Урок-конспект по теме: “зимние праздники”

Конспект занятия “Зимние праздники”

Конспект занятия «Зимние праздники»

Цели:

-расширять представления о зиме и зимних праздниках, коммуникативные умения, формировать умение ориентироваться в пространстве относительно других предметов;

-развивать познавательные интересы, любознательность, способность к перевоплощению в игровую роль;

-воспитывать моральные качества личности посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

– создать у детей радостное праздничное настроение.

Материал:

презентация «Зимние загадки», проектор, новогодняя елка, игрушки, картины празднования Нового года, Рождества, колядок, вертеп, звезды по количеству детей, костюмы ряженых, угощение для ряженых.

План :

  1. Орг.момент. Приметы зимы. Зимние загадки

  2. Рассказ по картинке «Празднование Нового года». Ориентирование на елке.

  3. Песенка про елку.

  4. Рождество. Легенда о рождественской елочке (вертеп)

  5. Святки. Рождественские колядки, игры. Подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент «Подари улыбку».

Воспитатель:

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? – Красавица…

Дети: зима.

Ведущая: А чем зима отличается от других пор года? (дети называют приметы зимы)

А вы любите зиму? За что?

Ведущая: А сейчас я вам загадаю зимние загадки:

(презентация «Зимние загадки»)

2. Воспитатель:

– Мы все любим зиму не только за ее красоту. Зимой мы отмечаем много праздников. А вы знаете какие? Вспомните, как мы отмечали Новый год? (дети отвечают с опорой на картинку)

Посмотрите на нашу елочку-красавицу.

Кто стоит возле елочки? (Снеговик)

Кто справа от него? Слева?

А кто спрятался за елочкой?

А кто сидит перед елочкой?

Какая игрушка выше всех?

Какая под ней?

3. Воспитатель: Новый год веселый праздник. Давайте порадуем нашу елочку песенкой.

(дети поют и танцуют под песню «Топ-топ сапожок»)

4. После Нового года мы отмечали еще один праздник – Рождество. Кто знает, что такое Рождество? (ответы детей). У всех вас есть день, когда вы появились на свет. Как называется этот день? Правильно, день рождения.

Это радостный, весёлый праздник для вас и ваших родителей, бабушек, дедушек. К этому празднику готовятся, приглашают гостей, дарят подарки.

История возникновения этого праздника произошла очень, очень давно, много – много лет назад (опора на картинку).

А как вы думаете, почему именно елочку наряжают на Новый год и Рождество? (варианты детей)

Я хочу рассказать вам одну историю (дети подходят к вертепу)

Слушайте внимательно.

Когда родился Иисус Христос, не только люди, но и деревья, росшие возле пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу, поднесем ему наши дары» – сказала пальма маслине». Возьмите и меня с собой»,- попросила елка.

«А какие дары сможешь принести ты – колючие иглы да мелкую смолу?» – спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», – сказала пальма.

Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками.

И когда Младенец проснулся, ни благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину.

И Ангел сказал: «Ты доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться». (воспитатель крепит маленькие звёздочки на иллюстрацию с ёлкой с помощью липучек)

Каждый год она сияетВ день великий торжестваИ огнями возвещает

Светлый праздник Рождества.

Я предлагаю вам украсить нашу елочку звездочками, чтобы она стала еще краше.

5. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. (Воспитатель показывает картинку)

Во время святок молодежь и дети одевались в необычные костюмы, обходили дома, пели песни и просили сладостей. Их называли ряжеными, святочные песенки — колядками, а сам обряд — колядованием. В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение и с удовольствием выслушивали колядки. Считалось, что не дать ряженым конфет — значит навлечь беду на дом.

Вы слышите? Кто-то к нам идет? (дети встречают ряженых)

Ряженые поют колядную песню:

Игра с детьми «Снег»:

Как на горке: снег, снег.

И под горкой: снег, снег.

И на елке: снег, снег.

И под елкой: снег, снег.

А под снегом спит медведь…

Тише, тише, не шуметь.

Один из детей – в кругу, остальные идут по кругу. На последней строке останавливаются и один из детей произносит последние слова. Ребенок, сидящий с кругу, должен узнать по голосу, кто их сказал.

После ухода ряженых воспитатель благодарит детей за внимание и поздравляет с прошедшими праздниками.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-zaniatiia-zimnie-prazdniki.html

Урок окружающего мира “Зимние праздники”

Окружающий мир во 2 классе

Программа «Перспектива» (автор А.А. Плешаков)

Тема: «Зимние праздники»

Учитель: Л. Н. Полякова

Целевая установка: ознакомление с зимними праздниками.

Предметные результаты:

– знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; украшать рождественскую ёлку и оставлять её до Нового года;

– иметь представление о происхождении и особенностях новогоднего праздника;

– знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю.

Метапредметные реэультаты:

– отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота;

– различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

– планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Личностные результаты:

– понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, политическая карта мира, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, гражданский и православный календари,

Ход урока.

1.Организационный момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Учитель:

У каждого на столе лежит вырезанная ладошка. После ответа на вопрос или выполненного задания вы наклеиваете на ладошку цветной кружок.

