Чацкий: характеристика и образ героя в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы.

Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе.

Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим.

Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен.

Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина.

Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника.

Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу».

Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С.

Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным.

В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами.

Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример.

Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться.

А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати.

Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму.

Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении.

К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством.

Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде.

Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило.

Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-chackogo-v-komedii.html

Александр Чацкий из комедии Грибоедова “Горе от ума”: описание и характер героя

Главная > Литература > Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».

Комедия была написана в годы революционных тайных организаций декабристов.

Автор затронул в ней борьбу прогрессивно мыслящих людей с обществом дворян и крепостников, иными словами, борьбу нового и старого мировоззрения. В А. А.

Чацком писатель воплотил множество качеств передового человека эпохи, в которой пребывал сам. По его убеждениям созданный им герой близок к декабристам.

Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

  • в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
  • положительности героя, который является прирожденным максималистом;
  • во всех его чувствах и действиях.

Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний.

Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах.

Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.

Биография героя

Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства.

Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно».

Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.

Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой.

После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела».

Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.

Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.

В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом, используя клевету.

И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к.

непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение.

Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века.

Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.

По его мнению, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.

Противоречия в характере героя

Если внимательно вчитаться в конфликт между героем картины и людьми, с которыми ему ничего не остается, как спорить, можно понять, что его характер неоднозначен. Это ярко выражено в следующих его высказываниях:

  • когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
  • при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».

Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.

Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.

Своеобразное мировоззрение героя

Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами.

В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».

Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Читайте также:  Климат земли. климатообразующие факторы на земле

Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц.

Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример.

В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться.

Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т.

к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Краткая цитатная характеристика Чацкого

Все черты характера Чацкого и его манеры общения никогда не будут приняты обществом, которому хотелось бы жить спокойно и ничего не менять. Но главный герой не может согласиться с этим.

Он достаточно умен, чтобы понять низость, эгоизм и невежество аристократов, и яро высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако правда не нужна устоявшимся принципам старомосковской жизни, чему герой пьесы не в силах противостоять.

Основываясь на неуместных, но в то же время умных доводах Чацкого, его называют сумасшедшим, что очередной раз доказывает причину «горя от ума».

Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:

  • Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»;
  • Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»;
  • Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».

А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».

Стремление героя не «прислуживаться», а «служить делу, а не лицам» — это намек на поведение прогрессивно настроенной молодежи изменить общество просветительским и мирным путем.

Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще»; он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.

Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, — критика «прошлого века».

Чацкий — непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.

Значение образа Чацкого

Создание образа Чацкого — это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.

Грибоедов не имел задачи показать слабость своего героя, наоборот, благодаря его образу он показал отсутствие сильного общества и начало времени Чацкого. И поэтому неслучайно подобных героев считают в литературе «лишними людьми». Но конфликт выявлен, а значит, смена старого на новое в итоге неизбежна.

По словам И. А. Гончарова , роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», — обозначил писатель.

А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров , напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/harakteristika-chatskogo-v-komedii-a-griboedova-gore-ot-uma.html

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»!!! =>>>

Грибоедов писал: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…» В суждении автора комедии очень важно слово «разумеется». Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества. Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены. Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии промолчать, не вступить в конфликт с той грозной силой, которая противостоит ему здесь, в доме Фамусова, как, впрочем, и в любом другом доме, куда он мог бы попасть.

Чацкий в комедии Грибоедова не резонер, не простой выразитель авторских идей, а живая личность — сложная, даже противоречивая и вместе с тем неизменно привлекающая своей живостью, непосредственностью, остроумием и красноречием. В его блестящих монологах широко и последовательно проявляются декабристские идеи.

Он — пламенный агитатор, стремящийся объяснить свою позицию, пропагандировать свои взгляды. Вот почему Чацкий никогда не произносит свои монологи «про себя», в одиночестве. Напротив, он постоянно стремится к общению, но именно это ему и не удается.

Фамусовское общество вовсе не намерено выслушивать речи своего идейного противника.

Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого,

«Чтобы умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев».

