Иоганн себастьян бах, антонио вивальди, арво пярта и феликс мендельсон-бартольди во временах года

Хвалебные песни И. С. Баха и Ф. Мендельсона в КЗЧ

Солистами были: Лора Бинон (сопрано, Бельгия), Анастасия Кикоть (сопрано, Большой театр), Виктория Яровая (альт, «Новая опера» ), Артём Сафронов (тенор, МАМТ им Станиславского и Немировича-Данченко), Константин Шушаков (баритон, Большой театр).

Звучали: «Magnificat» ре минор, BWV 243 Иоганна Себастьяна Баха и Симфония-кантата «Хвалебная песнь» (симфония № 2) си-бемоль мажор, ор. 52 Феликса Мендельсона-Бартольди.

Оба сочинения, особенно симфония Мендельсона, редко звучат на московских концертных площадках. «Madnificat» был включён в программу концерта по предложению ансамбля «Intrada».

«Magnificat anima mea Dominum» («Величит душа моя Господа») – это слова пресвятой девы Марии в ответ на приветствие её родственницы праведной Елизаветы, у которой при приближении Богородицы ребёнок взыграл во чреве, и она воскликнула: «Благословенна ты между женами и благословен плод чрева Твоего!» Мальчик, которого родила Елизавета, стал Иоанном Предтечей, крестителем Иисуса. (Евангелие от Луки гл. 1, стихи 39–80).

Эти евангельские стихи входят в богослужение всех христианских деноминаций: католиков, православных, протестантов – И. С. Бах был, как известно, лютеранином.

Лучшие добаховские «Magnificat» сочинили католики: Гийом Дюфаи, Жоскен Депре, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Орландо ди Лассо, Генрих Шютц, Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди.

В послебаховские времена на этот текст сочиняли Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон, Ральф Воан-Вильямс, а также наши современники Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт, Владимир Мартынов.

Протестанты ведут богослужения на родных языках, и Бах большинство своих духовных кантат и ораторий (Страстей) писал на немецком.

На латыни им написаны мессы, в том числе и гениальная Месса си минор, первые две части которой Бах сочинил уже будучи кантором Томанер-кирхи (церкви св.

Фомы) в Лейпциге, претендуя ещё и на звание придворного музыканта курфюрста Саксонского Августа III, который был католиком.

По традиции в Рождество это песнопение и у лютеран звучит на латыни. К евангельскому тексту добавляются слова: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу!», которые являются своего рода финальной «Gloria», построенной на основе темы первой части, но с большим количеством украшений-юбиляций. Возникает как бы арка, соединяющая всё сочинение по форме в единое целое.

Лора Бинон

Исполнение баховского «Magnificat» получилось по всем статьям. Редкий случай: была подобрана ровная команда солистов, причём они были хороши как в сольных номерах, так и дуэтах и терцете. Лора Бинон кроме вокального образования получила ещё и инструментальное (даже побеждала на международных скрипичных конкурсах).

Это дисциплинирует музыкальное мышление и воспитывает вкус. Её манера исполнения стала как бы камертоном, по которому настраивались российские солисты, у которых за плечами только оперный опыт, с другой методой подачи голоса.

Можно констатировать, что в этом концерте им в значительной степени удалось совладать со своими голосами и звучать более-менее камерно.

Вокальный ансамбль «Intrada» ещё раз подтвердил своё вокальное мастерство в исполнении барочной музыки, безошибочность стиля и хороший вкус. Прекрасно звучал оркестр «Musica Viva».

Симфонию-кантату № 2 «Хвалебная песнь» объединяет с «Magnificat» общее состояние восторга и праздника. Она была написана Мендельсоном спустя 117 лет после «Magnificat» по заказу для празднования в Лейпциге 400-летия изобретения Иоганном Гуттенбергом печатной машины.

Поскольку в первую очередь эти машины были предназначены для печатания лютеровского перевода Библии на немецкий язык, то не удивительно, что Мендельсон сам отобрал для текста фрагменты этого перевода, в частности из ветхозаветной Книги Исайи, некоторых псалмов и новозаветного Послания к римлянам Апостола Павла.

Более того, премьера Второй симфонии Мендельсона состоялась в той же Томанер-кирхе, где много лет служил кантором Бах и впервые прозвучал его «Magnificat».

Эту симфонию Мендельсона я слушал впервые, и она понравилась мне более, чем я ожидал. Это интересная музыка, в которой меньше сентиментальности, чем мы привыкли слышать в его сочинениях. Радостная по сути, она более строга по форме.

Нельзя не отметить прекрасное исполнение этой симфонии. Здесь ярко проявился музыкальный (и в частности, дирижёрский) дар Александра Рудина. Он сумел собрать воедино солистов (Л. Бино, В. Яровую и А. Сафронова), хор и оркестр. Ансамбль получился практически безукоризненный.

И снова не могу не восхититься ансамблем «Intrada», прозвучавшим стилистически совершенно по-иному, чем в «Magnificat». И это, безусловно, заслуга его художественного руководителя Екатерины Антоненко.

