Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.
История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.
Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.
Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.
Инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.
Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.
Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.
Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.
Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.
Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.
Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.
Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.
Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:
- метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“;
- эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“;
- сравнения – “анчар, как грозный часовой“;
- инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.
В нем также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/anchar.html
Анализ стихотворения Пушкина Анчар 7, 9 класс
Данное стихотворение великий поэт написал в 1828 году, спустя два года после возвращения из ссылки. Пушкин по окончании заточения, надеялся, что его творчество в некоторой степени обретет свободу, однако этого не вышло.
Тайные шпионы царя продолжали слежку за поэтом, так же все его стихи подвергались жесточайшей цензуре.
Произведение «Анчар» по мнению многих исследователей направлено именно на обличение этой безграничной власти царя, который ради достижения цели не жалеет даже человеческих жизней.
С точки зрения жанра – это отличный пример баллады. В основе сюжета положена восточная легенда, о существовании на острове Ява опаснейшего дерева, ядом которого восточные правители отравляют свои стрелы, посредством чего одерживают победы в войнах.
С точки зрения описываемых событий, условно стихотворение можно разделить на две части. В первой представлен образ ядовитого дерева, во второй владыка, пославший к этому дереву своего покорного раба.
Примечательно, что и дерево и царь (как непосредственный представитель власти) обличают смерть для всего живого.
Стоит подробнее рассмотреть приемы и образы, используемые автором для подобного рода иносказаний. В первой строфе подчеркнута живучесть дерева, ведь оно выжило, не смотря на отсутствие влаги и изобилие жары.
Пушкин сравнивает его с часовым, который отмеряет время жизни для всего и всех в огромной вселенной. Это древо создала сама природа, как оплот своего гнева.
Подобно смерти, которая в случае военных действий непременно следует после взаимной агрессии и гнева обеих сторон.
Особо отметим, что рождено оно природой степи, которая выражает собой волю, свободу, независимость и жажду всего этого, словно в человеке, подчёркивает Пушкин. Его боятся и птицы и звери, даже царь зверей, обходит его стороной. Лишь ветер облетает его, и так же превращается в смертельный вихрь, несущий всему гибель.
Но для человеческого мира, для власти, нет ничего святого, и поэтому послушный раб отправляется на верную гибель. Как преданный пес, он умирает, свернувшись у ног своего повелителя, исполнив его непоколебимую волю.
Примечательно, что напротяжении всего стиха повелитель называется не славянскими наименованиями, и лишь в последней строфе мы замечаем отчетливое слово «князь», что непременно указывает на заявленное нами ранее осуждение именно повелителей России.
Анализ стихотворения Анчар Пушкина
Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году Александром Сергеевичем Пушкиным.
Произведение начинается пейзажем – описанием пустыни, которая уже задает читателю настроение. Пушкин описывает пустыню как нечто чахлое, скупое – безжизненное. Александр Сергеевич называет Анчар – грозным часовым, который стоит один. Становится ясно, что дерево – это символ вселенского зла, войны и разрухи.
Именно поэтому оно стоит в таком безжизненном месте как пустыня. Пушкин говорит о том, что Анчар был порожден в день гнева, что он несет в себе лишь смерть и разруху. Именно поэтому к нему не приближается ни птица, ни какое – либо животное. Анчар наполнен смертельным ядом, природа вокруг него вмиг умирает.
Даже вихрь мчится от этого дерева прочь, настолько он зол и страшен.
Для пущего эффекта, Александр Сергеевич показывает человека – слугу, который пошел к Анчару за ядом по велению своего правителя. Этим ядом владыка хотел написать стрелы и использовать их на войне. Это действие – символ жестокости человека к своему роду.
Образ тирании и господства богатых правителей. Раб, который принес своему покровителю яд, вскоре умер, а правитель даже не взглянул в его сторону. Вот она – бесчеловечность, унижение и принижение других людей, рабовладельческий строй.
Даже животные обходят это дерево стороной, а правитель послал такого же человека, как и он за ядом ради убийства своих врагов. Александр Сергеевич Пушкин пытается сказать, что человек не должен так относиться к другому человеку, что все мы равны и имеем одинаковые права.
Более сильные не должны повелевать более слабыми.
Пушкин заканчивает свое произведение упоминанием войны между людьми. Александр Сергеевич пытается сказать, что человек бездумно убивает себе подобных, не задумываясь о том, что он делает.