Какие знаменательные эпитеты использует здесь Чацкий: бодрый и — что еще более важно — умный. Слова Чацкого придают дополнительный оттенок не только проблематике комедии, но и ее названию.

Высокая оценка народа делает понятной и обоснованной декабристскую идею Чацкого о необходимости отстаивать национальную самостоятельность русской культуры.

Мысли Чацкого о типичном для дворянского общества нечистом духе «пустого, рабского, слепого подражанья» совершенно точно соответствовали призывам Рылеева «уничтожить дух рабского подражанья», убеждениям Кюхельбекера, с которым Грибоедов близко сошелся во время работы над комедией.

Чацкий, горячо верящий в возможность светлой жизни для «бодрого и умного» народа, не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего национальную гордость, подлинного патриота.

Поэтому с таким возмущением говорил Чацкий о крестьянах, которых меняли на борзых собак, о крепостных, проданных поодиночке, то есть так, что при этом разрывались семейные отношения.

Можно догадываться, что Чацкому уже немало довелось пережить в жизни утрат и разочарований: «Мундир…— теперь уж это мне ребячество не впасть…» Он приезжает в Москву в надежде, что здесь он «оживет», быть может, найдет свое счастьем «Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят…» Ничего подобного не происходит. Рушится романтическая вера в любовь, дружбу (встреча героя с Платоном Михайловичем в этом отношении очень важна).

Существенно, что образ Чацкого дан в динамике. Идейное развитие героя происходит на наших глазах. Подобно многим своим современникам (не исключая при этом и декабристов) он и начале комедии убежден, что только в уме заключены истоки нравственности.

По его мнению, подлинная ценность и значение человека определяются его способностями к занятиям наукой, стремлением к безграничному познанию. Просветительская философия героя предопределяет не только его силу, но и его слабость. Оказывается, что важнейший для него критерий ума далеко «не все может объяснить в жизни.

Так, Софья, презирающая Скалозуба за то, что тот «слова умного не выговорил сроду», тем не менее влюблена в Молчалина, приписывая ему несуществующие добродетели. Вполне закономерно, что Чацкий с позиций своего мировосприятия никак не может в это поверить. Ведь по всем законам разума Софья никак не должна любить Молчалина, но она его все же любит.

(Тут тоже свое горе от ума: Софья Молчалина выдумала по законам сентиментальной литературы: бедный, незнатный молодой человек, наделенный чувствительной душой, скромный и застенчивый…)

Просветительские принципы Чацкого уже не в состоянии были объяснить всю сложность действительности, противоречивость психологии человека, причины, по которым глупец вдруг оказывается хитрее умного, и т. д.

Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда-то со стороны.

Окончательный вариант заглавия: «Горе от ума» позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой с тревогой начинает ощущать не только острейший конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире.

В нем самом «ум с сердцем не в ладу».

Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не таков, как в начале:

«Так! отрезвился неполна, Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…»

Однако Грибоедов не отбрасывал вовсе и определенных традиций классицизма (чаще всего отмечается использование «трех единств» и «говорящие» фамилии героев, четкость конфликта).

Не менее важны выделение на первый план проблем общегосударственного значения, сатирическая заостренность в изображении отрицательных персонажей, подчеркнутая гражданственность, высокий стиль монологов Чацкого.

Таким образом, учитывая все лучшее, что было уже накоплено в русской литературе, Грибоедов создает произведение, написанное на качественно новом уровне.

