Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова
«Хамелеон»
Цели:
Образовательные: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
Развивающие: развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления.
Воспитательные: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Оборудование: кроссворд, нарисованное дерево, листья, решето, плакаты.
Ход урока
1. Организационный момент Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс,И для меня уже наградаУлыбки ваших милых глаз.Я знаю, каждый в классе гений,Но без труда талант не впрок,Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На прошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые его рассказы.
И еще одному рассказу посвятим наш урок внеклассного чтения. Вы уже познакомились с рассказом “Хамелеон”.
И сегодня мы с вами должны провести небольшое исследование, в ходе анализа попытаться раскрыть понятия «юмор» и «сатира» в данном произведении.
Работа по теме урока
Сначала я хотела бы узнавать ваше впечатление от прочитанного? Понравился или нет?
– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?
– Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев». (Приложение I)
А вот почему такие у них фамилии, вы попробуете догадаться сами. Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Каждая группа проведет исследование, а потом мы это обсудим.
1 группа:
Вопросы:
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.
2 группа:
Вопросы:
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
3 группа
Вопросы:
Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
4 группа:
Вопросы:
Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?
Итак, слово предоставляется 1 группе ( Заслушивается ответ 1 группы)
Вопросы всему классу: – Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица. В пользу государства)
-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.
– Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.
– В тексте еще несколько раз упоминается “шинель” и “пальто”. Определите лексическое значение этих слов .
– Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин – пальто?
Слово “шинель” употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит “пальто”, и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
– Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.
Следующая деталь – палец. Окровавленный палец Хрюкина – это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
Переходим ко 2 группе. ( Заслушивается ответ 2 группы)
Вопросы всему классу:
– Для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику
– Приём “говорящих имён и фамилий” – юмористический или сатирический?
Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.
– Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?
– Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
Заслушаем ответ 3 группы. ( Заслушивается ответ 3 группы)
Задания всему классу:
Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Заслушаем ответ 4 группы. ( Заслушивается ответ 4 группы)
Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя
– Итак, вы хорошо поработали, теперь давайте сделаем вывод, при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.).
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали.2) “Говорящие” фамилии.3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе?
– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Что это за животное? В прямом или переносном значении употреблено это слово?
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа?
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? Какого человека мы называем Хамелеоном?
Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.
– Что такое юмор? И что такое сатира?
Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира – это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
– Первоначально рассказ имел подзаголовок “Сценка”, но потом А.П.Чехов его снял. Почему?( Слово “сценка” указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)
– Предлагаю вам разыграть сценку: « Суд над Очумеловым» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» ( Приложение II)
Итог урока
– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?
– Рассказ юмористический или саркастический?
– Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами.
Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались (Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие).
– На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда (Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим и т.д).
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
Домашнее задание:
Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.
Инсценировка понравившихся эпизодов.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt_uroka_po_tiemie_iumor_i_satira_v_rasskazie_a_p_chiekhova_khamielieon
Литературная разминка Как звали полицейского надзирателя? Что было в руках у городового? Как звали золотых дел мастера? Какое животное «обидело» Хрюкина? – презентация
1<\p>
2 Литературная разминка Как звали полицейского надзирателя? Что было в руках у городового? Как звали золотых дел мастера? Какое животное «обидело» Хрюкина? Как звали городового? Во что был одет Очумелов? Кому принадлежала собака?<\p>
3 Вспомни! Юмор – смех добрый, веселый. Сатира – смех злой, гневный, зовет к протесту.<\p>
4 Нравы – обычай, уклад общественной жизни.<\p>
5 Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. Новая шинель Узелок Решето с крыжовником<\p>
6 Завязка рассказа -Ч-Что является завязкой рассказа? -К-Кто является виновником столь душераздирающих криков? -К-Кто же «пострадавший»? -Ч-Что вам кажется смешным в описании Хрюкина?<\p>
7 Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, на желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!<\p>
8 Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? А от чего зависит ее участь? «…белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». «Она наверное бешеная». «…а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида, подлость одна только». «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… цуцык этакий…». «Собака – нежная тварь».<\p>
9 Работа в группах<\p>
10 Приемы создания комического в рассказе ( контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления) 1)Художественные детали. 2) «Говорящие» фамилии. 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции.<\p>
11 Смысл названия рассказа Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать «хамелеоном»? Какова же идея рассказа? Как бы вы определили, что такое «хамелеонство»? Хамелеонство – это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств. Низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу – с другой. Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.<\p>
12<\p>
13 Дерево совестисовести доброта высокомерие милосердие хитрость честность равнодушие искренность жестокость взаимопомощь порядочность<\p>
14 Домашнее задание Напишите сочинение- рассуждение «Хамелеонство в нашей жизни»<\p>
15<\p>
16 I группа Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте «Хамелеона» художественные детали. Охарактеризуйте их. Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.<\p>
17 II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…<\p>
18 III группа Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, «холопскую» лексику? Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, показа его истинного лица.<\p>
19 IV группа Что такое композиция? Назовите элементы композиции? Чем интересен рассказ Чехова с точки зрения композиции?элементы Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.<\p>
20 Композиция – построение произведения. Элементы композиции: 1) Пролог 2) Завязка 3) Развитие действия 4) Кульминация 5) Развязка 6) Эпилог<\p>
21 Подумай! Хитрость признак недалекого ума. Ларошфуко<\p>
22 Подумай! Выше высокомерия нет гнуснее порока. Менандр<\p>
23 Подумай ! Жестокость это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Ариосто Л.<\p>
24 Подумай ! Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть. Чехов А. П.<\p>
25 СОВЕСТЬ – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/648220/
Педология | “А.П.Чехов”
Автор: Шиманова Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ№9С УИОП
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты–Мансийский Автономный округ
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: “А.П.Чехов”
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: полное образование
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: Мастерство А.П.
