Башня Бурана и город Баласагун (5 часть)
Бурана – уникальный памятник истории, переживший многие столетия и увидевший на своем веку много событий.
Уже давно развалились стоявшие рядом с минаретом мечеть и другие постройки, и он стал восприниматься людьми по-разному: то как сторожевая башня, то как часть некогда огромного и прекрасного замка.
Неудивительно, что со временем башня начала обрастать разными легендами и мифами (начало повествования о башне Бурана тут).
Здесь я хочу рассказать о двух подобных легендах, которые и по сей день ходят среди местного населения близлежащих сел. Во многом их сюжеты похожи и связаны с ханской дочерью, умершей от укуса ядовитого каракурта.
Легенда о башне Бурана №1
Согласно одной из них, когда-то в здешних местах жил один могущественный хан, и была у него красавица-дочка. Хан очень любил ее, и хотел увидеть ее счастливой. И как-то хан позвал к себе всех мудрецов и потребовал у них предсказания в отношении будущей дочери. Практически все они говорили одно и то же, что «во всей вселенной не будет человека счастливее, чем ханская дочь».
фото Буранинской башни
Но в самом конце вышел к хану самый старый и самый мудрый из всех предсказателей и сказал: «О, великий повелитель, вели меня сейчас же казнить, если пожелаешь,но прежде выслушай мою горькую правду о печальной судьбе твоей дочери. Едва достигнув совершеннолетия, она умрёт от укуса черного каракурта».
Вид с вершины башни Бурана
Грозно и неистово посмотрел на него хан, но оракул стоял на своём. Не выдержал хан, выкрикнул он «Будь проклято твоё пророчество!» — и тотчас же приказал слугам своим построить высокую превысокую башню, и чтобы вершина ее упиралась в небо. А под этой башней вырыли глубокий подвал, куда посадили старого оракула.
И стала ханская дочь жить в маленькой светлой комнате на самой вершине башни. Слуги приносили ей пищу по узкой крутой лестнице, но перед этим они трижды перепроверяли, не притаился ли среди вкусных яств или в складках их одежды ядовитый каракурт.
Фото башни Бурана, 1960гг.
Так шло время, и вот ханской дочери исполнилось уже шестнадцать лет. Расцвела она как цветок, была прекрасна и свежа, как утренняя роса. «Наконец-то, значит, не сбудется пророчество»,- обрадовался хан и пошёл к своей прекрасной дочери. С собой он принёс огромный поднос со спелым янтарного цвета виноградом, и положил его возле ног дочери.
Протянула ханская дочка руку к винограду, взяла самую большую гроздь и в тот же миг громко вскрикнула, — это ужалил её каракурт, который притаился в виноградной кисти.
Не смог перенести старый хан смерти любимой дочери, и вскоре умер сам от перенесенного горя. И с тех пор в том месте одиноко стоит башня, и только лишь случайные путники да бродяги любуются гордым ее видом и мастерством рук человеческих, создавших эту прекрасную башню.
Буранинская башня — место поклонения
Легенда о башне Бурана №2
Согласно другой легенде, один могущественный хан по имени Байтык решил захватить город Токмак.
Невдалеке от города, в горном ущелье, оставил он свою единственную дочь с ее свитой, а сам с большим войском направился к городу.
Захватив Токмак, он жестоко расправился с горожанами — пощады не было ни кому: ни старикам, ни женщинам, ни детям, и приказал он всех убить. Но одной старушке чудом удалось спастись.
Бурана, утопающая в цветах
Пришла эта старуха к Байтыку и говорит: «Ты не пощадил никого, убил всех, включая моих сыновей. И за это ты будешь покаран, твоя любимая и единственная дочь вскоре умрет от укуса смертельного каракурта».
Разгневанный хан тотчас же приказал убить предсказательницу и немедленно построить высоченную башню. В самом верху башни он поселил свою ненаглядную дочь с двумя верными служанками. Они принимали пищу для ханской дочки только через высоко проделанную над землей дверь.
Фото башни Бурана, 70-гг. 20 века
Однажды слуги передали дочери хана блюдо с черным виноградом. Но никто из них не заметил, что в гроздьях спрятался каракурт. Протянула ханская дочь руку за виноградом, вскрикнула от укуса ядовитого насекомого и вскоре умерла. И с того времени стоит пустующая и заброшенная башня невдалеке от города Токмак.
Величественная башня Бурана и не менее величественные горы Алатоо
Источник: http://tourkg.com/2013/04/bashnya-burana-gorod-balasagun-5.html/
Киргизия. Башнея Бурана близ города Токмак
Поздновато мы, конечно, решили выехать из Бишкека, но это был единственный верный вариант, не ночевать же во дворах столицы.
На двух машинах мы добрались сначала до города Токмак (кирг. Токмок), а оттуда от памятника легендарному историческому деятелю Манап Бию, нас забрал молодой “кент” в ярком пиджачке до поворота на Бурану.
И последний отрезок мы преодолели с местным киргизом, который очень переживал о нашем сегодняшнем ночлеге. Когда он узнал, что мы едем к башне Бурана, то предложил попроситься в домик к охраннику архитектурно-археологического музея, вдруг разрешит. Так мы и решили сделать.
На въезде археологического комплекса нас встретили два истукана и, слава Богу, еще открытые для посещения ворота.
Башню заметить не сложно, потому что относительно полуметровых развалин рядом, она казалась высокой, чем притягивала к себе взгляд. В закатном солнце Бурановская башня выглядела очень красиво.
Мы боялись только одного – не успеть взобраться на самый верх. Бурана – это искаженное “монара” (минарет), и с давних времен обозначает всю близлежащую местность.
Башня Бурана (его еще называют Буранинский минарет) – выстроена в X-XIвв.
и расположена среди развалин Буранинского городища, в 12 км от города Токмак в Киргизии, на левом берегу реки Чу.
Если верить историкам, то городище – это все, что осталось от города Баласангун – древней столицы династии Караханидов (“черные ханы”)
Искать охранника не пришлось, он сам вышел навстречу последним посетителям. Тихий киргиз, после разговора с нами разрешил остаться в его домике. Правда, сказал, что придется нам спать на полу у входа. Не страшно, нам уже не привыкать.
к содержанию ↑
Башня Бурана и ее легенда
Потом он вручил нам ключ от решетки, чтобы можно было подняться на башню. Оставив рюкзаки в домике, мы стремглав бросились к покосившемуся памятнику.