Ради власти, богатства, славы люди затевают войну, на которой на самом деле не выигрывает никто. Это несет лишь смерть и разруху.
И если вначале произведения символом зла и смерти является Анчар, то в конце им становится человек.
Анчар также является символом одиночества, стоящего во вселенной. Автор использует средства выразительности, которые наполняют стихотворение красками. Например, гиперболу (во всей вселенной), эпитеты (грозный часовой, песок горючий), сравнение (как грозный часовой), метафору (гибель разослал).Произведение написано ямбом и перекрестной рифмовкой.
В заключение можно сказать, что в своем произведении Пушкин поднимает важные темы и мотивы. Например, мотив одиночества и природы, а также взаимодействие природы и человека. Стихотворение Анчар – одно из величайших произведений, которое остается актуальным и по сей день.
7, 9, 10 класс
- Анализ стихотворения Фета Дождливое летоФет очень талантливый писатель, он всегда описывает природу, людей и все что есть на этой планете. Самое дорогое для него, это внутренний мир, которым писатель очень дорожит. В его произведении ” Дождливое лето” описывается погода которую он
- Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 классМолодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение,
- Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окномНи для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.
- Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 классЗнаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать,
- Анализ стихотворения Пушкина Элегия 10 классЭлегия – жанр, в котором автор подводит итог переживаниям сложных жизненных проблем. Она существовала ещё в Греции и Риме. В России её ввёл в моду Жуковский, и с тех пор этим жанром пользовались многие поэты.
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/anchar-7-9-klass
Анчар – краткий анализ стихотворения: история создания Пушкиным, жанр и основная мысль произведения
Лирическое стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал , находясь в Тверском имении Вульфов. Год создания произведения — 1828 -й. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь, великий поэт сочинял свое мятежно-философское произведение, которое облек в форму небольшого стиха.
В этом году за «неблагонадежным» Александром Сергеевичем была установлен секретный полицейский надзор, который привел к душевному разочарованию поэта и желанию противостоять цензуре. Что беспокоило поэта, когда он писал «Анчар», анализ стихотворения имеет глубочайший философский смысл.
Экзотическая сказка о вселенском зле
Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.
Важно! После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.
История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.
Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории.
В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.
Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.
Лексика
В описании аскетичной природы местности, где произрастает анчар, звучат трагические нотки одинокой судьбы и дикого вселенского ужаса:
«В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…»
Мрачная характеристика, представляющая читателю само дерево, слышится в парадоксальной фразе, описывающей это чудовищное растение: «зелень мертвая ветвей». Традиционно зелень символизирует процветание и жизненную силу, но зелень в кроне грозного Анчара несет мучительную смерть.
Поэт использует яркие художественные средства, с помощью которых иллюстрирует фатальную трагическую развязку легенды в стиле восточного фольклора.
Для этого он применяет архаичные старославянские выражения, усиливающие негативную торжественность и гнетущую эмоциональность текста:
- «вихорь черный»;
- «по бледному челу»;
- «лист его дремучий».
Древняя легенда, не имеющая названия, об источнике вселенского зла, растущем «на краю пустыни», написана Пушкиным в литературном стиле эпического философского сочинения. Некоторые эксперты жанр стихотворения называют балладой – песней, с драматическим развитием сюжета.
Смысловая линия
Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:
«А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы»
Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его коварных и агрессивных замыслах.
«И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом»
Активная позиция автора стихотворения – баллады заключается в мятежном противостоянии тиранической власти и покорностью массы рабов, которые считают эти взаимоотношения законными и приемлемыми.
Особенность сюжета
Сюжет стихотворения отражает личные представления Александра Сергеевича Пушкина о добре и зле, является типичной иллюстрацией гражданской лирики великого русского поэта начала девятнадцатого века.
Анчар, символизирующий смертельное зло, полезен для тирана, обладающего абсолютной властью, который использует покорного раба для уничтожения других людей.
Грозное дерево, «порожденное природой» в пустыне, символизирующее жизнь, становится источником смерти в руках властительного злодея и бессловесного раба – соучастника бесчеловечного преступления.
Построение композиции
В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.
В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:
- «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
- «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».
Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.
Главная тема
Центральный образ стихотворения – дикое одинокое дерево Анчар, растущее в пустыне и творящее погибель всему живому – и зверям, и людям.
