А.т. твардовский “памяти матери”: анализ цикла стихотворений

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Памяти матери» Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Памяти матери» Твардовский А.Т

В 1965 году А. Т. Твардовским был написан цикл замечательных стихотворений. Этот цикл имеет название «Памяти матери». Причиной появления таких стихов послужило трагическое событие в жизни поэта. У него умерла мать, которую он очень любил и восхищался ею всю свою жизнь.

Всего в цикле содержится четыре стихотворения, объединенные одной общей темой. В основе лежит история жизни его матери. Первые три стихотворения достаточно небольшие по своем размеру, последнее можно считать сравнительно длинным. Рассмотрим анализ стихотворения «Памяти матери».

Хотя в данном случае рассматривать придется не одно стихотворение, а целых четыре. Тема этого цикла становится родной для многих. Она посвящена разлуке с матерями. Волей неволей нам приходится расставаться со своими родителями. Причиной этому трагическому событию может быть не только смерть наших родственников.

Порой мы сами осознано уезжаем в далекие края. И общаемся с нашими матерями только посредством переписки или по телефону. Самое первое стихотворение задает тон всему циклу. Оно посвящено именно этому самому удаленному общению со своими родителями.

Они не знают, что происходит с их детьми и должны довольствоваться только тем, что им напишут.

Довольно печальная тема, которая проходит через все стихотворения. Анализ стихотворения «Памяти матери» дает нам понять, как не должны поступать любящие дети. Эти стихотворения заставляют читателя прислушаться и даже переосмыслить всю свою жизнь. Рассмотрим второе стихотворение из цикла.

Основой ему послужили реальные события, которые произошли в семье поэта. Но так или иначе основной темой также является тема разлуки. Тут также описывается человеческая трагедия, в которой человеку пришлось уехать в чужие, неуютные края и навсегда расстаться с любимыми родными местами.

Тема разлуки звучит и в третьем стихотворении.

Герою также приходится прощаться. Причем ему настолько неприятен этот факт, что он сам хочет ускорить этот процесс. Чтобы уменьшить свои страдания. Многим это желание может даже показаться постыдным. В последнем стихотворении отражена тема замужества.

Дочь выходит замуж, переезжает жить к мужу и также вынуждена проститься со своей матерью. Цикл стихотворений получился достаточно печальным, но и очень интересным.

Он заставляет задуматься все человечество над вечной проблемой, вечной жизненной ценностью – любви к самому родному и близкому человеку.

Источник: https://slovari.net/post-1486-analiz-stihotvoreniya-a-t-tvardovskogo-pamyati-materi

«Памяти матери» — лирический цикл А. Т. Твардовского

Памяти матери лирический цикл А. Т. Твардовского

Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью.

Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока

Еще в нашей юности ранней,

Еще у родного порога…

Разлука еще безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной.

Мать и Родина это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать не просто красивая метафора это та основа, на которой держится жизнь.

Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество.

Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них.

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города.

На севере, тайгою запертом,

Всего там было холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,

Как не хотелось там ей помирать,

Уж очень было кладбище немилое.

Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время.

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону домой…

Отжитое пережито, с кого какой же спрос?

Да уже неподалеку

И последний перевоз.

Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо

Мне всякий раз тебя напоминают…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта<\p>

Источник: https://www.studsell.com/view/1193/

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью.

Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом — матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока —

Еще в нашей юности ранней,

Еще у родного порога…

Разлука еще безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной.

Мать и Родина — это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать — не просто красивая метафора — это та основа, на которой держится жизнь.

Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество.

Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них.

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города.

На севере, тайгою запертом,

Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,

Как не хотелось там ей помирать,—

Уж очень было кладбище немилое.

Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время.

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой…

Отжитое — пережито, с кого какой же спрос?

Да уже неподалеку

И последний перевоз.

Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо —

Мне всякий раз тебя напоминают…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=79859

«Памяти матери» А. Твардовский

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным.

Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков.

Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта.

В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя.

Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением.

«От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине.

Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу.

И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери.

В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей.

Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Источник: http://pishi-stihi.ru/pamyati-materi-tvardovskij.html

“Памяти матери”: анализ цикла стихотворений Твардовского

Четыре стихотворения цикла “Памяти матери”, анализ которого мы проведем, внутренне связаны между собой темой сыновней скорби и осознанием сыновней вины перед матерью за то, что при её жизни место матери в жизни ее взрослого сына было очень малым, произошло чуть ли не отчуждение сына от матери: “И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой”, – говорит лирический герой о матери как бы о чужом человеке, эта деталь показывает, что живущий вдалеке от матери сын воспринимает ее и в самом деле как “старую бабушку”, почти чужого человека, и только смерть заставляет вспомнить, кем была для него в жизни мать, вспомнить ее трудную жизнь, достойно прожитую и ставшую прошлым, которое невозможно забыть.

Читайте также:  Полярная ночь крайнего севера

Образ “родного” кладбища, “взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми”, становится центральным во втором стихотворении. Он контрастирует с образом “кладбища немилого” в той, далёкой стороне, куда насильно была угнана семья поэта.

В этом контрасте скрыт глубокий смысл: с его помощью лирический герой утверждает значение родины в жизни человека, показывает несправедливость того, что было сделано по отношению к матери, – ведь человек имеет право жить и умереть на родине.

Вместе с тем, здесь же показано и величие духа родного ему человека, выстрадавшего своё право вернуться домой, хотя всё равно “тех берёз кудрявых – их давно На свете нету. Сниться больше нечему”.

Третье стихотворение цикла “Памяти матери” Твардовского также построено на приеме контраста, только здесь противопоставлены труд садовника (обобщенный образ жизни) и труд могильщика (соответственно, образ смерти).

Если садовники “орудуют” не спеша, аккуратно, “грунт не сваливают грудою”, они создают новую жизнь, то могильщики – наоборот: “Давай, давай – без передышки… Как будто откопать спешат, А не закапывают навек”.

Такая торопливость могла бы показаться пренебрежением к тому, что совершается, но лирический герой понимает причины такого их повеления: “Но ту сноровку не порочь, – Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все – еще короче”.

Скорбные минуты прощания невыносимы, поэтому торопливость могильщиков помогает сократить их, она совпадает со стремлением лирического героя прекратить это мучительное прощание, когда мать уже ушла из твоей жизни, но этот уход ещё не реален, потому что в могиле стоит еще не скрытый землей гроб с ее телом.

Эпиграф к последнему стихотворению цикла “Памяти матери” взят из народной песни, и это создает особый эмоциональный настрой для воспоминаний о матери.

Обращаясь к мотиву “перевоза через реку”, лирический герой показывает, что практически вся жизнь человека – это потери и расставания, но эти потери могут быть окрашены ожиданием радости, счастья (в юности) или же быть трагическим по своей сути: “Как с земли родного края Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая – Шире нашего Днепра”. Лирический герой снова вспоминает страшную для его семьи “пору”, когда мать оказалась в чужом краю: “В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней”.

Сравнение “больнее” приоткрывает все то, что было связано с пребыванием в “чужом краю”, оно показывает подлинный трагизм пережитого, а обращение к фольклору придает описываемому эпический характер, личная судьба становится воплощением народной.

В последних строфах стихотворения лирический герой размышляет о собственной жизни, он понимает, что его собственный жизненный путь тоже во многом пройден, поэтому так пронзительно звучат чуть измененные (вместо “парень молодой”) строки народной песни: “Перевозчик-водогрёбщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону – домой…”

Цикл “Памяти матери”, анализ которого мы провели, относится к лучшим произведениям Твардовского.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/pamjati_materi_analiz_cikla_stikhotvorenij_tvardovskogo/15-1-0-1722

Анализ цикла “Памяти матери” Твардовского А.Т

Мотивы памяти и вины в позднем творчестве А. Твардовского звучат постоянно. Ho вызывают их на склоне лет отнюдь не исключительно воспоминания о войне. Существенно усиливается теперь и переживание-постижение драматических коллизий собственной молодости, что особенно заметно в цикле «Памяти матери» и поэме «По праву памяти».