Высота башни (минарета) изначально составляла 46 метров, но после землетрясения осталось всего 24 м. Существует, конечно и другая версия, которая больше является легендой, чем правдой:
“У одного могущественного хана была прекрасная дочь по имени Монара, которой было предсказана смерть от укуса паука в день ее 16-летия. Хан расстроился, и приказал построить высокую башню, в которую поместил свою дочь в полном одиночестве.
Слуги приносили ей еду и воду, обыскивая содержимое корзины и свои одежды вплоть до нитки, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо насекомых.
И, наконец, наступил день 16-тилетия Монары, сам хан пришел поздравить свою дочь, счастливый от мысли, что предсказание не сбылось. Он принес дочери гроздь винограда, в которой прятался паук, который и укусил Монару.
Девушка умерла, а хан, охваченный горем, так сильно стукнул по башне, что е макушка отвалилась, оставив после развалины, которые мы и видим сейчас.”
Забравшись по лестнице, мы оказались на самом верху, откуда можно было полюбоваться не только закатом, но и окрестностями. Отсюда же мы увидели:
- остатки дворцового комплекса или храма, существовавших здесь до Х в.;
- развалины двух мавзолеев;
- целое поле с каменными изваяниями.
Поэтому сразу после спуска, мы естественно отправились на осмотр всех перечисленных “находок”, более подробным изучением которых занялись утром.
к содержанию ↑
Каменные изваяния – “балбалы”
Каменные изваяния (балбалы) — вид памятников, распространенный на территории Северной Киргизии в местах обитания кочевников — тюрков. Они собраны с разрушенных древнетюркских могильников в основном Чуйской долины, но есть и статуи с Иссык-Куля и Тянь-Шаня.
На территории археологического музея насчитывается 80 скульптур, которые представляют собой фигуры с тщательной проработкой лица, прически и прочих предметов, но встречаются и примитивно выполненные изваяния. Теперь вы понимаете, почему мы досматривали их утром, хотелось просмотреть всех :).
До распространения ислама такие скульптуры устанавливались на могилах или ритуальных сооружениях самих тюрок. В коллекции в большинстве своем можно встретить изображения мужчин–воинов, реже — женщин.
к содержанию ↑
Представлены надгробными стелами с надписями на арабском языке. Собраны с мусульманских кладбищ в ближайших к Буранинскому городищу местах и датируются XIV – первой половиной ХХ в. На стелах можно увидеть изречения из Корана, а также имя и год смерти покойного.
к содержанию ↑
Наскальные рисунки – петроглифы
Петроглифы в виде изображений различных животных (преимущественно оленей) можно увидеть на камнях, выложенных несколькими параллельными рядами. На территории Киргизии наскальные рисунки можно встретить в районах Нарына, Иссык-Куля, Таласа, Алая и др. Датируются II тыс. л. до н. э. – XVIв.
к содержанию ↑
Каменные орудия труда
Кроме каменных изваяний, я был удивлен встретить здесь вот такие каменные “колеса” — мельничные жернова (X-XIIвв.), найденные на территории Буранинского городища.
к содержанию ↑
Ночевка на территории Бурановского городища
Гуляли мы по территории археологического музея практически до темноты, не помню, кода последний раз памятники архитектуры вызывали у меня такой интерес.
Кстати, всю историю можно прочесть прямо на территории городища, рядом с домиком поставили специальные “железные книги” на двух языках – русском и киргизском.
Мы вернулись к охраннику, он как раз чайник вскипятил, угостил чем было: помидоры, печенье, яблоки. Мы тоже достали все съестное, что в рюкзаке нашли. Жаль только киргиз не разговорчивый попался, решили пойти спать, чтобы не сидеть в напряженной тишине.
Как я уже сказал, утром мы повторно прошлись по территории Бурановского городища, и напоследок за помощь охраннику и за билет оставили по его просьбе 10 сом (7 руб.). Последнее, что хотелось посмотреть в Киргизии – жемчужину этой страны Иссык-Куль.
Я понимал, что это большое озеро со всевозможными туристическими тропами по близлежащим горам, на которые у нас уже ни сил, ни желания. Но быть в Киргизии и даже не взглянуть на Иссык-Куль – это преступление, как сказали бы многие из путешественников.
Поэтому решено, завернем туда по пути домой.
Источник: http://litetrip.ru/kirgiziya-bashnya-burana-bliz-goroda-tokmak.html
Какие тайны хранит башня Бурана
Limon.KG – На территории нашей республики есть множество архитектурных памятников. Одним из самых популярных является минарет башня Бурана. Слово «бурана» происходит от слова «монора», то есть минарет.
Минарет является частью древнего Буранинского городища. Башня находится в 12 км от города Токмок и в 80 км от Бишкека. Бурана – одно из древнейших сооружений на территории нашей республики. Постройка башни датируется 10 и 11 веками.
Изначально высота минарета составляла 40 метров, а по мнению некоторых исследователей, 45 метров. Его верх был увенчан куполом-фонарем, как и другие подобного рода сооружения. Но из-за последствий землетрясения, которое произошло примерно в 15-16 веках, верхняя часть была разрушена.
На сегодняшний день высота башни составляет 21,7 метра.
Башня является частью археолого-архитектурного музейного комплекса и охраняется нашим государством как памятник культурного наследия. Удалось восстановить почти полностью декоративное убранство башни, это было сделано на основе материалов второй половины 19 века.
Бурана состоит из нескольких частей — фундамента, подиума, цоколя и ствола башни. Традиционно такие сооружения строились рядом с мечетями. Но существует также версия о том, что сооружение выполняло функцию смотровой башни. С ее высоты можно было заметить приближение врага.
История башни начинается с присоединения кыргызов к Караханидскому государству в 10 веке. В 10-11 веках территория караханидов простиралась от Восточного Туркестана до реки Аму-Дарья.
Экономическая и политическая сила Караханидской империи позволяла быстротечно развиваться торговле, различным ремеслам, также строительству новых городов и поселений. К этому времени относится появление города Баласагун или Буранинского городища.
Этот город впоследствии стал столицей северной части империи Караханидов.
Также с возникновением минарета связана пара старых легенд.
В народе рассказывают, что некогда существовал один могущественный хан и была у него красавица дочка Монора. Собрал однажды хан всех звездочетов своего владения и приказал, чтобы они открыли завесу будущего Моноры.
