Виктор гюго “собор парижской богоматери”: описание, герои, анализ произведения

«Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго

Замысел романа «Собор Парижской Богоматери» возник у Гюго в начале 20-х и окончательно оформился к середине 1828 года.

Предпосылками для создания эпохального произведения стали естественные культурные процессы, протекавшие в первой трети XIX века во Франции: популярность в литературе исторической тематики, обращение писателей к романтической атмосфере Средневековья и общественная борьба за охрану старинных архитектурных памятников, в которой Гюго принимал непосредственное участие. Именно поэтому мы можем говорить о том, что одним из главных героев романа, наравне с цыганкой Эсмеральдой, звонарём Квазимодо, архидьяконом Клодом Фролло, капитаном королевских стрелков Фебом де Шатопером и поэтом Пьером Гренгуаром, является сам Собор Парижской Богоматери – основное место действия и незримый свидетель ключевых событий произведения.

В работе над книгой Виктор Гюго отталкивался от литературного опыта Вальтера Скотта – признанного мастера исторических романов.

При этом французский классик уже понимал, что обществу требуется нечто более живое, чем мог предложить его английский коллега, оперирующий типичными характерами и историческими событиями. По мнению Виктора Гюго, это должен был быть «…

в одно и то же время роман, драма и эпопея, конечно, живописный, но в то же время поэтический, действительный, но в то же время идеальный, правдивый, но в то же время величественный» (журнал «Французская муза», 1823).

«Собор Парижской Богоматери» стал именно таким романом, о котором мечтал французский писатель. Он соединил в себе черты исторической эпопеи, романтической драмы и психологического романа, рассказав читателю невероятную частную жизни разных людей, протекающую на фоне конкретных исторических событий XV века.

Хронотоп романа, организованный вокруг Собора Парижской Богоматери – уникального архитектурного памятника, сочетающего в себе черты романского и готического зодчества, – включает в себя разбегающиеся от него во все стороны парижские улицы, площади и районы (Соборную и Гревскую площадь, Сите, Университет, Город, «Двор чудес» и т.д.). Париж в романе становится естественным продолжением Собора, возвышающегося над городом и охраняющим его духовную и общественную жизнь.

Собор Парижской Богоматери, как и большинство старинных архитектурных памятников, по мнению Гюго, является воплощённым в камне Словом – единственной сдерживающей силой для грубого, необразованного парижского люда. Духовный авторитет католического храма настолько велик, что он легко превращается в убежище для обвинённой в колдовстве Эсмеральды.

Неприкосновенность храма Божьей Матери нарушается королевскими стрелками только по приказу Людовика XI, испросившего на этот поступок молитвенного разрешения у своей небесной покровительницы и обещавшего принести ей в дар прекрасную серебряную статую.

Французскому королю нет никакого дела до Эсмеральды: его интересует исключительно бунт парижской черни, решившей, по мнению Людовика XI, похитить из Собора колдунью с тем, чтобы предать её смерти.

То, что люди стремятся освободить свою сестру и разжиться за счёт церковных богатств, не приходит в голову ни королю, ни его приближённым, что является прекрасной иллюстрацией политической оторванности власти от народа и непонимания его нужд.

Главные герои романа тесно связаны друг с другом не только центральной любовной тематикой, но и своей принадлежностью к Собору Парижской Богоматери: Клод Фролло является архидьяконом храма, Квазимодо – звонарём, Пьер Гренгуар – учеником Клода Фролло, Эсмеральда – танцовщицей, выступающей на Соборной площади, Феб де Шатопер – женихом Флер-де-Лис де Гонделорье, проживающей в доме, окна которого выходят на Собор.

На уровне человеческих взаимоотношений персонажи пересекаются друг с другом через Эсмеральду, чей художественный образ является сюжетообразующим для всего романа.

К прекрасной цыганке в «Соборе Парижской Богоматери» приковано всеобщее внимание: парижские горожане с удовольствием любуются на её танцы и фокусы с белоснежной козочкой Джали, местная чернь (воры, проститутки, мнимые нищие и калеки) почитает её не меньше, чем Богоматерь, поэт Пьер Гренгуар и капитан королевских стрелков Феб испытывают к ней физическое влечение, священник Клод Фролло – страстное желание, Квазимодо – любовь.

Сама Эсмеральда – чистое, наивное, девственное дитя – отдаёт своё сердце внешне красивому, но внутренне уродливому Фебу. Любовь девушки в романе рождается вследствие благодарности за спасение и застывает в состоянии слепой веры в своего возлюбленного. Эсмеральда ослеплена любовью настолько, что готова обвинить в холодности Феба саму себя, признавшуюся под пытками в убийстве капитана.

Молодой красавец Феб де Шатопер – благородный человек лишь в обществе дам. Наедине с Эсмеральдой – он лживый соблазнитель, в компании с Жеаном Мельником (младшим братом Клода Фролло) – изрядный сквернослов и любитель выпить.

Сам по себе Феб – обычный Дон Жуан, смелый в бою, но трусливый, когда речь заходит о его добром имени. Полной противоположностью Феба в романе является Пьер Гренгуар.

Несмотря на то, что его чувства к Эсмеральде лишены особой возвышенности, он находит в себе силы признать девушку скорее сестрой, нежели женой, и со временем полюбить в ней не столько женщину, сколько человека.

Личность в Эсмеральде видит и на редкость страшный звонарь Собора Парижской Богоматери. В отличие от остальных героев он обращает внимание на девушку не раньше, чем она проявляет заботу о нём, подав стоящему у позорного столба Квазимодо воду.

  Только познав добрую душу цыганки, сгорбленный уродец начинает замечать её физическую красоту.

Внешнее несоответствие себя и Эсмеральды Квазимодо переживает достаточно мужественно: он настолько любит девушку, что готов сделать для неё всё – не показываться на глаза, привести другого мужчину, защитить от разъярённой толпы.

Архидьякон Клод Фролло – самый трагический персонаж романа. С ним связана психологическая составляющая «Собора Парижской Богоматери». Прекрасно образованный, справедливый, любящий Бога священник, влюбившись, превращается в настоящего Дьявола.

Он хочет добиться любви Эсмеральды любой ценой. Внутри него постоянно идёт борьба между добрым и злым началом. Архидьякон то умоляет цыганку о любви, то пытается взять её силой, то спасает её от смерти, то сам же отдаёт её в руки палача.

Страсть, не находящая выхода, в конечном итоге убивает и самого Клода.

  • «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
  • «Отверженные», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
  • «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
  • «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
  • «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
  • Виктор Гюго, краткая биография
  • «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
  • «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго

По произведению: «Собор Парижской Богоматери»

По писателю: Гюго Виктор

Источник: https://goldlit.ru/hugo/464-notre-dame-de-paris-analiz

“Собор Парижской богоматери”: анализ (проблематика, герои, художественные особенности)

Гибель героев служит нравственному суду над злом в романе «Собор Парижской богоматери» (1831). Зло в «Соборе» — это «старый строй», с которым сражался Гюго в годы создания романа, в эпоху революции 1830 г.