Непосредственным поводом для появления первого стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Однако можно сказать и так, что к созданию четырех стихотворений («Прощаемся мы с матерями…», «В краю, куда их вывезли гуртом…», «Как не спеша садовники орудуют…», «Ты откуда эту песню…»), составивших цикл, готовила автора вся его творческая и человеческая судьба.

Как мы знаем, Твардовский рано расстался с «малой» родиной, со своей семьей и сделал это во многом принципиально. Ho, отрываясь от корней и отдавая душу новой, социалистической, религии, молодой человек не мог тогда даже предположить, что духовное раскрепощение окажется мнимым, что «самая передовая» идеология закабалит, свяжет его покрепче дедовского Домостроя.

Решительно оставив отчий дом, он нисколько не разрешил внутренних противоречий. В 1929 году, повинуясь еще не партийной дисциплине, раздражаясь исключительно на свою, как ему казалось в ту пору, крестьянскую косность, юный стихотворец записывал в дневнике страшные самозаклинания-самоотречения: «Я должен поехать на родину, в Загорье, чтобы рассчитаться с ним навсегда.

Я борюсь с природой, делая это сознательно, как необходимое дело в плане моего самоусовершенствования. Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то долго мне будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: березки, желтый песочек, мама и т. д.».Мама в этом перечне — преграда из самых высоких, труднопреодолимых.

В раннем творчестве это едва ли не главный источник и объект чрезвычайно редкой тогда лирики. Достаточно отметить, что в 1927—1928 годах Твардовский опубликовал в смоленских газетах три стихотворения с одинаковым посвящением — «Матери».

И как ни старался он чуть позже избавиться от первоначальных воспоминаний, они все настойчивей тревожили его, несмотря на то (или как раз наоборот — потому), что к тому времени сниться стало «больше нечему»: Загорье опустело, никогда не знавшую хотя бы относительного достатка многодетную семью Твардовских раскулачили и вместе с тысячами обездоленных и униженных вывезли в холодный и голодный таежный край.На протяжении 1930-х годов поэт постоянно испытывал болезненную раздвоенность сознания и пытался от нее избавиться, делая наброски то «Автобиографии», то стихотворного цикла «Семья». Однако, по лермонтовскому выражению, «отделаться стихами» от внутренних столкновений ничего не получалось. Автор «Сельской хроники» заглушал их мажорными картинами коллективизации, загонял глубоко внутрь, но оттуда сдавленный лирический мотив нет-нет и вырывался пронзительной концовкой «Братьев»:

Лет семнадцать тому назадМы друг друга любили и знали.Что ж ты, брат?Как ты, брат?Где ж ты, брат?

На каком Беломорском канале?..

новым стихотворением о матери:

И первый шум листвы еще неполной,И след зеленый по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,И отголосок поздней бабьей песни,И просто небо, голубое небо

Мне всякий раз тебя напоминает —

или каким-нибудь другим нечаянным образом.Такова предыстория цикла «Памяти матери».

Поэтому можно заключить, что изначально заявленный в нем мотив общечеловеческой вины, связанный с почти неизбежным в новых социальных условиях разлучением самых близких людей («Прощаемся мы с матерями // Задолго до крайнего срока — // Еще в нашей юности ранней, // Еще у родного порога…

»), умножается и углубляется у Твардовского виной личной, обостряемой памятью о страданиях его родной семьи.Надо отметить, что в собственную частную жизнь писатель всегда пускал читателей крайне неохотно, представляя ее с неизменной щепетильностью, суровым отбором.

И в этом — не только особенность Твардовского как человека, но и проявление его коренных художественных принципов, складывавшихся в том числе под влиянием Бунина-поэта, который, по свидетельству Г.

Кузнецовой, говорил, «что никогда не мог писать о любви — по сдержанности и стыдливости натуры и по сознанию несоответствия своего и чужого чувства». То же целомудрие свойственно и автору цикла «Памяти матери».

Драматизм материнской судьбы и горечь личной утраты не обнажены в нем прямым эмоциональным словом — напряжение и боль проявляются скорее в деталях, а также — в интонации.

