятся они!» Эпитеты «грустный», «сумрачный», «беззвучный», «безотрадный» создают образ увядающей природы. Вокруг уже не осталось ярких красок, переливов солнца; не слышно пения птиц и звучания воды — всё покрыто сумраком и печалью. Поэт мастерски создает ощущение грусти, которое наполняют душу лирического героя.

Вторая строфа отличается от первой своей смысловой нагрузкой — на первый план выходят более радостные образы.

Употребление метафор «горящие взоры», «золотолиственные уборы», «знойные прихоти любви» меняет образ грустной осенней природы на более жизнерадостную и теплую картину.

Природа, а вслед за ней и лирический герой, словно погружается в воспоминания о приятных мгновениях, ведь не всегда осень означает упадок. Ранняя осень раскрашена яркими красками, она живет и наполняет людей вдохновением.

В третьей строфе лирический герой показан умиротворенным, согласным с неизбежным наступлением осени и зимы впоследствии. Всё вокруг замирает в ожидании смены времен года.

Печаль, наполнившая душу лирического героя, наконец, перестала терзать беспокойную душу, и так же замерла в ожидании. Осень замирает «пышно» и она ни о чем не жалеет — вот то состояние, в котором находится природа и лирический герой.

Фет, оглядываясь на прожитые годы, грустит. Но его грусть, хоть и неизбежная, но торжественная.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В лирике Афанасия Афанасьевича Фета природа становится не просто предметом описания, а отображением загадочной и неизведанной русской души.

Параллельно с изменениями времен года или погоды меняется и настроение лирического героя Фета. В более ранних произведениях поэта читатель видит гармоничное сосуществование человека и природы.

Человек в поэзии Фета всегда стремился постичь то неизведанное, что таится в окружающем его мире.

Стихотворения позднего периода творчества раскрывают Фета, как поэта чувствующего не только воодушевление, но и грусть по увядающей природе и уходящим годам. Умение поэта увидеть прекрасное в серых тоскливых образах природы и запечатлеть эти образы в своих произведениях, сделало Афанасия Фета великим русским поэтом.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-osen-fet.html

Анализ стихотворения Фета Осень

Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А.А. Фета есть более веские причины. Ему на момент написания стихотворения «Осень», а это 1883 год, уже шестьдесят три года. Он добился в своей, полной невзгод и лишений жизни, многого.

Сейчас он уже зрел, имеет авторитет и вес в обществе. Наступила та пора, когда он может вздохнуть свободно, и наслаждаться жизнью. И данное произведение вторит этому настроению.

Оно пропитано тоской и грустью момента, когда человек учится жить по-новому, переосмысливая ценности жизни.

Природа, которая всегда притягивала взгляд поэта, сейчас вдруг стала «хладной». И этот лейтмотив беззвучный и безотрадный просится в душу. Поэт томности высказываний первой строфы вдруг противопоставляет иное настроение, более романтичное, где есть место «взорам» и «прихотям любви».

Настроение этих осенних дней необычайно бодрит автора, он даже «золотистые уборы» этой поры года окрашивает в кровь. Третья же строфа наполнена мелодии. Осень для поэта уже «стыдливая печаль». Данные строки пафосные, пышные. Осень вдруг снова перерождается, она «молчит».

Читайте также:  Сочинение: человек и природа в сказке-были м.м. пришвина "кладовая солнца"

И даже те звуки, которые слышны, они «вызывающи».

Для передачи того настроения, которому сейчас подвластен лирический герой, автор использует некоторые оригинальные приемы. Например, эмоциональные эпитеты: «сумрачные», «безотрадные», «беззвучные».

Стоящий в тексте оксюморон «безотрадная истома» передают полутона эмоционального надрыва поэта.

Метафоры стихотворения: «знойные прихоти», «горящие взоры», рождают ассоциации, а олицетворение осени с воспламененным возлюбленным, придает силы и страсти произведению.

Спокойный ритм размышлений, о метаморфозах увядающей осени, поддерживаются автором четырехстопным ямбом и охватной рифмовкой, где выделяется в смысловой нагрузке заключительное слово.

Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить ее настроение. То она вызывает тоску, уныние и печаль – все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорает при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Ностальгия завладевает настроением поэтической души. Поэтому все авторы, поэты и писатели так по-разному описывают эту пору. Но все, так или иначе, стремятся выразить свое мнение по поводу осени.

В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре.

Это ка раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении.

Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.

В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

Стихотворение А.С.Пушкина “Осень” написано в 1833 году в самую плодотворную.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»

    Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Заря прощается с землею»

    Удивительно, своеобразно, ни с чем несравнимо описывает родную русскую.

  • Анализ стихотворения А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

    А. А. Ахматова жила и писала в очень непростой период времени. Это были.

  • Анализ стихотворения Фета «Воздушный город»

    Удивительно и притягательно стихотворение Афанасия Фета «Воздушный.

  • Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

    В стихотворении Фета «Весенний дождь» ощущается настроение весеннего.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза»

    Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта – Афанасия.

    Анализ стихотворения Фета «Осень»

    Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить ее настроение. То она вызывает тоску, уныние и печаль – все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорает при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

    Ностальгия завладевает настроением поэтической души. Поэтому все авторы, поэты и писатели так по-разному описывают эту пору. Но все, так или иначе, стремятся выразить свое мнение по поводу осени.

    В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре.

    Это ка раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении.

    Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

    Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

    Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

    Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.

    В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

    Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

    «Осень» А.Фет

    Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной

    К нам в душу просятся они!

    Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров

    И знойных прихотей любви.

    Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно,

    Ей ничего уже не жаль.

    Анализ стихотворения Фета «Осень»

    Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах.

    Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья.

    Но бывало и так, что ощущения поэта оказывались созвучными тому, что происходит в природе. И тогда рождались стихи наподобие «Осени», которая была написана в 1883 году.

    «Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной», — отмечает поэт в первых строчках своего стихотворения проводя тем самым параллель между сменой сезонов года и собственной жизнью.

    Ведь к тому моменту, когда было написано это стихотворение, Фет уже разменял шестой десяток и уже ничего не ждал лот этой жизни. Он сумел вернуть себе утраченное наследство и титулы, удачно женился на девушке из состоятельной семьи, но вдруг осознал, что для настоящего счастья этого крайне мало.

    В его жизни не было самого главного – любви, найти которую поэт уже и не рассчитывал. Именно этим обстоятельством и объясняется тот пессимизм, который Фет вкладывает в данное произведение и задает ему определенный тон.

    Осенние дни поэт сравнивает с безотрадной истомой, которая одолевает каждого, кто доходит до определенной черты и понимает, что за ней осталось все самое лучшее и светлое, что было в его жизни.

    Вместе с тем, Фет с удовольствием вспоминает и радостные мгновения, которые ассоциируются у него с золотой осенью, теплой и приветливой. Она «ищет взоров и знойных прихотей любви», символизируя период зрелости чувств и отношений. Но этот этап в жизни поэта был достаточно кратким и оставил горькое послевкусие, связанное с трагической гибелью возлюбленной.

    Поэтому осень для Фета, скорее, является символом увядания и подготовки к переходу в иной мир. Неудивительно, что пышность и буйство красок, золото опадающей листвы и теплоту последних солнечных дней автор воспринимает, как последний подарок природы, щедрый и довольно жестокий.

    Ведь, по мнению Фета, «ей ничего уже не жаль», и финал будет неизбежным – еще немного, и весь мир окутает белое снежное покрывало, под которым останутся чувства, мысли и желания.

    Это вынуждает поэта очень остро чувствовать не только яркую красоту осени, но и собственную старость, понимая, что в его жизни уже не случится ничего восхитительного, романтичного и заслуживающего внимания. Того, ради чего стоило бы начать все заново или же хотя бы попробовать почувствовать себя счастливым.

    Читайте также:  Рассказы о природе а. н. тумбасова

    «Осень», анализ стихотворения Фета

    Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги. В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».

    Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны». «сумрачные». «беззвучной». «хладной». «безотрадной». Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния.

    «Безотрадная истома» — оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому.

    Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.

    Слова «золотолиственных уборов». «горящих взоров». «знойных прихотей» навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью.

    В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов» отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви».

    Осень — золотая листва — любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!

    А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно». — отмечает лирический герой. Слово «вызывающее».

    употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие». Оно происходит в осенней природе, оно откровенно. Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно». и ей «ничего уже не жаль».

    Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.

    Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

    Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств — вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.

    Послушать стихотворение Фета Осень

    Темы соседних сочинений

    ← Осенняя роза↑ ФетПевице →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/feta/osen

    Осень – любимое время многих поэтов. Поэзия поры “очей очарования” очаровывает  своей красотой, погружает нас в романтическое настроение, рисует незабываемые пейзажи золотой осени.