Сочинение опубликовано: 01.11.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-i-xarakteristika-chackogo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Герой Краткая характеристика
Павел Афанасьевич ФамусовФамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный
  • Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.
  • По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.
  • Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.
  • Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик любящий и заботливый отец.
  • Властный барин, на службе строг со своими подчиненными но покровительствует своим родственникам.
  • Не лишен практического житейского ума. добродушия.
  • Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.
  • Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.
  • В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть: ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Алексей Степанович Молчалин
  • Низкопоклонник и делец.
  • Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие — вот, что составляет основу характера героя.
  • Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
  • Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
  • Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цепи — высокого положения в обществе и материальное благо­получия.
  • У него два таланта: «умеренность и аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
Сергей Сергеевич СкалозубПолковник. Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»
  • Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».
  • В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).
  • Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению. осуждая своего двоюродного брата.
  • «Созвездие маневров и мазурки». Не лишен апломба и высокомерия.
Антон Антонович Загорецкий
  • «Отъявленный мошенник, плут», «ив карты не садись: продаст!»
  • «Лгунишка он, картежник, вор».
  • Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.
  • Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник, «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», — говорит Горич.
Репетклов(фамилия происходит от французского слова «релете», означающего «повторять»)
  • Стремится прослыть передовым человеком.
  • Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.
  • Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.
  • «Шумит и только». По своему собственному определению — «пустомеля».
Софья Павловна Фамусова
  • Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.
  • Насмешлива, мстительна.
  • Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.
  • Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают». «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла». «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная спепота — все это не имеет в ней характера пичных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)
Александр Андреевич ЧацкийЛиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…» Софья: «Остер, умен, крас­норечив. в друзьях особен­но счастлив…»
  • Ум Чацкого — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.
  • В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум¬ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.
  • Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.
  • Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо¬сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».
  • Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
Читайте также:  Cамое холодное место на планете - научная станция восток

Источник: http://resoch.ru/xarakteristika-geroev-gore-ot-uma-tablica/

Характеристика героев комедии «Горе от ума» Грибоедова: образы персонажей, действующих лиц (список)

В комедии “Горе от ума” Грибоедова разворачивается противостояние двух разных мышлений: мышление главного героя Чацкого и мышление общества Фамусова, “века нынешнего” и “века минувшего”. Персонажи обоих сторон конфликта имеют полностью противоположные взгляды, но Фамусов, в отличие от главного героя, обладает значительным численным превосходством.

Александр Андреевич Чацкий – дворянин, представитель “века нынешнего”. Вместе с Софьей, дочкой Фамусова, в которую он влюблен, какое-то время жил и воспитывался в доме ее отца.  Герой отстаивает свободу, выступает против крепостничества и лжи властей, он истинный патриот. Стремлением к свободе и правде похож на декабристов.

Исходя из характера Чацкого, можно сказать, что он крайне чувствительный, пылкий и страстный человек. Чему свидетельствует его реакция на взгляды и слова Фамусова, его возмущение. Он реагирует слишком остро. Кто-то может сказать, что его споры и попытки переубедить это порочное общество подобны разбрасыванию бисера перед свиньями. Однако это также делает Чацкого и очень честным.

Павел Афанасьевич Фамусов – богатый московский чиновник, представитель “века минувшего”, как и почти все остальные персонажи пьесы, кроме Чацкого.

Главные идеалы Фамусова – это чины и деньги. Он приверженец старых устоев, традиций и порядков. Фамусов угождает чинам выше, чинам же ниже отнюдь не благодетельствует.

Ненавидит все, что связано с наукой, любым просвещением и книгами:

Софья Павловна Фамусова – его семнадцатилетняя дочь. Вопреки идеалам отца, очень любит читать, хоть и лишь французские романы. Умная, сообразительная и привлекательная девушка. Из-за сильной любви к книгам влюбилась в подлого Молчалина, увидев в нем героя романа, но не увидев истинную натуру.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. Как и можно понять по его фамилии, неразговорчив. Хитрый, подлый лжец. Обманывает Софью ради выгоды, ведь она дочь состоятельного чиновника, на самом же деле ухаживает и за служанкой Лизой. Трусливый, очень услужливый и угодливый:

Сергей Сергеевич Скалозуб – полковник, одержимый армией и повышениями. Мечтает дослужиться до генерала. За него Фамусов хочет выдать Софью замуж. По натуре Скалозуб совсем неглубокий и ограниченный  человек.

 Антон Антонович Загорецкий – знакомый Фамусова. Часто бывает на светских мероприятиях, мошенник, картежник, обманщик и сплетник.