, “старый строй” и его основы, а именно (по словам писателя) король, правосудие и церковь. Действие в романе развертывается в Париже в 1482 г. Писатель нередко говорит об «эпохе» как о предмете своего изображения. И на самом деле Гюго выступает во всеоружии знаний.

Романтический историзм наглядно демонстрируется обилием описаний и рассуждений, этюдами о нравах эпохи, ее «колорите».

В соответствии с традицией романтического исторического романа Гюго создает полотно эпическое, даже грандиозное, предпочитая изображение больших, открытых пространств, а не интерьеров, массовых сцен, красочных зрелищ.

Роман воспринимается как театральное представление, как драма в духе Шекспира, когда на сцену, ломая всякие «правила», входит сама жизнь, могучая и многокрасочная.

Сцена — это весь Париж, написанный с поразительной наглядностью, с поразительным знанием города, его истории, его архитектуры, как полотно живописца, как творение зодчего.

Свой роман Гюго как бы складывает из гигантских глыб, из мощных строительных деталей — так, как строился собор Парижской богоматери. Романы Гюго вообще подобны Собору — они величавы, грузны, гармоничны больше по духу, чем по форме. Писатель не столько развивает фабулу, сколько кладет камень за камнем, главу за главой.

Собор главный герой романа, что соответствует описательности и живописности романтизма, характеру писательской манеры Гюго — зодчего, — через стиль рассматривающего черты эпохи.

Собор — это и символ средневековья, непреходящей красоты его памятников и уродства религии. Главные герои романа — звонарь Квазимодо и» архидьякон Клод Фролло — не только обитатели, но создания Собора.

Если в Квазимодо Собор достраивает его уродливую внешность, то в Клоде он формирует душевное уродство.

Квазимодо — еще одно воплощение демократической и гуманистической идеи Гюго. В «старом строе», с которым сражался Гюго, все определялось внешностью, сословной принадлежностью, костюмом — душа Квазимодо предстает в оболочке уродливого звонаря, отверженного, изгоя. Это самое низкое звено в общественной иерархии, увенчанной королем.

Но самое высокое — в иерархии нравственных ценностей, устанавливаемых писателем.

Бескорыстная, самоотверженная любовь Квазимодо преображает его сущность и превращается в способ оценки всех прочих героев романа — Клода, чьи чувства изуродованы религией, простушки Эсмеральды, боготворящей пышный мундир офицера, самого этого офицера, ничтожного фата в красивой форме.

В персонажах, конфликтах, фабуле романа утвердилось то, что стало признаком романтизма,— исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах. Каждый из главных героев — плод романтической символизации, крайнее воплощение того или иного качества.

В романе относительно мало действия не только в силу тяжеловесной его описательности, но и в силу романтической природы героев: между ними устанавливаются эмоциональные связи, мгновенно, при одном прикосновении, при одном взгляде Квазимодо, Клода, Эсмеральды возникают токи необыкновенной силы, и они опережают действие.

Эстетика гипербол и контрастов усиливает эмоциональное напряжение, доводя его до предела. Гюго ставит героев в самые необыкновенные, в исключительные ситуации, которые порождаются как логикой исключительных романтических характеров, так и властью случая.

Так, Эсмеральда гибнет в результате действий множества людей, любящих ее или желающих ей добра, — целой армии бродяг, атакующих Собор, Квазимодо, защищающего Собор, Пьера Гренгуара, выводящего Эсмеральду из Собора, ее собственной матери, задержавшей дочь до появления солдат.

Таковы романтические чрезвычайные обстоятельства. Гюго называет их “роком”. Рок — не результат писательского своеволия, он, в свою очередь, оформляет романтическую символизацию как способ своеобразного познания действительности.

За капризной случайностью погубившего героев рока видится закономерность типических обстоятельств той эпохи, которая обрекала на гибель всякое проявление свободомыслия, любую попытку человека отстоять свое право.

Неестественна цепь случайностей, убивающих героев, но противоестественны «старый строй», король, правосудие, религия, все способы подавления человеческой личности, которым объявил войну Виктор Гюго. Революционный пафос романа конкретизировал романтический конфликт высокого и низкого.

Низкое предстало в конкретно-историческом облике феодализма, королевской деспотии, высокое — в облике простолюдинов, в излюбленной писателем отныне теме отверженных. Квазимодо остался не просто воплощением романтической эстетики гротеска — вырывающий Эсмеральду из лап «правосудия», убивающий архидьякона герой стал символом мятежа. Не только правда жизни — правда революции приоткрылась в романтической поэтике Гюго.

Источник: Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Уч. для филол. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1987

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/gjugo_v/sobor_parizhskoj_bogomateri_analiz_problematika_geroi_khudozhestvennye_osobennosti/94-1-0-561

Анализ романа «Собор Парижской Богоматери»

Сюжет этой истории, события которой развиваются на улицах Парижа 15 столетия, связан в первую очередь с весьма непростыми человеческими взаимоотношениями. Центральными героями романа становятся юная, невинная, абсолютно не знающая жизни девушка-цыганка по имени Эсмеральда и Клод Фролло, исполняющий обязанности дьякона при Соборе Парижской Богоматери.

Не менее важную роль в произведении играет воспитанный этим человеком горбун Квазимодо, несчастное, презираемое всеми существо, которое в то же время отличается подлинным благородством и даже величием души.

Значимым персонажем романа можно считать и сам Париж, писатель уделяет немало вниманию описанию повседневной жизни в этом городе, в те времена скорее напоминавшем крупную деревню. Из описаний Гюго читатель может многое узнать о существовании простых крестьян, обычных ремесленников, высокомерных аристократов.

Автор подчеркивает силу предрассудков и веры в сверхъестественные явления, ведьм, злобных колдунов, которыми в ту эпоху были охвачены абсолютно все члены общества независимо от их происхождения и места в обществе. В романе испуганная и в то же время объятая яростью толпа совершенно неуправляема, и ее жертвой способен стать любой, даже совершенно неповинный в каких-либо прегрешениях человек.

В то же время основной идеей романа является то, что внешний облик героя отнюдь не всегда совпадает с его внутренним миром, с его сердцем, способностью любить и пожертвовать собой ради настоящего чувства, даже если предмет обожания не отвечает взаимностью.

Привлекательные внешне и носящие превосходные наряды люди нередко оказываются совершенно бездушными, лишенными даже элементарного сострадания нравственными уродами. Но при этом человек, кажущийся всем отталкивающим и ужасным созданием, может обладать действительно большим сердцем, как и происходит с одним из главных персонажей произведения, соборным звонарем Квазимодо.

Священнослужитель Фролло изо дня в день посвящает себя замаливанию грехов своего легкомысленного брата, который ведет вовсе не самое праведное существование.

Мужчина полагает, что может искупить его ошибки лишь полным отречением от мирских радостей.