Красный – молодец!

Зелёный – есть ошибка.

Жёлтый – подумай!

В конце урока подведём итог. Посмотрим, у кого красочней ладошка.

А сейчас ответьте на несколько моих вопросов.

-Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

– Как выглядят зимой хвойные растения?

– По каким признакам можно узнать растения зимой?

(слайды зимнего леса) проверка в тетради на стр. 4

– Работа в группах

Практическая работа.

Учитель:

– Перед вами лежат шишки хвойных деревьев. Соотнесите ветку с шишкой, которую вы знаете. Определите, с какого дерева она отпала.

– Проверка.

ДЕТИ ВЫХОДЯТ С ШИШКАМИ:

– с сосновой шишкой (соответственно и с веткой дерева),

– с кедровой,

– еловой,

– с шишкой лиственницы.

Зачем нужна шишка на дереве? А зачем их так много на дереве?

– Кто питается в лесу семенами этих шишек?

А семенами каких шишек не прочь полакомиться и вы? Семена в этих шишках называются …? ( кедровыми орешками.)

(Ядро кедрового орешка – кладень полезных веществ. Они содержат витамины роста. Всего 3 орешка в день восполнят суточную потребность в витамине Е).

– Индивидуальные задания для групп.

  1. Подчеркните зимние природные явления.

( Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии полного покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнёзда. Ель стоит зелёная. У берёзы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зелёные кустарники и травы.)

  1. Подчеркните зимние природные явления

Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. На небе лёгкие облака. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Идут дожди Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

3) Подчеркните лишнее растение.

( Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник.)

( Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница)

3)Подчеркните зимние природные явления.

Идут тёплые дожди. Реки покрыты льдом. Снегопад. Сосна и ель зелёные. Распустились листья. Зимой дни короче ночи. 25 декабря- день зимнего солнцеворота.

Итог. Вы мне рассказали о зимних изменениях в живой и неживой природе. Поэты, писатели, художники, композиторы в своих произведениях тоже описывали зиму.

(Слайды зимнего леса, звучание мелодии)

– Какие стихотворения можно прочитать, глядя на красоту зимнего леса? (1-2 стих. Читают дети)

Учитель:

А чем ёщё прекрасна зима? (праздники)

Послушайте стихотворение поэта Сергея Козлова и угадайте, о каком празднике говорит нам поэт?

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

– Тук- тук- тук!

– Войдите!

Ёлка

Вся в снегу пришла ко мне,

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно –

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

-Кто из вас может назвать эти праздники?

– А кто готов показать его на календаре?

– Работа с календарями.

Выйти и отметить праздничный день фломастером. Сначала подумайте, в каком из них нужно будет поставить отметку?

– О чём на уроке мы сегодня говорили? (о зимних праздниках)

1.Беседа.

Из наших прошлых занятий вы знаете, что не все народы встречают новый год зимой.

– Сценка.

Мальчик. С древности люди по – разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте.

Девочка. Почему именно этот месяц выбрали древние греки?

Мальчик. В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна, и начинается подготовка к работам в поле и в саду.

Девочка. Я вспомнила, что в старину на Руси год начинался 1 марта. Так было у всех народов мира?

Мальчик. Нет. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Нового года отмечается даже летом.

8.Работа по учебнику.

– Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год. Откройте учебник на стр.26.Читаем

– Кто установил празднование Нового года в России в зимнее время? (император ПётрI)

Глава Российского государства первым из русских государей стал носить титул императора. Во время его правления расширились пределы нашей страны, укрепились её границы, появились новые города, заводы, постоянная армия и флот. По воле Петра на реке Неве построен город Санкт – Петербург – новая северная столица России. Указом императора обновился и календарь.

Старый Новый год – это время празднования Нового года, установленного Петром Алексеевичем, по православному календарю, который отстаёт от современного гражданского календаря на 13 дней.

А у меня есть ещё один календарь. Посмотрите. Чем он не похож на предыдущие календари? (православный…,)/Что вы заметили в нём интересного?

-Выделено ли праздничным днём 14 января?

– Почему в нём выделено 7 января?

– Игра « Верю – не верю» (Берём в руки ручку, листочек. Согласны – ставим «+», не согласны- «-«)

– Верите ли вы, что с1700 года празднуют Новый год? +

– Верите ли, что в каждом доме стали украшать зелёную красавицу? +

-… что это была сосна? –

-… что Старый Новый год празднуют 1 января? –

Проверка. Не забывайте клеить полоски на ладошку.

– Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева « Ёлочный торг»

– Каким словом можно заменить слово торг? (базар)

Рассмотрите картину.

– Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Тёплые краски, весёлая суета, многолюдье)

– Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую ёлку вы бы выбрали?

– А чем украшали ёлку в те давние времена? (Шишки, орешки, яблоки, конфеты, самодельные игрушки из ваты, дерева и многое другое).

Работа в тетради. Стр.15 №3.

На уроках труда мы много делали украшений к Новому году. Это гирлянды, снежинки, игрушки и самодельные игрушки смотрелись не хуже покупных.

– Работа в группах.

На партах ёлочные игрушки. Нужно разделить их на группы. Украсить ветку ёлки старинными игрушками, а современные принести мне.