Репетилов – знакомый Чацкого. Свойственная черта характера этого персонажа – потребность повторять услышанное от других. У него полностью отсутствует собственное мнение. Его слова пусты и смысла в себе не несут. Излишняя говорливость исходит из бессознательного желания чем-то заполнить внутреннюю пустоту.

Фамусовское общество не может принять Чацкого, для них он сумасшедший. Чацкий в этом обществе обречен на одиночество.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1862

Сочинение: Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедо­ва «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдаю­щийся писатель и общественный деятель.

В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о на­значении человека, его участии в прогрессивном развитии сво­его народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершен­но невосприимчива к его идеям.

Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассмат­риваемого произведения.

Что же представляет собой та общественная среда, в кото­рой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних стран­ствий в Москву? Это «фамусовское общество», названное так по имени главного антагониста Чацкого — Павла Афанасьеви­ча Фамусова. Фамусов — типичный московский барин нача­ла девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархаль­ность и самодурство.

Он привык быть барином и не представ­ляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.

Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это вы­годная карьера, причем неважно, какими способами она дос­тигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажет­ся, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно.

В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с не­однозначным характером. Он обладает здравым смыслом, яв­ляющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фа­мусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторо­го остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным.

Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любов­ным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадле­жит власть.

А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

Еще более страшным представителем фамусовского обще­ства является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь», а втайне имеет те же «идеалы», что и Фамусов.

Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он про­являет главные достоинства: «умеренность и аккуратность». Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Мол­чалина: «Молчалин… замечательный тип.

Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающе­еся в люди…» Можно предположить, что, когда подобные Мол­чалины «проберутся в люди», они своими пороками превзой­дут и самого Фамусова.

В концентрированном виде фамусовское общество пред­ставлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина — это полковник Скалозуб. Важ­ный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей до­чери Софьи.

Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы». Чацкий же со­всем иначе оценивает эту личность: «Хрипун, удавленник, фа­гот, созвездие маневров и мазурки».

Тупая ограниченность это­го персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвеча­ет: «Дистанции огромного размера». Скалозуб не лишен свое­образного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства.

Когда его спрашива­ют, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается ост­рить: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили».

Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяно­столетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.

Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайло­вич Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.

Каковы же представления и интересы фамусовского об­щества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в кото­рых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть раз­говоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам — свидетельствует о глубоком невежестве присутству­ющих. Вершиной их представлений становится призыв Фаму­сова: «Забрать все книги бы да сжечь!»

Естественно, что нормальный человек, каким является Чацкий, среди таких людей кажется инородным телом. Ино­родным настолько, что его монологи и рассуждения вызывают протест, выражающийся в пущенной жалким лгунишкой Заго­рецким с подачи Софьи сплетне, будто бы Чацкий повредил­ся в рассудке. Сплетня дружно подхватывается всеми осталь­ными, и Чацкого объявляют сумасшедшим.

Такова судьба человека с умом и талантом, стремящегося своей деятельностью приносить людям пользу, в фамусовском обществе.

На этой странице искали :

  • сочинение образ чацкого
  • образ чацкого сочинение
  • образ Чацкого
  • образ чацкого и проблема героя и толпы в комедии горе от ума
  • образ чацкого в комедии горе от ума сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-obraz-chackogo-i-problema-geroya-i-tolpy-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов остался в истории отечественной литературы как автор пьесы «Горе от ума». И хотя раньше он уже создавал пьесы («Студент», «Молодые супруги»), именно комедия 1824 года сделала его по-настоящему известным.

Пожалуй, секрет успеха этого произведения заключается в загадке характера главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого.

Уже не одно поколение русских читателей мучительно ищет ответ на вопрос: как же могло случиться, что остроумный красавец Чацкий стал посмешищем для фамусовского общества?

Когда в сонную тишину дома Фамусова врывается соскучившийся за три года разлуки с Софьей молодой дворянин «Александр Андреич», любому становится ясно, что он здесь не слишком долгожданный гость.

Софья, от которой юноша уехал три года назад без всякого объяснения причин, обижена и уже давно влюблена в секретаря отца Молчалина.