Чехова в раскрытии идейно-
тематического содержания рассказа
«Хамелеон».
В человеке все должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Цели
урока: Познакомиться
с
творчеством
А.П.
Чехова,
идейно-
тематическим
содержанием
рассказа
«Хамелеон»;
выявить
роль
художественных средств в раскрытии идеи рассказа.
Ход урока
1.
1. Целеполагание.
Сообщение темы урока, целей урока.
1.
2. Опрос домашнего задания.
Краткая биография писателя (Сообщения учащихся).
Словарная работа:
Псевдоним – (от греческого – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым
автор публикует свои произведения.
Каким
же
был
человеком
А.П.
Чехов?
Давайте
послушаем
воспоминания
писателей о А.П. Чехове (сообщения учащихся).
3. Новый материал.
1) Слово учителя.
А.П. Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее,
нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке все должно
быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
– Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
– Как вы думаете, почему? (ответы учащихся).
– Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он
всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. В Мелехове, где у него был
дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.
По
профессии
А.П.
Чехов
был
врач.
Но
главным
делом
его
жизни
стало
писательство.
В
литературе
он
был
также
многогранно
одарен.
В
начале
творческого пути он писал маленькие юмористические рассказы, потом были и
повести,
и
эссе,
и
критика.
А.П.
Чехов
вошел
в
русскую
литературу
как
драматург-новатор. Его всемирно известные пьесы, которые постоянно идут и в
российский, и в заграничных театрах, мы будем изучать в старших классах.
Сегодня мы познакомимся с Чеховым-юмористом.
– Что же такое юмор?
Словарная работа.
Юмор – это веселая, но безобидная насмешка.
– Каковы же особенности стиля Чехова?
–
По
условиям
юмористических
журналов
рассказ
не
должен
был
превышать ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко.
«Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя.
Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким
заглавием; значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строился на
остром
необычном
положении,
динамичным
действием,
выразительной
деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.
– Обратимся к тексту и постараемся выявить роль художественных средств
в
раскрытии
идейно-тематического
содержания
рассказа
«Хамелеон».
Этот
рассказ был написан в 1884г. и впервые напечатан в юмористическом журнале
«Осколки».
– Кто же такой хамелеон?
–
Порода
ящериц.
Хамелеон
издавна
привлекал
к
себе
внимание
наблюдателей
замечательной
особенностью
–
именно
особенностью
произвольно менять свою окраску.
– Я прочитаю вам рассказ. Подумайте, почему Антон Павлович так его
назвал?
2) Чтение рассказа учителем.
3) Беседа по прочитанному.
– Понравился ли вам рассказ?
– Кто из персонажей вызывает у вас сочувствие, а кто симпатию? (Щенок)
– Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов в зависимости от
того,
кто
является
хозяином
собаки,
меняет
свое
поведение,
демонстрируя
угодливость
по
отношению
к
возможному
хозяину-генералу.
Превращения
Очумелова послужили основой для названия рассказа).
– Сколько раз Очумелов меняет свою «окраску» и от чего это зависит? (6
раз
полицейский
меняет
свое
поведение,
в
зависимости
от
того,
кому
принадлежит собака).
– Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду
хамелеонов? (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение
Хрюкина.)
– Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина, как
характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее: высмеять
деспотизм (власть) и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство.)
– Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется? (В начале
толпа
выжидает,
боится
выразить
свое
отношение
к
происходящему.
Затем
смелеет и хохочет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным».)