Проверка. Докажите, почему вы так считаете?

Новый год – это не единственный праздник и, можно сказать, не главный праздник середины зимы.

Читайте также:  Д. мамин-сибиряк "сказка о том, как жила-была последняя муха"

– Какой ещё замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными ёлками, ёлочными украшениями? (Рождество Христово)

Как вы думаете, от какого слова происходит название этого праздника? (рождение)

Кто родился в этот день? (Сын божий – Христос)

Чтобы больше узнать об этом празднике, где можно взять информацию? (Интернет, книги)

Чтение отрывка из книги.

К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай[.

За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда.

Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога.

А ещё на небе зажигается самая яркая звезда …

Что это за звезда?– Вифлеемская?

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. С 7 по 19 января.

И мы зажжём свечи.

( Ученик читает стихотворение.)

В этот светлый праздник-

Праздник Рождества-

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо пусть свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

Тушат свечи. Дарят ангелочков гостям.

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, ещё до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. Молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Сценка колядования.

Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин,

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями

Из святого града.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит.

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, Коляда, подавай пирога!

Блин да лепёшку в заднее окошко!

Новый год пришёл, старый угнал, себя показал.

Ходи, народ, солнышко встречать,

Мороз прогонять!

А кто в этом дому – дай Бог тому!

Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему – коврига,

Из полузерна – пирог!

Награди вас Господь

И житьём и бытьём!

Коляда – моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли Коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

(Хозяин угощает гостей)

К сожалению, весёлые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей, но они делают один праздник непохожим на другой. Яркими красками помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова, о которых вы расскажите на следующем уроке

Домашнее задание.

  1. Выучить песенку – колядку стр.14 № 1 в тетради.

  2. Прочитать текст в учебнике ( стр.24-27), ответить на вопросы

Рефлексия.

Работа в группах.

Закончите предложения:

– В странах Запада Рождество Христово отмечают…(25.декабря, 7января, 14 января)

– В России Рождественский праздник отмечают…(07января, 1 января, 19 января)

– Новый год празднуют…(1 января,14 января, 7 января)

– Старый Новый год отмечают…(19 января,14 января,1января)

Подведение итога.

– Что показалось на уроке важным, интересным, что удивило, обрадовало?

-Может быть, что-то осталось непонятным?

А теперь покажите свои ладошки. Из них мы составим ёлочку. Это память о зимних праздниках.

Народные приметы.

На Рождество и солнце играет.

Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников — к обильному урожаю хлеба.

Если в этот день тепло — весна будет холодная.

В ночь звёзд густо — густо и ягод (гороха) будет, если редко звёзды, то мало и ягод уродится.

Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-okruzhaiushchiegho-mira-zimniie-prazdniki

Урок во 2 классе «Зимние праздники и обряды»

Цели:

• познакомить детей с традиционными обрядами Рождества – колядование, гадания;

• формировать навыки пения, умение участвовать в театрализованных действиях, выполнять общий коллективный труд;

• воспитывать уважение к традициям своего народа, к своим близким.

Материалы: рождественские маски козла, медведя, костюм цыгана, рождественская звезда.

Ход урока

Педагог. Вот и наступили последние дни старого года. Все ждут чего-то необыкновенного, надеются на лучшее. Какие красивые и веселые зимние праздники вы знаете?

Дети. Новый год, Рождество, Святки.

Педагог. Все эти праздники считаются зимними. А начинаются они с зимнего солнцеворота. В этот день на Руси катали с гор зажженное колесо, оно символизировало солнце.

Сегодня этот праздник в городах забыли, но есть села и деревни, где его отмечают до сих пор. Именно с этого праздника во всем мире начинают отмечать длинную череду зимних праздников.

А как вы думаете, какой зимний праздник у славянских народов был самым главным?

Дети. Праздник Рождество.

Педагог. Рождество открывало череду новогодних праздников. Они имели общее название Святки. Первые дни года считались самыми удачными, все друг другу говорили добрые пожелания. Эти пожелания пропевались в виде колядок. Послушайте одну такую песенку-колядку «Уж я сяду на порог».

Уж я сяду на порог —

Дай лепешку и пирог.

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

Чтоб кобылки жеребились.

(Говорком.)

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду. Хозяйке и хозяину дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения: «Пришли колядки – блины да ладки», – говорили в народе.

Мы с вами уже знаем, как проходил этот праздник и наша с вами задача, как можно лучше подготовиться к этому веселью. Для этого надо разучить песни-колядки, шутки-прибаутки и новые игры. Кто мне скажет, а где пели колядки?

Дети. Колядки пели, когда ходили ряжеными по улице от дома к дому.

Педагог. Колядовать – это значит петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Молодежь ходила по дверям с рождественской звездой, к этому дню участники колядования шили себе сумки-лакомки.

(Учащиеся вместе с учителем рассматривают атрибуты колядок.) Тому, кто колядует, всегда хозяйка или хозяин кинет в мешок что-нибудь вкусненькое, у кого что есть, кто пирожок, кто колбаски, а кто и медный грош, т. е. кто чем богат.

Давайте вместе с вами разучим сегодня несколько колядок.