    На этой странице сайта мы собрали самые известные стихи русских поэтов про осень для детей 2- 4 классов.

    Стихи русских поэтов про осень для детей школьников

    Александр Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье!”

    Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Уж небо осенью дышало

    Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора.

    Отрывок из поэмы Евгений Онегин.

    А.С. Пушкин

    ***

    Сергей Есенин “Нивы сжаты, рощи голы…”

    Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немного

    Ждать зимы седой осталось…

     Федор Тютчев “Есть в осени первоначальной…”

    Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурьИ льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле…

    А. Фет

    «Осень»

    Как грустны сумрачные дниБеззвучной осени и хладной!Какой истомой безотрадной

    К нам в душу просятся они!

    Но есть и дни, когда в кровиЗолотолиственных уборовГорящих осень ищет взоров

    И знойных прихотей любви.

     Молчит стыдливая печаль,Лишь вызывающее слышно,И, замирающей так пышно,

    Ей ничего уже не жаль.

    ***

    Афанасий Фет “Осенью”

    Когда сквозная паутинаРазносит нити ясных днейИ под окном у селянинаДалекий благовест слышней,Мы не грустим, пугаясь сноваДыханья близкого зимы,А голос лета прожитого

    Яснее понимаем мы.

    А. Фет Ласточки пропали…

    Ласточки пропали,А вчера зарейВсё грачи леталиДа как сеть мелькали

    Вон над той горой.

    С вечера всё спится,На дворе темно.Лист сухой валится,Ночью ветер злится

    Да стучит в окно.

    Лучше б снег да вьюгуВстретить грудью рад!Словно как с испугуРаскричавшись, к югу

    Журавли летят.

    Выйдешь — поневолеТяжело — хоть плачь!Смотришь через полеПерекати-поле

    Прыгает как мяч

    Алексей Плещеев “Осень”

    Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..Зашумели водыБыстрого ручья,Птички улетели

    В теплые края.

    М. Ю. Лермонтов “Осень”

    Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь отважный поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл и поле

    Сквозь туман лишь серебрит.

    А. Блок

    Золотистою долиной…

    Золотистою долинойТы уходишь, нем и дик.Тает в небе журавлиныйУдаляющийся крик.Замер, кажется, в зенитеГрустный голос, долгий звук.Бесконечно тянет нитиТоржествующий паук.Сквозь прозрачные волокнаСолнце, света не тая,Праздно бьет в слепые окнаОпустелого жилья.За нарядные одеждыОсень солнцу отдалаУлетевшие надежды

    Вдохновенного тепла.

    Стихи про осень: Евгения Федоровна Трутнева (1884-1959)

    Сентябрь

    Стало вдруг светлее вдвое,  Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… Пролетают паутинкиС паучками в серединке, И высоко от землиПролетают журавли.Всё летит! Должно быть, это 

    Улетает наше лето.

    Листопад

    Под ногой похрустывают льдинки,Ничего не видно.Темнота.И шуршат листочки – невидимки,Облетая с каждого куста.Осень ходит по дорогам лета, Всё притихло, отдыхать легко.Только в небе празднично от света –Небо все созвездия зажгло!..С золотыми листиками схожи, Звёзды с неба сыплются… летят…Будто в тёмном, звёздном небе тоже

    Наступил осенний листопад. 

    Стихи про осень: Николай Алексеевич Некрасов 

    Славная осень

    Славная осень! Здоровый, ядреныйВоздух усталые силы бодрит;Лед неокрепший на речке студеной

    Словно как тающий сахар лежит;

    Около леса, как в мягкой постели,Выспаться можно – покой и простор!Листья поблекнуть еще не успели,

    Желты и свежи лежат, как ковер.

    Славная осень! Морозные ночи,Ясные, тихие дни…Нет безобразья в природе!

    И кочи, И моховые болота, и пни –

    Всё хорошо под сиянием лунным,Всюду родимую Русь узнаю…Быстро лечу я по рельсам чугунным,

    Думаю думу свою…

    ***

    Лес осеньюМеж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва.Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок.Стала ель в лесу заметней – Бережет густую тень. Подосиновик последний 

    Сдвинул шляпу набекрень. 

    А. Твардовский

    Источник: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/stikhi/stikhi-o-vremenakh-goda/876-stikhi-russkikh-poetov-pro-osen-dlya-detej

    Ссылка на основную публикацию