Все они предсказали долгую и счастливую жизнь. Но один из них, рискуя своей головой, поведал хану о печальном будущем его дочери. Сказал, что в день своего шестнадцатилетия принцесса погибнет от укуса черного паука.
Хан был в ярости и велел построить башню. В нижней части башни он заточил звездочета, а в верхней свою дочь. Еду и одежду носили им слуги, которых тщательно обыскивали при входе и выходе. Монора могла смотреть на мир через четыре окна. Они выходили в четыре стороны света — север, юг, восток и запад.
Наконец наступил день рождения заточенной девушки. Хан был очень рад, что печальные предсказания не сбылись. И решил сам поздравить с важным днем ее жизни. Когда отец дарил ей гроздья винограда и фрукты, она упала и умерла. Оказалось, что черный паук был в его подарках. Убитый своим горем хан плакал и рыдал настолько громко, что башня затряслась и упала верхняя часть минарета.
Также существует еще одна легенда, согласно которой хан Байтык решил захватить город Токмок. В то время, когда хан жестоко расправлялся с жителями города, свою дочь он спрятал недалеко от города в ущелье. Он не жалел ни стариков, ни детей, ни женщин, удалось спастись только одной старушке. Она пришла к хану и сказала: «Ты убил всех, убил сыновей моих.
Но запомни: твоя единственная дочь, которую ты очень любишь, умрет здесь от укуса каракурта». Разозлился сильно хан, приказал ее убить и построить башню, в которой заточил свою дочь. Рядом с ней были две служанки, которые приносили пищу. Они не заметили, что в еде прятался черный паук и передали ее ханской дочери.
Как только она протянула руку, ее укусил паук и дочь хана умерла.
Город Баласагун в отличии других городов Средней Азии при нашествии Чингисхана сохранился. Поэтому монголы назвали его Гобалык, что означает «хороший город».
В 13 и 14 веках Баласагын продолжал существовать, но уже не было такого величия как прежде. Постепенно жители города начали уезжать, постройки стали разрушаться, а к 15 веку, некогда центр великого государства, прекратил свое существование.
Все, что осталось от города — это минарет Бурана и развалины крепостных построек.
На сегодняшний день рядом с минаретом расположены балбалы — каменные изваяния. Их насчитывается 80 скульптур, они собраны с древнетюркских могильников Чуйской долины. Есть еще и с Иссык-Кульской области и Тянь-Шаня. Данные памятники распространены на территории Северного Кыргызстана в местах обитания кочевников-тюрков.
Эти скульптуры представляют собой памятники с тщательно обработанными чертами лица, головного убора, предметов украшения, прически, оружия и и т.д. Также среди них есть изображения мужчины-воина с оружием или без. Интересно, что скульптур мужчин встречается больше, чем скульптур женщин.
По сути эти каменные изваяния — портретные изображения живших некогда тюрков.
В наше время башня является местом, куда стекаются сотни, может даже тысячи туристов со всего Кыргызстана, также ближнего и дальнего зарубежья.
Источник: http://limon.kg/news:65864
Башня Бурана
Башня Бурана (Буранинский минарет) – археолого-архитектурный памятник, расположенный среди развалин Буранинского городища, в 12 км к юго-западу от города Токмак в Кыргызстане, на левом берегу реки Чу.
Историки полагают, что здесь находился средневековый город Баласагун – столица одного из крупнейших и могущественных феодальных тюркских государств – государства Караханидов (940-1212 гг.).
В это время Баласагун, располагаясь на Великом Шелковом Пути, был одним из цветущих городов Средней Азии. В 1219 году город был захвачен монголами, а к XIV в. и вовсе перестал существовать.
Только огромная башня Бурана, руины крепостей и оборонительных стен, а также фрагменты водопроводных труб и найденные здесь предметы быта и изделия декоративного искусства свидетельствуют сегодня о былом величии столицы Караханидов.
Башня бурана (X-XI вв), сложенная из жженого кирпича, является выдающимся древним сооружением, частью археолого-архитектурного киргизского музея и памятником культурного наследия. Ее высота сегодня составляет 21,7 м, однако изначально башня была не менее 40 м, а верхняя ее часть была впоследствии разрушена землетрясением.
Но наше живое воображение может дорисовать недостающие метры и проникнуть вглубь веков. У Буранинского минарета есть фундамент, подиум, цоколь и ствол. Фундамент – глиняный раствор с камнем, вместо бетона, с облицовкой из мрамора. Наподиум будто одет восьмигранный цоколь, с арочными нишами из жженого кирпича.
А выше уходит в небо ствол минарета, который, как гигантское дерево, сужается кверху. Внутри башни змеится винтовая лестница с неудобными побитыми ступеньками из жженого кирпича.
Неудобными, потому что то ли рост наш стал повыше наших предков, и шаг длиннее, то ли размер ступней у нас гигантский по сравнению с современниками караханидов.
Башня Бурана овеяна самобытными легендами, чаще печальными. Одна из них повествует о хане, у которого была прекрасная дочь.
Дочери была предсказана смерть от укуса черного паука, поэтому хан приказал построить башню, поместить дочь в комнатку на самом ее верху и тщательно обыскивать каждого, кто к ней поднимался по ступенькам.
Однако, в день ее 16-летия, как и было предсказано, девушка умерла от укуса паука, которого случайно принес в гроздьях винограда сам хан. Стукнув от горя по стене, хан снес верхушку башни, поэтому ныне минарет короче на пару десятков метров.
Сегодня Башня Бурана является одним из крупных исторических и архитектурных памятников Кыргызстана и охраняется государством, привлекая к себе внимание ученых и туристов.
Фотографии:
смотреть все фото »»
Наша видеогалерея:
смотреть все видео »»
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.
Источник: http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/kirgistan/sights/burana_tower
Башня «Бурана» и балбалы
Вторая половина пятницы 1 декабря выдалась свободной от всяких городских дел, поэтому решил съездить с друзьями-коллегами к башне «Бурана». К моему стыду за все много лет «кыргызсветных путешествий» я так до нее и не добрался, хотя эта достопримечательность находится всего в полутора часах езды от Бишкека.
Классическая история гласит, что башню построили в X — XI веках и что изначально она была выше (не менее 40 метров из нынешних 21), но потом верхнюю часть сбросило на землю землетрясением.