Уж как шла Коляда

Из Ново-города.

Мы искали Коляду

У Ивана на дворе.

Как Иванов двор

На пяти столбах,

 На семи верстах.

Уж ты дядюшка Иван,

Шелковая борода,

Позлащена голова,

Ты не режь, не ломай,

Подавай весь каравай!

Этой песней приветствовали хозяина и называли его имя. Пели хозяину комплименты: у него высокий дом – «на пяти столбах», у него огромный двор – «на семи верстах», сам он красавец: у него «шелкова борода», «позлащена голова». Ну как после этих слов не дать колядовщикам весь каравай?!

Дети вместе с педагогом разучивают колядку, а потом проиграют ее. Для этого выбирают хозяев дома, которые будут встречать колядовщиков.

Колядки проходят весело, с шутками-прибаутками. Колядов-щики угрожают играючи. Хозяева это понимают и делают вид, что напуганы, и поэтому отдают целый каравай.

Дети еще раз пропевают и проигрывают колядку.

Бывало и такое, когда колядовщикам ничего не подавали. Чтобы предупредить такой исход, колядовщики пропевали такую колядку.

Коляда, коляда,

Уродилась коляда.

Кто подает пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать.

А кто не даст ни копейки —

Завалим лазейки.

Кто не дает лепешки —

Завалим окошки.

Кто не дает пирога —

Сведем корову за рога.

Кто не дает хлеба —

Уведем деда,

Кто не дает ветчины —

Тем расколем чугуны.

До пропевания таких угроз, как правило, не доходило. Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Но кроме пения колядок, колядовщики, ходя по избам, закрепляли свои добрые пожелания и шуточными обрядами.

По домам водили «козу». Это была забавная игра, в основе которой лежало древнее поверье наших предков: коза (козел) были символом жизненной силы, и эту силу коза должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб.

На роль козы, как правило, выбирали невысокого, худенького паренька, который умел танцевать и на ходу сочинять прибаутки. На него одевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шубку, к которой прикрепляли рога из соломы. Юноша садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу.

Дед, который козу водил, наоборот, был очень высоким и обязательно должен быть с юмором. Его наряжали в кожух, надевали маску из бересты, приклеивали льняную бороду, давали соломенную плеть или палку. В эту группу входил один или несколько музыкантов, подыгрывавших танцам козы.

Действующие лица в разных местах дополнялись то цыганом, то молодицей или другими яркими персонажами. Коза плясала, а ее свита пела песню:

Мы не сами идем,

Мы козу ведем.

Где коза ходит —

Там жито родит.

Где коза хвостом —

Там жито кустом.

Где коза ногою —

Там жито копною.

Где коза рогом —

Там жито снопом.

Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

По традиции, колядовщики требовали платы, угощения, подчас очень настойчиво. Если хозяйка или хозяин выносили угощение, те благодарили. А если не выносили, то пели:

У скупого мужика

Рожь колоском

Колоском пуста,

Соломкой густа!

Учащиеся вместе с учителем пропевают колядки.

Во время празднования Рождества в народе всегда разыгрывались спектакли, где главная роль принадлежала козе. Мы с вами тоже разучим один из таких спектаклей. Для участия в этом спектакле надо выбрать действующие лица: козу, деда, цыгана Герасима.

Рекомендации к проведению спектакля

Дед. Вывернутый тулуп, лохматая шапка, валенки, маска, пояс (красный или зеленый), соломенная плеть в руках. Говорит и поет со старческими дефектами речи.

Цыган Герасим. Синие широкие штаны, коротенький тулупчик, красно-алый пояс, красная лента на шее, белый картуз и в руках плеть.

Коза. Маска, рога, украшаются цветной бумагой.

Козу только гонят, никто не ведет ее за поводок. Когда коза выходит из одной хаты, люди перебегают перед ней в соседнюю, чтобы и там ее посмотреть и послушать. Коза цыгана не любит и все время, когда он приближается к ней, норовит его боднуть, а деда, напротив, любит и уважает.

Когда дед посылает козу постись, она во двор не выходит, а начинает возиться возле печки с цыганом, заглядывает на разные полочки и под них, а все, что находит, цыган забирает в сумку. Все смеются: «Пускай пасется». На самой высокой полочке ставят что-то вкусное для козы.

По окончании действа хозяин дает деньги. Первым в хату заходит дед.

Дед . Добрый день, хозяин и хозяйка. Поздравляю вас с праздником. Прошу, будьте добры, дозвольте и моей козоньке зайти в хату погреться.

Хозяин . Хорошо, заходите, пожалуйста.

Дед (зовет козу). Козочка, козуленька, чап, чап, чап.

За дверью слышно, как коза цокает и звенит колокольчиком.

Цыган все время подгоняет козу плетью, входит с ней в хату.

Козонька, поклонись хозяину и хозяюшке низенько да ручку поцелуй. И еще поклонись всем-всем, кто есть в хате.

Коза кланяется, целует руки, не переставая кивать мордочкой.

Ну, козонька, хозяева просят потанцевать.

Дед напевает. Коза танцует, а натанцевавшись, падает. Дед и цыган хлопочут возле нее.

