Молчалин: характеристика и образ героя в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”

Характеристика Молчалина (Горе от ума)

«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно. Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы».

Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты…») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме – родственники.

Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения.

Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.


Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».
Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость.

Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев.

Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1177-harakteristika-molchalina-gore-ot-uma.html

Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

К каким ценностям должен стремится человек? Каким путём должен он добиваться своих целей? Что он может себе позволять, а чего не приемлет жизненный путь? Что ценнее — благородство несмотря ни на что, или бесчестите ради хорошей жизни? Задуматься обо всём этом предлагает нам А. С. Грибоедов в своей комедии — «Горе от ума». Несмотря то, что писатель описывает российское общество XIX в., можно легко увидеть героев этого произведения и в наши дни. Взять хотя бы Молчалина…

Алексей Степанович Молчалин по своему происхождению и занимаемому в обществе положению принадлежит к рабочему классу. Московский дворянин Фамусов взял его «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари».

Это очень молчаливый, безропотный человек, о чём автор саркастично намекает читателю его фамилией. Такой характер был заложен его родителем, который с ранних лет завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а кроме того, даже уличной собаке.

Самое главное, по завету отца — удачная карьера, сулящая чины и вместе с тем богатства. Вот основная цель жизни Молчалина, которой он решил добиваться обманом и лестью. Такая жизненная позиция толкает Алексея Степановича на непристойное дело — он сближается с дочерью своего господина путем лживых признаний в любви.

Несмотря на то, что Фамусов прочит себе в зятья только человека своего круга, Молчалин всё же надеется путём угод и лести пробить себе путь к красивой жизни. Его старания не кончаются семьёй своего барина, на балу он вертится вокруг уважаемых гостей Фамусова и играет в карты даже со старичками и дамами преклонных лет.

Под конец комедии его маска всё же слетает, да так, что он теряет всё в одночасье. Притаившаяся Соня слышит откровения ничего не подозревающего Молчалина, которые он адресует её служанке — Лизаньке и, не в силах сдержаться, обнаруживает себя перед ними.

Куда приводит путь обмана и лести ради материальных благ показал нам А. С. Грибоедов на примере этого персонажа. Поразмыслить тут есть каждому о чём, потому что таких Молчалиных и в наши дни хватает.

Характеристика и образ  Молчалина

Произведение А.С.Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на образ жизни и мышление аристократического общества первой половины 19 века.  Замысел этой комедии в стихах у Грибоедова возник в 1820 г., а к 1824 г. она расходилась в салонах в списках.

Многие декабристы оценили сатирический тон произведения. Один из них И.И.Пущин познакомил своего друга А.С.Пушкина с этим произведением, когда тот был в Михайловском.

Читатели и критики полюбили «Горе от ума» за яркие образы героев, реалистичность описания быта и нравов светского общества и афористический стиль.

Одним из главных героев этой комедии является Алексей Степанович Молчалин. Это тихий молодой человек из бедной семьи, не имеющей связей. Он работает секретарем у богатого чиновника, управляющего П.А. Фамусова и живет в его доме. Благодаря службе он получил чин коллежского асессора, что в соответствии с «Табелем о рангах» дало ему потомственное дворянство.

На публике он старается держаться скромно, молчит,  угождает всем вокруг. Окружающие, в том числе и Софья, описывают его как тихого, скромного, услужливого человека, который проблемы с начальником решает «молчанием». Он не испытывает никаких чувств к Софье Фамусовой, но разыгрывает с ней любовь, чтобы только угодить «дочери такого человека».

Сам он заигрывает со служанкой Лизой, пытается ее обнять и поцеловать, когда никто не видит. В конце комедии Софья узнает, что на самом деле думает о ней Молчалин. Он бросается ей в ноги, пытается оправдаться и превратить все в шутку. Софья просит его не напоминать об их отношениях, иначе она угрожает публично рассказать о них.

Для Молчалина это может обернуться трагедией, поэтому он соглашается молчать и не показываться ей на глаза.

