Мечтатель: характеристика и образ героя в романе ф.м. достоевского “белые ночи”

Петербургский мечтатель в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

1. История создания романа.

2. Образ главного героя произведения.

3. Психологизм романа «Белые ночи».

Петербургский мечтатель в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Впервые роман «Белые ночи» Ф. М. Достоевского увидел свет в 1848 году в периодическом издании Отечественные записки». Свое произведение писатель посвятил другу молодости — поэту А. Н. Плещееву.

Возможно, этот человек явился и прототипом главного героя произведения, поскольку именно в это время он думал над своим вариантом повести о мечтателе. По мнению многих литературоведов, «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя.

Более того, сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели».

То есть в какой-то мере роман является автобиографичным, поскольку Федор Михайлович, как и его персонаж не раз вспоминал о своих «золотых и воспаленных грезах»: «Прежде в юношеской фантазии моей любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа “Монастырь” Вальтер Скотта… И чего я не пе-ремечтал в моем юношестве…». Действие произведения разворачивается в поэтической атмосфере романтической лирики, этим же овеяны и образы главных героев молодого чиновника-разночинца и юной девушки. Каждый из них обладает чистой душой. Все происходящее протекает на фоне петербургских каналов в период белых ночей.

Роман «Белые ночи» включает в себя пять частей, в четырех из которых описываются ночи, а в последнем утро. Главный герой произведения, молодой человек, мечтатель прожил в Петербурге уже восемь лет, однако так и не смог найти себе друзей.

В один из летних дней он вышел на прогулку, и вдруг ему показалось, что весь город выехал на дачу. Будучи человеком одиноким, мечтатель еще более почувствовал свою оторванность от других людей. Это толкнуло его совершить пешую прогулку за город.

Возвращаясь поздно вечером, главный герой увидел молодую женщину, которая рыдала у перил канала. Безусловно, он, как настоящий мужчина, да еще и романтик, не мог просто так пройти мимо. Он хотел подойти к девушке, однако та опомнилась и пошла быстрым шагом по набережной.

Случай помог молодому человеку познакомиться и разговориться с незнакомкой. Девушка пообещала рассказать свою историю следующей ночью и попросила нового друга ни в коем случае не влюбляться в нее.

Неожиданная встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше. Пылкий юноша готов был пожертвовать, чем угодно, чтобы обезопасить Настеньку от беды, если бы та угрожала новой знакомой. Наконец ожидания главного героя были вознаграждены.

Молодые люди поближе познакомились друг с другом, причем герой представился, как мечтатель-чудак, который одновременно и боится, и стремится к общению с окружающими: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода.

Садится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка…». В вечернее время главный герой любил бродить по городу и мечтать.

Мечты придавали смысл его существованию, а также наполняли его радостью: «Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений… Теперь “богиня фантазия”… уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни…». Рассказ девушки не мог не затронуть душу мечтателя, тем более, что она испытывала серьезные чувства, и вся история была окутана ореолом романтики. Молодой человек стал успокаивать Настеньку и даже согласился передать письмо людям, которые доставят его адресату. Следующее свидание новых друзей было назначено на следующую ночь. Во время третьей встрече пылкому юноше на мгновение показалось, что девушка любит его, так она нежно о нем заботилась, однако благородное сердце не могло заподозрить Настеньку в проявлении чувств. Мечтатель довольно скоро одернул себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь… была не что иное, как радость о скором свидании с другим».

Девушка ждала встречи со сбоим возлюбленным и хотела просто поделиться своим счастьем с новым знакомым. Она любила мечтателя как друга, даже как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства.

Молодой человек в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то завоевать девушку отбить ее у счастливого соперника. Оба ждали появления третьего, только одна с предвкушением счастья, а другой с тайной тоской. Ожидание растянулось на несколько часов.

Сначала Настенька была весела и даже шаловлива, однако вскоре стала грустна. Как не успокаивал мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее. Главный герой так искреннее успокаивал свою новую подругу, что ей в голову пришла мысль: «Я вас обоих сравнила.

Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». Молодые люди расстались, так и не дождавшись Настенькиного избранника.

Слова девушки настолько взволновали мечтателя, что он еле дождался утра, чтобы найти ее дом. Он искренне полюбил девушку. «Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно. И я воротился, не взглянув на их окна. Не дойдя двух шагов до их дома. Я пришел домой в такой тоске, в какой никогда не бы-вал».