Дед и цыган (вместе). Что с тобой, милая? Что случилося?

Дед гневается на цыгана, отталкивает его.

Цыган (плачет). Не виноват я… Копыта позамерзали.

Дед (ворчит, ходит вокруг козы). Не виноват… Эх, ты, лодырь. (Встает возле козы на колени, берет плеть в две руки, прикладывает крестом к козьим бокам. Шепчет заклинание.) Бедная коза, запуталася в лыко, на дерюгу упала, там святые сидят, пироги едят и нам дадут решето с капустою.

Читайте также:  Сочинение на тему: "труд в жизни человека"

После этих слов коза вскакивает. Дед с радости начинает петь. Во время песни коза и цыган танцуют. Когда цыган приближается к козе, она пытается ударить его рогом, а тот убегает от нее. К деду же коза все время ластится. После танцев дед посылает цыгана козу попасти…

Цыган (плаксиво). Куда ж я ее погоню, там же снегу полно.

Дед. Ничего, там ивняка много, она его любит, хорошо попасется.

Цыган гонит козу из хаты. Дед остается один. Садится на пол и начинает рассказывать.

На что мне это хозяйство, на что беспокойство… Хоть и небольшое хозяйство, да один я, вдовец: некому ни сорочки выстирать, ни штанов подлатать, ни поесть сварить – живи, как знаешь… Вот и коза беспокойство приносит. Ох, а что же с козою делать? Сосед покою не дает: двери не закрываются, все хотят козу купить.

Так дает только три рубля… Вот придет тот сосед, скажу ему последнюю цену: если пять рублей, то забирай… Весна за дверьми. Блеснет солнце, будет свет, отрада. Чего еще надо? (Встает с пола.) Пойду Герасима покличу, пускай козу домой гонит. (Кричит Цыгану.

) Герасим, гони козу домой, должно быть, уже напаслась она.

Цыган пригоняет козу. Дед оглядывает козу, поглаживает ее по спине, коза к нему ластится.

Коза . Хорошо попаслась, бока наела.

Дед смотрит на морду козы.

Дед (цыгану). А напоил ли ты ее?

Цыган . Напоил, Деду.

Дед . А чего ж морда сухая?

Цыган (плаксиво). Пока гнал, она и высохла.

Дед (козе). Козонька, надо для хозяев еще потанцевать. (Хочет начать песню, да забывает и обращается к цыгану.) Герасим, напомни-ка мне песню, что мы с тобой пели.

Цыган поет. Дед подпевает.

Дед (заканчивая петь, обращается к козе). Козонька, поклонись хозяину и хозяйке, поцелуй руку. Поклонись и всем, кто есть в хате, а ты, Герасим, попроси копеечку козе на сено, а еще на табак.

Цыган . А мне на кусочек сала.

Дед . Ох, уж ты мне, Герасим, и надоел со своим салом.

Цыган . Уж больно оно вкусное.

Цыган снимает картуз, и зрители бросают в него деньги.

Источник: http://xn—-ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/load/konspekty_urokov/ehtika_i_ehstetika/urok_vo_2_klasse_zimnie_prazdniki_i_obrjady/13-1-0-1077

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса “Зимние праздники. Народная игра “Дед Мороз””

РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению (2 класс)

на тему

Зимниепраздники.

Народнаяигра «Дед Мороз»

Учитель начальных классов

МОУ «Школа №78 г. Донецка»

Дудка Елена Анатольевна

Тема: Зимние праздники. Народная игра «Дед Мороз»

Цель:

– познакомить учащихся с зимними праздниками, историей их возникновения колядками, щедровками, народной игрой «Дед Мороз»;

– формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;

– развивать образное, творческое мышление, речь, воображение учащихся;

– воспитывать интерес и уважение к народным обычаям и традициям, старинным праздничным песням.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 слайд)

УЧИТЕЛЬ – Гости в классе у нас, посмотрите!

Пожелания им вы все дружно скажите.

ДЕТИ – Всем, присутствующим здесь, мы

Желаем здоровья, добра.

УЧИТЕЛЬ – А теперь, ребята, приступить к работе нам пора.

  1. Мотивация учебной деятельности.

  1. Работа над загадкой. (2 слайд)

– Прочитайте и отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

– О какой царице идёт речь в загадке?

– Что это за тройка?

– Какие зимние месяцы вы знаете?

– Вот она царица Зима прилетела на скакунах к нам на урок. (3 слайд)

  1. Сообщение темы и задач урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим о прелестях зимы, о зимних праздниках – Святках, узнаем что принято делать на Святки и , выполняя задания, приблизимся шаг за шагом к разгадыванию тайны зимы. Зимушка не оставит нас без чудес, за активное участие в разгадывании тайны вы получите снеговичков, которые сможете в конце урока обменять на оценки.

  1. Работа над материалом урока.

  1. – Как назвать нежнее и ласково это время года? (Зимушка)

(4 слайд)

– Давайте выполним необычное задание, которое на один шаг приблизит нас к тайне нашего урока.

– Назовите на каждую букву слова «ЗИМУШКА» характерные признаки этого времени года.