В лице этого ансамбля мы располагаем хоровым коллективом высочайшего класса, точного понимания стиля и вкуса. Для меня этот концерт стал одним из ярчайших впечатлений первой половины сезона 2013/2014 г.г.

среди отечественных исполнителей.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

СПРАВКИ:

Лора Бинон (сопрано, Бельгия) начала музыкальное образование как скрипачка. Она окончила Королевскую консерваторию в Брюсселе и стала лауреатом нескольких исполнительских конкурсов.

Во время учебы в консерватории начала заниматься вокалом в классе Беатрис Дево, и по окончании консерватории за большие успехи была удостоена премии “Cardon”.

В 2008-2009 годах Лора Бинон училась в Высшей школе музыки в Барселоне (педагог — Маргарита Кодина де Нативидаде), а в 2011 году получила степень магистра в Амстердамской консерватории (педагог — Валери Гийорит).

Певица постоянно сотрудничает с ансамблями Il Fondamento, Collegium Vocale (Гент), Ictus, Spectra, с кем записала несколько альбомов и совершила гастрольные турне. Бинон выступала под управлением таких дирижёров, как Филипп Херревеге, Эрве Нике, Бо Холтен, Поль Домбрехт, Жоэль Леви и многими другими.

Среди её ангажементов — партия Барбарины в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта с Фрайбургским барочным оркестром (дирижер Рене Якобс), участие в исполнении сочинения Drumming Стива Райха с ансамблем Ictus в европейских городах; участие в исполнении «Страстей по Матфею» Баха с оркестром Амстердамского Консертгебау и хором Нидердандского Баховского общества (дирижёр Йос ван Вельдховен) в городах Нидерландов. Л. Бинон также исполняет сольные партии в оратории «Семь последних слов Спасителя на кресте» Гайдна, Реквиеме Форе, «Песни любви» и «Новые песни любви» Брамса.

В сезоне 2013/2014 г.г. певица выступила на фестивалях в Страсбурге (Франция) и на острове Хирмонниког (Нидерланды), где участвовала в исполнении произведений «Дидона и Эней» Пёрселла (Белинда), «Лунный Пьеро» Шёнберга и «Сирены» Л. Франческони (с Брюссельским филармоническим оркестром, дирижёр М. Табачник). 

Значительное место в творческой деятельности певицы занимает камерная музыка.

В 2011 году она выступила с сольной программой из песен Шуберта на Оксфордском песенном фестивале, в мае 2013 года — дала несколько сольных концертов в Англии.

Кроме того, Лора Бинон является одним из основателей ансамбля “Revue Blanche” (арфа, флейта, скрипка и голос), с которым исполняет самые неординарные программы.

Анастасия Кикоть (сопрано) родилась в 1988 г. в Хабаровске в семье музыкантов. После окончания Хабаровского Государственного краевого колледжа искусств (педагог Э. Ким) поступила в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора И. П. Богачёвой).

Участвовала в оперных постановках консерваторского Театра оперы и балета, спев партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Иоланты в одноимённой опере Чайковского.

Принимала участие в мастер-классах Владимира Чернова, Елены Образцовой, Любови Орфеновой, Ричарда Бадо, Семена Скигина, Евгения Нестеренко, Ленор Розенберг, Дианы Зола и многих других педагогов.

А.

Кикоть — дипломант Всероссийского конкурса «Новые имена» в Ханты-Мансийске (2004) и Международного конкурса молодых исполнителей во Владивостоке (2005), лауреат Международного конкурса «Три века классического романса» в Санкт-Петербурге (II премия, 2010) и IV Международного конкурса молодых оперных артистов Г. Вишневской в Москве (II премия, 2012), дипломант международного конкурса Competizione dell`Opera в Минске (2012). В 2011-2013 годах Анастасия Кикоть — артистка Молодёжной оперной программы Большого театра России (художественный руководитель — профессор Дмитрий Вдовин).

На сцене Большого она дебютировала в 2012 году в партии Поли в опере П. И. Чайковского «Чародейка» (дирижёр Александр Лазарев, режиссёр – Александр Титель). В 2012 и 2013 годах А.

Кикоть принимала участие в концертном исполнении опер «Друг Фриц» П. Масканьи (дирижёр Антонио Фольяни), «Соловей» И. Стравинского (дирижёр Мариус Стравинский) и «Свадьба Фигаро» В. А.

Моцарта (дирижёр Василий Синайский) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве.

С 2013 года Анастасия Кикоть — солистка Государственного академического Большого театра России.

Виктория Яровая (меццо-сопрано) окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 2007–2008 гг. обучалась в Центре оперного пения Галины Вишневской. Участвовала в мастер-классах Риккардо Мути, Мауро Тромбетты, Мими Курци, Ирины Богачёвой.

В 2009 году стажировалась в Академии Россини (г. Пезаро, Италия), где участвовала в постановках опер Дж. Россини «Путешествие в Реймс» (Маркиза Мелибея) и «Севильский цирюльник» (Розина) под руководством маэстро Альберто Дзедды.