Он даже начинает проявлять заботу о никому не нужных детях-сиротах, в частности, спасает горбатого малыша Квазимодо, которого собирались уничтожить лишь за врожденные недостатки его внешности, считая его недостойным жить среди людей.

Читайте также:  Скоростной спуск над долиной реки риу-негру

Фролло дает несчастному мальчику некоторое воспитание в силу своих возможностей, однако также не признает его собственным сыном, ведь и его тяготит явное уродство подросшего парня.

Квазимодо преданно служит покровителю, однако дьякон обращается с ним весьма сурово и резко, не позволяя себе привязаться к этому, по его мнению, «порождению дьявола».

Дефекты внешности юного звонаря делают его глубоко несчастным человеком, он даже не пытается мечтать о том, что кто-нибудь сможет отнестись к нему по-человечески и полюбить его, он с детских лет привык к проклятиям и издевательствам окружающих.

Однако и прелестной Эсмеральде, другой главной героине романа, ее красота не приносит никакой радости. Представители сильного пола преследуют девушку, каждый полагает, что она должна принадлежать лишь ему, тогда как женщины испытывают к ней настоящую ненависть, считая, что она завоевывает мужские сердца посредством колдовских уловок.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Несчастные и наивные молодые люди не осознают, насколько жесток и бессердечен окружающий их мир, оба попадаются в ловушку, расставленную священником, что и становится причиной гибели обоих.

Финал романа весьма печален и мрачен, ни в чем не повинная юная девушка уходит из жизни, а Квазимодо погружается в полнейшее отчаяние, лишившись последнего небольшого утешения в своем беспросветном существовании.

Писатель-реалист не может в итоге подарить этим положительным персонажам счастья, указывая читателям на то, что в мире чаще всего не оказывается места для добра и справедливости, примером чего служат и трагические судьбы Эсмеральды и Квазимодо.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/11/analiz-romana-sobor-parizhskoj-bogomateri.html

Виктор Гюго, “Собор Парижской Богоматери”. Краткое содержание, главные герои :

Интересующий нас роман в 1831 году создал Виктор Гюго. “Собор Парижской Богоматери” – первое историческое произведение, которое было написано на французском языке. Этот роман очень популярен и сегодня.

Существуют многочисленные экранизации, а также музыкальные произведения, основанные на творении, автор которого – Виктор Гюго. “Собор Парижской Богоматери” – произведение, как и все романы, большое по объему.

Мы опишем лишь основные события, а также представим характеристику главных героев.

Сначала познакомим читателя с сюжетом такого произведения, как “Собор Парижской Богоматери”.

Содержание по главам: начало романа

Чьей-то рукой в одной из башен собора было начертано по-гречески слово “рок”. Через некоторое время оно исчезло. Так возникла книга о горбуне, священнике и цыганке.

6 января 1482 года на праздник Крещения должна была состояться во дворце Правосудия мистерия под названием “Праведный суд пречистой девы Марии”. Толпа людей собирается во дворец для того, чтобы посмотреть ее.

Однако после того как представление начинается (автором мистерии является Пьер Гренгуар), появляется кардинал с послами. Внимание зрителей тут же приковывается к появившимся чиновникам.

Гость издевается над постановкой Пьера и предлагает развлечься иначе –выбрать шутовского папу. Тот, кто изобразит наиболее жуткую гримасу, станет победителем.

Неудавшееся похищение Эсмеральды

В этот момент внимание привлекает к себе звонарь Квазимодо, известный своей уродливостью. Его наряжают, как и следовало, в мантию, а затем уводят для того, чтобы пройтись с ним по улицам.

Гренгуар после этого надеется еще продолжить пьесу, однако чей-то крик о том, что Эсмеральда танцует на площади, уводит в ту сторону зрителей. Эсмеральда – это цыганка, которая развлекает вместе со своей козочкой собравшуюся толпу. После того как Квазимодо появляется на площади, девушку едва не похищают.

Гренгуар, услышавший ее крики, сразу же зовет на помощь. Спасителем Эсмеральды становится Феб де Шатопер, капитан.

Спасение Гренгуара и наказание Квазимодо

Пьер по воле судьбы добирается до квартала, в котором живут воры и нищие. Гренгуара хотят испытать. Он должен вытащить из чучела, на которое навешаны звонки, кошелек, не произведя при этом шума. В противном случае его ждет смерть. Однако Пьер не справляется, и его ожидает казнь.

Спасти Гренгуара может лишь женщина, и эту роль берет на себя Эсмеральда. На другой день после неудачной попытки похищения Квазимодо судят. Ему предстоит бичевание плетью. Многочисленная толпа наблюдает за его наказанием. Затем Квазимодо забрасывают камнями. Но вот появляется Эсмеральда.

Она поднимается к Квазимодо и подносит флягу с водой к его губам.

Свидание с Шатопером, попытка его убийства Клодом Фролло

Эсмеральду спустя некоторое время приглашают в дом Феба де Шатопера. Здесь он хочет развлечься вместе со своей невестой и ее подругами. Когда появляется Эсмеральда, ее красота поражает всех, что отмечает Виктор Гюго (“Собор Парижской Богоматери”).

Когда же козочка этой цыганки складывает слово “Феб” из букв, невеста падает в обморок. Цыганка влюблена в капитана и готова даже прекратить поиски своих родителей. Перед Эсмеральдой во время свидания с Шатопером предстает священник с кинжалом, ненавидящий ее. Девушка теряет сознание.

Когда она приходит в себя, то узнает, что якобы убила Шатопера.

Приговор суда и спасение Эсмеральды

Гренгуар, переживающий за Эсмеральду, узнает через месяц, что ее должны судить во Дворце правосудия. Поскольку девушка невиновна, она все отрицает. Однако после пыток Эсмеральда все-таки признает приписываемые ей преступления: убийство де Шатопера, проституцию и колдовство.

Ее приговаривают к покаянию, после чего она должна быть повешена возле Собора Парижской богоматери. Клод Фролло, влюбленный в нее, предлагает бежать Эсмеральде, однако его предложение девушка отвергает. Священник в ответ заявляет, что Феб жив. Это подтверждается в день казни, когда Эсмеральда видит в одном из окон своего возлюбленного.

Квазимодо подхватывает цыганку, упавшую без чувств. Он уносит ее поспешно в Собор, предоставив тем самым убежище девушке.

Жизнь Эсмеральды в Соборе, штурм

Пребывание здесь также дается нелегко Эсмеральде. Она не может привыкнуть к столь уродливому горбуну. Квазимодо ей дает свисток для того, чтобы в случае необходимости цыганка могла позвать на помощь. Однако архидьякон в приступе ревности набрасывается на девушку.

Ее спасает Квазимодо, при этом он едва не убивает Клода Фролло. Однако архидьякон не может успокоиться. Он призывает через Гренгуара воров и нищих для того, чтобы штурмовать Собор. Пьеру, как бы Квазимодо ни защищал цыганку, удается забрать ее из Собора.