Он мучился из-за того, что ничего уже не мог с  этим поделать. Четвертое свидание было назначено | на девять часов вечера, однако когда мечтатель пришел, девушка была уже там. Она надеялась, что новый знакомый принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, то девушка залилась слезами.

Ради Настеньки молодой человек готов был сам отправиться к ее избраннику и потребовать у него ответа, однако девушка остановила его. Вскоре мечтатель не мог не признаться ей в любви. Несчастная девушка спросила только, не мог бы ее новый знакомый подождать, пока ее сердце освободится от старой любви.

Безусловно, мечтатель был готов ждать, сколько понадобится. Молодые люди тут же стали прогуливаться по набережной и строить планы на будущее. Они решили, что мечтатель, не мешкая, переселится в дом девушки, где ее бабушка сдает освободившийся мезонин.

Настроение Настеньки постоянно менялось, она не могла забыть свое унижение и отвергнутую любовь. Молодой человек, как мог, старался отвлечь ее.

Вдруг им навстречу попался мужчина, который пристально посмотрел на девушку, назвал ее по имени. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и кинулась к нему. Мечтатель не посмел ее остановить.

Утром он получил письмо, в котором девушка благодарила его за поддержку и рассказывала, что выходит замуж за своего избранника.

Мечтатель вдруг увидел свое будущее, когда он постаревший лет на пятнадцать находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами.

В своем проникновенном романе Федор Михайлович старался осмыслить тему Петербурга с философско-исторической точки зрения. Ему в полной мере удалось раскрыть образ одинокого интеллигентного человека, ощущающего себя чужим и в большом городе. В поисках выхода из сложившейся ситуации главный герой погрузился в себя, он ушел от реальности с помощью мечтательности.

В своем творчестве Достоевский не раз обращается к этой теме. В последующих произведениях писателя проявляется причина подобной мечтательности. Автор рассматривал ее как следствие «разрыва с народом огромного большинства образованного сословия».

Читайте также:  Как образуется туман?

Он проводит серьезнейший психологический анализ человеческих отношений. Мечтатели Достоевского жаждали живой жизни, они мучительно искали точки соприкосновения с ней.

Многие литературоведы были уверены, что в художественном плане «Белые ночи» значительно совершеннее предшествующих произведений Федора Михайловича.

Источник: https://prepodka.net/peterburgskij-mechtatel-v-romane-f-m-dostoevskogo-belye-nochi/

Тип «мечтателя» в сентиментальном романе «Белые ночи»

Действие романа происходит в течение четырех ночей. Герой «Белых ночей» так же как и герой «Хозяйки», одинок, живет в многолюдном Петербурге, как в пустыне. За восемь лет пребывания в столице он не сумел завести ни одного знакомства. Петербургские дома были ему более известны и близки, чем люди.

Герой сентиментального романа не имеет имени, он- мечтатель, «подобен призраку, мечтатель не действует, у него нет биографии, он пребывает вне действительной жизни» [Кирпотин:1960,309].

В волшебную белую петербургскую ночь мечтатель знакомится с девушкой, Настенькой. Настенька просит его рассказать свою историю.

« – Историю! – восклицает он испуганно, – историю! И кто вам сказал, что у меня есть своя история? У меня нет истории…

-Так как же вы жили, коль нет истории?- перебила она смеясь.

– Совершенно без всяких историй. Так жил, как у нас говорится, сам по себе, т.е. один совершенно – один, один вполне, – понимаете, что такое один?

– Да как один? То есть вы никого никогда не видали?

– О нет, видеть-то вижу, – а все-таки я один.

-Что же, вы разве не говорите ни с кем?

– В строгом смысле – ни с кем» [Достоевский:1992, 15].

Настенька не может понять, как это человек свободный, никем и ничем не стесняемый, может жить один в своем углу, не может понять его одиночества среди людей.

В сентиментальном романе «Белые ночи» фантастическое сочетается с обыденным. «Болезненная фантастика перестает быть свойством действительности и превращается в переживание героя, характеризуя его психику, его отношение к реальности. Фантастическое, иллюзорное становится равносильным неумелости, безволию, неспособности ориентироваться в действительности» [Кирпотин:1960, 310].