Автор намеренно создает сильное эмоциональное напряжение с трагическим финалом, создавая иносказательное сопоставление опасного растения и тиранической власти.
Тема одиночества явно просматривается в описании дерева, порожденного природой в день гнева.
Произведение звучит как глубокая библейская притча, в которой заключен тайный смысл несправедливого угнетения деспота и раба с молчаливого согласия сторон.
Ритмический строй
Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.
Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар
Анализ стихотворения Анчар
Вывод
Стихотворение несет в себе философский смысл. В «Анчаре» Пушкин показал не только собственное видение добра и зла, тирании и рабства, но и создал живописный образ легендарного ядовитого древа, расширяющийся до символа зла вселенского масштаба.
Источник: https://uchim.guru/literatura/anchar-analiz-stihotvoreniya.html
Анализ стихотворения “Анчар” | Инфошкола
8 Сентябрь 2014 админ Главная страница » Link Просмотров: 4848
Стихотворение «Анчар» — один из ярких приме- ров философской лирики А. С. Пушкина. По форме и содержанию оно похоже на стихотворную притчу, В которой раскрывается природа существующего в мире зла, а также тема рабства и тирании. В основу положена легенда о смертоносном дереве анчаре.
Ядовитый сок этого дерева с незапамятных времён использовался для смазывания наконечников стрел, которыми восточные воины поражали врагов. Добывали этот яд, рискуя жизнью.
Стихотворение Пушкина можно было бы назвать красивой и мрачной средневековой балладой, однако в черновых вариантах поэт недвусмысленно прово- дил параллель между российским царём и грозным восточным правителем, отправившим на смерть невинного раба. Композиция построена на приёме антитезы (про- тивопоставления).
Стихотворение делится на две ча- сти: в первой рассказывается об анчаре, во второй — о человеческих взаимоотношениях. Вторая часть на- чинается с союза но, который ставит четкую раздели- тельную границу и обозначает резкий контраст. Главный поэтический образ стихотворения — ан-
чар, пропитанное ядом «древо смерти». Это мета-
фора гигантского, вселенского, космического зла. Анчар окутан тьмой: вокруг него крутится «вихорь чёрный », нет ни солнца, ни света. Он изображён в ореоле мрачного и грозного величия. Листья анчара тоже « дремучие » (тёмные). Он самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни. В мире раска- лённых песков он самый могущественный. Природа породила смертоносное дерево в «день гнева».
Это страшная ошибка, потому что сама природа сторо- нится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр ней- дётз — ужасное дерево изолировано от всего живого и естественного. Но это не останавливает могуществен- ного владыку, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет к анчару своего раба, зная, что посылает его на верную смерть.
В обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом. В черновиках стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, чтобы выразить противоестественность такого со- циального устройства. Не царь, не вождь, не князь, а « человека человек » посылает к смертоносному дереву.
Человек, который распоряжается не только свободой, но и жизнью другого человека, равного ему от природы. Однако страшно не только то, что тиран полностью властвует над жизнью своего раба, но и то, что раб воспринимает это покорно: он «по- слушно в путь потек » . Автор выносит приговор обоим — и тирану, и его рабу. Они оба виноваты в распространении зла.
Рабство — обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Рабство души, внутренняя нес в о бода помогают существованию зла. 36 Раб умирает, но яд, добытый им, принесёт погибель ещё многим людям. Так выражена автором главная идея стихотворения: зло порождает зло.
Роль вла- дыки во второй части произведения сходна с ролью анчара в первой — оба несут зло, причём князь за- имствует свою смертоносную силу у анчара: А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Анчар убивает всё живое в силу своих природных свойств, а князь — сознательно, злой волей. Так и общество, построенное на рабстве, порождает зло.
Контрастность и противопоставление пронизывает всё произведение: тьма — свет, свобода — рабство, жизнь — смерть. Ярче других в тексте прослеживается антитеза «владыка — раб». Она выражена эпитетами: (власт- ный взгляд; бедный раб; непобедимый владыка). Глаголы тоже подчеркивают это противопоставление (послал — потек).