Когда до короля доходит весть о бунте, он приказывает казнить Эсмеральду. Клод ее тащит к Роландовой башне.

Заключительные события

Книга Гюго “Собор Парижской Богоматери” уже приближается к финалу. Автор переносит действие в Роландову башню, где живет Пакетта Шант-Флери, ненавидящая Эсмеральду. Когда-то у нее отняли дочь. Однако вдруг выясняется, что Эсмеральда – это и есть ее пропавшая девочка.

Матери не удается спасти цыганку от казни. Она падает замертво при попытке помешать увести ее. Следующими событиями заканчивается произведение, которое создал Виктор Гюго (“Собор Парижской Богоматери”): Эсмеральду казнят, а затем Квазимодо сталкивает в обрыв Клода.

Таким образом, все, кого несчастный горбун любил, мертвы.

Итак, мы описали основные события, которые изображены в произведении “Собор Парижской Богоматери”. Анализ его, представленный ниже, познакомит вас поближе с главными героями этого романа.

Квазимодо

Квазимодо – это центральный персонаж произведения. Образ его мощный и яркий, поразительной силы, одновременно притягательный и отталкивающий.

Пожалуй, из всех других персонажей, с которыми мы знакомимся, читая произведение “Собор Парижской Богоматери”, именно Квазимодо соответствует больше всех эстетическим идеалам романтизма.

Герой возвышается как гигант-исполин над чередой заурядных людей, поглощенных обыденными занятиями.

Принято проводить параллели между ним и Эсмеральдой (противопоставление – уродство и красота), между Клодом Фролло и Квазимодо (эгоизм и бескорыстие); а также между Фебом и Квазимодо (лживость аристократа, мелочное самолюбование и величие духа человека) в произведении “Собор Парижской Богоматери”. Образы эти взаимосвязаны, их характеры во многом раскрываются при взаимодействии друг с другом.

Что еще можно сказать об этом звонаре? Образ Квазимодо из произведения “Собор Парижской Богоматери”, анализ которого нас интересует, по силе воздействия можно сравнить только с образом Собора, существующего на страницах романа на равных правах с живыми персонажами. Сам автор не раз подчеркивает взаимосвязь своего героя, который вырос при храме, с Нотр-Дам.

В событийном отношении предельно проста история жизни Квазимодо. Известно, что горбун Собора Парижской Богоматери был подброшен 16 лет назад в колыбель, из которой была похищена Эсмеральда. Тогда ему было около четырех лет. Уже в детстве малыш отличался поразительным уродством. Он вызывал лишь отвращение у всех.

Мальчика окрестили, таким образом изгнав “дьявола”, а затем отправили в Париж, в Нотр-Дам. Здесь его хотели бросить в костер, однако Клод Фролло, молодой священник, вступился за ребенка. Он его усыновил и назвал Квазимодо (так называется у католиков первое воскресенье после Пасхи – день, когда был обнаружен мальчик).

С тех пор родным домом его стал Собор Парижской Богоматери. Содержание дальнейшей жизни его следующее.

Квазимодо стал звонарем. Его не любили люди за уродство. Они над ним смеялись и оскорбляли его, не желая увидеть самоотверженную, благороднейшую душу за безобразной внешностью. Страстью Квазимодо стали колокола. Они заменили ему радость общения и привели одновременно к новой беде: Квазимодо оглох от колокольного звона.

В первый раз мы знакомимся с ним, когда его избирают папой шутов за уродливую внешность. В этот же день, поздно вечером, он пытается похитить Эсмеральду по просьбе своего наставника и попадает за это под суд.

Судья был так же глух, как и Квазимодо, и, боясь, что обнаружится его глухота, решил построже наказать звонаря, не представляя даже, за что он его наказывает. Квазимодо в результате оказался у позорного столба.

Толпа, собравшаяся здесь, издевалась над ним, и никто не дал напиться горбуну, кроме Эсмеральды.

Переплелись две судьбы – безродного уродца и красавицы. Квазимодо спасает Эсмеральду, дает ей свою келью и пищу. Заметив, что она болезненно реагирует на его внешность, старается попадаться девушке на глаза как можно реже.

Он спит у входа в келью на каменном полу, оберегая покой цыганки. Только когда девушка спит, он позволяет себе любоваться ею. Квазимодо, видя, как она страдает, хочет привести Феба к ней.

Ревность, как и другие проявления себялюбия и эгоизма, ему чужда.

По ходу романа меняется образ Квазимодо, он становится все более привлекательным. Вначале говорилось о его дикости и злобности, но в дальнейшем уже нет основания для подобных характеристик.

Квазимодо начинает писать стихи, пытаясь таким способом открыть девушке глаза на то, что она не хочет видеть – красоту его сердца. Квазимодо готов во имя спасения цыганки сокрушить все, даже Собор. Лишь на Клода Фролло, который является первопричиной бед, пока не поднимается его рука.

Квазимодо смог выступить против него лишь тогда, когда увидел, как он торжествующе хохотал, когда Эсмеральду казнили. И звонарь его столкнул в бездну своими руками. Последних моментов жизни Квазимодо автор не описывает.

Однако трагический финал обнаруживается, когда, глядя на фигуру Эсмеральды в петле и силуэт Фролло с высоты Собора, он говорит, что это все, что он любил.

Эсмеральда

Безусловно, в романе “Собор Парижской Богоматери” Эсмеральда является одним из главных героев. Эта девушка – настоящий гений чистой красоты. Не только внешность ее отличается совершенством. Автор неоднократно подчеркивает, что все озаряется волшебным сиянием при появлении Эсмеральды. Она – словно факел, освещающий мрак.

Невозможно представить, чтобы эта девушка сознательно причинила кому-нибудь зло, на что способны другие главные герои интересующего нас романа. Она, не задумываясь, спасает Гренгуара от виселицы, соглашаясь признать его своим супругом на 4 года, согласно цыганским законам.

Она единственная из всей толпы жалеет Квазимодо, который умирает от жажды, дав ему напиться из фляги. Если и можно найти небольшой изъян у этой цыганки, то он относится к сфере интуиции и разума. Девушка совсем непрозорлива и к тому же очень доверчива. Не стоит никакого труда заманить ее в сети.

Она чересчур увлечена собственными мечтами и фантазиями, чтобы предвидеть опасность и реально смотреть на вещи.

Эсмеральде от природы присуще чувство собственного достоинства и гордость. Она прекрасна, когда поет или танцует. Однако, полюбив Феба, девушка забывает об этих своих качествах. Она говорит возлюбленному: “Я ваша раба”.

Прекрасная по сути своей любовь к Фебу порой делает ее жестокой к окружающим людям, которые действительно боготворят ее. Девушка готова заставить Квазимодо день и ночь провести в ожидании ее возлюбленного.