З – злая, завывающая, замечательная

И – интересная, игривая

М – морозная, мраморная, метельная, милая

У – удивительная, увлекательная

Ш – шуточная, шаловливая, шуточная

К – колючая, кружевная

А – ажурная

– Зимушке-зиме понравилось как вы словами украсили её. (Открыть 1 пазл)

  1. На снежинке запишите одно слово или словосочетание, которые характеризуют Зиму. Какие ассоциации у вас вызывает слово «ЗИМА».

  2. Для того, чтобы ещё на шаг приблизиться к тайне Зимы, я предлагаю вам разделиться на две группы.

В первую группу войдут дети, которые считают, что зима – лучшее время года и она замечательна.

Во вторую группу войдут дети, которые считают, что зима – не лучшее время года и она плоха.

– Посоветовавшись, каждая группа должна аргументировать свой выбор. (Обсуждение 1 минута)

– Представители групп – ваш ответ. (Открыть 2 пазл)

  1. Работа над пословицей. (5 слайд)

– Прочитайте пословицу. ЗИМА – ЗА МОРОЗЫ, А МУЖИК ЗА ПРАЗДНИК.

– Как вы понимаете эту пословицу?

С наступлением зимних холодов приходил к жителям села отдых от трудов великих, связанных с уборкой урожая. И хотя оставались заботы о том, как сохранить зерно, овощи, фрукты, подготовить инвентарь для весенних работ – всё же в долгие зимние вечера у крестьян было вдоволь свободного времени.

  1. Действительно, зимой отмечают много праздников.

– Назовите, дети, какие это праздники? (6 слайд)

  1. Самые большие из них Рождество и Новый год.

(Видео)

– В давние времена с нетерпением ждали Рождества. Накануне празднуют Святой вечер. 6 января хозяйка готовит 12 постных блюд, среди которых обязательно должна быть кутья.

Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Празднование сопровождалось большим весельем, всевозможными переодеваниями.

Особенно любили ряженых, которые в необычных одеждах и масках заходили в дом, поздравляли хозяев, пели колядки. Можно сказать, создавались настоящие театральные действа, в которых участвовали и большие, и маленькие, и старые. Особенно такому празднованию радовались дети. Так начинались Святки.

(7 слайд)

Инсценирование

– В ночь с 13 на 14 января празднуют «Щедрый» Васильев вечер, народный праздник славян; вечер в канун Старого Нового года хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих. Дети бегали от хаты к хате с полными торбами зерна. Заходили в дом, посевали и пели щедровки.

(8 слайд)

Инсценирование

– Эта традиция сохранилась до наших дней. Колядка и щедровка, которые вы услышали ,есть перед вами.

– Прочитайте колядку про себя, выберете четверостишие, которое вам понравилось, и прочитайте (2 – 3 ученика)

  1. Приходилось ли вам колядовать или щедровать? Какие колядки вы знаете?

– У каждого из вас есть на парте колядки и щедровки.

– Как, по вашему мнению, нужно читать эти стихи?

– Прочитайте их про себя, приготовьтесь к выразительному чтению.

– Выразительно прочитайте и передайте голосом, жестами настроение детей, которые колядуют и щедруют.

Конкурс чтецов

(Открыть 3 пазл)

  1. Продолжаем отгадывать тайну Зимы.

– Ребята, давайте вновь обратимся к снежинкам.

– Используя слова, записанные на снежинках, создадим ассоциативный куст со словом «ЗИМА»

Тёплый зимний ковёр Радость и веселье Метели

Снег ЗИМА Снежные шапки

Новый год, Рождество Дед Мороз и Снегурочка Подарков воз

– Составьте предложения с этими словами. Две пары детей будут выполнять особые задания. (Составление диалогов: «Встреча двух снежинок в воздухе», «Дед Мороз и Снегурочка идут на утренник к детворе»).

( 8,9слайд)

  1. Работа над народной игрой «Дед Мороз»

Дети, обратите внимание на словосочетание Дед Мороз, подарков воз. Он волшебник Зимушки, может заморозить окружающих, но чтобы этого не случилось ,мы познакомимся с игрой «Дед Мороз».

  • Читают дети вслух.
  • Давайте составим инструкцию по проведению игры.

– С чего начинается игра?

– Какую считалку вы знаете?

– Что происходит дальше?

– Где должна проводиться игра?

  1. На уроке мы упомянули, что зима коварна инфекционными болезнями, гриппом. Чтобы предотвратить эти заболевания мы с вами знаем народные способы защиты нашего организма, правила защиты традиционной медицины. Сегодня я предлагаю вам ещё один нетрадиционный способ – точечный массаж.

МАССАЖ

2 – 3 раза в день в профилактических целях. Как делать точечный массаж?

Кончиком указательного пальца надавливать на биоактивные зоны , сделать вращательные движения сначала по часовой, потом против часовой стрелки примерно 6-7 раз. Улучшается кровообращение, формируются защитные силы организма.

  1. У нас остался один шаг к разгадке тайны Зимы.

– Дети, как вы думаете, что может быть тайной нашей Зимушки?

– Может быть ,уже кто-то догадался?

– Что является символом Новогодних праздников? (Открыть 4 пазл)

– Понравился вам наш урок?

– Каким он был?