При поддержке Фонда «Перголези — Спонтини» исполнила партию Розины в различных оперных театрах Италии. В 2009 году Виктория Яровая дебютировала на сцене Московского музыкального театра «Новая Опера» имени Е. Колобова в партии Дуняши («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова).

В настоящее время является солисткой «Новой оперы».

Виктория Яровая — участница престижных оперных фестивалей имени Россини в Италии и Глайндборнского в Великобритании; обладательница специальной премии Мерседес Виньянс 50-го юбилейного Международного вокального конкурса имени Франсиско Виньяса (Барселона, 2013).

Певица работала с такими дирижёрами, как Джампаоло Бизанти, Джеймс Гаффиган, Альберто Дзедда, сэр Эндрю Дэвис, Энрике Маццола, Трисдее На Паталунг, Кирилл Петренко, Коррадо Роварис, Геннадий Рождественский, Василий Синайский.

Гастролировала в Австрии, Великобритании, Италии.

Артём Сафронов (тенор) родился в 1987 году в Риге. В 2009 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора К. П. Лисовского). В настоящий момент — аспирант Московской государственной консерватории имени Чайковского в классе профессора Зураба Соткилавы.

С февраля 2011 года — солист-стажёр Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Пел партию Ленского в спектакле Оперной студии РАМ имени Гнесиных. В 2004 году завоевал Гран-При на конкурсе «Русская культура в Латвии» в номинации «вокал».

В 2009 году стал лауреатом молодёжного Фестиваля камерной вокальной музыки имени Надежды Юреневой (Москва).

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "мой дом - уютный и родной"

Константин Шушаков (баритон) родился в 1984 году в Удмуртской Республике. В 2002 году поступил в Ижевское музыкальное училище по классу академического вокала. После двух курсов училища в 2004 году поступил в РАТИ (ГИТИС) на факультет музыкального театра в класс Г. П. Ансимова (класс вокала Ю. С. Удалова). Закончил академию в 2009 году.

С октября 2009 года по июль 2011 года — артист Молодёжной оперной программы Большого театра. Здесь дебютировал в партии Шонара («Богема» Пуччини) под управлением Антонелло Аллеманди. Вместе с другими участниками Молодёжной программы выступал с концертами в Вашингтоне в 2010 г. 

В 2010 году К. Шушаков принял участие в концертных исполнениях опер Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» и Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» на сцене Концертного зала им. Чайковского.

В сентябре принял участие в III Левитановском музыкальном фестивале в Плёсе (художественный руководитель – Алексей Гориболь); в декабре того же года участвовал в исполнении Большой мессы до минор Моцарта с оркестром «Musica Viva» п/у А. Рудина в Московском международном Доме музыки. 

В 2011 года исполнил партию Данкайра в опере «Кармен» Жоржа Бизе на сцене Большого театра, принял участие в концерте Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва, исполнив соло в Немецком реквиеме Йоганнеса Брамса, а также сольную партию в «Stabat Mater» Йозефа Гайдна с оркестром «Musica Viva» под управлением А. Рудина.  К.

Шушаков стажировался в Молодёжной программе в Вашингтонской Национальной опере.

В 2011 году Константин стал лауреатом V премии и Приза муниципалитета Брюсселя на Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе и принял участие в концертах лауреатов в различных городах Бельгии; лауреатом II премии Международного конкурса вокалистов Operalia, прошедшем в Москве по инициативе Пласидо Доминго.

В сезоне 2011/12 Константин дебютировал в Большом театре России в партиях Папагено («Волшебная флейта» Моцарта, дирижёр Кристофер Мулдс), Щелкалова («Борис Годунов» Мусоргского, дирижёр Василий Синайский) и Панталона («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, дирижёр Алан Бурибаев).

В мае 2012 года впервые спел в Большом театре партию Елецкого в спектакле «Пиковая дама» Чайковского под управлением Василия Синайского. В том же году К. Шушаков исполнил партию баритона в Реквиеме Форе с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова под управлением Яна Паскаля Тортелье.

С сентября 2012 года Константин Шушаков – солист Большого театра России.

Источник: https://newsmuz.com/news/2014/hvalebnye-pesni-i-s-baha-i-f-mendelsona-v-kzch-30054

Феликс Мендельсон-Бартольди

Мендельсон – один из выдающихся музыкантов Германии первой половины XIX века. Среди современных ему романтиков он занимает особое место. Его музыка, развиваясь в русле романтизма, теснейшим образом связана с классическими традициями.

Классическое и романтическое начала составляют в ней удивительно гармоничный сплав, который проявляется в каждом конкретном случае по-своему. И именно это единство определило образный строй его произведений – уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный.

Для Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность, в его творчестве нет ощущения непримиримого разлада с окружающей действительностью. Его искусство освещено верой в человека и человеческий разум.