Она проявляет недовольство, замечая, что горбун возвращается один, и даже гонит его прочь в порыве раздражения, забывая, чем обязана звонарю. К тому же она не может поверить в то, что Феб не захотел прийти к ней. Она винит в случившемся Квазимодо.

Эсмеральда забывает и о своей матери, которую обрела так неожиданно. Ей достаточно лишь отдаленного звука голоса возлюбленного, как она выдает свое присутствие, тем самым предопределяя собственную гибель, а также смерть своей матери и Квазимодо.

Клод Фролло

Это архидьякон, служащий в Соборе Парижской Богоматери. Он умудрен знаниями в различных науках. Это рассудочный и самолюбивый человек, который обуреваем страстью к Эсмеральде. Фролло преследует девушку неотступно и готов совершить любые преступления для того, чтобы заполучить ее.

Читайте также:  Сказка: павел бажов "серебряное копытце"

Он поручает Квазимодо, своему воспитаннику, похитить цыганку, пытается также убить капитана де Шатопера, любимого ею. Девушку обвиняют в покушении и приговаривают к смерти. Тогда Фролло предлагает ей спастись бегством в обмен на удовлетворение его роковой страсти.

Когда Эсмеральда отказывает, он подстрекает оборванцев Парижа взять приступом Собор, в котором укрылась девушка. Клод в разгар этого побоища крадет Эсмеральду. Девушка снова отвергает его любовь.

Взбешенный гибелью младшего брата, принимавшего участие в нападении, Фролло отдает на погибель свою возлюбленную.

Будучи главным двигателем действия произведения, Клод сам по себе является фигурой достаточно традиционной. В нем воплощается тип демонического церковника, который одержим страстью к женщине.

Этот тип был унаследован от готического романа, в котором изображаются подобные ему главные герои. Образ Фролло, с другой стороны, напоминает ученостью и неудовлетворенностью ею доктора Фауста.

Данная сторона характера связывает архидьякона с линией романа Гюго.

Образ Собора

Очень важным является образ Собора в романе “Собор Парижской Богоматери”. Гюго создал свой роман с целью вывести Нотр-Дам в качестве главного героя.

В то время здание хотели либо модернизировать, либо снести.

Сначала во Франции, а потом и во всей Европе началось движение за реставрацию и сохранение готических памятников после того, как вышел роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

Нотр-Дам – это типичная готическая постройка. Для данного архитектурного стиля характерно стремление ввысь, объединенное с пониманием того, что без земной опоры небо недосягаемо. Готические сооружения будто плавают в воздухе, они кажутся невесомыми. Однако это лишь на первый взгляд. Собор на самом деле строился сотнями мастеров, которые были наделены буйной, истинно народной фантазией.

Нотр-Дам, прежде всего, – это центр народной и религиозной жизни парижан. Простолюдины, способные бороться за лучшее будущее, собираются около него. Также он является убежищем для изгнанных: пока человек находится за его стенами, никто не вправе арестовать его. Собор – это также символ притеснения (феодального и религиозного).

Гюго Средневековье отнюдь не идеализировал. В романе мы находим пламенную любовь к Родине, к ее искусству и истории, высокую поэтичность, изображение темных сторон феодализма. Собор Парижской Богоматери – это вечное сооружение, которое равнодушно к суете человеческой жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/202455/new_viktor-gyugo-sobor-parijskoy-bogomateri-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi

Сочинение по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Сегодня мы познакомились с творчеством французского писателя Виктора Гюго. После себя писатель оставил множество поэм, драматических работ и стихов. Однако Виктор Гюго известен многим, прежде всего как автор романа Собор Парижской Богоматери. Это была одна из лучших работ писателя, а его роман стал лучшим историческим романом 19 века.

Собор Парижской Богоматери переносит читателя в период правления Людовика XI во Францию. Сам сюжет не замысловат, и автор нам показывает любовный треугольник, где мы видим горбуна, цыганку, дьякона, а также Феба де Шатопера. Однако роман больше, нежели просто история любви.

На фоне образов героев и всех действующих лиц, Гюго показал средневековую столицу Франции и всю красоту Нотр-Дама, собора Парижской Богоматери, который стал таким же действующим лицом, как и другие герои.

Собор был не только местом, где разворачивались события романа, но и центром духовной и материальной жизни.

Продолжая наше сочинение по книге Собор Парижской Богоматери, мы видим, что автор уделил много внимания Парижу тех времен. Он не похож на современный город.

Он больше похож на деревню, где повсюду можно встретить и крестьян, и вельмож, и горожан, и даже короля.

В романе Собор Парижской Богоматери Гюго показал религиозный народ и невозможность осуществлять управление напуганными людьми. Ярость народа, как и его восторг не были подконтрольны.

Основная мысль

Если остановиться на главной мысли романа, то она заключается в следующем. Гюго хотел показать, насколько внешность человека может быть обманчива, и отличаться от его духовного мира. Так, уродец Квазимодо был намного человечнее и добрее остальных.

У Квазимодо была действительно прекрасная душа, хотя он был с рождения горбуном, из-за чего в младенчестве его бросили умирать. А вот приятные внешне люди могут оказаться в душе настоящими уродами. Получается, что не нужно судить людей только по внешности, нужно смотреть на их действия и поступки.

Это и является основной мыслью романа Собор Парижской Богоматери.

Главные герои

В романе мы встречаем дьячка Фроло, который замаливал грехи брата, чтобы тот не попал в ад. По этим же соображениям он взял к себе на воспитание горбуна, однако отцом ему не стал. Его также коробило уродство горбуна. Для него Квазимодо был слугой и рабом. Фроло влюбился в Эсмеральду и эта его любовь ослепила его. Его поступки привели к бедам, в том числе стали причиной его смерти.

Встречаем мы и Эсмеральду, цыганку, чья красота вскружила всем голову, в том числе и дьячку с горбуном.

Конечно же здесь и главный герой Квазимодо, который доказал, что человечность не зависит от внешности.

В целом, в романе мы увидели, что красота не принесла счастья никому. Ведь из-за красоты девушку возненавидели женщины, считая, что Эсмеральда колдунья, а мужчины не давали ей прохода. Впрочем, и уродство сделало горбуна несчастным. Несмотря на это, главные герои были наделены прекрасной душой. Они не замечают коварства и злобной действительности. Это и стало причиной их смерти.

Наверное таким завершением романа Собор Парижской Богоматери автор хотел еще раз показать несправедливость этого мира, и с новой эпохой ничего не меняется, разве что меняются поколения людей.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-romanu-viktora-gyugo-sobor-parizhskoj-bogomateri.html

Анализ романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Виктор Гюго выдающийся французский романист и прозаик известен, прежде всего, как автор одного из лучших романтических произведений в истории мировой литературы – «Собора Парижской Богоматери».

Сюжет романа в достаточной мере прост и сводится к любовному треугольнику между цыганкой по имени Эсмеральда, дьяконом Клодом Фроло и его воспитанником горбуном Квазимодо, на фоне которого описываются величественные красоты Нотр-Дама и средневекового Парижа.