Чтобы усилить напряжение, ав- тор вводит анафору (П рunёс он смертную смолу … Принёс — и ослабел и лёг). Иногда автор соединяет даже, казалось бы, проти- воположные понятия: например, в словосочетании «зелень мертвая ветвей» «зелень ветвей» объединена с эпитетом «мертвая » . В стихотворении использу- ются романтические средства поэтической вырази- тельности: мотив одиночества (Анчар … один во всей
вселенной); романтические эпитеты, передающие
драматичность и напряжённость (грозный часовой; лист дремучий). Романтические эпитеты служат и вы- ражению контраста (вихорь чёрный; пустыня чахлая и скупая; жаждущие степи; зелень мёртвая; бедный раб; непобедимый владыка). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритмику задают и анафоры (И зелень мёртвию вет- вей / и корни ядом напоила; И тот послушно в путь
потек / и к утру возвратился с ядом).
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-anchar/
Анализ стихотворения “Анчар”
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Анчар”
Время написания
Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь.
Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения “Андрей Шенье”.
Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения “Анчар”.
Тема
В “Анчаре” поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное “зло”, ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.
Главная мысль (идея)
Идейный смысл этого стихотворения – губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.
Поэтика
Жанр стихотворения – баллада. Стихотворный метр – четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.
Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.
Природа породила смертоносное дерево в “день гнева”. Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.
В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой – расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.
Этот образ – ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.
В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.
Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота – условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина – не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».
Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.
Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.
Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/a_s_pushkin_anchar/94-1-0-206
Анализ стихотворения «Анчар» Александра Пушкина
Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью.
Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства.
Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.
Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, является одним из таких произведений. Его конечный вариант вполне благопристоен и напоминает средневековую балладу. Однако до наших дней дошли черновики этого стихотворения, где недвусмысленно проводится параллель между российским царем и грозным восточным правителем, который отправляет на смерть ни в чем не повинного раба.
Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага.
Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара.
Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?
Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул.
В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины.
Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.
Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века.
По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство.
И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.
Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям.
И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению.
Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам.
При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.
Анализы других стихотворений
Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.
* Древо яда.
1828
Источник: https://45parallel.net/analysis/aleksandr_pushkin/anchar.html
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
Слайд 5
Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков — образ матери, создающей жизнь.
При этом в народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными.
Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».
Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе, к тому Космосу, в центре которого он стоит.
Основной образ второй строфы — образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери.
В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.
Этот образ возникает за строчками второй строфы: «Природа жаждущих степей…» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).
Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы.
В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами.
Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/11/lingvisticheskiy-analiz-stikhotvoreniya-aspushkina-anchar
Анализ Стихотворения «Анчар»
Стихотворение «Анчар».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Анчар» было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа «Раскаяние». Интересно заглавие стихотворения. Анчар — это ядовитое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.
Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение «Анчар» было написано спустя три года после поражения восстания декабристов, и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское самодержавие (орфоэпическое, текстуальное сходство «анчар — «а царь»). Основной пафос стихотворения — борьба против рабства и деспотизма.
В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть — это страшный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть — описание человеческих отношений, отношений «раба» и «владыки».
Если мир природы разумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то человеческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновременно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти.
Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться — «яд каплет сквозь его кору», следующий круг — ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг — ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек — «бедный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:
А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: многочисленные эпитеты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).
Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Воображение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штрихами, и оно само уже рисует остальное.
Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, — хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называется силой стиха.
Сила эта состоит в том, что в данной комбинации слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме».
Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контексте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Сибирь», стихотворение «Арион».
Здесь искали:
- анализ стихотворения анчар
- анчар анализ стихотворения
- анализ стиха анчар
Источник: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-anchar/
Анализ стихотворения А.С .Пушкина «Анчар»
Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда.
Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…».
Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план.
Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
В пустыне все мертво, неподвижно:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.
Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.
Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности.
Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее.
Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой».
Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями…
Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб».
Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» – «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».
В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она выражается эпитетами: «властный взгляд» – «послушно», «бедный раб» – «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» – «потек». В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях.
Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя.
Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство – лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины.
Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/raznoe/6431-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina-anch
«к нему и птица не летит. . . » (анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»)
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ______________________________________
УДК 821.161.1.09 (Пушкин А.С.) ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4
А.М. Сапир
Мэйн, США
«К НЕМУ И ПТИЦА НЕ ЛЕТИТ…»
(Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»)
Аннотация. В статье рассматривается конфликт, присущий человечеству, разделённому на «бедных рабов» и «непобедимых владык».