В музыке Мендельсона множество типично романтических образов:

  • «музыкальных моментов», отражающих душевные состояния человека;
  • картин быта и природы (особенно привлекала композитора романтика моря);
  • причудливой фантастики, в которой нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий – эльфы, феи, гномы (то, что оказало большое влияние на Листа, Грига);

Вместе с тем, будучи преемником Шуберта и Вебера в романтизме, Мендельсон многое воспринял от венской классической школы. О близости к эпохе Просвещения, к классической традиции говорят:

  • ясный, уравновешенный тон мендельсоновской лирики;
  • стремление к воплощению объективных, устойчивых идеалов;
  • стройные пропорции форм;
  • доходчивость, демократичность тематизма, который основан на обобщенных, устоявшихся интонациях.

Сын богатого просвещенного банкира, щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом.

В родном доме будущий композитор мог общаться с самыми блестящими представителями научной и художественной элиты – Гегелем, Гете, Гейне, Вебером, Паганини. Стойкому интересу к классической музыке, не угасавшему в течение всей жизни Мендельсона, способствовал сам характер полученного им образования.

Его учителем был Цельтер – руководитель Берлинской певческой капеллой, где часто исполнялась музыка И.С. Баха.

В 16 лет Мендельсон получает персональное приглашение от Керубини, директора Парижской консерватории, учиться там. Он ответил отказом, поскольку современная музыкальная культура Франции казалась ему далекой от идеалов отечественной классики.

Личность Мендельсона можно считать воплощением античного идеала гармонично развитого, совершенного человека. Он свободно владел несколькими языками, включая латынь и древнегреческий. Прекрасно рисовал, занимался верховой ездой и плаванием.

Увлекался литературой, театром, бытом и историей стран, где ему довелось побывать.

Интересно, что в литературных пристрастиях композитора также наблюдалось своеобразное соединение классического и романтического: его любимыми авторами были одновременно Гете, Шекспир и романтик Жан Поль.

Вся многогранная деятельность Мендельсона как композитора, дирижера, пианиста, педагога была проникнута просветительскими идеями.

Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба: в 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту музыкального профессионализма в Германии.

На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве – Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

Композитор писал свою музыку для широкого круга любителей, вкус которых хотел воспитать, отвратить от звучавшей вокруг пошлости. К модным виртуозным исполнителям композитор относился с откровенным презрением («Они доставляют мне так же мало удовольствия, как акробаты и канатные плясуны»).

Кумиром Мендельсона, как и всех немецких романтиков, всегда оставался Бетховен. Однако увлекали его и композиторы эпохи барокко (что отличает Мендельсона от большинства современников).

Он разыскивал повсюду давно забытые сочинения Шютца, Баха, Генделя, старых итальянских мастеров, и их музыка воскресала благодаря его усилиям.

В 20 лет ему посчастливилось найти и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу си-минор и осуществил грандиозную постановку оратории Генделя «Израиль в Египте».

На его концертах многие современные слушатели впервые открывали для себя классические шедевры. Характерно, что самого Мендельсона современники воспринимали как «ученика Баха».

Отношение к творчеству Мендельсона менялось с течением времени. При жизни он очень рано вошел в число лучших композиторов Германии. Созданная в 17 (!) лет гениальная увертюра «Сон в летнюю ночь» привлекла к нему всеобщее внимание.

Будучи великолепным дирижером и пианистом, Мендельсон объездил всю Европу и завоевал громкую славу. В отличие от многих других художников-романтиков он не знал непризнания и одиночества. Выдающиеся люди считали его своим единомышленником.

Так, Шуман называл Мендельсона «вторым Моцартом», мечтая сочинять симфонии столь же ясные и уравновешенные, а Гейне говорил о нем, как о «музыкальном чуде».

Однако спустя некоторое время имя Мендельсона перестало вызывать былой энтузиазм. То, что он был стойким приверженцем классических традиций, дало повод причислить его к принципиальным консерваторам, вызвало обвинения в академизме.

Ясность и уравновешенность в бурную эпоху позднего романтизма казались равнодушием и рассудочностью. Широкую популярность «Песен без слов» объясняли расчетом на невзыскательные вкусы.

Музыку Мендельсона стали критиковать за отсутствие философской глубины, бетховенской героики, яркой новизны, противопоставляя новаторству Берлиоза и Листа.

Действительно, искусство Мендельсона далеко от порывистой страстности Шумана, национального патриотизма Шопена, радикальной смелости Берлиоза и Вагнера. Героика, трагедийность и острая конфликтность – не его сфера. Он был лириком по преимуществу.

Мендельсоновская лирика отмечена стремлением к ясности, уравновешенности, тонкой поэтичности, нередко ей присуща элегичность тона. Она покоряет искренностью, тонкой поэтичностью, безукоризненным вкусом, отсутствием чисто внешней эффектности.

Характерна также опора на бытовые формы музицирования и близость к немецкой народной песне.

Наряду с лирикой излюбленной сферой композитора была изящная скерцозность, связанная, как правило, с фантастическими образами. В причудливой фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий – эльфы, феи, гномы (Elfen-musik – то, что оказало большое влияние на Листа, Грига).