Молчалин хочет угодить всем: княгине, начальнику, дворнику и даже «собаке дворника».  Он делает это не из добрых побуждений, а лишь для собственной выгоды. Само это поведение, по эго словам, «завещано» ему отцом. Он считает, что слишком молод и не получил достаточно чинов, чтобы иметь свое мнение и высказывать его.

  Он ограниченный, двуличный, узко мыслящий человек, но тем не менее понимает, что у его отношений с Софьей нет будущего. Он является объектом насмешек Чацкого за свое раболепие, молчаливость и угодливость.

Бывший возлюбленный не мог поверить, чтобы Софья, которую он считал умной девушкой, могла отдать сердце такому человеку.

Алексей Степанович представляет собой молодое поколение так называемого «фамусовского общества», где главную роль в человеке играет не ум и честь, а титулы и звания.

Он сам является порождением этого общества. Будучи воспитан в бедности, в богатом доме чиновника он знакомиться в людьми, имеющими власть.

Он понимает, как он должен себя вести с ними, а главное, он понимает, что ему могут дать чины и звания.

В настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема «приспособленцев». В нашем обществе будут появляться подобные Молчалину, пока приоритет будет отдаваться богатству, пока о человеке будут судить не о делах, а о его положении в обществе.

Образ и характеристика Молчалина

  • Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 классЭтот замечательный натюрморт известного художника Петра ончаловского сегодня хранится в Третьяковской галерее. Это не удивляет. Так реалистично изобразить ветки цветущей сирени удавалось не каждому живописцу. Очевидно, Петр Кончаловский
  • Наташа Ростова любимая героиня Толстого в романе Война и мир сочинениеГерои, которым симпатизирует Л.Н. Толстой, автора романа-эпопеи “Война и мир”, сильно выделяются на фоне остальных многочисленных персонажей. Их нельзя назвать исключительно хорошими, они не идеальны в своих поступках, часто принимают неверное решение.
  • Сочинения для 2 класс
  • Сочинение по картине Крымова Зимний вечер 6 классКонечно же, большую часть этой картины занимает снег, и это закономерно, ведь название говорит само за себя. Сложно представить настоящую русскую зиму без снежных сугробов, трескучих морозов, которые окутывают землю
  • Авторская оценка Тараса Бульбы сочинениеГерой, написанной в 1842 году Н.В. Гоголем повести «Тарас Бульба», обладает сильным, целеустремленным характером, таким же непростым, как и век, в котором он живет, и земля, что находится под его защитой. Описывая события трехсотлетней давности,
  • Сочинение на тему 5 июня всемирный день окружающей средыМир, в котором мы живем необходимо беречь. Сейчас, когда работают заводы и фабрики и много химических веществ атмосфера планеты загрязняется. Проблема смога постигла уже Китай.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-molchalina-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova

Образ Молчалина в «Горе от ума» Грибоедова

А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Не пропустила цензура, так как характер пьесы обличительный. Она распространилась в списках, имела большой успех среди молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была напечатана в сокращении.

Автор подарил читателю плеяду ярких образов московского дворянства 19 века. Большинство из них актуально по сей день. Особенно живуча личность, которая «блаженствует на свете». Этот персонаж олицетворяет чинопочитание, карьеризм, лицемерие.

Общая характеристика героя

Молчалин – молодой человек неизвестного происхождения. Родом он из Твери, родители обнищали. Благодаря его деловитости и хитрости, попадает в столицу.

Фамусов дает ему чин коллежского асессора, пристраивает своим секретарем. Эта должность в то время давала потомственное дворянство, независимо от материального благосостояния.

Но сам работодатель называет его «безродным», хоть и поселяет в своем доме.

Алексей Степанович, как большинство героев классической литературы, носит говорящую фамилию. Он действительно безмолвен. Качество противоречивое. Влюбленная Софья считает добродетелью.

Мол гневается батюшка, а Алексей не спорит, не возражает, вспыльчивый барин успокаивается. Чацкий же считает это глупостью, отсутствием воли, самоуважения.