Во всех четырех стихотворениях, а значит и в целом, она тягостная, одновременно и резкая и протяженная, что достигается довольно неожиданными переходами от стихов многосложных к укороченным, от окончаний дактилических к мужским и женским — и наоборот.

Приглушенная исповедальность, которая преобладает в цикле, оборачивается несомненными художественными обретениями и преимуществами. При неиссякаемой жажде цельности Твардовский, имевший репутацию писателя чуть ли не по-детски ясного, был почти всегда «полон сдавленной тревоги». А. Ахматова якобы когда-то сказала: «Твардовский — хороший поэт, но без тайны». Однако тайна — вина перед родными, павшими, своим народом — как раз существовала, именно ею тайно болел, ее носил он в душе всю жизнь. И даже заклиная: «Все есть слова — для каждой сути…», — нечто оставлял в своем творчестве недосказанным.Подспудным драматизмом, поскольку даны не взаимодополняемо, а конфликтно, обладают в цикле «Памяти матери» и кардинальные для творческого сознания А. Твардовского образы-символы — дома и дороги.

Важны, помимо прочего, и связи между частями — они не буквальны, возникают в области подтекстов, и тем не менее достаточно прочны, многозначны.

В поздней поэзии А. Твардовского специально выделяемые и спонтанно возникающие циклы складываются в более крупное целое — стихотворную книгу под скромным заголовком «Из лирики этих лет». Его центр, его контрапункт — четыре стихотворения «памяти матери».

Здесь сходятся все основные социальные и «вечные» мотивы книги.

Подводя в своей лирической книге жизненные итоги, поэт в меньшей мере, нежели бывало раньше (например, в первых главах «За далью — даль»), спорит с самим собой. He склонен он здесь и сводить счеты с кем бы то ни было.

Прямые виновники материнской ли, собственной ли драмы не названы — вину в значительной степени автор принимает на себя.

И хотя Твардовский избегает покаяния открытого, а его личная судьба по обыкновению таинственно мерцает за строкой, такая всегдашняя сдержанность сообщает поэтическому высказыванию в лучших творениях книги «Из лирики этих лет» дополнительную эстетическую энергию.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_cikla_Pamyati_materi_Tvardovskogo_A_T

Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Материнство и отцовство

Лирика

А.Твардовский

Не стареет твоя красота…

Не стареет твоя красота, Разгорается только сильней. Пролетают неслышно над ней,

Словно легкие птицы, лета.

Не стареет твоя красота. А росла ты на жесткой земле, У людей, не в родимой семье,

На хлебах, на тычках, сирота.

Не стареет твоя красота, И глаза не померкли от слез. И копна темно-русых волос

У тебя тяжела и густа.

Все ты горькие муки прошла, Все ты вынесла беды свои. И живешь и поешь, весела

От большой, от хорошей любви.

На своих ты посмотришь ребят, Радость матери нежной проста: Все в тебя, все красавцы стоят,

Как один, как орехи с куста.

Честь великая рядом с тобой В поле девушке стать молодой. Всюду славят тебя неспроста, –

Не стареет твоя красота.

Ты идешь по земле молодой – Зеленеет трава за тобой. По полям, по дорогам идешь –

Расступается, кланяясь, рожь.

Молодая береза в лесу Поднялась, и ровна и бела. На твою она глядя красу,

Горделиво и вольно росла.

Не стареет твоя красота. Слышно ль, женщины в поле поют, – Голос памятный все узнают –

Без него будто песня не та.

Окна все пооткроют дома, Стихнет листьев шумливая дрожь. Ты поёшь! Потому так поёшь,

Что ты песня сама.

Александр Твардовский

ЦИКЛ “ПАМЯТИ МАТЕРИ”

***

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Ещё в нашей юности ранней,

Читайте также:  Джек лондон "любовь к жизни": описание, герой, анализ произведения

Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая Каких-то девчонок безвестных, От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки… И вдруг назовёт телеграмма Для самой последней разлуки

Ту старую бабушку мамой.