Кыргызстан не был бы Кыргызстаном, если бы к классической истории не примешалась еще романтическая легенда. Гласит она, что жил да был некий хан, которому звездочет нагадал, что его дочь умрет от укуса ядовитого паука. Он запер дочь в башню на много лет и поставил внизу, как это сейчас актуально говорить, фитосанитарный контроль. Чтобы в приносимой его дочери еде не спрятался паук.
Когда дочери стукнуло 16 лет, сам хан пришел ее поздравить с тарелкой винограда — ну, дальше вы сами догадались. В винограде спрятался паук, дочь была укушена, а хан то ли сам расколбасил верх башни, то ли она сама разрушилась от его бурного гнева и горя.
В общем, для знатоков различных патологий и отклонений башня «Бурана» должна быть символом арахнофобии (так по-научному называется боязнь пауков).
А для казахских властей, которые последние два месяца тормозят кыргызские фуры на границе, утверждая, что груз не соответствует нормам Таможенного Союза, легенда о «Буране» должна символизировать тщетность всяческого фитосанитарного контроля.
Примечательно, что мы поехали к башне ровно на следующий день после того, как кыргызский Президент договорился-таки с казахским об открытии границ для кыргызских фур. Знаки — они везде.
Думаю, описывать, что представляет собой башня, смысла нет — все там уже побывали. Летом, говорят, тут очень пикниковое место — люди приезжают покушать мяса на природе, с видом на достопримечательность на фоне гор.
С горами, правда, нам совершенно не повезло: они были полностью закрыты облаками.
А еще к башне приезжают свадьбы. Мы одну даже застали — несмотря на то, что уже вечерело, да и вокруг башни была хлюпающая грязь, через которую не очень удобно пробираться в пышном белом платье, молодые все равно совершили вокруг «Бураны» ритуальный обход.
Кирпичная кладка башни на удивление выглядела совсем не разрушенной. Понятно, что кое-какие кирпичи были заменены в ходе реставрации, но не все же? То есть прошло 1000 лет, а качество кирпича такое, что мы тут стоим теперь и удивляемся.
Я вот о чем подумал.
Надо Бишкекскому городскому кенешу принять закон, по которому глава каждой строительной компании, получающей разрешение на строительство в городе, должен в обязательном порядке съездить на экскурсию к башне «Бурана» — чтобы посмотреть на эти тысячелетние кирпичи и проникнуться ответственностью за выбор материала, из которого он собирается строить. Из чего некоторые девелоперы строят дома в Бишкеке, надеюсь, все видели…
Разглядывая кирпичную кладку, не мог не проникнуться отвращением (уже в какой, к сожалению, раз) к тому, как местные и туристы портят исторические памятники своими надписями. Надо, наверное, нанять профессиональных ушактчи (слух-мейкеров и слух-дистрибьюторов), чтобы пустить поверье, что всякий, кто нанесет свое имя на башне «Бурана», будет укушен в жопу ядовитым пауком. Вдруг сработает?
Вообще, с архитектурной и художественной точки зрения «Бурана» — шедевр. Кыргызстан, земля кочевников, не очень богат на исторические памятники архитектуры, поэтому наличие такого великолепного примера древнего зодчества тут вдвойне приятно.
На поле вокруг башни «Бурана» свезены интересные скульптуры. Их называют «балбалы» и представляют они собой надгробия времен VI-IX века, а то и более ранние.
Некоторые лица очень выразительны. Назвать их «прикольными» не поворачивается язык — это все-таки надгробия. Хотя нет, поворачивается. Они реально прикольные.
Среди балбалов попадаются камни с надписями на арабском языке. Уверен, что это все уже давно прочитано, расшифровано и истрактовано.
Вот здесь, например, написано: «Пункт фитосанитарного контроля». Шутка.
Уверен, что в менее смурную погоду балбалы можно сфотографировать интереснее, но уж как получилось…
Интересно, что если смотреть на них вблизи, черты лиц видны не так выразительно, как если взглянуть издалека.
Ну и какая же туристическая достопримечательность в Кыргызстане без такого характерного памятника пост-советскому разгильдяйству?
К башне «Бурана» мы обязательно вернемся. Когда можно будет ее сфотографировать на фоне гор.
Ну или если казахи опять закроют границу.
Будем тогда водить вокруг башни хороводы с бубенчиками и ритуально напевать, что всех, кто будет мешать кыргызской внешнеторговой коммерции, покусают за задницу ядовитые пауки.
наверх
Источник: http://mykgstan.com/blog/photos/258.html
Киргизия 2018. Часть четвертая. Водопады, форель и башня Бурана
19 июля 2018
Итак, чудесным солнечным утром спускаемся обратно к машине. Вниз оно, конечно, не в верх, но тоже свои трудности и особенности. У меня, например, от нагрузки всегда начинают болеть колени. Вадим всегда и везде со своим котом Валамотом 🙂
Далее будет калейдоскоп из нескольких мест и дней, дабы не утомлять большим количеством частей.
После спуска мы не сразу покидаем Кегетинское ущелье, еще устроили купания в одноименном водопаде.
И обед тут же, смешавшись с толпой местных, которые любят приезжать к водопаду на шашлыки. Кстати, кормили нас шикарно. Никаких сублиматов в чистом виде. Утром нормальная каша с сочным киргизским изюмом. Всегда если не свежее мясо, то домашняя тушёнка.
И, конечно, в обязательном порядке салат из свежих овощей, причем иной раз на завтрак, обед и ужин 🙂 Ну, фрукты, ягоды, конечно, тоже. Не считая всяких орешков, конфеток и разнообразных вкусняшек к чаю. Кстати, чай, зачастую с подножным кормом, например, я чабрецом.
Санаторий, блин 🙂
К вечеру приехали на горячие источники (серо-водородные). Поплавать было приятно, но ожидала, если честно, большего. Народу тьма.
На улице пекло, вода в бассейне горячая, ну вы поняли 🙂 Кстати, у них для особо верующих мусульман, есть даже отдельный бассейн для женщин, где они прямо в одежде купаются.
Присмотрелась, в большом бассейне в основном мужики и дети, даже как-то неудобно стало с ними там плавать 🙂
Ночевали на полянке около форелевого хозяйства. Поймали на ужин около 4.5 кг рыбы. Ловили, кто как 🙂
Самую большую вытащил Вадим. В связи с чем, даже съел маленький кусочек, хотя рыбу не ест вообще.