– О каком времени года шла речь на уроке?

– Какие полученные знания вам помогут в преддверии новогодних праздников?

  1. Домашнее задание (10 слайд)

  • Выразительное чтение колядок и щедровок
  • Подобрать загадки и стихотворения о Новогодней ёлке и зиме
  • Составить рассказ «О чём думает Новогодняя ёлка»
  1. Оценивание, по полученным за урок снеговичкам.

7

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-2-klassa-zimniie-prazdniki-naro.html

План-конспект урока по прикладной композиции на тему: “Зимние праздники от Рождества до Крещения”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Школа искусств №4” г. Ангарск

План-конспект урока на тему

«Зимние праздники от Рождества до Крещения»

Подготовила Чернецкая Надежда Ивановна,

педагог художественного отделения Школы искусств №4

ВВЕДЕНИЕ

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов.

Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.

Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян.

В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.

Народный календарь русского народа – это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита.

Магические обрядовые действия отражали языческие представления народа о природе и обществе. С помощью магических действий люди пытались обезопасить себя от сверхъестественных сил или добиться с их помощью благополучия и помощи в борьбе за существование, способствовать получению богатого урожая.    

25 декабря церковь чтит память Спиридона, епископа тримифунтского, а в народе он получил название дня «Спиридона-поворота» или «Солноворота».

К этому времени земля уже отдохнула под зимним снегом, а солнце просыпалось от зимней спячки, в народе говорили, что «солнце поворачивало на лето, а зима на мороз», «после Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек».

Считалось, что в этот день солнце надевает на голову кокошник, наряжается в праздничный сарафан и отправляется на телеге в теплые страны, а зима начинает ходить в медвежьей шкуре. По старинному обычаю в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче:

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красное солнышко, в дорогу выезжай!

О днях зимнего солнцестояния, о долгом его пребывании в подземном море и о движении солнца рассказывают вышивки с двухголовыми птицами и конями (птицы-ладьи, кони-ладьи). Днем солнечную колесницу влекут по небу кони, а ночью по подземному морю солнце путешествует с помощью уток или гусей.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "праздник 8 марта. мамин день"

Солнцеворот. Полотенце.

Сонечная колесница. Подол рубахи.

Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.

Умели на Руси поработать – умели и отдохнуть.

Посиделки. Лубок.

Посиделки. Гравюра.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка.

А. М. Васнецов. В горнице древнерусского дома.

К сожалению, многие русские народные праздники ныне забыты. Утерян целый пласт самобытной русской культуры. Будем надеяться, что возрождение интереса к нашей культуре, позволит по крупицам восстановить утраченное.

Тема «Зимние праздники от Рождества до Крещения» является необходимой для изучения обучающимися ДШИ в курсе предмета «Беседы об искусстве».

Данная методическая разработка может быть применена в обучении по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в курсе изучения предметов «Беседы об искусстве» и «Композиция прикладная» с учетом предъявляемых ФГТ.

Изучение данной темы ведётся в непрерывной связи двух предметов «Беседы об искусстве» и «Композиция прикладная»; от теории к изображению. Такая последовательная связь двух предметов в одной теме, будет способствовать наилучшему усвоению изучаемого материала.

Процесс обучения данной темы происходит во 2 классе (при 5-летнем обучении) на художественном отделении в ДШИ.

Цель работы:

Познакомить учащихся с русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории посредством изобразительного искусства, музыки и литературы.

Формировать представление учащихся об отражении в изобразительном искусстве народных праздников и обрядов.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, познавательную и творческую активность.

Формировать и развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус.

Задачи:

– дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;

– помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество;

– развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;

– научить выполнять тематическую композицию по собственному замыслу и воображению;

– развивать навыки составления многофигурных композиций в соответствующем колорите;

– развить умение строить свою работу от эскиза до его реализации в материале;

– развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения многофигурной композиции.

– для своей работы обучающиеся самостоятельно выбирают один из предложенных зимних праздников:

“Рождество христово”;

“Святки”;

“Старый новый год”;

“Крещение Господне”

Ожидаемый результат:

– обучающиеся изучив тему «Зимние праздники от Рождества до Крещения» должны выполнить тематическую композицию по собственному замыслу и воображению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Достижение поставленной цели возможно только при умении педагога превратить урок-лекцию по изучению темы в увлекательное путешествие в мир культурного наследия православных христианских праздников, святочных обрядов.

Грамотное владение педагогом современными образовательными технологиями, и атмосфера сотрудничества с группой учащихся и с каждым в отдельности, позволит добиться поставленной цели.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение данной темы начинается с проведения урока «Зимние праздники от Рождества до Крещения» по предмету «Беседы об искусстве» в специально-оборудованном классе. Урок проводится комбинированного типа, включающий в себя повторение пройденного и объяснение нового материала, актуализацию полученных знаний.

Он построен по принципу поэтапности и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности. Целесообразность данной формы урока диктуется возрастными и психологическими особенностями (11-12 лет) ребёнка, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития художника.

План урока составляется учителем с учётом преемственности учебного материала и возможностей его усвоения учениками.

Грамотно определенные цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока, позволяют педагогу контролировать уровень усвоения материала и вносить (по необходимости) нужные коррективы.