Многие типично романтические мотивы были чужды Мендельсону – внутренняя раздвоенность, разочарованность, мировая скорбь, туманная мистика.

Творческое наследие Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть – это инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями, сонатами для разных инструментов (в т.ч. органа), фортепианными сочинениями.

Главное открытие Мендельсона в симфонической области – его концертные программные увертюры – область, в которой он выступил смелым новатором.

Жанр увертюры имеет многовековую историю. Возникновение его связано с оперой, с XVII веком. Концертные же увертюры – детище романтизма. Именно у романтиков они стали самостоятельными произведениями с определенным программным содержанием.

Предназначенные для концертного исполнения, они не были связаны ни с драматическим спектаклем, ни с оперой или балетом (увертюра «ни к чему»). Жанр этот был чрезвычайно востребован временем, с него обычно начинались концертные программы.

Увертюра «Сон в летнюю ночь»

Первая романтическая концертная увертюра – «Сон в летнюю ночь».

Это единственное шекспировское произведение в творчестве Мендельсона.

В отличие от многих своих современников (Россини, Беллини, Верди, Берлиоза, Листа), композитор увлекся не трагедиями великого драматурга, а одной из самых жизнерадостных его комедий.

Читайте также:  Эдгар дега "голубые танцовщицы": описание картины

Ее народно-сказочные образы в Германии были очень популярны («Оберон» Вебера). Знаменательно, что шекспировский сюжет привлек внимание Мендельсона в переводе немецких романтиков Шлегеля и Тика.

Композитор не ставил перед собой задачу последовательно передать в увертюре все события комедии Шекспира. Он обрисовал те поэтические образы, которые были особенно притягательны для него: светлую фантастику, мягкую лирику и задорный юмор. Музыка рисует сказочную жизнь волшебного леса в летнюю ночь.

Музыкальный материал очень разнообразен: классически стройная сонатная форма отличается обилием тем. Особенно оригинальна стремительно-кружащаяся, воздушная «тема эльфов» – первая тема главной партии (e-moll, скрипки divizi).

Она возникает после долгих, протянутых аккордов деревянных-духовых во вступлении (образ «зачарованного сна»).

Характер всех остальных тем экспозиции вполне реальный: это и празднично-приподнятая, маршеобразная вторая тема главной партии (E-dur), сопровождаемая ликующими фанфарами, и три лирические темы в побочной партии (H-dur), и бойкая, задорная заключительная партия с неожиданными скачками и резками акцентами.

Контраст фантастики и реальности в увертюре дан не в противопоставлении. Наоборот, все образы спаяны единым эмоциональным настроением беззаботной жизнерадостности.

Будучи уже зрелым мастером, Мендельсон снова обратился к образам комедии Шекспира, написав к ней несколько больших симфонических номеров (в том числе знаменитый Свадебный марш), два хора и музыку к мелодрамам.

Кроме этой увертюры Мендельсон написал еще девять, среди которых есть и яркие, новаторские, и малозначительные. Лучшими считаются увертюры «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина», «Рюи Блаз».

Программность в увертюрах Мендельсона имеет обобщенный характер. Он не стремился к последовательной сюжетности, к фиксации отдельных подробностей содержания. Кроме того, в отличие от Берлиоза и Листа Мендельсон избегал развернутых литературных предисловий и ограничивался одними заголовками, которые, к тому же, нередко менялись даже после премьеры.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=57

Felix Mendelssohn Bartholdy / Феликс Мендельсон Rondo Capriccioso Op. 14

              Felix Mendelssohn Bartholdy / Феликс Мендельсон 
Rondo Capriccioso Op. 14

Немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель.

На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Бебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, прививший Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Г.

Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826) — свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С.

Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829—32 Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и других сочинениях.

В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833— 1835 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена ) . С 1835 дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность.

В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория. Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона — основателя лейпцигской школы— отличалась ориентацией на классические образцы), но искавший новый тип выразительности.

Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепьяно и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера — изящная фантастичность скерцозность (увертюра из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.).

Исполнительский стиль Мендельсона – пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое плавание», 1832, и др.).

Красивая внешность, богатство, блестящее образование и талант.
Он владел этими “сокровищами”, о которых многие лишь мечтали. Феликс с успехом мог бы стать математиком, юристом, филологом, художником, музыкантом. Но только музыка станет его жизнью.

Чувствуя себя в салонах и при дворе как дома, Мендельсон при этом был одним из самых серьёзных композиторов своего времени. Создав за свою короткую жизнь множество шедевров, он стал известен как «Моцарт XIX века».

Несмотря на растущую известность, Мендельсон оставался необычайно скромным и простым человеком.

Когда признанный музыкант не смог получить должности директора Берлинской Певческой Академии после смерти Карла Цельтера в своем родном Берлине, то он принял руководство музыкальной жизнью провинциального городка Дюссельдорфа, где развернул широкую концертную деятельность.

Заслужив славу одного из самых блестящих виртуозов своего времени, Мендельсон давал множество фортепианных и органных концертов, выступая, прежде всего, как пропагандист серьезной музыки.