Вот тут столовались. Уютноооо 🙂
Вокруг такие плюшевые вершины. Не знаю, какая нравится больше, где фокус на горах или на цветах, поэтому пусть будут обе две 🙂
Тааак, что у нас было дальше?! 🙂 Ага, мы поехали на Иссык-Куль, но про него сделаю отдельную главу, про все дни, что там провели. По дороге заезжали к башне Бурана.
Раньше она была 47 метров, теперь лишь 24. Время оно такое… На самом деле, верхушка была уничтожена землетрясением. Возраст башни впечатляет, время постройки X-XI век.
Кладка:
На башню можно подняться. Сначала по внешней современной лестнице, далее по узкой внутренней.
Рядом с башней на поле собраны, так называемые балбалы. Это надгробные памятники, древние жернова, камни с наскальными рисунками.
Есть маленький, но замечательный музейчик. Почему замечательный? Там есть кондиционер :))) Шучу, хотя это тоже весомый аргумент туда зайти 🙂
Вокруг, как всегда, красота:
А дальше у нас по расписанию будет каньон с марсианскими пейзажами, но уже в следующей части 🙂
Продолжение будет…
Источник: http://www.xn—-8sbelbcmkrdqs3dxg.xn--p1ai/burana
Башня Бурана.Токмак — бортжурнал Nissan X-Trail 2015 года на DRIVE2
До дома 600 км, планы и направления меняются на ходу…
Давно планировал посетить это место, но зачастую проезжал этот район в спешке. В этот раз, возвращаясь с санатория, который расположен у побережья Иссык-Куля, решили уделить несколько часов посещению башни. Башня Бурана находится в 10 км к югу от Токмака, в Республике Кыргызстан.
Археолого-архитектурный комплекс Башня Бурана
По предположениям ученых-археологов эта территория является развалинами древнего города Баласагын – столицы государства Караханидов. Каганат Караханидов – одно из самых могущественных государств, существовавших на территории Средней Азии и ЮжногоКазахстана в X- XIII вв.
Он был создан на основе племенных союзов, народов населяющих Тянь-Шань, быстро разросся, и уже к X веку захватил жизненное пространство от Семиречья, на востоке, до низовий Амударьи на западе.
В эпоху правления Караханидов происходил переход кочевых племен к оседлой жизни, и как следствие — быстрый рост городов, развитие торговли и ремесел.
Одним из самых больших и развитых городов в государстве был Баласагын, который и стал столицей государства. К XIV веку город прекратил свое существование. И сегодня только одинокая башня минарета, да развалины крепостных стен напоминают о некогда могущественной столице.
Городище имеет сложную планировку и состоит из центральных развалин, представленных четырехугольной крепостью, на огромной площади, находившейся за ее пределами.
Эта территория составляла непосредственно основную часть города, где располагались жилые и хозяйственные постройки горожан и их земельные наделы, многочисленные ремесленные мастерские, базары и др. Данная территория была защищена двойным кольцом крепостных стен.
Так, длина внешней стены по окружности достигала 15 км. Общая площадь города, составляла 25-30кв.км. Также на территории обнаружены остатки четырех культовых сооружений, здание бани, жилых помещений, трассы водопроводов и др.
С внешней стороны стен на расстоянии 30-40 м располагались многочисленные башни, которые служили подпорками, предохранявшими стены от разрушения. Внутренняя часть четырехугольника на значительной его площади в ХХ-XIV вв. была занята постройками, сложенными из жженого и сырцового кирпича.
башня Бурана XI в
В восточной стороне центральных развалин находится холм размерами 100х100 м и высотой 10 м, который, по предположениям исследователей, скрывает остатки дворцового комплекса или храма, существовавших здесь до Х в., до возникновения города. Раскопки, проведенные на холме, на его верхней площади, вскрыли жилые постройки Х-ХII вв. и захоронения ХIII-XIV вв.
остатки дворцового комплекса или храма
Башня Бурана – грандиозный по своему замыслу минарет, находится в восточной части городища. По своим размерам и скромному убранству из жженого кирпича, он, без сомнения, относится к самым ранним архитектурным памятникам ислама в Средней Азии и датируется X-XIвв.
Название памятника — «Бурана», не несет никакой смысловой нагрузки, а происходит от искаженного араб. — «монора», что собственно и означает минарет. Подобные строения были атрибутами культа и возводились, в основном, возле соборных мечетей.
Не стал исключением и данный минарет, в ходе археологических исследование к востоку от башни были найдены руины мавзолеев, ровесников минарета, а за ними многочисленные мусульманские захоронения.
Каменные изваяния — балбалы
Каменные изваяния (балбалы)составляют значительную коллекцию материалов музея, насчитывающую 80 скульптур. Они собраны с разрушенных древнетюркских могильников, главным образом, Чуйской долины, но есть и статуи с Иссык-Куля и Тянь-Шаня.
Этот вид памятников, в основном, распространен на территории Северного Кыргызстана в местах обитания кочевников — тюрков.
Каменные изваяния представляют собой скульптуры с тщательной проработкой черт лица, головного убора или прически, предметов украшения, одежды, оружия и. т. д.
Вместе с тем встречаются и примитивно выполненные изваяния с обозначением на камне только лица. Большей частью изображался мужчина-воин с оружием или без него и чашей в правой руке. Реже встречаются скульптуры женщин.
Каменные изваяния представляют собой как бы портретные изображения самих тюрок. Устанавливалась скульптура на могилах или ритуальных сооружениях — оградках четырехугольной или прямоугольной форм, выложенных из камней.
С распространением ислама обряд погребения с установкой каменных изваяний на могилах исчезает. В коллекции музея представлены скульптуры, являющие собой подлинные шедевры изобразительного искусства тюрков периода VI-X вв.
Каменные изваяния балбалы
Первоначальная высота минарета составляла 45 метров, он был увенчан куполом-фонарем, который имел дверные ниши по четырем сторонам света. Сегодня высота памятника не превышает 25 метров, а вся верхняя часть, давно разрушена временем, сильными землетрясениями и варварами.
Продолжением восьмигранного цоколя служит ствол минарета. Он конической формы, внизу диаметром 9,3 м, кверху сужающийся до 6 м. Поверхность ствола состоит из чередующихся гладких и рельефных поясов кладки, придающих ему ажурный вид.
С южной стороны на высоте 6,45 м имеется вход на минарет. Высота его 1,5 м и ширина 0,65 м. От входа на вершину минарета внутри его ствола в направлении против часовой стрелки идет винтовая лестница со ступеньками из жженого кирпича.