– Что смешное в рассказе? (Несоответствие незначительного вопроса о
принадлежности собаки серьезному обсуждению этой проблемы.)
– Что еще показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название,
поведение Очумелова и Хрюкина.)
–
Какие
художественные
средства
использует
автор
для
создания
комического
текста?
(Название
рассказа,
говорящие
фамилии:
Очумелов
от
слова «очуметь» – потерять соображение; Хрюкин от слова «хрюкать».)
–
Чехов
–
признанный
мастер
художественной
детали.
Какая
деталь
в
рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов
меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в
рассказе как бы роль окраски хамелеона.)
–
Какие
еще
художественные
в
рассказе
обращают
на
себя
внимание,
помогают создать комический эффект? (Образ щенка, изображение щенка.)
–
Какая
деталь
в
самом
начале
рассказа
помогает
в
большей
степени
раскрыть
образ
Очумелова?
(Описание
Очумелова
с
узелком
в
руках
и
городового
Елдырина
с
«решетом,
наполненным
конфискованным
крыжовником. Это свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь
своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно.)
– Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что мир для него
смешон и печален одновременно, в произведениях писателя сочетаются юмор и
сатира. Если юмор – это веселая, но безобидная насмешка, не задевающая
достоинства человека, то сатира – это безжалостное обличение пороков.
Словарная работа.
Сатира – безжалостное обличение пороков.
–
Каков
характер
смешного
в
«Хамелеоне»:
что
мы
здесь
видим
–
безобидную насмешку или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в
других рассказах автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей
степени он обличает пороки, чем просто весело смеется над ними.)
– Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей
жизни?
(Во
все
времена
актуален
вопрос
чести
и
достоинства,
холопской
угодливости
и
подлой
лести.
Поэтому
рассказ
интересен
и
современному
читателю.)
Выводы.
Рассказы А.П. Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по
содержанию
и
по
форме.
Автор
не
ставит
в
них
глобальных
проблем,
касающихся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его
маленькие проблемы. А они неподвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они
становятся
добрыми.
«Первый
русский
юморист
после
Гоголя,
заразивший
своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,
– писал о Чехове Корней Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас. Читайте Чехова!
4.
Домашнее
задание: Подготовить
выразительное
чтение
рассказа
по
ролям. Прочитать другие рассказы, например «Злоумышленник», «Хирургия»,
«Налим», подумать над ними.
5. Оценки за урок.
Анализ урока.
Тема урока: Мастерство А.П. Чехова в раскрытии идейно-тематического
содержания рассказа «Хамелеон».
Урок
проводился
в
классе,
где
большинство
учащихся
имеют
познавательный
интерес
к
литературе,
любят
читать,
пересказывать
и
анализировать
прочитанное.
Однако
есть
и
такие
учащиеся,
у
которых
отсутствует познавательный интерес, а два ученика имеют довольно низкий
уровень общего развития и интеллекта.
В рабочей программе на изучение творчества А.П. Чехова я отвела два
урока.
Данный
урок
первый
в
системе
уроков
по
этой
теме.
Исходя
из
особенностей класса и темы цели урока таковы:
1. Познакомить
учащихся
с
творчеством
Чехова,
идейно-тематическим
содержанием рассказа «Хамелеон», выявить роль художественных средств
в раскрытии идеи рассказа;
2. Развивать навыки выразительного чтения.
По значению данный урок является одним из центральных – изучение
текста. Он включал в себя объединенные этапы целеполагания и актуализации
опорных
знаний,
этап
погружения
в
текст
(изучение
нового
материала)
и
посткоммуникативный. На этапе погружения в текст я использовала следующие
приемы:
выразительное
чтение,
выявление
восприятия,
словарную
работу,
анализ
художественных
деталей
и
выразительных
средств,
работа
с
иллюстративным материалом, характеристика героев.
На
уроке
были
использованы
четыре
вида
деятельности:
говорение-
слушание, чтение-письмо.
На
уроке
использовались
элементы
объяснительно-иллюстративного,
частично-поискового,
исследовательского,
эвристического
методов.
Форма
познавательной деятельности коллективная и личностно-ориентированная.
Структура урока была подчинена целям урока и содействовала конечному
результату.
Источник: http://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=3595
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов русского общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа
Пояснительная записка.
Литература – это не предмет, который проходят в школе, литература – это наследие, которое досталось нам от предыдущих поколений, это вечные книги, которые помогают нам жить, которые читаются и перечитываются из поколения в поколение. А литература как предмет школьной программы служит для того, чтобы не потеряться в море литературы, чтобы научиться читать, полюбить читать и понимать прочитанное.