В центре внимания образы и тропы, которые делают этот конфликт содержанием художественного мира стихотворения: образ анчара – «древа яда», звуковая аранжировка; контраст и сходство между «бедным рабом» и «непобедимым владыкой».
Рассматривается также пафос стихотворения, который видится в неприятии Пушкиным деспотии и рабства, в одинаковой степени являющихся орудиями смерти.
Ключевые слова: Пушкин, «Анчар», звуковая аранжировка, «бедный раб» и «непобедимый владыка», «древо яда», деспотия и рабство, вечный конфликт.
A.M. Sapir
Maine, USA
“K NEMY I PTICA NE LETIT…”
(Analysis of the A.S. Pushkin's poem “Antiar”)
Abstract: In the article the author discusses an everlasting conflict between “poor slave” and “unconquerable lord” inherent to humankind.
Tropes and images, wich reveal the conflict in the heart of the poem’s poetic world (an image of the antiar as “poisonous tree”); a sound arrangement of the poem; the contrast and similarity between “poor slave” and “unconquerable lord” are in the spotlight of the article.
Besides, the author analizes the vtaning of the poem, wich is in Pushkin’s rejection of despotism and slavery as weapons of death.
Keywords: A. Pushkin, “Antiar”, sound arrangement of the poem, “poor slave” and “unconquerable lord”, “a poisonous tree”, slavery and despotism, everlasting conflict.
«Анчар» – одно из самых известных стихотворений зрелого А.Пушкина.
Впервые оно было опубликовано в альманахе «Северные цветы» на 1832 г. (в конце декабря 1831 г.). Бессменным редактором издания был А. Дельвиг, но этот номер альманаха был подготовлен и выпущен А. Пушкиным после смерти А. Дельвига – как дань памяти самому близкому и задушевному другу, которого Пушкин ценил к тому же и как поэта, и как редактора…
Напомним текст стихотворения.
Анчар*
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила,
И зелень мёртвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру Г устой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный На древо смерти набежит -И мчится прочь, уже тлетворный.
И, если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек,
И к утру возвратился с ядом.
Принёс он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу Струился хладными ручьями. Принёс – и ослабел и лёг Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
* Анчар – древо яда (примечание А. Пушкина) [Пушкин 1957: 82-83]
Публикация стихотворения имеет свою историю. Вопросы времени и места написания, последовательности публикации проанализированы выдающимися пушкиноведами: Н.В. Измайловым,
Д.Д. Благим, Ю.М. Лотманом и др., имевшими возможность держать в руках и исследовать черновики Пушкина.
Пушкиноведы яростно спорят о том, почему возникла и возобладала традиция печатать слово «князь» в последней строфе стихотворения вместо слова «царь», как было напечатано в альманахе (в первой публикации) и спустя несколько дней в отдельной брошюре (во второй публикации, обе одобрены общей цензурой). Спорят о том, сам ли Пуш-
кин внёс поправку, и было ли это актом творческой воли, как считает Н.В. Измайлов, или было сделано под давлением власти предержащей в лице Бенкендорфа, как считает Д.Д. Благой.
Наконец, есть третий вопрос, разделивший пушкинистов: влияет ли и, если влияет, то как, эта замена на общий замысел стихотворения.
Свою точку зрения на поставленные вопросы я выскажу и постараюсь обосновать в ходе анализа стихотворения.
Испросив «соизволение» общей цензуры на публикацию стихотворения, написанного ещё 3 года назад, Пушкин не «испросил высочайшего (выделено мной – А.С.) позволения на неё», что вызвало раздражение шефа жандармов Бенкендорфа, бывшего посредником между императором Николаем I и поэтом.
Его нападки и придирки были, как всегда, «оскорбительными выговорами и грубостью»1. Насторожило власть слово «царь». Пушкину в очередной раз пришлось оправдываться и объясняться. Мне представляются убедительными рассуждения Д.Д.
Благого о том, что сам Пушкин из двух вариантов, существовавших на равных в черновиках, – «князь» и «царь» – предпочитал второй. Слово, раздражившее власть, он вынужден был заменить. Но, пойдя на эту замену, он протестовал против примитивного истолкования его стихов, как политических аллюзий.
Об этом свидетельствует черновик письма, адресованного Бенкендорфу: «…обвинения в применениях (sic) и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом дерево (выделено Пушкиным – А. С.) будут разуметь конституцию, а под словом стрела (выделено Пушкиным – А.С.