Сам Павел Афанасьевич Фамусов с осторожностью расспрашивает его о планах на жизнь, уже через несколько минут вскрикнув с ужасом: «Ах! Боже мой! он карбонари!» И это неудивительно: в обществе, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого с его западноевропейскими взглядами делает его «опасным».

Зачем тогда Чацкий остается в доме Фамусова? Почему терпит холодность Софьи, нравоучения Фамусова, остроты Скалозуба и откровенные насмешки Молчалина? Ответ прост: ради Софьи. Уехав влюбленным в девочку-подростка, он возвращается с чувством, еще более усиленным разлукой.

Но вместо участницы детских забав видит девушку, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно». Его признания слишком трепетны и чересчур стремительны, а «ум с сердцем не в ладу».

Ум подсказывает герою необходимость разрыва с обществом Фамусова, а сердце требует от Софьи взаимности.

Именно поэтому Чацкий, услышав, как Софья защищает Молчалина, и увидев, как она напугана его падением с лошади, не может поверить своим глазам: герой не может взять в толк, как можно полюбить такое ничтожество.

Какой смысл вкладывает Чацкий в понятие «любовь»? Прежде всего, искренность и самоотверженность. Почему же Софья не верит в искренность Чацкого? Если вспомнить, что за три года своего отсутствия он ни весточки не прислал, то вполне объяснимо отношение Софьи.

Она попросту обиделась, ведь для девушки важно внимание, которое теперь ей уделяет Молчалин: он не позволяет себе «ни слова вольного», а молча берет ее руку, «к сердцу жмет», «и так вся ночь проходит».

Современных девушек такой способ ухаживания, скорее всего, насмешит, даже служанка Лиза откровенно хохочет: она-то лучше знает, на что способен двуличный секретарь Фамусова.

Расспрашивая Софью о предмете ее любви, Чацкий пытается заново открыть для себя Молчалина. Может, у него появились достоинства, каких прежде не имелось? Девушка с упоением рассказывает, что он «уступчив, скромен, тих», а еще не рубит «чужих и вкривь и вкось».

Для Чацкого это потрясение: разве можно такого любить? Он не понимает, что за три года их с Софьей взгляды разошлись, что она жила в фамусовском обществе, культивирующем именно такие ценности.

Любовь сделала его слепым, раз он не понимает, что у них разные представления о любви и они вряд ли будут счастливы вместе.

Бывший друг детства уже не требует от Софьи ответных чувств, он пытается понять, какие достоинства Молчалина заставили ее выбрать того, кто «не богат словами».

Только позже, встретив на балу своего сослуживца Платона Михайловича Горича, он поймет, что в этом обществе нужен «муж-мальчик», «муж-слуга». Но будет уже поздно: его объявят сумасшедшим.

Читайте также:  Соня мармеладова: характеристика и образ героини в романе ф.м. достоевского "преступление и наказание"

Причем слух пустит сама раздосадованная Софья.

Кто же Чацкий — победитель или побежденный? Оценки русских критиков разошлись. Даже Пушкин в свое время не считал его умным, так как умный человек сразу понимает, с кем имеет дело, и не будет «метать бисер перед Репетиловыми». В. Белинский считал его просто «крикуном, фразером, идеальным шутом», ведь нельзя войти в общество и сразу «начать всех ругать в глаза дураками и скотами».

Пожалуй, самую глубокую оценку дал этому герою И. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Он доказал, что свой «мильон терзаний» получил каждый герой, и это закономерно, потому что Чацкому удалось нарушить покой фамусовского общества, его благопристойность.

Сдернута маска и с Молчалина, и хотя Чацкий был уверен, будто Софья с ним помирится в дальнейшем, что-то все-таки подсказывает, что гордая девушка не простит подлеца.

Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века.

По произведению: «Горе от ума»

По писателю: Грибоедов Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/griboedov/895-obraz-chatskogo

“Горе от ума”: анализ произведения Грибоедова, образы героев

“Горе от ума” (1824) стало первой русской реалистической комедией, это произведение стало этапным для утверждения реализма в русской драматургии.