Школьная программа по литературе составлена таким образом, что на протяжении всего курса (с 5-го по 11-й класс) изучается творчество классиков русской литературы XVIII–XX веков, но с каждым классом возрастает объем и сложность художественных произведений.
Если в 5-м классе происходит знакомство с такими писателями, как Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Крылов, Некрасов, Тургенев, Толстой, Чехов и другие, то их творчество представлено преимущественно стихотворениями, баснями, рассказами и короткими повестями.
В 6–8-м классах представлены произведения тех же писателей, но с каждым годом изучаются более сложные и объемные произведения. Большее место уделяется повестям и поэмам, в программе появляются драматические произведения.
В 9-м классе проходят самые значительные произведения русских писателей второй половины XVIII – первой половины XIX века.
ГИА (Государственная итоговая аттестация) по литературе – один из самых сложных экзаменов, так как для успешной его сдачи надо знать огромное количество материала и уметь выражать свои мысли.
Поэтому подготовку к этому испытанию нужно начинать с первого этапа обучения – с начальной школы, ведь чтение – это прежде всего процесс познания, интеллектуального совершенствования, связанного с развитием речи и мышления.
К седьмому классу у ребят уже хороший багаж знаний, однако из урока в урок необходимо продолжать работу по развитию аналитических навыков, умение работать с текстами художественных произведений, делать самостоятельные выводы, использовать на практике полученные теоретические знания.
На данном уроке учащиеся выступают в роли исследователей. Групповой работе отводится центральное место. Урок носит проблемно-поисковый характер, учит ребят решать поставленную задачу , грамотно оформлять свои устные, а впоследствии и письменные высказывания. Основной формой работы является работа с текстом художественного произведения.
Тема: А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов русского общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
Тип урока: урок изучения нового материала – анализ текста художественного произведения .
Цель: познакомить с рассказом А. П. Чехова «Хамелеон», учить анализировать художественное произведение.
Задачи:
- Образовательная: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
- Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.
- Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Оборудование к уроку: тексты художественного произведения, карточки-задания для работы групп, компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организа ция детей на занятие |
Приветствие учащихся. Организация рабочего места |
Создание благоприятной психологической обстановки |
2. Формули ровка темы урока, постановка цели урока |
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1) Творчество А. П. Чехова достаточно широко представлено в материалах ОГЭ . Вы должны познакомиться с разными сторонами творчества великого писателя, владеть навыками текстоведческого анализа, уметь четко и ясно формулировать свои мысли. Запись темы урока в тетради |
Заинтересовать детей, создать ситуацию необходимости решения проблемы. |
3. Первичное восприятие текста |
– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество. Чтение рассказа подготовленными учащимися (или прослушивание фонохрестоматии) – А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа? – Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.) – Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ? – Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2) Нравы – обычай, уклад общественной жизни. – Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.) – Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и вызывали недовольство писателя. |
Через звучащее живое слово воздействовать на эмоциональную сферу школьников, заставить их думать, сопереживать писателю и его героям, понимать то, что скрыто «между строк произведения). |
4. Анализ рассказа |
– Назовите действующих лиц рассказа. – С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3) – Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.) – Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.) – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.) – Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4) – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать. – А кто же “пострадавший”? Зачитать. – Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.) – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов? – Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.) – Как дальше разворачиваются действия? – Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.) – Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.) – Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5) – А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.) – Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица? – Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.) – Зачитайте рассуждения Очумелова. – С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.) – А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.) – Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.) – Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.) – Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и. – Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6) – Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать. – Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.) – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.) – А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.) – То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.) – А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.) – О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.) – Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.) – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7) – В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.) – Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.) – Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.) Записать определение в тетрадь – А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8) |
Подвести учащихся к пониманию авторской идеи, развивать читательские умения с использованием стратегии технологии развития критического мышления. Учить высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы. Воспитывать любовь к русской литературе |
5 Мастерство Чехова-художника. Работа в группах |
– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и попытаемся понять, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Работа в группах (Слайд 9) I группа
II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику? . III группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали. IV группа
V группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали. VI группа
– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10): Приемы создания комического в рассказе: 1) Художественные детали (пример). 2) “Говорящие” фамилии (пример). 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции. – Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? VII группа
|
Групповая работа направлена на то, чтобы научить ребят высказывать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению других учащихся. Задания для работы групп позволят ребятам ребятам более глубоко и осмысленно вчитаться и понять текст произведения, увидеть мастерство Чехова – художника, умело пользующегося русским словом. |
6. Подведение итогов |
– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое? – Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни? |
Осознание школьниками того, что «хамелеонство» – общественный порок, не изжитый и в наши дни. |
7.Домашнее задание |
|
Разработки уроков
Источник: http://ilyina.ucoz.net/index/razrabotki_urokov/0-7