***

В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города, На севере, тайгою запертом,

Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать, —

Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца — Что видит глаз — глухие, нелюдимые. А на погосте том — ни деревца,

Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля Меж вековыми пнями да корягами, И хоть бы где подальше от жилья,

А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми справами, А взгорок тот в родимой стороне

С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая то краса и благодать, Вдали большак, дымит пыльца дорожная, — Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —

А за стеною — кладбище таёжное…

Теперь над ней берёзы, хоть не те, Что снились за тайгою чужедальнею. Досталось прописаться в тесноте

На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не всё ль равно. Какою метой вечность сверху мечена. А тех берёз кудрявых — их давно

На свете нету. Сниться больше нечему.

***

Как не спеша садовники орудуют Над ямой, заготовленной для дерева: На корни грунт не сваливают грудою,

По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук, Крошат его для яблони. И обойдут приствольный круг

Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики — рывком — Давай, давай без передышки, — Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат, У них иной, пожарный навык: Как будто откопать спешат,

А не закапывают навек.

Спешат, — меж двух затяжек срок, — Песок, гнилушки, битый камень Кой-как содвинуть в бугорок,

Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, — Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только всё — ещё короче.

***

— Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла? — Не откуда — всё оттуда,

Где у матери росла.

Всё из той своей родимой Приднепровской стороны, Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила

Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой…

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света

Завезённые слова.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой…

Отжитое — пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалёку

И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону

Сторону — домой…

Анализ  цикла стихотворений Твардовского «Памяти матери»

…Жанр стихотворения продолжает обычные для Твардовского— с 1928 года — лирические рассказы-очерки в форме дневниковых записей.

В первых двух стихотворениях «Памяти матери» намечен и развит ряд мотивов, которые имеют и самостоятельное значение и вместе с тем подготовляют третье стихотворение.

В первом стихотворении — и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизней матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей.

В начале стихотворения намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится.

Во втором стихотворении эта тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери, и матери о самой себе и как в самом этом прошлом предвосхищение последней разлуки.

Непосредственно на авансцену выступает тема самого последнего прощания — похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать — «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и горько-скорбный лирический комментарий сына. Таким образом, концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему — к картине последнего прощания.

«Как не спеша садовники орудуют» воспринимается как элемент цикла, следующая ступень развития чувства, мысли, события. Но вместе с тем это и самостоятельное стихотворение. Здесь остановимся на анализе только этой ее самостоятельной целостности.

Контекст цикла дает ей дополнительную почву и атмосферу, и разбираемое стихотворение подводит нас к заключительному стихотворению («Ты откуда эту песню…»). Тема цикла в целом здесь уплотнена, сжата в самом близком эпизоде памяти, когда воспоминание еще свежо, выступает как только что пережитое, еще сейчас существующее, продолжающееся. И внутри картины похорон выделен также один небольшой отрезок времени — кульминационный момент прощания. Один, но во всей его многоплановости…

Источник:   http://www.smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/tvardov/stihi/1962/kolhoz.htm

Источник: http://kulikovaea.ucoz.ru/index/a_tvardovskij_quot_proshhaemsja_my_s_materjami_quot/0-162

«Лирический цикл А. Т. Твардовского «Памяти матери»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.Т. Твардовского в 11 классе.
Тема: «Лирический цикл А.Т. Твардовского «Памяти матери».

Цели: показать разновидность лирики Твардовского, особенности

лирического героя;

развитие навыков выразительного чтения;

патриотическое воспитание учащихся; формирование уважительного отношения

к женщине-матери.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, записи песен о Великой Отечественной войне, классическая музыка, сборники стихов А.Т. Твардовского, сочинения учащихся по творчеству поэта.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, анализ поэтического текста, выступления учащихся в группах, мультимедийная презентация.

Ход урока.
Слайд №1. Портрет А.Т. Твардовского. Эпиграф: «…память матери – самая драгоценная память человеческая». (А.Т. Твардовский). Звучит музыка.
Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями Твардовского, посвящёнными матери поэта – Марии Митрофановне Твардовской. В разные периоды своего творчества поэт неоднократно обращался к образу матери. Тем не менее лирический цикл « Памяти матери» включает в себя четыре замечательных стихотворения. «Памяти матери» – памятник матери, умершей в 1965 году.