Для Молчалина же это просто хитрый маневр, приспособленчество. Ему не претит.

Герой молод, ровесник Чацкого. Но схожи они лишь по возрасту.

Чацкий и Молчалин

Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие, как Молчалин готовы на все, чтобы добиться высоких чинов, положения в обществе. Не гнушаются ничем. Ложь, лицемерие, заискивание, низкопоклонничество, унижение, притворство – все идет в ход.

Читайте также:  Снег - явление природы

 «Умеренность и аккуратность» – единственные таланты Алексея Степановича. Но он явно скромничает, забыв о том, что адаптивность, хитрость, деловая хватка – тоже своего рода таланты.

Молчалин не признает своего права на собственное мнение. Пока он в маленьком чине, необходимо зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, подстраивается.

Чацкий – человек иной. Он открыто выражает свое мнение в любом окружении. В пустой службе не видит смысла. Он готов служить делу, но не лицам. Прислуживаться ему тошно. Фамусов называет его гордецом, глупцом. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.

Молчалин же ради выгоды готов притворяться во всем. Даже в любви.

Отношение к Софье

Притворившись влюбленным, Алексей становится другом сердца дочери хозяина. Она, в свою очередь, наделила его чертами героев французских любовных романов. Создала для себя идеальный образ.

Алексей Степаныч по ночам посещает комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, не позволяет вольностей. Как выяснилось позже, не потому, что трепетно влюблен и хорошо воспитан, а из равнодушия. Зато к Лизе проявляет пылкость, неучтивость. Робость с барышней и пошлое поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.

Ухаживает за Софьей он лишь для того, чтобы выслужиться: «в угоду дочери такого человека». Он сам не очень понимает зачем. Любви нет, на свадьбу не рассчитывает. Молчалин трус, безумно боится гнева Фамусова, того, что он узнает о романе.

Молчалин и гости

Бал в доме Фамусовых – ключевая сцена произведения. Семья официально в трауре после кончины дяди. Поэтому созываются только «свои». Балы давать необходимо для поддержания связей.

Со всеми представителями «века минувшего» Молчалин одинаково любезен. К каждому находит подход. Софья в этом умении приспосабливаться видела доброту. Мол Алексей Степанович у всех в доме нашел дружбу.

Замечает это и Чацкий: «тут моську во время погладит, там впору карточку вотрет». И, действительно, доходит до абсурда. Молчалин гладит, нахваливает шпица барыни Хлестовой.

А потом весь вечер играет со стариками в карты, подстраиваясь, подыгрывая. Зная их крутой нрав.

Юноша все делает вовремя. Он будто предчувствует социальную грозу. Как только назревает скандал в доме, он исчезает в своей комнате за минуту до появления хозяина.

«Достигнет степеней известных…»

Все это безусловно поможет герою в реализации целей. Его не смутят ошибки, падения. В нем нет стыда, робости. Алексею с детства привили закон необходимости угождать даже дворнику барина и его собачке. А низкопоклонничество, умение «сгибаться в перегиб» высоко ценится в столице.

Источник: http://spadilo.ru/obraz-molchalina-v-gore-ot-uma-griboedova/

Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.

Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни.

Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.

Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели.

И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина.

Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер.

Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий.

Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме.

Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло.

На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи.

В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность.

Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-molchalin.html

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов – писатель, редкий далее для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность.

Прошло ужо более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим.

Почему лее так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Главная тема комедии – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии -Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии – Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных – «любовный треугольник» Софья – Чацкий Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века.

Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она вообраяжет их героиней.

Софья мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» — имеют прямое отношение и к его собственной дочери.

Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "добро побеждает зло"

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум с отсутствием всякого намека на убеждения.

Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Мол-чалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.

Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом », а Молчалину велит убраться из дому.

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки па Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом – распускает сплетню о его сумасшествии.

Она настолько поддалась влиянию «фа-мусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила.

Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого лее Софья предпочла ему.