И все же никакие события не могли отвлечь композитора от сочинения музыки. Несмотря на развернутую концертную деятельность, он пишет «Реформационную симфонию», Первый концерт… 

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили “Песни без слов” – замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры – виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо для фортепиано с оркестром,  и др.).

Мендельсон написал Рондо каприччизо в пятнадцать лет. А в 1830 году в Мюнхене, следуя из Веймара в Зальцбург и Вену, он презентовал его пианистке Дельфине фон Шаурот. Феликса на написание этой пьесы вдохновил «Концертштюк» Вебера.

В эпоху романтизма блестящие концертные рондо открывались медленным вступлением (часто лирическим), за которым следовала искрометная быстрая часть. Слушая рондо-каприччиозо, легко можно представить, каким виртуозом был сам Мендельсон.

Мендельсон закончил свое знаменитое Рондо 13 июня 1830 года. Лейпцигские издатели Breitkopf & Härtel отказались его печатать из-за (как им показалось) слишком высокого гонорара, затребованного автором. Поэтому впервые ноты были одновременно напечатаны венским издательством Mechetti и лондонским Beale & Co., в 1831 году.

Пианисты того времени традиционно начинали исполнение с импровизации. Именно поэтому Мендельсон написал очаровательное Andante в качестве свободной прелюдии, предваряющей основную тему Рондо.

Рондо (от фр. — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные  проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.

Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. Рефрен назывался «рондо́». В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера.

Рефрен излагает ведущую тему, её доминирующая роль сильно выражена. 

Каприччио, каприс или каприччо (итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть; множественное число — каприччи), также каприс (франц. caprice). Инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для множества каприччио типична причудливая смена эпизодов, настроений.

Carl Joseph Begas

Portrait of Felix Mendelssohn at 12 years

Источник: http://rudnik92.blogspot.com/2015/09/felix-mendelssohn-bartholdy-rondo.html

Феликс Мендельсон

Феликс Мендельсон (3 февраля 1809 – 4 ноября 1847)

25 января 1858 года соединились два любящих сердца: английской принцессы Виктории, старшей дочери королевы Виктории, и кронпринца Прусского Фридриха. Семнадцатилетняя Виктория самостоятельно выбрала музыкальное сопровождение для свадьбы.

К алтарю невесту вели под свадебный хор из оперы Вагнера «Лоэнгрин», а из церкви новоиспеченные супруги выходили под свадебный марш из симфонической поэмы «Сон в летнюю ночь» Мендельсона.

С тех пор бравурный свадебный марш Мендельсона  стал самой популярной мелодией, под которую проходят церемонии заключения брака.

Автор свадебного марша родился в 1809 году в Лейпциге, в богатой и просвещенной еврейской семье. Его дед Мозес Мендельсон был известным философом, защитником веротерпимости, а отец – крупным банкиром.

Еще до рождения Феликса его ближайшие родственники перешли в лютеранскую веру и приняли двойную фамилию. С тех пор все члены семьи подписывались Мендельсон-Бартольди, и только старшая сестра Феликса – Фанни категорически отказалась брать двойную фамилию.

Она всегда подписывалась Мендельсон Медем Бартольди (с латыни «Мендельсон никогда Бартольди»).

Фанни была самым близким для Феликса человеком. Они поверяли друг другу свои детские секреты, вместе учились и музицировали. Сестра хорошо играла на рояле, но брат явно превосходил ее по таланту. Способности Феликса проявились рано.

С шести лет он начал сочинять музыку, с девяти выступал как пианист, а к девятнадцати годам был уже автором нескольких сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра и фортепианных квартетов. Дирижирую Берлинским оркестром, двадцатилетний Мендельсон подготовил для исполнения «Страсти по Матфею» И.С.

Баха, в то время незаслуженно забытого композитора. Это событие положило начало Баховскому возрождению  19 века. Говорили, что Европа вспомнила о Бахе благодаря дирижеру Мендельсону.

Фанни искренне радовалась успеху и славе брата, который стал европейской знаменитостью. Он много гастролировал по Европе как пианист и дирижер.

Феликс Мендельсон был блестяще образован и свободно говорил на нескольких европейский языках, он отлично плавал, обожал конный спорт, танцевал и пел. Он дружил с Гёте, Шуманом, Шопеном.

Мендельсон был любимым композитором английской королевы Виктории и принца Альберта. Однажды в его присутствии королева запела, но тут же смутилась и сказала: «Я вас боюсь…».

Феликсу было всего 24, когда его пригласили на должность главного дирижера города Дюссельдорфа.

Два года Мендельсон с успехом дирижировал операми и симфоническими концертами, но музыкальная элита недолюбливала Феликса за его импульсивность, независимость и талант.

Читайте также:  Сочинение: "евгений базаров и павел петрович кирсанов" по роману и.с. тургенева "отцы и дети"

Мендельсон тяжело переживал интриги, и когда ему предложили другое место, он с радостью встал во главе симфонического оркестра Гевандхаус в Лейпциге.