Слайд №2. Фотография семьи Твардовских.
Выступления учащихся – группы историков.

1 уч.: – Мать Твардовского, Мария Митрофановна, родом из обедневшей дворянской семьи. Правда, её отец был настолько беден, что не смог однажды заплатить «дворянский оброк»- четвертную за ношение фуражки – и был вычеркнут из благородных списков.

Дворянство это вспоминалось как смешной казус давно прошедшей жизни…Детей в их семье было семеро, и все девочки. Все дочери работали в поле как как крестьянки. Мария умела и пахать, и сеять, и лён брать, и приготовить этот лён, и отбелить его.

Читала и писала она с трудом.

2 уч.:– Русоволосая, стройная, статная – такой мы видим её на одной из фотографий. Она отличалась добрым нравом, с детьми была ласковой, заботливой, дружелюбной.

В воспоминаниях сыновей отмечалось, что она была была полной противоположностью отцу, человеку суровому, крутому по характеру. Вся жизнь этой замечательной русской женщины прошла в работе, в заботах о доме, о многодетной семье.

Такой мы увидим её уже в самых первых стихотворениях юного поэта.

3 уч.: – Детям её запомнился рассказ о рождении второго сына – Александра. Произошло это при обстоятельствах не совсем обычных, но и не столь уж редких в ту пору в крестьянских семьях. Сама Мария Митрофановна рассказывала, что Александр родился под только что поставленной небольшой копешкой сена. Поэт позже «зафиксирует» факт своего появления на свет в стихах:

Такою отмечен я долей бедовой:

Была уже мать на последней неделе,

Сгребала сенцо на опушке еловой,

Минута пришла – далеко до постели.

«Мать говорила, что сама и принесла Александра в подоле в хату. Задержалась с родами – то, услышала, что недоенная корова мычит, так положила Александра на кровать и пошла доить…» – вспоминает старший брат Константин.

Как раскрывается в этом рассказе прежде всего сама Мария Митрофановна! Этот эпизод – яркий штрих к её портрету. Невольно подумаешь: какая же она дворянка! Она истинная крестьянка!

Слайд №3.Твардовский в молодости.
Учитель: В 1927 году Твардовский написал два стихотворения, посвящённые матери: «Я помню осиновый хутор..» и «Было время – забавляла царей…».Навеянные воспоминаниями о детских годах, они появились под одним и тем же названием – «Матери». Семнадцатилетний поэт собирался покинуть Загорье и предчувствовал, что расставание с матерью будет тяжелее всего.

(Учащиеся читают эти стихотворения наизусть на фоне музыки).

Слайд №4.Твардовский в рабочем кабинете.
Учитель :Дадим слово группе литераторов.

1 уч: Когда В 1931 году семья Твардовских, раскулаченная, опозоренная, сосланная далеко на восток, мыкалась по теплушкам и землянкам, Александр Трифонович работал в смоленской газете, много печатался. Младший брат Иван мучительно переживал его молчание.

Понимал, что не мог помочь Саша родным, но всё-таки…как же так…хотя бы письмецо….Тогда многие отрекались от своих родичей, и часто не от трусости – думали: так время велит.

Тогда, наверное, и появились в характере Александра Трифоновича черты угрюмства, некая захлопнутость души. Многие думали, что это был гонор живого классика, а это была неизжитая боль.

И опять: только мать не осуждала и, многого не понимая, всё-таки знала сердцем, что придёт день и час, и любимый её сын что-то сделает – что, она не знала, но что-то такое, что не даст распасться семье.

2 уч.: Так и случилось: в тридцать шестом семья снова собралась в Смоленске, и никому не рассказывал Александр Трифонович, чего ему это стоило, кого уговаривал, перед кем унижался. И вот когда собрались они, выжившие, перенёсшие все испытания, Мария Митрофановна сказала:

-Кажется, одно такое мгновение в жизни стоит того, чтобы жить и быть матерью.