Однако именно потому, что это было первое реалистическое произведение, в нём можно выделить и влияние эстетики романтизма (даже образ Чацкого, в целом реалистический, весьма похож на образы романтических героев, противопоставленных обстоятельствам и остальным героям), и даже влияние классицизма – здесь и соблюдение требования “трёх единств”, и “говорящие” фамилии героев. Однако можно сказать, что Грибоедов в комедии “Горе от ума” творчески переработал всё то лучшее, что было создано в русской литературе до него, сумев на основе этого создать качественно новое произведение, и новизна эта определяется в первую очередь новыми принципами создания характеров, новым подходом к пониманию сущности образов-персонажей. 

Герои Грибоедова – это герои, образы которых социально мотивированы, они таковы потому, что принадлежат к определённому времени и определённым слоям общества, хотя это не означает, что они герои-схемы. Просто в каждом из них основные черты характера сформированы средой, каждый из них выражает эту среду, оставаясь при этом индивидуальностью.

Язык комедии “Горе от ума”

Также принципиально новым для русской литературы стал язык комедии “Горе от ума”, языковые характеристики героев представляют читателю каждого из них таким образом, что, например, речь Софьи невозможно спутать с речью княгини Тугоуховской, а Молчалин и Скалозуб отличаются и характерами, и своей речью.

Предельная индивидуализация речевых характеристик героев, блестящее владение русским языком, афористичность реплик героев, острота полемики в диалогах и монологах, – все это делает язык комедии Грибоедова “Горе от ума” уникальным явлением в русской литературе 20-х годов XIX века, и то, что многие фразы из нее стали “крылатыми”, подтверждает, что не только своему времени принадлежала она.

Конфликты комедии

Очень интересны конфликты комедии. Внешний конфликт очевиден: это противостояние передового человека своего времени (Чацкого) и общества, живущего прошлым и стремящегося сохранить неизменной эту свою жизнь. Иначе говоря, конфликт старого и нового, банальный, в общем-то, конфликт.

Однако он самым тесным образом связан с внутренним конфликтом комедии, с противоречием образа Чацкого.

Как мог он, умнейший человек, не понять, что Софья любит другого после того, как она сама ему об этом сказала и назвала имя этого человека? Почему он с таким жаром доказывает свою точку зрения людям, цену которым он прекрасно знает, равно как знает и то, что они никогда не то что не согласятся с ним, но даже и понять его не смогут? Вот он, внутренний конфликт комедии “Горе от ума” Грибоедова. Чацкий глубоко и искренно любит Софью, и это чувство делает его таким непонятливым и даже смешным – хотя может ли быть смешон тот, кто любит, каким бы смешным он ни казался?.. В чём-то внутренний и внешний конфликты комедии совпадают, хотя любовь Софьи к Молчалину и не является в плане мотивации социально обусловленной, скорее, наоборот, но ведь романтический взгляд дочери Фамусова на последнего тоже свойственен обществу, в котором они живут.

Образ Фамусова

Мир Фамусова – это мир московской знати, которая живет по нормам “Времён очаковских и покоренья Крыма” и не хочет ничего изменять в своей жизни. “Управляющий в казённом месте” Фамусов занимается делами спустя рукава (“Подписано, так с плеч долой”…), зато он преуспевает в устройстве своей жизни со всевозможными удобствами, не исключая и “монашеского поведенья”…

Он точно знает, что для его дочери “Кто беден, тот тебе не пара”, он отлично ориентируется в светских сплетнях и всём, что касается чужих имений, он может при случае напомнить Молчалину, кому тот обязан своим нынешним положением, и он же нескрываемо подобострастен со Скалозубом, видя в нём выгодного жениха для дочери…

В разговоре с Чацким, не понимая и половины того, что говорит собеседник, он смертельно пугается, полагая, что беседует с “карбонари” (то есть бунтовщиком), который “вольность хочет проповедать” и “властей не признаёт”, требует: “Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам”.

Он совсем не так глуп, Фамусов, поэтому он готов любыми средствами бороться за сохранение своего положения и своего образа жизни, он отстаивает своё право видеть жизнь такой и жить именно так.