Верх ступеней покрыт досками.
винтовая лестница со ступеньками из жженого кирпича
С восточной стороны на высоте 14 м имеется световое окно стрельчатой формы. В XI-XII вв. подъем к входу на минарет осуществлялся при помощи приставной лестницы или по крыше мечети. Минарет сложен из жженого кирпича размерами 25х25х5 см на ганчевом растворе.
Вид сверху на входную дверь
С восточной стороны минарета были расположены мавзолеи (гумбезы), остатки которых раскопаны в 1970-1972 и 1974 гг. От них остались лишь нижние основания.
Все три мавзолея являются уникальными памятниками средневековой архитектуры Кыргызстана.
Башня Бурана состоит из следующих частей: подиума или стилобота, восьмигранного цоколя и ствола. Все это сооружение покоится на фундаменте.
Фундамент глубиной 5,6 м. Он четырехугольной формы, сложен из камней с прослойками кирпича.
На поверхности земли фундамент перекрыт подиумом. В плане — это квадратное сооружение с длиной сторон 12,3х12,3 м и высотой 1,2 м. Северная и восточная стороны облицованы мраморовидными блоками размерами 15х3Ох18 см, которые придавали парадный вид с этих сторон подиуму.
Южная и западная стороны подиума сложены из обыкновенных камней и не облицованы. Каменная кладка подиума сверху перекрыта кирпичом, поставленным на ребро в «елочку», которая образует на поверхности подиума как бы орнамент. В центре подиума выложена вторая его ступень.
В плане — это квадратная площадка размерами 9,4х9,4 м и высотой 24 см. В нее вписано основание цоколя башни.
Цоколь восьмигранной формы, ширина граней 3,9х4,1 м, высота 5 м, диаметр внизу 9,8 м, вверху — 9,3 м. Каждая грань по краям обрамлена кладкой кирпича, образующей букву «П», в которые вписаны арочные ниши.
Внутреннее пространство каждой ниши в свое время было заполнено орнаментальной кладкой кирпича. Ввиду того, что в ряде ниш за прошедшие столетия орнаментальная кладка разрушилась без следа, то при реставрации граней цоколя они оставлены гладкими, без заполнения.
Декор минарета не богат, ствол выложен обычной гладкой кладкой из кирпича, расчлененной орнаментальными вставками. С южной стороны, на высоте 6 метров от поверхности земли находится вход в строение.
И в этом нет ничего удивительного, раньше в минареты, можно было попасть только с крыши мечетей, рядом с которыми они и строились.
Сегодня Буранинское городище – археолого-архитектурный музей, функционирующий под открытым небом. Значительную часть его экспонатов составляют надгробные каменные изваяния, которые были собраны с разграбленных древнетюркских могильников Чуйской и Кеминской долин, а так же Иссык-Кульской котловины.
В 1927-1928 гг. по решению правительства Кыргызской АССР про водится ремонт и консервация минарета, что предупредило его дальнейшее разрушение. В 1927 г. М.Е. Массон и в 1929 г. А.И.
Тереножкин осуществляют археологические работы на городище, которые заключались в проведении раскопок, сборе материалов, съемке планов и т. д.
Орудие труда VIII — XI в
В 30-х годах Буранинскому городищу уделяет значительное внимание Комитет наук Кыргызской ССР и широкая общественность. В периодической печати появляются неоднократные публикации и об этом памятнике.
фотография с газет 30-х годов
В 1970-1974 гг. специальные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры Кыргызской ССР по проекту Б.В. Помаскина провелиреставрацию башни Бурана. За пять лет работ были восстановлены разрушенные места по всей сохранившейся высоте башни, заново переложен восьмигранный цоколь, с южной стороны сооружена лестница для подъема на минарет.
Вид с крыши
Такая историко — познавательная выдалась поездка
Источник: https://www.drive2.ru/l/8185593/
Башня Бурана
Относительно появления башни Бурана существует целая легенда, одна из самых популярных и известных среди мифов и легенд Кыргызстана. У одного киргизского хана была дочь Мунара (имя в переводе и означает “башня, минарет”), которую он очень любил и оберегал.
Но однажды звездочет предсказал, что девушка доживет только до шестнадцати лет и умрет от укуса паука. Хан построил высокую башню, внизу которой заточил звездочета, а наверху в полном одиночестве поселил дочь. Она росла в башне, любуясь природой только из окон в куполе. Слуги приносили ханской дочери воду и еду, при этом их тщательно обыскивали.
Но, несмотря на все меры предосторожности, в день ее шестнадцатилетия девушку укусил паук, и она умерла.
Описание
Башня Бурана в Киргизии считается самым ранним и выдающимся архитектурным сооружением Средней Азии. Слово “Бурана” означает “минарет”. Подобные строения возводились около соборных мечетей. Башня состоит из нескольких элементов: фундамента, подиума, цоколя и ствола.
Фундамент устроен из камня на глубине 5,6 метров, его верхняя часть имеет вид четырехугольного подиума. Восточная и северная грани подиума облицованы мраморными блоками. К западной и южной стороне примыкали постройки, поэтому они не имеют парадного оформления.
В центре подиума установлен восьмигранный цоколь высотой пять метров. На всех его гранях по центру расположены арочные ниши, имеющие рельефное заполнение из жженого кирпича. Ниши украшают обрамления из прямоугольных орнаментальных рамок.
На цоколь опирается круглый и сужающийся кверху ствол, поверхность которого украшена чередующимися полосами из фигурной и гладкой кладки кирпичей.
Первоначально высота минарета составляла сорок метров, верх был увенчан куполом-фонарем, который имел четыре дверных проема – по сторонам света. Сегодня высота башни 21,7 метров – остальная часть была разрушена во время сильного землетрясения в XV веке.
Что внутри
Вход в башню расположен с южной стороны. От него на вершину минарета уходит винтовая лестница со ступеньками, выполненными из жженого кирпича и перекрытыми арчевыми досками. Она достаточно узкая – по ней с трудом проходит один человек. По ходу лестницы были световые окна, проделанные прямо в стволе. С верхней части башни открывается прекрасный вид на городище.
Окружающая местность
Башня Бурана в Кыргызстане расположена на территории города, который когда-то был очень технологичным и современным. В нем была система водопровода из глиняных труб. Вода поступала в них из ближайших гор.
На территории городища есть огромное захоронение, украшенное необычными истуканами – каменными изваяниями бабалами. Эти скульптуры выполнены с тщательной проработкой черт лица и головного убора.