Именно в это время появилось стихотворение «Песня». Стихотворные строки окрашены удивительной теплотой, сердечностью, проникновенностью. Воспоминания, навеянные песней, взволновали и мать, и сына.

(Чтение учащимся стихотворения «Песня».)

Слайд №5.Строки из стихотворения «Песня»(концовка):

…Что ж ты плачешь? Песни ль жалко

Или горькой жизни той?
Или выросшего сына,

Что нельзя к груди прижать?..

На столе поёт машина,

И молчит старуха мать.

Учитель: Дорогой для поэта образ матери не остаётся неизменным .Постигая этот женский характер, Твардовский открывал в нём такие качества, которые не укладывались в определения «тихая» и «простая». Это натура глубокая, одарённая, «поэтическая», как заметил Твардовский. В автобиографии он писал: «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора ,хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье .Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.» Такой она осталась в памяти своего сына, такой вошла в его стихи.
Слайд №6. Газетные вырезки со стихотворениями Твардовского, его портретом.
Учитель: А сейчас группа исследователей, занимающаяся поэтикой Твардовского, представит вам свою информацию.

Читайте также:  Развивающие занятия для детей на тему зима

Выступления учащихся-исследователей.

1 уч.: В 1937 году Твардовский написал стихотворение «Матери». Приведём полностью его текст.

(Стихотворение появляется на экране, звучит негромкая классическая музыка).

И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо-

Мне всякий раз тебя напоминают. – Обратите внимание: это стихотворение единственное в своём роде написано белым стихом. Нерифмованный стих позволил поэту широко пользоваться простой, почти разговорной речью, свободно и гибко строить стихотворную фразу, передавать её музыкальность.

Каждой строке придана песенная протяжённость. Она, как вы можете наблюдать, усилена анафорой, благодаря которой поэтическая речь воспринимается как единый нерасчленённый поток, как взволнованное доверительное признание .

В мелодически распевных стихах выражена глубина лирических переживаний, нежнейшие и грустные чувства поэта.

Слайд №7.Вид хутора Загорье.

Учитель: В 1965 году, вернувшись из Смоленска с похорон матери, Твардовский написал четыре замечательных стихотворения, которые составили цикл «Памяти матери». Он признан лучшим во всей русской лирике, посвящённой этой теме. Известно, что Твардовский никогда стихотворных циклов не писал. Здесь другое дело: все четыре стихотворения, пронумерованные римскими цифрами, вошли под общим заглавием «Памяти матери», и дата их написания стоит в конце последнего стихотворения. Тем самым поэт настраивал читателя на восприятие стихов в их единстве.
2 ученик-исследователь: Каждый цикл представляет собой продуманную композицию. Поэту не безразлично, с чего начать и чем закончить стихотворный цикл, в какой последовательности дать стихи, как реализовать их внешние и внутренние связи. Так и здесь. Во всех стихах, посвящённых матери, слышен прямой голос лирического «я», присутствуют точные автобиографические реалии. Через картину расставания с матерью, её похорон, поэт вновь возвращается к её живому образу: слышится её голос, её воспоминания, её любимая песня… Объединены эти стихотворения и сквозными мотивами: история жизни матери, её судьба как часть народной судьбы. При этом неизменно подчёркивается трагедийность каждого из этих мотивов.

Для всех стихотворений характерна трёхчастность построения; каждая из частей содержит свою смысловую и эмоциональную тему, соответствует определённому периоду жизни матери, её сыновей. Так обозначается логика развития лирического сюжета. В каждом стихотворении этого цикла есть и внешний сюжет, который можно пересказать.

Учащиеся читают наизусть отрывки из стихотворений: «Прощаемся мы с матерями…», «В краю, куда их вывезли гуртом…».
Слайд №8.Слова А.Т. Твардовского из воспоминаний поэта « Страницы пережитого».

Учитель: Никто из русских поэтов – ни Некрасов, ни Есенин, посвящая свои стихи матери, не описывал её похорон.

У Твардовского мотив «последней разлуки» звучит во всех четырёх стихотворениях цикла «Памяти матери». Стихотворение «Как не спеша садовники орудуют…»рисует картину «последнего прощания».