Так автор сталкивает двух героев – Чацкого и Молчалина. Они сверстники, люди из одного и того нее общества, а мыслят и живут совершенно по-разному.

Молчалин страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть – желание любой ценой сделать карьеру.

Ухаживание за дочерью своего начальника – это лишь способ преуспеть.

В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин – большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии.

Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие.

Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет.

Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, – типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь… разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Мол-чалипым, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец».

Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А.

Гончаров, она – жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

Источник: http://lit-helper.com/p_Molchalin_i_Sof-ya__Znachenie_obrazov_v_komedii__A_S__Griboedova_Gore_ot_uma

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Молчалина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

       Бессмертные образы создал в своем единственном, но великом произведении А. Грибоедов. «Горе от ума» открыло русской литературе героев, преданных делу чести, героев, ничего не понимающих в мире, героев-солдафонов и героев-прислужников.  Последний образ в комедии олицетворен Алексеем Степановичем Молчалиным – одним из самых таинственных персонажей.

       Молчалин служит в казенном доме Фамусова в качестве секретаря. Он уже получил и чин, и даже заслужил три награды.

Но сразу же бросается в глаза одно качество Молчалина – неразговорчивость, о чем, собственно, и говорит его фамилия.

Молчалин никогда не высказывает своего мнения и никогда не произносит многословных речей. Все его фразы – обрывчаты, особенно в общении с лицами по чину выше его.

       О качествах Молчалина мы впервые узнаем из реплик Софьи, которая безмерно любит этого человека:

                   Молчалин за других себя забыть готов,

                   Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело…

      Но даже наедине с девушкой, которая его любит, Молчалин не выражает никаких чувств, и не способен ничего выразить:

                    Из глубины души вздохнет,

                    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

      С настоящим Молчалиным мы знакомимся уже намного позже. Если Софья превозносит все душевные качества возлюбленного, то Чацкий к Молчалину относится с презрением и совершенно недооценивает его.

Недаром он и представить себе не может, что охладевшая к нему Софья на самом деле любит Молчалина.

Для него это становится явным шоком: «О Боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!»

      Однако еще раньше он справедливо говорит о Молчалине: 

                  …он дойдет до степеней известных,

                  Ведь ныне любят бессловесных.

      Молчалин, таким образом, – это не индивидуальный образ, найденный А. Грибоедовым. Но образ, распространенный в России того времени, и ярко подмеченный автором. 

       Молчалин, несмотря на то, что он не смеет сказать и слова лишнего в присутствии высших чинов, позволяет себе не только высказаться, но и давать советы Чацкому. Молчалин также с неким презрением относится к своему ровеснику, те более что тот и чинов никаких не получал, и не готов пресмыкаться перед чиновными людьми. Философия же Молчалина такова:

                   В мои лета не должно сметь

                   Свое суждение иметь

                   Ведь надобно ж зависеть от других

                   (Зачем?) – 

                   В чинах мы небольших

      Молчалин действует так, как «завещал отец»:

                   Во-первых, угождать всем людям без изъятья – 

                   Хозяину, где доведется жить,

                   Начальнику, с кем буду я служить…

      Таким образом, Молчалин – это образ человека, который ради того, чтобы выжить в обществе, не смеет иметь собственное суждение. Он подчиняется во всем не своим идеалам и ценностям, но принимает правила игры людей, стоящих выше его по чину.

Образ Молчалина – обобщающий, ведь в то время, как, впрочем, и сейчас, продвигались по службе те, кто были послушны, исполнительны и молчаливы. Никогда не любили люди тех, кто имеет собственное мнение.

И поэтому, мне кажется, образ Молчалина очень актуален.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/239-obraz-molchalina-v-komedii-a-griboedova-gore-ot-uma.html

Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”

Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора – образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.

Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения.

Маленького чиновника – секретаря Фамусова – автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие

и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего.

Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода.

Молчалин – мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.

При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”.

Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин – лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила.

Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А. С. Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”.