«Мечтатель не может преодолеть своей пассивности, своей ненужности. Он не может найти и полного самозабвения в грезах, потому что как показывает автор, он сам хорошо понимает, что небывалые грезы его являются следствием непреодолимой пошлости быта» [Кирпотин:1960, 311]. Мечтательность – это проявление бессилия перед действительностью.

О чем же грезит это болезненное призрачное существо? «К чему это спрашивать! да обо всем, – отвечает он, – о роли поэта, сначала непризнанного, а потом увенчанного, о дружбе с Гофманом; Варфоломеевская ночь, Диана Вернон, геройская роль при взятии Казани Иваном Васильевичем, Клара Мовбрай, Евфия Денс, собор прелатов и Гус перед ними, восстание мертвецов в Роберте (помните музыку? Кладбищем пахнет!) Минна и Бренда, сражение при Березине, чтение поэмы у графини В-й Д-й, Дантон, Клеопатра ei suoi amanti, Домик в Коломне, свой уголок, а подле милое создание» [Достоевский:1992, 22].

Исповедь мечтателя передает его психологическое состояние, упоение призрачной жизнью, вводит в содержание видений фантазера. Перечень книг персонажа образует каталог романтических чтений и увлечений, события русской истории и образы французской революции.

Герой «Белых ночей» мечтает о роли поэта, которая представляется ему в романтическом духе, и, самое главное, все видения, грезы, эмоции, все порывания его исполнены жаждой героического дела.

«Оба они – и поэт и герой – идут впереди других, указывая путь, увлекая за собой отстающих, оба они дают примеры доблести и бесстрашия и нередко гибнут за общее дело, за справедливость, за истину.

Вот почему мечтатель так легко перевоплощается из поэта в участника войны 1812 года и в Дантона, вот почему ему так сладко мечтать даже о гибели, – в сражении, на эшафоте или во имя необычайной любви» [Кирпотин:1960, 312].

«Сознание противоестественности своего существования делает неутолимую тоску мечтателя по действительной, реальной жизни особенно мучительной» [Кирпотин:1960, 313].

«Слышишь, как кругом тебя гремит и кружится в жизненном вихре людская, – жалуется он, как пьяница, который не в состоянии преодолеть своего порока, – слышишь, видишь, как живут люди – живут наяву, видишь, что жизнь для них не заказана, что их жизнь не разлетится, как сон, как видение, что их жизнь вечно обновляющаяся, вечно юная и не один час ее не похож на другой, тогда как уныло и до пошлости однообразна пугливая фантазия, раба тени, идеи, раба первого облака…» [Достоевский:1992, 25].

«У мечтателя не будет даже такого утешения, которое имеют пьяница, мот: их наслаждения были материальны, они жили извращено, но все же жили! Мечтатель же владеет нулем и теряет нуль – и так между двумя нулями губит свою собственную жизнь!» [Кирпотин:1960, 314].

Мечтатель робок с женщинами, хотя в грезах своих он переживает самые увлекательные приключения, самые фантастические любовные истории. Но в то же время «он тоскует по действительной любви, потому что в участии женской любви мечтатель видит возможность выхода из своего одиночества в действительную жизнь» [Кирпотин:1960, 314].Так мгновенно рождается любовь мечтателя к Настеньке.

Настенька сирота, она живет с бабушкой, которая раньше была богата. У бабушки в домике поселился жилец. Жилец- этот противоположность мечтателю, хотя он также беден и одинок, благороден, добр, образован, но в тоже время он приспособленный к жизни человек.

Он умеет бороться за свое счастье. Он полюбил Настеньку, и Настенька его. Он не женится на Настеньке, потому что для начала хочет обеспечить источник существования и в самом деле хочет устроить счастье Настеньки. Для этого он уезжает на год.

Как человек благородный, он не связывает Настеньку словом.

Настенька терпеливо ждет своего жениха. Но вот она узнает, что жених ее уже три дня живет в Петербурге, а к ней не приходит. В эти грустные для нее дни и развертывается роман мечтателя. Настенька, расстроенная и из благодарности принимает предложение руки и сердца мечтателя, но старый жених является, и Настенька следует своему прежнему чувству.

Последняя надежда мечтателя на приобщение к действительной жизни рухнула. Мечтатель терпит поражение, – не потому, что у него не было шансов завоевать сердце Настеньки. Он нравится Настеньки, Настенька сама говорит, что он лучше ее жениха: «Я вас обоих сравнивала.