) самодержавие» [Пушкин 1935: 70]. И действительно: вся работа над черновиками, над кристаллизацией замысла, шла в ином направлении. Об этом речь ниже.
Существуют споры и об источниках стихотворения, о том, каким образом легенда о «древе яда» стала достоянием поэта.
Среди литературных источников называют имена Байрона, упоминавшего подобном растении, малоизвестного английского драматурга Джорджа Кольмана, написавшего пьесу «Древо яда», некоего Эразма Дарвина и Кольриджа – в связи с тем, что в одной из черновых рукописей Пушкин предпослал стихотворению в качестве эпиграфа слова из его трагедии «Озарио» (впоследствии получившей название «Раскаяние»): «It is a poison-tree that pierced to the inmost Weeps only tears of poison», – который был снят при напечатании (В переводе Д. Благого эпиграф звучит так: «пронизывающая отрава», исходящая от дерева яда, «плачущего только ядовитыми слезами»). Но, скорее всего, Д.Д. Благой прав, полагая, что у всех названных поэтов, в том числе и у Пушкина, был общий источник: сообщение врача голландской Ост-Индской компании Ф.П. Фурша (Foersh) о древе яда, растущем на острове Ява. Оно было опубликовано в 1783 г. в распространённом английском жур-
1 Такими словами после гибели поэта охарактеризовал В.А. Жуковский в черновике письма к шефу жандармов Бенкендорфу тон его писем к Пушкину и разговоров с поэтом [Скрын-ников 1999: 308].
нале «London Magazine» и многократно переводилось на другие языки. На русском языке оно печаталось в двух периодических изданиях, имевшихся в библиотеке Пушкина [Благой 1967: 190-193].
Пушкин был знаком и с теми статьями, где говорилось о том, что Фурш преувеличил ядовитость дерева смерти. В одной из подобных статей, напечатанной в «Петербургской газете», Пушкин почерпнул ботаническое название дерева яда – «Upas Antiar, или Antiaris Toxicaria».
Это название зафиксировано в его черновиках, а название, под которым нам известно стихотворение, AНЧAP, принадлежит самому Пушкину.
Но, даже зная о том, что анчар не столь ядовит, как сообщает о том Фурш, Пушкин, во-первых, воспользовался его статьей как документом, а во-вторых, в стихах он усиливает ядовитость растения по сравнению даже с описанием Фурша.
Можно предположить, что уже на начальной стадии работы над образом «древа яда» Пушкина увлёк «звукообраз» (выражение Д. Благого) названия -A Н Ч A P (сочетание согласных Н – Ч – P ).
Для понимания стихотворения имеет значение и вопрос о душевном состоянии поэта в период написания стихотворения. Paбoтa над ним была начата, как показывают черновики, в конце августа – в начале сентября. Под стихотворением стоит дата окончания – 9 ноября 1828 г. и место написания -Малинники. Здесь, в Тверском поместье Вульфов, Пушкин живёт с октября до декабря (в начале января 1829 г. он снова посетит Малинники, откуда отправится в Петербург). Годы 1826-1829 ознаменовались частыми перемещениями Пушкина, «охотой к перемене мест, весьма мучительным свойством», «добровольным крестом» немногих. «Кривая» его маршрутов напоминает температурную кривую больного лихорадкой, и это не случайно. Душевный непокой гонит его с места на место, заставляет подавать прошения с просьбой уехать в длительное путешествие – за границу или на Кавказ. На все просьбы он получает отказ и, наконец, без разрешения едет в 1829 г в действующую армию. Он бежит от неразрешимых противоречий, от двусмысленности своего положения. Поэт, обласканный самим Николаем I и названный «умнейшим человеком Poccии» во время аудиенции 1826 г., казалось бы, огражденный от нападок цензуры, поскольку царь вызвался быть его цензором, чем далее, тем более становился зависимым от мелочной и неумной опеки Бенкендорфа, от попыток привлечь его гений на службу «царю и отечеству», от непрерывной слежки и донесений, в результате которых одно за другим возникали подозрения в неблагонадёжности или «афеизме» и велись следствия: то по поводу авторства «Гаврилиады», то по поводу обстоятельств написания стихотворения<\p>
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-nemu-i-ptitsa-ne-letit-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-anchar