Также встречаются простые петроглифы (наскальные изображения).
Реставрация башни
Исследования башни проводятся русскими учеными с середины XIX века. При Советской власти были приняты меры по сохранению архитектурного памятника и археологическому изучению городища. Раскопки позволили установить, что городище имеет сложную планировку и состоит из развалин четырехугольной крепости.
В 1970-1974 годах сотрудниками Министерства культуры Кыргызской ССР была проведена реставрация башни Бурана. В результате были восстановлены разрушенные места по сохранившейся высоте башни, заново уложен восьмигранный цоколь.
Ссылка на источник: http://architectureguru.ru/bashnya-burana/#toc-1
Источник: https://chrontime.com/object-bashnya-burana
Башня Бурана
Поездка из Алматы на Башню Бурана.
«…кыпчаки, воздавая почести ушедшим из жизни известным людям, воздвигают на вершине кургана каменную скульптуру, изображающую человека, держащего в руках чашу, и повернутую лицом к востоку»
Гильом де Рубрук.
Прогулка на Башню Бурана.
Историко-археологический музей Башня Бурана открыт в 1976 году. В нем находится большое количество артефактов, найденных при раскопках городища – керамика, монеты, украшения и другое. В археологии имеется множество названий этих каменных изваяний. Исконное древнетюркское название – «badiz» – (фигура, высеченная из камня).
Каменные памятники-изваяния – балбалы, представляют одну из значительных коллекций архитектурно-археологических материалов музея Башня Бурана, здесь насчитывается более 80 разноплановых каменных скульптур.
Балбалы доставлены с разрушенных древнетюркских могильников, в основном, из Чуйской долины, также из окрестностей озера Иссык-Куль и предгорий Терскей Ала-Тоо, Кунгей Ала-Тоо, Кыргызского Ала-Тоо. В коллекции музея представлены скульптуры, являющие собой подлинные шедевры изобразительного искусства тюрков периода VI – X веков.
Такой вид каменных изваяний распространен в Северной Киргизии в местах компактного обитания кочевников. Каменные изваяния представляют собой скульптуры с тщательной проработкой черт лица, головного убора или прически, предметов украшения, одежды, оружия и. т. д. Вместе с тем встречаются и примитивно выполненные изваяния с обозначением на камне только лица.
Большей частью изображался мужчина-воин с оружием или без него и чашей в правой руке. Реже встречаются скульптуры женщин. Каменные изваяния Киргизии представлены портретными изображениями тюрков. Устанавливалась скульптура на могилах или ритуальных сооружениях – оградках четырехугольной или прямоугольной форм, выложенных из камней.
С распространением ислама обряд погребения с установкой каменных изваяний на могилах исчезает. В коллекции музея Башня Бурана представлены скульптуры, являющие собой подлинные шедевры изобразительного искусства тюрков периода VI – X в.в. Балбалы изготовлены из специально подобранных удлиненных камней, которым после несложной обработки придавались формы человеческой фигуры.
В подавляющем большинстве изображались мужчины монголоидного облика, с усами и бородой, иногда воспроизводится прическа в виде кос. В правой руке часто изображался кубок, левая рука лежала на рукояти меча или кинжала, которые выбивались подвешенными у пояса.
Наиболее тщательно сделанные изваяния дают полное представление о покрое одежды, головных уборах, серьгах, браслетах, ожерельях и других украшениях того времени. Имеются, правда, в сравнительно небольшом числе, и явно женские фигуры в платье особого фасона или обнаженные. Общая датировка изваяний установлена историческими методами.
Признано, что в Киргизии они появились не ранее VI в., т. е. в период возникновения Тюркского каганата. Верхняя дата предположительно определяется временем проникновения ислама на Тянь-Шань, т. е. X – XI в.в. Уже в это время изваяния используются для сооружения мусульманских культовых построек.
Одно из них было найдено около минарета Бурана, другое служило порогом одной из караханидских усыпальниц Узгена. «Каменные бабы». Балбалы. Образы реальных людей, живших 10 – 15 веков назад, запечатлены в каменных изваяниях. Древнетюркские мастера каменной скульпторы выработали особые способы передачи характерных черт реального человека в изваяниях.
Большинство изваяний древних тюрков не дают никакого объемного образа и представляют удлиненный окатанный валун – балбал, на котором выполнена стилизованная личина, иногда дополненная деталями одежды. Технически они исполнялись гравировкой и прошлифовкой в виде контурных линий. В наиболее искусных каменных изваяниях ощущается объемная пластика головы, плеч, бедер.
По своим пропорциям, иконографии, трактовке образа, композиции, моделировке древнетюркские каменные изваяния не относятся к классической скульптуре ввиду особого сложившегося канона, который заключался в строгой фронтальности, симметричности, умышленном нарушении анатомических пропорций.
Ввиду несоразмерности отдельных частей человеческого тела и стилизованных черт лица образ древнего тюрка предстает низкорослым и неподвижным. Однако посредством точной передачи характерных черт лица (форма усов, глаз, носа, количество косичек и др.), деталей одежды, конкретного вооружения, сосудов, и других предметов, принадлежавших прототипу, древнетюркские мастера добивались эмоционального восприятия образов, запечатленных в изваяниях. Каменные изваяния, как правило, устанавливались в следующих местах: 1. На захоронениях представителей родоплеменной знати, в основном выдающихся воинов, 2. В местностях, считавшихся священными и покровительствуемых духом отца-прародителя,
3. Вблизи погребений выдающихся правителей и военных оначальников тюркских каганатов.
Источник:
«Древние памятники Центральной Азии», Хашимов. Владимир Мокрынин «Степные скульптуры древних тюрков. Балбалы и теория “врагов”.
Фотографии
Александра Петрова.
Источник: http://www.silkadv.com/en/content/kamennye-izvayaniya-burany
В краю небесных гор. башня бурана. заключение
Последние несбывшиеся надежды на плохую погоду, последний завтрак на свежем воздухе, последняя встреча с груженной скарбом машиной кочующих киргизов, спешащих на жайлоо (летние пастбища), последнее стадо острожно-недоверчивых яков, последний взгляд на просторную долину между горными Тянь-Шанскими хребтами — и мы выехали на трассу, ведущую в Бишкек. Проехав от Сон-Куля до Балыкчи, мы, фактически, замкнули кольцо вокруг Иссык-Куля во время своего путешествия.