Именно Парижу писатель уделяет наибольшее внимание, тому Парижу, что более похож на огромную деревню, где всюду снуют бедные крестьяне и горожане, разъезжают вельможи и иногда появляется даже сам Святой Людовик, король Франции – человек расчетливый и рассудительный, чего нельзя сказать об его поданных.

Большую часть повествования Гюго посвящает предрассудкам и вере народа в сверхъестественные силы, а также в то, что управлять напуганной толпой не может никто, народная ярость, также как и народный восторг не поддаются контролю, как бы этого не желали сильные мира сего.

Главная мысль романа – внешний облик человека далеко не всегда отражает истинную природу его души, по большей части прекрасные внешне люди внутри достаточно уродливы, тогда как откровенные уродцы могут иметь сердце достойное ангелов. По одежке и лицу не судят, судить человека следует только по его поступкам, словам и действиям.

Дьякон Собора Парижской Богоматери Фроло всю свою жизнь замаливает грехи беспутного брата, ведущего разгульный образ жизни, он полагает, что только его отречение от мира может спасти родного человека от адских мук. Фроло даже начинает проявлять заботу о сиротах, спасая одного из них – уродливого горбуна по имени Квазимодо от неминуемой гибели, грозившей ему только за то, что родился он таким некрасивым.

Отсутствие красоты считалось у обитателей низов признаком дьявольских козней, потому мальчика бросили умирать, Фроло же воспитал его, но своим сыном не сделал, так как его также коробило уродство юноши. Квазимодо скорее являлся прислугой и рабом, слышащим постоянные упреки, чем возлюбленным сыном, коим он и должен являться для служителя церкви.

Уродство Квазимодо делает его несчастным, но и красота, которой природа наделила молодую цыганку Эсмеральду, счастья ей не приносит. Мужчины преследуют Эсмеральду желая добиться ее благосклонности, женщины ненавидят, полагая, что внимание противоположного пола заслуженно ею при помощи колдовства.

И Эсмеральда и Квазимодо несчастны, но обладая чистыми душами, не замечают того, насколько злобен и неприветлив окружающий мир, из-за чего попадают в сети, расставленные Фроло, и в конечном итоге погибают

Завершая повествование, Гюго рисует перед читателем сцену гибели Эсмеральды и отчаяния Квазимодо, подчеркивая столь драматичным моментом то, что в мире нет и не было справедливости. Скорее всего, писатель переносит в роман современные ему события, я печалью осознавая факт того, что изменились только лица, но не судьбы и поступки.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/analiz-romana-viktora-gyugo-sobor-parizhskoj-bogomateri.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РОМАНЕ В. ГЮГО

«СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»

 ВВЕДЕНИЕ

Истинным образцом первого периода развития романтизма, хрестоматийным его примером остается роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

В своем произведении Виктор Гюго создал неповторимые романтические образы: Эсмеральда – воплощение гуманности и красоты душевной, Квазимодо,  в уродливом теле которого оказывается отзывчивое сердце.

В отличие от героев литературы XVII – XVIII веков, герои Гюго сочетают в себе противоречивые качества.

Широко пользуясь романтическим приемом контрастного изображения иногда сознательно преувеличивая, обращаясь к гротеску, писатель создает сложные  неоднозначные характеры. Его привлекают гигантские страсти, героические поступки.

Он превозносит силу его характера героя, бунтарский, мятежный дух, способность бороться с обстоятельствами.

В персонажах, конфликтах, фабуле, пейзаже “Собора Парижской богоматери” восторжествовал романтический принцип отражения жизни— исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах. Мир безудержных страстей, романтических характеров, неожиданностей и случайностей, образ смелого, не пасующего ни перед какими опасностями человека, вот что воспевает Гюго в этих произведениях.

 Гюго утверждает, что в мире постоянно происходит борьба между добром и злом. В романе еще более ярко, чем в поэзии Гюго, обозначились поиски новых моральных ценностей, которые писатель находит, как правило, не в стане богачей и власть имущих, а в стане обездоленных и презираемых бедняков.

Все лучшие чувства—доброта, чистосердечие, самоотверженная преданность — отданы им подкидышу Квазимодо и цыганке Эсмеральде, которые являются подлинными героями романа, в то время как антиподы, стоящие у кормила светской или духовной власти, подобно королю Людовику XI или тому же архидиакону Фролло, отличаются жестокостью, изуверством, равнодушием к страданиям людей.

Знаменательно, что именно эту—нравственную—идею первого романа Гюго высоко оценил Ф. М. Достоевский. Предлагая “Собор Парижской богоматери” к переводу на русский язык, он писал в предисловии, напечатанном в 1862 году в журнале “Время”, что мыслью этого произведения является “восстановление погибшего человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств…

Эта мысль — оправдание униженных и всеми отверженных парий общества”. “Кому не придет в голову,— писал далее Достоевский,— что Квазимодо есть олицетворение угнетенного и презираемого средневекового народа… в котором просыпается наконец любовь и жажда справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых бесконечных сил своих”.<\p>

Глава 1.

РОМАНТИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.1 Причина возникновения

Романтизм как идейное и художественное направление в культуре появился в конце XVIII века. Тогда французское слово romantique означало “странное”, “фантастическое”, “живописное”.

В XIX веке слово “Романтизм” становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположному Классицизму.

В современном понимании термину “Романтизм” придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают тип художественного творчества, противостоящий Реализму, в котором решающую роль играет не восприятие действительности, а ее пересоздание, воплощение идеала художника. Для такого типа творчества характерны демонстративная условность формы, фантастичность, гротескность образов, символика.

Событием, послужившим толчком к осознанию несостоятельности идей XVIII века и к изменению мировоззрения людей в целом, была Великая Французская Буржуазная Революция 1789 года.

Она принесла вместо ожидаемого результата – “Свободы, Равенства и Братства”– только голод и разруху, а вместе с ними и разочарование в идеях просветителей.

Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=32003

Книга «Собор Парижской Богоматери»

“Собор парижской Богоматери” – потрясающее произведение, которое лично меня в первую очередь поразило авторским языком. Это первое произведение, прочитанное мною у Гюго, но оно влюбило меня в этого писателя.

Прежде всего в этой книге бросается в глаза именно авторский стиль.

Да, здесь есть пространные описания исторических реалий средневековой Франции, рассуждения о насущных и не очень философских вопросах, анализ архитектурных особенностей тех или иных зданий, самого Парижа – и все это, конечно, очень на любителя, так сказать.

Чего стоят главы, целиком посвященные вещам, которые просто оторваны от сюжета и служат, как видится, лишь для того, чтобы Гюго имел возможность поговорить о том, что ему интересно, – о Париже, о Франции.

Однако эти (довольно скучные, чего греха таить) моменты ничуть не умаляют заслуг Гюго как писателя.