Эти герои – люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин – ровесники, но тем резче между ними контраст.

Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” .

Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных.

Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство – готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”.

Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким.

Читайте также:  Даниэль дефо "робинзон крузо": описание, герои, анализ произведения

Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием.

Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” – вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.

Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин – ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником.

И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян.

Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.

Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть – главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя.

С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий – неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно.

Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”.

И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства – время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они.

Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей – они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А.

Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”.

Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время – Молчалины живучи и неуязвимы.

Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы.

Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди “возрождаются” быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

Источник: http://home-task.com/obraz-molchalina-v-komedii-aleksandra-griboedova-gore-ot-uma/

Образ молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Образ молчалина в комедии А. С.

Грибоедова «Горе от ума» Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. А. С. Грибоедов «.. .Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку», — так говорил о замысле своего произведения сам А. С.

Грибоедов, имея в виду тот факт, что Софья предпочитает Молчалина Чацкому. Но можно ли однозначно назвать Молчалина глупым? Читая комедию, мы все больше убеждаемся, что это не совсем верно. Он, всегда все слышащий и видящий, тонко разбирается в психологии, особенно женской.

Так, например, убедившись в том, что угодливость и лесть действуют благотворно и умиротворяюще на Хлестову, Молчалин сознательно сыплет комплиментами: Ваш шпиц — прелестный шпиц; не более наперстка, Я гладил все его; как шелковая шерстка. В ответ на свою любезность он получает ее расположение.

И в этом вся сущность героя, как точно охарактеризовал его Чацкий: Молчалин!

— Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут впору карточку вотрет… В этом эпизоде также ярко раскрывается смысл характеристики Молчалина, которую он сам себе дает: «умеренность и аккуратность».

В ней — вся тактика поведения и жизни героя: обдуманность всех поступков и слов; подчинение людей, событий, обстоятельств медленному, но неуклонному движению вперед, к достижению своей цели. А цель его вполне конкретная и определенная — «почести и знатность».

Для того чтобы приобщиться к аристократической среде, безродному Молчалину необходимо было обладать большой хитростью, ловкостью и осторожностью.

И он в совершенстве овладевает и искусно пользуется этими качествами, что и приводит его постепенно к желаемым результатам: По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил. На первый взгляд кажется, что Софью привлекает в герое его скромность, кротость, застенчивость.

Однако стоит обратить внимание на поведение девушки, когда он падает с лошади; на то, как она реагирует на замечания Лизы и самого Молчалина. Здесь мы видим настоящие чувства, которые она не желает скрывать и которые считает самым высоким и значительным в жизни.

Чувства Софьи — это влюбленность, преклонение, даже подчинение, а не только лишь стремление покровительствовать любимому человеку «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять».

Она готова возражать на любые, даже самые страстные и благоразумные, доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям: Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы; Боюсь, что выдержать притворства не сумею… Но и в отношении этого героя к Софье чувствуется тот же точный и корыстный расчет.

Он твердо уверен, что знает, как должен обращаться с женщиной и что необходимо ему для того, чтобы ее очаровать и подчинить себе. Отсюда же и его высокомерие по отношению к Лизе. Есть своеобразный циничный смысл в том, как он перечисляет те безделушки, за которые он готов купить расположение девушки.

Молчалин своим изворотливым умом смог оценить обстановку в доме Фамусова. Он быстро понял, что наскоки Чацкого на ценности мира Фамусовых и скалозубов приведут его к бесспорному поражению.

Именно поэтому в вежливых, подчеркнуто простодушных репликах героя слышатся наглость и высокомерие, мстительная радость плебея, сумевшего возвыситься над аристократом. Именно сознание «обреченности» Чацкого в этом мире дает Мол-чалину право и возможность на минуту поддаться жалости к нему.

Но лишь на минуту — затем он снова прячется в свою надежную скорлупу, становится робким и угодливым.

Таким образом, за внешней кротостью Молчалина кроются мощная энергия и целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении своих целей, а за показной скромностью — цинизм и двуличие.