Опасность его в том, что он готов именно что на всё, а может он пока что очень многое, пока что он и ему подобные – подлинные хозяева жизни, и противостоит им всего лишь один человек – Чацкий, который очень одинок в этом обществе, что бы ни говорили о “племянниках” и прочих, якобы исповедующих иные идеалы, но в доме Фамусова Чацкий по-настоящему одинок.

Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”

Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству “фамусовщины”.

В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь.

Бесспорно лишь то, что Чацкий – человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: “Служить бы делу, а не лицам…”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “И точно, начал свет глупеть”.

Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в “Горе от ума” образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени.

Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье.

Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены.

Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть.

Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, “с такой душой”, не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.

Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью…

Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос – он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого – это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни – любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”, но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому – для него, “вечного обличителя”, которому ни блестящий ум, ни умение “пересмеять всех” не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…

Молчалин

Система образов комедии построена таким образом, что автор даёт нам возможность увидеть “анти-двойников” Чацкого: это образы Молчалина и Репетилова. Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви, по-своему он очень сильная личность, которой удается многого добиться в жизни.

Но – какой ценой? Он свято соблюдает завет отца: “Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…”.

Он и угождает, даже с “плачевной нашей кралей” (такой называет Софью) ночи “почтительно” проводит, ведь она – “дочь такого человека”! Конечно, можно сказать, что для Молчалина такое поведение – единственно возможное с точки зрения достижения “степеней известных”, но ведь не ценой же потери чувства собственного достоинства их достигать?

Репетилов

Образ Репетилова воспринимался современниками как явная пародия на декабристов, что может показаться странным – если вспомнить об отношении автора комедии к ним и их идеям. Однако Репетилов очень похож на…

Чацкого, только на Чацкого, лишенного его ума, его чувства собственного достоинства, его умения вести себя так, как того требует его честь.

Комический двойник главного героя помогает лучше понять образ Чацкого в комедии “Горе от ума”, увидеть его сильные стороны и оценить их по достоинству, оставаясь при этом оригинальным и самобытным художественным образом, высмеивающим тех из сторонников декабристов, кто делу предпочитал “слова, слова, слова…”

Софья

Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи.

Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё “творение”, готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее “подачи” пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, – вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей – как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.

“Тема ума”

Особое место занимает в комедии “тема ума”.

“Горе”, которое принес Чацкому его несомненный ум, усугубляется тем, что в мире Фамусова господствует иное представление об “уме”: здесь ценится тот, кто умеет добиваться чинов и денег, поэтому дядя Фамусова, без конца падающий перед теми, кто “чины даёт”, почитается за образец мудрости, а умный Чацкий объявляется сумасшедшим… Быть мыслящим человеком в кругу тех, кто не понимает разницы между умом и хитростью, – вот удел Чацкого.

Авторская позиция

Образ автора, авторская позиция в комедии “Горе от ума” проявляется в первую очередь в создании образов-персонажей и основном конфликте комедии. Чацкий изображен с большой симпатией, его моральное превосходство, его победа над миром Фамусова говорят о том, на чьей стороне автор. Сатирическое изображение мира старой Москвы, его моральное осуждение также указывают на авторскую позицию.

Наконец, финал комедии, когда она превращается в трагикомедию (об этом говорилось выше) с точки зрения выражения авторской позиции также однозначно говорит зрителю о том, на чьей стороне автор. В комедии Грибоедова авторское начало выражается и в ремарках, и в речевых характеристиках образов-персонажей, во всем видна неповторимая личность автора одной из величайших комедий в русской литературе.

Как уже отмечалось, “крылатые фразы” из “Горя от ума” прочно вошли и в русскую литературу, и в русский язык. Само произведение также заняло свое место в русской культуре, что даёт основания говорить о народном характере комедии Грибоедова.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/griboedov_a_s/gore_ot_uma_analiz_proizvedenija_griboedova_obrazy_geroev/85-1-0-1692

Ссылка на основную публикацию