Редко увидишь автора, который способен одновременно рассуждать о философии, ярко и чувственно передавать переживания героев, рассказывать о них так, словно энциклопедическую справку давать, с пеной у рта погружаться в описания балюстрад, колонн, келий, крыш домов, гаргулий и т.п.

Кроме того, Гюго открылся мне как сатирик, поскольку частенько в книге можно видеть то, как он высмеивает феодализм, человеческую глупость, жадность, извращенность. Иногда эта сатира даже вызывает смех, потому что подается в юмористическом ключе. К примеру, очень рассмешили описание суда над Квазимодо или история с мальчиком и лепешкой.

Читайте также:  Народы греции: культура и традиции

Что касается героев, то с ними у меня все не очень однозначно. Пьер Гренгуар – наверное, олицетворяет самого автора, поэтому в конце становится понятно, что он введен в сюжет лишь для того, чтобы мы его глазами могли видеть происходящие в книги события.

Мне так показалось прежде всего потому, что Пьер имел кучу возможностей для того, чтобы изменить как-то события, происходящие вокруг него, но он этого не делал. По сути, Пьер – персонаж-созерцатель. Если бы не было его, повествование ничего бы не потеряло.

Потому и обижаться на него (как мне хотелось поначалу) за то, что в конце книги он так и остался бездеятельным, не стоит. Такова была его роль в книге.

К Эсмеральде на протяжении всей книги мне было непонятно: испытывать или нет к ней сочувствия? Линия с поиском родителей, безусловно, трогательная, но ее любовь к капитану – сплошь стенания человека, полюбившего красивую обертку, не видя, что находится внутри. Конечно, ее прощает то, что она совсем еще молода, не знает жизни, не знает, какими бывают люди. Но даже несмотря на то, что к ее любви можно относиться без сочувствия, ее участь не может не вызвать определенных чувств.

Квазимодо – персонаж неоднозначный. С одной стороны, он предстает как человек, способный любить, даже не взирая на тот факт, что полюбить его невозможно никому в этом мире. С другой стороны, его моральные качества, сломленные ненавистью окружающих к нему, нельзя охарактеризовать положительно.

Да, он проникся любовью к Эсмеральде, хотел ее защищать даже ценой своей жизни. Но чем продиктованы эти чувства – только эгоистическим стремлением быть рядом с предметом своего обожания. По идее, Квазимодо – та же Эсмеральда, только в мужском, уродливом обличье. Он не умеет любить, не знает, что это такое.

Поэтому его первая любовь, как и у Эсмеральды, становится для него главной трагедией жизни.

Наконец, Клод Фролло – не менее трагичный персонаж, жизнь которого также ломается под действием высоких чувств. Наверное, он единственный, кто отказался от очень многого из-за любви, и он единственный, кто прошел весь путь любовного трагизма, если можно так сказать.

Но переживать ему тяжело – он извращен, он жесток и эгоистичен. Он пытается оправдать все свои преступные действия тем, что он попал под эти чары, но это не должно его оправдывать.

В конечном же счете, его жизнь оказалась разрушена так же, как и жизнь всех остальных героев.

Подводя некий итог, можно сказать, что почти всех персонажей книги объединяет одно – эгоизм. Клод и Квазимодо эгоистичны в своем стремлении обладать Эсмеральдой.

Пьер думает лишь о своей несчастной доле да о том, как спасти свою шкуру или стать великим трагиком. Феб – несмотря на любовь к нему прекрасной девушки, думает лишь о своих плотских желаниях.

Эгоизм виден даже у самых незначительных персонажей: жителей Двора Чудес, цыган, у управителей, вельмож.

Одна Эсмеральда, как мне показалось, лишена эгоизма. Да, она думает лишь о своей любви, но ей не чуждо сострадание, что нашло отражение в том, как она помогла Пьеру и Квазимодо. Пусть она и не забывала при этом, что поклялась в верности лишь одному человеку, из-за чего ее поступки выглядели нередко глупо и необдуманно, так или иначе в ней было то, чего не было во всех остальных.

В общем и целом, “Собор парижской Богоматери” – это нечто. Конечно, кажется, что половину книги можно смело вырезать из-за обилия бесполезных и ненужных для повествования элементов, но без них, возможно, книга не была бы полноценной, не смогла бы создать полностью картину жизни тогдашней Франции, тогдашнего Парижа. Книгу необходимо читать всем. Она настоящее сокровище мировой литературы.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001537396-sobor-parizhskoj-bogomateri-sbornik-viktor-gyugo

Проблематика и поэтика романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Виктор Гюго(1802-1885)

– Виктор Гюго вошёл в историю литературы как демократ и гуманист, поборник добра и справедливости, защитник угнетённых.

– Его мировая известность основана на его романах, но Гюго прежде всего поэт – первый поэт Франции, не знающий себе равных по масштабности творчества, его гражданскому накалу, виртуозному мастерству, богатству поэтического словаря и бесконечному разнообразию сюжетов, чувств, настроений.

– Творчество Гюго отличается редким художественным единством.

– Поэтом оставался он во всём, что бы ни писал: и в драматургии, пронизанной страстным лиризмом, и в романах, на каждой странице которых слышится его взволнованный голос, и в переписке, речах, публицистике, критических сочинениях, где сверкает весь арсенал романтической образности, весь фейерверк метафор и гипербол, неотъемлемых от его стиля и поэзии.

– С другой стороны, эпическое начало присутствует не только в его романах и больших поэмах, но и в лирике, даже самой личной, самой задушевной.

«Предисловие» к драме «Кромвель» (1827)

Манифест романтизма

– Широкое теоретическое обоснование нового романтического искусства.

– «Как бы ни были велики кедр и пальма, нельзя стать великим, питаясь лишь их соком», – как ни прекрасно искусство античной древности, новая литература не может ограничиться подражанием ему – вот одна из главных мыслей «предисловия». Искусство, – заявил Гюго, – меняется и развивается вместе с развитием человечества, и так как оно отражает жизнь, то каждой эпохе соответствует своё искусство.

– Историю человечества Гюго разделил на 3 большие эпохи: первобытную, которой в искусстве соответствует «Ода» (т. е. лирическая поэзия), античную, которой соответствует эпос, и новую, которая породила драму.

– Величайшие образцы искусства этих трёх эпох – библейские легенды, поэмы Гомера и творчество Шекспира.

– Шекспира Гюго объявляет вершиной искусства нового времени, под словом «драма» понимая не только театральный жанр, но и вообще искусство, отражающее драматический характер новой эпохи, главные черты которого он и стремится определить.

– В противовес классицизму, который он полагал устаревшим и оторванным от живой жизни, с его аристократическим противопоставлением «благородных» героев «неблагородным», «высоких» сюжетов и жанров «низким», Гюго потребовал расширить границы искусства, свободно сочетать в нём трагическое и комическое, возвышенно-прекрасное и низменно-безобразное (гротескное), как это происходит в жизни.