Здесь воспроизводятся подробности этого печального обряда, здесь и лексика, соответствующая этому моменту.

(Ученик читает стихотворение «Как не спеша садовники орудуют…»)

Слайд № 9.Слова Твардовского из воспоминаний «Страницы пережитого»: «А мать всё смотрит в окно, грустит, шепчет свою песню «Перевозчик-водогребщик, перевези меня».
4 ученик-исследователь: Завершающее стихотворение – «Ты откуда эту песню…» в композиции цикла занимает особое место. Если первое стихотворение воспринимается как эмоциональный зачин, то последнее – как финал, в котором чувства, эмоции идут не на спад, а к своему подъёму. «Последнее расставание» уже свершилось, похороны состоялись. Но образ матери вновь оживает. Он возрождается в старинной песне, любимой Марией Митрофановной. Она по-разному вводится в текст стихотворения: то как эпиграф, то как рефрен:
Перевозчик – водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону – домой…

(Из песни)

Дважды это четырёхстишие повторятся в неизменной форме. Тем не менее с каждым новым повтором его смысл углубляется, обогащается, наполняясь содержанием строф, предваряющих рефрен. В первом случае слова народной песни воспринимаются в прямом смысле, как выражение тоски девушки, выданной замуж в другую деревню, на другой берег реки. В другом случае, после рассказа матери о том,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось,

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора,

рефрен воспринимается как выражение тоски матери не только по отчему дому, но и по «родимой приднепровской стороне». В финальной части стихотворения появляется новая оценка лирическим героем прожитой жизни, которая вписывается в рамки целой эпохи:
Отжитое – пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

Философский подтекст этих строк очевиден. Всё стихотворение воспринимается в широком контексте народной лирики, а судьба матери – на фоне народной судьбы.

Учитель (на фоне классической музыки) : Матери уходили и уходят, неизбежно и страшно.

Но оставляют после себя и первый шум листвы, и след зелёный, и одинокий стук валька на речке, и грустный запах молодого сена, и отголосок поздней бабьей песни, и просто небо, голубое небо…и, значит, они неизбежно и светло остаются с нами.

Слайд №10.Вид Загорья. Дом – музей Твардовского.

4 группа учащихся – журналистов освещают ход урока: фотографируют, составляют репортаж, готовят заметки в школьную газету.

МОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова г. Буинска Республики Татарстан»

100 – летию со дня рождения А.Т. Твардовского посвящается

План – конспект урока внеклассного чтения по творчеству А. Т.Твардовского

учителя русского языка и литературы Садриевой Э.Ф.

г. Буинск, 2010 г.

Источник: http://uverenniy.ru/liricheskij-cikl-a-t-tvardovskogo-pamyati-materi.html

Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского

/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Стихотворения / Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

    Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:     Кому память, кому слава,     Кому темная вода, –     Ни приметы, ни следа.

    Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…»). «Вечная память погибшим!» – будто восклицает автор.     Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе».

Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами рассказчика.

Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле:     Мать-земля моя родная,     Сторона моя лесная,     Край недавних детских лет,     Отчий край, ты есть иль нет?     Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».

В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины…» и «К обидам горьким собственной персоны…» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.

    В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы.

Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после – ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу.

Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:     Перевозчик-водогребщик,     Старичок седой,     Перевези меня на ту сторону     Сторону – домой…     Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» – это своеобразное «окно» в прошлое.

В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране.

Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей.

Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение:     Клеймо с рожденья отмечало     Младенца вражеских кровей,     И все, казалось, не хватало     Стране клейменных сыновей.     «Сын за отца не отвечает» – это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью:     Забудь, откуда вышел родом,     И осознай, не прекословь:     В ущерб любви к отцу народов –     Любая прочая любовь.     В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени:     Забыть, забыть велят безмолвно,     Хотят в забвенье утопить     Живую быль. И чтобы волны     Над ней сомкнулись. Быль – забыть!     “Нельзя забывать!” – вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.     Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.

    Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину – мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Стихотворения / Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00011301184864235497

Ссылка на основную публикацию