Решив жениться, двадцатишестилетний Феликс выбрал в жены семнадцатилетнюю дочку пастора, красивую и набожную Сесилию Жанрено. В счастливом браке родилось пятеро детей.

В 1835 году по заказу короля Пруссии Мендельсон написал музыку к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». За основу композитор взял свою юношескую работу. Когда ему было 17 он создал увертюру, частью которой и был тот самый знаменитый свадебный марш.

В 1846 году в жизни одного из самых обласканных королями и судьбой музыкантов Европы наступил перелом. Мендельсон получил известие о смерти любимой сестры. Год прошел как в тумане, Феликс не написал ни единой музыкальной строчки. Без Фанни он не представлял себе ни творчества, ни самой жизни.

3 ноября 1847 года с композитором случился инсульт, на следующий день он скончался. Ему было всего 38 лет. Теплые и доверительные отношения сестры и брата породили множество слухов.

Злые языки утверждали, что Фанни как личность была сильнее Феликса и принимала за него все решения, что она кардинально правила его сочинения, была его соавтором и даже, что все произведения Мендельсона сочинила его сестра.

Однако, чтобы ни говорили сплетники ореол славы Мендельсона не тускнеет, а его музыка очаровывает уже с первого прослушивания. Феликс Мендельсон-Бартольди за свою недолгую жизнь успел сделать многое: основал Лейпцигскую консерваторию, вернул Европе произведения великого Баха и, наконец, оставил потомкам прекрасные музыкальные произведения, изящные, элегантные и трепетные.    

Источник: http://classicroom.ru/compositors/145-feliks-mendelson.html

Иоганн Себастьян Бах. Сонаты и партиты для скрипки соло

Музыкальные Сезоны

21.05.2017

Скрипичное наследие Иоганна Себастьяна Баха – в сравнении с органным или клавирным – не поражает своим масштабом, однако то немногое, что создал композитор для этого инструмента, представляет исключительную ценность (подобно баховским виолончельным сюитам, которые и по сей день остаются непревзойденным образцом жанра).

Бах прославился как исполнитель на органе, но владел он и скрипкой, концертируя в юношеские годы именно в качестве скрипача. В Веймаре – прежде, чем занять должность придворного органиста – Бах некоторое время работал в герцогской капелле как скрипач.

В зрелые годы он проявлял большой интерес к скрипичной музыке, в частности, к творчеству Бенедетто Марчелло и Антонио Вивальди – Иоганн Себастьян Бах создавал клавирные транскрипции их концертов для скрипки, в основу некоторых баховских фуг положены темы скрипичных произведений Арканджело Корелли, Томазо Альбинони, Джованни Легренци.

Таким образом, скрипичная музыка входила в сферу интересов Иоганна Себастьяна Баха, и было бы странно, если бы он сам ничего не создал для этого инструмента.

В кётенский период – в 1720 г. – Бах создает сонаты и партиты для скрипки соло. Эти произведения объединены в цикл, обладающий своеобразной структурой: открывается цикл сонатой, за нею следует партита, и далее сонаты и партиты чередуются по такому же принципу.

У каждой сонаты и партиты – своя тональность, но тональный план имеет определенную логику: тональности первых двух произведений находятся в терцовом соотношении (соль минор и си минор), следующая пара – в квартовом (ля минор и ре минор), затем – снова в терцовом (до мажор и ми мажор).

Первые две пары написаны в минорных тональностях, заключительная пара – в мажорных.

Структура скрипичных сонат Баха практически не отличается от построения аналогичных произведений итальянских композиторов эпохи барокко: первая часть – Adagio или Grave, вторая – Allegro, третья – Andante или Largo, четвертая – Allegro или Presto.

Однако эта структура наполняется иным содержанием, цикл трактуется по-новому. Например, первые части – медленные – у Баха уже не воспринимаются как преамбулы к Allegro, а приобретают самостоятельное значение.

Особенно ярко это качество выражено в первых частях соль-минорной и ля-минорной сонат – этих драматических монологах с их речитативностью интонаций и ритмической свободой живой человеческой речи.

Первая часть до-мажорной сонаты привлекает внимание интенсивным развитием краткой мелодической ячейки, основанной на секундовой интонации, которая остается почти неизменной.

В сравнении с сонатами итальянских композиторов в сонатах Баха значительно возрастает роль полифонии.

У Арканджело Корелли, например, имитационная полифония в сонатах присутствует, но только в одной из них появляется фуга для скрипки с аккомпанементом – у Баха же в сонатах появляются фуги для скрипки, играющей без сопровождения. Их темы очень лаконичны, но предельно выразительны.

Аккорды на сильных долях вносят в полифоническую фактуру фуг элемент гомофонии. В одной из этих фуг – в до-мажорной сонате – использована мелодия хорала «Гряди, Господь, о, Дух Святой!»

Средоточием лирической сферы становятся третьи части сонат с их мягкими, напевными мелодиями. Непосредственностью эмоционального высказывания они контрастируют фугам с их строгой логикой.