– Прекрасное однообразно, у него одно лицо; у безобразного их тысячи. Поэтому прекрасному следует предпочесть «характерное».

– Важной чертой нового искусства Гюго считал то, что оно открыло широкую дорогу гротеску.

– Другая важная черта – антитеза в искусстве, призванная отражать контрасты самой действительности, в первую очередь противоположность плоти и духа (здесь сказалось влияние Шатобриана), зла и добра.

– Гюго потребовал соблюдения в драме исторического правдоподобия – местного колорита, как в исторических романах, и обрушился на единства места и времени – нерушимые каноны классицизма, которые казались ему натяжками.

– Написанное с блеском и страстью, полное дерзких мысле й и ярких образов, «Предисловие» к «Кромвелю» произвело огромное впечатление на литературных современников.

– Оно открыло дорогу романтической драме, которая начала завоёвывать французскую сцену накануне 1830 года.

– Сформулированные Гюго принципы так или иначе сказались на таких произведениях, как «Генрих II и его двор» (1829) Александра Дюма, «Жакерия» (1828) Проспера Мериме, драмы и переводы из Шекспира Альфреда де Виньи.

– «предисловие» во многом оправдывало эстетику низового романтического жанра – бульварной мелодрамы, получившей широкое распространение в 1830-е годы.

Драматургия:

– «Эрнани» (Hernani, 1830).

– «Марион Делорм» (Marion Delorme, 1831).

– «Kороль забавляется» (Le Roi s’amuse, 1832).

– «Рюи Блаз» (Ruy Blas, 1838).

– «Эрнани» стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

– Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, с воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории лиетратуры под названием «битва за «Эрнани»».

– «Марион Делорм», запрещённая в 1828 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»;

– «король забавляется» – в «театрФрансе» в 1832 году; эта пьеса была также запрещена.

Общественная деятельность:

В 1841 году Гюго избран во Французскую Академию, в 1845 году получил звание пэра.

В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании.

В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году бы избран сенатором

Романы:

– «Собор Парижской Богоматери» – первый исторический роман Гюго.

Главный герой романа — Собор

– Собор – символ Средневековья, красоты архитектуры и уродства религии

– «Книга убьёт здание»

– Основной признак романтизма; исключительные характера в чрезвычайных обстоятельствах

– Эстетика гипербол и контрастов

– Конфликт высокого и низкого: феодализм, королевская деспотия / народ, отверженные

Тема Конфликта любви и ненависти, красоты и уродства, а так же проблема «отторгнутых обществом» людей, возникновение и потеря новых идей – все это до сих пор остается актуальным, неподвластным времени…

Главным идейно-композиционным стержнем романа является любовь к цыганке Эсмеральде двух героев: архидьякона Клода Фролло и и звонаря собора Квазимодо. Эта любовь выявляет два характера.
Персонаж Клода Фролло вызывает сочувствие, жалость.

Следует сказать, что жизнь у этого человека не сложилась с самого начала: мечта оказалась раздавленной обстоятельствами. Собор стал его домом, местом, где молодой человек заточил душу и страсть. Так получилось, что чувства, которые, как ему казалось, были похоронены в прошлом, захватили его.

Он начинает бороться со своей страстью, но проигрывает.

Что касается Квазимодо, то сам персонаж чем-то напоминает собор Парижской Богоматери. Внешне этот человек также уродлив, неказист. За внешним уродством скрывается душа ребенка.

Широко использует в романе приемы гротеска и контраста. Изображение характеров дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральды, но, с другой стороны, безобразная внешность звонаря контастирует с его прекрасной душой.

Главные герои романа тесно связаны друг с другом не только центральной любовной тематикой, но и своей принадлежностью к Собору Парижской Богоматери: Клод Фролло является архидьяконом храма, Квазимодо – звонарём, Пьер Гренгуар – учеником Клода Фролло, Эсмеральда – танцовщицей, выступающей на Соборной площади, Феб де Шатопер – женихом Флер-де-Лис де Гонделорье, проживающей в доме, окна которого выходят на Собор.

На уровне человеческих взаимоотношений персонажи пересекаются друг с другом через Эсмеральду, чей художественный образ является сюжетообразующим для всего романа.

К прекрасной цыганке в «Соборе Парижской Богоматери» приковано всеобщее внимание: парижские горожане с удовольствием любуются на её танцы и фокусы с белоснежной козочкой Джали, местная чернь (воры, проститутки, мнимые нищие и калеки) почитает её не меньше, чем Богоматерь, поэт Пьер Гренгуар и капитан королевских стрелков Феб испытывают к ней физическое влечение, священник Клод Фролло – страстное желание, Квазимодо – любовь.

Сама Эсмеральда – чистое, наивное, девственное дитя – отдаёт своё сердце внешне красивому, но внутренне уродливому Фебу. Любовь девушки в романе рождается вследствие благодарности за спасение и застывает в состоянии слепой веры в своего возлюбленного. Эсмеральда ослеплена любовью настолько, что готова обвинить в холодности Феба саму себя, признавшуюся под пытками в убийстве капитана.

Молодой красавец Феб де Шатопер – благородный человек лишь в обществе дам. Наедине с Эсмеральдой – он лживый соблазнитель, в компании с Жеаном Мельником (младшим братом Клода Фролло) – изрядный сквернослов и любитель выпить.

Сам по себе Феб – обычный Дон Жуан, смелый в бою, но трусливый, когда речь заходит о его добром имени. Полной противоположностью Феба в романе являетсяПьер Гренгуар.

Несмотря на то, что его чувства к Эсмеральде лишены особой возвышенности, он находит в себе силы признать девушку скорее сестрой, нежели женой, и со временем полюбить в ней не столько женщину, сколько человека.

Личность в Эсмеральде видит и на редкость страшный звонарь Собора Парижской Богоматери. В отличие от остальных героев он обращает внимание на девушку не раньше, чем она проявляет заботу о нём, подав стоящему у позорного столба Квазимодо воду.

Только познав добрую душу цыганки, сгорбленный уродец начинает замечать её физическую красоту.

Внешнее несоответствие себя и Эсмеральды Квазимодопереживает достаточно мужественно: он настолько любит девушку, что готов сделать для неё всё – не показываться на глаза, привести другого мужчину, защитить от разъярённой толпы.

Архидьякон Клод Фролло – самый трагический персонаж романа. С ним связана психологическая составляющая «Собора Парижской Богоматери». Прекрасно образованный, справедливый, любящий Бога священник, влюбившись, превращается в настоящего Дьявола.

Он хочет добиться любви Эсмеральды любой ценой. Внутри него постоянно идёт борьба между добрым и злым началом. Архидьякон то умоляет цыганку о любви, то пытается взять её силой, то спасает её от смерти, то сам же отдаёт её в руки палача.

Страсть, не находящая выхода, в конечном итоге убивает и самого Клода.

Источник: https://cyberpedia.su/6x23a9.html

Ссылка на основную публикацию