В нем действительно есть сила и значительность, основанные на осторожном, гибком уме и наблюдательности, которые и позволили Софье предпочесть его Чацкому. Но эта сила и энергия направлены не на добро и общее благо, а лишь на расширение и подкрепление собственного эгоизма. Не случайно Ф. М.

Достоевский писал в 1876 году в своем «Дневнике писателя»: «…я чуть ли не сорок лет знающий «Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина…»

Источник: http://historylib.net/obraz-molchalina-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Горе от ума образ молчалина роль в комедии

А.С.Молчалин – секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением.

“Вот он на цыпочках и небогат словами”,-говорит Чацкий.Молчалин на вид скромный молодой человек.Он играет на флейте,любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой,уступчивостью,кротостью.

Она не понимает,что все это маска,которая служит М-ну для достижения жизненной программы.

Хозяину,где доведется жить,

Начальнику,с кем буду я служить,

Слуге его,который чистит платья,

Швейцару,дворнику,для избежанья зла,

Собаке дворника,чтоб ласкова была.

Я гладил все его- как шелковая шерстка.

В чинах мы небольших.

Три награжденья получил”,-говорит он Чацкому,прибавляя,что у него есть два таланта:”умеренность и аккуратность”. Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой.

Думая,что расположение Лизы легко купить,он обещает подарить ей “туалет прехитрой работы”.

В решительный момент,когда Софья прерывает его объятья с Лизой,Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, что испугался за свою карьеру.

Когда же появляется Чацкий,окончательно струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает негодование Чацкого. “Молчалины блаженствуют на свете!”- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником “мильона терзаний” умного,благородного Чацкого,виновником трагедии Софьи.

/ Характеристики героев / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Молчалин

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Один из самых интересных, «самых ярких типов комедии» (по за­мечанию Ф.М. Достоевского), «неоднозначных» (по высказыванию А.С. Пушкина) героев является Алексей Степанович Молчалин, сек­ретарь Фамусова, живущий у него в доме и числящийся «по архи­вам».

Из всех персонажей фамусовского круга Молчалин лучше осталь­ных может приспособиться к существующим условиям. Он обладает деловыми качествами. Первая его более или менее пространная реп­лика, относится к служебным обязанностям: бумаги, которые поручил ему Фамусов, «в ход нельзя пустить без справок, без иных, /Противуречья есть, и многое не дельно».

Молчалин относится к тому типу людей, которые, несмотря на свою незнатность, «безродность», добьются «степеней известных» благодаря своему упорству, умению находить общий язык с влия­тельными людьми. Он — незаурядный психолог, четко улавливаю­щий тонкие переливы настроений влиятельных особ, понимает, когда нужно выступить с кроткой любезностью:

Ваш шпиц — прелестный шпиц; не более наперстка,

Я гладил все его; как шелковая шерстка.

За это получает от Хлестовой: «Спасибо, мой родной!». Молчалин не ошибается в расчетах и не путается в ролях секретаря и любовника, учтивого собеседника и карточного партнера.

Характеристика, данная автором своему персонажу («умеренность и аккуратность»), — это тонко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни, это подчи­нение всего и вся медленному движению вперед, к поставленной цели — «.. .

и награжденья брать, и весело пожить» (из монолога с Чац­ким). «Почести и знатность» — вот к чему тянется Молчалин. Стать «московским тузом» — вершина мечты.

Нехитрая мораль, усвоенная многими поколениями молчалиных, в мире Фамусовых приводит к успеху. Формула этого успеха такова:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Привычная маска почтения и послушания спасает Молчалина, ко­гда в финале комедии Софья слышит его исповедь Лизе. Молчалин, как опытный иллюзионист, умело вытаскивает в нужный момент из черного ящика своей души основной набор моральных ценностей «века минувшего»: почтение, послушание, заискивание, лицемерие, притворство, лесть, отсутствие собственного мнения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/420/

Ссылка на основную публикацию