Зачем он – не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас» [Достоевский:1992, 42].Чувство Настеньки растет, крепнет, и если бы мечтатель боролся за свое счастье, он, вероятно, завоевал бы его.

Но в том-то и дело, что мечтатель не способен к борьбе.

«Мечтатель, не борец, он – «слабое сердце», самоотвержение которого переходит в самозаклинание. Мечтатель ничего не делает, чтобы завоевать сердце Настеньки, наоборот, он уступчив, помогает своему сопернику. «Какой вы бескорыстный!» – восклицает Настенька, – и в этом восклицании звучит смертный приговор мечтателю, выслушиваемый им с покорностью и благословением» [Кирпотин:1960, 316].

Горечь рассказа смягчена сочувствием к мечтателю. Однако сочувствие автора не отражается на определенности его мысли. «Сквозь скорбь и жалость слышен голос осуждения, направленный в адрес беспочвенного мечтателя, смирного и бездеятельного, неспособного, отстоять себя, чтобы стать хоть немного похожим на героя его романтических видений» [Кирпотин:1960, 317].

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/9463

Урок литературы по теме Образ мечтателя в повести Ф. М.Достоевского Белые ночи

Тема урока

: “Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”

Читайте также:  Скафтафетль парк в суровой исландии

Цель урока

: выяснить

нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи

: обучающие: выявить

особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;

развивающие:

развитие у учащихся

логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции.

воспитательные

: формирование

гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке, кинематографии; формирование этических навыков ведения дискуссии.

Оборудование:

ПК, мультимедийный

проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, репродукции картин И. Глазунова).

Форма работы

: фронтальная,

статистические пары, индивидуальная.

Планируемые результаты

: учащиеся

раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;

я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М. Достоевский


Приветствие, сообщение темы и цели
урока.

В начале урока предлагается небольшая литературная
разминка
работа с тестами на компьютерах по прочитанной повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” (первый уровень восприятия:

репродуктивный).

– Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в

качестве эпиграфа? (Тургенев)

– Сколько слов содержит полное
название данного произведения? (семь)

– Как звали главную героиню повести
“Белые ночи”? (Настенька)

– Сколько ночей было в произведении
“Белые ночи”? (четыре)

– Как называется город, в котором
происходят описанные героем события? (Петербург)

Ребята, а что такое мечта? (высказывания
учеников)
Обратимся к словарю Ожегова С.И. Индивидуальное задание (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет

желаний, стремлений)

А когда мы мечтаем?

Сегодня мы познакомимся с воспоминаниями… воспоминаниями мечтателя и

постараемся ответить на проблемный вопрос: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как

“прекрасные и святые”?


Вопрос классу:

– Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.

(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний

мечтателя”)

Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке

попробуем её приоткрыть.

– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете

дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом –

уверенность, во втором – сомнение.

У Тургенева

:

Знать, был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.

У Достоевского

:

…Иль был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..)

И подзаголовки, и эпиграф как бы настраивают читателя, ещё до того, как он прочтёт первые строчки, на восприятие “Белых ночей” как своеобразного лирического произведения в прозе.

(Связь “Белых ночей” с поэзией отмечена в работах о Достоевском. Есть предположение, что в “Белых ночах” использованы мотивы нескольких ранних стихотворений из любовной лирики А.

Плещеева, которому была посвящена первая публикация произведения (стихотворения “Бал”, “Элегия”). Сопоставление петербургской природы с образом больной, чахоточной девы, видимо, развивает сходный мотив из стихотворения Пушкина “Осень” (1833).

Вся ситуация, нарисованная в “Белых ночах”, как бы овеяна поэтической

атмосферой “Медного всадника”.)

– От чьего лица ведется повествование
в повести “Белые ночи”?

Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и

все мы более или менее мечтатели”.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в

“Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в

газете “Санкт-Петербургские ведомости”)

(фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части

газеты).

Внимание на слайд “Петербургская

летопись”:

“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом

среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление

настроено, и целый мечтательный мир < …>

вдруг
овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее,

роскошнее, любовнее настоящей жизни”

.

– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых

ночей”? Найдите подтверждение в тексте.

– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об

окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам,

“всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”)

Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом

элемент одиночества человека в обществе?