На уроке используются:

Источник: https://stranatalantov.com/publications/2361/

Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»

Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»

Тема

Зимние праздники в России: традиции и обычаи

Целевая аудитория

5 класс

Цель

познакомить учащихся с традициями и обычаями праздников в России в зимний период.

Задачи урока

Образовательные:

Сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период.

Развивающие:

сформировать навыки работы с информацией;

сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе;

создать атмосферу предстоящего праздника;

способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми;

развитие творческих способностей и таланта учащихся.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при подготовке к зимним празникам.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально – трудовой (способность вырабатывать навыка создания новогодних украшений).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Зимние праздники в России: традиции и обычаи
PPTX / 4.01 Мб

(Слайд 2)

Зимний лес – как будто в сказке: Красота снегов манит. Всюду много белой краски;

Подо льдом – река бежит.

На заснеженной полянке – Детский гомон, звонкий смех: Мчатся с горки чьи-то санки,

Ведь зима – сезон потех!

На дворе у нас зима. Холод. Ночь длиннее светового дня. Но есть и много радостных моментов, связанных с этим временем года. Назовите те радостные моменты, которые у Вас связаны с зимой.

Возможные ответы учеников:

катание на лыжах, коньках, санках с горки;

постройка зимнего дворца;

лепить снеговика и снежную бабу;

играть снежками;

встреча нового года и новогодние подарки.

Всё это замечательно. Но самые яркие эмоции и воспоминания у каждого связаны со встречей нового года. И все Вы конечно же знаете главного персонажа на новогоднем празднике. В разных странах его называют по-разному.

(Слайд 3)

В Финляндии – Йоулупукки;

Во Франции – Пэр-Ноэль;

В Италии – Баббо Натале;

В Швеции – Йолотомтен или Юль Темтен;

В Дании – (два деда) Юлеманден и Юлениссен;

В Норвегии – Юлебукк;

В Голландии – Синтерклаас;

В Австрии – святой Сильвестр;

В США и Австралии – Санта Клаус;

В Словакии – Ежишек;

В Чехии, Польше – Микулаш;

На Кипре и в Греции – святой Василий;

В Калмыкии – Зул (ездит верхом на осле);

В Монголии – Увлин Увгун;

В Японии – Одзи-сан;

В Румынии – Мош Джарилэ;

В Китае – Шань Дань Лаожен;

В Карелии — Паккайнен;

В Алтайском крае — Соок-Таадак;

В Узбекистане – Корбобо и Коргыз (снегурочка), “снежный дедушка” въезжает верхом на осле в сопровождении снегурочки бегущей у стремян.

Я думаю, что Вы все узнали кто это!

(Слайд 4)

Наши окна кистью белой Ночью он разрисовал. Снегом полюшко одел он, Снегом садик закидал. Разве к снегу Не привыкнем, Разве в шубу спрячем нос? Мы как выйдем, Да как крикнем:

– Здравствуй, …! (Дедушка Мороз) Это Дед Мороз.

И даже в Камбодже – где нет ни мороза, ни снега, ни зимы, провожает старый год и встречает новый – Дед Жар.

(Слайд 5) Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год – самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду зажигаются огни на елках, улицы по новогоднему украшены. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.

С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.

В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. А праздновали Новый год в начале осени – 1 сентября.

Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

(Слайд 6) Но не только встреча нового года приходится на зимнюю пору. Есть в России и другие зимние праздники, о которых мы сегодня с Вами поговорим.

Просмотр видеофрагментов из фильма «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение (2007)»

Рождество, Святки, Крещение

 Канун Рождества – сочельник – справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба – святки.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Традиция славления была очень широко распространена среди народа.

Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве.

Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Святки —  основной зимний праздник на Руси.

 Святки,  святые дни —  две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси.

 В Святки,  никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало.

 Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах.

А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить?

Возможные ответы учеников:

установка и украшение ёлки;

создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи;

украшение домов к новому году (внутреннее и уличное);

встречи с друзьями и родственниками;

приготовление праздничного стола;

и др.

(Слайд 7) Ребята, давайте и в нашем классе заведём «зимние» традиции. Я предлагаю украсить наш класс так, чтобы ощущалось приближение нового года. И начнём мы с Вами с создания замечательных новогодних украшений.

Кто вяжет снежинки и с неба бросает? Узоров таких даже мама не знает И пряжи нигде не встречали такой –

Посёлок весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца И тихо спускают их нам на ресницы? Слезой на щеках они медленно тают…

Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

(Слайд 8) Давайте и мы сделаем снежинки и раскроем их «секрет» (Просмотр видеороликов). (Возможно дать задание сделать снежинки дома).

    

(Слайд 9) Рефлексия. «Светофор». Ученикам предлагается оценить свое эмоциональное состояние в конце занятия и выбрать цвет бумаги для создания снежинки по образцу.

Зеленый цвет – мне понравилось;

Желтый цвет – понравилось не все;

Красный цвет – не понравилось.

(Слайд 10) Используемые ресурсы:

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_zimnie_prazdniki_v_rossii_traditcii_195001.html

Ссылка на основную публикацию