На всем протяжении пути я с интересом смотрела по сторонам: по мере того, как мы теряли высоту, спускаясь с гор, менялась и природа вокруг: покрытые изумрудной травой склоны гор сменялись цветущими полями козлятника (?) на фоне заснеженных горных вершин, потом добавились кустарники, затем — деревья. Вскоре мы выехали на обычное шоссе, что означало, что мы вернулись в цивилизацию.
Спальники уже не понадобятся, в гостинице в Бишкеке будет горячая вода из крана, мягкая кровать с хрустящим постельным бельем и белые полотенца. Даже скучно стало. Увы, все когда-то кончается.
В воспоминаниях остались белоснежные юрты киргизов на изумрудной зелени полей, лазуревая синева Иссык-Куля, заснеженные вершины гор, будто выплывающие из его вод, замороженная тишина плато Барскоон, Красные скалы Джето-Огузского ущелья, настороженные яки, облезлые верблюды, несчетные табуны лошадей… Лето, осень, зима, весна — и все в «одном флаконе»!
В очередной раз я с грустью вспоминаю мудрые слова Габриэля Гарсия Маркеса: «Не плачь, что это закончилось. Улыбнись тому, что это было».
По пути в Бишкек мы сделали небольшой крюк в сторону города Токмак, чтобы побывать в Государственном археолого-архитектурном заповеднике Бурана. Историки полагают, что здесь находился средневековый город Баласагун — столица одного из крупнейших и могущественных феодальных тюркских государств — государства Караханидов (940-1212 гг.). Караханидский каганат в X-XII вв.
являлся крупнейшим феодальным государством Средней Азии и Казахстана. Основатели его «караханы» – «черные ханы», обитавшие на Тянь-Шане, в короткое время во второй половине Х в. они покорили огромную территорию, в пределы которой входили земли от р. Или на востоке до р. Аму-Дарья на западе.
Одной из столиц этого государства и являлся город Баласагун, основанный караханидами в середине Х в. в восточной части Чуйской долины. При караханидах развились старые и возникли новые города и поселения. Центры крупных городов благоустраивались, в них возводились мусульманские культовые сооружения.
Ряд таких монументальных сооружений был построен и в городе Баласагуне, о чем свидетельствуют башня Бурана, мавзолеи и другие постройки, открытые археологами при раскопках.
В свое время Баласагын был одним из самых цветущих городов Средней Азии – через него проходил Великий Шелковый Путь. Город существовал до XIV-XV вв. Но в то время он уже утратил прежнее значение.
Жизнь в городе медленно угасала, и жители постепенно покидали его. В XV в. строения города превратились в развалины.
Бывшая столица Караханидов исчезла с лица земли, название города забылось, и только остатки крепости и огромная башня свидетельствует о существовании когда-то столицы могучих Караханидов.
Буранинское городище, названное по имени расположенной здесь башни Бурана (бурана — искаженное слово «монора», то есть минарет), а вместе с ним и минарет стали объектом исследований с середины XIX в. Наибольший объем работ был выполнен П.Н. Кожемяко в 1953-1954 гг.
В результате его исследований впервые удалось установить, что городище имеет сложную планировку: центральную часть городища составляет укрепление в виде четырехугольника размерами 500х570х570х600 м.
Это был центр города, застроенный величественными сооружениями, такими как минарет, мечеть, мавзолей и жилые здания зажиточной части горожан. За пределами укрепления располагалась территория, заселенная торговцами, ремесленниками и земледельцами, которая была окружена двумя рядами крепостных стен.
Длина внешней стены по окружности достигала 15 км. Общая площадь городища, по исследованиям П. Н. Кожемяко, составляла 25-30 кв.км.
Башня Бурана относится к числу первых минаретов, известных на территории Средней Азии. Первоначальная высота Буранинского минарета составляла 45 м.
Сейчас же высота башни составляет 24,6 м, остальная часть её обрушилась во время одного из сильных землетрясений, которое было примерно в XV в. Воздушность и ажурность башне придают рельефные пояса кирпичной кладки стен.
После реставрации в 1984 году ко входу в башню пристроили внешнюю железную лестницу, совсем не сочетающуюся со строением, но позволяющую проникнуть в ее нутро.
В полной темноте поднимаюсь по крутой винтовой кирпичной лестнице на верх башни. Света из единственного крошечного окошка в стене башни примерно на середине подъема явно не достаточно для нормального освещения непрерывного лестничного полотна.
Ступеньки высокие и узкие, идти приходится, практически, в темноте, «на ощупь». Вдруг совершенно неожиданно натыкаюсь на стоящего человека – это здоровенный мужчина. Вероятно, его охватил приступ клаустофобии – он тяжело дышит, не в состоянии двигаться ни вверх, ни вниз.
Он такой большой, что почти полностью заполнил собой всю ширину лестничного прохода. Я пытаюсь протиснуться между ним и стенкой, чтобы продолжить подъем, но понимаю, что сделать это невозможно.
Пришлось спускаться вниз, к самому началу лестницы, буквально за руку таща за собой этого человека, а потом опять начать свой путь на верх.
Одна из легенд о башне Бурана повествует о хане, у которого была прекрасная дочь.
Из-за того, что ей предсказали смерть от укуса черного паука, хан приказал построить башню, поместить дочь в комнату на самом ее верху и тщательно обыскивать каждого, кто к ней поднимался.
Однако, в день ее 16-летия, как и было предсказано, девушка умерла от укуса паука, которого случайно принес в гроздьях винограда сам хан. Стукнув от горя по стене, хан снес верхушку башни, поэтому ныне минарет короче на пару десятков метров.
В XI-XII веках рядом с минаретом-башней Бурана существовал некрополь. Он состоял из мавзолеев, но к нашему времени от них сохранились лишь нижние основания.
Как и обычно, когда я возвращаюсь из ТАКИХ путешествий, мне кажется, что дома я не была целую вечность, что мир перевернулся за время моего отсутствия. В своей голове пытаюсь навести порядок, адаптироваться к новым (!) условиям, от которых уже почти отвыкла. Но возврат к обычной, но немного забытой цивильной жизни, проходит, как правило, безболезенно.
Подошло к концу путешествие по Киргизии. Давно я про него знала, давно мечтала о нем. Как здорово, что оно у меня, наконец, состоялось!
Координаты башни 42.746481, 75.250132, ссылка на Гугл-карты
Источник: http://mykg.club/burana/