– Актуальна ли проблема одиночества,
поднятая Достоевским, в наше время?

– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о

человеке”)

– Есть такая гармонии в жизни
мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”,

“сладострастным ядом”.)

– Как в описании прогулок Мечтателя по Петербургу в начале романа проявляется его страстное желание сердечных, человеческих

отношений? (Работа с текстом)

– Перечитайте сцену первой встречи
Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не

знаете!”)

Почему он так легко и просто увлёкся
девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи,

знакомства, почти роман…)

– И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю

Ожегова С.И.(Индив. задание. Работа со словарём)

Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и

женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)

– В каком значении употреблено в этом
подзаголовке слово “роман”? (Любовные
отношения между мужчиной и женщиной)

– Что означает прибавка
“сентиментальный”? (Буквально означает
“чувствительный”)
Итак, по словам Ю. Манна, “это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства, размывающей контуры реальных событий и

происшествий”

– В “Ночи второй” Настенька говорит
герою-рассказчику: “Послушайте: вы так прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то вы говорите,

точно книгу читаете.

– Настенька! – отвечал я важным и строгим голосом, едва удерживаясь от смеха, – милая Настенька, я знаю, что я рассказываю прекрасно, но, виноват, иначе рассказывать я не

умею”.

– Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и

Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя,

приобретает необычайную силу и выразительность.

“Мелкий

чиновник впервые у Достоевского говорит так
много и с такими тональными вибрациями
”, – заметил известный литературовед В.В. Виноградов. С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не

знала)

– В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло

пятнадцать лет.

Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных

воспоминаний)

– Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы

думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает

контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)

– Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О

чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для

него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем

первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились
утром. День был нехороший…”)

– Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории

художественные очень важны.

– У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив

начинает отчётливо звучать в этих строках?

– Работа с отрывками из критических статей по повести “Белые ночи”. Отрывки на

сопоставление раздаются всем. (заслушиваются
мнения учеников)

– С каким лирическим произведение
перекликается финал “Белых ночей” (со
стихотворением Пушкина “Я вас любил…”)

Я предлагаю вам послушать романс на
стихи А.С. Пушкина (муз. Б.Шереметьев). (звучит
романс)

Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге.

Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,— одна из вершин его творчества.

Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. (См.

материалы к выставке)

– Какие цвета преобладают на картинах
И.Глазунова и случайно ли это?

Формулировка поставленной проблемы и
её решение как вывод.

Постановка проблемного вопроса:

Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные

и святые”?

Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность, неправильность своей жизни. Конфликт с миром

приводит к конфликту внутри себя.

Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.о. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни

несчастного мечтателя.

В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих

проблем особенно важно в наше непростое время.

Выставление оценок.


Домашнее задание (предоставляется
право выбора):

– Что ищет Мечтатель? К чему стремится Макар Девушкин? Есть ли что-то общее у героев, которые полюбили, которые искренни в своих чувствах? Вот над этими вопросами вам и предстоит подумать дома и составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского.

(Незаполненные таблицы раздаются всем)

общее различное
Мечтатель
М. Девушкин

1. Составитьсравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского: М.

Девушкина и Мечтателя.

2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Что нового вы открыли для себя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” благодаря

иллюстрациям художника И. Глазунова?”

А) “Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я

закрыл лицо.

– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.

– Что, старуха?

– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь
хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…

Б) “Настенька” В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку… Она была одета в премиленькой жёлтой

шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.

В) “Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом

разные сердитые и капризные люди?

Г) “Одиночество”

Д) “Мечтатель” Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я

встречу кого-нибудь.

Е) “Мечтатель и Настенька” Но что это? Точно чудо со мной совершается… Где я, боже мой? Ну, скажите, неужели вы недовольны тем, что не рассердились, как сделала бы другая, не отогнали меня в самом начале? Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым; почём знать, может быть, вы

меня с собой помирили, разрешили мои сомнения…

Ж) “Встреча” Я тотчас же пошёл вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, прошла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце моё трепетало, как у

пойманной птички.

З) “Настенька уходит” Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз

моих…

И) “Дождь” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни

силы, ни хотения их разрешить.

К) “Сон мечтателя” Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась;

лихорадка прокрадывалась по моим членам.

Презентация

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://goxi.ru/5237/

Ссылка на основную публикацию