Финалы сонат возвращают к тональностям первых частей, но контрастируют им своим энергичным движением.

Фактура их насыщена полифонией – как реальной, так и скрытой (например, в четвертой части ля-минорной сонаты количество скрытых полифонических линий достигает шести).

Партиты по своему строению отличаются и от аналогичных клавирных сочинений, и друг от друга. Си-минорная партита состоит из аллеманды, куранты, сарабанды и бурре, но каждый из этих танцев дублируется, и это позволяет широко развернуть развитие, устремленное к заключительному бурре с его мужественными интонациями.

В ре-минорную партиту Бах вводит чакону, а аллеманда, куранта, сарабанда и жига превращаются в своеобразное развернутое вступление к ней. Чакона поражает воображение и своей экспрессией, и мощным звучанием, вызывающим ассоциацию с органом или оркестром (не случайно впоследствии появились ее фортепианные и оркестровые транскрипции).

Переложение для фортепиано трех частей ми-мажорной партиты – прелюдии, гавота и жиги – осуществил Сергей Васильевич Рахманинов.

Судьба скрипичных сонат и партит Иоганна Себастьяна Баха сопоставима с судьбой его виолончельных сонат – они остаются единственными в своем роде применительно к баховской трактовке скрипки. В его интерпретации этого инструмента сохраняется образ композиторской мысли, связанный с органом, но «органная» мощь сочетается с гибкой скрипичной фразировкой.

Все права защищены. Копирование запрещено

Источник: https://musicseasons.org/bax-sonaty-i-partity-dlya-skripki-solo/

Антонио Вивальди

Антонио Лючио Вивальди (1678—1741) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник.

Краткая биография

Родился в Венеции, точная дата его рождения неизвестна. Был аббатом. Из-за рыжей шевелюры его прозвали “красным аббатом”.

Кроме теологического образования Вивальди получил также музыкальное образование (скрипач и композитор). Вопросы музыки его всегда интересовали больше, чем вопросы религии.

Если во время службы ему приходила в голову какая-нибудь музыкальная тема, он тут же покидал алтарь, чтобы ее записать.

С 1703 по 1718 год Вивальди — преподаватель, дирижер и руководитель концертов, директор женской консерватории “Пиета”. С 1718 по 1722 год он находился на службе при дворе в Мантуе. Вернувшись в Венецию, много концертировал, вновь работал в консерватории. Последние годы жил в Вене, где и умер в бедности.

В многогранной композиторской деятельности Вивальди основное место занимает камерная музыка и произведения, в которых скрипка выступает соло. Вивальди впервые вводит тип концерта для скрипки и оркестра, а также — для двух и четырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.

Творческое наследие Вивальди состоит из 38 опер, сонат для скрипки, трио и множества хоровых и оркестровых произведений. Его музыка относится к доклассическому стилю, в ней еще сохранились следы старой культовой музыки, хотя она и носит итальянский характер, который преобладал в европейском оперном и камерном музыкальном искусстве того времени.

Вивальди оказал большое влияние на других композиторов. Иоганн Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых для других инструментов были им сделаны. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались сочинениями Баха.

Слушать онлайн

03:32

01. “Spring”, Op. 8 №1 in E Major («La primavera») – Allegro

02:53

02. “Spring”, Op. 8 №1 in E Major («La primavera») – Largo e pianissimo sempre

04:06

03. “Spring”, Op. 8 №1 in E Major («La primavera») – Danza pastorale. Allegro

04:51

04. “Summer”, Op. 8 №2 in G minor («L'estate») – Allegro non molto

02:11

05. “Summer”, Op. 8 №2 in G minor («L'estate») – Adagio – Presto

03:05

06. “Summer”, Op. 8 №2 in G minor («L'estate») – Presto

05:12

07. “Autumn”, Op. 8 №3 in F Major («L'autunno») – Allegro

02:35

08. “Autumn”, Op. 8 №3 in F Major («L'autunno») – Adagio

03:42

09. “Autumn”, Op. 8 №3 in F Major («L'autunno») – Allegro

03:34

10. “Winter”, Op. 8 №4 in F minor («L'inverno») – Allegro non molto

02:18

11. “Winter”, Op. 8 №4 in F minor («L'inverno») – Largo

03:25

12. “Winter”, Op. 8 №4 in F minor («L'inverno») – Allegro

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз | Барток | Бизе | Бородин | Вивальди | Верди | Вагнер | Гайдн | Григ | Глюк | Гендель | Глинка | Гершвин | Дворжак | Дебюсси | Корсаков | Лист | Мендельсон | Моцарт | Мусоргский | Монтеверди | Прокофьев | Паганини | Равель | Россини | Рахманинов | Стравинский | Чайковский | Шопен | Шуберт | Шуман | Штраус | Шостакович

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы обнаружили нерабочие ссылки или не можете слушать онлайн Антонио Вивальди – просьба сообщить об этом администрации сайта здесь!

Источник: http://classica.at.ua/index/antonio_vivaldi/0-19

Ссылка на основную публикацию